Глава 34 - 01
2 июня 1966 года, четверг.
Электричка подходила к Калининграду. В моем времени этот город будет известен, как Королев, а пока мой путь лежит в поселок Болшево, который станет его частью. Здесь живут и работают два великих человека: Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Во всем, что со мной происходит, они сыграли огромную роль. Я всегда воспринимал их с мистическим восторгом, как гимнастки относятся Елене Винер, хоккеисты к Виктору Тихонову, фигуристки к Этери Тутберидзе, то есть как к людям, настолько выдающимся, настолько обогнавшим в своей профессии всех остальных в мире, что рядом вообще никого не видно. Борис Павлович и Лена Алексеевна сочетали в себе удивительные исследовательские способности с их мгновенной практической апробацией на собственных детях.
Сейчас их длинный путь в педагогике только начинается. Два с небольшим года назад они издали свою первую книгу «Правы ли мы?» и собираются родить пока только пятого ребенка. Полунищенское существование, крушение педагогических замыслов в части создания школы, основанной на принципах А.С. Макаренко, нечаянная популярность и снобистские нападки официальных медиков и педагогов — все это срослось в ядрёный клубок, спасением от негатива которого стали собственные дети, многочисленные сторонники и ученики, поддерживавшие их по мере сил. Возможно, мне удастся привлечь их к своему проекту, почему нет, чудеса ведь иногда случаются.
Я неплохо знаком с творчеством этих выдающихся людей. По состоянию на сегодня у меня больше информации об их делах, чем у самих Никитиных. Развивающие игры, закаливание, хождение босиком, домашний спортивный городок и ранее плавание мне довелось попробовать на своей старшей дочке Ане. Было очень трудно. Не хватало знаний и пополнить их было неоткуда, поскольку книжки новаторов тогда еще не издавались. Я делал это в восемьдесят четвертом году, но даже тогда приходилось изобретать велосипед, чтобы хоть как-то реализовать ту систему, которую разработал Борис Павлович: самому делать и раскрашивать кубики, мастерить домашний спортивный комплекс, шить шапочки с поплавками для плавания и многое другое. Сейчас на дворе шестьдесят шестой, и ситуация, мягко говоря, не лучше.
Главной трудностью и препятствием в моих начинаниях была, как ни странно, жена — дипломированный детский врач. Все, что не одобрялось официальной медициной, для нее не существовало, это с одной стороны, а с другой, у нее было «доброе материнское сердце», которое имеет способность «подсказывать правильные решения», когда других аргументов нет. Приходилось, по мере сил, объезжать ее задвиги на кривой козе, но долго так делать не рекомендуется, поскольку, в случае излишнего упорства, развалится семья. Жена победила, когда Ане исполнилось восемь месяцев. Через четыре месяца она первый раз заболела…
По мере приближения к калитке дома Никитиных росла моя робость, я даже остановился и, уперевшись лбом в довольно пошарпанные штакетины забора, смотрел внутрь, тайно надеясь, что меня заметят и пригласят. Чудеса случаются не всегда и не со всеми, так что, обозвав себя тряпкой, решил действовать сам.
Открыв калитку, решительно двинулся по довольно длинной прямой аллее в направлении к знаменитому дому, выкрашенному бледно-салатовой краской. Мимо меня стремительно пролетел пацан, примерно моего возраста, думаю, старший сын.
— Алексей, папа дома?
На этот вопрос, не замедляя бега, тот махнул рукой в сторону дома.
Первым, кого я увидел, была Лена Алексеевна, существенно более молодая, чем запомнилась мне в той, моей прежней взрослой жизни. По всем признакам судя, месяца через три ее семья в очередной раз увеличится.
— Лена Алексеевна, я приехал к вам с Борисом Павловичем в гости, очень хочется поговорить на педагогические темы и особенно — о раннем развитии детей.
Ее лицо приняло выражение сродни тому, которое приключается у впечатлительных людей, когда они видят на подмосковных улицах резвящегося носорога, причем белого. Как-то протяжно-заторможенно, она спросила:
— Мальчик, ты кто?
— Чаще всего на этот вопрос я отвечаю: Дед Пихто, но вам я так ответить не могу.
— Почему-у? – Лена Алексеевна наклонила голову к плечу, продолжала тормозить и тянуть слова.
— Я вами восхищаюсь! А вообще, разрешите представиться – Игорь Мелешко, выпускник педагогического института имени Герцена этого года.
— А сколько тебе ле-ет? — не выходила из ступора Лена Алексеевна.
— Лена Алексеевна, можно попросить чаю? У меня есть привокзальные беляши и пирожки с рисом и яйцом, а за столом мы могли бы поговорить.
То ли извечная женская домовитость, то ли возможность делать простые, насквозь понятные вещи начали свою психологическую работу, но Лена Алексеевна стала стремительно возвращаться к реальности.
— Пойдем! — сказала она, а в коридор крикнула:
— Боря, к нам гости… чудесные!
Из боковой двери выглянул Борис Павлович и взволнованно спросил:
— Леночка, что случилось? Ты на себя не похожа!
— Идем на кухню, там поймешь. Мама, присмотрите за Аней, нам с Борей надо поговорить с гостем.
— Хорошо, — донеслось откуда-то из глубины дома.
— Леночка, а гость-то где? — все еще волнуясь спросил Борис Павлович.
— Да вот, смотри! Его зовут Игорь. Фамилию не запомнила, — она бросила вопросительный взгляд на меня.
— Мелешко.
— Мелешко. Он хочет поговорить о раннем развитии детей. Попробуй понять, что бы это могло значить, а я пока чай соберу. Молодой человек угощает привокзальными пирожками.
Я протянул и отдал хозяйке сетку приличного размера.
Борис Павлович крутил головой от меня к жене и обратно, причем взгляд его имел скорее психиатрический оттенок, чем хозяйский или педагогический.
— Молодой человек, а не могли бы вы сказать что-нибудь, чтобы прояснить ситуацию.
— Наверное, больше всего вас удивляет несоответствие моего возраста и всего остального, да? — На это чета Никитиных дружно кивнула. — В прошлом году я упал с дерева, а когда очнулся, стал ощущать себя очень пожилым, примерно шестидесятилетним, человеком. Кроме того, непонятным образом у меня открылись знания и опыт в области педагогики. Используя все это, вместе с директором нашей поселковой школы Нонной Николаевной Карасевой мы начали работу по созданию школы на принципах А. С. Макаренко, что с успехом и сделали. После этого инициировали экспансию авторских школ и трудовых коллективов по Кингисепскому району Ленинградской области. На сегодня этой работой охвачено десять школ, четыре леспромхоза, десять колхозов, ну, и еще с десяток различных предприятий. В стадии разного уровня строительства находятся еще десять заводов. Везде мы создаем коллективы и доводим их до третьего уровня, если оценивать по шкале Макаренко. Успехами наших производств заинтересовались Алексей Николаевич Косыгин и заместитель директора внешнеторгового объединения «Экспортлес» Петр Сергеевич Кутепов, что в свою очередь привело к созданию Свободной Экономической Зоны на базе Кингисеппского района. Вот, как-то так. Я ответил на ваши вопросы?
Борис Павлович и Лена Алексеевна синхронно и отрицательно мотнули головами.
— Все это вы сделали за год? — нашелся, что спросить, Никитин.
— Да, так уж звезды легли! Я приехал, чтобы уговорить вас переехать жить и работать к нам. Мы уже заканчиваем строить вам дом со всеми городскими удобствами, раз в пять больше, чем этот. Место будущей работы примыкает к дому. Метров пятьдесят до детского комплекса.
— Погодите, молодой человек, не так быстро. Давайте, чай попьем и еще поговорим.
— Да, конечно, тем более что я ничего не ел со вчерашнего дня. Кстати, приглашаю вас в гости, хотя бы и прямо сейчас.
— Не торопите, Игорь, у нас здесь много разных дел, а это, как минимум, надо учитывать при принятии решения. Вы ешьте, ешьте! Вы сказали, что являетесь выпускником педагогического института, как это?
— За этот год я закончил школу экстерном, а когда началась работа по созданию свободной экономического зоны, чтобы я не терял время, Косыгин организовал научный консилиум, который после четырехчасового собеседования решил выдать мне диплом.
— А откуда вы все знаете? — На это я только пожал плечами и ответил, что не знаю.
— Давайте, я лучше расскажу вам, в чем будет состоять ваша работа, если вы согласитесь, конечно. При каждой школе мы открываем роддом, ясли и детский сад. — Никитины переглянулись. — У нас в Октябрьске одна женщина вот-вот родит и еще семь на сносях. В яслях двенадцать детей. До двух лет включительно. В детском садике — тридцать два, до семи лет. Задачей роддома мы видим запуск терморегуляции, начало плавания, каждый день по тридцать-сорок минут, физические тренировки, основанные на использовании безусловных рефлексов детей. Всему этому обучаем маму и папу. Потом ребенка сразу переводим в ясли. В яслях к двум годам хотим научить детей говорить на двух языках, ходить, бегать, плавать и прочее. Развиваем память, играем в скороговорки, учим читать и писать. В садике планируем готовить к школе. Скорочтение, скорописание, шахматы, плотное физическое развитие, запоминание двух-трех листов незнакомого текста с одного прочтения. Хочется после этого, за первый год, сдавать программу начальной школы. Среднее образование заканчивать к шестому классу, а к семнадцати годам проходить программу выбранного института. Все должно происходить на фоне получения плотного опыта взрослой жизни, управления людьми и производствами. Вам я предлагаю возглавить детский центр для подготовки ребят к школе и дополнительно открыть школу по подготовке специалистов для других таких центров. Кроме штатного персонала у вас будут факультативно работать старшие школьники — все, а те, кто пожелает и будет способен, станут учиться для получения специальности по развитию детей. Работу с предоставлением жилья мы можем предложить всем вашим соратникам, друзьям, сторонникам и ученикам. Фу, изложил!! Что скажете?