Пушок написал(а):Ну, экстремистов и террористов активно выращивали и пестовали левые. И народишку те же эсеры в годы первой революции погубили намного больше.
Ну и сама идея "чёрной сотни" , считаю, была правильной. просто реализация не удалась.
Ибо как массовая поддержка сил правопорядка и люди, способные кулаком вразумить излишне горячих протестующих - так тоже надо иногда.
Ну и террор - это террор. Не вижу с чего бы это красным вдруг на него индульгенцию выдавать.
Пуришкевич... Кадр и фрукт. Как и тот же "европейский" националист Шульгин.
Но Меньшикова красные расстреляли зря. По сути - свели с ним счёты, без суда и следствия. Он был идейным врагом революции, но объявил что не собирается вредить Советской власти. Но таки пришли и всё равно шлёпнули...
Ну и я вполне понимаю многих белых, что действовали тогда против красных. Вполне понимаю. Мир рушился, патриотизм и история с верой нагло втаптывались толпой сброда в грязь... Вспомните начало наших уже, увы, 90-х гг. Крах советского патриотизма, державности, голод, беднота, торжество хама. Очередной виток исторической спирали по сути. И как тогда эти патриоты не могли прозреть зари Марса (вспоминаем "Белую гвардию"), так и в 90-е мало кто думал что настает-таки час начала возрождения Российской державы...
Пушок написал(а):А там вообще жутко и странно было. Впрочем, как и во время той же Французской революции, тоже, кстати, залившей страну кровью по маковку. Террор, зверства толпы могли сочетаться с внезапными приступами гуманизма как со стороны представителей революционной власти, так даже и толпы погромщиков.
Интересное и страшное время было. Вера в лучшее и вера в человека (`человечество) могла перемежаться жутким террором по классовому принципу.
При этом я , само собой, признаю, что большевики были намного лучше что эсеров, что анархистов. И умнее, и организованнее, и честнее.
Кстати, насчёт толпы.
Вот чего мне нем хотелось бы - повторения такого вот-
Петроград, февраль 1917. Охота на полицейских
https://procol-harum.livejournal.com/881261.html
(ссылка первая попавшаяся, но события тех жутких дней там описаны неплохо).
И я очень надеюсь что однажды погибшим тогда при исполнении своего долга поставят памятник.
Ну и вспомните что примерно таким же был Киев февраля 2014 и Грозный весны 1992...
Все же попробую повторить свой потертый системой пост:
Экстремистов тогда пестовали все. Без исключения. От левых с их террористическими организациями, до царя, чествовавшего карателей, и одобрявшего (!) расправы. Конфликт внутри общества, имевший классовую (не обязательно экономические классы, но именно группы людей с разным пониманием реальности, с разным самоопределением) природу нарастал еще с 19 века и Великой Войной был подстегнут до своего предела. И когда Вы упоминаете расправу с полицейскими в феврале, вспомните, что протест голодной толпы (а ситуация в Питере в тот момент приближалась к Ленинградской блокадной) предполагалось давить пулеметами. Кем надо быть, чтобы довести народ до такого состояния и принимать решение о применении пулеметов против населения. И не надо говорить о кризисе, о экстренной ситуации, эта экстренная ситуация (в способе подавления процесса) имела место на всем протяжении от конца 19 века до февраля - бессудные, кровавые расправы над митингующими в городах, над крестьянами в деревне. Только артиллерию не использовали (впрочем, в 1905-1907 доходило и до нее).
Что же давала в этих условиях идея "черной сотни"? Наделяла какими-то правами граждан, кроме возможности бессудного насилия, какой-то возможностью участвовать в построении государства, в уаправлении? Нет. А бессудное насилие за пределами государственной монополии ведет лишь к расшатыванию государства.
Снимала ли идея "черной сотни" противречия, обусловившие революцию? Нет. Если давить большинство населения кулаком и штыком, то общество расколется на большинство-народ и поработителей-захватчиков. И чем дальше, тем больше будет нарастать это обесчеловечивающее друг друга противостояние.
И в этих условиях не ставится вопрос об оправдании террора, последний становится неизбежным. Но... важное "но". Будет это террор белых господ, для которых "Мир рушился, патриотизм и история с верой нагло втаптывались толпой сброда в грязь", и врагом была обесчеловеченная "толпа хамов" (не людей! а если и с человеческим лицом, то еще более мерзкая и нетерпимая!). Террор против животных, с которыми нельзя разговаривать, чьи интересы учитывать не нужно, кому можно лгать и кого можно убивать без зазрения совести. Или будет этот террор тех, кто пытается собрать общество в целости, кто пытается защитить это самое общество.
Впрочем, был и террор дикий, вне доктрин, проявление жестокости времени, чудовищное и мерзкое, но неизбежное именно из-за разрушения удерживающего от насилия государства.
А насчет памятников... У нас в РПЦ после перестройки прошла волна прославдения мучеников умученных от большевиков. А как быть с мучениками умученными белыми (были такие священники и немало!)? Почему в отношении последних критическое отношение превалирует, а в отношении первых позволительно безоглядное, без тщательного анализа события, прославление? Так же стоит смотреть и на других погибших тогда участников событий. Не каждый полицейский достоин памятника, как не каждый убитый революционер.