Экспедиция финикийцев
В 1827 году английский путешественник Джордж Томпсон[en] опубликовал книгу под названием «Путешествия и приключения в Южной Африке» (англ. Travels and Adventures in South Africa)[3]. В книге он упоминает, что близ местечка Кейп-Флэтс, ныне являющегося районом Кейптауна, расположенного на берегу бухты Фолс, незадолго до его приезда были обнаружены части обшивки какого-то древнего судна «со следами металлической субстанции в сильно разъеденном состоянии», предположительно, гвоздей. Плотник, присутствовавший при осмотре, утверждал, что древесина была кедровая (ливанский кедр широко применялся древними судостроителями). Томпсон предположил, что это останки парусника, потерпевшего крушение в ходе экспедиции финикийцев вокруг Африки, предпринятой около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II. О находке надолго забыли, но через 30 лет в тех же местах местный чиновник сообщил в письме губернатору провинции о том, что на побережье обнаружили полуистлевшую кедровую доску длиной 70 футов (21 м). Уже в XX веке обломки древнего корабля изучал известный учёный Раймонд Дарт. Он установил, что длина парусника могла достигать 170 футов (52 м), что вполне согласуется с имеющимися данными о судостроении у финикийцев[4]. В конце XX века в районе Клануильяма были обнаружены наскальные рисунки, изображающие корабли. Они были нанесены острым предметом на прибрежные скалы в нескольких местах на побережье. Часть изображений могут быть интерпретированы как корабли финикийцев[4]. Определённое затруднение представляет тот факт, что племена кой-коин появились на мысе лишь в V веке[5], то есть через тысячу лет после экспедиции финикийцев. Однако, Геродот в своей «Истории» сообщает[6], что финикийцы в ходе экспедиции приставали к берегу, обрабатывали землю, дожидались жатвы, собирали урожай и двигались дальше. Таким образом, следы их присутствия могли быть настолько значительными, что сохранились на продолжительное время, либо во время их пребывания на мысе были заметны далеко от побережья.
Путешествия Евдокса
Впервые попытался совершить кругосветное путешествие в рамках африканского континента мореплаватель Евдокс Кизикский (130 г. до н. э.-?). А всё началось с того, что когда Евдокс возвращался со своей второй экспедиции из Индии, ветер забросил его судно к восточному берегу Африки, где он обнаружил обломки корабля. Из рассказов местного населения он сделал выводы, что корабль приплыл из Гадеса (сейчас этот город называется Кадис, Испания), а именно, что плыл он против часовой стрелки вокруг Африки, мимо мыса и вошёл в Индийский океан. Это побудило его повторить путешествие и совершить кругосветное плавание на континенте. Организовав экспедицию за свой счёт, он отплыл из Гадеса и начал плыть по восточному побережью Африки. Однако трудности были слишком велики, и ему пришлось вернуться в Европу.[7]
После этой неудачи, Евдокс вновь отправился в кругосветное путешествие по Африке. Его дальнейшая судьба неизвестна, но некоторые, такие как Плиний, утверждали, что Евдокс действительно достиг своей цели. Однако наиболее вероятный вывод состоит в том, что он погиб в своём путешествии.[8]
Фра Мауро и его карта
Основная статья: Карта Фра Мауро
На карте Фра Мауро 1450-го года — Индийский океан изображён как связанный с Атлантическим. Он поместил надпись на южной оконечности Африки, которую назвал «Мыс Диаб», описав при этом исследования корабля, плавающего в Индийском океане близ восточного побережья Африки[9]:
«Около 1420 года корабль из Индии пересек Индийское море в сторону острова мужчин и женщин, у мыса Диаб, между зелеными островами и тенями. Он плыл в течение 40 дней в юго-западном направлении, не находя ничего, кроме ветра и воды. По словам членов экипажа, корабль проплыл около 2000 миль вперед и удача покинула их. Когда шторм утих, они вернулись к мысу Диаб в течение семидесяти дней.»
«Корабли, называемые „джонки“, перемещаются по этим морям, несут четыре мачты или более, некоторые из которых могут быть подняты или опущены, и у них есть 40-60 кают для торговцев и только один румпель. Они могут перемещаться без компаса, потому что у них есть астролог, который с астролябом в руке даёт приказы штурману.» (Текст из карты Фра Мауро)
Фра Мауро объяснил, что получил информацию из «надёжного источника», который путешествовал с экспедицией. Возможно, что это был венецианский купец Никколо де Конти, который оказался в Каликуте (Индия) в то время, когда экспедиция ушла:
«Более того, я разговаривал с человеком, заслуживающим доверия, он говорит, что плыл на индийском корабле, пойманном яростной бурей, которая продолжалась 40 дней в Индийском море, к юго-западу от мыса Софала и зелёных островов; и согласно астрологам, которые выступают в качестве их проводников, они проплыли почти 2000 миль. Таким образом, можно верить и подтверждать то, что сказано и теми, и теми, и то, что они проплыли 4000 миль.»
Фра Мауро также отмечает, что рассказ об этой экспедиции, а также история о путешествии Евдокса Кизикского, заставили его поверить в то, что Индийский океан не является закрытым морем и что Африка может быть обойдена её южным концом.
Эти знания, а также картографическое изображение африканского континента, вероятно, побудили португальцев приложить усилия с целью оплыть континент и найти морской путь к Индийскому океану.