Слышь, Димон, не смотри, не проскочи в это колечко,
ты...
полюбоваться, ка кон красиво сверкает
как он...
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"
Слышь, Димон, не смотри, не проскочи в это колечко,
ты...
полюбоваться, ка кон красиво сверкает
как он...
Вот именно. Химический состав, материал – всё другое, к лунному реголиту или обломкам скал вроде этого – я ткнул пальцем в кусок анорита,
Отсутствуют треки от солнечного ветра - "паспорт" лунного реголита.
- Девяносто семь тонн! Вы хоть понимаете, что это значит?
Вопрос был сугубо риторический. Все, присутствовавшие при разносе, владели азами небесной механики – и, соответственно, могли хотя бы начерно прикинуть в уме последствия. Оптимизма результаты этих прикидок не внушали.
- Плюс три месяца разгона, мой капитан! - подсказал Жан-Лу Кретьен. Он висел, пристегнувшись, в кресле и торопливо тыкал пальцем в кнопки карманного калькулятора.
- И ещё столько же торможения! Кто уверял, что вес обруча не может превосходить тридцати тонн? И где теперь водород брать прикажете – из пердячего пара?
Леднёву, которому и была адресована эта гневная тирада, беспомощно пожал плечами. Джанибеков прав на все сто, именно астрофизик голову давал на отсечение, что разыскиваемый артефакт не может быть больше и массивнее того, что обнаружен на Луне. И вот теперь водорода, служащего рабочим телом для ионного двигателя «Эндевора» действительно может не хватить для возвращения к «Лагранжу». Но… кого, в самом деле, винить за то, предмет их поисков оказался гораздо больше и по меньшей мере, втрое тяжелее того, на что они рассчитывали, отправляясь в этот полёт? Теперь остаётся только выкручиваться.
- Есть предложение. – заговорил француз, оторвавшись от счётной машинки. – Собственно, это идея мсье Леднёва, я только проверил. Может, лучше он?..
Астрофизик встрепенулся и бросил на астронавта взгляд, полный немой благодарности. Джанибеков махнул рукой – говорите, мол.
На то, чтобы изложить свою идею, Леднёву понадобилось около семи минут – слушатели имели достаточно подготовки, чтобы улавливать самое важное на лету. Если вкратце, то его предложение сводилось к тому, чтобы перекинуть с Земли в окрестности «обруча» пару комплектов разгонных одноразовых движков. Такие широко используются для перемещений особо массивных и габаритных объектов между околоземными орбитами. Например, как слышал Дима, недавно с из помощью строящийся планетолёт «Заря» перегнали с орбитальной верфи «Китти-Хок», висящей на низкой орбите, к «Гагарину», где будет происходить окончательная достройка и наладка систем корабля.
Эти движки – по сути, самые обычные твердотовливные ускорители, называемые в обиходе «бустеры», - будучи запущены, выгорали до конца, создавая достаточно солидную тягу. Конструкция их позволяла менять величину этой тяги, а так же время беспрерывной работы в достаточно широких пределах – для этого достаточно было изъять из оболочки бустера или, наоборот, добавить туда сегменты из прессованного пороха особого состава, который, собственно, и служил твёрдым топливом. Кроме того, бустеры имели приспособления для крепления на самых разных конструкциях, и если удастся выловить их в пустоте – а задача это не самая простая, огромный разброс на такой дистанции неизбежен – то проблема разгона и последующего торможения «Эндевора» с пристёгнутым к нему «звёздным обручем» свелась бы к монтажным работам и не самым сложным расчётам из области космонавигации и небесной механики.
- Ловить «посылку» возможно придётся на «Эндеворе», для «крабов» дистанция может оказаться слишком большой. – заметил Джанибеков. Пар спущен, понял Дима, виновные назначены и взяты к ногтю, и пришло время разговора по существу. – У нас хоть хватит топлива для маневровых?
Француз снова уткнулся в калькулятор.
- Если разброс будет не больше трёх тысяч километров – должно хватить. – вынес он вердикт спустя полторы минуты. И потом, можно попросить прислать вместе с бустерами ещё и немного топлива для маневровых. Немного – так, на всякий случай, для подстраховки.
- Ну, раз для подстраховки, то конечно. – буркнул капитан. – Хорошо, останавливаемся на этом варианте. Ветров!
- Я! - вскинулся Дима. Решение капитана его обрадовало – кроме всего прочего, оно означало, что «Эндевор» долетит до «Лагранжа» за считанные дни, без томительно-неторопливых разгона и ускорения на ионном двигателе.
- Произведите осмотр «обруча» и доложите, как собираетесь крепить его к кораблю. И сразу беритесь за монтаж швартовочных устройств. Леднёв, Кретьен – от вас жду точные расчёты по тяге и конфигурации бустеров, а так же дополнительному топливу. Сколько вам на это нужно времени?
- Три часа. – отозвался астрофизик.
- Даю вам пять, раньше Ветров с Гонтаревым не управятся. Теперь – что у нас по связи?
Вопрос был адресован Уильяму Поугу, который в этой миссии, кроме обязанностей второго пилота, выполнял ещё и функции связиста.
Ноу проблем, сэр! – отозвался американец. – НА «Тесле» нас слышат хорошо, в любой момент можно передать сообщение.
- Значит, решили. – Капитан "Эндевора" смотрел теперь весело, найденное решение явно улучшило его настроение. – Ну, чего ждём, орёлики? Вперёд-вперёд, работа сама себя не сделает!
Отредактировано Ромей (18-06-2023 13:56:25)
И вот теперь водорода, служащего рабочим телом для ионного двигателя «Эндевора» действительно может не хватить
Дельта вЭ и время на манёвр.
Водорода - хватит, но время маневрирование превысит ресурс СЖО бортсистем.
достаточно солидную тягу.
Космос. Вакуум. Невесомость. Дело не в тяге, дело в приращении скорости.
добавить туда сегменты из прессованного пороха особого состава
Да вы что, смеётесь?
Ктож порохом то ТТ двигатели снаряжает? Смесевое топливо там.
Тем более. жижа более предпочтительна - даже на "невкусных" компонентах. Во первых и УИ выше, и цена сильно ниже, и перезапуск возможен.
Если разброс будет не больше трёх тысяч километров
Разница в скорости не больше... двухсот метров в секунду. Космос. Вакуум.
Так берите "краба" ставьте доп. баки., сливайте топливо с других крабов и прочей космотехники. Обдирайте всё лишнее и его как буксир.
А ещё проще вбросить всё ненужное и не сильно нужное за борт - тогда дотянет.
Разница в скорости не больше... двухсот метров в секунду. Космос. Вакуум.
Так берите "краба" ставьте доп. баки., сливайте топливо с других крабов и прочей космотехники. Обдирайте всё лишнее и его как буксир.
А ещё проще вбросить всё ненужное и не сильно нужное за борт - тогда дотянет.
Проще подстраховаться.
В «обруче» полыхнуло - словно на невидимое стекло, вставленное в тонкое кольцо инопланетного артефакта дырку вдруг дохнуло серебристым то ли паром, то ли лёгкими языками пламени – и этот выдох размазался по невидимой поверхности мерцающими, пульсирующими языками от центра к краям. На миг показалось что вот, сейчас они сольются в сплошную сияющую поверхность, но ничего подобного не произошло – блики угасли так же внезапно, как и появились, отозвавшись волной микроскопических уколов вдоль позвоночника – словно орда электрических мурашей пробежали то Диминой спине от крестца к затылку своими ядовитыми острыми лапками. Одновременно по ушам ударил всплеск помех, эфир на мгновение оглох. Но продолжалось это недолго – секунду, может две. Потом треск и бульканье стихли, и в наушниках возник голос Леднёва.
- Вот, как я и предупреждал! – Судя по тону, астрофизик был вполне доволен, что его предсказание сбылось. – А закрепил бы ты на «обруче» хомуты – сейчас бы их срезало, словно они попали бы в плоскость полноценного «тахионного зеркала».
Дима не ответил. Термином «тахионное зеркало» специалисты, изучающие физику вакуума, именовали то, что все остальные называли «горизонтом событий» - ртутно-зеркальную плоскость, возникающую при срабатывании «космических батутов».
- А почему оно так быстро погасла? – спросил он.
- Не погасла, а не успело стабилизироваться. То, что происходит в «обруче» - это энергетический отголосок возникновения гипертоннеля, по которому к нам от «Гагарина перебросили контейнер с заказанными грузами. «Тахионное зеркало» как бы вытяшивает из гипертоннеля энергию и использует, так сказать, в своих целях – так и возникает всплеск, который мы с тобой только что наблюдали. Между прочим, он сейчас был довольно сильный – это означает,, контейнер вышел из прыжка не так уж и далеко, искать его долго не придётся. Надо бы прикинуть соотношение импульса и энергетического отголоска «обруча» - может, удастся получить функциональную зависимость?
«Чижик-один», как слышите? – заскрипело в наушниках.
- Слышим вас хорошо, «Большое Гнездо». – отозвался Дима. «Эндевор», с которого их вызывали, висел в трёх километрах обруча. Джанибеков предпочёл подвести корабль к объекту поисков вместо того, чтобы запрягать в него «крабы» и тащить таинственный артефакт на буксире. На недавнем сеансе связи с «Гагариным» им пообещали прислать достаточно топлива для маневровых движков вдобавок к трём комплектам ускорителей, и теперь командир не жадничал. Диму это устраивало – сначала впрягаться в «обруч», потом толкать его перед собой двумя крабами», да ещё и дополнительные топливные баки придётся ставить, потому как без них со стотонной махиной не справиться…
- Чижик-один, ответьте «Большому Гнезду. – вновь ожили наушники. - Леднёв, слышите меня?
-Ттак точно, Владимсаныч! – ответил астрофизик.
- А эта иллюминация не сработает, когда мы его домой потянем? От плоскости «обруча» до корпуса меньше метра, не хотелось бы, чтобы он нам невзначай оттяпал кусок обшивки.
- Вообще-то, уровень энергетического всплеска, вызываемого переброской грузов на «Лагранж» довольно низкий, я его едва засёк на такой дистанции. Это здесь контейнер вывалился где-то совсем рядом, вот и полыхнуло. Но вы правы, лучше бы предупредить, чтобы сделали перерыв в графиках поставок. Это ведь можно сделать?
- Пожалуй, можно. – Джанибеков откашлялся. – Прикинем, сколько нам в итоге понадобится времени на буксировку, и пошлём радиограмму. Незачем рисковать. А если что им срочно понадобится – пусть заранее заказывают, суток двое мы тут ещё провозимся, прежде чем впряжём нашу лошадку в эту телегу.
- Согласен, Владисаныч, так и надо сделать. Заодно, кстати, и корабельную аппаратуру побережём – даже слабый всплеск, такой, как сегодня, может повредить электронику, хотя бы и экранированную.
- Да, верно Валерий, об этом я и не подумал. – по его голосу Дима понял, кто командир раздосадован тем, что подчинённый хоть в чём-то оказался предусмотрительнее его самого. - Что ж, тогда действуйте по плану. Подойдите к обручу вплотную, отснимите на видеокамеру с разных ракурсов. Вернётесь – просмотрим на экране и прикинем, как лучше ставить бустеры. Мы тут с Жаном кое-что посчитали, и получается, что дублирующий комплект лучше будет прикрепить прямо к «обручу». Как полагаете, выдержит?
- Должен, Владимсаныч. Во всяком случае, от обломков гобийского обруча никому даже крошечного кусочка отпилить не удалось. Загадочный какой-то сплав, чрезвычайно прочный и износостойкий…
Джанибеков спрашивал, а Леднёв в ответ повторял повторял общеизвестные вещи, и Дима поймал себя на мысли, что оба они – и командир корабля и астрофизик - астрофизик пытаются таким образом успокоить и себя и всех, кто может из слышать в эфире. В самом деле, буксировка загадочного инопланетного артефакта на такое огромное расстояние – задачка нерядовая. Тут поневоле станешь перестраховщиком.
Отредактировано Ромей (18-06-2023 18:27:36)
«Эндевор», с которого их вызывали, висел в трёх километрах () обруча
от...
Ромей
Луна двадцати рук
– А закрепил бы ты на «обруче» хомуты
В другой раз поставим струбцины!
Отредактировано Lokki (18-06-2023 22:15:59)
Ромей
Луна двадцати рукВ другой раз поставим струбцины!
Отредактировано Lokki (Вчера 22:15:59)
Больно здоровенные понадобятся
- Все, кто в списке, могут собираться. – закончил Леонов. -– Завтра «Эндевор» стартует к «Гагарину». Штатно, через батут. Так что, товарищи, желаю вас всем приятного отдыха на Земле, вы это заслужили!
- Ещё как заслужили, подумал Дима. Один перелёт со «звёздным обручем» попил из них крови больше, чем вся предыдущая эпопея с его поисками. Для начала, не выдержали кронштейны, крепящие инопланетный артефакт к корпусу «Эндевора». Непосредственной вины Димы в этом не было, сварные швы держали хорошо, лопнули скобы, к которым их смонтировали. Тем не менее, он сутки с лишним проторчал в своём сварочном «Кондоре-ОМ», монтируя новые кронштейны, а потом оседлал вместе с Валерой Гонтаревым «крабов» и заново зачаливал к ним «обруч». Работа это была ювелирная: стоило ошибиться с тягой маневровых дюз, отойти слишком далеко от несущегося с огромной скоростью корабля – и всё, останешься в полнейшем одиночестве в межпланетной пустоте, и никто не вернётся, чтобы подобрать тебя, выковырять из панциря скафандра твой заледеневший труп…
Обошлось. Несмотря на разнообразные коллизии (во время торможения случилась неприятность с одним из бустеров, и Диме пришлось срочно заменять его новым – верхом на «крабе», разумеется, а как иначе?) не прошло и недели, как «Эндевор» затормозил в намеченной финиш-точке. «Гигантский «звёздный обруч» повис в пустоте в трёх километрах от «Лагранжа», и Дима вдруг обнаружил, что пользуется необычайной популярностью: учёные, инженеры, монтажники, все, кто имел допуск к работам вне станции, наперебой уговаривали его прокатить на «крабе» вокруг артефакта, сфотографироваться на размотанном на максимальную длину фале на его фоне и напоследок сделать главное, ради чего затевалась экскурсия – медленно проплыть вместе с буксировщиком сквозь «дырку от бублика». Подобными просьбами его изводили два дня к ряду, даже очередь образовалась, причём каждый из претендентов находил время чтобы отвести Диму в сторонку и заговорщицким тоном пообещать ему что-нибудь в обмен на сокращение ожидания. Например – тюбик чрезвычайно ценимого малинового джема или пакетик обжаренных зёрен бразильского кофе. С тех пор, как на Лагранже» запустили вращение «жилого» бублика, мучения с готовкой кончились, и можно было позволить себе даже такие кулинарные изыски…
А на третий день об экскурсиях к «обручу» узнал Леонов, просидевший до этого безвылазно несколько суток на «Тесле», и прикрыл лавочку. Диме было заявлено, что от него такого вопиющего безобразия никак не ожидали. И лишь недавние заслуги не позволяют начальнику станции вычеркнуть его из списка «отпускников» или хотя бы сделать соответствующую запись в личном формуляре – а ведь две-три таких грозных отметки вполне могут закрыть для злостного нарушителя космической дисциплины все перспективы работы за пределами родной планеты. Так что идите, товарищ Ветров, собирайтесь, а заодно – хорошенько подумайте над своим поведением…
О том, что долгожданный отпуск возможет, и даже не за горами, Дима и остальные члены экипажа «Эндевора» узнали по прибытии на «Лагранж». До этого момента «батут» работал исключительно на «приём». График прибытия грузовых контейнеров после вынужденной паузы (Джанибеков-таки настоял, чтобы на время перелёта «Эндевора» к станции с «обручем» установку отключили) уплотнился, и теперь из обсервационного купола, установленного на хребтине «жилого» бублика можно было два-три раза в сутки полюбоваться серебристо-лиловыми сполохами, возникающими в плоскости «обруча». К артефакту прикрепили два блока маневровых движков, снятых с очередного грузового лихтера, и теперь автоматика старательно поддерживала его именно в таком положении – осью на станцию. Надо ли говорить, что занимался их монтажом снова Дима, ставший с некоторых пор признанным специалистом по близкому общению с инопланетной диковиной?
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"