Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"


"Этот большой мир"

Сообщений 321 страница 330 из 510

321

Ромей написал(а):

на привокзальной площади нас встретила колонна автобусов с табличками «дети» под лобовым и задним стёклами,

И две машины ГАИ сопровождения ;-).
И, занудства ради, не правды для, у автомобилей, в том числе и автобусов, нет "лобового" стекла, есть ветровое.

Ромей написал(а):

А значит - нет там никаких потолочных люков.

На фотографии - ЗиЛ-158.
У него потолочные люки - есть в количестве три штуки.
https://s1.fotobus.msk.ru/photo/01/24/21/124213.jpg
PS хм.... Конкретно 158 зил люки имел, а вот его предшественник - 155 нет. Вместо люков были потолочные, вентиляционные "грибки".

Ромей написал(а):

и не придётся возиться с отводом избыточного тепла,

Придётся :-(
Серые штуки, торчащие перпендикулярно солнечным батареям - радиаторы обеспечения теплового режима.
https://news2.ru/user_images/182029/1453554025.jpg

Отредактировано Lokki (05-04-2023 14:09:32)

0

322

…сварку строительных деталей в космическом вакууме можно вести без электродов и без горелок, контактным, диффузионным методом, который успешно освоен и уже опробован на орбите – правда, в небольших масштабах. – рассказывал вожатый. -  Управление буксирами-монтажниками – разработчики назвали их «крабами», и мы так же используем это название – дело достаточно сложное, в чём вы сейчас и убедитесь…
Дима щёлкнул выключателем, газосветные лампы, подвешенные под вогнутым потолком эллинга, погасли. Вместо этого засветились проекторы, установленные на решётчатой платформе макета буксира-монтажника, а следом за ними замигали многочисленные шкалы, циферблаты и позиционные экраны на приборной панели перед пилотом. Техник, подвешенный в ложементе на ремнях в положении «стоя» шевельнул руками – в рукавах скафандра они казались составленными из толстых колец, подобно гротескно-огромным кольчатым червякам, только голубовато-белого, с металлическим отливом света. Размеры ложемента, ремни, крепления – всё было приспособлено для человека в скафандре, и если верить вожатому, то специалисты научно-производственного предприятия «Звезда» - того самого, что разрабатывало и создавало «космическую броню» для всех советских космонавтов, - сделали несколько малых образцов стандартного космического скафандра в расчёте на  подростков. Это было нетипично – вожатый Дима объяснил, что до сих пор космические скафандры изготавливали под каждого космонавта в отдельности. Однако, новый, гораздо более масштабный этап космической программы, подразумевающий грандиозное орбитальное и лунное строительство требует уже серийной продукции, использовать которую смогут разные люди – после соответствующей индивидуальной подгонки, разумеется. Новые «Кречет-ОМ» (ОМ значило, как нам объяснили, «орбитальный монтаж») как раз и были представителями нового поколения скафандров, предназначенных для работы в том числе, и на орбитальных «крабах», тренажёр которого нам и готовились сейчас продемонстрировать.
Зашипели гидравлические шланги, коленчатые лапы опор-цилиндров задвигали штоками, перекашивая платформу тренажёра вместе с «пилотом». Синхронно этим движениям задвигалось и изображение на большом вогнутом экране, смонтированном в нескольких метрах перед установкой – его создавали несколько закреплённых прямо на платформе проекторов. Один из них, самый большой, пояснял вожатый Дима, создаёт фон – картинку Земли на фоне звёздного неба. Другие управляются с пульта руководителя «полёта» - эти проецируют на тот же экран изображения элементов конструкций, с которыми космическому монтажнику приходится иметь дело. Третья группа проекторов отвечает за изображения клешней – их управление самое сложное, поскольку идёт через счётно-решающее устройство с рукоятей-манипуляторов, которыми управляет уже сам «пилот». Платформа же, подчиняясь командам, которые он даёт на маневровые двигатели, способна менять положение на гидравлических рычагах-опорах, переворачиваясь чуть ли не вверх ногами – и синхронно с этими движениями смещаются и изображения на экране, что создаёт для «пилота» требуемый эффект присутствия и позволяет освоить основные движения и маневры в космосе.
Тренажёр, наконец, раскочегарился и заработал в полную силу. Вспыхнули по углам фары-прожектора – вполнакала, проекторы и так давали достаточно света. Под восхищённые вздохи, охи и ахи пионеров человек в скафандре ловко орудовал рычагами управления и педалями, имитируя маневры «краба», а так же движения металлических клешней-манипуляторов. Он подхватывал макеты металлоконструкций, поворачивал их, перемещал перед собой – и изображения таких же громоздких деталей, проецируемые хитроумной оптикой, повторяли их движения на экранах. Под занавес, оператор состыковал две крупные детали, выдвинул из-под нижней панели панциря «краба» ещё один манипулятор, с электродом вместо клешни и понёс к будущему сварочному стыку. Замигал стробоскоп, имитирующий огонь электросварки – и демонстрация закончилась.
- Ну как, понравилось? – спросил вожатый Дима. – В ответ все загомонили в том смысле, что понравилось, и ещё как! Он выслушал восторженные комментарии, после чего спросил: нет ли желающих попробовать? Нет, не на установке, работу которой мы только что имели удовольствие наблюдать, но на устройстве попроще - без скафандра, без гидроцилиндров и шипящих шлангов, зато с проекторами и рычагами-манипуляторами, разве что, размерами поскромнее. Оно, пояснил вожатый, создано для первоначального обучения, и не показав на нём приличные результаты, нечего и надеяться получить допуск для занятий на большом тренажёре.
Последняя фраза прозвучала несколько угрожающе. Те, кто секунду назад тянули вверх руки и чуть ли не подпрыгивали от нетерпения, запереглядывались и слегка подались назад. Ясно, подумал я, боятся с первой попытки показать себя никуда не годными неумехами – вон, даже чернявый парнишка-француз по имени Шарль не торопиться вызваться первым - хотя, не дажее, как вчера, хвастал, что его родной дядя участвовал в разработке «крабов» и не раз давал ему поработать на таких вот тренажёрах. Я спрятал улыбку -  и тут встретился взглядом с вожатым. Дима смотрел серьёзно, только в уголках глаз таилась ирония.
- Может ты… Монахов, кажется?
… а то он не помнит! Нет, отец действительно не стал бы просить для меня протекции – но о том, что я тут окажусь, никак не мог предупредить…
- Он самый, Дмитрий… э-э-э?...
- Просто Дима. – он выпустил улыбку наружу, и она оказалась весьма даже симпатичной. – Здесь ведь так принято, по именам, верно?
Я вслед за «пани Зосей», внезапно обнаружившейся рядом со мной, кивнул. Этот порядок был заведён даже в самых младших отрядах – в общении с вожатыми никаких отчеств! Исключения делались только для старших вожатых дружин.
- Спасибо, я запомню. Так попробуешь?
Я пожал плечами – мол, куда от вас деться? – и шагнул вперёд, сопровождаемый неуверенными шепотками товарищей по отряду. Бог не выдаст, свинья не съест, как говорили наши малообразованные, но романтичные предки – и потом, что я, на симуляторах мало налетал, что ли? И при том, что были они  куда как навороченнее, чем это довольно-таки убогое скопище гидравлических шлангов, рычагов проекторов, управляемых парой дюжин примитивных  реле?

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t399061.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t245500.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t696652.jpg

Отредактировано Ромей (05-04-2023 17:53:18)

+4

323

Ромей написал(а):

…сварку строительных деталей в космическом вакууме можно вести без электродов и без горелок, контактным, диффузионным методом, который успешно освоен и уже опробован на орбите – правда, в небольших масштабах.

Электронно - лучевая.

Далее пришло время экспериментов непосредственно в космосе. Самый первый из них был осуществлен в октябре 1969 года внутри космического пилотируемого корабля «Союз-6». Для этого советскими учеными, возглавляемыми Борисом Патоном, был создан уникальный сварочный прибор под названием «Вулкан». Этот прибор позволял варить металлические детали с применением сразу трех различных способов – электронно-лучевого, плазменного и дугового.
В результате выяснилось, что метод сваривания с применением сжатой дуги низкого давления не подходит для работ в невесомости. В то же время электронно-лучевая технология оказалась наиболее эффективной и позволила обеспечить прочное соединение деталей высокого качества.

Ромей написал(а):

что до сих пор космические скафандры изготавливали под каждого космонавта в отдельности

Сейчас индивидуально изготавливаются перчатки.
;-)

Ромей написал(а):

Техник, подвешенный в ложементе на ремнях в положении «стоя» шевельнул руками

Усилие сгиба локтевого сустава в КС "Кречет" при давлении соответствующем высоте 4 км над уровнем моря порядка 16 кг.
Так что работу в скафандре, даже управления "краба" не разрешит профсоюз. ;-)
Минимум - герметичная кабина, пусть и без СЖО, но позволяющая избежать нагрузок связанных с перепадом давления.

0

324

Lokki написал(а):

Электронно - лучевая.

Сейчас индивидуально изготавливаются перчатки.

Усилие сгиба локтевого сустава в КС "Кречет" при давлении соответствующем высоте 4 км над уровнем моря порядка 16 кг.
Так что работу в скафандре, даже управления "краба" не разрешит профсоюз.
Минимум - герметичная кабина, пусть и без СЖО, но позволяющая избежать нагрузок связанных с перепадом давления.

Это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история!
И правила тут другие.
Как, кстати, и модели скафандров. А что названия повторяются - ну так бывает...

0

325

Ромей написал(а):

Это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история!

Ну так не альтернативная же физика ;-)
У Орланов - та же самая история.
Только там давление регулируется быстрее (в момент покоя "2 км", в момент физической активности "4 км").
А по воспоминаниям астронавтов лунных экспедиций скафандр был настолько "крут", что "основная борьба на поверхности Луны шла со скафандром", а после выходов на поверхность под ногтями выступала кровь.
Вообще, жесткие скафандры (а они разрабатывались ещё для лунной программы) могут, частично, решить проблему. Но в те годы они в кабину не влезали...

Отредактировано Lokki (05-04-2023 17:59:43)

0

326

Lokki написал(а):

Ну так не альтернативная же физика
У Орланов - та же самая история.
Только там давление регулируется быстрее (в момент покоя "2 км", в момент физической активности "4 км").
Вообще, жесткие скафандры (а они разрабатывались ещё для лунной программы) могут, частично, решить проблему. Но в те годы они в кабину не влезали...

Я не про физику, а про разрешение работать в скафандре.
ЗДЕСЬ его дают, даже и не сомневайтесь. И профсоюзы тут вообще не при делах.

0

327

Ромей написал(а):

Вообще, жесткие скафандры (а они разрабатывались ещё для лунной программы) могут, частично, решить проблему. Но в те годы они в кабину не влезали...

Вот поэтому висят они не в кабинах, а на открытой раме.

0

328

Ромей написал(а):

Я не про физику, а про разрешение работать в скафандре.

Нагрузки при ВКД, обычные физические нагрузки - запредельные...

0

329

Франческа написал(а):

Ну, и, вы, конечно же, ошибаетесь в нумерации...с 1 по 98 номер - скорые поезда, пассажирские поезда круглогодичного обращения - со 101 по 298 номер, пассажирские поезда летнего обращения- с 301 по 498,пассажирские поезда разового назначения- с 501 по 598 номера, туристские - с 801 по 898...

В 1974 году скорые имели номера с 1 по 66-й, пассажирские - с 67 по 298, пригородные - с 301 до 898, почтово-багажные - с 901 по 940.

Франческа написал(а):

Дополнительные поезда разового назначения, туристские поезда  вне  годового графика, литерные поезда...им несть числа!  При Брежневе литерный поезд в Крым - был нормальным явлением, в принципе

Да не вопрос, проблема - куда его поставить на Курском вокзале, по состоянию на 21.45 8 путей из двенадцати были заняты поездами дальнего следования, а ведь были еще и электрички. Что касается литерного поезда в Крым, то он вообще отправлялся не с Курского вокзала, а с путей в районе платформы Каланчевская.
И опять-таки, из текста вытекает, что это не какой-то специальный состав, а обычный поезд, на который идет посадка обычных пассажиров.

0

330

Kra написал(а):

В 1974 году скорые имели номера с 1 по 66-й, пассажирские - с 67 по 298, пригородные - с 301 до 898, почтово-багажные - с 901 по 940.

.

Время действия книги - 1975й, да ещё и в альтернативном мире...вряд ли нужно ориентироваться на те номера поездов и то расписание, которыми вы оперируете...автор сказал, что отправились в 21-45, значит, это так и  надо... :)

Даже если это надо только для того, чтобы ГГ полюбовался звёздами :)

Отредактировано Франческа (05-04-2023 20:55:09)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"