Ох, не переубедить Тимофею Машеньку. Потому что он к эсерке конца девятнадцатого столетия обращается с антикоммунистической пропагандой конца двадцатого. И, что самое главное, зверства ЧК и полтора миллиарда расстрелянных, о которых он пытается предупредить хроноаборигенов, для них слова, причем одного молодого человека. А задыхающееся от бедности и малоземелья село, чёрта оседлости, "указ о кухаркиных детях" и вообще стремление Победоносцева подморозить Россию — очевидная реальность.
Это примерно как если бы вам сейчас кто-то сказал, что надо немедленно национализировать крупную промышленность, заключать оборонительный союз с США, разворачивать конвейерное производство ракет дальней планетарной обороны и копать тоннель от Твери до Тулы в обход Москвы.
// В реальной истории Российская Империя воевала со своим давним соседом и торговым партнёром - Германией, имея в союзниках Великобританию (а до того минимум полвека, включая русско-японскую войну, "англичанка гадила"), пережила тяжелый снарядные голод (промышленность оказалась неготова к продолжительной войне) и в авральном порядке прокладывала железную дорогу до Мурманска (тогда - Николаев-на-Мурмане).
По пунктам.
Только вот под этот девиз за время революции Франция потеряла больше трехсот тысяч своих граждан, а это почти один процент всего населения. За время наполеоновских войн эта цифра увеличилась почти до трех миллионов, то есть погиб каждый десятый француз.
Наполеоновские войны это не революция. Суммировать их потери это как суммировать потери пугачёвщины и русско-турецких войн конца XVIII столетия.
Далее, пугать эсеров гражданской войной это как раз побуждать их к индивидуальному террору. Потому что они, по крайней мере их умеренное крыло, были согласны на реформы, работали в земствах, избирались в Думы, а после революции рассорились с большевиками и многие из них воевали за белых.
Начинали они вообще мирно - с хождения в народ (семидесятые годы девятнадцатого века). Царское же правительство готовность к сотрудничеству как правило игнорировало (исключения, типа Зубатова, из революционера ставшего начальником Охранного отделения, лишь подтверждают правило). А может их пример Ф.М. Достоевского вдохновлял. Практика, однако, показала, что мучениями и унижениями выработать из либерального болтуна охранительного писателя - редкая удача, а вот мстителей с бомбами такая политика плодит во множестве.
Наконец, у эсеров было преувеличенное представление о роли личности в истории и, соответственно, желание истреблять конкретных враждебных личностей. Их грела надежда на то, что вместо убитого реакционера на его место придёт более договороспособный человек. Эсдеки как марксисты в этом плане вели себя куда спокойнее. Тем более, опыт эсеров показал, что убитого реакционера заменяет озлобленный реакционер...
что когда всплывает вопрос о социальном равенстве и сословных привилегиях, он, как правило, заканчивается большой кровью, особенно в пару-тройку последних веков: английская и французская революции, Гражданская война в Америке, карбонарии в Италии, декабристы и народовольцы в Российской империи.
Ещё.одно нелогичное место, дающее основание обвинить главного героя в демагогии. Декабристы пролили гораздо меньше крови, чем гражданские войны в Англии, Франции и США. И меньше, чем подавлявшие их правительственные войска. А народовольцы меньше декабристов.
// На всякий случай напоминаю — действие происходит за несколько лет до революции 1905 года.
Ни одного ребенка в школе, гимназии и дальше в университете не учат, что можно взрывать, убивать, лгать, предавать. Не учат этому и родители. Детям пытаются привить другое – понятия долга, чести, патриотизма!
Из уст главного героя с личным кладбищем в десятки могил, лично подорвавшим ворота китайского арсенала, это звучит как-то фальшиво.
Оно, конечно, военных приучают к мысли что выпускать кишки и вышибать мозги за бога и императора - не убийство, но главного героя слушают две женщины и толстовец, плюс неизвестное, но значительное количество штатских будет читать это в книге.
- Почти семь лет назад, когда конвойной службой цесаревича Николая, совместно с полицейскими и жандармами в Хабаровске были предотвращены два покушения на наследника престола, один из террористов убил мою невенчанную жену и неродившегося ребёнка. Зачем он это сделал,...
Поскольку к тому времени эсеров неоднократно и разнообразно упрекали за невинные жертвы (солдаты и служители в Зимнем дворце, перебитые взрывом Халтурина, например) у них и конкретно у Марии должны быть готовы ответы на такие упрёки. С большой вероятностью и поступок товарища Ивана успели обсудить, осудить и довести мнение ЦК до всех членов партии. А Борис Савинков - и до вашей героини, хотя если Мария что и знает, не может сказать это вслух...
С личным хозяйством у них, правда, как-то не заладилось. В своём письме ещё пять лет назад, Сазанов описал, как крестьяне по договору аренды получили в своё распоряжение полагавшие им коровы, но через пару месяцев вернули их на общую ферму. Работать за денежку оказалось более выгодным, а масло и молоко, да и тот же обрат они получали по договору.
Вот в этом соглашусь с Членом кружка: для крестьян конца XIX века такое поведение нехарактерно. Из них (крестьян) желание иметь свою персональную корову полвека колхозов не вытравили. Про Ивана-толстовца не поручусь, но многоопытный Аркадий Семёнович наверняка подумал про себя, что вашего героя обманывает управляющий. В России это было обычным делом...
В общем, не знаю, что вам нужно по сюжету, но в нынешнем виде фрагмент ярко показывает что ГГ - боевик, а не агитатор.