ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I
На носу – красный день календаря, и дед уже поинтересовался, собираюсь ли я вместе с ним на демонстрацию. Я, конечно, собираюсь. Я бы и на параде побывал, тем более, что в «той, другой» жизни случалось и такое – но тут меня ждал сюрприз. Нету здесь военных парадов на Седьмое Ноября, не проводятся! Ещё один «дрейф реальности», вызванный удивительным миролюбием этого мира? Что ж, я не против, хотя парадов жаль – с удовольствием полюбовался бы прохождением советской ретро-техники…
В школе, конечно, всё накануне грандиозного шухе… то есть, праздника. Пятьдесят восьмая годовщина Октября – не самая круглая дата, но это не мешает ученикам и педагогам носиться, как подорванным: готовить мероприятия, скоблить до парадного блеска внутренности школы – и готовить бесчисленные стенгазеты. Между прочим, тема покорения Космоса, как оно из главных завоеваний победившего социализма так на первом месте…
И, конечно, уроки. Пропустить такую дату наши предметники – в данном конкретном случае учительница русского и литературы Татьяна Николаевна, она же наша классная руководительница девятого «Б» , разумеется, не может
Тут правда имелся затык: по учебной программе у нас первая половина девятнадцатого века, Пушкин, Лермонтов и Тургенев – а тут здрасьте-пожалуйста, стихи о революции, по которым требуется писать сочинение! Но – нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики – то есть, разумеется, советские учителя, вооружённые всей мощью социалистической педагогической науки! В качестве темы для сочинений на были представлены три стихотворения на выбор. Первое – Маяковский, куда ж без него! Левый марш». Ну, которое «Ваше слово, товарищ Маузер…», наверняка ведь знаете…
Вторым оказался «Перекоп» Николая Тихонова:
…Катятся звёзды, к алмазу алмаз,
В кипарисовых рощах ветер затих,
… винтовка, подсумок, противогаз,
И хлеба – фунт на троих…
Тут я не мог не порадоваться - всегда любил этого поэта, и, видимо, дражайшая наша Татьяна Николавна моё чувство разделяла, поскольку третьим предложенным стихотворением было… ни за что не угадаете!
…И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс – ост.
У кого жена, брат –
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан».
И старший в ответ: «Есть, капитан!»…
Вот-вот, она и есть - «Баллада о гвоздях», самое, наверное, известное того же Тихонова стихотворение, которое обожают почему-то приписывать Маяковскому. Я глазам своим не поверил, увидав его в этом списке, а когда понял, что не сплю, не галлюцинирую и вообще, нахожусь в здравом уме и твёрдой памяти – скажите, мыслимое дело было сдержаться?
- Выбирайте одно из трёх – и начинайте! Сказала классная. Времени у вас сорок пять минут, надеюсь, все уложатся. Вопросы у кого-нибудь есть?
Вопросы были.
- Что тебе, Монахов?
Я встал. Ленка с подозрением на меня покосилась – она привыкла к моим выходка, порой ироническим, порой довольно ядовитым, не всегда выносящимся на широкую публику, но неизменно заставляющим её прыскать в кулачок.
- Э-э-э… Татьяна Николаевна, я насчёт третьего, если вы не против.
- «Баллада о гвоздях»? Ты его решил выбрать.
- Нет… то есть да, наверное, но я не о том хотел спросить. Скажите: а эти стихи, они про кого? Ну – кто эти люди, из которых бы гвозди делать?
По классу прокатились недоумённые, но больше оживлённые шепотки. Здесь к моим выходкам тоже привыкли – и ожидали очередного шоу, обещающего разбавить скучное течение урока.
Классная нахмурилась и послала мне взгляд, полный подозрения, как и соседка по парте. Она тоже знала, чего от меня ждать, имелись прецеденты…
- Ну… Лёша, это же классика советской революционной поэзии! Конечно, о матросах Балтийского флота, самых верных бойцах революции! О ком же ещё такое можно было написать такие строки - тогда, в 22-м году?? Вот же, сами послушайте:
…Адмиральским ушам простукал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасенных нет».
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей...
Класс внимал. Кое-кто наверняка старался запомнить слова классной, чтобы вставить в сочинение. А что – дармовая ведь подсказка, и не придерёшься, что списывали! Татьяна Николаевна же тем временем не собиралась останавливаться – мой вопрос явно задел её за живое:
- А вот что сам Николай Тихонов говорил уже много позже, будучи пожилым человеком: «Тема этого стихотворения зародилась во мне ещё осенью семнадцатого года, когда моряки Балтийского флота в жестоких морских боях показали поразительное бесстрашие и высокое мужество, отбивая попытки германского флота захватить Ирбенский пролив и архипелаг Моонзунд…»
Да, конечно, я читал Пикуля и знаю, о чём речь… - я дождался перерыва в монологе и заговорил. – Но тут вот какая неувязка: в тогдашнем флоте никак не могло быть адмиралов и офицеров, все воинские звания, как и отдание чести вместе с уставными ответами «Есть», «Слушаюсь», «Так точно!» и прочими, были отменены приказом номер один, изданным Петроградским советом ещё первого – четырнадцатого по современному счёту – марта. А в стихах и адмирал упоминается, и офицеры тоже:
…"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет…
Русичка, похоже, растерялась.
- Но, Лёша, это ведь поэзия.. видимо, подобные мелочи не так уж и важны?
_ Назвать революционного комфлота и выборных командиров – офицерами? Я демонстративно пожал плечами. – Вам виднее, конечно, но офицеров тогда в Кронштадте расстреливали и на штыки поднимали, Пикуль это весьма красочно описал…
Класс молчал, будто вымер. Грядущее сочинение было забыто, равнодушных не осталось – все ожидали, что ответит классная руководительница (вообще-то, по-настоящему любящая и знающая свой предмет, литературу, и пользующаяся за это всеобщим уважением) выскочке и всезнайке Монахову?
Татьяна Николаевна отреагировала ожидаемо:
- Ну… Лёша, у тебя, вероятно, есть какое-то объяснение? Может, расскажешь нам?
- Расскажу. – я кивнул. Только – вы не обидитесь?
Такой постановки вопроса она не ожидала.
- На что же обижаться, всегда интересно узнать что-то новое. Итак?..
- Хорошо. Насчёт версии самого Тихонова я в курсе, разумеется, но, как вы только что сказали, это было уже много позже. А тогда в двадцать втором…. – я сделал паузу, несколько театральную. – Тогда прошло всего три года после того, как одной августовской ночью быстроходные катера «Торникрофт» Королевского Флота атаковали в гавани Кронштадта старый крейсер «Память Азова», превращённый в плавбазу подводных лодок Балтийского флота. Выпущенные англичанами торпеды прошли мимо цели, из семи «Торникрофтов» три было уничтожено огнём крейсера вместе с экипажами. История эта тогда наделала много шума, и возможно, что Николай Тихонов, который как раз был в Петрограде, и написал стихи, как дань уважения храбрости и готовности к самопожертвованию английских моряков. Помните, как там у любимого тем же Тихоновым Киплинга:
…Кровь англичан пьёт океан
Веками, и всё не сыт.
Если жизнью надо платить за власть,
Господи, собственной жизнью за власть!
Боже, единственной жизнью за власть –
Господи, счёт покрыт!..
Сказано было сильно. Тишина в классе повисла такая – полёт моли можно услышать, если, конечно, в образцовой московской школе сыщется хотя бы одна моль. Ленка, а вместе с ней и Таня Воронина, и Оля Молодых, сверлили меня взглядами. Андрюха поляков со своей предпоследней парты строил зверские гримасы и крутил пальцем у виска.
- Королевский Флот – это английский да? – спросила русичка. Теперь и она глядела на меня во все глаза.
- Да, «Ройял Нэви». Может, читали такого Соболева, «Капитальный ремонт – так там у него один персонаж, флотский лейтенант, говорил, что «В мире есть только один «Королевский Флот», и уточнений обычно не требуется – какой именно…» Отличная , кстати, книга, жаль, автор так её и не закончил…
- То есть ты утверждаешь… - она говорила медленно, словно тщательно подбирала слова, - что Тихонов написал «Балладу о гвоздях» в честь англичан, врагов революции, атаковавших Кронштадт? Но как же тогда…
- Нет, ТатьянНиколавна, не утверждаю. – я помотал головой. – Есть ещё одна версия, и она мне представляется более достоверной. Тогда же, весной восемнадцатого года, Королевский Флот провёл рейд на бельгийский порт Зеебрюге, оккупированный на тот момент кайзеровской Германией. Там, видите ли, располагалась база миноносцев и подводных лодок, которые изрядно досаждали англичанам, и они решили закупорить их в бухте, затопив на фарватере три старых крейсера, загруженных для верности цементом. Рейд получился и не вполне удачным, но эффектным – англичане высаживались с крейсеров на пирсы в противогазах, с абордажными палашами и огнемётами – и вызвал массу откликов в прессе, в том числе, и в петроградских газетах. Есть версия, что именно этому событию Тихонов и посвятил самое знаменитое свое стихотворение. Правда, трагизм произошедшего в нем сильно преувеличен: на самом деле в ходе рейда погибли далеко не все его участники, две с чем-то сотни человек из тысячи семисот.
Что ж… - учительница обвела взглядом класс. – Во всяком случае, у тебя есть на этот счёт своё мнение, Алёша. И если ты теперь всё это напишешь – желательно, со всеми положенными запятыми – то будем считать, что с заданием ты справился. А сейчас… она демонстративно посмотрела на наручные часики, - все за дело! И так уже десять минут потеряли, не успеете закончить до звонка! А ты, монахов, постарайся писать разборчиво, нормальным почерком, а не как курица лапой! Честное слово, глаза сломаешь разбирать твои каракули…
«Один - один!» - восхитился я, садясь рядом с Ленкой и открывая тетрадь. Вот что значит профи – так вывернуть в свою пользу непростой эпизод!
..нет, замечательная всё же у нас классная руководительница…
Отредактировано Ромей (27-04-2023 09:23:09)