Глава шестая
В школе
Все же, хорошо, что Сашкина память оказалась открытой и прозрачной, как стекло. В школу он добрался, словно при помощи JPS. И класс свой быстро нашел, а ребят и девчонок всех знал. На секунду задержался, увидев на стене портреты Ленина и Сталина. Рядом были еще два портрета, этих Миша не помнил, хотя, ему показалось, что один из них Ворошилов. Уселся на вторую парту, соседка спереди оказалась Валя Сладкова, первая красавица и задавака. Вскользь мазнула его взглядом и презрительно скривилась. Конечно, натуральная блондинка, по ней полкласса вздыхает, к тому же, отличница. Папа у нее какой-то немалый военный чин. Соседка Вали по первой парте невзрачная ничем не примечательная девочка, с такой же приземленной фамилией, Саша Мышкина. Училась с трудом, перебиваясь с троек на двойки, в прошлом году чуть на второй год не осталась. Впрочем, Миша долго одноклассников не разглядывал, первым уроком шел неудобный для него немецкий. Прозвенел звонок, вошла Ирина Владимировна. За секунду до этого рядом спешно приземлился Петька Иванов, имеющий обыкновение вечно опаздывать на уроки.
- Уф! – выдохнул шепотом. – Успел! Лишь бы меня сегодня не вызвали. Я в походе так устал, что за немецкий даже не садился.
Зря он это сказал, слух у учительницы был отменный. Ирина Владимировна тут же остановила на нем свой взгляд, раскрыла журнал и сказала: «Тема домашнего задания рассказ о городе Берлине. Кто-нибудь хочет ответить?». И снова уперлась взглядом в несчастного Петьку. Тот съежился, как будто даже став меньше ростом.
- Если желающих нет, к доске пойдет….
Миша подумал, хорошо бы товарища выручить, но как? Он и сам по этому предмету не блистал. Выручало то, что память ему досталась практически идеальная. Сашка часто на уроках считал ворон, но все, что рассказывали учителя, как ни странно, в голове его укладывалось и при необходимости легко всплывало. Маловато, конечно, знаний было, но, пожалуй, на троечку натянуть можно. Или даже на четверку? Почему бы ни попробовать? Смелость, говорят, города берет.
- К доске пойдет…. – указательный палец учительницы скользил по списку, Миша был на сто процентов уверен, сейчас бедный Петька пострадает. Он поднял руку и сказал: - Можно, я отвечу?
Подумав при этом, что сделать это на английском языке было бы много проще. Он мог рассказать про Лондон, про Берлин, а также про любой крупный город мира, включая Сидней, Куала-Лумпур или Нью-Йорк. В общих чертах, конечно, но этого вполне хватило бы для школьного урока.
Учительница посмотрела на него удивленно и сказала с ноткой сомнения: - Иди, Мальцев, покажи свои знания.
Миша услышал, как тихо хихикнула Валя Сладкова на первой парте. Уверена, что он опозорится? Не дождетесь! В конце концов, кроме того, что было в Сашкиной голове, Миша располагал немалым багажом знаний из будущего.
С трудом подбирая немецкие слова, он начал рассказ: «Берлин, один из крупнейших городов Европы, расположен на востоке Германии, на берегу реки Шпрее, недалеко от границы с Польшей. Около одна тысяча двухсотого года на месте современного города располагались два поселения Келльн и Берлин». Продолжая рассказ, Миша едва удержался, чтобы не ляпнуть о разрушениях второй мировой войны и о Берлинской стене. Вовремя спохватился и вместо этого упомянул о знаменитом в прошлом аэродроме Темпльхов, который, как он знал, был закрыт в веке двадцать первом.
- Молодец, Саша, - в голосе Ирины Владимировны слышалось неподдельное удивление и интерес. – Хотя допустил ошибки, и слова путал, тем не менее, твердую четверку заслужил.
Возвращаясь на место, Миша заметил удивленный взгляд Вали Сладковой.
«Я вас еще не так могу удивить!» - весело подумал он.
Следом отвечать вышел Женя Шохин, который неплохо подготовился и заработал пятерку. Петьке сегодня повезло, его к доске так и не вызвали.
- Спасибо, дружище, - с благодарностью прошептал он, - мне за двойку от родителей бы сильно попало.
- Не за что, - отмахнулся Миша, - в следующий раз готовься лучше, везение вещь непостоянная.
- Само собой, - ответил Петька. А Миша подумал, что придется пополнять запас немецких слов, в Сашкиной памяти их оказалось, мягко выражаясь, маловато. Один раз даже пришлось вставить английское слово, хорошо учительница в этот момент отвлеклась и ничего не заметила.
Отличница Валя Сладкова за ответ неожиданно заработала четверку, невольно сравнившись с Сашкой.
«Нечего было хмыкать и смотреть свысока» - подумал он.
Вторым уроком шла алгебра. Алгебра Мишу нисколько не смущала. В своих знаниях он был уверен. По этому предмету Сашка больше, чем на двойку, претендовать не мог. Не давалась ему алгебра, и все тут. Первой Ольга Степановна вызвала к доске Валю Сладкову, та разобрала задачу, которую задавали на дом.
- Пять, - сказала математичка, отпуская Валю на место. – А сейчас для закрепления темы решим у доски еще одну аналогичную задачу.
Она раскрыла журнал. Петька по соседству заметно напрягся. По математике тоже звезд не хватал, хотя в отличие от Саши двойки у него были редкостью, в основном вытягивал на трояки. А вот нашему герою вполне мог грозить второй год.
- Мальцев, - сказала она и посмотрела на Мишу.
Скорее всего, Ольга Степановна рассчитывала на очередную двойку, каково же было ее удивление, когда парень решил задачу, при этом подробно объяснив, почему он сделал так, а не иначе. Задачу можно было решить двумя способами, о чем он в заключение и сказал.
- Надо же, удивил, Мальцев, - сказала учительница. Только тут Миша сообразил, что зря засветился. Довольно сложный расчет проделал в уме, поскольку в прежней жизни далеко не всегда пользовался калькулятором, предпочитая, по возможности, напрягать мозги.
- Кто же тебя успел так натаскать по математике? – спросила учительница, поставив в журнал пятерку, прежде чем отпустить его на место. – И почему раньше в двоечниках ходил?
- Всю зиму занимался. Решил, что до тех пор, пока, как следует, не освою, успехи показывать не стану.
Вернувшись за парту, вздохнул с облегчением. Хорошо хоть учительница не стала допытываться, с кем занимался.
- Ольга Степановна, а он Ирину Владимировну тоже своими знаниями поразил, - подала голос с первой парты Валя Сладкова. - Выступил на уроке немецкого, как будто язык на «отлично» знает.
- Вот как? – удивилась классная руководительница. – И в походе стометровку лучше всех пробежал. Молодец, Саша, взялся за ум, так держать!
Миша мысленно отругал Сладкову. Кто ее за язык тянул? Из книг про попаданцев знал, что, в случае раскрытия из бедняг вытрясали секреты будущего, иной раз, подвергая болезненным пыткам. Наш герой мысленно поклялся впредь быть крайне осторожным. На уроке литературы его к доске не вызывали. Домашнее задание он толком сделать не успел. Как оказалось, кроме знакомых классиков в нынешней школе изучали забытых в двадцать первом веке писателей. Нина Ивановна упоминала произведения, о которых Миша понятия не имел. Таких, как «Бруски» Алферова или «Энергия» Гладкова. По ее словам, эти авторы, как и великий пролетарский писатель Максим, Горький, стояли на передовых позициях соцреализма.
«Вот это я бы попал! – думал Миша, слушая учительницу, которая приводила в пример не только мнение Горького, но и слова Сталина о появлении литературы новой социалистической формации. Мысль о том, что литература и искусство этого времени превратились в инструмент политической борьбы, до нашего героя стала доходить только к концу урока. И он не знал, куда деваться от пристального взгляда Нины Ивановны, которая, похоже, собралась вызвать его к доске. К счастью, не успела, прозвенел звонок. Саша по литературе имел твердую тройку, и даже кое-что из заданного иногда почитывал, не сильно углубляясь, поверхностно. Может быть, Миша, используя его знания, смог бы сформулировать ответ на очередной «трояк», но мог бы получить и «неуд», а ему это нужно? Звонок оказался спасением, как первый петушиный крик в повести Гоголя «Вий».
После была геометрия, на которой Мише пришлось решать у доски не сильно сложную задачу, за которую он заработал четверку.
Валя Сладкова за аналогичную задачу получила «пять» и, вернувшись на место, свысока одарила его снисходительным взглядом. Мол, где тебе до меня! Миша пожал плечами, решив такие взгляды, как и возможные высказывания, игнорировать.
Учебный день закончился уроком физкультуры, похожим на те, которые проводились в 21 веке.
Миша даже на короткое время забыл свои переживания об оставленных в будущем родителях. На физкультуре он заработал отличную оценку после того, как пользуясь одними руками, по канату забрался под самый потолок.
- Молодец, - похвалил его Алексей Германович, школьный физрук, - можешь, если захочешь. В следующем учебном году будешь сдавать нормы ГТО.
Миша и сам удивлялся появившейся вдруг силушке. Хотя на Сашкиной внешности это никак не отразилось. Мышцы не увеличились, да и на Шварцнегера Сашка ничуть не походил. По-видимому, дело было в общей, на двоих, энергетике.
Туда и обратно
Сообщений 11 страница 20 из 47
Поделиться1121-02-2020 11:33:03
Поделиться1223-02-2020 12:08:14
Глава седьмая
Самокат
Миша явился домой, на кухне в это время обедала сестричка.
- Как дела в школе? – поинтересовалась бабушка, ставя перед ним тарелку горячих щей.
- Отметки только хорошие, - ответил наш герой.
- Ты, случайно, не заболел? – язвительно спросила Светка. - С каких это пор у тебя хорошие отметки появились.
- С сегодняшнего дня, - серьезно ответил брат.
- Молодец, - похвалила бабушка, - родителей порадуешь.
- Надеюсь, больше папу к директору вызывать не будут, - Светка тайком показала ему язык, он, в свою очередь, продемонстрировал ей кулак. Еще недавно, два или три года назад, они отчаянно дрались, не поделив игрушку или просто из вредности.
- Не подначивай брата, - строго сказала бабушка, - кушайте, пока щи не остыли.
- А я сегодня на улице Ваню Прохорова из параллельного класса видела, - сообщила вдруг сестренка.
- И что? – не понял брат.
- Он на самокате катался, представляешь?
Миша не знал, продавались ли в это время самокаты. В СССР, скорее всего, нет. Как говорится, у государства руки еще не дошли. Велосипедистов иногда встречал, а вот самокатчиков ни разу. У немцев, насколько помнил, во время войны были даже целые отряды самокатчиков. Но откуда самокат у школьника? Может, из-за границы привезли? Такое здесь хоть редко, но случается.
- Ты не ошиблась? Может, он на велике катался?
- Что я, совсем дурочка? – возмутилась Светка. – У него был настоящий самокат, деревянный, только колеса сильно гремели.
Миша задумался. Что за гремящий самокат, не может быть такого!
- Пока не увижу, не поверю, - сказал он.
- После обеда пойдем, погуляем, - сказала сестра, - Ваня со своего самоката не слезает, хвалится, говорит, что такого ни у кого нет.
- Пойдем, - согласился брат, ему стало любопытно, что же за агрегат у Ваньки Прохорова?
- А уроки? – спросила бабушка. – Сначала уроки надо сделать!
- Бабушка, мы ненадолго, - просящим голосом сказала Светка.
- Если так, идите. Только, совсем недолго! Мама с папой придут, уроки должны быть сделаны.
- Конечно, сделаем, бабусь! Не сомневайся, – ответил Миша, заканчивая с обедом.
Надел курточку из драпа, из-за которой дворовые мальчишки обидно называли его буржуем. По определению «буржуй», это эксплуататор. Разве Сашкин папа эксплуататор, если работает на государство наемным работником? А эксплуататоров в СССР давно повывели.
Во дворе, на удивление, было пусто. Отсутствовали даже любители домино, те, которых не забрали в милицию. Собирались они, в основном, по вечерам, особенно летом, когда стояла теплая погода. Двор большой, посередине высилась невысокой горкой клумба, на которой пока еще ничего не росло. Газоны, также пустые, огорожены стальными трубами. На этих трубах ребятня любила кувыркаться. Когда на весенних газонах начинается бурный рост разнообразных цветов и растений, дворник, татарин Равиль, внимательно следит, чтобы ребятня по газонам не лазила и цветы не мяла. Сашка считал такое положение нормальным, Мишу это удивляло. Он привык, что в будущем газоны предназначались для людей, а не наоборот. Равиль, увидев на газоне малолетнего нарушителя, мог шапку отобрать и вернуть при условии, что тот приведет отца. Потери шапки ребята боялись, как огня, и при виде строгого татарина мигом разбегались.
Окинув немалое пространство двора внимательным взглядом, и придя к выводу, что, скорее всего, народ после обеда засел за уроки, Миша обратился к сестренке: - Пойдем домой, вряд ли Ванька до вечера появится.
- Он обязательно придет, - возразила та, - подождем!
- Терпеть не могу ждать и догонять, – недовольно сказал Миша. На него снова накатила грусть и чувство безысходности. Неужели он застрял здесь навсегда?
- Давай поиграем в ножички, - предложила неугомонная Светка и достала откуда-то небольшой перочинный ножик. Смотри-ка, заранее подготовилась!
- Только, чур, я первая хожу!
- Так нечестно! – возразил Миша.
- Тогда считай, - сказала сестренка, очерчивая на земле круг.
- Давай ты, - Миша считалок не знал, ему они были без надобности.
- Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе водить!
Разумеется, первый ход достался хитрой девчонке. Миша догадался, считалку ребята знали наизусть, фокус состоял в том, с кого начинать счет. Играли недолго, сестре он позорно продул, слишком зациклившись на своих невеселых мыслях.
- Что с тобой сегодня, братик, - удивилась Светка, - я тебя не узнаю! Ты меня всегда обыгрывал.
«Я сам себя не узнаю», - подумал он.
В это время вдалеке послышался железный грохот, на тротуар выехал Ваня Прохоров верхом на самодельной деревянной конструкции. Корпус был сработан из тонких узких досок, колесами служили два больших подшипника. Именно они на асфальте издавали тот самый металлический лязг, который было слышно издалека.
- Видели, какая у меня машина? – с гордостью сказал Ваня, подкатив к нашим героям.
- Не только видели, но и слышали, - ответил Миша, - жильцы не ругаются?
- С какого это испуга? – не понял Ваня, оскорбившись за свое двухподшипниковое чудо.
- Из-за шума, - пояснил Миша, - лучше бы пластмассовые колеса поставил, или, на худой конец, деревянные.
Сказал и тут же подумал, что ни полиэтилена еще нет, ни полиуретана, ни других пластиков. Если и появились, разве что первые опытные партии.
- Какие такие пластмассовые? – не понял парень и скривился презрительно. – Деревянные быстро развалятся, скажешь тоже! А эти вечные, всю жизнь можно кататься.
- Дашь прокатиться? – спросила практичная Светка, не отрывая завистливого взгляда от Ваниной «машины».
- Может, дам, когда сам накатаюсь, - с оттенком гордости ответил тот, - если помечтать, можно представить, что летишь на новейшем истребителе или даже на космической ракете на Марс.
- Что-то в этом есть, - сказал Миша, задумчиво рассматривая конструкцию. Неожиданная мысль заставила его спросить: - Где подшипники взял?
Сначала предположил, что на какой-нибудь свалке, потом сообразил, что такими вещами сейчас не разбрасываются. Наверняка это дефицит. Страна строит машины, станки, военную технику. И в быту найти подшипники не так-то просто. Ответ Вани подтвердил догадку. Конечно, ни на какой свалке найти такие детали не получится. При всем при том, что разной железной рухляди по дворам валялось немало. На следующий день семиклассники как раз должны были заняться сбором металлолома.
- Папа на подшипниковом заводе работает, - ответил парень.
- И ему так просто разрешили взять? – удивился Миша. Ваня как-то смущенно посмотрел на него.
- Папа сказал, что это из бракованной серии.
Светке, тем временем, надоело впустую стоять, она снова принялась канючить, выпрашивая чудо-машину.
- Так и быть, - великодушно согласился парень, - катайся, только недолго. Мне скоро домой, уроки надо делать.
- Всем надо, - заметил Миша, - мы тоже скоро домой пойдем.
Окрыленная Светка дважды объехала немаленький двор по периметру. Путь ее был отмечен несмолкающим грохотом. Миша удивился, какие терпеливые здесь жители, в будущем наверняка кто-нибудь уже сделал бы «ездуну» замечание.
- И впрямь, как на космическом корабле, - сказала Светка, подкатив к ребятам, - словно на Марсе побывала.
- И как там? – спросил Миша. – Пришельцев встретила?
- Каких еще «пришельцев»? – не поняла сестренка.
- Инопланетян, марсиан, - подсказал Ваня, - ты «Аэлиту» Толстого не читала?
- Я всякие глупости не читаю, - сказала девочка, слезая с чудо-машины, - я писателем хочу стать, поэтому читаю только произведения советского и русского реализма, нашу замечательную классику. Больше всех мне Тургенев нравится.
Миша вспомнил, что по литературе надо успеть прочитать заданное на дом произведение. Кроме того, дома ждали задачи по математике, алгебре и геометрии. Вдруг они окажутся ему не по зубам? Время поджимало.
- Домой пора, - сказал он сестре.
- Спасибо, Ваня, - поблагодарила та владельца самоката. – Нам и в самом деле, пора.
Поделиться1323-02-2020 13:09:49
во время войны были даже целые отряды самокатчиков.
Это немного другие самокаты.
самокатчики 1917
Отредактировано Кадфаэль (23-02-2020 13:13:25)
Поделиться1424-02-2020 13:32:45
Это немного другие самокаты.
самокатчики 1917
Уважаемый Кадфаэль! На вашем фото велосипедисты, ясно просматриваются звездочки, цепи и педали. Наверное, эти ребята просто назывались самокатчиками? А в тридцатых, именно самокаты в Росси, насколько я понимаю, не производились. В то время, по рассказам родственников, даже детскую коляску купить было невозможно.
Поделиться1524-02-2020 15:28:47
В то время, по рассказам родственников, даже детскую коляску купить было невозможно.
Не знаю, как в тридцатых, но в первой мировой они вполне участвовали. И это именно самокаты - так тогда называли велосипеды.
Поделиться1625-02-2020 18:24:53
Не знаю, как в тридцатых, но в первой мировой они вполне участвовали. И это именно самокаты - так тогда называли велосипеды.
А у немцев во второй мировой были именно самокатчики. Я встречал такое название в нашей литературе. Может, это и впрямь, были велосипедисты?
Поделиться1725-02-2020 18:26:20
Глава восьмая
Собрание
В канун первомайского праздника в школе пошли разговоры об участии в демонстрации, а также о каком-то необычном подарке, который приготовила для школы подшефная кондитерская фабрика.
Мише прежде никогда не приходилось участвовать в демонстрациях. В будущем такие мероприятия, а также участие в сборе металлолома для промышленности или субботники по уборке территории не являлись обязательными. Больше всего его заинтересовал таинственный подарок от подшефной фабрики. Наверное, это должно быть что-то очень вкусное? После сбора металлолома, которого ребята набрали немало, и которым руководила пионервожатая Софа, та объявила о предстоящем собрании.
- По какому поводу? – поинтересовался Миша.
- Там узнаете, - ответила она и добавила: - Собрание будет проходить в актовом зале школы.
Если таинственный подарок от фабрики всерьез интриговал, собрание как-то не вдохновляло. Тем более, после уроков. То есть, придется задержаться. Надо сказать, что Миша, привыкший в школе будущего к нелитературной лексике, поражался, насколько строго наказывались здесь за это нарушители. Вплоть до исключения из школы. Едва он услышал про собрание, в голове сложилась сердитая фраза с этой самой ненормативной лексикой, едва с языка не сорвалась. Вот досталось бы Сашке, да и ему тоже, по первое число, от директора, от Софы и наверняка от родителей. Миша снова мысленно поклялся «следить за базаром».
Когда класс закончил с металлоломом, выяснилось, что на сегодня остались три урока, история, математика и физика. Ну, а затем собрание.
История прошла скучно, Нина Сергеевна долго и нудно объясняла новую тему, касающуюся французской революции. Похоже, учительница была не в духе, потому что, рассказывая предмет, бубнила, как «пономарь». Так отзывались Мишины родители о тех, кто читает тексты или говорит речь без всякого выражения. А ведь тема интересная, в будущем Миша о революции во Франции много читал и смотрел передачи. Он подумал, что при желании мог бы раскрыть эту тему гораздо лучше Нины Сергеевны.
На алгебре ему пришлось поскучать, то, что объясняла Ольга Степановна, Миша давно знал. Тем более к доске его, на этот раз, не вызывали.
Физику Миша также знал неплохо. Учитель, Георгий Николаевич, умел заинтересовать аудиторию, доступно объясняя материал. Сегодня урок был посвящен законам Ньютона, прежде всего, закону всемирного тяготения. Георгий Николаевич привел несколько формул, после чего к доске вызвал Женю Шохина.
- Решаем задачу, - объявил физик и прочитал начальные условия.
«Всего-то дел, подставить в формулы соответствующие значения» - пренебрежительно подумал Миша. Однако спортсмен Женя, который считался отличником, на этот раз с задачей никак не мог справиться. В конце концов, домучив решение и получив тройку, с недовольным видом вернулся за парту.
- Эту тему вы должны были выучить дома, - сказал Георгий Николаевич, - я думал, вы ее неплохо усвоили, но, оказалось, ошибся. Сейчас узнаем, присутствуют ли среди вас таланты и будущие гении, которые, как следует, разобрались в формулах великого Ньютона?
Он окинул учеников внимательным взглядом.
- Молчите? Кто ответит на вопрос, получит пять.
- А кто не ответит, тому двойка, Георгий Николаевич? – подал голос Петька Иванов.
- Кто не ответит, будет завтра решать задачи у доски, - сказал физик, – вопрос звучит следующим образом: «Какие силы действуют на спутник, летящий по орбите вокруг Земли». Добавлю, чтобы быть выведенным на орбиту, такой спутник должен иметь скорость, равную семь целых, и девять десятых километра в секунду. На прошлом уроке я уже говорил, что формулу первой космической скорости вывел Константин Эдуардович Циолковский.
Поднял руку Женя Шохин, который только что заработал «трояк». Видно, решил реабилитироваться.
- На спутник действуют центробежная сила, сила тяготения и сила инерции, - сказал он.
- Шохин, ты свою отметку уже заработал, ее тебе пока достаточно, - сказал Георгий Николаевич. - Есть еще желающие ответить?
Поднялась, Ася Малкина, за ней Валя Сладкова, однако ни один ответ физика не устроил. Миша ответ знал, в эпоху космических полетов стыдно не знать таких простых вещей! В прошлой жизни на этот вопрос отвечал его приятель Генка Боровой, который физикой увлекался всерьез.
- Неужели никто не даст правильного ответа? – Георгий Николаевич покачал головой. – Плохо я вас учил. Тогда спрошу сам. Мальцев, что скажешь?
- На спутник будет действовать одна единственная сила, сила притяжения земли, - сказал Миша, поднимаясь из-за парты.
- Наконец-то, Саша Мальцев честно заработал свою пятерку, - довольно сказал физик, делая пометку в журнале.
Прозвенел звонок с урока. Георгий Николаевич записал на доске задание на дом и отпустил класс на перемену. Школьники собрали портфели и отправились в актовый зал.
В зале собралась вся школа. На сцене, под большим портретом Сталина за столом, покрытым зеленой скатертью, расположилась администрация школы: директор, завуч, учителя. Когда ребята расселись и шум стих, на сцену вышла пионервожатая Софочка.
- Сегодня, - сказала она, - комсомольская и пионерская организации нашей школы обсудят поведение ученика седьмого класса «В» Вани Прохорова.
Миша задумался. С чего бы это директору понадобилось собирать коллектив по такому пустяку, как обсуждение одного из учеников? Что бы это значило?
- Я приглашаю выйти к нам самого Ваню, - сказала Софочка. На сцену поднялся Ваня, Миша поразился, какой у паренька был мрачный и убитый вид.
- Расскажи нам, что произошло, - обратилась к нему пионервожатая. Тот помялся и начал говорить. По его словам, прошлой ночью какие-то люди увезли его отца, а сегодня в школу приходил милиционер предупредить, что вечером за ним заедут.
Парень сказал с надрывом: - Не хочу я в колонию!
- Не тебе это решать. Твой отец совершил преступление, он враг народа.
- Он не враг…. – едва слышно произнес Ваня. Казалось, он вот-вот заплачет.
- Он украл и вынес с завода подшипники.
- Они бракованные, и он сделал это для меня.
- Поэтому ответственность за кражу лежит и на тебе. Бракованные изделия, между прочим, на производстве обязаны списывать и уничтожать. Высококачественную дефицитную сталь переплавляют, а не растаскивают по домам. Наша организация постановила исключить тебя из пионеров. Кто за это решение, прошу поднять руки.
Поднялся лес рук. Миша руки не поднял, впрочем, этого никто не заметил.
- Кроме того, с завтрашнего дня ты исключен из школы, - добавил директор.
- Кто-нибудь хочет высказаться по поводу преступных действий отца и сына Прохоровых? – обратилась к залу пионервожатая.
Миша, неожиданно для себя, поднял руку. Он еще не знал, что именно скажет, только все происшедшее вызвало в нем волну протеста против жестокого и несправедливого решения. Вместе с тем он прекрасно сознавал, насколько опасно выступать против системы. Потому что ничего не стоит оказаться там, куда сегодня попадет Ваня, или куда отправят его отца. Но Миша не мог промолчать, не далее, как вчера они со Светкой катались на самодельном самокате, считая мальчика своим другом. Может, они тоже были врагами народа, пользуясь украденными подшипниками? Возможно, на его решение повлияла фантастичность ситуации. Обстановка почти столетней давности, портрет Сталина на стене, семиклассник, превратившийся в сына врага народа. Все вместе напоминало театральную постановку, хоть и невероятно реальную и чрезвычайно тяжелую.
Поделиться1827-02-2020 18:39:36
Глава девятая
Шоколадная история и Марс
- Неужели из-за двух бракованных подшипников нужно было арестовать отца Вани?
В зале повисло тягостное молчание, потом директор сказал:
- Саша, ты сомневаешься в правильности нашего коллективного решения?
- Причем здесь Ваня? Разве он вынес с завода этот брак?
- Он пользовался ворованным, - ответила Софочка, - представляешь, если бы каждый тащил у государства понемногу, что бы от страны осталось? Как справедливо заметил товарищ Сталин, это в то время, когда нас окружают недружественные капиталистические страны, которые хотят уничтожить СССР.
«Знали бы они, что будет в девяностых, - подумал Миша, - когда руководители и эффективные менеджеры начнут утаскивать не по два бракованных подшипника, а сотни миллионов и миллиардов рублей».
- Можешь сесть, - обратился к Саше директор, - мы тебя выслушали, и в дальнейшем пионерская организация даст справедливую оценку твоим словам.
Во время дальнейшего обсуждения высокое собрание единодушно осудило поступок Вани, который не заявил в милицию на воровство своего отца, а также отметило неправильную оценку политико-экономической ситуации учеником седьмого класса «А» Александром Мальцевым.
- По окончании нашего собрания попрошу всех учащихся построиться в коридоре, - сказал директор, - машина из кондитерской фабрики уже у дверей школы. - Увидите, какой сюрприз приготовили нашей школе к празднику Первомая подшефные работники.
Миша вышел в коридор одним из первых. Рядом пристроился друг Петька. Некоторое время слышался тихий говорок учащихся, выстроившихся вдоль стен, но вскоре и он смолк. Неожиданно прозвучала торжественная барабанная дробь.
- Несут, несут! – сказал Петька, толкая Сашу локтем в бок. Процессию возглавлял юный барабанщик в белой рубашке и черных брюках, с непременным красным галстуком. За ним следовали четверо ребят, старшеклассники, комсомольцы, с усилием тащившие большой шоколадный бюст Сталина. Рядом с актовым залом заранее поставили красиво исполненный стол, в виде постамента, украшенного золотым гербом Советского Союза. На постаменте не хватало только шоколадной головы.
«А я еще думал, для чего здесь поставили этот стол» - подумал Миша. И все бы было понятно, если бы не одно «но». Что дальше директор собирался сделать с головой из шоколада?
«Постоит она там какое-то время, а что потом?» – задался Миша вопросом. В эти времена даже испачканная газета с портретом Сталина могла привести неаккуратного читателя в места весьма отдаленные. Каким образом такую шоколадку утилизировать? Ни съесть, ни закопать, ни кому-то просто отдать! Впрочем, это уже не Мишина забота. Однако все разрешилось иначе. Когда процессия (за четверкой «несунов» торжественной походкой следовал директор, а за ним завуч) оказалась рядом с нашим героем, один из старшеклассников неожиданно споткнулся и упал. Массивная шоколадная голова оказалась на полу и раскололась на части. Под ноги нашему герою прилетело большое шоколадное ухо. Пока он тупо на него смотрел, Нил Евгеньевич вдруг громко приказал: «Съесть немедленно!». Миша схватил ухо и принялся жевать, Петька тоже не был обделен, ему досталась половинка носа. Ухо было большое, Миша с трудом его доел. Даже как-то нехорошо стало. Хотя, надо отметить, шоколад был великолепный.
- На сегодня все, - сказал директор, убедившись, что на паркетном полу коридора не осталось ни кусочка.
Как ни странно, на этом история с шоколадным бюстом великого вождя закончилась, без каких-либо последствий. От соответствующих органов выводов не последовало. И школьники словно «язык проглотили», понимая, чем могла грозить болтовня.
У Миши потом целый вечер болел живот, лакомство следовало потреблять в меру. Как впоследствии оказалось, то же самое произошло с остальными ребятами, которым довелось подкрепиться шоколадной головой вождя. Так что, вопрос о том, что делал бы директор с этой головой после праздника, остался открытым.
На следующий день по дороге в школу Миша со Светкой и Петька на другой стороне улицы увидели батюшку, окормляющего местный приход, который располагался в соседней церкви. Мишу неприятно поразила реакция Петьки при виде попа. Петька засунул в рот два пальца и оглушительно засвистел.
- Почем опиум для народа? – громко крикнул Петька. Светка, словно эхо в горах, повторила фразу. Реакция прохожих Мише вообще была непонятна. Казалось, взрослые должны были сделать замечание невоспитанным подросткам, но куда там! Никто не вмешался. Батюшка осуждающе покачал головой, посмотрел на ребят и, сотворив крестное знамение, заторопился по своим делам.
- Бога нет! – закричал Петька во всю силу легких. – Святой отец, покажите нам, где он прячется!
- Петь, хватит орать, - не выдержал Миша.
- Попы народ дурят, а сами деньги гребут, - ответил Петька, - пользы от них никакой, только вред.
Служитель церкви в это время свернул в переулок и скрылся из вида.
На уроке астрономии Миша получил интересное задание: сделать доклад о планете Марс. Урок вел директор, Нил Евгеньевич. Когда прозвучал вопрос, кто хочет выступить с докладом, Миша единственный поднял руку.
- Что ж, Мальцев, - сказал директор, - мы готовы выслушать тебя на следующем уроке. Только с условием, приводить исключительно научные факты, «Аэлита» нашего советского графа Толстого в качестве первоисточника, в данном случае не годится. Справишься?
Он еще спрашивает! Конечно, самый лучший доклад мог бы сделать Генка Боровой, тот перечитал уйму фантастики, а также популярной литературы. И все данные, полученные с космических аппаратов, помнил наизусть. Но Миша тоже кое-что знал. К сожалению, не на что было ссылаться, информации из журналов и газет, а также сведениям интернета предстояло появиться много десятилетий спустя.
«Как-нибудь выкручусь!» - решил наш герой.
На уроке географии, отвечая у доски про Дальний Восток, Миша вдруг сообразил, что политическая карта мира тридцать седьмого года, хоть и не сильно, отличается от карты будущего. Только после второй мировой войны Япония лишилась Курильских островов и южной половины Сахалина, Кореи, Тайваня и ряда островов в Океании.
О Европейских изменениях на карте мира, к счастью, ему рассказывать не пришлось.
- Саша, что с тобой? – удивилась Галина Анатольевна, учительница географии. За время ответа он успел широким жестом «присоединить» к Советскому Союзу Курильские острова и южную часть Сахалина.
Осознав ошибку, поправился. Учительница улыбнулась и сказала: «Конечно, было бы неплохо получить в свое распоряжение территории, богатые полезными ископаемыми и запасами ценной рыбы. Но Советский Союз страна мирная и не собирается нападать на соседей и отнимать у них земли». За ответ Саша получил четверку, для него такая оценка была настоящим подарком, потому что по географии раньше у его визави были двойки и тройки.
- Отвечал неплохо, молодец! – похвалила учительница. Вернувшись за парту, Миша, в который раз подумал, что надо внимательно следить за языком. Здесь никто не имеет понятия о скорых военных событиях и крутых переменах на политической карте мира. Хрущев еще не глава Советского Союза, не «кукурузник», а партийный работник, секретарь Московского горкома. Миша случайно услышал об этом из репродуктора.
Придя домой, парень быстро пообедал, отказавшись от добавки, и засел писать доклад о Марсе.
- Плохо ты поел, - покачала головой бабушка, - уж не заболел ли? И не случилось ли чего?
Она слышала о ночных арестах в Москве, иной раз и днем люди пропадали. Вышел человек в магазин, и не вернулся. Поэтому у людей было постоянное чувство тревоги.
- Нет, бабусь, меня еще не арестовали, - «ляпнул» Миша и, видя, как изменилось лицо бабушки, тут же пожалел о сказанном. Детям о своих страхах взрослые старались не рассказывать.
- Что ты такое говоришь, Сашенька! – бабушка всплеснула руками. – Никто тебя не собирается арестовывать! Да и не за что.
«По-моему, именно в это время Сталин издал закон об уголовной ответственности несовершеннолетних, – подумал Миша. - Так что могут запросто забрать меня или любого одноклассника».
- Бабусь, мне задали писать интересный доклад, вот я и волнуюсь, не уверен, справлюсь ли?
- На какую тему?
- О планете Марс.
- И впрямь трудное задание, ну, пиши, внучек, не буду мешать. Уверена, у тебя все получится.
Поначалу как-то не получалось. Не на что сослаться было, когда он собрался написать о разреженной атмосфере Марса. Откуда узнал, где взял? Иностранцы тоже не в теме, научных открытий кот наплакал. Каналы, которые открыл астроном Скиапарелли, как позже выяснилось, оказались обманом зрения. Французский астроном Евгений Антониади в начале двадцатых годов, изучая Марс в более мощный телескоп, доказал, что никаких каналов нет. В данный момент об этой загадочной планете рассказывать было почти нечего. В годах шестидесятых по следам «Аэлиты» фантасты напишут массу книг. В которых кроме марсиан и иных пришельцев найдется место целому зверинцу, от мелких тараканов до опасных больших ящеров. И только первые космические аппараты, достигшие Марса, внесут некоторую ясность: крупных животных там быть не может. Атмосфера слишком разреженная, кислорода ничтожно мало. И долго ученые будут спорить, существует ли на Марсе какая-никакая живая мелочь, или нет. Но что можно сказать сейчас? Как следует, поразмыслив, Миша решил схитрить, то есть, выложив в докладе точные данные из будущего, заявить, что это всего лишь его предположения. Что-то вроде научных гипотез. Прикрывшись словами «возможно» и «по мнению некоторых ученых и астрономов». Каких астрономов? По радио он слышал о лауреате Сталинской премии Амбарцумяне. Можно также привести в пример работников знаменитой Пулковской обсерватории. Спросят, ответить, что слышал в радиопередачах. Там вполне могли приводиться цифры и некоторые данные. Кто будет проверять? Теперь доклад писался гораздо легче. Миша даже решил слегка «пофантазировать», описывая виды Марса, переданные космическими аппаратами, добавив фразу «по моему мнению». Описал пирамиды и таинственное гигантское лицо из камня, оставленное якобы погибшими обитателями четвертой планеты.
Доклад его наделал много шума. Одноклассники непременно хотели знать, откуда он все это взял. Директор также был немало удивлен.
- Ну, у тебя и фантазия, Мальцев! – сказал он.
- Неужели знаменитые каналы оказались обманом зрения? – язвительно произнесла отличница и красавица Валя Сладкова с первой парты.
- Астрономы тоже могут ошибаться, - подал голос спортсмен Женя Шохин и добавил, - я и не знал, что Санька такой выдумщик!
- Молодец, Саша, - похвалил директор, - хотя твой доклад больше похож на фантастический рассказ. Тем не менее, пятерку ты получаешь заслуженную.
После урока в коридоре ребята забросали Мишу вопросами.
- Когда Марс осваивать будем, фантаст, - спросил Женя Шохин.
- А на Луну когда наши полетят? – задала вопрос Ася Малкина.
- А «Звезду КЭЦ», такую, как у Беляева, скоро на орбиту запустят? – это Петька спросил.
Миша вполне серьезно отвечал: - Марс человечество освоит не скоро. Никак не раньше второй половины двадцать первого века.
- Фи, долго ждать, - недовольно сказала Валя Сладкова, - это мне больше ста лет будет. А таблетки долголетия к тому времени изобретут?
- До Луны люди доберутся в конце двадцатого века, - Миша решил по поводу долголетия Вале не отвечать, или ответить потом, после «космических» вопросов. И об американцах умолчать, тем более, были они там, или нет, в точности неизвестно.
- А кто первый в космос полетит? – спросил кто-то.
- Первым космонавтом будет наш, советский человек, и ждать его полета не так долго, лет двадцать.
- А «Звезда КЭЦ»? – нетерпеливо повторил Петька.
- После полета первого космонавта, через несколько лет, будет вам «Звезда КЭЦ». Только назовут станцию «Салют».
- Что здесь за собрание? – раздался громкий голос, ребята притихли, оглядываясь.
- А, это наш фантаст вещает о будущем, - сказал директор, - заканчивайте дискуссию и марш по домам. Космос от вас никуда не денется.
По дороге домой Петька некоторое время молчал, а потом вдруг спросил: «Правда скоро будет война?».
Миша ответил вопросом на вопрос: «А сам разве не видишь?». В Европе отчетливо пахло порохом, сгущались черные тучи. Никто не хотел войны, но всем и каждому было ясно, что ее не миновать.
Петька тяжело вздохнул, но не стал повторять то, о чем постоянно твердило радио и писали газеты: о непобедимой красной армии и о том, что войну мы будем вести на чужой территории. И вообще, шапками врага закидаем.
- Войну мы выиграем? – спросил он.
- Обязательно, - подтвердил Миша. Он никогда не стал бы называть цену победы. Даже в виде фантастического предположения.
Отредактировано VICTOR (27-02-2020 18:47:43)
Поделиться1929-02-2020 13:23:07
Глава десятая
Первомай
Праздничным утром первой поднялась бабушка, благодаря ей, завтрак был уже на столе.
Миша с сестренкой отправились в школу, ни свет, ни заря, оставив дома родителей. У школы ребят поджидал старенький кургузый автобус, в который они набились, как селедки в банку. Здесь были представители разных классов, те, кому велели участвовать в торжественном шествии. Из Сашиного класса явился друг Петька, а также Валя Сладкова и пионервожатая Софочка.
Пионервожатая окинула присутствующих внимательным взглядом, проверила список и скомандовала: - Поехали!
«Прямо, как Гагарин, стартуя в космос» - подумал Миша. Автобус тронулся, и вскоре они оказались на улице Разина, примыкающей к Красной площади бывшей Варварке, названной так в честь церкви Варвары. На улице собралась масса народа с плакатами и транспарантами. У Миши в глазах зарябило от множества портретов. Стены домов также были увешаны портретами главных лиц государства, среди которых особо выделялись Ленин и Сталин, а также воззваниями о скорой победе коммунизма и ведущей роли Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Наконец, определились с местом в бесконечной людской колонне, осталось дождаться сигнала к выступлению. Светка ушла назад, туда, где построились ее одноклассники. Больше всего Мише хотелось увидеть мавзолей и Сталина на трибуне. Будет, чего вспомнить!
«Домой вернусь, расскажу, ни за что не поверят!» - подумал он, и тут же вернулась не прошеная грусть. Вспомнились родители, школа, одноклассники. И, конечно же, компьютер с играми.
Петька постоянно вертелся рядом, словно покусанный ненасытной блохой.
- Чего тебе не стоится на месте? – тихо спросил Миша. На ребят с неудовольствием косилась пионервожатая Софочка.
- Не могу я терпеть, - ответил приятель, - меня родичи чаем напоили, а теперь чай наружу просится.
- Совсем невтерпеж?
- Ну, да! Вот что, ты подержи мой плакат, а я пока сбегаю в подворотню.
Не дожидаясь ответа, Петька сунул палку с закрепленным на ней портретом какого-то мужчины, надо полагать, члена правительства, или просто известного деятеля правящей компартии, и шмыгнул куда-то за толпу. Мише держать два плаката было неудобно, но пришлось. Не бросать же!
- Мальцев, куда это побежал твой дружок? – подозрительно спросила Валя Сладкова, стоявшая по соседству.
- Много будешь знать, скоро состаришься, - несколько грубовато ответил Миша. Валя презрительно хмыкнула и отвернулась. Он заметил, что пионервожатая направилась в его сторону, скорее всего, по тому же вопросу.
«Боится, что дадут сигнал выходить, а Петьки нет, - подумал он, - а мне сдается, выступим не скоро. Еще танки по площади не проехали». Миша был уверен, что Петька сейчас вернется, но того все не было. Подошла Софочка.
- Мальцев, куда друга дел? – строго спросила она.
- А я причем? – он пожал плечами.
- Да вон он! – сказала Валя, показывая куда-то за толпу. И впрямь, появился Петька, глаза, как у бешеного таракана, шапка съехала на бок, пальтишко расстегнуто.
- Немедленно встал на место! – приказала пионервожатая. На площади уже грохотали гусеницы, пошла техника, в небе загудело, над Красной площадью появились десятки самолетов.
Петька выхватил у Саши свой плакат.
- Пошли, пошли! – донеслись голоса от начала колонны. Софочка поспешно вернулась на место, гигантская человеческая гусеница, украшенная морем транспарантов и портретов, пришла в движение. Издали, с площади, донеслись торжественные звуки оркестра. Миша посмотрел на Петьку. С тем явно было что-то не так. Неожиданно с той стороны, откуда он появился, грохнул выстрел. Раздался женский крик. Толпа дрогнула, люди стали оборачиваться. Двое штатских и один в милицейской форме, заломив руки за спину, протащили к стоявшей у обочины легковушке, какого-то мужчину. Петька слега наклонился к товарищу.
- Это он, он! – свистящим шепотом сказал приятель.
- Кто, он?
- Он собирался застрелить товарища Сталина, - шепотом сообщил Петька, так тихо, что Миша его почти не расслышал. Наконец, вместе с колонной демонстрантов они добрались до площади. Повсюду, со всех зданий, на них смотрели огромные портреты вождя и были развешаны лозунги.
- А ты-то причем? – так же шепотом спросил Миша. Конечно, было бы лучше отложить разговор на потом, шумно здесь, и почти ничего не слышно. К тому же, Валька вон рядом навострила ушки. Не хватало еще, чтобы она разнесла новость по всей школе.
- После расскажу, - ответил приятель. Что ж, иногда лучше подождать. Тем более, Валентине совсем ни к чему было знать, как Петька орошал в закоулке какое-то дерево. Не для девичьих ушей такие разговоры. Наш герой уже понял, что все дальнейшее и необычное с Петькой случилось сразу после облегчительной процедуры. Или во время оной. Колонна миновала центр площади, и он, наконец, увидел на трибуне мавзолея товарища Сталина в окружении соратников. Нельзя сказать, чтобы в этом человеке что-то показалось ему особенным. К тому же, далековато он стоял. Да и Петька решил, все же, выложить ему, о чем никак не мог умолчать. Придвинулся ближе, хоть и было не слишком удобно, и начал рассказывать. Как выяснилось, приятель нашел закуток, с трех сторон огороженный забором, и, сделав свои дела, уже собрался вернуться. Но в это время услышал из-за забора приглушенный разговор двух мужчин.
- Это или шпионы были, или белогвардейцы недобитые! – горячо говорил он.
- Не кричи, - осадил его Миша, покосившись на одноклассницу, которая сделала вид, что мальчишки ей не интересны.
- Почему ты так решил?
- Там говорили о покушении на вождя. Ну, я, конечно, побежал и выложил свои подозрения первому встреченному милиционеру. А он тут же прихватил нескольких штатских и бегом к тому забору. Остальное ты знаешь.
- А кто стрелял?
- Тот мужик, которого они схватили, пытался отбиться.
Помнится, на уроках истории рассказывали, сколько покушений было на товарища Сталина. Одному из них, неудачному, они оказались свидетелями.
- Тебя теперь наградят, - сказала вдруг Валентина Петьке, - герой!
Петька задрал нос и принял важный вид.
- Может, и правда, орден дадут? – с надеждой сказал он.
- Догонят и добавят, - ответил Миша, - крепче плакат держи, уронишь.
И, правда, едва не уронил. Потому что держал древко одной рукой, а другой чесал нос, насморк его достал.
Когда колонна миновала площадь, Миша не удержался и купил два пирожка с повидлом на деньги, которые дала мама. Нашел Светку, отдал ей один пирожок, а свой разделил с Петькой. Таких жареных вкусных пирожков он, честно говоря, в будущем не пробовал! Денек выдался утомительный, вид руководителей на мавзолее разочаровал, ничего особенного в Сталине и его окружении, не было. Кажется, он видел рядом с вождем Тухачевского и удивился, что того еще не расстреляли.
Вечером к Петьке домой приходили люди из НКВД, только не для награждения. Заставили в подробностях повторить то, что с ним произошло во время демонстрации. Этим все и закончилось. Петька был разочарован, похоже, ждал чего-то особенного, но так и не дождался.
Отредактировано VICTOR (02-03-2020 11:05:59)
Поделиться2029-02-2020 13:39:00
И об американцах умолчать, тем более, были они там, или нет, в точности неизвестно.
И тут конспирология...
- А «Звезду КЭЦ», такую, как у Беляева, скоро на орбиту запустят? – это Петька спросил.
Такую не скоро, сначала это будет просто большой космический корабль.
Почему так - а давай посчитаем, сколько горючего надо, чтобы большую станцию с Земли поднять. Константин Эдуардович вывел формулу, по которой можно это сделать. Так и называется - формула Циолковского...