Замечу, что о методах, которыми будет вестись гражданская война, в 1917 году можно было судить по методам, которыми давили первую революцию - 1905 года. А методы эти включали в себя стрельбу по мирной демонстрации ("кровавое воскресенье"), широкое применение артиллерии (подавляя вооруженное восстание в Москве, войска израсходовали свыше четырехсот снарядов) и вообще методы, для современных читателей ассоциирующиеся с фашистской оккупацией.
Цитата из В.Г. Короленко "Сорочинская трагедия" (специфическое произведение - скомпонованные в единый очерк газетные статьи, открытые письма, материалы уголовных дел; напоминает современные интернет-форумы - "лист 216" это такая гиперссылка XIX века на уголовное дело):
19 декабря помощник исправника Барабаш приехал в Сорочинцы во главе сотни казаков. Он виделся с арестованными и, как говорят, уступая их убеждениям, обещал ходатайствовать об освобождении Безвиконного и отошел с отрядом. Но затем, к несчастью, он остановился на окраине, разделил свой отряд, сделал обходное движение и опять подъехал к толпе. Произошло роковое столкновение, подробности которого установит суд. В результате смертельно ранен помощник исправника, смертельно ранено и убито до двадцати сорочинских жителей.
Известно ли вам, г. статский советник Филонов, при каких обстоятельствах погибли эти двадцать человек? Все они убивали исправника? Нападали? Сопротивлялись? Защищали убийц?
Нет. Казаки не удовольствовались рассеянием толпы и освобождением пристава. Они кинулись за убегавшими, догоняли и убивали их. Этого мало: они бросились в местечко и стали охотиться за жителями, случайно попадавшимися на пути.
Так, именно, около дома г-на Малинки был убит сторож Отрешко, мирно обметавший снег около хозяйского крыльца {Показания: свящ. Греченко (лист дела 215): "Казак перегнулся через забор и выстрелил". Показ. дворянина Малинки (лист 245 я след.): "Отрешко был ранен подъехавшим казаком из-за забора в то время, как он был во дворе". Показания старшины Копитько (лист 214), старосты Повзика (лист 216), урядника Котляревского (л. 216--217) и др. Интересно указание дворянина Малинки, что серия выстрелов, от которой между прочим погиб Отрешко, раздалась долго спустя после залпов у волостного правления. Урядник Котляревский слышал, что это стреляли казаки, возвращавшиеся из больницы, куда они отвезли Барабаша.}. Так Евстафий Гарковенко "смыкал" для скота сено из стога в своем дворе, за версту от волостного правления. Казак прицелился с улицы, и раненый Гарковенко упал прежде, чем мог заметить злодея. Так, старик-аптекарь Фабиан Перевозский возвращался с сыном из почтового отделения. Около дома Орлова их настиг убийца-казак, который застрелил сына на глазах у отца. Так Сергей Ив. Ковтун убит в шести саженях от своих ворот. Так женщина, жена крестьянина Маковецкого, убита в самых воротах. Так у девушки Келеповой прострелены пулей обе щеки {Об Евстафии Гарковенко есть показания, что он ранен не во дворе, а на площади. Ковтун найден в 20 саженях от своих ворот (показания: урядника Котляревского, лист 216; старосты Повзика, л. 216; Кияшко, л. 217 и след.; старшины Копитько, л. 214 и др.), Келепова не ранена, а убита у женской школы, а у Mаковецкой прострелены щеки недалеко от ее ворот (урядник Котляревский, кр. Кияшко, староста Повзик, свящ. Греченко и др.).}. Я мог бы вам перечислить, при каких условиях и где именно убиты все погибшие в Сорочинцах. Но я считаю достаточным сказать, что восемь человек убиты у волостного правления и в непосредственной близости, двенадцать же пали на улицах, у своих домов и в глубине дворов. {Показания кр. Кияшко (217). На его глазах стреляли в женщин, убегавших по улице. Женщины шли не от волости, а иные стояли у своих ворот. Анна Сорока (218) видела, как казаки стреляли в лежавшую на снегу девушку. В нее (Сороку) тоже стреляли, когда она перебегала улицу (далеко от волости). Гриценко (217) и урядник Котляревский (216) слышали, что это делал отряд, возвращавшийся из больницы, куда отвезли Барабаша. Факт погони и убийств на улицах признан и определением суда по моему делу.}
Особо отмечу, что Короленко был не только литератор, но и юрист. И за свои слова отвечал перед судом.
И таких карательных экспедиций было в 1905-07 годах многие сотни если не тысячи. Вот ещё показательная цитата из книги Владимирова "Карательная экспедиция отряда лейб-гвардии Семеновского полка в декабрьские дни на московско-казанской жел.дор." (можно почитать, например, в ЖЖ у colonelcassad ):
Администрацiя рѣшила, очевидно, своими дѣйствiями устрашить населенiе, терроризировать его и разъ навсегда положить конецъ неподчиненiю населенiя своей власти. Но вмѣсто этого она достигла совершенно иныхъ результатовъ.
Никакая пропаганда, никакая агитацiя среди голодныхъ и обездоленныхъ людей не достигла тѣхъ поразительныхъ успѣховъ, которые приходилось наблюдать мнѣ въ раiонѣ дѣйствiй отряда Семеновскаго полка. Я поражался, видя, напримѣръ, старуху 50 летъ, всю свою жизнь глубоко вѣровавшую въ Бога и Царя, готовую отдать свою жизнь за горячо-любимаго монарха-мѵропомазанника, сразу переродившуюся послѣ кроваваго дѣйствiя въ ея квартирѣ полковника Римана. Она съ такимъ ѣдкимъ анализомъ разбирала все, что произошло вокругъ и что творится еще теперь.
Не отвлеченнымъ путемъ дошла она до этого, не изученiемъ книгъ и исторiи пришла она къ тѣмъ выводамъ, а просто послѣ жестокаго потрясенiя всего внутренняго ея существа, съ болью и ужасомъ въ душѣ глаза ея увидѣли и поняли, что называютъ дѣятели бюрократизма подавленiемъ «крамолы».
Ея сынъ, 19-ти-лѣтнiй парень, во время разговора старухи со мной, хитро посмѣивался и подтрунивалъ надъ ней:
«Хороша старуха стала! Бывало, съ ухватомъ бросалась, когда подъ пьяную руку сболтнешь зрящее слово, а теперь поди же ты!!?».
Но старуха не унималась и, не обращая на его слова вниманiя, продолжала раскрывать свою больную изстрадавшуюся душу.
А велико должно быть ея внутреннее потрясенiе, если пришлось ей въ одинъ мигъ, въ одну страшную минуту видѣть разстрѣлъ ея невиннаго сына, на ея же глазахъ, въ ея комнатѣ, уставленной образами и украшенной царскимъ портретомъ со всей царской фамилiей.
Что характерно - полковник Риман за подавление революции был награждён орденом св.Владимира.
Про Ренненкампфа и Меллера-Закомельского писать уже просто лень. Главное - если кто думает, что Российская Империя была страной пони, питавшихся радугой, тот напрасно так думает. Били, мучили и убивали в ней задолго до 1917 года. И когда Ленин "планировал красный террор", он хорошо помнил про белый террор в прошлом и предвидел белый террор в ближайшем будущем.