Посмотрел сейчас в кинотеарте "Калашников". Осталось двойственное чувство. С одной стороны, фильм хороший и смотреть его рекомендую. С другой ... а вот все остальное с другой.
1. Слабая игра главных актеров. Причем, что самое забавное, по моему мнению игра пожилых актеров, роли которых были практически эпизодическими: Валерий Афанасьев в роли маршала Воронова, Валерий Баринов в роли генерала Дегтярева, Виталий Хаев в роли генерал-майора Курбаткина, Сергей Газаров в роли начальника депо Кротова была намного лучше игры Юрия Борисова и роли Калашникова и Ольги Лерман в роли его будущей жены. Относительно Лерман, надо отдать должное, что это была вообще единственная женская роль в фильме, не считая мелких эпизодов. Ольга старалась, но не смогла. Так что четверка за старание. Роль Калашникова Борисову не удалась. Не то, чтобы совсем уж, но не цеплял он никак. Не верю, как говорил Станиславский. Для сериала оно бы и подошло. Но для фильма с серьезной заявкой никак.
2. Сценарий. В фильме рассматривается период с конца 41-го, когда в бою подбивают танк, которым командовал Калашников до 49-го, когда он получает Сталинскую премию. Есть кусочек про его детство, когда мальчик лет 7 делает первую поджигу (железная трубка, набитая порохом, дробью и вверху отверстие для поджигания спичками). Видимо, так сценарист и режиссер хотели показать ,что у Михаила была страсть к оружию с раннего детства. По ходу фильма получаются какие-то куски, сшитые белыми нитками на скорую руку. Например, чуть-чуть событий в Алма-Ате, когда делают его первый автомат, потом раз и уже 43-год. Он едет в Подмосковье в центр разработки и испытаний стрелкового оружия на конкурс. Там Происходят некие события и герой возвращается в Алма-Ату. Показывают его в гимнастерке с извечным вещмешком и надпись 1944-год. Из Подмосковья он уехал летом 43-го, а следующий момент Алма-Ата лето 44-го. Он что год ехал? Дальше, после того, как в серию пошел автомат (пистолет-пулемет) Сударева, как раз в 44-году Калашников разрабатывал пулемет для конкурса. И на конкурс его он везет вместе с капитаном ГБ, который показан просто упырем. Наглый, озлобленный и даже внешне неприятный. Зачем он там нужен? Или наши творческие твари не могут без того ,чтобы плюнуть в сторону "кровавой гэбни". Один отрицательный герой на весь фильм и тот НКВД-шник. Там тоже странный момент, так как то он у них капитн ГБ, то капитан НКВД. А это далеко не одно и то же. Самое забавное, что по сюжету он вообще не нужен. Убери его и ничего в фильме не измениться. Впрочем, там большая часть таких героев. Разве что герой конструктора Сударева показан хорошо. Тут и актер постарался и роль удачная. В целом же, печаль. Совсем добил финал. 1949 -год. Калашников полчил Сталинскую премию, у него семья, признание и маршал Воронов оправляет того на Алтай в отпуск к матери. Михаил приходит к дому с женой и детьми, кстати, дом, двор и навес во дворе с детства Миши, лет этак за 20, совсем ни изменился. Все один в один. Там пожилая женщина что-то делает во дворе. На заднем фоне лес, а за оградой из жердей, как вы думаете что? Соседи? А вот и нет Нет там соседей. Зато там есть большая деревянная рубленная церковь. Откуда????? С какого???? За каким???? Камера отходи назад и вверх и на фоне двора, дома и церкви титры о том ,что автоматов было выпущено больше 200 миллионов и что с Калашников признан самым одним самых великим оружейных конструкторов мира. Б...ь, все понимаю, но церковь то там зачем? в 1949 году?
3. Режиссерская работа. Твердая тройка с большим минусом. Даже писать ничего не хочется. Есть отдельные интересные моменты, но их настолько мало, что печаль полная.
4. А вот оператор неплох. Из телевизионной модели, когда широких и больших сцен практически не было, операторская работа мне показалась достойной. Есть очень хорошие крупные планы.
5. Косяки и ляпы. Их есть. Четкий командирский прицел в Т-34-76. Кавалерист на лошади с трехлинейкой за спиной. Не с карабином, а именно с трехлинейкой. Красная площадь в 42-ом-43-им с памятником Минину и Пожарскому на лобном месте, а не у Гума. И как большая куча г...а сверху - Никакой светомаскировки, яркий Кремль со звездами на башнях и с видом от патриаршего моста на Кремлевский дворец. Приклеенные ленты на окна ,чтобы не выбило стекла? не, мы ничего об этом не знаем. Известие о победе на фоне огромных кленовых зеленых и слегка пожелтевших листьев. А понимаю, что вы снимали этот эпизод в августе, но победа была в начале мая!!! Или слова маршала Воронова о том ,что принят на вооружение автомат АК-47. Не назывался он АК-47. Это боле позднее сленговое название. У нас его называли просто АК. Потом был АКМ, и уже потом АК-74. Но никак не АК-47 в 49-ом году. Или тот факт, что с 41-го до 49-го Калашников внешне вообще не изменился. За 8 лет вообще никак. Я понмаю, что походу фильм отсняли в режиме сериала за 2 месяца, но подумать-то можно было бы.
6. Вот уж что меня действительно убило, так это работа художника по костюмам. С одной стороны гимнастерки, кителя, погоны и одежда того периода подобрана достаточно грамотно. Но, сцука, она вся новая. Не ношенная, не стиранная. Она новая!!! Вся!!! Это не просто в глаза бросается. Это их режет напрочь. Особенно порадовало, когда Калашников находиться в отпуске по ранению в паровозном депо, где разрабатывает первый вариант автомата. Он там несколько дней живет и работает, а у него не только гимнастерка чистая. У него и повязка на руке, как была белая, так и осталась. И таких мелочей (и не мелочей) вагон и тележка.
7. С Вики
Исполнитель главной роли Юрий Борисов подчёркивает, что активно изучал жизненный путь своего персонажа, занимаясь поиском и сбором альтернативных источников, желая осознать сложность характера оружейника с его комплексами и рефлексиями
Вот это актер и показал. Он не показал приверженность своему делу (хотя, были намеки на это в сценарии). Он не показал значимость работы оружейных конструкторов того времени. Он не показал всю напряженность работы в тылу во время войны. Ничего из того, что я ожидал. Зато было амплула Дани Козловского - рефлексия и периодические взбрыки по отношению к начальству. И не потому, что так для дела надо. А потому что актер и режиссер "так видели".
8. Ах, из хорошего ... Работа звукорежиссера. Музыка к месту и по-делу. Это порадовало.
Как итог, посмотреть рекомендую, но на что-то серьезное не рассчитывайте. Это скорее вроде "Мы из будещего", чем "28 Панфиловцев". Даже слабее "Битвы за Севастополь". Там хотя бы актеры хорошо играли.