Но ГГ может же этого не помнить?
В ПП публиковался Гай-До
Гай-до помню. По каким дням выходила Пионерка - не помню, хоть убей.
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"
Но ГГ может же этого не помнить?
В ПП публиковался Гай-До
Гай-до помню. По каким дням выходила Пионерка - не помню, хоть убей.
Не знаю, на крылечке - палево.
Ну, не факт, что это "рабочее" крыльцо. У нашей школы их было, дай Бог памяти, штук пять, считая те, что во дворе...
- Вот темы сегодняшнего сочинения.
Русичка проскрипела мелом по доске, заканчивая строку, отряхнула руки и пристроила белый кусочек на узкую полочку. Вообще-то Татьяна Николаевна преподавала у нас и русский и литературу, но термин «русичка» приклеился к ней намертво – пока в девятом не сменился на ласково-любовное «Танюша»
- Вопросы есть? Нет? Тогда приступайте.
Я пробежал глазами написанное
1. Каким предстаёт в поэме Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
2. Каково отношение автора к чиновникам губернского города?
3. Каково отношение автора к главному герою?
4. Почему «Мёртвые души» Гоголь назвал поэмой?»
Что ж, вполне ожидаемо - было бы, если бы я знал о предстоящем сочинении. И ведь знал наверняка, но почему-то не удосужился пометить в дневнике! И вот теперь – сиди, высасывай из пальца что-нибудь на тему бессмертного творения Николая нашего Васильича…
Я поднял руку.
- Можно?..
- Да, Монахов, что у тебя? Сиди-сиди, не надо вставать…
Демократичная она у нас, Татьяна Николаевна. Впрочем, иронизирую я зря – педагог она замечательный, а как классная руководительница – и того лучше. Правда, оценить это по достоинству я смог только в следующем, девятом классе.
- Какой должен быть объём сочинения?
На меня посмотрели с удивлением – все, начиная с русички, и заканчивая соседкой по парте, Леной Титовой.
Татьяна Николаевна, впрочем, быстро справилась с недоумением
- Если одолеешь хотя бы три страницы, то будет уже неплохо.
- Ага, ясно… - киваю. – И ещё вопрос: можно сначала писать в черновике? Неохота править прямо в тетрадке, неопрятно получится…
Мёртвая тишина была мне ответом, а брови у русички отчётливо полезли на лоб. Похоже, такая постановка вопроса здесь никому ещё в голову не приходила.
- Что ж, если тебе будет так удобно… - а в твоей прежней школе что, так было принято?
В моей прежней школе, чуть не ответил я, принято править каждую фразу в Ворде, пока не вылижешь её до звона. И если применить тот же подход к написанию сочинения – а вряд ли я смогу так вот, с ходу от этого отказаться – то черкать придётся каждое предложение раз по десять, и финальный вариант будет состоять в-основном, именно из зачёркиваний и кривых строчек на полях. Вряд ли найдётся учитель, который это оценит.
- Да, - говорю, - нам разрешали. Сначала в черновик, ну а потом – перенести в тетрадку. Заодно грамотность можно править и стилистику по мелочи – ну, знаете, там близкие повторы, несогласованные предложения, мало ли чего прорывается после редактуры…
Кажется, она поперхнулась, а Ленка – та и вовсе смотрела на меня с откровенным испугом. Я что, сморозил глупость? Да нет, вопрос как вопрос…
- Хорошо, делай, как тебе удобно, но постарайся всё же успеть к концу урока. – она обвела класс строгим взглядом. – А теперь, все за работу, время идёт!
Не то, чтобы я совсем уж не помнил «Мёртвые души» - но в последний раз я открывал эту книгу лет тридцать назад. Да и то – скорее всего, не открывал, а смотрел замечательный советский сериал с Калягиным в роли Чичикова – который здесь, к слову сказать, ещё даже и не начали снимать. А потому – уверенно выбрал третий пункт из предложенного меню: «отношение автора к главному герою».
Своё бессмертное творение я озаглавил «Обаятельные мошенники», и весь текст построил на сопоставлении нескольких персонажей: собственно, Чичикова, Остапа Бендера, сладкой парочки из О'Генри - Энди Таккера и Джеффри Питерса – и в самый последний момент приплёл ещё и лису Алису и кота Базилио. Не то, чтобы я хотел как-то по особенному выпендриться – просто подобный материал позволял легко выстроить недлинное и не перегруженное отсылками к оригиналам рассуждение, а уж за стилистику я не беспокоился – три с лишним десятка лет в журналистике и на постах редакторов чего-нибудь да стоят. Минут за тридцать исчеркал с обеих сторон три вырванных из общей тетрадки листка в клеточку, после чего ещё за десять минут перенёс текст в тетрадь по русскому, сопроводив его (исключительно из хулиганских соображений) эпиграфом из
…Пока живут на свете дураки –
Обманывать нам, стало быть, с руки!
Какое небо голубое…
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему немного подпоёшь –
И делай с ним, что хошь!..
И, только сдав одним из последних в классе работу, сообразил, что «Приключения Буратино» здесь, может статься, ещё и не вышло на телеэкраны, а значит – придётся выкручиваться. Но было уже поздно – русичка убрала тощую стопку тетрадок с нашими литературоведческими изысками в портфель, прозвенел звонок и восьмой «В « в полном составе ринулся на перемену…
Следующий урок – физика. Здесь трудностей не предвиделось и не случилось: я наскоро пролистал нужную главу учебника («законы отражения света») и, когда меня пригласили в доске, не ударил в грязь лицом. Изобразил на доске мелом схему опыта, устанавливающего «угол падения равен углу отражения», потом набросал изображения перископов, добавив несколько живописных подробностей насчёт их применения в субмаринах, танках и окопной войне. И совсем, было собрался перейти от плоских зеркал к криволинейным – но тут выяснилось, что этого мы ещё не проходили, и пришлось садиться на место с заслуженной пятёркой в дневнике.
Вторая перемена длилась уже не пять, а целых десять минут – выходит, эти нюансы, как и многие другие, с составляющие суть школьной жизни я успел позабыть! Времени таким образом, было побольше; очередным уроком числилась история, кабинет которой располагался в левом холле четвёртого этажа – пятый целиком отводился под актовый и малый спортивный залы. Проходили мы, как я уже успел выяснить, русско-турецкую войну 1877-78 годов, и необходимости готовиться не было - тему я знал куда детальнее, чем это изложено в учебнике, а потому, бросив сумку на свою парту, я вслед за одноклассниками выбежал в холл. И только вернувшись через пару минут, наткнулся на пакостливо-торжествующие взгляды Черняка и Кулябьева понял, что меня подловили.
Не знаю, как у кого – а в этой школе был не слишком приятный обычай на переменах выбрасывать из окон сумки и портфели одноклассников. В прежней моей школе такого в не было, а в старших, девятых и десятых классах, до подобных дешёвых выходок уже не снисходили – вот и получилось, что в своей школьной жизни я столкнулся с этим малоприятным явлением лишь в течение тех полутора месяцев, которые провёл на новом месте учёбы, заканчивая восьмой класс.
На самом деле это была не просто безобидная (биться-то в наших сумках по любому было нечему), а своего рода способ прощупывания новичка на предмет его податливости – а в перспективе и способ травли, далеко не самый безобидный. Увы, я не раз становился его жертвой – и хорошо помнил унизительное ощущение, когда сопровождаемый смешками и ухмылочками одноклассников сначала ищешь своё имущество, заглядываешь под чужие парты, открываешь шкафчики, стоящие по стенам класса - может, обошлось и засунули туда? И лишь потом, осознав всю глубину проблемы, высовываешься по пояс из окошка – и, обнаружив искомое на газоне, сломя голову бежишь вниз, а первый звонок-то уже прозвенел, и учительница вот-вот войдёт в класс. И придётся тогда под насмешливыми взорами всего класса краснеть, оправдываться и пробираться на место с мокрой от весенней грязи сумкой под мышкой, потому как вытереть её времени не было…
Ну, нет, ребятишки-шалунишки, на этот раз хохма не пройдёт. Тут ведь как: дашь раз слабину – и всё, пиши пропало, ты неудачник, слабак, размазня и вообще лох, и возвращать прежний статус придётся долго и мучительно. Так что надо пресечь все эти поползновения сразу и максимально жёстко – лучше всего, по беспределу, чтобы не просто обозначить свою неготовность уступить, а испугать контрагентов, потрясти до глубины души, так чтобы они и глянуть косо в мою сторону больше не решались…
Мне даже заранее стало немного неудобно – в душе, про себя, разумеется. И неважно, что Кулябьев почти на голову меня выше и изрядно шире в плечах - ни единого шанса ни у него самого, ни у его шайки нет. Помните, у Высоцкого в «Профессионалах»: «Как школьнику драться с отборной шпаной?..» А никак. Во всяком случае, не сейчас. Извините, ничего личного, простейшая психология. Не повезло вам сегодня…
По каким дням выходила Пионерка - не помню, хоть убей.
Вторник - пятница.
Ну, не факт, что это "рабочее" крыльцо. У нашей школы их было, дай Бог памяти, штук пять, считая те, что во дворе...
Икс его знает, но "рабочий" у нас был исключительно главный вход. Пацаны бегали курить не переменках аж за спортзал.
устанавливающего «угол падения равен углу отражения
Угол отражения равен углу падения...
Я, за подобную формулировку, отхватил бы пару сразу и не раздумывая... Но учился в физмат классе...
и, когда меня пригласили в доске, не ударил в грязь лицом.
Наверно, всё же " к доске"
Так, картина ясна. Сумку, скорее всего, выбросил Черняк – вон, как ухмыляется. Заводила же сам мараться не станет - он и ещё один прихлебатель, устроившись на подоконнике, наблюдают за происходящим. С ухмылочками наблюдают падлы, в предвкушении…
Короткий взгляд на часы – три минуты ещё есть. Пожалуй, достаточно.
Кулябьев обычно сидит на последней парте, вместе с Черняком. Да вон же его портфель – рыжий, как и шевелюра хозяина, потёртый, стоит у ножки парты в проходе. Крышка откинута, оттуда выглядывает уголок учебника. Подходяще...
Я подхватил портфель Кульябьева, перевернул – и содержимое пёстрым потоком посыпалось на пол. С дребезгом раскатились карандаши и ручки, разлетелись под парты учебники, раскрывшаяся тетрадь спланирована на середину прохода. Никто из одноклассников даже шевельнуться не успел – большинство только поворачивали головы в сторону происходящего, - а я уже встряхнул портфель и с размаху нахлобучил его на голову обалдевшего Черняка. Тот сделал попытку вскинуться, но я пресёк это поползновение солидной плюхой по макушке – не больно, поскольку удар кулака самортизировал портфель, но очень, очень унизительно и обидно. Черняк звучно плюхнулся обратно на стул и обеими руками схватился за то, что теперь заменяло ему голову.
Пауза длительностью секунды три – вот теперь на меня со всех сторон уставлены ошеломлённые, потрясённые взгляды. Высокая девочка, стоящая в проходе – Лариса Ивлееева, кажется? – громко охнула и схватилась обеими ладошками за губы. Глаза - огромные, в пол-лица.
- Ух ты! – кто-то восторженно ухнул где-то за спиной, и это звук заглушил рык Кулябьева:
- Ты чё, Монахов, совсем…
Дослушивать, что именно «совсем» я не стал. Кулябьев соскочил с подоконника (его подпевала, кажется, Генка Смирский) так и сидел на прежнем месте, обалдело отвесив челюсть и явно не веря своим глазам) и попёр на меня по проходу.
- Ну, ща я тебя!..
- если кто-то ждал, что я пущусь наутёк, перепрыгивая через парты – то он был сильно разочарован. Вылетевшая из кармана «бабочка» высверкнула полированной сталью – недаром вчера я половину вечера крутил ей, рассматривая книги и газеты. Утерянный вместе с мышечной памятью навык восстановился удивительно быстро – ну, может не на прежнем уровне «мастерства», но вполне прилично. Да и нет ничего хитрого в такой пальцевой эквилибристике – если, конечно, нож хорошо сбалансирован и не болтается в каждом сочленении.
Мой – не болтался. Я вообще неравнодушен к ножам, собрал целую коллекцию из самых разнообразных экземпляров, а этот приобрёл, помнится, на большой ножевой выставке в «Гостином Дворе» - меня тогда подкупило сочетание полированных половинок рукояти из нержавейки с чёрными костяными вставками и тёмно-серого, в чёрных разводах клинка из кручёного дамаска. Лезвие, длиной около двенадцати сантиметров, было сделано в классической манере, узкой, длинной щучкой, и великолепно держало заточку. Дома у меня был целый арсенал оселков, разнообразных брусков и ремней для тонкой правки – и здесь у меня рука не поднялась уродовать бритвенно-острое лезвие единственным найденным на кухне точильным камнем весьма сомнительного качества. Надо будит, подумал я ещё, одолжить у деда что-нибудь поприличнее, а пока итак сойдёт – крайний раз я наводил остроту на свою стальную бабочку всего за день до «попадалова», и с тех пор особо нож не использовал…
Кулябьев, как и прочие зрители, не сразу сообразили, что это так весело блестит у меня в руки, а когда поняли, наконец – я уже приблизился к своему визави на расстояние трёх шагов.
Это был полнейший беспредел, разумеется. На моей памяти ни в той, прежней, ни в этой новой школе ни разу за все десять лет не то что ножей – свинчаток в ход не пускали. Да что там не пускали, не припомню, чтобы кто-то из одноклассников хотя бы хвастался подобными опасными игрушками. Всё же интеллигентский район, где я обитал раньше, как и новое место жительства, проходящее по разряду элитного (хотя здесь такие понятия ещё не в ходу) – это далеко не неблагополучное Ховрино или совсем уж бандитская Капотня. И ничего подобного ни хулиган и троечник (по Кулябьев – ни приличные мальчики и девочки из восьмого «В» класса школы номер семь никак не ожидали. Но извините, так уж получилось. Нет у меня ни времени, ни желания долго и упорно убеждать вас, что я не маменькин сынок, не размазня и не потенциальный объект для более или менее небезобидных шуточек, а то и откровенной травли. Давайте поставим все точки над «Ё» сразу, жирно, чтобы все поняли, что к чему – а там видно будет…
Ромей
Мне кажется, что картинка учебника 1989 года не совсем соответствует времени действия романа, которое происходит в 1975 году...
И ...Ховрино, Капотня...неужели они в период вашего детства были " бандитскими районами"? По- моему, подобную " славу" они обретут не ранее 90-х..Если не ошибаюсь, славу " неблагополучных" в 70- е имели вовсе не эти районы, а, например, Чертаново...
Кажется, именно тогда по Москве среди таксистов ходила шутливая частушка: «Увезу тебя я в тундру, увезу в Иваново. Увезу, куда угодно, только не в Чертаново».
P.S. Информацию о Чертаново 70- х взяла отсюда :
https://www.gazetametro.ru/articles/and … 14-08-2022
В начале семидесятых наш дом, как и многие другие частные дома в районе, снесли. В то время в Москве ходили такие стишки: "Увезу тебя я в тундру, увезу в Иваново, увезу куда захочешь, только не в Чертаново". А нас отправили как раз в Чертаново, мы получили квартиру в Сумском проезде. Сначала однокомнатную, потом разменялись и переехали в двухкомнатную, и у меня появилась своя комната. Это была моя вотчина, и я был счастлив.
Район тогда был не самый безопасный, рядом с нашим домом был так называемый бродвей – неосвещённый кусок дороги, где собиралась местная шпана, устраивались разборки. Выйти на "бродвей" вечером – это была "вышка", проявление героизма. Мы с товарищем тоже туда ходили "плечами шевелили", пока один раз нам не наваляли как следует. (C)
Отредактировано Франческа (09-03-2023 20:00:26)
Всякое было.
И потом - Ховрино довольно большое. Одно дело - ул. Фестивальная с её интеллигентскими кварталами, и совсем другое соседние Лихоборы или туда, подальше, к железной дороге...
Мне кажется, что картинка учебника 1989 года не совсем соответствует времени действия романа, которое происходит в 1975 году..
А он не изменился. Пёрышкин - это константа, вроде египетских пирамид
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Этот большой мир"