Думаю, многие помнят замечательные рецензии от коллеги Альберта. Он особенно любил писать про фильмы, посвящённые боевым искусствам, неоднократно размещал он и свои прогнозы по "Оскару" (которые обычно сбывались прямо-таки с почти фантастической точностью).
Посмотрел он и последнего на текущий момент "Джона Уика". Восстановить доступ на форум у Альберта почему-то не получилось, и его рецензию на фильм размещаю тут я. По просьбе автора.
Итак,
Один умник с портфелем
способен украсть больше, чем сто дураков с автоматами. ( Дон Корлеоне)
4 марта сего года политика санкций против России неожиданно дала сбой - в прокат вышла четвертая серия «Джона Уика».
Студия Lionsgate Motion Picture отморозилась перед возмущенной американской общественности ссылками на некие обязательства, возникшие еще до 24 февраля 2022 г., но, есть подозрение, у руководства студии попросту стучал в груди пепел незаработанных на нашей территории денег. Потому что за текущий год это четвертый релиз Lionsgate в России. С технической же точки зрения отмазкой послужило посредничество мальтийской дистрибьюторской компании Global Film.
Фильм я отсмотрел в день премьеры и вынужден констатировать, что писать про четвертую серию в отрыве от первых трех решительно невозможно: по существу, эта одна 8-часовая сага, действие которой начинается в 2014 году, а заканчивается - по внутренней хронологии сериала - примерно полугодом спустя.
Первая серия вышла в 2014 г., и на нее никто всерьез не ставил: просто халтурка для Кину Ривза, опасно приблизившегося в тот момент своей кинокарьеры к категории «нерентабельного актера» (все его потенциальные хиты после «Матрицы» или провалились, или недобрали, а «47 ронинов» стал одним из самых легендарных фиаско Голливуда, который от совсем уж вопиющего позора спас только бодрый прокат в России).
Постановку «Джона Уика» доверили бывшему каскадеру, мастеру боевых искусств и дублеру Ривза Чеду Стахелски (Дэвид Летч, хотя и снимал картину заодно, по правилам киногильдии попал в титры продюсером; мало кто сейчас помнит, что другим продюсером фильма стала звезда «Отчаянных домохозяек» Ева Лонгория, помогавшая финансировать проект).
$20.000.000 даже в 2014 г. выглядели суммой, годной разве что для категории «Б», поэтому Стахелски и Летчу приходилось выкручиваться: от модного в те времена дерганого монтажа отказались именно по недостатку средств, а каскадеры впахивали в две смены, маскируясь гримом, париками и бородами. При этом $5000 потратили лишь для того, чтоб нарисовать на компьютере собачьи экскременты.
И тут вдруг выяснилось, что режиссеры, даром что бывшие каскадеры, ребята неглупые, с хорошим художественным вкусом, богатой фантазией и читавшие, как минимум, Шекспира и «Божественную комедию».
Дебильный, по большему счету, сюжет про страшную месть за попранные русской мафией автомобиль и щенка, режиссеры ухитрились подать как истинную трагедию; диссонанс между кретинским сюжетом и его эпичным воплощением воплотился в общественном сознании колоссальным количеством мемов про грустного Кину Ривза с собачкой, любительскими роликами вроде Dog Wick, где верный пес страшно мстит убийцам хозяина, а также целым поджанром «анималистских» триллеров: в «Кину» (2016) герои спасали котенка из лап наркомафии, а в «Свинье» (2018) Николас Кейдж, в поисках вынесенного в заголовок домашнего любимца, выдал свой лучший актерский перформанс за последний 20 лет.
И вот на этом самом месте я хотел бы отметить, что сюжетная часть франшизы, на которой оттоптались большинство критиков, вовсе не так уж примитивна. Скажу даже более - в каждой из серий авторы удивили нас именно с сюжетной точки зрения.
Первая серия начинается как экзистенциальные муки героя, потерявшего в лице любимой супруги смысл жизни. Тут авторы сработали виртуозно: сначала они точно угадали с типажам исполнителя главной роли, поскольку для сюжета крайне важен стал именно Кину Ривз с его личными трагедиями и аурой буддийской покорности судьбе, а потом разыграли инверсию сюжета в духе «Хищника» или «От заката до рассвета».
Первые 20 минут картины Ривз играет грустного и дезориентированного вдовца на грани нервного срыва и суицида. Вторжение в его жизнь отморозков, угнавших автомобиль и убивших щенка, последний подарок покойной жены, предполагали развитие сюжета в духе нашего «Левиафана» - осознание героем грустной истины о том, что жизнь есть боль, а люди - твари. Приглушенные сине-зеленые тона, минималистичность мизансцен и беспомощные глаза Кину Ривза такому предположению полностью соответствовали.
Но в тот момент, когда зритель ожидал от фильма разве что артхаусную драму, сюжет вдруг выполняет виртуозный кульбит: серьезные мужчины, услыхав имя Джона Уика, вдруг начинают нервно заикаться, а за голову несчастного вдовца с ходу объявляют награду в $2.000.000 (к четвертой серии эта reward выросла до $40.000.000).
Фильм, от которого никто ничего не ждал, в одночасье стал культовым, перезагрузил карьеру Ривза и собрал в прокате вчетверо больше своего сюжета - $ 88 761 661.
Вторая серия, вышедшая тремя годами позднее, в 2017 г., добавила и в бюджете, и в хронометраже ($40.000.000 и 2 часа 2 минуты соответственно), но, при этом, резко сменила и траекторию движения, и тональность.
Вместо ожидаемой страшной мести недобитой русской мафии, на 15-й минуте фильма Джон Уик пьет со своими предполагаемыми врагами мировую, а сюжет уходит в область мифотворчества, поскольку, судя по всему, действие происходит вовсе не в нашей реальности, а в неком параллельном пространстве, где полностью отсутствуют институты правоохранителей вообще и полиции в частности (справедливости ради, в первых двух сериях один коп появляется-таки, но ведет себя так, будто состоит на зарплате у Правления кланов), местные обитатели с некоторой легкомысленностью относятся к травмам и членовредительству, а законы физики явственно альтернативны нашим (особенно механика). Авторы создают жанр, по сути, криминального фэнтези, где высшая власть принадлежит криминальным организациям, в деятельность профессиональных убийц вовлечено безумное количество обслуживающего персонала, а сеть отелей «Континенталь» обеспечивает киллерам безопасность и экстерриториальность.
Вторая серия собрала в прокате $171.539.887, удостоилась сдержанного одобрения критиков и подарила Кину Ривзу персональную прибыльную франшизу, которой у него не было со времен «Матрицы».
Третья серия вышла в предковидном 2019 г., ее метраж составил 2 часа 11 минут, бюджет вырос до $75.000.000 (в итоге, собрала $326.709.727), а актерский состав пополнился несколькими лауреатами Оскара (Холли Берри и Анжелика Хьюстон).
И вновь авторы сгребли со стола все карты, перемешали их и раздали по-новому. Если во второй серии озвучили два главных принципа криминального мира (никаких убийств и «Континентале» и святость обязательств по векселю), то в третьей части выяснилось, что Правление кланов существует по таким изощренным казуистическим правилам, что на их фоне пресловутый Римский статут - просто букварь с картинками. Заявление же главного героя о том, что он «дитя Беларуси», по моему личному рейтингу, ничем не уступает «Люк, я твой отец!» Джардани Йованович, к слову, вовсе не набор звуков, как наивно предполагают сами белорусы, а плод мучительных раздумий сценариста: Йован - сербско-еврейская форма имени Иоанн, а Джардани - «сад» на иврите.
Надо отметить, что с самой первой серии авторы демонстрировали безупречный художественный вкус: во всех фильмах про Джона Уика замечательная цветокоррекция, операторская работа, реквизиторы и музыкальные редакторы с пунктиком по части классики. Смотреть фильмы приятно именно с эстетической точки зрения. Даже логово русской мафии выглядит тут не свалкой замшелых клише, а аквариумом, в котором плавают дивной красоты стереотипы.
Разумеется, нынешнее киноискусство не может обойтись без цитирования, но авторы франшизы не повторяют с умным видом чужие реплики, а либо обыгрывают известные тропы, либо пытаются пересадить на собственную почву чужие находки: в четвертой части, к примеру, есть интересная отсылка к «Лоуренсу Аравийскому», хотя наш зритель вернее увидит в том фрагменте подмигивание «Неуловимым мстителям». Ну и как прикажите обойтись без шуток на тему «Матрицы», когда в кадре сходятся Нео и Морфеус?
Фильм обладает даже некоей культурологической ценностью - кто без Джона Уика вспомнил бы, что такое экскомьюникадо, секуляризация или фидуция?
Но причина, по которой серия стала, практически, живой классикой - это ее боевые сцены.
Стахелски, будучи каскадером и специалистом по мордобою, очень ответственно подошел и к подготовке к съемкам, и к самим съемкам. И Ривза, и прочих центральных персонажей, до начала работы над каждой из серии прогнали через длительный курс интенсивных тренировок по огневой подготовке, рукопашке и вождению. Режиссер придумал для главного героя незатасканный стиль боя - комбинацию бросковой техники с практической стрельбой (в третьей серии выясняется, что базовая подготовка ГГ - самбо). Каждая из боевых сцен фильмов снимается по принципу «быстрее, выше, дальше», то есть изобретательно и с фантазией, варьируя стили, жанры и локации, удивительным образом насыщая мультяшные, казалось бы, побоища совершенно реалистичными элементами: герои считают патроны и ловко перезаряжают оружие. По моему, впервые в истории кино нам правдоподобно показали, как пуля ведет себя в воде, как использовать в бою нунтяку и каково действие в бою боеприпаса Dragon's Breath (а еще в картине дебютировали сразу два продукта оружейной фирмы Taran Tactical Innovations: автоматический дробовик Dracarys Gen-12 и пистолет Pit Viper, который в нашем студийном переводе его назвали отчего-то «черной гадюкой»).
Вообще, на протяжении всей серии авторы похвально аккуратны во всем, что касается огнестрела: к примеру, когда ГГ попадает в руки кимбер, он непременно проверяет наличие патрона в патроннике, потому что пистолет имеет скверную привычку клинить на первом выстреле.
Что же касается каста, то франшиза стала перегонным кубом, конвертирующим актеров в героев боевика, а бойцов - в актеров.
И вот - четвертая часть. Продолжительность аж 2 часа 49 минут, бюджет - 90-100 млн. долларов.
При своем запредельном метраже, картина не дает заскучать ни на мгновение. Побоище в Осаке, которое сгодилось бы для полноценной кульминации иного марвеловского блокбастеры, на фоне финального замеса в Париже - всего лишь скучный вторник. И если Билл Скарсгард в роли мерзавца хорош, но привычен, а Хироюки Санада столь же хорош, и столь же привычен в своем обычном амплуа мудрого самурая, то двое из каста реально рвут все шаблоны: Донни Йен играет свою роль посильней, чем иные лауреаты Оскара, а неузнаваемый Скотт Эдкинс (30 кг накладок и пластического грима) всерьез покушается на лавры то ли Дэнни Де Вито, то ли Томми Ли Джонса. Даже новички не портят общей картины - Шамир Андерсон (в жизни - актер ТВ и практик вин-чун) со своим малинуа, натасканным на тестикулы противников, или японская поп-певица Рина Саваяма, которой досталась одна из самых интересных боевых сцен. Небоевые роли тоже замечательные, будь то монументальный, как всегда, Иэн МакШейн, уступающий ему лишь количеством экранного времени Клэнси Браун или реально похожая на цыганку Наталия Тена.
Но самое главное - авторы вновь удивили со сценарной точки зрения. Потому что они придумали для своего ГГ идеальное целеполагание.
Где-то к третьей части закралась мысль, что авторы, собственно, сами заплутали с мотивами Джон Уика. Чего он хочет? К чему все эти гекатомбы и забеги в длину и ширину? Что за бредовый твист с визитом к старейшине?
Четвертая серия все расставила по своим местам. Джон Уик - революционер.
Правление кланов в картине действует в полном соответствии с парадигмой современной международной политики: сила здесь измеряется не плотностью огня, а в умении манипулировать законами и по своему усмотрению решать, на кого закон распространяется. И пусть Международный уголовный суд в Гааге выдаст ордер на мой арест, если я не прав.
Джон Уик отлично понимает, что победить сложившийся порядок вещей он не способен. Его бунт - не только вызов правлению, но и деталь плана, в итоге которого он находит слабое место в казуистической обороне власть имущих.
Серия про Джона Уика крайне консервативна: это фильм про брутальных мужиков, которым чужды толерантность и всякого рода рефлексии. Женщины в серии, конечно, есть (мой фаворит - злодейка Адрианна Палики из первой серии, где она без дублеров показывала отличное бразильское джиу-джитцу), но, по большому счету, нужны они лишь для того, чтобы мужская аудитория не заскучала; именно поэтому, видимо, ни один женский персонаж не задерживается в серии дольше, чем на один фильм. Джон Уик становится последним воином, охраняющим старый добрый мир маскулинности и гетеросексуальности от новых законов, обесценивающих личное мужество и предлагающих вместо высеченных на скрижалях законов лишь двойные стандарты и их двусмысленные толкования. Возможно, именно поэтому персонажи знатной ЛГБТшницы Руби Роуз и небинарной персоны Асия Кейт Диллон выступают противниками Джона Уика?
Финал жизненного пути Джона Уика показан таким образом, что если в новой серии он явится вдруг на сцену - найдется миллион способов объяснить такой сюжетный поворот. Кину Ривз и Чад Стахелски ранее высказались о том, что продолжения не будет, но кассовые сборы под четверть миллиарда на десятый день проката могут стать крайне убедительным аргументом для скептиков.
Подводя итог: от большинства современных блокбастеров серию о Джоне Уике выгодно отличают азарт и увлеченность авторов своей работой. Они не всегда логичны и последовательны, никак не могут внятно объяснить, что повышенная сопротивляемость героев к травмам - просто часть их ЛОРа, злоупотребляют бронированными костюмами и приязнью людей к собакам, но они честно и без дураков дарят нам зрелище, не только визуально насыщенное, но и не лишенное драматизма в самом главном и первоначальном смысле этого слова. Потому что нет на свете ничего более драматичного, нежели герой, с боем преодолевающий 220 ступеней на пути к Сакре-Кер в надежде не на победу или даже не на справедливость - а лишь для того, чтобы напомнить бонзам из Высокого стола, что и они тоже смертны.
Отредактировано Пушок (04-04-2023 10:24:34)