Член кружка написал(а):У меня бабка 1903 года
То есть времени до столыпинской реформы она не застала.
Кстати, сколько земли было у семьи вашей бабушки и как она ей досталась?
Член кружка написал(а):у каждой кочки был хозяин, а из-за 10 сантиметров на меже соседи с вилами и топорами выходили. Из за божьей земли с вилами и топорами не выходят.
Загадочная русская душа. Когда крестьянам надо было попользоваться лесом, покосом или распахать ничейную (по их мнению) землю, они считали её божьей и обижались на запрещавшие это власти. А вот когда речь идёт о своём наделе, урожай с которого — источник пропитания, тогда и происходило то, о чём вы написали. Статья в тему. Также было распространено мнение о том, что право собственности на землю даёт труд на ней (кстати, восходящее ко временам индоевропейским — в законах Ману, помнится, сказано что поле принадлежит тому, кто первый его распахал. Если вспомнить, как трудно поднимать целину, раскорчевывать вырубку или осушать болота, спорить с этим подходом трудно).
Член кружка написал(а):Все отлично знали откуда поместье. Допустим когда и кому оно было пожаловано,
Ну да, братьям Орловым были пожалованы земли и десять тысяч душ за то, что они немецкую женщину с пониженной социальной ответственностью сексуально удовлетворяли. А кто-то деревню в карты выиграл, а кто-то в приданое получил... У народа память длинная, но странная, а истории крестьян не учили, как и римскому праву. Учили счёту, письму, закону божьему.... Причем не приведи господь самостоятельно читать Библию. Потому что там и против царя есть и против собственности на землю и осуждение богатых.
Случаи, конечно, разные бывали, и уважаемые крестьянами дворяне, и зажиточные крестьянские семьи и целые общины, вполне довольные жизнью. Сергей Есенин проникновенно о такой писал, поскольку сам из неё происходил:
Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.
Проблема в том, что таких было мало. Большинство же, малоземельное (2/3 хозяйств, напомню, на 1905 год), помнило длинной народной памятью "освобождение крестьян" и то, сколько пахотных земель отошло тогда каждому конкретному помещику. И, повторюсь, общественным наукам крестьян тогда не учили и то, что землю, которую они пахали, им же приходилось выкупать, многие из них воспринимали не как ипотеку, а как бандитизм.
Оно, конечно, ваше право не верить в остроту земельного вопроса, но тогда вам не понять причины крестьянского недовольства, бунтов и революций, и придётся придумывать зловредных масонов и засланных из-за границы революционеров.