Старший матрос написал(а):Дело осложнялось тем, что он не слишком точно помнил схему искрового передатчика и детекторного приемника. Так, в школе проходили…
В школе её не проходят. Разве что учитель - редкий энтузиаст.
Далее, телефон Белла тогда был ещё новинкой (патент - 1876 года), технически несовершенной (угольный микрофон ещё не изобретён). Есть, конечно, вероятность найти его в обозе телеграфного парка.... Но куда вероятнее найти телефон в богатом имении или столичном доме. У первых образцов дальность связи была десятки и сотни метров и их рекламировали как средство общения с прислугой тем, кто не желает её часто видеть (сейчас это называется внутренним телефоном).
Детектор из графита (а точнее пары графит/сталь) давно и хорошо забыт по причине его низкого качества. С современной точки зрения в паре графит-сталь детектором выступает всё-таки окись железа, образующаяся на бритвенном лезвии в процессе его закалки (гуглить/яндексить по "цвета побежалости"). И надо искать карандашом место где эта плёнка не содрана при заточке, достаточно тонка, чтобы что-то проводить и достаточно толста, чтобы обладать нужными свойствами. Скучающие солдаты в окопах Первой Мировой, говорят, ухитрялись делать то же самое со ржавыми бритвами... Пруф (на английском): http://sci-toys.com/scitoys/scitoys/rad … radio.html
Вот из пирита (сульфида железа) его сделать можно, как и из сульфидов и оксидов некоторых других металлов. А применялся этот пирит в качестве кресала для добывания огня.
Подробности из журнала "Радиолюбитель" 1924 года:
Всякий радиолюбитель, слушавший хотя бы один раз радиопередачу на своем приемнике, знает, какое значение имеет в радиоприеме детектор. Плохой детектор (с малым числом чувствительных точек или со слабой чувствительностью) — при радиоприеме — сплошное мучение. Между тем любителю, особенно провинциальному, сплошь да рядом не приходится даже мечтать о хорошем кристалле для детектора, — ему лишь бы достать хоть какой-нибудь. К сведению таких любителей: заостренный графит (лучше всего от карандаша №3), опирающийся на поверхность ножика от безопасной бритвы "Жилет" (или на полированную поверхность любого куска стали) может служить детектором; правда, это детектор неважный — но зато доступный всякому.
Всякий детектор, как известно, состоит из пары разнородных кристаллов или из кристалла и проволочки, которые слегка прикасаются друг к другу или, как говорят, образуют слабый электрический контакт (соединение, касание). Действие детектора основано на свойстве детектирующего контакта выпрямлять электрический ток: переменный ток может пройти через такой контакт только в одном направлении (скажем, от проволочки к кристаллу): в обратном направлении он пройти не в состоянии. Так как далеко не все точки поверхности кристалла обладают этим выпрямляющим свойством, то правильно устроенный детектор должен иметь такое устройство, которое позволяет менять точку касания и степень нажатия проволочки на кристалл.
...
И самое печальное, что Генрих Герц ещё только начал работать над электромагнитными явлениями. Правда, в лаборатории Гельмгольца, но только-только начал. Пруфы в Вики и на FB.ru
Правдоподобная последовательность событий мне представляется такой.
Ещё в нашем времени Будищеву повезло с учителем физики. Молодой, не выгоревший ещё педагог рассказывал о физических явлениях горячо и артистично, а уж из немногочисленных опытов устраивал цирковое представление. Например, собирал на глазах у школьников искровой передатчик. Не такой, как у Попова или Маркони, скорей похожий на то, что было у Генриха Герца. И объяснял и общий принцип и разные мелкие детали.
А детали эти такие:
Чтобы не тратить время и силы на настройку, приёмная и передающая антенны должны быть по возможности идентичны. Герц делал рамки, с современной точки зрения логичней сделать простейшие резонансные диполи - отрезки провода в половину длины волны. Симметричному диполю, кстати, заземление не нужно.
В разрыв передающего диполя включается искровой разрядник, в разрыве принимающего - детектор. Как телемастер, ставивший разные антенны, Будищев такой диполь сделает с закрытыми глазами из спичек и желудей достаточно жесткой проволоки. Изоляторы - стеклянные бутылки или даже пузырьки. Ещё электрики должны помнить, что изоляторы - керамика (не всякая, только белая), мрамор, янтарь, канифоль...
Заинтересовавшемуся идеей беспроволочного телеграфа (опять "граф"!) Нилову Будищев должен нарисовать схему искрового передатчика и детекторного приёмника - авторитет его высок, но не настолько, чтобы верить на слово.
И дать объяснения примерно такие: "Вот эти два штыря образую передающую антенну. На них подаётся высокое напряжение, отчего в разряднике проскакивает искра, возбуждающая в антенне электрические колебания. Эти колебания возбуждают электромагнитные волны, распространяющиеся во все стороны. Приёмная антенна собрана из таких же стержней, чтобы колебаться в резонансе с передающей антенной. Но у неё вместо разрядника кристаллический детектор. Он в одну сторону проводит электрический ток, в другую нет. И когда в антенне появляется напряжение высокой частоты, на детекторе появится постоянное напряжение, которое пойдёт в телефон. Когда в передатчике проскочит искра, в телефоне будет слышен щелчок..."
Нилов по тексту физику знает что есть такая наука и есть её преподаватели в Морском Корпусе, снесётся с ними по телеграфу, узнает что электромагнитная индукция есть (опыты Эрстеда и Фарадея), электромагнитные волны предполагаются Максвеллом, но экспериментально ещё не обнаружены, при удаче - что Генрих Герц это новый ассистент профессора Гельмгольца, работающий как раз над проблемами электричества и магнетизма. И даст Будищеву карт-бланш и волшебного пенделя.
Эксперименты лучше проводить в большом городе - там легче достать необходимые материалы и гимназию можно ограбить на предмет катушки Румкорфа и к Гесе поближе.
Передатчик в результате будет выглядеть примерно так: гальваническая батарея, от которой через телеграфный ключ подаётся питание на катушку Румкорфа (если ГГ ограбит гимназию) или зуммер и самодельный повышающий трансформатор (если не ограбит), откуда высокое напряжение через дроссели пойдёт на передающую антенну и, главное, искровой промежуток в ней. Что-то вроде "Высокочастотные дроссели Дмитрий сделал бескаркасными, как учитель в школе. Просто намотал толстую жесткую проволоку на деревянную оправку, а потом аккуратно снял. Разрядник собрал из двух массивных бронзовых цилиндров, концы которых закруглил напильником, так что несчастный владелец часов теперь ни за что не узнал бы в них украденную у него гирю. Как изоляторы для крепления плеч антенны были использованы пустые коньячные бутылки, которые в изобилии поставлял мичман (или уже лейтенант?) Нилов. Вид получившейся конструкции Нилова неизменно веселил, но получилось достаточно жестко и прочно и можно было переставлять антенну с места на место не сбивая настройку.... Приемная антенна была собрана аналогично, но вместо разрядника у неё был детектор, с которым Дмитрий мучился дольше всего. В принципе это был кусочек пирита, закрепленный в бронзовой оправе наподобие драгоценного камня. Как Будищев убедил ювелира сделать это, да ещё и в нескольких экземплярах - отдельная и длинная история. В этот кусочек упиралась щёточка из медных проволок на пружинистой бронзовой лапке с регулировочными винтами работы того же ювелира. Гибкими проволочками детектор был подключён к штырям антенны, к которым через дроссели подключался телефон... ".
// Мысль в тему - за создание беспроволочного телеграфа Будищев получит титул (если повезёт), а скорее прозвище "теле-граф".
Получившаяся конструкция будет работать на коротких и даже ультракоротких волнах, то есть дальность связи будет десятки и сотни метров по прямой - сквозь холм или железную крышу работать не будет. На вопрос о дальности радиосвязи Будищев, если он хорошо помнит физику и практику радиосвязи* ответит примерно так - это установка очень примитивная и маломощная, хорошо если через квартал работать будет. Но если сделать антенну большую, растянуть её на корабельной мачте или вышке, и передатчик запитать не от гальванической батареи, а от динамомашины в несколько лошадей, то можно будет услышать её за десятки вёрст. В приёмнике, опять-таки, многое нужно усовершенствовать..."
*) Телевизионные мастера часто пользуются портативными рациями, когда налаживают антенну на крыше и вообще технику на разных концах длинной кабельной линии
Только после этого Будищева потащат в Петербург, а в тамошнем климате Геся очень рискует нажить себе чахотку...