- До сих пор отбор в отряд космонавтов был куда более строгим, - объяснял Геннадий Борисович. Они беседовали, неторопливо прогуливаясь вдоль пыльного бульвара, протянувшегося по проспекту Гагарина, главной улице города. Туда брали в первую очередь военных летчиков или авиаинженеров, а гражданские, вроде Пацаева или того же Анохина, если и попадали в отряд космонавтов, то лишь из профильных КБ и НИИ, как специалисты по тем или иным областям космической техники. Но теперь, со стартом программы «Космический батут» всё меняется, и прежде всего – резко возрастает число тех, кому предстоит работать в космосе, причём подолгу. И это, заметь, относится не только к орбитальным станциям, количество и размеры которых в ближайшее время вырастут скачкообразно – нет, им предстоит осваивать и Луну, став обитателями первого лунного города, который будет заложен уже в этом году.
- А подолгу – это примерно сколько? – осведомился Димка. Вот и «вербовщик обмолвился, что новому поколению покорителей космоса придётся работать там не месяцы, а годы. – Я читал, что постоянное пребывание в невесомости плохо влияет на человеческий организм…
- Так и есть. – кивнул инженер. - Но ведь ты наверняка слышал о проектах внеземных станций, где будет создаваться искусственная гравитация?
- Такие вращающиеся бублики, где тяготение создаётся центробежной силой? Слышал, конечно, про них многие фантасты писали. А у Соколова и Леонова даже картина есть – «На орбитальной станции», такая штука изображена.
- Да, всё верно. – подтвердил Димкин собеседник. - Впервые идею подобного способа создания искусственного тяготения предложил ещё Циолковский, в своей повести «Вне земли». Пока на практике идею не проверяли, но разработок было множество – и вот теперь пришло время проверить их на деле, причём сразу в довольно серьёзных масштабах. Недавно наш Институт Космических исследований совместно с американским Стэнфордским университетом закончили разработку проекта «Остров-1» - огромное орбитальное сооружение в виде тора диаметром примерно в полкилометра, способное вместить до пятисот человек, которые будут там постоянно жить и работать. Это сооружение будет вращаться вокруг своей оси со скоростью, позволяющую создать искусственную гравитацию примерно равную земной – за счёт центробежной силы.
- И нам… в смысле, тем, кого вы сейчас набираете, предстоит там работать? – восхитился Димка. – Но ведь такую станцию наверняка придётся строить очень долго, одних ракетных запусков сколько потребуется!
- Это ты верно заметил. – с готовностью подтвердил инженер. – Одних только металлоконструкций в космос придётся вывести не одну тысячу тонн. Но ты забываешь о нашем «космическом батуте». Традиционными методами, с помощью ракет-носителей, даже сверхтяжёлого класса, вроде американских «Сатурнов» или нашей Н-1 и Н-2 такая задача не решается и за десять лет – да что там, вообще не решается, если принять во внимание затраты на одни только запуски! Но наш чудо-бублик позволит справиться с проблемой гораздо быстрее и с куда меньшими затратами. Вам во время экскурсии показывали новый стартовый комплекс, тот, что ещё только строится?
- Нет… - Димка помотал головой. – То сеть сказали, что он будет, и даже на карте показали где, но возить туда – не возили.
- ничего, ещё успеешь посмотреть. Видишь ли, тот комплекс, что вы осматривали, с которого производились недавние запуски – это, по сути, опытный образец, времянка, вчерашний день. Новый «космический батут», что возводится в десятке километров от старого, в степи, рассчитан на гораздо более серьёзные задачи. Диаметр «горизонта событий» - пятьдесят два метра, масса выводимых объектов – до двухсот тонн, да и сам старт с поверхности Земли будет осуществляться без ракетных ускорителей «по минометному", при помощи пороховых зарядов. Звучит диковато для человека неподготовленного, но можешь мне поверить – методика эта отработана на тяжёлых межконтинентальных ракетах, а те весят более двухсот десяти тонн и в длину имеют три с половиной десятка метров. Но, самое главное – новый «космический батут» будет забрасывать грузы не на низкую орбиту, а сразу на геостационарную, где не придётся набирать первую космическую скорость – а значит, ракетные двигатели, даже маневровые, контейнеру с грузом не понадобятся! Его примут малые корабли, так называемые «космические буксиры» - их сейчас ускоренными темпами разрабатывает одно из наших космических КБ совместно с французскими конструкторами. Удивительные, надо сказать, получаются малыши – сфера из закалённого толстенного стекла, играющая роль кабины, небольшой отсек с движками и запасом топлива – и огромные дистанционно управляемые клешни-манипуляторы, с помощью которых можно будет захватывать и буксировать разные предметы. А ещё они проектируют такие же буксиры, но поменьше – в них космонавт будет находиться не в кабине, а снаружи, в скафандре, пристёгнутым к специальному сидению. Я тебе потом покажу эскизы – фантастика, да и только!
Слов не было – перед Димкиным мысленным взором уже мелькали огненные языки, вырывающиеся из маневровых дюз «космического буксира», поворачивался на фоне далёкой - тридцать шесть тысяч километров, это вам не жук чихнул! – Земли гигантский недостроенный тор космической станции и лиловые искры сварочных аппаратов на его поверхности... И он сам, конечно – в кресле-ложементе, с прозрачным шлемом скафандра на голове, и с руками, лежащими на рычагах управления стальными клешнями-захватами, тянущимися к рифлёной поверхности контейнера, только что заброшенного с Земли новым «космическим батутом»…
- Ну как, интересно? – спросил Геннадий Борисович.
Димка сумел лишь кивнуть в ответ, ослеплённый этой великолепной перспективой.
- То-то, братец ты мой… - инженер остановился и оглянулся. – Слушай, а не заглянуть ли нам в кафе-мороженое? Посидим, побеседуем – я ведь тебе и половины того, что нужно не рассказал. К примеру: вот догадайся, зачем ещё нужна тороидальная, кольцеобразная то есть, конструкция будущей космической станции?