Вместо аннтации.
И будет вам весьма правдоподобный рассказ о захвате советского судна в 1925 году, его угоне за границу,о связанной с этим операции советской разведки по внедрению агента в эмигрантские круги, поскольку была необходимость знать, что еще задумал РОВС в досаду СССР и кое-что другое.
Как и положено, в основу рассказа положены два вполне реальных события - эпопея с "Утришем" и действия агента ИНО ОГПУ Николая Абрамова (оперативный псевдоним "Ворон").
Это произошло в мае 1925 года, почти сто лет назад. Группа лиц, вооружившись, захватила грузопассажирскую шхуну «Красный призрак» и угнала ее за границу.Захватившие и пара присоединившиеся из числа пассажиров и команды оказались в вожделенном зарубежье, где пополнили длинные списки эмигрантов, лишившихся родины.Один из них сочинил книгу «Из царства сатаны на свет божий» и заработал свою миллисекунду славы, выражаясь современными терминами.Громкой славе многое мешало, в том числе и то, что подобных писаний и так хватало. Например, сочинение генерала Толстова «От красных лап в неизвестную даль». И звучало оно ярче- пятнадцать тысяч человек уходят в ледяную пустыню и почти все там остаются, до нужного места дотащились едва две тысячи. Но и оттуда пришлось спасаться из «красных лап». И четыреста человек снова уходят дальше в пустыню. Остальные остались в форту Александровский, где и сдались красным общим числом около 1200 человек. Куда делись еще четыреста? Возможно, умерли в форту от последствий «марша смерти» по пустыне. Итого из пятнадцати тысяч спаслось из красных лап едва 350. Но Толстов как писатель из земель русских и австралийских не прославился, несмотря навозможность потрясти сердца обывателей запада хоррором до глубины души.«Выжил только каждый сорок пятый или два процента!», «Жатва демонов пустыни-холода, голода тифа» и ну и прочее жареное.
А тут… Восемь захватчиков, 30 членов команды и 12 пассажиров- цифры несерьезные. да еще и никто не пострадал из этой неполной полусотни.Закаленные Мировой войной и «Испанкой» читатели на такое не среагировали.Вот если бы весь экипаж принесли в жертву Ктулху или Йог-Сототу…
А, и того еще не породил разум Лавкрафта. Какая досада!
Разве что: «Пираты Черного моря», «Красный призрак» в белых руках», «Три цвета кошмара и пиратства». Могло бы сработать, все-таки пиратская тема устойчиво продавалась. Увы, но не сподобились. Итого спасшиеся пополнили собой армию никому не нужных эмигрантов, в Европе такие и без того миллионами ходили, автор на литеатурный Олимп не прорвался, в отличие от Голона-мужа, экипаж и пассажиров Болгария вернула обратно в Советскую Россию... «Красный призрак», правда, застрял в Варне, его Болгария никак не хотела отдавать, благо и повод нашелся-национализация судна «Иван Вазов»,что чем-то обидела болгар. Хотя, если бы они знали, что «Иван Вазов» возил в Болгарию разное нелегальное по линии Коминтерна и РазведУпра РККА,то и вздохнули бы с облегчением и перестали дуться, как мышь на крупу.
Все вроде бы закончилось…Если бы! «Никогда не закончится Большая Игра».
Рассказ о приморских реалиях.
Как утвержадали древние латиняние : «Плавать по морю необходимо. Жить-не так уж необходимо». Во времена, когда закончилась «Военная тревога» 1921 года, жизнь продолжалась и оттого плавать по морю было необходимо, а вот на чем? После ухода белых порты представляли собой унылое зрелище.В Новороссийске на берегу оставлены больше двадцати тысяч войска и бог знает сколько некомбатантов.На остальных просто не хватило места на судах.К эвакуации из Крыма подготовились чуть лучше, но несмотря на утверждения, что-де Врангель собрал и забрал всех, таки забытые в Крыму остались. Пр этом все, что держалось на воде и кое-как передвигалось, угонялось с собой. Что не удавалось вывести из порта-украшало пристани,берег, морское дно.
«5 железных барж №50,51, 52,53,54 500 тонн Скадовск 1920
5 железных барж № 45,46,47.48,49 500 Хорлы 1920 ?
2 железные баржи 500в Геническе ?
земснаряды "Нева" и "Мариуполь"- Мариуполь
Пароходы-все в Николаеве
"Крым"
"Виктория"
"Маруся"
"Лоцман"
подчалок без названия и
брандвахта -Ожарская коса (это место неподалеку от Николаева)
парусное судно без названия-около завода "Наваль"
железная баржа рефулерная- Ожарская коса
3 железных баржи-Туапсе.»
Это очень неполный список затопленных судов, которые планировала поднять организация «Госсудоподъем». А там еще была баржа №34 или «Наваль» с очень ценным грузом, но где она утоплена белыми при хаотической эвакуации Одессы-никто точно не знал-где-то в районе Большого Фонтана и не точнее. Документы доносят рассказы об одной барже в Новоросийске, которая лежала на берегу. В порту про нее отвечали в стиле старцев из «Белого солнца пустыни»- «Не знаем. чье, не знаем сколько- давно здесь лежит». Но комиссия подошла поближе, посмотрела повнимательнее и решила,что пусть баржа и дальше лежит, ибо ни на что не годна.И многое другое-но чуть дальше.
----------
И что же оставили белые, уйдя из Новороссийска? Разную мелочь, и не сильно годную в дело.
«К началу означенных работ был произведен учёт всех судов в порту. При этом оказалось в наличности всего судов и плавучих средств по Новороссийскому порту: а/ парусно-моторных судов – 10 шт., б/ буксирных судов-катеров – 9 шт., в/ моторных катеров - 47 шт., г/ парусных судов одно- и двухмачтовых – 11 шт.; д/ паровых шаланд одна шт., е/ землечерпательных шаланд – 8 шт., ж/ снарядов специального назначения для технических портовых работ: плавучий док – 1, плавучих кранов – 3, элеватор – 1, землечерпательных машин – 2, железных понтонов – 1, деревянных понтонов – 1...» - сказано в документе, находящимся в городском архиве.
«В течение 1920 года в Новороссийском порту были национализированы все мореходные предприятия:... А так же суда: парусно-моторные «Зейнаб»; «Петр Великий»; «Нахимов»; «Курьер»; «Победа»; «Александр»; «Евстратий» и «Джигит»; парусные суда «Дмитрий»; «Св. Николай № 20»; «Андрей»; «Кубанец» и «Суворов»; баркасы и баржи«Дмитрий»; «Варвара» и «Баржа № 69»; пароходы «Лиззи» и «Герой».
Надо отметить, что эти суда и пароходы были брошены белыми при отступлении из-за всевозможных неполадок, были не в состоянии перевозить грузы и пассажиров, и требовали ремонта.»
«1. По судо-ремонту: - отремонтированы и выпущены в море парусно-моторные суда «Зейнаб», грузоподъемностью 4000 пудов, «Новгород Великий», грузоподъемностью 7500 пудов, «Чайка», грузоподъемностью 500 пудов, «Победа», грузоподъемностью 200 пудов, буксирные пароходы «Герой», грузоподъемностью 100 пудов, сила машины 200 НР, «Медуза», грузоподъемностью 200 пудов, сила машины 120 НР, «Очаков», грузоподъемностью 100 пудов, сила машины 120 НР, «Джигит», грузоподъемностью 1000 пудов, сила машины 210 НР, «Теодор»,грузоподъемностью 500 пудов, сила машины 240 НР, паровая шаланда «Диоскурия», грузоподъемностью 22000 пудов, сила машины 180 НР…»
В последнем отрывке приведена грузоподъемнсть судов. Напомним,что пуд составляет 16.4 килограмма.То есть рекордсмен этой группы «Диоскурия» -это всего 330 тонн грузоподъемности.А «Победа» и «Медуза»- это всего лишь около 60 привычных нам 50 килограммовых мешков.Многочисленые моторные катера - это небольшие паровые или моторные судовые катера,пригодные для коротких перевозок,скажем, через бухту, к заводам или обратно. Плавать на них за пределами бухты–это уже изрядный риск. Они и плавали- через бухту. В конце 1920х их уже осталось около 20, в 1935 году примерно столько же.
Состояние судов-не будем о грустном. То, что моторы и иашины чинены-перечинены–это понятно, но и корпуса уже на последнем издыхании. При подъеме катера на стенку для ремонта можно был получить деформацию корпуса вплоть до перелома. Тот самый «Герой» как-то стал на ремонт машины и внезапно оказалось: «Управление завода доводит до Вашего сведения, что при ремонте машины на пароходе «Герой» наружная обшивка оказалось проржавевшей и пароход дал течь, почему продолжить ремонт невозможно». Так и ожидаешь прочесть, что при клепке чего-то там на баке разойдутся швы на юте, и вода хлынет туда.
Таково было состояние и наличие судов в Новороссийске, где была возможным то, что какое-то судно покажется белым негодным, но на самом деле все не так плохо, а это из-за спешки не усмотрят. Севастополь эвакуировался в большем порядке, но здесь на это рассчитывать. Керчь-вряд ли там лучше.
Какое это имело значение? Транспортировка как пассажиров, так и грузов. Как больших партий зерна, так и скромного дубка с арбузами или рыбой. Почты тоже- еще в начале 20 века почта в Сочи доставлялась морем. Тоесть туда заходил пароход, останавливался на рейде и при помощи шлюпок его с борта на берег свозились пассажиры. Снимался мешок с почтой, и почта и бывшие пасажиры окзыввалисьна Сочинской земле, иногда не совсем сухими. Погода-то бывает разной, а порты стоятся долго, а пока порта нет- высадка произоводилась на необорудованный берег, иногда в прибой. Со временем становилось лучше, но не сильно быстро. Скажем, весьма древний город Анапа получтил железнодорожное сообщение только в 1979 году. До того ближайшая железнодорожная станция-это Тоннельная в 35 километрах от города. Туапсе получил железнодорожное сообщение только в 1915 году. В Сочи железная дорога пришла еще позже. Но на кавказскм побережье железные дороги были совсем не везде. Так, на Таманском полуострове западнее Крымской железной дороги не было до второй мировой войны. Железная дорга подходила к Новоросийску, а дальше до Туапсе ее не было. Южнее, как уже сказано, она появилась еще позже. Между этими пунктами существовали, конечно, те самые гужевые дороги, потом ставшие автогужевыми. Были и шоссе, только нужно помнить, что тогдашнее шоссе и нынешнее очень разные. Вот шоссе Новороссийск - Сухум, постренное в 1890е годы и называемое «Голодное шоссе».
Вот только асфальтовое покрытие там было сделано уже при Советской власти, в 1930е годы. До этого ее подсыпали щебенкой. А на Таманском полуострове в 1942 году дорог с твердым покрытием не было. Но хоть и горного рельефа тоже. А это означало не только труды по прокладке дороги в скалах, но и по поддержанию ее в порядке. Во время нередких ливневых долждей речки переполняются водой и выходят из берегов, выплескивая потом ее на шоссе скромной ширины, и вода размывет покрытие из щебенки. С горных склонов вода смывает грунт и камни, отчего участок шоссе может быть буквально погребен под слоем земли. В 2000е оин из авторов был свидетелем того, как несколько часов проливного дождя буквально завалили площадь перед автовокзалом Новороссйска смытым с гор грунтом, кое где слой достигал полуметра. Но это город и 21 век. Подъезжает трактор и бульдозерным ножом сгребает это все. А в начале 20 века? Дорожные рабочие должны еще доехать до заваленного участка. а потом вручную помощи чьей-то матери должны очистить участок. После чего движение возобновлялось. И важное значение имеет скорость доставки. Есть быстрые аллюры, но он могут использоваться разве что конными посыльными, везущим срчный пакет из пункта А в пункт Б. А груженые чем-то повозки лошальми передвигаются шагом. А это обычно до 3-4 километров в час, иногда можно до 6-7 километров в час. Потому поездка или отправка груза из Новороссийска в Геленджик потребует 10-12 часов, и это без помех.
Можно ли чуть быстрее? Да, автомобили уже есть и даже в начале ХХ века были попытки организации таксомоторного сообщения меж городами и автобусного междугороднего тоже. Условно говоря, до Геленджика можно доехать за два-три часа. Есть и сложности, поскольку автомашина может не смочь преодолеть размытый или замытый грунтом участок. Если иногда телегу можно разгрузить и перенсти груз из нее вручную или на спине, а лошадей и разгруженную телегу перевести, а потом, на исправленном участке, мешки еврнуть на телегу, а лошадей в запряжку, то с автомашиной все куда сложнее. Ну и есть сложности с наличием машин.
В 1935 году Новороссийский порт имел 18 грузовых машин, одну легковую, один пассажирский автобус (16 местный) и 4 трактора. 29 рабочих лошадей тоже. В 1939году судоремонтные мастерские имели 1 легковую машину и три грузовые.
Но есть еще один способ транспортного сообщения, а именно-по морю. Вот конфискованное в 1922 году судно турецких контрабандистов «Худа-Верды» размерениями 12 на три арщина, поднимающее 350 пудов груза, могущее ходить под парусами или под мотором с грузовика «Гарфорд» в 40 сил. Подобные суда в множестве стоились турками и даже без чертежей, на нх держалсь каботажное мореплавание страны, и даже хватало на соседей.
Скорость хода этх фелюг под мотором редко указывается, но даже если принять 4-5 узлов, то это уже серьезный конкурент по скорости гужевому обозу. По грузоподъемности -еще более. Скромная фелюга «Худай-Верды» -равна грузоподъемностью 8 пароконным возам или 14 одноконным.
Были суда и побольше. Напмер, «Аспазия»
Стальная двухвинтовая двухмачтовая однопалубная грузовая
паровая шхуна.
При постройке давала 8 узлов, экипаж 14 чел., брала до 500 палубных пассажиров.
В 1926 году 878 т. / 752 двт. / 736 грт. / 565,27 брт./ 409,34 нрт. 62,79 - 9,45 -
1,52 / 2,43 м. 2 ВДР =640 л.с. 7 узл. 49 т. угля.
Пароход «ВАСИЛЬЕВ»
«(1892 / 07.04.1893 / конец 04.1893. Barclay, Curle & Co. Ltd, Whiteinch, Glasgow, Великобритания. стр. № 384).
верфь 302,84 грт. / 260 брт. / 133,96 нрт. 48,64 / 50,47 - 6,53 - 1,37 / 1,83 м.
(160 / 166 - 21,6 - 4,5 / 6 фут.).1 НДР 380 л.с. 10 узл. 26 пассажиров 1 класса, 30 2 класса, 152 3 класса. – к 1922 г. 45 1 класса, 65 2 класса, 200 3 класса.
В … году 2 рейсами в Азовском море увез 24.550 пуд. груза и 7 чел. Еще 1
рейсом на Крымской линии увез 4.179 пуд. груза.»
Авторами приведены уже существововавшие суда, и совсем некрупные, имелись гораздо более значительные. Читатели могут сравнить небольшой и старый пароход «Васильев» и гужевой обоз. Пароконный воз на юге поднимал 45 пудов груза, одноконная повозка до 25пудов. Разумеется, возможны и другие данные, ведь дороги и лошади тоже различаются своим качеством, как и грузы. Если перевозить пароконными возами этого образца 12тысяч пудов груза, то требуется 260 возов. Это какая же колонна!
Авторы надеются, что читателям стало немного понятнее, что значил тогда каботажный флот. При этом сохранялась возможнсть пополнять этот флот с минимальными затратами, строя фелюги без чертежей «как мере и красоте быть надлежит» и приспосабливая на них автомоторы, а также поднимая и чиня ранее затопленное.
Да, морской транспорт имеет свои сложности и ограничения, но сочетание автотраспорта, гужевого, морского и железнодорожного-помогает жить, хотя и «vivere non est necesse».