VI
Коридор – на самом деле, облицованная дюралевыми панелями труба с плоским полом – слегка изгибалась вверх, словно она была частью гигантского, поставленного на ребро колеса. Справа и слева труба тянулась шагов на двадцать, и Ветров прикинул, что если подняться к самому её концу, перекрытому заглушкой-люком с жёлто-коричневыми полосами и броской надписью «аварийная переборка», сделанной на русском и английском языках – то стоять придётся, словно на горке, может, даже держась за выступающие из стен поручни. нечто подобное можно увидеть в замечательном американском фильме "Космическая одиссея 2001 года", когда в кадре мелькают внутренности круговых вращающихся коридоров космолёта "Дискавери". Дима как раз недавно пересматривал этот замечательный фильм - в Артеке, во время "космической смены", вместе со своими подопечными из шестого отряда. Сейчас четверо из них стояли рядом и впитывали каждое слово "экскурсовода".
... А ведь их могло быть и пятеро... эх...
- Это – макет участка главного коридора станции «Остров-1» - говорил инструктор. «Юниоры» прилежно внимали. – Изгиб здесь всего на двадцать процентов меньше реального – и тем не менее, работать лучше в центральной части макета, не удаляясь в стороны люков. При необходимости можно привести макет в действие, и тогда он начнёт вращаться, имитируя вращение станции. Коридор, таким образом, сместится, а когда люк-переборка окажется в нижней части, автоматика разблокирует замок, и вы сможете перейти в другую секцию. Одновременно на макете могут заниматься, не создавая друг другу неудобств, до десяти человек, однако части всё равно придётся работать в наклонных участках секций – что, безусловно, создаёт некоторые неудобства. Разработчики макета решили, что с этим придётся смириться – гораздо важнее создать условия, при которых наши подопечные смогут хотя бы в некоторой степени освоиться с внутренним устройством станции. Сейчас вы сами всё увидите. Только возмитесь вон за те поручни – некоторые от неожиданности падают. Это не страшно, пол тут покрыт мягким пластиком, но всё равно – не хотелось бы…
«Юниоры», а за ним и Дима, послушно ухватились за идущие вдоль коридора поручни. Инструктор сказал что-то в висящую на плече рацию-переговорник. Где-то над головой заскрипело, зашуршало, залязгало – и труба задвигалась вместе с гигантским «бубликом», частью которой она и была!
Дима знал, что произойдёт – а вот его юные спутники зашумели, засмеялись, крепко вцепившись в поручни.
Теперь попробуйте разжать руки и медленно идите по коридору навстречу вращению – поучал инструктор. – И старайтесь всё время оставаться в нижней точке, так будет легче привыкнуть. Сейчас мы установили максимальную скорость вращения – обычно она втрое ниже, наши обучающиеся быстро привыкают и вскоре вообще перестают замечать вращение…
- А справа – это двери кают? – спросил Середа. Дима поймал его взгляд и одобрительно кивнул.
- Именно так. Каюты и прочие обитаемые помещения идут по правой по отношению к направлению вращения стороне станции. По левой – склады, баки со сжатыми и сжиженными газами, причалы, механизмы и компоненты систем жизнеобеспечения.
- А там? – Середа ткнул пальцем в потолок. – Там – «батут»?
- Совершенно верно. – инструктор одобрительно кивнул. – Вижу, вы успели уже ознакомиться со схемами станции. По внутренней стороне нашего «бублика» будет смонтирована установка «космического батута», причём её изначально настроят на приём грузов с земли. Они – грузовые контейнеры, пассажирские модуль, возвращаемые корабли и прочие объекты – будут проходить сквозь «горизонт событий», по инерции отдаляться от станции примерно на сто пятьдесят-двести метров, после чего их будут подхватывать орбитальные буксиры-«пауки» и вести на швартовку. Всё это вы подробно изучите, когда придёт время – а сейчас перейдём к осмотру внутренних помещений.
Он подошёл к двери – на самом деле, люку с закруглёнными углами и высоким, сантиметров пятнадцать, приступкой-комингсом – и нажал кнопку на панели, вмонтированной в стену. Люк послушно втянулся в стену.
- Этот люк ведёт в одну из жилых кают. Открывается он, как вы видите, с помощью электрического привода, но при необходимости это можно сделать и вручную, для этого в крышку вмонтирована рукоять…
Повторным нажатием кнопки он закрыл каюту, показал «юниорам утопленную в металл ручку и снова открыл – уже с её помощью.
- Каждый из люков обеспечивает полную герметичность помещения. При возникновении аварийной ситуации, например, нарушения герметичности главного коридора, люк автоматически задраивается, блокируется, превращая каюту в своего рода капсулу выживания.
- «Survival unit» - сказал Шарль. – Американский термин…
- Да, мы позаимствовали его у наших зарубежных коллег. – подтвердил инструктор. – В каюте есть всё необходимое для выживания её жителей в течение пяти суток – воздух, устройства для поглощения СО2, вода, продовольствие. Кроме того, в каюте имеются два аварийных скафандра – они не предназначены для выхода в открытый космос и работы за пределами станции, однако при необходимости в них можно находиться в разгерметезированных помещениях станции. По сути, это лёгкие гермокостюмы с аккумуляторными батареями и дыхательным аппаратом – ни с устройства подогрева, ни системы удаления отходов жизнедеятельности, ни защитного слоя, препятствующего проникновению радиации, ни нормальной системы связи в нём нет.
- То есть в таком скафандре нельзя связаться ни с кем другим? – удивилась Лида Травкина. – Но как же так? Если случится авария…
- Связаться можно, но лишь в пределах прямой видимости. – торопливо пояснил Дима. Он уже познакомился со всеми чудесами «Колеса», как называли макет сотрудники Центра Подготовки. – Каждый аварийный скафандр оборудован двумя кабелями для подключения в интеркому. С их помощью можно связаться с любым отсеком станции – если, конечно, связь функционирует. Когда мы будем осматривать аварийные скафандры, я покажу, как это делается. Позже все вы пройдёте обучение их использованию и сдадите норматив на скорость облачения в аварийный костюм. Полное его название: АКЛ-3, «Аварийный Костюм, Лёгкий, третья модель «Скворец», прошу запомнить.
Спасибо хоть не «Костюм аварийный, лёгкий… - хихикнув, шепнул Кащей на ухо Середе. А то прикинь, команда на занятии: «Всем в КАЛ»!
- А сколько в каюте таких «Скворцов»? – поинтересовалась «Юлька».
- По одному на каждого из обитателей, разумеется. – сухо отозвался инструктор. Он неодобрительно покосился на мальчишек, явно догадываясь, о содержании их шепотков. Аварийные костюмы хранятся в рундуках под койками. В этой конкретно каюте их два.
- Значит, и жить тут будут два люди… человьек. – сделал логичный вывод Шарль. – И так в каждый юнит... каюта?
- В жилой части макета смонтированы только десять кают вместо двухсот восьмидесяти, которые будут в реальности – это не считая нескольких кают-компаний, столовых, тренажёрных залов и прочих мест общего пользования. – ответил инструктаж Каюты будут четырёх- двух- и одноместные, последние предназначены для высшего руководства станции. Это – двухместная каюта, и сейчас мы с вами ознакомимся с её внутренним устройством. Прошу, проходите, только по одному. Внутри довольно тесно, и все там не поместятся, придётся провести осмотр в два приёма.
И он посторонился, пропуская «юниоров» к люку.
Отредактировано Ромей (24-04-2023 13:04:04)