Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Ларец кашмирской бегюмы


Ларец кашмирской бегюмы

Сообщений 571 страница 580 из 638

571

Dimitriy написал(а):

Как их пробивали, если в самом большом вентиляционном канале не развернуться? Какие-нибудь иномировые камнееды?

Разумно, хотя вряд ли кто-нибудь обратит на это внимание.

Керосиновые лампы, предусмотрительно взятые с собой, пришлось погасить. Проку от них всё равно было немного – тоннель прямой, как стрела, а немногие боковые шахты были надёжно перекрыты решётками. 
Перегородки имелись и в главном стволе – и тут Николай порадовался, что позволил О'Фланнигану спускаться первым.  Ирландец сам ставивший решётки, легко справился с запорами, орудуя куском проволоки и складным ножом.

Отредактировано Ромей (19-03-2019 21:59:10)

+1

572

Dimitriy написал(а):

Как их пробивали, если в самом большом вентиляционном канале не развернуться? Какие-нибудь иномировые камнееды?  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

Зачем? Это могут быть естественные пустоты карстового происхождения (если известняк). А если порода вулканическая - оставленные прорывающимися из лавы газами. Перегородки между которыми пробиваются в исследовательских целях буром, для формирования вентиляционного ствола - киркой и динамитом попеременно.

// На вулканах, извергавших жидкую (базальтовую) лаву часто встречаются и хорошо описаны лавовые тоннели, они же лавовые трубки. Вполне возможно чередование вертикальных рукотворных колодцев и горизонтальных участков этих самых трубок.

0

573

Пусть уж будет, как есть. Несущественно.

0

574

Такие же перегородки имелись в главном канале.  Николай порадовался, что О'Фланниган  спускается первым – ирландец когда-то их монтировал, и теперь легко расправлялся с запорами  при помощи куска проволоки и складного ножа. Хуже всех пришлось здоровяку-негру: он с трудом протискивался мимо распахнутых решёток, изодрав рубаху и в кровь рассадив спину и плечи. В данный момент О'Фланниган, судя по доносившемуся побрякиванию и скрипу, возился с очередным препятствием.
- Слышь, вашбродь, верёвка нужна!
Николай вжался спиной в стену тоннеля, кое-как извернулся, отцепил от пояса моток каната и пропихнул вперёд. Ожидание затянулось – минуты текли медленно, вязко, как жидкая смола, а они всё не двигались.
Впереди раздалась возня, её заглушил протяжный скрип.
_ Слыш, Курбатов, что он делает?
- А пёс его знает, вашбродь! Велел держать верёвку. Кажись, колодец вниз пошёл…
- Оhh shit..!
Ноги казака дёрнулись, к английским проклятиям добавилась матерная брань. И - глухой удар от падения тяжёлого тела.
- Что там у него, Курбатов?
- Мабуть, сорвался! Но, видать, там не шибко глыбо̀ко, я его слышу, живой…
Тоннель впереди осветился – но свет исходил не от лампы О'Фланнигана, а откуда-то снизу..   Курбатов закопошился, и в физиономию Николаю ткнулся кончик каната.
- Вашбродь, он мне рукой машет, зовёт. Просуньте верёвку задним – пущай хватаются и держат крепко, штоб мне ненароком не сверзиться. Как спущусь - подёргаю, тогда и вы...
И полез вперёд. Николай вцепился в верёвку, гоня прочь непрошенную мысль: если уж ловкий, как кошка, казак, которому нипочём были узкие карнизы «тропы йети», боится сорваться, то каково придётся ему самому?

***
Центральный зал каземата-лаборатории, куда, если верить О'Фланнигану, и вывела их вентиляционная шахта, оказался просторным, круглым, футов ста в поперечнике, залом с потолком в форме полусферы. Николай провёл рукой по стенам – они были гладкие, словно оплавленные. Миллионы лет назад в массе кипящей лавы образовался огромный пузырь раскалённого газа, а когда огненная каша остыла и затвердела, став камнем - образовал в массиве вулканического базальта эту полость.
Стальные тавровые балки, соединённые могучими заклёпками, поддерживали свод, сходясь в центре, подобно спицам гигантского зонтика. С балок свисали матовые стеклянные шары размером с небольшой арбуз, а в промежутках, в своде,  на высоте в три человеческих роста зияли квадратные вентиляционные отдушины, прикрытые металлическими решётками.
Через одну из этих отдушин  они и проникли в зал-лабораторию. О'Фланниган легко вскрыл запор и начал спускаться по канату, но не удержался - сорвался, грохнулся на каменный пол и сильно расшиб ногу. За ним спустились Курбатов, Николай и остальные. К счастью, обошлось без новых коллизий, только негру-любителю ножей, который полз последним, пришлось прыгать. Решётка, раскуроченная ирландцем, висела на одной петле и не выдержала бы самого малого веса, а больше привязать канат было некуда.
Это вызывало тревогу: путь через вентиляцию был если не отрезан, то изрядно затруднён необходимостью добираться до потолочной отдушины. Может, надо было оставить одного человека наверху? Если придётся уходить тем же путём – он подержит верёвку, по которой смогут подняться другие члены отряда. Чуть позже Николай сообразил, что ничего бы из этого не вышло: развернуться в узком лазе невозможно, а проделать обратный путь, включая вертикальный участок, пятясь задом наперёд, не сумеет и цирковой акробат.
Он осмотрелся. Лаборатория была загромождена незнакомыми машинами и приборами - при слабом свете ручного фонаря удалось определить назначение лишь некоторых из них. Прежде всего, бросались в глаза продолговатые баки  из зелёного, мутного до непрозрачности стекла, расставленные по всему залу. Размерами они сильно разнились -  те, что поменьше, едва достигали восьми футов в высоту, крупные чуть ли не упирались в каменный свод.  Вместе эти баки до того походили  то ли на стоячие камни древних менгиров, то ли на содержимое египетских гробниц, что Николай немедленно окрестил их  "саркофагами".
Внутри «саркофагов» что-то ритмично пульсировало и шевелилось. По полу змеились гуттаперчевые и металлические шланги, ведущие от них к занимавшему середину зала загадочному сооружению из стеклянных колб, медных баков и хаотически переплетённых труб с россыпями манометров и штурвалами запорных вентилей. От него по залу распространялась осточертевшее амбрэ питательной смеси - такое густое, что его, казалось, можно было резать ножом. Николай положил ладонь на бок ближайшего медного бака: металл был тёплым, почти горячим, и дрожал, будто в глубине установки бился тяжкий механический пульс.
По периметру зала стояли узкие шкафы с фарфоровыми грибками-изоляторами наверху. Провода тянулись от этих грибков к "саркофагам" и шарам на потолке. Николай похолодел, увидав, что оголённая медная жила проходит впритирку с балкой, за которую он схватился, выбираясь из вентиляционной отдушины. Еще бы полдюйма правее -  и кто знает, чем это закончилось бы …
По стенам заметались жёлтые отсветы, заколыхались тени.  Его спутники разбрелись по залу: заглядывали за шкафы с оборудованием, выдвигали ящики лабораторных столов, приникали к стеклу «саркофагов», силясь различить хоть что-нибудь в зеленоватой мути. Впрочем, любопытство не заставило ихзабыть об опасности – оружие все держали наготове, и только Цэрэн расхаживал со своим посохом, будто и не находился в самом сердце владений злодея Моро.
Юбер, единственный из всех, направил своё любопытство в практическое русло.  Изучив большую панель, усеянную лампочками и шкалами измерительных приборов, он передвинул ползунок на катушке, намотанной из медной проволоки, повернул  круглую эбонитовую ручку-регулятор и,  чуть помедлив, дёрнул за рубильник.  Раздался треск, посыпались искры, пахнуло грозовой свежестью  - и шары под потолком вспыхнули ослепительно-белым светом. Одновременно загорелись встроенные в загадочные баки лампы, высвечивая их содержимое.
Даже Николай, привычный к светильникам и прожекторам начала двадцатого века, не удержался от удивлённого возгласа – что уж говорить о его спутниках? Свече накаливания профессора Яблочкова предстояло появиться только через два года, да и могло ли сравниться её тусклое свечение с сиянием электрических шаров?
Понадобилось не меньше минуты, чтобы глаза привыкли к новому освещению.  Тьма спряталась в узкие закоулки между шкафами с приборами и «саркофагами», стали видны надписи и значки на шкалах и циферблатах. Но на них никто не смотрел – взгляды всех, кто находился в лаборатории, были прикованы к «саркофагам».
Казалось бы, после вскрытия «человека-геккона» Николая сложно чем-то потрясти, но сейчас он едва сдержал рвотный позыв. Юбера вывернуло на пол прямо перед баками. Ирландец оказался покрепче – он успел зажать ладонью рот и юркнуть за ближайший шкаф с приборами. Негры недоумённо смотрели на белых товарищей по оружию. То ли нервы у этих детей Африки оказались крепче, то ли в неволе они успели насмотреться и не на такое…. Курбатов тоже не оплошал: заглянув в «саркофаг», он скривился от отвращения, сплюнул  и выдал замысловатую, насквозь похабную тираду, детально описывающую сомнительные привычки матушки  доктора Моро. Что касается Цэрэна, то монах взирал на содержимое баков с невозмутимостью натуралиста, разглядывающего препарированную лягушку.
http://sh.uploads.ru/t/kgd2z.jpg
http://sh.uploads.ru/t/fLKlN.jpg
http://sh.uploads.ru/t/nwaKc.jpg

Отредактировано Ромей (21-03-2019 06:10:12)

+5

575

"Последнему в негру, любителю ножей, пришлось прыгать, и его ловили руками  – лёгкая проволочная сетка не выдержала бы даже небольшого веса, а больше привязать канат в тоннеле было не к чему."- в явно лишнее.

0

576

Ромей написал(а):

К нему примешивался еще один аромат, незнакомый, тревожный. Так пахнет после сильной грозы. И точно так же – Николай отчётливо,до озноба по коже вспомнил - пахло возле работающей установки-апертьёра...

Озоном долго (точнее, на приличном расстоянии от источника) пахнуть не может. Просто по его химическим свойствам.

0

577

Ромей написал(а):

Пусть уж будет, как есть. Несущественно.

Однако у читателей будут возникать закономерные вопросы - как сделали вентиляционную шахту?

Может, вставить где фразу что де пролезая в очередной лаз Николай понял - гора была полна пустотами как голландский сыр - дырами. И Фланниган со своими товарищами пробили узкие (для экономии усилий) ходы между этими полостями.

Ромей написал(а):

Бросались в глаза продолговатые баки высотой в полтора человеческих роста, из зелёного, мутного до непрозрачности стекла – они торчали по всему периметру зала, стоймя, словно камни древних менгиров. Николай немедленно окрестил их "саркофагами".

Нелогично. Саркофаги традиционно лежачие. Тут или другое слово надо подобрать или добавить обоснуй. И - если стекло было мутное и тёмное, то как потом ваши герои разглядели содержимое? Может, как переформулировать? "Бросались в глаза огромные, в полтора человеческих роста, банки из зелёного стекла с мутным содержимым. Они стояли по периметру зала как камни древних менгиров".

Ромей написал(а):

Даже Николай, привычный к электрическому освещению двадцатого века, не удержался от удивлённого возгласа – что уж говорить о его спутниках?  Свече накаливания профессора Яблочкова лишь предстояло появиться через два года, да и могло ли сравниться свечение его примитивных каолиновых ламп  с этим сиянием?

Во-первых, свеча Яблочкова - тоже дуговая. Во-вторых, каолиновая лампа не могла самостоятельно запуститься, ей, как и штифту Нернста, нужен предварительный разогрев до красного каления.

Правдоподобней были бы ацетиленовые фонари или фонари с калильными сетками (в описываемый период - тальботовы лампы)

0

578

Коллега, не тот случай, когда нужны заклёпки. Аналогии у человека возникают не вполне точные и нередко - достаточно хаотичным лобразом. Скажем, видел он в музее стоящий у стены саркофаг - вот и отложилось в памяти.
Что до вентиляционных ходов - уже поправил, если посмотрите.

0

579

перезалил с изменениями

0

580

Небольшое дополнение к предыдущей главе касательно О'Фланнигана

Я перечислил восьмерых участников этой отчаянной диверсии? На самом деле, есть ещё один, без которого она вовсе не состоялась бы. О'Фланниган, приятель Юбера, клянётся, что знает способ незаметно проникнуть в подземелья Моро. Надеюсь, так оно и есть - прямой штурм каземата будет стоить большой крови.
О'Фланниган, приятель Юбера, клянётся, что знает способ незаметно проникнуть в подземелья Моро. Надеюсь, так оно и есть, ведь прямой штурм каземата будет стоить нам большой крови.
Впрочем, я  ему верю. У ирландца есть личный мотив ненавидеть Моро. За месяц до нашего появления на острове Ноубл, из Диксиленда переправили очередную партию «человеческого материала». Кроме негров-невольников в ней было несколько европейцев – по словам сопровождавших «живой товар» охранников, это были пленные солейвильцы, захваченные во время одной из вылазок. И в их числе – женщина, лет примерно двадцати пяти, француженка, как и большинство сторонников Саразена.
Не знаю, чем бедняжка прогневила Тэйлора -  О'Фланниган намекал, что она отказала в благосклонности одному из его приближённых, - но несчастную приговорили к той же участи, на которую позже обрёкли Криврошеина: женщине предстояло стать «кротом», подземным рабом, навсегда запертым в живую клетку из чужеродной плоти.
Я уже упоминал об рациональной организации производства в сборочном цеху? Это в  полной мере относится и к «биологической фабрике», производящей монстров. Очередную партию «сырья»  две недели выдерживали в карантине – Моро опасался, что несчастные могут занести в его лабораторию какую-нибудь заразу, - и лишь потом отправляли на «переработку».
Во время карантинной отсидки О'Фланниган и познакомился с Мари – так звали пленницу. Её муж, один из защитников Парижской Коммуны, погиб на баррикаде, и она бежала в  Солейвиль в самый последний день боёв.  Если так, то я мог с ней встречаться – тогда, в мае семьдесят первого, на фабричном дворе...
Я не стал расспрашивать, как ирландец сблизился с француженкой. Возможно, несчастная разглядела в нём человека, втайне ненавидящего её мучителей? Или  - последнюю надежду на спасение?
Увы, надежда не оправдалась. О'Фланниган готовил побег своей подруги, даже сумел украсть шлюпку, на которой они могли бы покинуть остров. Но не успел: за день до намеченного срока пленников под охраной отправили в лабораторию Моро. О том, что ждало там Мари, он боялся даже думать.

Отредактировано Ромей (21-03-2019 16:30:39)

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Ларец кашмирской бегюмы