Во-первых про патриотизм я спрашивал у тов. Логинова.
Вы на меня в обиде? Извините, ничего такого я не хотел. Просто и вы и я - неопытные дисскусанты.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » "Второгодник" Джесс
Во-первых про патриотизм я спрашивал у тов. Логинова.
Вы на меня в обиде? Извините, ничего такого я не хотел. Просто и вы и я - неопытные дисскусанты.
Уважаемый Кадфаэль, а вам Миша Митрофанов, офицер из Латвии, не знаком? Ваше фото на нике - один в один мой друг Миша, и тоже из Латвии. Он сейчас живет в Малой Вишере Новгородской области, РФ.
Отредактировано Джесс (11-07-2020 22:57:20)
Глава 26
5 апреля 1966 года. Вторник.
Сегодня на внутреннем календаре Нонны Николаевны Карасевой очень важный день — она наконец-то решилась дать бой своему педагогическому поражению, Володе Кутепову, то есть Вовану Оглобле. Уже больше полгода она подбиралась к решению этой проблемы, но никак не могла включить коллектив себе в помощь, а потому ничего не получалось, и проблема могла перерасти в хроническую. Оглобля был полностью не интересен коллективу, никак не задевая тех вещей, интересов, событий, которыми он жил, проплывая в параллельном пространстве, никого не касаясь, да и на глаза появляясь далеко не каждый день. Ходили слухи, что он уже прибился или только собирается прибиться к компании блатных, оставшихся в соседнем селе после отсидки.
Нонна не могла не дать бой. Оглобля был той ложкой дегтя, которая портила всю бочку меда, и она не могла ощущать себя профессионалом, не пересилив один, по-настоящему сложный случай.
Володя был тем редким типом, от которого бегут все педагоги: тихушник, без всяких моральных устоев, готовый совершить любую мерзость и испытывающий от этого глубокое удовлетворение, при этом готов был стоически переносить любое наказание. Когда ему удавалась перевести стрелки на кого-нибудь другого, то был счастлив вдвойне. Этакая анти-личность, причем ему хватало ума, или чувства самосохранения, не переходить некую черту, за которой стоит гнев всего коллектива.
Вчера он прокололся: поджег яму со щепой. В результате получил небольшие ожоги Вовка Волков, сын ИО начальника леспромхоза. Поселок и школа загудели. Суд Линча сделал первый шаг по Кингисеппской земле в сторону Оглобли и замер невдалеке, наблюдая за развитием событий.
Нонна решила использовать ситуацию, имея в виду две цели одновременно: не допустить самосуд и поднять коллектив на борьбу за судьбу самого Оглобли. На открытом общем собрании, кроме всех школьников, присутствовала едва ли не половина села. На все задаваемые вопросы Вован отвечал молчанием и довольно умело строил жалобную физиономию. Пожар в душах присутствующих не разгорался, но помощь пришла. Взорвался Серега Ухо.
— Что ты тут прикидываешься безвинной овечкой, не ты разве мастерил заточку на зоновский манер и хотел ее на ком-нибудь опробовать?! Ты готов ее всадить в спину любому из здесь сидящих. Или ты забыл, как издевался надо мной почти три года? Тебе нравилось быть королем, а сейчас ты никто, вот злость и заливает. Ты специально поджег яму, чтобы полыхнуло на всю ивановскую. Если бы Вовка не оказался рядом и не включил брандспойт, то все вокруг сгорело бы к чертям! Наверняка, кто-нибудь бы погиб! — Серега повернулся в зал и резко бросил всем собравшимся — Вы так и будете сопли распускать?! Надо его или гнать из села, или заводить дело в милиции: пусть на малолетку закрывают. Пожалеете сейчас — аукнется потом. От этого урода ждать можно всего. И не смотрите на его слезы, это он умеет, трус! Я с ним… по одной земле ходить не хочу! — почти кричал Серега.
Слово взял Игорь Сергеев:
— Выгнать, но куда? Вместе с родителями?
— Из школы, — перебил вскочивший Серега.
— Подожди, Серега, никто этого урода защищать не собирается. Просто надо сделать что-то такое, чтобы толк был, чтобы он от новой жизни волком завыл. Я предлагаю объявить ему бойкот, причем не только школьный, но и взрослый. Всеобщий, короче. Никто не должен с ним разговаривать. А дружина пусть возьмет под негласный контроль, чтобы из села ни шагу. А кто с ним заговорит — сюда на центр.
Игорь сел и через минуту зал взорвался. Одни хотели сажать, другие — бойкотировать, третьи — морду набить. Гвалт стоял невообразимый. Вован слегка присел и испуганно вертел головой, а шквал не затихал.
Нонна поняла, что пора вмешиваться, надо сформировать у Кутепова стойкую уверенность, что кроме нее ему никто не поможет.
— Может, вы его расстрелять хотите? Или вилами проткнуть? Что вы тут устроили? Не стыдно? Я могу понять Виктора Сергеевича, но вы-то?.. Что за балаган? — Нонна Николаевна обвела зал гневным взглядом. — Поступило одно разумное предложение от Игоря. По нему давайте голосовать. Бойкот и контроль, причем контроль не только за Вовой, но и за теми, кто готов посчитаться с ним. А пока страсти поулягутся, пусть посидит в каталажке у Александра Сергеевича, под мою ответственность.
Нонна Николаевна села, но страсти и так уже пошли на спад. Она правильно выбрала момент. После голосования, когда Вована увели в каталажку, к ней подошел Виктор Сергеевич и поблагодарил:
— Спасибо Вам, а то чуть грех на душу не взял, — сказал он, угрюмо пожимая ей руку.
Глава 27
12 апреля 1966 года, вторник.
Пришло время начать нашу экспансию. Так мы с Нонной Николаевной, которая наедине уже давно стала Нонной, назвали открытие новых школ. Три школы из окрестных, не мудрствуя лукаво, мы просто присоединили к себе. Детей будем свозить на неделю в Октябрьск и селить в казарме, которую недавно закончили строить. Это трехэтажное здание с большим количеством комнат, рассчитанных на двух школьников каждая. Такие условия проживания можно встретить не в каждой классной гостинице, а потому они вызывают удовольствие как у учеников, так и у родителей.
Всего в Кингисеппском районе тридцать семь школ, из которых восемь находятся в самом Кингисеппе. Городские школы, по нашему мнению, сильно отличаются от сельских, и пока мы не придумали, как за них взяться. Во-первых, там в головах родителей гораздо больше педагогических тараканов, во-вторых, дети и родители значительно сильнее разобщены, их гораздо труднее объединить общими мечтами и планами. Не поэтому ли все авторские школы в СССР возникли на селе? Возможно, надо просто попробовать. Пока же, чтобы слишком не усложнять себе жизнь, решили начать с соседних с нами школ.
Для наших целей мы подготовили десять директоров, а двенадцать еще учатся. В тех трех школах, которые мы де-факто присоединили, работает только один директор, но на наше счастье вполне деятельный молодой человек, который очень впечатлился нашими успехами и сам напросился на учебу. После ознакомления с планами экспансии его внутренний источник энергии зафонтанировал вполне уверенно и мощно. Где-то месяц назад на стажировку приехали почти тридцать человек «из детей гнезда Иванова», из них семнадцать — в качестве кандидатов на директорство, а остальные — будущие учителя по новым предметам.
Попутно решается вопрос об открытии в ленинградском пединституте полугодовых курсов по предметам: скорочтение, стенография, развитие памяти, постановка голоса, алгоритмическое мышление и шахматы. С Ивановым мы решили, что учиться там будут только добровольцы, уже имеющие диплом о высшем образовании. На обязательности именно педагогического образования мы настаивать не стали. К осени, в крайнем случае ближе к Новому году, можно ждать первых выпускников. Нам их надо много.
За первый месяц стажировки стало совершенно понятно, что пятерых будущих директоров нам учить абсолютно нечему, во всяком случае теоретически. Этим ребятам было уже за тридцать пять, и они прошли длинный тернистый педагогический путь, не растеряв при этом любви к детям и профессии. Оставшихся четырех директоров мы нашли среди действующих. Шесть пожилых старушек попросили выйти на пенсию и помогать нам по мере сил и желания.
Какое-то время все тормозилось отсутствием приказа по Кингисеппскому РОНО о назначении наших директоров, но два дня назад Нонну вызвали в город, и оттуда она вернулась с приказом на всех наших директоров и учителей. Так что путь открыт, и все в наших руках.
Завтра директора и учителя выезжают на места для приема должностей, знакомства с ситуацией и составления планов. Вместе с ними едут наши коммерсанты: Виктор Сергеевич, Елена Петровна, Петрович, Александр Сергеевич, Сергей Александрович и Семен Ефимович. Они будут метаться кабанчиками между селами и выяснять перспективы хозяйственной деятельности, а кроме этого, намечать планы строительства общежитий, спортзалов, детских центров, домов для жилья педагогов.
Тема тиражирования школ обсуждалась давно и подробно, но входила в головы довольно трудно, особенно мысль о необходимости дополнительных вложений сил и денег не в себя, а в других - денег, людей и материалов всегда не хватало. К тому же поднимать другие школы будут отправлены около ста ребят седьмых, восьмых, девятых классов, почти половина. Для нас это серьезнейшая жертва, что понятно всем, кроме самих ребят, среди них даже разгорелась борьба, чтобы попасть в списки тех, кто поедет. Они с редкостным энтузиазмом готовятся к своей новой миссии. Когда Нонна попыталась понять, в чем секрет такой активности, почти все поголовно ответили, что хотят помочь другим ребятам и девчатам жить так же, как живем мы. «Нонна Николаевна, мы же помним, как жили еще полгода назад. Мы будем помогать другим жить по-новому». Именно они, ребята, стали триггером в наших с Нонной планах на расширение. Ждать стало непозволительно.
Когда директора примут должности, мы проведем «высадку десанта». Школьников, родителей, наших артистов, — всех задействуем в этой войсковой операции, но сделаем наше мероприятие ярким, шумным, памятным, с гулянкой, демонстрацией организованности и дисциплины. Одним словом — красивым! После того, как удастся вывести из равновесия все село, планируем оставить в каждой школе по десять наших ребят и педагогов новых предметов.
Вот так выглядели планы, если излагать их стенографически. Все понимали грандиозность задуманного, легонько мандражировали, но при этом были абсолютно уверены в том, что справятся.
Вчера, когда мы с Нонной сидели после работы на лавочке, она вдруг с каким-то странным придыханием сказала:
— Боже, что мы творим!? Игорь, ты понимаешь, что мы собираемся поставить на уши огромное число людей, которые нас об этом не просили?
— Ты думаешь, этого нельзя делать? Они сами должны нас призвать, как славяне Рюрика!
— Не знаю. Честно, не знаю. Уверена, что они сгниют, но не позовут. Просто потому, что не знают, что можно позвать, не знают, зачем это делать, не знают, в чем корень их проблем и как с ними бороться. Будут чахнуть, как чахли их отцы и деды. Наиболее активные сбегут в город, но и там они особо никому не нужны. Но ведь насильно мил не будешь!
— Помнишь, с чего начинался наш коллектив? С насаждения дисциплины. Слышишь, с насаждения, причем дисциплины. Не с раздачи конфет. А по-другому коллективы не формируются. А сейчас спроси: надо ли было?
— Да, прав ты, я сама все это прошла, все знаю, все понимаю, но руки трясутся.
— Как у артиста перед выходом на сцену? — улыбнулся я и прислонил голову к ее плечу, потому что меня вдруг затопила волна нежности к этой женщине, другу и соратнику.
— Игорь, а ты можешь спеть мне песню, чтобы проняло и успокоило?
— Не знаю, удастся ли, но попробую. Пойдем в клуб.
«Эскадрон моих мыслей шальных,
Ни решеток ему, ни преград…
Удержать не могу я лихих скакунов,
Пусть летят, пусть летят.
Мои мысли, мои скакуны,
Вас пришпоривать нету нужды,
Вы аллюром несетесь и
Не признаете узды.
Мои мысли, мои скакуны,
Словно искры, зажгут эту ночь,
Обгоняя безумие ветров хмельных…»
— Точно в яблочко! Мысли — скакуны, их пришпоривать нету нужды, – Нонна улыбалась. Не думаю, что дрожь в ее коленках ушла далеко, но появились силы скрывать свои страхи от других. Выглядела она бодро.
— Спасибо, Игорь.
Из щелей повылазили наши «Виражата» и с протянутой рукой начали выклянчивать ноты и слова. Черти попрошаистые! Пришлось выдать из своих закромов.
Завтра, в последний день перед началом, мы соберем всех педагогов, коммерсантов и учеников. Обещали подъехать Иванов и Долгополов. Посему — всем по домам, а мне — за инструменты.
Актовый зал набит под самую завязку. Особенно много школьников, отъезжающих и просто любопытных. Секретов от ребят мы не делаем уже давно, потому что стоит признать большим вопросом, кто из нас больше учитель, а кто — ученик. Мы с Нонной многократно фиксировали ситуации, когда дети учили нас делать дела, выстраивать отношения, анализировать события, строить планы. Таким образом, и для меня, и для Нонны этот вопрос остается открытым и дискуссионным. А пока мы решили выложить все карты на стол и играть в открытую и честно. Невозможно воспитывать детей аморальными, диктаторскими, не честными методами, с грязными целями, без любви и заботы о них. Это справедливо даже тогда, когда требуется достать ремень и нахлопать по заднице нерадивое чадо.
— Товарищи, слово предоставляется директору школы Карасевой Нонне Николаевне, – начала собрание Елена Петровна.
— Друзья, вы начинаете новую жизнь. Я хочу пожелать вам удачи на этом очень трудном, но таком счастливом пути! Сегодня открою вам тайну, которую я постигла буквально недавно. Тайной она является для многих педагогов, думаю, даже для большинства. Очень хочется, чтобы вы не только послушали мои слова, но и услышали их. Так вот, я говорю вам, что вы…не педагоги, вы… Полководцы! И вы будете не обучать и воспитывать детей, а поведете их на битву. Все эти индивидуальные подходы, гармоничные личности, душещипательные наставительные беседы, короче, все, что написано в сотнях тысяч книжек и диссертаций, педагогикой не является. Это не педагогика, а фантазии на тему педагогики, сочиненные авторами из соображений получить звания, заработать денег, добиться популярности; они не имеют никакого отношения к детям, родителям, учителям, к школе. Эти книжки из Зазеркалья. Пожалуйста, не читайте их, они сбивают вас с пути реального воспитания. Читайте Макаренко, Сухомлинского, Шацкого, Песталоцци, там вы найдете ответы на все ваши вопросы. Вы полководцы, а школьники – ваши солдаты, а битва, которая начнется на второй же день после приезда на место, это битва с серостью, унылостью и беспросветностью жизни, которая вас там встретит. А еще вы строители и мечтатели, вы будете строить новую жизнь, но сначала вместе с ребятами ее нафантазируете. Они такие выдумщики, вы просто поразитесь. Так вот настоящая педагогика – это реализация детских мечтаний, а, чтобы сделать их реальностью, вам придется ввести твердую дисциплину и даже наказания, сформировать традиции, создать четкое управление; словом, сделать то, что вы увидели здесь, у нас. Запомните и не перепутайте местами: сначала детские мечты, а потом дисциплина для их воплощения, не наоборот. Педагогика должна быть такой, чтобы никакой педагог, даже в лупу не смог ее найти в вашей школе. Педагогика – это битва за светлую, счастливую жизнь. А дети… дети сами собой воспитаются, в процессе, так сказать. Удачи вам и помните: мы всегда рядом и рады вам помочь. Помочь создавать себе проблемы! Без них нет жизни, нет педагогики. Еще раз удачи вам!!!
Нонна Николаевна села, и тут же вскочил Игорь Петрович Иванов, сверкая глазами, как автомобиль дальним светом в темную ночь:
— Можно мне, я тоже хочу сказать пару слов! Вы можете себе представить, что вот эта женщина была моей ученицей и я ей ставил двойки? Можете? А мне никак, потому что теперь уже я чувствую себя ее учеником, и вы не представляете, какое это счастье.
Знаете, я как раз из тех педагогов, которые пишут книжки и принимают диссертации. Мне всегда казалось, что занимаюсь нужным делом, а тут встает моя ученица и говорит: «Глупости все это. Не читайте эти книжки, они будут отвлекать вас от педагогики, да и не педагогика это, а фантазии.» Каково? Так вот самое удивительное – она права! Это заявляю вам я, доктор педагогических наук, профессор педагогического института Иванов Игорь Петрович. За четыре месяца здесь я научился большему, чем за предыдущую педагогическую жизнь. Тех слов, которые так легко произносит Нонночка, всего полгода назад я вообще не знал. Поразительно! Вы просто не представляете, как вам повезло с учителем, поэтому уверен, что у вас все получится. К тому же вы не расстаетесь, а становитесь соратниками. Удачи вам!
— Не слушайте Игоря Петровича и читайте его книжки, они мудрые, — не вставая, выкрикнула Нонна Николаевна, а зал рассмеялся.
— А можно мне сказать? – на галерке изо всех сил тянулась девичья ручонка, а вслед за ней поднялась Наташа Лисовская. – Я наконец-то поняла, что с Нонной Николаевной не так.
Тут уж публика удержаться никак не смогла и вжарила молодецким педагогическим смехом, который не стихал минут пять.
— А чего вы смеетесь? Посмотрите на Нонну Николаевну, разве она похожа на директора школы? Вот и я говорю, что не похожа, а вы смеетесь. А теперь я поняла, она или командир Октябрьского полка или директор Октябрьского завода, вот она кто!
Этим выступлением девочка окончательно сорвала наше собрание, потому что после нее никто высказываться не захотел.
Уважаемый Кадфаэль, а вам Миша Митрофанов, офицер из Латвии, не знаком? Ваше фото на нике - один в один мой друг Миша, и тоже из Латвии. Он сейчас живет в Малой Вишере Новгородской области, РФ.
Нет, не знаком, а фото мое, правда далеко не новое. Сейчас я похуже выгляжу.
Главы получились очень интересными, ошибки если есть, то по мелочи. Продолжайте в том же духе!
Главы получились очень интересными, ошибки если есть, то по мелочи. Продолжайте в том же духе!
Спасибо большое. Ох уж мне эти ошибки.
Толстой, говорят, семь раз переписывал "Войну и мир". Так он пацан по сравнению со мной.
Нет, не знаком, а фото мое, правда далеко не новое. Сейчас я похуже выгляжу.
Мой друг был вашим близнецом тоже далеко от сегодня.
Пишут мало, похоже я веду себя не правильно, ну или моя книжка, в самом деле, не цепляет...
Попробовал перечитать все посты в своей теме.
Увлекательнейшее и поучительнейшее чтение, скажу я вам.
Представляете, я не нашел Ни одного Своего поста, которое бы я повторил сейчас, спустя всего пол месяца.
Есть над чем подумать!!!
Ну а пока, выложу еще одну главку.
Глава 28
14 апреля 1966 года, четверг
Игорь Иванович Сеньшов собрал совещание педагогического коллектива своей новой школы. Располагалась она в поселке с загадочным названием Большой Сабск. Сеньшов приехал сюда вчера, познакомился с директрисой, теперь уже бывшей, принял нехитрые дела, нашел комнату в частном и почти незаселенном доме в двух шагах от школы и теперь был готов к педагогическим победам.
С каждым часом проведенном в Большом Сабске он все лучше понимал слова Нонны Николаевны об унылости и беспросветности сельской жизни. В большом селе, где только в школе учатся двести двадцать два ребенка, в двухстах с небольшим километрах от колыбели революции, не было электричества. Вообще, совсем, абсолютно, даже в школе, даже в правлении колхоза. Небольшой бензиновый генератор молотил только в ремонтных мастерских.
Высоковольтная подстанция располагается в двенадцати километрах от села. Там же проходит трасса Ленинград-Таллин, а в Большой Сабск в распутицу можно заехать только на лошади. Вокруг растут вековые сосны, а заготовка леса отсутствует, потому что железнодорожная ветка проходит в трех километрах в стороне, за озером. В сельмаге продаются только керосин, спички и соль. Мычат коровы, кричат и носятся дети, пахнет навозом. Половина детей в школу не пришла, а вторая пришла, только чтобы посмотреть на нового директора. Во всяком случае, было похоже на то. На дворе 1966 год, а картинка из восемнадцатого века, если не раньше. Единственные свидетельства цивилизации — клуб, куда раз в месяц приезжает передвижка с фильмом, два трактора, которые стоят рядом с чьими-то домами, автобус до Кингисеппа, который приходит раз в два дня, и, собственно, сама школа, где нет света, но есть ученики, которые, правда, приходят заниматься не каждый день. Еще есть Церковь, небольшая, но симпатичная и ухоженная.
Во всем этом убожестве, как ни странно, Игорь Иванович обнаружил и положительный момент – у населения нет подавленности и угрюмости, разве что немного фатализма. Хотя, скорее всего, это только поверхностное впечатление, потому что, как сказала директриса, село стремительно сокращается, а парни после армии, как правило, домой не возвращаются.
«Н-да…, полководец говорите, любезная Нонна Николаевна!» — с саркастической ухмылкой вспомнил Игорь Иванович. Нонна Николаевна на пять лет моложе Игоря Ивановича, как и он, директор школы, но ему даже мысленно не удается назвать ее по имени. Перед ней он чувствует себя не коллегой, а каким-то бандерлогом под немигающим взглядом питона Каа.
Еще больше настроение упало, когда он увидел своих педагогов, которые в образе некрасовских селянок, заходили в кабинет. Все в одном возрасте, далеко за сорок, все в одинаковых длинных сарафанах, все в кирзовых сапогах, об отсутствии которых он тоже начал жалеть, — они были похожи скорее на танцевальную группу хора Пятницкого, чем на просветителей сельской молодежи. «Я полководец, а это мои сержанты!» — тут он не выдержал и расхохотался, чему педагогические матроны несказанно удивились.
— А чему вы смеетесь, можно полюбопытствовать? – очень литературным языком спросила одна из них.
— Простите, ради Бога. Просто, когда вас увидел, вспомнил анекдот, – он начал импровизировать на ходу, рассказал что-то про Колобка, но напряжение не уменьшилось. – Давайте знакомиться, а потом вы мне расскажите, как тут у вас все устроено, хорошо? ...
В итоге выяснилось, что дела в школе происходили, как и везде на селе, то есть никак, но при этом без трагизма и душевного самобичевания. Зимой, например, занятий было не более двух-трех часов в день. Домашние задания ребята, как правило, не делали, потому что «не-ча керосин жечь!».
Увидев в окно подъезжающий автобус, Сеньшов резко закончил совещание и, ничего толком не сказав своим учителям, собрался и поехал в Кингисепп. Надо было начинать трясти все «вертикали власти», а то стоят столбами без всякого видимого проку. Откладывать свои дела или перекладывать их на чьи-то плечи Игорь Иванович позволить себе не мог, как не мог подвести Нонну Николаевну. Так что битва началась, и он будет трясти начальство, чтобы построить нормальную дорогу в село, провести свет и газ, организовать погрузочно-разгрузочные железнодорожный и речной терминалы.
«Вертикаль» трястись не пожелала, она величественно стояла и не сподобилась даже заметить несчастного директора школы из заштатного села, у нее было гораздо более увлекательное дело, а именно: делить возможные плюшки от введения в их районе Свободной Экономической Зоны. Все руководители энергично совещались, пытаясь за этими тремя словами, которые составляли всю информацию, которая только и была им известна о грядущих переменах, вскрыть непростую суть этого явления. Получалось не очень, потому что самый грамотный из них, секретарь райкома партии, ничего не смог вычитать даже у классиков марксизма и в решениях Пленумов, которые он регулярно конспектировал. Что уж говорить об остальных, которые и с образованием, и с книгой особо не дружили, но были преданы и всегда готовы.
ВТОРОГОДНИК. Часть 2 | Конкурс соискателей | 17-06-2021 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » "Второгодник" Джесс