Так вот где Будищев синяк-то заработал....
Старший матрос написал(а):- Эх ты – серость! Знамо дело в какой. Жалованье-то в конце месяца платят, а чтобы мастеровые, значит, с голоду ноги не протянули, для них хозяева при заводе лавочку держат. Там в счет будущего скупаться можно.
Мысль в тему - опытные, тем более потомственные рабочие свысока относились к деревенским, так что Степаныч вполне мог обозвать Будищева деревней или деревенщиной.
И, что важнее, непонятен переход - сомнения Степаныча Будищев правильно угадал, а вот почему Степаныч всё же согласился - непонятно. Может, у него планы на Дмитрия появились? А может деньги очень нужны, копит, например, на придание дочурке или на новый дом? Логично вставить "обоснуй", хотя бы одну фразу.
Старший матрос написал(а):Лавка старьёвщика Ахмета располагалась во дворе одного из доходных домов находящихся поблизости от рабочей слободки. Можно было сказать, что тут проходит граница между ареалами обитания «чистой публики» и «мастеровщины» - так презрительно назывались в Российской империи рабочие фабрик и заводов.
Везде прошлое время, а тут настоящее. И - можно сказать лучше, например, что лавка стояла на незримой границе между ареалами обитания ...
Старший матрос написал(а):тут же извинился, и принес простой, но добротный картуз с матерчатым козырьком.
Матерчатый козырёк не трескается, а у вас несколькими абзацами ниже непрезентабельно выглядел полушубок и картуз с треснутым козырьком у потенциального клиента.. Или это разные шапки?
Старший матрос написал(а):Впрочем, идти домой с пустыми руками тоже не годилось, а потому перед возращением он заглянул ещё в одну лавку и, скупившись, отправился, наконец, домой.
По-моему о таком говорят "закупвшись". И - лавки тоже разные бывали. Подозреваю, что ему пришлось в несколько разных заходить - хлеб в булочной, крупы, сахар в бакалейной... Осмелюсь предложить вариант "а потому перед возвращением он прошелся по лавкам и, закупившись съестным, отправился, наконец, домой"
И самый главный вопрос - куда он складывал покупки? В руках нести - ещё та эквилибристика... Может, упомянуть заплечный мешок или наплечную торбу? Можно не здесь, а когда он Стёше отдаёт продукты.
Старший матрос написал(а):Стеша взялась за стирку и теперь стояла посреди большой комнаты перед ушатом горячей воды, в котором яростно драла пральником* рубашки и порты своего престарелого отца. А поскольку в доме было довольно жарко, девушка скинула кофточку и осталась в одной рубашке.
Если отец ещё работает, то он не престарелый. А женская нижняя (нательная) рубашка называется, AFAIK, сорочкой. [Представил Стёшу в сорочке и на некоторое время выпал из реальности ]
Старший матрос написал(а):- Отрежь колбасы жениху, - усмехнулся Дмитрий, глядя как тот наворачивает ложкой. – Видать голодный.
Дмитрий за занавеской, как он мог видеть? Может, как иначе выразиться, скажем, "усмехнулся из-за занавески Дмитрий ...". Можно добавить про "слыша бодрый стук ложки" но, по-моему и так понятно - люди едят не вполне бесшумно...
Старший матрос написал(а):Лежавшая на дне сундука форма немного примялась на местах сгиба, но утюга всё равно не было, но Будищев и без того выглядел в глазах Сёмки и Стеши просто ослепительно.
Близкий повтор. И - неужели у Стёши в хозяйстве не было утюга? Может, как иначе сформулировать? Скажем, "Лежавшая на дне сундука форма немного помялась, а просить погладить Будищев не решился. Но и без того он выглядел ..."
Старший матрос написал(а):- Это точно, - солидно шмыгнул носом потенциальный жених Степаниды Филипповой, и в очередной раз сбился с ногизпт шагая рядом с Будищевым.
Деепричастный оборот.
Далее, описание внутреннего мира Ипполита Сергеевича кажется мне нелогичным. Народовольцы, AFAIK, "пошли в террор" не сразу, а после того, как их мирная агитация ("хождение в народ") была жестоко подавлена правительством (процесс 193-х, процесс 50-ти). Причём раскол "Земли и воли" на "Народную волю" и "Чёрный передел" состоялся летом 1879 года, т.е. ещё не наступил.
Старший матрос написал(а):В его семье всегда были критически настроены по отношению к правительству, но это было, главным образом, следствием религиозных гонений нескольких поколений староверов, начавшиеся ещё во времена недоброй памяти Алексея Михайловича, которого в русской истории, отчего-то, именовали – Тишайшим.
Вообще-то гонения на староверов кончились лишь после первой русской революции, хотя при Александре II они несколько ослабели. Вот тут, например, подробный список - в чём они были стеснены. ЦДПВ оттуда (из газеты времён "царя-освободителя"):
В текущее царствование даже евреи приобрели значительно более полноправия, чем имели до сих пор. Старообрядцы же остаются почти в том же положении, как были в 50-х годах. Публичное богослужение им запрещено, между тем как рядом с запертой наглухо молельней гордо высится признанная, законная еврейская синагога
Может, как иначе сформулировать? По крайней мере я бы напирал на то, что самодержавие, более подобающее туркам или персам, чем европейской стране, беспощадно и тупо давило все ростки нового. Великие реформы начала царствования, так обнадёжившие всех прогрессивных людей, были остановлены. Возвысивших голос против существующего положения гноили в тюрьмах. И весь этот бездушный механизм как на оси вертелся на стареющем сластолюбце....
Старший матрос написал(а):- И чем же вы вызвали такую симпатию? Ах, да, он, вероятно, сторонник прогресса и противник существующих порядков!
Ипполит Сергеевич издевается над собеседником? Даже если так, логичней спросить "Или он сторонник прогресса... ?"