PanzerGeneral написал(а):Интересно, есть ли в его тетради подсказка сменить пружинную подвеску на торсионную, развернуть двигатель поперек и сдвинуть башню в центр тяжести шасси, чтобы получить не Т-34-85, а сразу Т-44. Ведь это, как раз, тот момент, когда на большинстве заводов производство Т-34 разворачивается с нуля или почти с нуля, и можно сразу начать делать корпуса другой компоновки. Ведь исторически Т-44 во время войны не пошел в серию именно из-за необходимости переоснащать заводы.
Насколько я помню историю, у торсионной подвески трудность не конструктивная, а технологическая. Более компактная, чем рессоры и пружины, подвеска требует более качественной, в том числе и в плане термообработки, стали. Анекдот в тему: на ленинградском заводе осваивали технологию закалки с отпуском за счёт теплоёмкости детали. Если очень популярно, раскалённую до строго определённой температуры железяку окунают в закалочную ванну на строго определённое количество секунд, после чего вынимают и кладут отлежаться. Внутренняя часть детали при этом не успевает остыть и за счёт её тепла наружные слои, остывшие при закалке, прогреваются до температуры отпуска. Для работы конвейера это очень удобно. Если всё рассчитано и сделано точно. А с этим были проблемы, получался то перекал, то недокал. Сколько-то деталей хорошие, но процент брака кошмарный. Разработчики технологии, благо Ленинград - город научный, пришли на завод в силах тяжких и по всей технологической цепочке прошлись, внимательно высматривая, кто портачит, и, что важнее, кто делает правильно. Выяснилось, что большинство рабочих на закалке выдерживают деталь в ванне с разбросом по времени с разбросом секунд в пять и лишь один держит столько, сколько по технологии положено, секунда в секунду. И у него-то и получаются стабильно хорошие результаты. Стали расспрашивать, как это он ухитряется без секундомера. Термист долго отнекивался и наконец признался, что грешит против исторического материализма - молитву про себя читает. Как дойдёт до определённого слова, так и вынимает деталь....
Что касается башни большого диаметра, там тоже технологическая трудность - погон башни, узел её сопряжения с верхним броневым листом, надо обрабатывать на карусельном станке соответствующих габаритов. Насколько я помню, у советских довоенных танков для этого использовались широко распространённые станки, спроектированные для обточки паровозных колёс. Работавшие на пределе своих возможностей и потому не позволявшие увеличить диаметр погона, по крайней мере на массовых машинах. Из-за этого во время войны в авральном порядке пришлось необходимые станки закупать за границей. Яндекс позволил найти ссылки на постановление ГОКО №4776сс "О производстве Т-34-85 с 85мм пушкой на заводе №112 Наркомтанкопрома." от 15.12.1943:
Согласно постановлению ГОКО №4776сс "О производстве Т-34-85 с 85мм пушкой на заводе №112 Наркомтанкопрома." от 15.12.1943г. завод №112 определялся первым и единственным, который должен был приступить к производству танков Т-34-85. Этим же постановлением было выдано задание Наркомвнешторгу Микояну "7. … в первоочередном порядке заказать на импорт… а.) для завода №112 НКТП 5 штук карусельных станков с планшайбой от 2,6 до 3 метров." (кстати, эти же 5 станков периодически фигурируют как якобы необходимые для производства Т-34-85 вообще на всех заводах, а тут всего лишь для 112).
Срок поставки этих станков определялся как … "… с поставкой во II квартале 1944 года."
И там же выдержка из дневника Малышева:
15 января 1944 г.
… Тогда тов. Сталин спросил: «Тогда нельзя ли выпускать танки Т-34 с широким погоном?»
Я ответил, что «для этого нужны дополнительно крупные карусельные станки и крупные формовочные машины. Кроме того, встречаются трудности в освоении новой башни при условии одновременного роста выпуска танков. Но мы этот вопрос с заводами подрабатываем и через 3-5 дней я могу доложить наши предложения».
// Кстати, лишнее напоминание того, что танк штука сложная и узких мест в его производстве ну очень много.