Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » "Второгодник" Джесс


"Второгодник" Джесс

Сообщений 161 страница 170 из 432

161

Глава 19 - 01

22 декабря 1965 года, среда.

Боевой экипаж в составе Сергея Ивановича, Игоря Петровича и Павла Васильевича в течение трех с половиной часов пылил по условно проходимым местам, гордо именуемым дорогой. До Октябрьска осталось несколько километров. Лошадка, под маркой Волга 21, целеустремленно скакала, дом почуяв. Все это время на заднем сиденье веселился Павел Васильевич. С ним приключилось недержание веселья, как только он понял, что Игорь Петрович не представляет, как выглядит Игорь. И хотя он его тоже не видел, но хотя бы знал, чего ждать. Нет, он решительно хотел при этом присутствовать и смаковал гоголевскую сцену, которая непременно приключится.
На входе в школу их встретил молодцеватый пионер:
— Командир пятого класса Егор Слепаков. Товарищи, разрешите узнать цель вашего визита.
— Мы приехали к Нонне Николаевне Карасевой, по ее приглашению, — в военном ключе отрапортовал Сергей Иванович. — А еще нам нужен Игорь Мелешко.
— Сию секунду, – Егор свистнул в свисток, и из подсобки прибежал малыш, никак не старше второго класса. – Беги в клуб, там должен быть Игорь Мелешко, вызовешь его в кабинет директора, скажешь, что приехали посетители из Ленинграда.
— Есть! — бодро взвизгнул пацан, четко развернулся, и, потеряв всякую серьезность, умчался вприпрыжку.
— Я вас провожу, только дам сигнал на перемену, хорошо? — спросил Егор, но, не дожидаясь ответа, дал свисток. Из подсобки выскочили три пацаненка.
— Всем — по местам! Через минуту — сигнал!
Детвора разбежалась по коридору, замерев в разных местах. Звонок. Сразу открылись двери, не спеша стали выходить дети и следовать по своим делам. Одинаково себя вели как старшие, так и младшие.
— А почему никто никуда не бежит? — спросил Игорь Петрович у Егора.
— А зачем? — не понял Егор.
— Ну … обычно все дети бегают на переменах… — протянул Игорь Петрович, не так уверенно. «Посетители», вжавшись в стенку, с интересом наблюдали за внутренней жизнью школы, за ее необычностью.
— Дураки, наверное, — предположил Егор, пожав плечами над неразрешимостью ситуации. Он постучал в дверь кабинета директора и, спросив разрешения, пропустил посетителей.
— Проходите, Игорь Петрович! Я так рада вас видеть. Для меня это — настоящий праздник, вы не представляете! — воскликнула Нонна Николаевна, едва увидев вошедших.
— Нонночка, радость моя, как ты? — Обмен нежностями и любезностями продолжался минут пять, пока присутствующие не поняли, что формальности соблюдены полностью.
— Нонна, а мы по делу. Нас Игорь зазвал, — сказал Сергей Иванович. — Он мне письмо написал.
— Да, все я знаю, за ним уже, наверное, послали. Дежурный же вас встречал? — ответила Нонна, продолжая держать Игоря Петровича за руку.
— Лихо у вас служба поставлена, — улыбнулся Павел Васильевич.
— Обычно. Мы велосипед не изобретали. Никто ничего лучше арамейских порядков еще не придумал, лаконично и все по делу, вот мы их и повторили. Ребятам нравится: они чувствуют себя взрослыми. Попробуйте предложить им какое-нибудь сюсюканье — в лучшем случае вас на смех поднимут. В противном случае перестанут вас замечать, как недалеких, дурачков вообщем.
С Нонны сошла радость и появилась озабоченность. Без какой-либо понятной причины.
— Нонна, что-то случилось? — Игорь Петрович не на шутку обеспокоился.
— Знаете, я просто боюсь, что ваш визит может кончится какими-нибудь неприятностями. Мы до сих пор старались ото всех прятаться. А тут такой поворот!
— Думаете, мы можем вам навредить? — спросил с серьезным лицом Павел Васильевич.
Нонна молча кивнула и добавила:
— Скорее бы уж Игорь пришел, он на меня всегда очень успокаивающе действует. 
Я зашел в кабинет, когда все расселись, а девочка из сводного отряда по встречам подала чай.
— Игорь, проходи! — воскликнула Нонна. 
Дальше началось веселье с охами и ахами, тупыми, непонимающими лицами, подколками, лицемерными извинениями и всем прочим джентельменским набором классического розыгрыша «Осторожно! Вас снимает скрытая камера!» Понадобилось больше получаса, пока Игорь Петрович начал отходить. Тем не менее, он косился на меня недобро, как будто именно я виноват в этой юморине.
— Игорь, и все же, это вы написали то письмо? — продолжал колебаться Игорь Петрович.
— Да я, я!!! Давайте, я вам что-нибудь напишу, а Сергей Иванович даст вам сверить почерк. Он у меня очень характерный. – Мне было по-настоящему жаль этого замечательного человека. Розыгрыш абсолютно выходил за рамки общечеловеческих понятий.
— Давайте попробуем, голубчик.
Я взял листок, быстро накидал какое-то стихотворение и протянул его Иванову. Тот бережно его взял, положил на стол, а Сергей Иванович положил рядом мое письмо. Игорь Петрович сличал почерки минут десять, а потом удивленно поднял глаза и сказал:
— Похоже, совпадают.
— Игорь Петрович, вы бы тогда не поехали, а оно того стоит, теперь-то вы это видите? — продолжал оправдываться Сергей Иванович.
— Пожалуй, пожалуй, — тихо пробормотал Иванов.
— Товарищи, вам совершенно необходимо выпить по рюмке коньяку, — торжественно произнесла Нонна Николаевна, втихаря показывая мне язык, — Игорю нельзя, а всем остальным — почему бы нет?
Я с наслаждением незаметно пнул ее в бок, а она взвизгнула от неожиданности, как восьмиклассница, в которую попала промокашка из трубочки. «Будет знать, как зажимать коньяк. Девчонка!» — подумал я, исполненный праведной мстительности. Осталось только согнуть руку в локте и, резко опустив, сказать «Yes». С гордым видом законного мстителя я проследовал на свое место.
— Товарищи, сегодня вас ждет репетиция кулачного боя, потом штурм ледяной крепости. Это все на реке. Потом репетиция нашего вокально-инструментального ансамбля, потом общее собрание школы и Совет Командиров. Диспут с Игорем откладывается на утро завтрашнего дня. Вас такая программа устраивает? — Нонна Николаевна торжественно зачитала наше расписание. Ничего специально для гостей мы не меняли.
Все вежливо закивали головами.
— Еще вопрос. Игорь Петрович, у вас есть два дня на этот визит: сегодня посмотреть, поговорить с детьми, педагогами, жителями, в общем сориентироваться в нашей жизни, а завтра потратить на разговоры о том, чем мы тут заняты? Павел Васильевич, хотелось бы узнать и ваши планы и то, чем мы можем вам помочь.
— Да, Нонночка, я смогу задержаться на два, а то и три денька. Очень уж тут все интересно, – ответил Игорь Петрович.
— Аналогично. Я буду подстраиваться под Игоря Петровича. Спасибо вам за внимание, — сказал Павел Васильевич, при этом глядя больше на меня, чем на Нонну Николаевну.
— Ну что ж, раз так, то прошу на реку. Туда надо ехать минут пятнадцать. Автобус ждет! – скомандовала директриса.
При первой возможности Иванов стал откалываться от нашей компании и присоединяться ко всяким ребячьим кучкам. Они о чем-то оживленно болтали и частенько смеялись, а вот Павел Васильевич отчетливо жался ко мне:
— Павел Васильевич, не стесняйтесь, спрашивайте, о чем хотите, я абсолютно свободен и здесь исключительно ради вас.
— Спасибо. Первый вопрос: вы говорили, что у вас присутствует раздвоение личности, а коммуникация между частями есть? Как вы общаетесь между собой?
— Разговариваем, как две абсолютно независимые личности. Я старший и имею право решающего голоса. А так, он знает столько же, сколько я, только для Малого, я его так называю, все это теория, а у меня есть еще и практический опыт. Например, у меня нет сомнений, что где-то и когда-то я был педагогом. В моей в голове понятия СССР и Россия, Ленинград и Петербург — равнозначны, хотя непонятно, как такое может быть. Я ответил на ваш вопрос?
— Да-да, только породили еще и новые.
— Такова уж ваша исследовательская натура, — ответил я, шутовски закатывая глаза.
— А что вы думаете о природе всего этого?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Могу только высказать свое мнение, но оно мягко говоря… — я покрутил в воздухе рукой…
— Да, пожалуйста, было бы здорово.
— Мне кажется, что человек — это некий биологический приемник или даже приемо-передатчик, настроенный на определенную волну. Настройка на эту станцию и есть наша личность, наша индивидуальность. Может быть, у каждого станция своя, а может, мы являемся уникальным кодом доступа к информации, хранящейся на общей станции. Это подключение дает нам возможность говорить, помнить и мыслить. Учиться, в этом смысле, означает осваивать тот опыт и знания, которые уже существуют на вашей станции. Во время исследований вас посещают озарения. На мой взгляд, это внезапный доступ к той информации, которая в норме вам недоступна, но вы ее как бы выпросили упорной работой над этой темой, это доступ к чей-то, не вашей, информации. Как-то так! Мы с Малым просто переплелись нашими настройками на одну базу. А природа? Божественная, какая же еще? Материалистам удобнее все списывать на законы природы, вселенной, космоса, но суть та же самая.
— А с эмоциями, как? Кто их генерирует: вы или он?
— Думаю, тело. Через всякие там рецепторы, химические реакции. Выработкой адреналина, например. Эмоции очень трудно контролировать. Те, кто это могут, — великие люди. Есть эмоции, возникающие от игры сознания. Любовь, например. Здесь в нашей паре доминирует Малой, потому что у него все настройки намного ярче моих.
— А потребности?
— Осознанные или неосознанные?
— Да пока, как хотите и что хотите. Просто говорите, пожалуйста. Для меня важно, что и как вы думаете.
Ощущение мягкой сетки чужой воли возникло внезапно и стало очень острым. Я прыгнул в астрал и увидел Павла Васильевича со всеми его полями и эмоциями. Как интересно. Когда я смотрел этим взором на других людей, то все выглядело значительно беднее. Здесь же все полыхает и вытягивается в мою сторону. Как он этим костром управляет-то? Сознательно? Или это природный дар?
— Павел Васильевич, пожалуйста, не надо меня гипнотизировать, а то мой Малой засыпает. Если он уснет, то вы отключите меня от органов речи. Тогда будете слушать откровения загипнотизированного семилетнего пацана.
— А можно все-таки попробовать? — глаза Симонова горели мефистофельским огнем.
— Пожалуйста, — я пожал плечами, — только отойдем в сторонку. Еще никто и никогда меня не гипнотизировал. Не знаю, как себя поведет Малой, мне тоже интересно послушать.
Малой заснул, а я завис в астрале. Симонов спрашивал его обо всем и ни о чем: о жизни, о маме, о педагогике, о Нонне Николаевне. Когда Павел Васильевич задал вопрос о детстве, Малой заговорил на хохляцком суржике, поскольку, живя в казачьем селе до пяти лет, по-русски не говорил. Мне было интересно, особенно то, что было до нашего слияния.
Убедившись, что сквозь Малого ему не дотянуться до моего подсознания, Симонов эксперимент закончил.
— Как все интересно. Скажите, а на вопросы тестов можете отвечать вы, а не Малой?
— Безусловно. А как же? Мы же с вами разговариваем.
— Осталось только попробовать приборы, а потом переводить вас на периодическое наблюдение. Похоже, наука в вашем случае бессильна, во всяком случае в моем лице. — оставил себе лазейку на будущее Симонов. — Пойдемте ко всем, а то без вас Игорь Петрович ввяжется в рукопашную. Вот же — незамутненная энергия.

0

162

Глава 19 - 02 окончание

Музыканты прекратили играть. Они допели последнюю, пятнадцатую, песню, которую я для них выписал из своей бездонной памяти. В зале клуба, куда набилось прилично народу: и вездесущая ребятня, и взрослые, — установилась гробовая тишина.
Борис Аркадьевич устало сел на стул. Он нервничал, хотя прекрасно понимал, как игорешкины песни действуют на людей и какой взрывоопасный эстрадный бульон заварился в Богом забытой сельской глубинке. Послезавтра их первое публичное выступление на Кингисеппском радио с двумя песнями. Борис Аркадьевич договорился, что вместо гонорара труженики эфира профессионально запишут минимум пять песен. А вот дальше… дальше оставалось ждать грандиозного успеха, когда их примут в Ленинградскую филармонию, туда, где «Поющие гитары» и Эдита Пьеха. Игорь приготовил и для них по песне, чтобы корпоративное братство не слишком больно кусалось. Короче, перспективы рисовались радужные, и Борис Аркадьевич был наскипидарен сверх рациональной меры. 
Надо сказать, что ансамбль, переехавший к нам из Кингисеппа, прилично усилился двумя нашими певцами и Татьяной, которая прилично пела и играла на пианино. Синтезатор мы не нашли, пришлось обходиться пианино с «микрофонным» усилением. Еще одним мощным двигателем профессионального роста стала Вера Абрамовна, учитель по вокалу из музыкального училища при ленинградской консерватории. Эта бодрая старушка, которую нашла Татьяна, перевернула наши представления о собственных вокальных возможностях. Она нам легко показала, что мы не просто нули, а значительно ниже.
Ею двигает любовь к нам, к школе, к детям, к нашему сосновому бору, к реке Луге, — все для нее важно и значительно. Она не может дождаться, когда поселится в собственном домике, который мы для нее строим. Короче, она наша со всеми своими потрохами. А поскольку, ко всем остальным прелестям, она еврейка и плохо работать не может генетически, то свои восемь-десять часов в день, без выходных она добросовестно отрабатывает, ставя нам голоса, укрепляя связки и производя еще тысячу издевательств над нашей вокальной сущностью. Половину ее времени, по вполне понятным причинам, я узурпировал себе.
Я не пою и не играю в ансамбле по той причине, что считаю, что пока рано так высовываться. С нашим набором инструментов, приспособлений для манипуляции звуками и с нашим мастерством мы не можем точь-в-точь повторить оригинал исполнения тех песен, которые я отобрал для нашего ансамбля, но мы стараемся и, в итоге, получается очень неплохо, очень близко. Мне трудно донести до наших певцов свои требования к вокалу. Я не знаю терминологии, сам могу показать только очень по-детски и далеко не все, а в образных терминах, типа: изобрази разъяренную львицу — получается еще хуже. Пока мы разбираемся в том, ярость какого животного лучше подходит для данной песни, проходит несколько репетиций.
— Друзья, а можно, я вам спою еще одну свою песенку, которую мне приходится прятать, потому что не уверен, что нам разрешат петь на английском языке.
Я сел за пианино, поправил микрофон. Эта песенка о том, что было бы неплохо, если бы ты взял что-то несовершенное, грустную песню, например, и сделал ее лучше, только для этого тебе придется пропустить ее через свое сердце…

Hey Jude, don't make it bad,
Take a sad song and make it better.
Remember to let her into your heart,
Then you can start to make it better…

— Вот, примерно так, мы исправляем нашу жизнь и делаем ее лучше. — Эта песня Пола Маккартни всегда вызывает у меня легкую грусть, — и по-другому нам жить нельзя, не по-людски это будет.
— Как красиво, — заворожено прошептала Татьяна.
Игорь Петрович тоже что-то доставал из кармана и клал обратно. Даже Павел Васильевич несколько раз высморкался подозрительно сухим носом. Проняло, похоже, всех, хотя никто не понимал, о чем я пою.
— Извините, наверное, мне не стоило петь, только испортил всем настроение. — В углу в открытую и почти в голос плакала моя мама. У нас с нею трудные отношения, и единственное, что приходит в голову, почаще ее обнимать и сидеть молча полчаса, а иногда и больше, не зная, что в нашем случае можно или нужно говорить. Ее тоска разрывала мне сердце.
Расходились тихо. Нонна с Игорем Петровичем пошли на общее собрание, а я остался в клубе с мамой.
— Мама, а хочешь я спою тебе веселую песенку?
— Нет, сынок, не надо. Мне и так хорошо, не надо делать лучше. Давай, просто посидим. Я горжусь тобой и боюсь за тебя, очень боюсь.
Мы замолчали надолго, было очень хорошо оттого, что мама рядом и никого вокруг. А потом мы гуляли, ужинали, и все это время я держал ее за руку и говорил какие-то простые слова. В этой простоте что-то таяло у меня внутри. Не знаю, как помочь маме. А может, это и есть помощь? Не знаю.

0

163

Глава 20

23 декабря 1965 года, четверг.

Мы собрались в кабинете Нонны Николаевны в 9 часов утра после того, как она раскочегарила новый рабочий день. За ней, как привязанные, ходили Иванов и Долгополов.
— Ну-с, молодой человек, а теперь обещанное интервью для полноты картины, — начал Игорь Петрович. — Мог ли я когда-нибудь себе представить, что буду ожидать аудиенции у семилетнего ребенка, да еще с таким нетерпением?
— Ну уж, это вы перегибаете-с, пожилой человек! — отзеркалил я шуточки оппонента по предстоящему спору.
— Приступим, – Иванов не поддался на провокацию втянуться в пикировки. Похоже, настроен серьезно. — Начнем с главного: почему моя деятельность бессмысленна с практической точки зрения?
— Раз разговор намечается серьезный, то давайте обходиться без вольностей. В письме речь шла не о вашей деятельности, а о деятельности организации под названием «Коммуна имени А.С. Макаренко».
— Извини, пожалуйста, упрек принимается.
— Целью КИМа является по сути образование воспитателей, а если быть педантично точным, то собрать молодых педагогов и вооружить их методикой формирования коллектива и, вообще, всем богатством педагогического знания.  Я правильно изложил цели организации? — Иванов кивнул, соглашаясь, а я продолжил. — Можно один вопрос, чуть в сторону от дискуссии? А чем, собственно, институт Герцена занимается, если сразу после его окончания выпускников надо довооружать?
— Не сыпьте соль на раны, молодой человек. Я не вижу способов решить эту проблему в рамках академического учебного заведения. Поэтому мы пошли по пути создания учебного по сути заведения с узкоспециальными целями.
— Извините, ради Бога, за бестактный вопрос, потому что ответ был очевиден. Просто мне захотелось, чтобы вы произнесли его вслух, потому что вы только что обозначили темы сразу для нескольких серьезных исследований. Во-первых, о целях и смысле Академии педагогических наук, во-вторых, о способах управления системой образования со стороны Министерства и, в-третьих, почему все авторские школы возникали исключительно в сельской местности, причем далеко от Москвы, в основном на Украине?
— Давайте, не будем обсуждать эти темы. Я обо всем этом много думал, кроме, пожалуй, третьей темы, у меня есть, что сказать, но я не хотел бы обсуждать это публично, — после некоторой паузы выдавил из себя Иванов.
— Тогда продолжим, — пропел я бодрым голоском. — Во-первых, хочу сказать, что откуда-то знаю некоторые ваши работы, работы ваших последователей, какие-то документы КИМа, но отношу их к вам, как к идейному руководителю. У кого-то из вас есть такое определение воспитания: «Воспитание — это общая творческая гражданская забота ребят и взрослых об улучшении окружающей жизни». Снимаю шляпу и даже готов простить вам «гармонически развитую личность» в качестве цели педагогической работы.
— Я не помню, чтобы я такое говорил, но готов подписаться под каждым словом! — воскликнул Иванов, перебивая.
— Неважно, кто сказал, главное — мы с вами отошли на шажок от доминирующего представления о воспитании как о формировании личности… А дальше все усердствуют в стремлении включить в это понятие как можно больше. И в конце концов приходят к «гармонической личности», которая включает в себя все: и духовное, и социальное, и психическое, и даже физическое.
— А чем вам гармоническая личность не угодила?
— Похоже, никуда от этой личности не деться. Игорь Петрович, но вы-то?!! Вы же — это не все! Подумайте! Пусть это пока теория. Но она же, в смысле теория, должна иметь какие-то практические перспективы, а иначе зачем такая теория нужна. 
— Игорь, извините, не улавливаю, не понимаю… — как-то виновато сказал Иванов, а я понимающе кивнул.
— Хорошо, прежде чем мы займемся этим вопросом, задам вам вопрос. Талантливый математик, знаете такой книжный червь, который кроме своей математики ничего знать не хочет, наподобие, как для вас нет ничего важнее педагогики. Этот математик, совершенно не развит физически, на выступлениях наших руководителей засыпает, с трудом ориентируется, кто такой Пушкин … хотя с Пушкиным я загнул, не бывает даже самых несведущих математиков, которые не знают Пушкина. Пусть будет не в ладах с Толстым. Что еще надо назвать, чтобы вы уверенно исключили его из рядов гармоничных личностей? Ну, в общем, он не гармоническая личность, но талантливый математик, — мы таких воспитывать не будем? Математика можно заменить на инженера, слесаря, военного.
— Конечно, будем. Для этого существует индивидуальная специализация.
Я захохотал:
— Воспитываем гармоничную личность, а как исключение — воспитываем инженеров, математиков, артистов, врачей… Бесталанные пройдут по классу гармоничных, а таланты и гении пойдут особняком.
Тут засмеялись все, даже Иванов.
— Да, нестыковочка.
— Договорились, что гармоническая личность не годится в качестве как практической цели, так и теоретического понятия?
— Пожалуй.
— У нас в школе четыре цели: трудолюбие, целеустремленность, забота и ответственность. Комментарии нужны?
— Принимается. Имеете право.
— Ну, то, что мы имеем на это право, вы больше никому не говорите — заклюют нас за однобокость и отсутствие идеологической составляющей.
— А, кстати, почему вы с ней, с идеологией, так сурово? – спросил Павел Васильевич. – Это попахивает, знаете ли...
— А потому, Павел Васильевич, что идеология — это категория образовательная и к теме разговора не относится.
— Во как! Похоже об этом тоже лучше помалкивать, — улыбнулся Симонов.
— А теперь о том, почему я сказал, что КИМ не имеет практического смысла. Безусловно, я имел в виду воспитание детей, а не воспитателей. Я отношу к воспитательным только школьные коллективы, потому что у всех остальных есть существенные недостатки: они временны, случайны, краткосрочны. Устойчивый воспитательный результат в них не получить. Теперь о воспитателях. Каких воспитателей вы готовите? 
— Учителей-воспитателей, воспитателей в клубы, разные педагогические группы. Короче для всех учреждений, где надо работать с детьми.
— А в каком из них они будут иметь возможность создать воспитательный коллектив?
— Только будучи директором школы, пожалуй…, — ответил Игорь Петрович и задумался. Серьезно задумался, так что не заметил, что остальные организовали чай и даже успели его выпить.
— Нонна говорила, что вы собираетесь поступать в институт Герцена, а зачем? — очнулся Игорь Петрович.
— Без бумажки ты букашка, так ведь? — мне стало понятно, что разговор движется к концу. Иванов оказался очень восприимчивым к чужим аргументам. — Игорь Петрович, если бы вы мобилизовали ту часть молодых педагогов, которые хотят стать директорами сельских школ с целью создать свою авторскую школу, то мы бы могли их принять к себе на стажировку, на полгода-год, а по итогам выпуска, то есть нашего с Нонной Николаевной решения, могли бы помочь с трудоустройством. В Кингисеппском районе 37 школ и только в двенадцати есть постоянные директора. 
А еще я хочу создать школу для взрослых по специальности: Управляющий хозяйством. На год. С отрывом от основной работы. Примерно на сто выпускников в год. Нужны и воспитанники, и учителя.
— Опять что-то новенькое, — воскликнула Нонна, закатив глаза в стиле Девы Марии. — Предупреждать же надо!
Все расслабились, потянулись к пирожкам, которые приготовила чья-то мама.
— Я подумаю над вашими предложениями, — сказал Игорь Петрович, тщательно пережевывая пищу. — Так что там с институтом? Вы вроде бы хотите закончить его экстерном? Я вам поставлю «отлично» по всем предметам моей кафедры.
— Еще поступить надо, — ответил я в аналогичном ключе.
— Помогу, — отмахнулся Игорь Петрович. — Все-таки обидно, мне даже поспорить не удалось, со мной такое в первый раз.
Все дружно рассмеялись, понимая, что разговор и визит окончены.

0

164

Франческа предположила, что проблему нехватки ИТР в СССР в 20-30 годы, страна решила за счет иммигрантов из-за рубежа. Она любезно мне дала ссылочку, где я немного и довольно поверхностно покопался.

«Историческая энциклопедия Сибири» (2009) читаем:
«Советская практика привлечения иностранных специалистов и иностранной технической помощи в середине 1920-х гг. отличалась прагматизмом и ограниченными масштабами. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в массовом участии иностранных специалистов и рабочих в социальном строительстве, наряду с идеологическими, большую роль сыграли экономические причины (кризис и безработица в странах Запада), заставившие многих из них искать работу в СССР.»
Там же приведены следующие цифры:
С ноября 1922 до января 1927 в Постоянную комиссию СТО РСФСР/СССР по урегулированию сельскохозяйственной и промышленной иммиграции поступило 429 тыс. заявок на иммиграцию в СССР, получили разрешение 10 676 иммигрантов (2/3 из них направлялись в сельское хозяйство).
Иммиграция в СССР из стран Западной Европы и США достигла наибольших масштабов в годы первой пятилетки. Ле¬том 1930 на XVI съезде ВКП(б) было принято решение о расширении практики посылки за границу советских рабо¬чих и специалистов и приглашения в СССР иностранных ин¬женеров, мастеров и квалифицированных рабочих.
В СССР в 1932—33 находилось примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустриальных стран Запада (вместе с членами семей — 35—40 тыс.).
            В годы второй пятилетки (1933—37) масшта¬бы применения иностранной рабочей силы сокращаются. К началу 1937 основная часть иностранных рабочих и специалистов (экономических иммигрантов из западных стран) покидает СССР. (конец вольного цитирования)

Из этих данных и других похожих, я могу сделать только один вывод, что иностранная иммиграция существовала, как факт, но проблему катастрофической нехватки ИТР решить никак не могла. Иначе получается, что, выгнав иммигрантов в 1937 году, страна осталась без ИТР? Нет, конечно, к тому моменту уже были свои. А вопрос откуда они взялись? Остается открытым.

Моя гипотеза такая:
в процессе ликвидации беспризорности, а это по некоторым данным порядка 7 млн человек, значительная часть бывших беспризорников закончила школы, Рабфаки и институты, значительно сократив остроту проблемы с ИТР. Надо понимать, что эти ребята лояльно относились к Советской власти. Примерно к 1939 году, воспитательные учреждения, наподобие колоний Горького, Дзержинского, 1, 2, 3 трудовых колоний, были закрыты, а предприятия, которые они создали перешли в соответствующие министерства.

Обе проблемы и беспризорности, и нехватки ИТР признаны решенными.

0

165

Глава 21 - 01

2 января 1966 года, воскресенье.

Они ввалились в кабинет Нонны Николаевны, как снег на голову. Вся страна еще праздновала Новый Год, только мы с Нонной обсуждали наши педагогические дела. Теперь вот выяснилось, что еще кому-то не «спалось в ночь глухую». После знакомства стало понятно, что к нам пожаловал сам Евсей Григорьевич Либерман в сопровождении Петра Сергеевича Кутепова.
Когда Евсей Григорьевич понял, к кому именно он ехал, началась стандартная процедура выпадения в осадок и не менее стандартная процедура выведения из него. Я с укоризной посмотрел на Кутепова:
— Петр Сергеевич, вы везете людей не в зоопарк, а я не тигр в клетке, которого все авторитетные люди должны обязательно увидеть из-за редкого окраса и выдающихся яиц. Пощадите мою слабую детскую нервную систему, да и гостю, похоже, ничего, кроме коньяка, уже не поможет.
— Игорь, извини, конечно, но, если бы я сказал Евсею Григорьевичу, что автору идеи СЭЗ семь лет, он бы обиделся на меня за новогодний розыгрыш, и уж точно не приехал бы. А ты знаешь, кто такой товарищ Либерман?
— Да, знаю, конечно. 9 сентября 1962 года в газете «Правда» появилась статья Евсея Григорьевича «План. Прибыль. Премия». Статья в «Правде» — это не просто статья. Это почти всегда — установка. Это гораздо круче, чем материал в New York Times. Этот текст, написанный человеком с ярко выраженными еврейскими именем и фамилией, - высший пилотаж. Значит, было покровительство. Наверху кто-то считал, что «так надо». Видимо, экономическая реформа к тому времени перезрела, а общественная атмосфера вполне способствовала переменам. В связи со сказанным можно предположить, что товарищ Либерман — идеолог выступления Алексея Николаевича на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС. Следовательно, он же и покровитель нашего гостя, и тот человек, который нужен нам для запуска проекта СЭЗ.
— Ну, что я говорил? Вы видите, видите? Он не ребенок! — воскликнул Петр Сергеевич, победно улыбаясь.
Либерман молча кивнул и хлопнул вторую рюмку коньяку.
— Не волнуйтесь вы так, Евсей Григорьевич, Иегова и не такие штучки вытворял, одна «неопалимая купина» чего стоит, – улыбнулся я и предложил проследовать в школьную столовую, чтобы перекусить с дороги и начать разговоры говорить.
Еда не очень помогла, теоретик реформы так и не смог взять себя в руки. Кое-как ситуация начала выправляться лишь после принятия еще по полтиннику. Речь Либермана обрела осмысленность, напор и бескомпромиссность.
— Похоже, вы пришли в норму. Ну-с, о чем желаете поговорить? — спросил я и подвинул к себе стопочку бумаги.
— О реформе, конечно. О подходах, о перспективах…
— Попробую ответить кратко. Если я правильно вычитал цели, которые озвучил на Пленуме Алексей Николаевич, а именно: повысить эффективность промышленности за счет предоставления предприятиям большей свободы, то предложенные методы достижения этой цели не из той оперы. Если же, на самом деле, цель попроще — создать предприятиям условия наибольшего благоприятствования, то тогда что-нибудь может и получиться. Что касается перспектив, то они крайне печальные — лет через пять реформы сдуются и все вернется на круги своя. К тому моменту энергии в жилах управляющих страной не останется и начнется откат. Как я понимаю, сейчас последует классический вопрос: «Почему?».
— Да, — Либерман подался вперед и приготовился биться. — Почему не из той оперы?
— Потому что понятия: план, прибыль и премия — относятся к микроэкономике, а цели реформы объявляются макроэкономические: рост ВВП, эффективность промышленности, решение социальных проблем. Другими словами, вы собираетесь стимулировать экономику на микроуровне, а результаты увидеть на макроуровне? Так не бывает.
— Почему не бывает? Предприятие — это основа экономики, это же очевидно. Поэтому именно их надо оживить для начала. Без этого все остальное бессмысленно.
— Оживление предприятий не ведет к автоматическому оживлению всей промышленности. Это, во-первых. Во-вторых, взвешенными планами, ориентацией на прибыль и денежной мотивацией вы, вероятнее всего, их не оживите. Однако об этом чуть позже. Давайте пока с целями разберемся. Чтобы добиться тех целей, которые вы декларируете, вам надо убедить участников процесса: работников, чиновников, партийцев — что ничто не сможет изменить выбранный курс, в том числе ни смена Косыгина, ни смена Брежнева. Надо кардинально изменить планирование, разделить его на стратегическое, которое выполняет Госплан, мини, которое выполняют министерства, и микро, которое выполняют предприятия, и при этом ни одна собака не должна вмешиваться в их планирование.
— Это как? Предприятие будет производить то, что захочет и сколько захочет? — воскликнул поражённый Либерман.
— Именно так. Государство, по идее, должно регулировать только виды деятельности. Они должны быть закреплены в регистрационных документах. Леспромхозу, например, будет разрешено производить что-то, связанное с выращиванием и переработкой леса.
— А как же согласовывать производство предприятий и отраслей и балансировать экономику в целом?
— Во всем мире эти вещи реализуются через рынок, но вам придется придумать какую-нибудь систему косвенных индикаторов. И хотя она по любому будет хуже рынка, но на безрыбье, как говорится ….
— Вы предлагаете возврат к капитализму? — Либерман, наконец, понял, о чем идет речь и успокоился. Он знал все за и против этой темы.
— Нет, нет! Я предлагаю плановый капитализм или рыночный социализм — как вам больше нравится. Просто капитализм мы переросли, а к социализму даже близко не приблизились. Поэтому — только смесь.
Либерман задумался. Идея и название ему неожиданно понравились. Он почувствовал, что при такой постановке вопроса можно устранить натяжки и допущения его собственной концепции, которые он вынужденно делал, не имея возможности говорить открытым текстом.
Я прервал размышления Либермана:
— Но все это вторично. Дело в том, что экономика сама по себе не существует. Она вплетена в тугой клубок из разнообразных общественных процессов: политики, идеологии, социальной, национальной, демографической сфер. Все они существенно влияют друг на друг и не существуют обособленно. Тот, кто сказал, что экономика решает все — полный профан. Нельзя управлять каждым процессом в отдельности. В этом смысле развитие экономики, внедрение экономических преобразований — вещи принципиально не выполнимые. У психологов существует такой классический эксперимент, когда нескольким участникам предлагается, вращая две ручки, загнать шарик в лузу, но на движение шарика в равной мере влияют и другие участники. Так вот с определенного количества игроков задача становится абсолютно нерешаемой. Искусство управления государством, или клубком процессов, или жизнью страны — это все одно и то же — состоит в том, чтобы сделать этот клубок гармоничным. Надо сбалансировать процессы, или, возвращаясь к психологическому эксперименту, игроки должны договориться о том, как они будут крутить ручки.
В капиталистическом обществе эта балансировка осуществляется рынком. Пусть однобоко, пусть уродливо, но зато неизбежно и автоматически. Америка, например, может себе позволить выбрать Президентом страны полного идиота. Большинство жителей: коммерсантов, военных, политиков — этого даже не заметят, так слабо он влияет на ситуацию по сравнению с рынком. Карл Маркс, будучи гениальным экономистом, наступил на эти грабли, обосновывая идею управления государством исключительно через экономические рычаги. По его мнению, для полного счастья надо лишь сосредоточить всю собственность в одних руках и организовать разумное планирование. После революции, сосредоточив всю собственность в своих руках, гениальный Ленин быстро сообразил, что такой подход не работает, и мигом вернул рынок и частную собственность. На время, чтобы разобраться, что к чему, что не так, почему гениальные идеи гениального Маркса не работают.
У гениального Сталина не было времени изучать все это, надо было срочно готовиться к обороне. Для этого он построил жесткую, вернее, даже жестокую вертикаль управления и провел индустриализацию, развил до очень высокого уровня науку и образование. В итоге страна совершила небывалый, невообразимый скачок в своем развитии. К 1945 году мы стали второй сверхдержавой в мире, даже несмотря на гигантские потери в войне. Никто и никогда таких высот в такие сроки не достигал.
Либерман заерзал на стуле и перебил меня:
— Молодой человек, мы с вами ушли в сторону. Вам не кажется, что не стоит читать мне политинформацию?
— Хорошо! Вы спросили о перспективах экономической реформы. Я отвечу вам кратко. Ваши реформы — это попытка, имея в руках две вожжи, запрячь в телегу табун в тысячу голов. А вы спрашиваете о перспективах. Они примерно такие же, как в описанной ситуации.
— Что-то все очень безнадежно! Голые эмоции, — хмыкнул Евсей Григорьевич.
— По моему мнению, я приукрасил ситуацию. Думаю, если бы Ленин представлял себе, какой сложности задачу он собирается взвалить на страну, то, наверное, отказался бы от революции. Наша страна представляет собой табун с гораздо большим количеством голов. К тому же, Леонид Ильич — это не Ленин и даже не Сталин.
— Договорились!!! Слышал бы кто, о чем я с тобой говорю! ... – помолчав и взяв себя в руки, Либерман спросил — И что ты предлагаешь?
— К этому и подводил, но вы, услышав привычные для себя затасканные слова: общественные процессы, сбалансированное развитие и прочее, — по привычке отключили мозг, даже не вникнув в смысл сказанного.
— Ну, что, что делать-то? — прорычал Либерман.
— Начать строить социализм!!! Беда лишь в том, что ни вы, ни Косыгин, ни Брежнев не имеете ни малейшего понятия, что это значит, как это выглядит и что для этого надо делать.
— А ты знаешь? — сарказм заструился по столу от Либермана ко мне.
— Похоже наш разговор теряет смысл. Вам не нужна пища для размышления. У вас уже есть думка, и вы ее думаете. Вы спросили о перспективах реформ — я вам ответил. И ответил, почему думаю так, а не иначе. А вообще-то мне нет никакого дела до того, что вы там наверху затеваете. Пустое это все. Слава богу, хоть за идею СЭЗ зацепились. Хотя, скорее всего, получится Чудище Ужасное. Слишком много художников взяли в руки кисточки. Вот вам еще коньячок, вот лимончик — выпейте и езжайте домой.
Мне чертовски захотелось сбежать от этого индюка упертого. Злость прямо клокотала внутри. Где-то краем зрелого мозга понимаю, что, в сущности, я такой же козел упрямый, как и он, и злит нас одно и то же, то, что собеседник не хочет привести свои идеи к моему знаменателю. Эмоции зашкаливают. Проклятое подростковое тело! Хотя кипит-то как раз моя старческая сущность. Черт, запутался совсем. Выпить бы, да при них неудобно, а без них глупо.
— Давай свой коньяк и остынь маленько, больно раскипятился.
— Я тоже выпью, — налив в три рюмки, бросил я. Нонна при первой возможности давно упорхнула.
— Давай, пацан, продолжай с того места, где я тебя перебил. Извини. Больно уж крамольные речи ты тут ведешь. Мне трудно к такому привыкнуть. Ладно. Итак, гармоничный клубок и балансировка процессов...
Либерман в самом деле выглядел виноватым или умело делал вид. Кто их там, небожителей, поймет.
— Чтобы сбалансировать клубок, нужны понятные практические критерии. Только вот, что это могло бы быть? Сразу скажу: однозначного ответа на этот вопрос у меня нет.
— А чем тебе идея социализма не подходит?
— А вы можете понятными фразами, в которых нет ни одного слащавого лозунга, объяснить, что такое социализм? Это необходимо, чтобы из этих словесных фантазий сотворить критерии для проверки практических действий. Думаю, что ни вы и никто другой с этой задачей не справится.
— Ну…если подумать…, то… — закатил глаза к небу Евсей Григорьевич.
—…можно натянуть гондон на глобус! Только это не подойдет.
— Я так с ходу не готов что-то предложить. А у тебя есть идеи?

0

166

Глава 21 - 02

— Под социализмом я понимаю общественное самоуправление. Земля крестьянам, фабрики рабочим… — что-то такое. При этом общественное самоуправление — штука коллективная, а не частная. Коллективы, осуществляющие функцию самоуправления, сами по себе не возникают и сверху не насаждаются, они прорастают снизу, причем при сознательном управлении этим процессом. Другими словами, кто-то должен зародить коллектив, который будет владеть и управлять конкретной собственностью, а также развить его, как минимум, до третьего уровня. Общая масса подобных коллективов должна покрыть все активы страны. Тогда можно будет сказать, что социализм есть и он победил. Та еще задачка!!! А вы — экономическая реформа, мотивация предприятий...
Таким образом, рисуются критерии: количество коллективов третьего уровня в промышленности, в других сферах, доля активов, находящихся под управлением таких коллективов, процент людей, состоящих в этих коллективах, удовлетворенность людей существующим «миропорядком», интеграция таких коллективов в территориальные и отраслевые органы власти. Как-то так!
Либерман достал из портфеля еще одну бутылку коньяка.
— Попроси еще лимончик. Будешь?
Я отказался, и он налил себе и Петру Сергеевичу.
— Сказки говорить изволите, молодой человек. Даже если все это принять к исполнению, то сколько же лет понадобится?
— Если очень активно делать и с помощью государства, то лет двадцать-тридцать, может пятьдесят. Кто может точно сказать? Эти коллективы будут расти, как грибы, в зависимости от развития корневой системы. Сверху здесь ничем особо не поможешь, разве что созданием условий наибольшего благоприятствования для саморазвития территорий. 
— Так, идея СЭЗ — это способ накрыть Кингисеппский район сетью таких коллективов, так?
Мой кивок был особо не нужен, потому что Либерман ухватил всю идею целиком.
— Пойдемте по производствам. Вам, да и мне тоже надо прогуляться и успокоиться, — Либерман кивнул, и мы вышли на улицу. Петр Сергеевич все это время сидел в углу, что-то писал и не отсвечивал.
Первое, куда мы зашли, было производство металлочерепицы.
— Ангар для этого производства четыре человека построили за месяц. Размер выбирали на вырост с учетом пятикратного роста. На каждое производство мы строим два таких ангара плюс фундамент под третий. Объяснить зачем?
Либерман молча кивнул, так как слегка запыхался.
— Все просто. Рабочие, школьники, руководители — короче, все жители села уверены, что за следующий год производство вырастет минимум в десять раз. На языке экономистов на тысячу процентов. Почему они так думают? У вас будет возможность спросить их об этом самих. Получится интереснее и познавательнее.
Технологию изготовления металлочерепицы, да и вообще металлопрофиля, мы придумали сами. Помучались с изготовлением пресса и пресс-форм, механикой движения изделий по стану, но самым трудным оказалась покраска. Здесь фиксация краски происходит не высыханием, а обжигом. Большую часть того, что составляет производственную линию, мы заказали на Кировском заводе в Ленинграде, остальное сделали сами в своих мастерских. На все мы потратили три месяца. Такую продукцию пока не делают, наверное, нигде в мире, так что планируем продавать ее на экспорт. Если кратко, то все.
Я поймал за рукав пробегавшего мимо пацана:
— Позови, пожалуйста, Сергея.
— Какого?
— Ухо!
— Это руководитель производства, — пояснил я Либерману.
Через небольшое время показался Ухо в окружении каких-то мужиков. Он их за что-то распекал, размахивая руками и едва не брызгая слюной. Увидев нас, сердито отмахнулся, а распекаемые растворились в воздухе:
— Чего звал? — отойти от предыдущего разговора ему пока не удалось.
— Да вот, хочу познакомить – Евсей Григорьевич Либерман, экономический помощник Алексея Николаевича Косыгина.
— А это кто еще такой? — вылупил глаза Серега.
— Председатель Совета Министров СССР.
— Ух, ни фига себе! — он округлил глаза до полностью невообразимого размера и с плаксивыми интонациями заголосил, — Ой, дяденька, не надо нас наказывать, мы ничего плохого не делали, только вот деньжат хотели заработать, у Семеныча изба прохудилась совсем, да в школе столовую надо было построить, опять же… Дяденька, мы больше не будем, не сажайте нас в тюрьму, мы сможем делать что-нибудь хорошее…
— Серега, кончай кривляться! Дяденька — ученый, он в тюрьмы не сажает, да и потом твой папка нас от кого хочешь защитит. Он у тебя такой, ого-го! — меня, похоже, то же начало заносить. Пришлось взять себя в руки и построить подчиненных. – Товарищ Серега, хватит юродствовать, докладывай по всей форме!
Серега вытянулся в струнку и начал рапортовать, с каждым словом превращаясь в делового, сосредоточенного начальника производства.
— За время дежурства нашего отряда ничего внепланового не произошло: травм нет, немотивированных остановок оборудования не было, техника безопасности не нарушалась. У Семеныча обнаружен запашок перегара, пропесочили его на летучке отряда, обещал исправиться, но никто ему не верит. Что с него взять? Произведено на этот час 750 листов металлочерепицы, в ценах продажи на пятнадцать тысяч рублей, расход материалов в норме. Доклад закончен.
— Вольно, казак! Показывай свое хозяйство.
Либерман молча крутил головой и сосал свою беломорину. Вникал в обстановку, на его лице мелькали новые вопросы и их было много, правда, зверские рожи, как вначале, он не строил. Ох, сдается мне, воспринимает он все это не всерьез, как детские шалости.
— Расскажи об итогах месяца, – попросил я.
— Отчет о прибылях и убытках будет готов только через пятнадцать дней. Сначала надо закрыть месяц, потом начислить амортизацию, ФОТ, подбить кредиторку-дебиторку… Ты же все знаешь, чего спрашиваешь?
— Тебя, обормота, проверяю, давай прогноз на сегодняшний месяц и сравни его с прошлым. И давай, серьезно, а то дяденька ученый уши надерет! — Серега схватился за уши и со страхом уставился на Евсея Григорьевича. Через пять-десять секунд он уже «пел песню застоявшегося жеребца», постепенно включая в это занятие всех подтянувшихся работников: пацанов и взрослых. Последним захохотал Либерман, ухая как филин.
— Все по местам, запустить линии, простой вычту из зарплаты! — резким командным голосом, но с характерными подростковыми обертонами выкрикнул Серега, и народ прыснул во все стороны.
— Молодой человек, а вам сколько лет? — закончив подхрюкивать, спросил Либерман Серегу.
— Шестнадцать. Ученик девятого класса Октябрьской средней школы, командир металлочерепичного отряда. Он состоит из тридцати двух человек: десять ребят и двадцать два взрослых. Ответ закончил.
Глаза Сереги сверкали в предвкушении возможности потрепаться. Работнички выворачивали головы, игнорируя законы физики, физиологии, а заодно и техники безопасности. Я глазами показал Уху, что за его спиной собирается разразиться безобразие. Он оглянулся и понимающе сморгнул.
— Итак, прогнозы по результатам месячной работы. Будет произведено продукции со стопроцентной вероятностью на девятьсот тысяч рублей. Отгружено будет на шестьсот пятьдесят–семьсот тысяч рублей; оплачено, если не произойдет ничего экстраординарного, будет тысяч пятьсот рублей. Поступление живых денег увеличится на двадцать процентов, но все равно склад растет третий месяц подряд, причем на 25–30 процентов. Проблему бы спас экспорт, но за бугром никто не знает о нашей продукции, а те, кто должны доводить до них эту информацию, понятия не имеют, как это делать. Из полмиллиона рублей поступивших денег сто тысяч оплатил наш леспромхоз для собственных нужд. Эта цифра будет расти по мере разворачивания строительства. И вообще, это не бизнес получается, а перекладывание денег из кармана в карман. 
— Простите, что? Что вы сказали? — спросил Либерман.
— Что?
— Вы сказали бизнес?
— Ну да, а по-вашему, чем мы тут занимается? Производством?
— А нет?
— Да на кой оно нам нужно? Нам деньги нужны.
— Прибыль? — спросил Евсей Григорьевич, предвкушая победное вздёргивание пальца.
— Какая прибыль? Зачем прибыль? Нам деньги нужны. А прибыль — это не деньги.
— Как не деньги, а что же это?
— Одно из двух: либо Игореха нам соврал, что прибыль не деньги, либо вы не ученый. Как?
— Ну, не деньги, не деньги...
Новый облом с его провокациями уже не расстроил Либермана.
— А какая часть прибыли все же деньги?
— Товарищ ученый, кончайте прикалываться. Я же не с дояркой разговариваю. Прибыль — не деньги, и нет в ней никакой денежной части. Деньги надо анализировать по другому отчету. Знаете, по какому?
Либерман вынужден был кивнуть, подтверждая, что он не доярка и знает основы бухгалтерского учета.
— Если продажи и оплаты будут в том же тренде еще два месяца, то мы будем вынуждены остановить производство. Сейчас оборачиваемость склада три месяца, а нам надо добиться полутора месяцев.
— Да, Серега, мы об этом говорили, но сезонность никто не отменял. За лето и осень мы продадим все, что ты сделаешь. Не паникуй! — Разговор становился избыточно откровенным и, чем черт не шутит, опасным для нас. Вдруг прикроют нашу лавочку, либо отберут в интересах общенародного хозяйства. Однако мне было не остановится, уж очень хотелось похвастаться. — Ты делаешь на миллион, одна лесоторговая база продает на десять тысяч в месяц в несезон. Всю твою продукцию продадут девяносто-сто баз. У нас договоры с пятьюдесятью. Если в сезон продажи базы удвоятся, то нам надо найти еще двадцать пять баз. В Ленинградской области они есть. Так что суши штаны.
— А сейчас не хочешь поискать новые базы, или нам деньги не нужны? Они же платят с месячной отсрочкой. Сделай скидку процентов пять-десять и продай сейчас. Рекламнись, наконец! — Серега не сдавался.
— Денег на тебя не хватает, они нужны для инвестирования в новые производства. Ты же знаешь, что к весне мы должны запустить еще три производства: пластиковых труб, пластикового профиля и пластиковых окон.
Либерман слушал, поворачивая голову от меня к Сереге. Лицо его выражало не пойми что. Я решил не заморачиваться и не обращать внимания. Петр Сергеевич продолжал писать, как прилежный ученик. Все было, как всегда, — приезжие очень быстро выпадали из реальности. Бедные, им требовалось время. Меня одного они еще могли отнести на происки высших сил и примирить с собственным мирозданием, но Серега или пятиклассница на башенном кране, грузящая вагон пиломатериалами, доводили их до полного разрыва шаблона.
— Товарищи, пойдемте в леспромхоз. Там есть столярное производство, производство термодерева, пока пробное, плюс пильно-сушильное хозяйство. Кстати, хорошая идея пришла….
— Какая? — перебил Ухо.
— Если с пластиковым профилем под окна произойдет облом, то можно будет заменить его термодеревом. С оконной фурнитурой вроде бы все в порядке. Тогда независимо от обстоятельств, окна у нас будут. Но мы их на экспорт еще с полгода поставлять не сможем.
— Почему? — вдруг ожил Либерман.
— Самим нужны.
— Но можно же расширить производство.
— А зачем? Нам и так есть, куда деньги потратить.
— Их больше будет.
— Не в деньгах счастье, — отрезал я. — Опять вы провоцируете на идиотские разговоры. Нам надо двигаться к нашим целям, а на ваше «больше, жирнее и толще» нам наплевать.
— А зачем вам деньги? Тем более, денег много не бывает.
Настырность Либермана начинала доставать. Было ощущение, что ему любой ценой надо было доказать свою правоту в споре с кем-то, но за наш счет.

0

167

Глава 21 - 03 окончание

Мимо пробегал Вовка и неосторожно подвернулся. Я схватил его за рукав, останавливая.
— Вовка, вот товарищ хочет знать, зачем мы тут работаем, на кой черт нам нужно много денег и как мы собираемся их тратить. Просвети его, пока мы будем идти до леспромхоза.
— Так я же не успею все рассказать! — Вовка вылупил глаза, как пять минут назад Серега. — Вы только идите не торопясь. Ну, слушайте. Во-первых, нам надо построить здание школы раз в шесть больше, чем то, которое есть сейчас. Мы собираемся объединять школы четырех окрестных поселков. Плюс к школе нужны казармы для школьников, чтобы не развозить их каждый день по селам. Плюс нужна гостиница, потому что количество гостей все время растет, да плюс новые учителя. Еще надо спортзал на четыре ковра и легкоатлетический манеж. Плюс нужна полоса препятствий для дружины. Во-вторых, нужно новое правление леспромхоза и вся инфраструктура к нему, потому что мы собираемся объединять четыре леспромхоза в один. Если Петр Сергеевич не поможет, то мы и сами обойдемся. Де-факто мы уже объединились.
— Все, Вовка, достаточно. Иди по своим делам. Лариса продолжит, — сказал я, показывая на Ларису, третьеклассницу, которая увязалась за нами. Вовка надул губу для легкости разворота и попылил, вернее поснежил, по своим делам.
Продолжила третьеклассница Лариса:
— А с чего продолжать? — спросила она вежливо.
— С чего хочешь! Ты не мне экзамен сдаешь, а разговариваешь с Евсеем Григорьевичем.
— Ну, тогда начну со сказочного поселка…
— Это еще что такое? — спросил Либерман.
— Это — самое главное. Это когда все живут, как в городских квартирах, но на природе, и живут КРАСИВО! Вон там видите, первые три таких дома. По каждой линии свой цвет крыши, поэтому металлочерепицу мы делаем четырех цветов. Понятно?
— Не уверен, но…
— Игореха, надо бы товарищу показать наш дом. Вон метров сто в сторону всего, — показала Лариса. Мы повернули к дому Веры Абрамовны, нашего тренера по вокалу, куда и прибыли благополучно через пять минут. Хозяйка была дома.
— Вера Абрамовна, вот привел к вам гостя из Москвы, Евсея Григорьевича, он не может взять в толк, что такое сказочный поселок и сказочный дом.
— Ой, проходите в дом, гости дорогие, — запричитала Вера Абрамовна, а в глазах смешинки. Похоже, при встрече гостей у всех наших поселян, что детей, что взрослых, поднималось настроение до предржачного. Всем было радостно удивлять тем, как можно и нужно жить.
— Для того все и делаем, чтобы при случае похвастаться. Это один из важных стимулов. Хотите неприличный анекдот? Про Софи Лорен? Все моментально развернули головы и ждали, а потому дороги назад не было. Представьте себе, что наш Семеныч оказался вместе с Софи Лорен на необитаемом острове, — все дружно рассмеялись, хорошо представляя, насколько несовместимы эти два понятия: Софи Лорен и Семеныч. – Как бы там ни было, скоро ли, долго ли, но природа взяла свое, и они переспали. И, знаете, ничего, на безрыбье-то и прапорщик офицер, понравилось, и стали они жить как муж и жена. Семеныч попыхивает трубкой:
— Эй, Софушка, чегой-то я проголодался, че ты там возишься?! — смеховые тучи сгущались, отражаясь на лицах ярким покраснением и напряжением всех мышц. — Но прошло некоторое время, и заскучал наш Семеныч. Похоже, даже самый вкусный борщ, но каждый день — надоедает. Софи Лорен туда-сюда, и так, и сяк, но милый все грустит и грустит. Она его руку себе на грудь, и даже, прости, Господи,… — я показал, куда еще можно засунуть руку нашего Семеновича. Надо было сворачивать — народ был на пределе терпения.
— И вот однажды Петрович просит свою Софушку. Дорогая, а ты можешь одеться мужиком? Отчего же, и она мигом переоделась. Семеныч налил себе и ей по соточке. Выпили и он говорит: «Друг, ты не поверишь, у тебя глаза на лоб полезут»… «От чего?» — решила подыграть Софи Лорен. — «Ты только в голову возьми, я живу с самой Софи Лорен и могу ее каждый день… валять!!!»
Народ взорвался. Удивление вызывает, сколько шума могут издать пять человек, если есть повод, а то самолет, самолет…
— А зачем он ее валял? — спросила вежливая третьеклассница Лариса, и децибелы удвоились, перекрывая звук форсажа реактивного самолета.
За пятнадцать минут Вера Абрамовна провела экскурсию по дому и пристройкам. Впечатление портило полное засилье снега везде, куда хотелось бы сводить гостя. Кому экскурсия понравилось больше: гостю или хозяйке — сказать трудно, но оба были довольны.
— Понимаете, что такое сказочный дом и сказочный поселок? — спросила Лариса.
— Да, теперь понимаю, – ответил Либерман.
— Тогда немного экономики, — Евсей Григорьевич грохнул своим недетским смехом, как то ли среднеазиатский ослик, то ли среднеевропейская сова, заходящая в атаку на цель. Он никак не мог остановиться, и на пятой минуте присутствующие стали тревожно переглядываться. Вера Абрамовна принесла стакан воды, а Либерман заухал еще сильнее. Мы приготовились ждать, и вскорости наш гость взялся руками за скулы, «ух» постепенно перешел в «охо-хо» и стал замедляться. Еще через какое-то время смех прекратился и, достав платок, Либерман стал вытирать все выходы жидкости на поверхность лица. Его отпустило. Совсем. «А что, если присмотреться, то мужик не такой уж и плохой».
— Не знаю, что вас в моих словах так рассмешило, — сделала второй заход Лариса, — но если я не назову, хотя бы несколько цифр, то вы не получите ответы на свои вопросы о расходовании денег.
Главный экономист страны дернулся лицом, но сил рассмеяться уже не осталось, и он уставился на Ларису, как покорный ученик на строгого учителя.
— Чтобы самостоятельно строить такие дома, нам надо освоить восемнадцать новых производств. Почему именно столько, я не знаю, но Игорь говорит столько, значит, столько — я ему верю. Три мы запустили, три — на подходе. Остальное упирается в людей, деньги и оборудование, часть которого есть только за границей. Чтобы наполнить все производства, надо увеличить количество жителей в десять раз, а, чтобы их сюда заманить, надо построить полторы тысячи таких домов. Сейчас один такой дом «под ключ» делают десять человек за три месяца, а чтобы уложиться в приемлемые сроки, нам надо научиться их делать вдвоем за месяц. Тут замкнутый круг получается и деньгами его не разомкнуть — нужны другие пряники для переселенцев, чтобы они согласились пожить здесь полгода-годик до того момента, как въедут в свой дом. 
Непонимание, раздумья, возражения, удивление, восторг сменялись на лице товарища Либермана, но он молчал, и я, прервав Ларису, медленно заговорил, стараясь вбить каждое слово в его голову:
— По вашим экономическим понятиям мы здесь работаем, производим, вступаем в производственные отношения, зарабатываем и нас надо стимулировать пучком соломы. Но это все враки. Это от Лукавого. Мы просто Живем. Живут школьники, живут работники, живут учителя и пенсионеры. Все заняты своими делами, но наше отличие от других состоит в том, что у нас есть еще и общие мечты, общие планы, общая борьба, и каждый понимает, что мы нужны друг другу.
Вот нам, например, надо вывести максимальное число женщин-мам на работу. Для этого мы строим ясли и садик, а школа берет на себя обязательство правильно их воспитать. Мамы нам верят, потому что мы это делаем с другими детьми. А чтобы они больше рожали, при школе строим еще и роддом. Так мы решаем демографическую проблему в отдельно взятом селе, — я не смог сдержать улыбки, особенно глядя на лицо прославленного ученого, который, по его мнению, слушает какие-то байки, и они не кончаются.
— А нашим выпускникам, которые поступят в институт, с этого года мы будем платить стипендию, и не такую издевательскую, которую платит государство… И так далее, и так далее. Вам там наверху не мешало бы понять, чем вы управляете, из чего оно состоит и чего хочет. Ваша задача не стимулы выдумывать, а создавать условия, чтобы такие, как мы, захотели что-то делать, начали мечтать и совместно строить планы, как этого добиться. А вместо этого вы нам скидываете народно-хозяйственный план и придумываете стимулы, чтобы мы не отказались его делать — сделайте двадцать кубометров клееного бруса, а мы вам половину денег оставим. Когда вы поймете, что наша мотивация лежит за пределами отдельно взятого предприятия.
— Но как же так? А общенародные интересы где? Это все побоку? — уже задумчиво спросил Либерман.
— Ни в коем случае! Просто это выходит и за ваши рамки, и за рамки Алексея Николаевича. Это задачи общегосударственного строительства, а ими должны заниматься другие люди. Там другие разговоры. Кстати, не мешало бы освободить марксизм-ленинизм от догматов, наростов и ненужных разветвлений. После Ленина и Сталина никто этим вопросом всерьез не занимается, якобы все, что нужно, уже проработано. Печально с этим все. Скоро цитатники Мао перепечатывать будем или издавать цитатники Брежнева, Суслова или кого-нибудь еще...
Я махнул рукой от безнадеги, как бывало всегда, когда заходил в своих размышлениях так глубоко.
Мы молча шли к правлению леспромхоза. Рядом строилось большое здание нового правления. На пороге, как ни странно, нас встречал Иван Сергеевич, а рядом стояли Елена Петровна, Виктор Сергеевич и Наташа Лисовская, командир отряда бухгалтеров.
После взаимного представления инициативу взял в свои руки Иван Сергеевич. Выглядело это нелепо и заискивающе, но все делали вид, что так и надо:
— Просим, просим, очень рады высоким гостям из Москвы. Мы сделаем все, чтобы вам у нас понравилось. Через полчаса накроют стол, а сейчас можно провести экскурсию по нашему леспромхозу. Вот, Виктор Сергеевич, наш начальник производства будет нам все показывать и отвечать на ваши вопросы.
Петр Сергеевич морщился, хмурился и мрачнел нравом. В его голове даже созрела садистская мысль оставить Ивана без вечернего пития. И, когда они на минуту остались позади всех, Петр Сергеевич сбагрил брата далеко и надолго, навсегда.
После увлекательной прогулки по леспромхозу мысль Ивана Сергеевича об обеде показалась не лишенной смысла — проголодались все зверски. Ели весело, даже Петр Сергеевич на время забыл о том, что надо производить благоприятное впечатление на Либермана, и шутил, порой переходя грань, дозволенную в присутствии дам.
Разговоры продолжились, когда мы расселись в кабинете Елены Петровны, и я сказал Евсею Григорьевичу:
— Основной показатель, за который мы бьемся, все бьются: и дети, и работники, и руководство — это «стоимость заготовленного куба на корню». Сейчас она равна ста пятидесяти рублям. Если мы сможем продавать вместо кругляка клееный брус, то стоимость вырастет до двухсот пятидесяти, а если сухую доску на экспорте заменим термодоской, а лучше террасной доской, то стоимость куба вырастет до трехсот пятидесяти - четырехсот инвалютных рублей за куб. После этого останется только один резерв роста стоимости куба — заменить щепу на плиты. Все! Прибыль, выручку увеличивать будет нечем, потому что заготовить леса мы больше, чем теперь, не сможем – не позволяют объемы доступных делянок, а возможности первичной переработки сырья будут исчерпаны. Дальше только открывать производство изделий из дерева и продавать готовую продукцию. Но это пока не вписывается в наши планы по строительству «сказочного поселка». Вот пока все. Как это вяжется с вашими планами реформ — не знаю, вам виднее, но они нам пока до балды, своих планов хватает. Вот, пожалуйста, можете удовлетворить свой профессиональный интерес, задавайте свои вопросы. Здесь все хозяйственные руководители высшего звена нашего поселка. Отсутствует Нонна Николаевна, директор школы, Семен Иванович, директор колхоза, и командиры отрядов. Директора колхоза вряд ли нам удастся раскрутить на поговорить — у него скоро запуск птичника на три миллиона голов. Он даже на Косыгина не среагирует, человек в полном погружении.
Некоторое время назад Либерман начал что-то записывать. Оторвавшись, он спросил:
— А зачем вам все это: стоимость куба, сказочный поселок и все остальное?
Я не стал отвечать и взглядом предложил это сделать кому-нибудь из присутствующих.
— А надоело жить, как скотам! — рубанул и кулаком, и словом Виктор Сергеевич. Все опустили глаза в стол — слишком уж резким получился ответ.
— Что, по-вашему, все крестьяне живут, как скоты?
— Те, которых я знаю, видел глазами, трогал руками — да! Здесь, в округе. Как живут кубанские казаки и крестьяне в Пенькове, я не знаю, а фильмам давно не верю, — Виктор Сергеевич продолжал резать правду-матку и не мог остановится, он уже «разорвал майку на груди» и отступать не собирался.
Я, не поднимая глаз, рисовал на листочке кружочки – квадратики. Душа ликовала.
Либерман уехал от нас только на третий день. Он облазал все, поговорил со всеми, а из меня так просто душу вынул. Последний день я старался с ним не оставаться и увиливал, как мог. Он ученый, а я практик, и чтобы не запутаться в паутине терминов, понятий и логических построений, в которых Евсей Григорьевич плавал, как рыба в воде, причем с удовольствием, мне приходилось пребывать на вершине напряжения. К тому же, все эти научные словеса были настолько далеки от того, чем мы жили, что по мере сил старался пропускать их мимо ушей.
Вместе с Либерманом уехал и Петр Сергеевич, подтвердив все наши первоначальные договоренности. Он пообещал нам летом пятьсот квадратных метров площадей под постоянную выставку в Финляндии, а в сентябре участие на выставке в Дюссельдорфе. 
Мы довольно детально, но без цифр, проработали концепцию Свободной Экономической Зоны, с которой они должны будут выступить на заседании экономического совета при Председателе Совета Министров. Надо признать, что как только Евсей Григорьевич нашел ответы на свои вопросы, он включил весь свой мощный интеллект в работу по СЭЗ. Я многому у него научился, и мы закончили ее довольно быстро, довольные друг другом.
Перед самым отъездом он показал мне тонкую тетрадку, где по ночам формулировал своеобразное ТЗ на разработку концепции рыночного социализма. Выглядел он при этом неловким, и мне захотелось предупредить его о подводных камнях, которые отчетливо видны:
— Евсей Григорьевич, тема скользкая, даже опасная. Суслов, Пельше, да и Брежнев на такие повороты скорее всего не готовы, а создавать оппозицию хозяйственников никто не будет. Мне кажется, что если эта бумажка попадет к ребятам из института марксизма-ленинизма да Косыгину на стол, то напряга уже будет выше крыши. Если вам не хочется рисковать своей карьерой, то либо не показывайте ее никому, либо валите на меня. Правда, по части меня вам, скорее всего, никто не поверит и упрекнут, что вы издеваетесь над серьёзными людьми. Вообщем, думайте, а я со своей стороны готов помочь всем, чем посчитаете нужным.
В ответ Либерман кивнул, пожал руку, и мы молча расстались.

0

168

Кадфаэль написал(а):

Ну так у вас и получается - выбросить все, учить только быстро читать, - вот у вас и вырастет идеальный потребитель.
ИМХО (Имею мнение, хрен оспоришь, простите за мой французский.)
И пока что я вижу "Интернацинал" - ... мы разрушим, до основанья... А зачем?

Поскольку большинство замечаний по поводу моей книжки сводятся к двум моментам: невозможности ребенку-вундеркинду чего-то добиться и сказочности всех хозяйственных деяний ГГ, и поскольку это не затрагивает самого смысла книжки, я решил обратиться к вашему замечанию так как оно, чуть ли не единственное, коснулось авторской школы как таковой.

В моей книжке очень мало места отведено под образовательные вопросы. Я это сделал потому, что тут ничего придумывать и объяснять не надо - просто бери и делай. Показавшаяся вам резкой мысль выкинуть ненужные предметы и научить детей учиться - это исходная точка от которой развивалась школьная система России и СССР, это назначение начальной школы, но к сожалению, нынешняя школа ее совершенно не решает.

По-моему мнению, надо взять образовательную систему В.Ф. Шаталова и начать ее делать, а годика через два-три. когда у каждого педагога появится свой собственный опыт и результаты, то каждый сможет подстроить эту систему под себя.

В интервью лет десять назад Виктор Федорович дал такие параметры своей системы: применяется в 60 странах, все ученики заканчивают среднее образование в 9 лет, программы усложнены до уровня олимпиадных, им выращено 12 докторов и 62 кандидата наук. В.Ф. написал учебники, методички и видео курсы по всем предметам средней школы. Это его идеи, что детей надо сначала научить говорить и развить физически, а на этом фоне остальная программа пойдет плавно и без сбоев...

И одно слово о сказочности. Самым большим сказочником является А.С. Макаренко, причем я это говорю без малейшей иронии. Одни считают его гением, а значит невозможно повторить его достижения, а другие считают его сказочником, за побасенки которого не стоит браться и реализовывать, утиль. Наверное, поэтому мне известно всего три школы, где реализованы его идеи.

Мне хотелось показать, что его гениальность в том, что его систему может повторить даже средний педагог, который усвоил не столько букву, сколько дух... , а получается снова сказка.

+1

169

Джесс написал(а):

Тот, кто сказал, что экономика решает все — полный профан.

Может помягче? Например:
Тот, кто сказал, что экономика решает все — явно говорил это для обострения тезиса, чтобы заострённая до вульгарности мысль была понятна. Но это всё же не повод полемический приём считать руководством к действию.

0

170

Dobryiviewer написал(а):

Может помягче? Например:
Тот, кто сказал, что экономика решает все — явно говорил это для обострения тезиса, чтобы заострённая до вульгарности мысль была понятна. Но это всё же не повод полемический приём считать руководством к действию.

Знаете, на мой вкус надо бы убийственно грубее говорить об этом, чтоб проняло до кишок!!!
Дело в том, что ни один подход к управлению государством не принес столько бед, как выделение экономики, и узко денег, в самостоятельное и решающее плавание. Разделить нашу жизнь на части, а потом тянуть все целое за один палец, что может быть глупее и вреднее. И все это банально ради того, чтобы научить людей на все смотреть через кошелек, вырастить пламенных потребителей! Это все очень связано друг с другом.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » "Второгодник" Джесс