Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"


"Этот большой мир"

Сообщений 271 страница 280 из 510

271

может, мы жили в разных СССР???

Нет, такого, может, и  не было по всей стране, я и не утверждаю.
Просто не знаю.
Кстати, в трети школ страны (плюс-минус, опять же, утверждать не стану) 9-10 классов вообще не было. В большинстве сельских школ - так и наверняка

НО!
начиная где-то с середины 70-х, в Москве, Питере и еще нескольких крупных городах была общепринята следующая практика.  Скажем, в школе 4 8-х класса. По результатам экзаменов и годовым оценкам выводится общий балл. Из тех, кто те, кто до него дотянул, на следующий год формируются только ДВА 9-х класса. Остальным прямая дорога в систему среднего профтехобразования, то есть в ПТУ и техникумы.
О причинах этого можно дискутировать долго и плодотворно, но факт есть факт - именно так и обстояли дела. Можете справиться у любого, кто заканчивал школу в этот период в Москве или Питере.
Другой вопрос, что даже и в Москве не все рвались дальше в 9 класс, а шли в ПТУ или техникум совершенно сознательно. Тем не менее, общий отбор они проходили.

А до "уд" оценка могла слететь за одну-единственную, но выдающуюся выходку, по достоинству оцененную педсоветом. Это вам не среднее арифметическое, такое заслужить надо. Автор сих строк, скажем, заслужил, правда, не в 8-м, а в 6-м классе :)
А вот в восьмом классе, уже после экзаменов, когда педсовет утверждал список тех, кто остаётся на следующий год, оценка по поведению могла сыграть (и играла) решающую роль. Скажем, есть несколько человек с одинаковым или отличающимися на единичку средним баллом. Тогда смотрят именно на поведение и, разумеется проходит в первую очередь, тот, у кого оценки выше.

И повторю свою рекомендацию - меньше бумажной теории и больше знакомства с реальным миром, какой он был НА САМОМ ДЕЛЕ - пусть вам и сложно в это поверить. Да вот хоть тут расспросите тех, кто помнит те времена - они подтвердят...

Отредактировано Ромей (02-04-2023 22:11:19)

0

272

Ромей написал(а):

начиная где-то с середины 70-х, в Москве, Питере и еще нескольких крупных городах была общепринята следующая практика.  Скажем, в школе 4 8-х класса. По результатам экзаменов и годовым оценкам выводится общий балл из тех, кто те, кто до него дотянул, на следующий год формируются только ДВА 9-х класса. Остальным прямая дорога в систему среднего профтехобразования, то есть в ПТУ и техникумы.
.

Да, похоже, что мы из разных миров...:)

девятых классов, может, и два, но учащихся в них ровно столько, сколько хочет там учиться- никто им запретить идти в девятый - десятый класс не может, если у них даже " тройки" в свидетельстве об окончании восьми классов и " уд" по поведению...Не предусмотрено это никакими правилами...

Я училась уже тогда, когда СССР уже не было, конечно, но учителя у нас- то были те же самые советские...ничего подобного никто не упоминал ни разу, да и вы, похоже, никаких официальных рекомендаций и распоряжений учителям на этот счёт не знаете...только на какие- то слухи и домыслы " реальной практики"ссылаетесь- ну, так , как вы их понимали и помните...

Но, например, у нас в школе тоже было ПЯТЬ девятых классов и всего ДВА - десятых и одиннадцатых, однако НИКОМУ, кто  сдал экзамены в девятом, и хотел учиться в десятом- одиннадцатом, не отказывали...некоторые в десятый- одинадцатый приходили, завалив первую сессию в техникуме, куда они ушли после девятого - и их, представьте себе, тоже принимали...

Почему у нас не все шли в десятый- одиннадцатый? А очень много " покупателей" из системы профтехобразования приходило, и хорошие условия предлагали...очень отличались в этом у нас на Донбассе разные ГОРНЫЕ профтехучилища...знаете, чем завоевали? Подземный стаж для учащихся горных училищ  уже с момента поступления идёт, и не прерывается, если после училища даже сразу в армию заберут! А это- уже 4 года подземного стажа, с учётом службы в армии...А 10 лет подземного стажа - и человек уже заработал  шахтерскую пенсию, которую будет получать при достижении пенсионного возраста...20 лет- и весьма не маленькая шахтерская пенсия начисляется сразу же!...то есть, после армии проработал ШЕСТЬ ЛЕТ - и уже хорошую пенсию себе обеспечил на старость, можешь идти работать дальше куда хочешь, а можешь проработать ещё 10- и примерно в 36 лет уже быть свободным и довольно обеспеченным человеком, которому НЕ  НУЖНО БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ. А учитывая, что и зарплаты у шахтеров тогда были очень неплохие...многие парни уходили, многие...зачем им был десятый- одиннадцатый класс? Чтобы отучиться два года, потом ещё в институте - пять,  в то время как уже может  подземный стаж идти?

Отредактировано Франческа (02-04-2023 22:34:16)

+1

273

Франческа написал(а):

Да, похоже, что мы из разных миров...

девятых классов, может, и два, но учащихся в них ровно столько, сколько хочет там учиться- никто им запретить идти в девятый класс не может. Не предусмотрено это никакими правилами...Я училась уже тогда, когда СССР уже не было, конечно, но учителя у нас- то были те же самые советские...ничего подобного никто не упоминал ни разу, да и вы, похоже, никаких официальных рекомендаций и распоряжений на этот счёт не знаете...только на какие- то слухи и домыслы " реальной практики"...

Но, например, у нас в школе тоже было ПЯТЬ девятых классов и всего ДВА - десятых и одиннадцатых, однако НИКОМУ, кто  сдал экзамены в девятом, и хотел учиться в десятом- одиннадцатом, не отказывали...некоторые в десятый- одиннадцатый приходили, завалив первую сессию в техникуме, куда они ушли после девятого - и их, представьте себе, тоже принимали...

Вы что, пытаетесь убеждать меня, что черное - это белое???
Повторяю - я рассказываю, как обстояли дела в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, в которой я сам и мои ровесники заканчивали школу во второй половине 70-х (лично я - в 79-м). И это не слухи и домыслы а реальная часть моей (и не только моей) реальной жизни. Не утверждаю, что это было одинаково болезненно и актуально везде. Как раз уверен, что наоборот. Но в столице, в особенности, в районах с преобладанием интеллигентной, благополучной публики всё обстояло именно так, и даже не пытайтесь спорить. Потом - да, уже в поздне-перестроечные годы, когда поломали систему профтехобразования, всё изменилось, и в школах действительно было по 4-5 девятых-десятых классов (одиннадцатых тогда не было вовсе). Но - не в описываемый мной период. Как нам совершенно открыто говорили педагоги, морально готовя нас к такому отбору - " в ПТУ тоже надо кому-то идти". И это не гротеск и не шутка, это была РЕАЛЬНАЯ пугалка для восьмиклассника из интеллигентной семьи. Чуть что:  "Снова тройка? В ПТУ захотел, дураком на всю жизнь остаться, у станка стоять?"

ИМЕННО ТАК оно и было. Хорошо, плохо, почему - вопрос другой. Но - было.

Кстати, судя по вашему профилю, ваши школьные годы прошли на Донбассе? Тогда ваше недоумение, как и различие нашего жизненного опыта  мне понятно. Всё же шахтёрский, пролетарский, тяжело-индустриальный  (в лучшем смысле этих понятий) край сильно отличался в плане подхода к образованию от изрядно уже подгнивших к середине 70-х столиц.

Отредактировано Ромей (02-04-2023 22:37:03)

+2

274

Ромей написал(а):

Как нам совершенно открыто говорили педагоги, морально готовя нас к такому отбору - " в ПТУ тоже надо кому-то идти". И это не гротеск и не шутка, это была РЕАЛЬНАЯ пугалка для восьмиклассника из интеллигентной семьи. Чуть что:  "Снова тройка? В ПТУ захотел, дураком на всю жизнь остаться, у станка стоять?"

ИМЕННО ТАК оно и было. Хорошо, плохо, почему - вопрос другой. Но - было.

Отредактировано Ромей (Сегодня 20:32:18)

Повторюсь, мы действительно, похоже, из разных миров :) У нас многие очень хотели в НЕКОТОРЫЕ ПТУ после девятого класса ...Я там написала в прошлом сообщении, почему...

+1

275

Франческа написал(а):

Повторюсь, мы действительно, похоже, из разных миров  У нас многие очень хотели в НЕКОТОРЫЕ ПТУ после девятого класса ...Я там написала в прошлом сообщении, почему...

Именно об этом я и написал в крайнем посте.
Да, так оно и есть.
Но ГГ - москвич, и попаданство его в московских (пусть и историко-альтернативных) реалиях, и это следует иметь в виду.

0

276

Наша дискуссия навела меня на занятную мысль.
Моя позиция - это, по сути, отражение взглядов и ожиданий ГГ, основанных на его прошлом опыте. Ну и новую  реальность, включая побуждения одноклассников, он воспринимает именно так.
А что, если в какой-то момент (не сразу, где-то ближе к экзаменам) он осознает, что здесь эта "конкуренция" не так актуальна?
Почему - вопрос другой, возможно из-за иного отношения к службе в армии, рабочим специальностям, или в высшему образованию вообще?
Надо обдумать, ведь всё это так или иначе неслабые элементы гнили, поразившей страну к началу 80-х.
Может, тут многое иначе?
что-то в этом нашем диалоге есть. Подумаю, как использовать, выдав за рефлексию ГГ.

Отредактировано Ромей (02-04-2023 22:49:19)

0

277

Ромей написал(а):

Повторяю - я рассказываю, как обстояли дела в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, в которой я сам и мои ровесники заканчивали школу во второй половине 70-х (лично я - в 79-м). И это не слухи и домыслы а реальная часть моей (и не только моей) реальной жизни. Не утверждаю, что это было одинаково болезненно и актуально везде. Как раз уверен, что наоборот. Но в столице, в особенности, в районах с преобладанием интеллигентной, благополучной публики всё обстояло именно так, и даже не пытайтесь спорить.

Я заканчивал школу в 1989 году в Молдавии, которая на индустриальный регион даже тогда не особо тянула. Из рабочей семьи. Но вопрос о ПТУ даже не стоял. Максимум, на что согласились бы родители - на техникум. Восьмых классов в школе было два, девятый только один. Но чтобы в классе была какая-то напряженность из-за этого - не помню, хоть убей. Гораздо больше нервировало то, что оценка шла в документ - свидетельство о неполном среднем образовании. Я вообще решал, куда мне идти - в техникум или в десятый класс - уже летом, чуть ли не в конце июня. Решил остаться в школе. Никаких проблем
этим не возникло.

Отредактировано Kra (02-04-2023 23:38:07)

+1

278

Ромей написал(а):

Но... что-то в этом нашем диалоге есть. Подумаю, как использовать, выдав за рефлексию ГГ.
)

Рада была помочь...:)
Могу ещё рассказать и о примерном жизненном пути, который планировали многие  нормальные парни у  нас - вдруг тоже пригодится? Итак, парень...если он , понятное дело, не хиляк, не ботан- заучка, не карьерист,  просто- обычный нормальный парень индустриального региона, парень  без особых экзотических предпочтений о своей будущей работе  вроде " учёный", " летчик", "космонавт", " капитан дальнего плавания" и т.п...

Его примерный план:
горное училище- армия- шесть лет под землёй на шахте...итог-  уже 10 лет непрерывного подземного стажа, в возрасте 26 лет заработана не маленькая " шахтерская пенсия"... Получать будет по достижению пенсионного возраста- значит, можно пожить и поработать просто для удовольствия...

Дальнейший свой жизненный путь многие мечтали направить туда, где тепло, где морской , полезный для здоровья воздух, где много фруктов и много красивых девушек, хоть каждый день с новой встречайся...например, в спасатели на курортных пляжах Крыма, Сочи, Геленджика, да хоть на наших Азовских курортах-  многие мечтали пойти после шахтерского этапа жизни :) А что- человеку всего 26лет будет, эта работа не требует получения высшего образования, он молод, полон сил, отслужил в армии...перед ним будут лучшие девушки страны в купальниках ходить- выбирай любую...чего ещё желать то? :) Разве что купить домик на этом же курорте и на старости лет , получая заработанную шахтерскую пенсию, ещё и
отдыхающим комнаты сдавать, как в " Спортлото-82" :)
Как- то так, примерно...

+1

279

Обзорная экскурсия подходила к концу и изрядно притомившийся Димка (выспаться нормально ему не дали, подняв с удобного дивана в холле ни свет, ни заря) уже собирался спросить, когда тут обед, когда они остановились перед неожиданным здесь сооружением -  новеньким легкосборным купольным ангаром, который экскурсовод назвал "тренировочным корпусом". Новички вошли внутрь - и обалдели: всё пространство ангара занимали ряды разнообразных тренажёров. Чего тут только не было:  от вертикальных колёс, вращающихся кресел и мини-центрифуг для тренировок вестибулярного аппарата, до авиатренажёров в виде самолётных кабин и новейших «стимуляторов», предназначенных для обучения пилотированию орбитальных аппаратов, вроде сверхмалых «космических буксиров», недавно разработанных по заказу Проекта французской фирмой «Марсель Дассо» в сотрудничестве с американским компьютерным гигантом IBM.  Начинённые современнейшей электроникой и многочисленными цветными экранами, «стимуляторы» эти давали максимально возможный эффект присутствия, для усиления которого, «пилот» в самом настоящем космическом скафандре, мог вращаться на особом рычажном подвеке вместе с вертикальным ложементом – ради возможно более реалистичной имитации ощущений в космосе, включая сюда и неизбежный риск потери пространственной ориентации. У «экскурсантов», ранее не имевших дела с чем-то настолько технически продвинутым, словно сошедшим со страниц научно фантастических романов, эти агрегаты вызвали приступ восхищения. Димка же поглядывал на коллег снисходительно, поскольку уже успел познакомиться с подобными тренажёрами – как раз за полторы недели до его командировки а Артек, он принимал участие в монтаже и наладке точно таких же агрегатов. Ну, «принимал участие» это, пожалуй,  громко сказано - был на подхвате, помогая нашим спецам, работавшим с присланными фирмой  монтажниками, разобраться в инструкциях и технических наставлениях, составленных на французском языке, который он худо-бедно знал (мама работала учительницей французского в спецшколе), за что и был удостоен возможности немного «полетать» на невиданном приспособлении. И вот теперь невольно подумалось – неужели Командор уже тогда знал о предстоящей артековской командировке – и дал «новобранцу» возможность приобрести полезные навыки?
Узнав об этом Димкином опыте, инженер, растолковывавший «экскурсантам», как работает невиданная техника,  немедленно насел на их старшего - и из «тренировочного» эллинга Димка вышел уже не просто вторым вожатым третьего отряда «космической смены», а ответственным за проведение занятий на тренажёрах с детьми. Это назначение поставило его как бы особняком от прочих новичков, и даже старший вожатый поглядывал на него с некоторым уважением – для него, ветерана Артека, эти технические премудрости были тёмным лесом. А если что его и заботило, то лишь одно: как бы юные участники «космических смен» не покалечились, занимаясь на мудрёных установках, а заодно не попортили бы дорогостоящее оборудование. Так что возможность свалить эту обузу на новичка он воспринял с видимым облегчением - и немедленно поволок Димку в административный корпус, подписывать бумаги об ознакомлении с инструкциями по технике безопасности и порядку допуска детей к невиданной аппаратуре. За этими хлопотами новоиспечённый «вожатый-инструктор» не успел даже перенести свой невеликий багаж, состоящий из полупустого абалаковского рюкзака, в предназначенную для вожатого каморку в одной из «дач», как называли небольшие двухэтажные домики на шесть спален, из которых, собственно, и состоял лагерь. Да что там багаж – он и обед ухитрился пропустить, а опомнился лишь когда от пропустил обед, а когда от КПП в дальнем конце лагеря донеслись протяжные клаксонные гудки – это прибыла, наконец, из Симферополя колонна автобусов с новоприбывшими.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t678402.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t559020.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t204314.jpg

Отредактировано Ромей (03-04-2023 12:46:52)

+2

280

Ромей написал(а):

... собирался спросить, когда тут обед, когда они остановились перед неожиданным...

Слишком близкие повторы " когда" - царапают слух :)
Может, лучше:

"...собирался спросить, ВО СКОЛЬКО тут обед, когда они остановились..."

Ромей написал(а):

...и новейших «стимуляторов», предназначенных для обучения пилотированию орбитальных аппаратов....

... «стимуляторы» эти давали максимально возможный эффект присутствия...

Простите, но какие ещё " СТИмуляторы"? Наверное, имелись в виду " СИМуляторы"- то есть, по-русски - " имитаторы"?

Отредактировано Франческа (03-04-2023 13:57:06)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"