Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"


Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"

Сообщений 21 страница 30 из 158

21

Ромей написал(а):

Этого события ждали трое суток; по истечение этого срока космонавты «Теслы» закончили монтаж большой антенны,

https://ic.pics.livejournal.com/zuborobo/24779389/5960373/5960373_original.jpg

Космический радиотелескоп КРТ-10 в виде отдельных блоков был доставлен на орбитальную станцию транспортным грузовым кораблем «Прогресс-7». Сам телескоп представлял собой параболическую зеркальную антенну из мелкой металлической сетки на каркасе, направляющую принятое излучение к фокальному контейнеру с высокочувствительными радиоприемниками-радиометрами. Для развертывания антенны на стыковочном узле станции было смонтировано специальное устройство. Сама антенна была закреплена в нем в сложенном состоянии. После отстыковки транспортного корабля «Прогресс-7» от станции «Салют-6» из Центра управления полетом была дана команда на раскрытие антенны.

Строительство радиоантенны огромного диаметра в космосе, прр ценнике вывода в копейку - достаточно насущная задача.
Спутник "Эфир-1" (кстати, спутниковое ТВ должно появится на всей территории СССР очень быстро - проблем с выходом на стационар нет).

Отредактировано Lokki (28-05-2023 11:49:29)

+1

22

- Ничего. – второй пилот снял наушники. – Похоже, они нас не слышат.
Лица сгрудившихся возле люка пассажиров  - все как один, в оранжевых комбинезонах «Скворцов», но без шлемов и с торчащими на плечах блестящими патрубками воздушной системы, - посмурнели. Кто-то разочарованно качал головой – это была уже десятая по счёту попытка связаться с «Теслой» и она, как и предыдущие девять, не дала результата. Для связи использовалась небольшая параболическая антенна, которую выдвигали из ниши в корпусе лихтера – одна из модификаций, которые были внесены в конструкцию перед отправлением в точку Лагранжа. К сожалению, антенну следовало направить в направлении, где хотя бы приблизительно находился корабль – а вот с этим как раз и были проблемы.
Когда лихтер вывалился в обычное пространство после прыжка, довольно быстро стало ясно, что ни «Теслы», ни «Лагранжа» рядом  (что означало на расстоянии хотя бы в две-три сотник километров) нет. Пространство вокруг – то, что они смогли обозреть через иллюминаторы и окна пилотской кабины – было пусто, как в первые дни творения, лишь висел вдали огненно-жёлтый шар Солнца, из-за которого на изрядной части небесной сферы не было вовсе видно звёзд.  Как ни старался второй пилот, исполняющий по совместительству функции радиста, ему  не удалось поймать даже скудного обрывка радиопередач, которые транслировались с кораблей – а это наверняка происходило, поскольку там знали о предстоящем прибытии «пополнения». Видимо, разброс на этот раз оказался слишком велик, и две жалкие кучки людей, запертых в дюралевых цилиндрах на невообразимом удалении от дома разделяло слишком большое расстояние. Учёный-астрофизик, знакомивший их с деталями предстоящей миссии, припомнил Дима, предупреждал, что существует примерно двухпроцентная вероятность того, что разброс при перемещении на такую огромную дистанцию превысит сто тысяч километров - а это примерно треть расстояния от Земли до Луны. «Эндевору» и «Тесле» повезло, они оказались на расстоянии всего шестисот километров друг от друга и сразу же установили связь – а вот им выпала эта самая двухпроцентная вероятность. И теперь вся надежда – на мощный радиопередатчик, установленный как раз на такой случай на борту лихтера. Но что-то пока эта надежда не слишком оправдывается…
- Это ничего не значит. – заявил пилот - Эфир забит помехами, наверное, продолжение бури на Солнце - той самой, из-за которой не сразу удалось связаться с «Эндевором». Но это не страшно, на «Тесле» антенна куда чувствительнее нашей. Они наверняка засекли приводной сигнал маяка и уже летят сюда. Скоро мы их услышим.
Все вокруг закивали, стали говорить, что да, конечно, так оно и есть – но Дима отметил, что тревоги во взглядах спутников не убавилось. Да и тон, которым говорил второй пилот был чересчур оптимистичным, преувеличенно бодрым. Хотя – насчёт бури на солнце он сказал правду, именно из-за неё Земля двое суток не могла связаться с «Эндевором».
- Можно вопрос? – заговорил парень, висящий под самым потолком, так что Дима видел только его ноги, в оранжевых штанинах и массивных ботинках «Скворца». – Выговорите, всплеск солнечной активности? Верно?
Ну да… - второй пилот кивнул. – Я же сказал: солнечная буря!
- А это не представляет опасности для нас? Радиация – гамма-лучи и всё  такое?
По салону прокатились тревожные шепотки. Вопрос интересовал всех.
-  Нет, тут волноваться не о чем. – ответил первый пилот Он отстегнул поясной ремень, удерживавший его в ложементе, всплыл над пультом и висел головой вниз, держась за спинку. – Наш лихтер экранирован дополнительными панелями противорадивационной защиты, наподобие тех, какими защищают корпус «Кагарина», только поменьше. К тому же будем держаться к Солнцу кормой, и блок маневровых двигателей обеспечит нам дополнительную защиту от проникающего излучения. Так что – он оскалился в жизнерадостной улыбке – никто из вас не облысеет, во всяком случае, на этот раз. Ещё есть вопросы?
Вопросы, конечно, были, в том числе и у Димы – но он решил пока придержать их при себе. Успеется.
- Хорошо, тогда продолжай, Миша. – кивнул первый пилот напарнику. Оттолкнулся от спинки кресла и повис прямо перед пассажирами.  – Похоже нам,  друзья, придётся устраиваться здесь надолго. Сейчас надо в первую очередь…
- Надолго – это насколько? – спросил белобрысый парень, как успел узнать Дима, монтажник, специалист по сборке крупногабаритных конструкций в невесомости. – Сутки, двое, неделя?
Первый пилот посмотрел на говорившего с неудовольствием. Что за манера такая – перебивать командира корабля? Монтажник, осознав свой промах, с досадой крякнул и постарался спрятаться за спину висящего рядом Папандопуло.
- Отвечаю на вопрос. – продолжил пилот. – Если «Тесла» уже летит к нам, то ожидание вряд ли затянется больше, чем на двое-трое суток. Напоминаю, что им приходится экономить топливо, поскольку грузовой контейнер прибудет следом за нами, и его, может статься, тоже придётся разыскивать и ловить. Так что пойдут на ограниченной тяге, а значит, имеет смысл рассчитывать, как минимум,  на неделю. Это в том случае, если они уже обнаружили нас, если же нет - накидывайте ещё столько же.  Так что в худшем варианте мы проведём тут недели две – две с половиной.
- Две с половиной недели? – охнул кто-то сзади. На него зашикали.
- да, именно так.  - подтвердил пилот. -  А потому, сейчас надо обустроиться, чтобы легче было переносить ожидание. Для начала разберём кресла и закрепим их на полу – в салоне тесно, а так мы очистим хотя бы немного лишнего пространства. Не забывайте, нам торчать в этой консервной банке две недели, и не хотелось бы всё время сталкиваться локтями… и другими частями тела.
Слушатели загудели, подтверждая – да, не хотелось бы.
- Когда закончим, я бы попросил вас, Павел Васильевич, - пилот кивнул Папандопуло, - произвести ревизию наших продовольственных запасов. – Список на контейнерах. Сюрпризов я не жду, но всё же лучше убедиться…
- Сделаю. – коротко ответил инженер.
- Вот и хорошо. А когда закончите, то возьмите кого-нибудь в помощь и проверьте, пожалуйста, состояние систем жизнеобеспечения. Справитесь?
- Конечно.
Папандопуло поискал глазами Диму, нашёл. Молодой человек кивнул в ответ: «Да, конечно, можете на меня рассчитывать…»
- Теперь вот какой момент. – первый пилот обвёл слушателей взглядом, в котором Дима уловил некоторую неуверенность. – Инструкция требует время от времени погружать пассажиров, то есть вас, в медикаментозный сон. Не всех сразу, разумеется, а группами по два-три человека. Зачем – вы, полагаю, знаете сами, поскольку проходили подготовку.
Дима кивнул. Им объясняли, что эта мера позволит сэкономить запасы – спящий человек потребляет меньше воздуха и расходует меньше энергии.
- … но к этой мере мы прибегнем лишь когда станет ясно, что ожидание затягивается. А пока главные наши враги – теснота и, главное, скука. У меня с собой есть магнитные шахматы. Может, у кого-то из вас в багаже найдётся что-то способное скрасить ожидание – книги, журналы, может, какие-нибудь игры, в которые можно играть в невесомости? Чистая бумага, какие-нибудь тетради или блокноты, вообще чистая бумага тоже пригодится, как и ручки с карандашами.
У Димы в грузовом контейнере имелся большой чистый блокнот и несколько карандашей, а так же две книги – роман Станислава Лема «Возвращение со звёзд» и  учебник по основам психологии – он собирался во время пребывания на «Лагранже» восполнить этот пробел в своих знаниям. О чём и сообщил немедленно. Другие пассажиры тоже заговорили, вспоминая, кто чем богат в плане духовной пищи.
Стоп-стоп, товарищи, не все сразу… - первый пилот поднял ладони перед собой. – Вот вы, молодой человек… - он показал на провинившегося монтажника.. как вас зовут.
- Василий Гонтарев, можно просто Вася. – отозвался тот.
- Отлично Вася. – пилот изобразил приветливую улыбку. – Найди листок бумаги и карандаш и составь список того, что есть в наличии. Будешь у нас библиотекарем.
Он обвёл пассажиров весёлым взглядом.
- Ну, что стоим… то есть висим? Кресла, между прочим,  сами себя не разберут. Инструменты я сейчас выдам – и за дело. И постарайтесь не упускать гайки, а то потом вылавливай их по всему салону. Да, и снимите, наконец «Скворцы» - но сложите их так, чтобы они всё время были под рукой. Когда управимся с самыми неотложными делами, то проведём учения по аварийному разгерметезированию лихтера, и будем проводить из впредь, регулярно. И учите, товарищи, норматива по облачению в гермокостюмы никто не отменял!

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t341265.jpg

Отредактировано Ромей (28-05-2023 18:03:49)

+3

23

Ромей написал(а):

Они наверняка засекли приводной сигнал маяка

Сигнал приводного маяка ;-)
Хотя, приводной маяк должен устанавливаться на финишной точке. Скорее всего сигнал транспондера "я здесь".

Ромей написал(а):

Радиация – гамма-лучи и всё  такое?

В основном, опасность представляют частицы высокой энергии - "солнечный ветер", и, как правильно указано, при использовании оборудования КК как щита, большой опасности не представляют.

Ромей написал(а):

защищают корпус «Кагарина»

"Гагарина", наверное?

Ромей написал(а):

Да, и снимите, наконец «Скворцы» - но сложите их так, чтобы они всё время были под рукой.

" и наденьте Пингвины".
https://ic.pics.livejournal.com/zampotehkenguru/66593454/53124/53124_original.jpg
Нагрузочный костюм "Пингвин".
"достаём из-под кресел эспандеры, устанавливаем велотренажёры в рабочее положение.
На КК Союз и Джеминай, Аполлон сии агрегаты присутствовали обязательно - две недели в невесомости без нагрузок критично сказываются на здоровье.
Фоточку найти что-то не могу.

Ромей написал(а):

а так же две книги

Интересно, а почему микрофильмы не прижились до появления электрокниг?
Сильно легче ведь.

0

24

Lokki написал(а):

"достаём из-под кресел эспандеры, устанавливаем велотренажёры в рабочее положение.На КК Союз и Джеминай, Аполлон сии агрегаты присутствовали обязательно - две недели в невесомости без нагрузок критично сказываются на здоровье. Фоточку найти что-то не могу.

https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2019/11/10/997339/iss2.jpg
https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2019/11/10/997339/iss1.jpg
https://naukatv.ru/upload/files/%D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-1%2879%29.jpg

Отредактировано Генерал (28-05-2023 21:28:19)

0

25

Генерал
Это современные. Там по-проще были. Педали под креслами и ручной резиновый эспандер.

0

26

Lokki написал(а):

" и наденьте Пингвины".

Ничего подобного там нет.
Не забывайте, они  рассчитывали провести в лихтере несколько часов.
Запасы  воздуха и провианта - это ещё куда ни шло, но ещё и костюмы, и тренажёры...

Вот на "Тесле" они точно есть

0

27

Lokki написал(а):

Интересно, а почему микрофильмы не прижились до появления электрокниг?

к каждому микрофильму нужен довольно громоздкий аппарат для чтения. На станциях есть наверняка. А тут - личное имущество

0

28

Ромей написал(а):

к каждому микрофильму нужен довольно громоздкий аппарат для чтения. На станциях есть наверняка. А тут - личное имущество

По тому, что он изначально был рассчитан на страницу газеты...
ИМХО - слишком мало было в полётах свободного времени. Хотя создать устройство компактное и примитивное донельзя дело пары дней, при наличии линз, естественно.. САП, естественно.

Ромей написал(а):

Не забывайте, они  рассчитывали провести в лихтере несколько часов.

С аж 2х процентной вероятностью промахнутся на 100 тыс километров?
Плюс, на"Тесле" костюмы заброшены заранее и с учётом размеров, или с собой вести приходится?

Ромей написал(а):

Запасы  воздуха и провианта - это ещё куда ни шло, но ещё и костюмы, и тренажёры...

Если запасы воздуха (воды) и провианта есть, то, с учётом того, что последствия длительного пребывания в невесомости изучены достаточно подробно, то и средства борьбы с гиподинамией обязаны быть.

ИМХО, естественно, это не руководство к действию, а типичное занудство....

Само по себе кресло КК, не просто "место для сидения". Собственно говоря оно должно быть достаточно сложным сооружением.
Раздвигается, подстраиваясь под антропометрические размеры космонавта для преодоление нештатных перегрузок, в том числе и под возможность спать в невесомости, с "козырьком, для создания иллюзии уединения, если что-то пошло не так, содержит разъём для электропитания ... хм... гаджетов (плеера, микрофильмованной книги), разъём для подключения  бортовой трансляции и связи с экипажем КК, и прослушивания "радио космос", гопкалитовый патроны с возможность подключения "Скворцов" с целью продления ресурса автономности скафандра в нештатной ситуации, запас консервированной воды, с возможностью пополнения запаса Скворца. Ну пяток шоколадков с орехами, одной известной фирмы, на случай нештатного увеличения времени перелёта. Влажные салфетки запас крупы, горсть пороха, две дюжины пуль, мушкет, тесак и бузы для торговли с туземцами.
Гонка - гонкой, но продумываются такие вещи обязательно.

Отредактировано Lokki (28-05-2023 22:54:52)

0

29

VI

Перед отлётом у меня сюрприз, и не сказать, чтобы неприятный – хотя и ожидаемый. Издательство «Уральский рабочий» с подачи журнала «Уральский следопыт» и Владислава Петровича лично напечатало мою книгу – ту самую, в жанре альтернативной истории, про русские мониторы на Балтике. Название книги прежнее – «К повороту стоять», обложку по моей слёзной просьбе рисовала сама Евгения Стерлигова. Крапивин уже намекнул, чтобы я не вздумал оставлять литературу. Я обещал – в каюте на «Гагарине» у меня будет персоналка с текстовым процессором, так отчего бы не попробовать?
Тираж книги достаточно скромный по здешним меркам – всего тридцать тысяч экземпляров Вот уж действительно – всё познаётся в сравнении; да в «те, другие» времена почти любой автор душу продал бы за такую скромность! Тем не менее, книга появилась на прилавках и в первый же день была раскуплена без остатка – фантастику и исторические романы  в СССР любят, читают и сметают с полок в мановение око, только дай. Теперь жди потока читательских писем, здесь и эта традиция ещё не забыта. А мне кроме не такого уж и жалкого гонорара (никаких «через 60 дней по   реализации тиража»!) прислали пачку авторских экземпляров – 14 штук, упакованных в коричневую рыхлую бумагу и перетянутые бечёвкой. Посылку доставил по нашему московскому адресу курьер – хорошо, что мама была дома и приняла. Один из экземпляров я, как и обещал, отдал дедуле, ещё полдюжины раздарил в Центре Подготовки, а три взял с собой на «Гагарин», несмотря на довольно строгие ограничения по весу. Имею право потешить собственное эго, подписывая подарочные книги!

На орбиту я отправился в компании Юльки – кажется, мы все уже успели забыть её настоящее имя, «Лида», и иначе её не называем. Остальные ребята уже там – а она, смотри-как ты, задержалась, дождалась, невзирая на сугубо бюрократические сложности, с  которыми неизбежно связана подобная отсрочка. Когда я спросил: «зачем было так напрягаться, я бы и сам прилетел через несколько дней?», она недовольно фыркнула: «а ты, конечно, хотел бы, чтобы это была твоя ненаглядная Лань?» Я принялся оправдываться: «Ну что ты говоришь Юль, ты же знаешь, как я рад, что ты из-за меня…» и напоролся ещё на одно кошачье фырканье и язвительное: «Очень надо было из-за тебя напрягаться! Просто надо было побывать дома, мама…. Ну, в общем, семейные дела,  так уж совпало. А ты что себе вообразил?»
Я постарался поскорее замять тему, благо, был повод: беседовали мы в зале ожидания «Королёва», (на новых «батутодромах «есть уже и такое! Глядишь, скоро и магазины «дьюти фри» появятся…), и как раз объявили посадку на наш лихтер.
«…да, женщины…  - вздыхал я, шагая к оранжевому с белым автобусу, который должен отвезти нас к стартовому «батуту».  - А ведь она, похоже, до сих пор не может мне простить того приглашения китаянки на выпускной. Что ж сам виноват – думать надо было головой…»
Бритька трусит рядом и время от времени с подозрением косится на клетку-перевозку, которую я качу перед собой на тележке вместе с багажной сумкой. Лохматая зверюга -  уже опытная космическая путешественница, и знает,  что перед посадкой в лихтер я заставлю её забираться туда, несмотря на все протесты. Кстати, пока я валялся на больничной койке, ко мне приезжали специалисты с подмосковной «Звезды», где разрабатываются и выпускаются разнообразные системы жизнеобеспечения для высотных полётов и, в том числе,  космические скафандры – от самого первого гагаринского СК-1 до суперсовременных «Пустельги» и «Неясыти». Ко мне они приехали не в гости, а по делу – руководство завода распорядилось в инициативном порядке разработать персонально для Бритьки собачий аналог «Скворца». Тянуть с заказом ребята из молодёжного заводского КБ не стали - сейчас результат их авральных усилий дожидается на борту лихтера, и перед тем как запихнуть собаку в «переноску», её придётся облачить в гермокостюм, который уже получил шутливое название «Скворец-Гав». Между прочим, то ещё приключение – собаку уже облачали в гермокостюм, и это не вызвало с её стороны ни малейшего понимания – наоборот, хвостатая бестолочь, как могла, брыкалась, выворачивалась и скулила, сетуя на столь жестокое с собой обращение.  Ну, ничего, пускай привыкает – статус первой собаки-космонавта, да ещё и внесённой в книгу Гиннеса обязывает.
…Между прочим, конструкция «Скворца-Гав» подразумевает особый матерчатый рукав для этой важной части собачьего организма, как хвост, и запихать его туда – это отдельный квест, как сказали бы в совсем другие времена. Зато зверюга вполне может им вилять – во всяком случае, пока в гермокостюм не подадут избыточное давление, и толстая труба, где хвост помещается, не надуется до состояния жёсткости, и не станет цепляться, за что попало – скажем, за кромки люков или ноги каждого встречного…

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t221591.jpg

+1

30

Lokki написал(а):

последствия длительного пребывания в невесомости изучены достаточно подробно

Вот как раз недостаточно. На дворе 1978-й год, не забывайте, а количество людей, работающих в космосе выросло многократно. И многие из них, заметьте, работают всё же в условиях, хоть и не полной, но всё же силы тяжести. Годичных экспедиций в невесомости тут нет и пока что неи предвидится.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"