Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"


Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"

Сообщений 31 страница 40 из 158

31

Я отсутствовал на «Гагарине» около двух месяцев, и меня удивили произошедшие за это краткое время перемены. Во-первых, переходной рукав теперь был не мягкий, гофрированный, а жёсткий, раздвижной. По его стенам и потолку ползли в особых пазах тросики с прикреплёнными широкими петлями – за них следовало схватиться и ждать, когда тебя отбуксирует в приёмный шлюз; точно так же надо было поступать и с багажом, к которому заранее крепились куски стропы с карабинами. Попав в шлюз мы, как положено, дождались, когда закроется внешняя заслонка, после чего откинули прозрачные забрала и, с удовольствием вдыхая кондиционированный станционный воздух, поплыли по короткому коридору к лифтовому контейнеру. Бритьку я из переноски выпускать не стал – собака не слишком хорошо переносит невесомость и в прошлый раз, помнится, оконфузилась, изрядно перепугавшись и стошнившись прямо в стеклянный пузырь шлема.  Но уж лучше туда, чем вылавливать потом продукты её жизнедеятельности по всему коридору…
На этот раз дело ограничилось испуганным поскуливанием. Гидравлические поршни перетолкнули «лифт» на вращающееся «жилое» кольцо, я в первую очередь открыл переноску, и собака отчаянно виляя заключённым в оранжевую матерчатую кишку хвостом, принялась подпрыгивать и всячески демонстрировать свою радость по поводу окончания неприятных процедур. Она бы и вылизала меня с ног до головы, мешало забрало «Скворца». Я сжалился и снял шлем и собака радостно кинулась целоваться – почему-то сначала к Юльке, и лишь потом ко мне. возвращению.
Пассажиры вместе со своим багажом по одному выбрались из лифтового контейнера. Вышел и я – и с удовольствием почувствовал под ногами мягкую ворсистую дорожку главного коридора «жилого» кольца станции, ощутил её 0,6 земной силы тяжести, с которыми нам теперь придётся тут жить. «Юлька» следовала за нами, Бритька, выглядящая в своём оранжевом комбинезоне весьма эффектно, крутилась у нас под ногами, совершенно не обращая внимания на оттоптанные башмаками «Скворцов лапы. Встречные обитатели станции приветствовали нас улыбками:  Бритьку здесь знали, любили и радовались её возвращению.
Ещё перед посадкой мне вручили карточку, на которой кроме эмблемы станции «Гагарин» значилось «4-28»  - ага, четвёртый жилой блок, каюта 28. Туда я и отправился – и с удовольствием убедился, что на этот раз нам с Бритти выделил отдельную одноместную каюту. За время нашего отсутствия на станции ввели в эксплуатацию оставшиеся жилые блоки, и острота дефицита помещений на время спала. Со временем, конечно, ситуация изменится, но пока – пользуемся!
Я проделал все предписанные инструкцией процедуры: проверка герметичности люка, связь, доложиться диспетчеру, надеть на левое запястье персональный браслет, дожидающийся меня в ящике стола, инициировать, дождаться подтверждающего писка, готово! Теперь - снять гермокостюмы сначала с себя, потом с собаки, отсоединить «аварийные чемоданчики»  (у Бритьки вместо него были два небольших покрытых упругим пластиком «вьюка» по бокам, соединённые трубой воздуховода с патрубком на загривке), убрал свой  «Скворец» в рундук.  Лишний же (согласно инструкции, там были два готовых к использованию гермокостюма) извлёк наружу, чтобы сдать на склад. Бритькино аварийное хозяйство разместилось в шкафчике для одежды, и на этом заселение в каюту закончилось. Как-то сразу навалилась усталость от перелёта; я уселся на койку (собака немедленно пристроила морду у меня на коленях) поправил специальный «станционный ошейник – аналог персонального браслета, украшающего моё запястье, только под собачий размер, -  и, запустив пальцы в лохматый загривок, прикрыл глаза.
…Ну что, вот мы и дома?..
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t740690.jpg

Отредактировано Ромей (29-05-2023 17:15:47)

+2

32

Ромей написал(а):

от как раз недостаточно. На дворе 1978-й год, не забывайте,

Да здрасте, я ваша тётя.
Эти вопросы решены во время двухнедельных полётов, что Союзов, что Джеминай.
Мало того, эту проблему поднимали сильно раньше вообще космических полётов, ибо гиподинамию лежачие больные зарабатывали быстро и крепко.
И тут не год, а две недели и все об этом знают.

0

33

Lokki написал(а):

Да здрасте, я ваша тётя.
Эти вопросы решены во время двухнедельных полётов, что Союзов, что Джеминай.
Мало того, эту проблему поднимали сильно раньше вообще космических полётов, ибо гиподинамию лежачие больные зарабатывали быстро и крепко.
И тут не год, а две недели и все об этом знают.

Решили, да. В какой-то степени. И что-то подобное тут наверняка имеется - но только не в транспортном лихтере.

Отредактировано Ромей (29-05-2023 18:09:25)

0

34

Ромей
Не в транспортном лихтере -  в аварийном наборе транспортного лихтера.
У вас куча народу работала в невесомости - Гагарин строила, там всё это выползет хлеще чем трава по весне. Буквально за неделю - две.

0

35

Ромей написал(а):

Я сжалился и снял шлем и собака радостно кинулась целоваться – почему-то сначала к Юльке, и лишь потом ко мне. возвращению.

:question:

0

36

Из рабочего дневника
Алексея Монахова.

«23 августа 1977 г. Я снова взялся за рабочий дневник. Никто не предписывает мне это в приказном порядке и даже не рекомендует  с той или иной степенью настойчивости – просто обстановка способствует. Да и привычка ежевечерне уделять хотя бы четверть часа изложению событий прошедшего дня на бумаге (в моём случае – на экране с последующим переносом на гибкий диск) весьма полезна.
Новостей у нас море и все важные. Первые трое суток мы с Юлькой (можно я перестану уже ставить кавычки и буду называть её как привык?) вливались в дружный коллектив группы «3-А», от которого я, признаться, успел немного отвыкнуть. В общем, ничего особо нового – та же учёба, те же физические упражнения, только к ним добавился ещё и практикум по работе в невесомости. Мы по два-три часа в день помогали тем, кто трудится на внешнем,  «рабочем» кольце «Гагарина» – в основном, на складах и в мастерских, а так же на работах по поддержанию чистоты и порядка. До появления роботов-уборщиков дело, похоже, дойдёт не скоро; автоматическая система удаления пыли справляется не так хорошо, как надеялись проектировщики - а потому  к обязанностям по наведению чистоты по очереди привлекаются все сотрудники «Гагарина», по подразделениям, исключая, разве что, высшее руководство. Совсем как в школе, когда все классы несут дежурство по очереди. Дежурят и в «рабочем» и в «жилом» кольцах – последнее считается некоей привилегией. Почему? А вы попробуйте поработать в невесомости влажной тряпкой и пылесосом, гудящий ящик которого носят здесь за спиной, на манер ранца – и сами всё поймёте.
Кроме этих работ нас усиленно тренируют обращению с вакуум-скафандрами – пока только в закрытых помещениях шлюзов, из которых откачан воздух. Выход в открытый космос, на броню станции – дело будущего; прежде предстоит сдать массу зачётов и пройти массу инструктажей. Конечно, мы все с нетерпением ждём этого момента, и больше всех, кажется – Андрюшка Поляков. Он буквально бредит открытым пространством, старается, как только образуется свободная минутка, выбраться на «обзорную площадку» - в просторную полусферу из закалённого кварцевого стекла с добавками свинца для защиты от космического излучения, установленную на «рабочем» кольце станции. Чтобы попасть туда, каждый раз приходится пользоваться лифтовым контейнером, да ещё и ставить в известность непосредственного руководителя,  но дело того стоит. Диаметр обзорного «пузыря» немногим меньше восьми метров, и оттуда открывается умопомрачительный вид на окружающую нас звёздную бездну и Землю – отсюда, с расстояния в триста тысяч километров,  наша планета совсем не такая большая, как с низкой орбиты. Порой можно видеть и Луну – иногда по размерам она лишь немного уступает Земле, и тогда зрелище с «обзорной площадки» и вовсе умопомрачительное…
Андрюшка, дай ему волю, висел бы под кварцевым куполом часами – как-то он признался мне, что твёрдо решил после экзаменов идти учиться на пилота. Что ж, надеюсь у него всё получится – в любом случае, повторения печальной судьбы «той, другой» реальности, где  он, то ли по глупости, то ли по роковому невезению оказался втянут в драку, покалечил кого-то и сел, здесь уже не случится…

(Не забыть бы удалить этот абзац, прежде чем сохранять запись на дискете. Конечно, сейчас от меня не требуется сдавать дневниковые записи куратору, но лучше обойтись без ненужного риска.
Кстати, о риске - что-то давненько я не слышал о нашем И.О.О. Может, он забыл о моей скромной персоне и занят другими, более важными и злободневными делами? Хорошо бы, конечно - но что-то не верится…)

«…Одно из отличий вращающегося Макета в Центре Подготовки от реального «жилого» кольца станции «Гагарин» в том, что пешеходная дорожка, идущая по всему периметру «бублика» разделена на две неравные части. Одна, составляющая примерно три четверти ширины – обычный рифлёный металлический настил с нанесённой разметкой – по нему ходят и перемещают тележки с грузами. Второй, ярко-зелёный, с упругим покрытием из резины  беговая дорожка, отведённая исключительно для физических упражнений. Бегают по ней только в одну сторону – навстречу направлению вращения станции, что указывают нанесённые на пластик белые стрелы. Местными правилами запрещено занимать эту дорожку иначе, как с тренировочными целями – в результате, всегда, практически в любое время, идя по коридору можно встретить проносящихся мимо (или неспешно трусящих, это уж кто как) бегунов.
Каждый из нас раз в сутки проделывает по «беговой дорожке по три-четыре полных круга, но больше всего времени ей уделяет Бритька. Собака то и дело присоединяется к к группе бегунов, крутится у них под ногами, обгоняет, прыгает – и это, как ни удивительно, не вызывает у людей ни малейшего протеста. Иногда самые резвые из бегунов предлагают четверолапой сопернице забег, и это ненадолго становится развлечением для всех окружающих, заключающих пари на исход соревнования – надо сказать, почти всегда заканчивающегося в пользу собаки. Бритька прекрасно приспособилась к неполной силе тяжести, и как она несётся по «беговой дорожке» огромными четырёхметровыми скачками, словно зависая каждый раз в воздухе – это то ещё зрелище.
Про голденов и их близких родичей лабрадоров принято говорить, что это собаки многих хозяев. Похоже, Бритька избрала таковыми весь коллектив станции «Гагарин», отдавая впрочем, явное предпочтение нам, нашей группе «3-А». Во всяком случае, я  больше не переживаю, когда зверюга пропадает на час-другой из поля моего зрения и шляется по всему жилому кольцу, везде находя интересное занятие и встречая радушный приём. Он, несомненно, сопровождался бы и щедрыми подношениями в виде всяческих вкусностей, но на этот счёт было специально объявлено, что кормить хвостатую попрошайку категорически запрещается всем, кроме ответственного лица, то есть меня. Мена вынужденная, поскольку при такой всеобщей любви, да помноженной на ослабленную силу тяжести дело неизбежно закончится тем, что собаку попросту раскормят сверх всяких разумных пределов. А так – столовые всех пяти жилых блоков являются для Бритти запретными территориями и она лишь вздыхает о своей нелёгкой собачьей судьбе всякий раз, когда пробегает мимо распахнутого люка, из которого несутся такие аппетитные запахи…
Впрочем, довольно о собаке, тем более, что со своими непосредственными обязанностями – поддерживать душевное равновесие обитателей станции «Гагарин» - она справляется вполне успешно. Поговорим лучше о новостях, которые, что ни день, как приходят и с Земли, и с других объектов Внеземелья. И главная из этих новостей…»

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t967530.png

Отредактировано Ромей (29-05-2023 22:50:22)

+2

37

Ромей написал(а):

А вы попробуйте поработать в невесомости влажной тряпкой и пылесосом, гудящий ящик которого носят здесь за спиной, на манер ранца – и сами всё поймёте.


;-)

0

38

- Первый по-настоящему самоокупаемый в плане экономики проект!  - громогласно вещал в столовой инженер, обслуживающий станционный ядерный реактор. – Это вам не мышиная возня с выращиванием сверхчистых кристаллов в невесомости, и не орбитальный отель для туристов, с которым носятся наши американские коллеги. Это размах, настоящий прорыв в термоядерной энергетике! Дождались!
Шумный инженер имел все основания так заявлять, поскольку речь шла об объявленном старте программы «Солнечный ветер» по добыче гелия-3 из лунного реголита. До сих пор подобные работы велись на «Ловелле» в весьма скромных масштабах – один из первых куполов «лунного города», признанный малопригодным для обитания, отвели для размещения лабораторного оборудования, и получали на нём крошечные количества изотопа – но даже это, насколько мне было известно, уже было целесообразно в плане экономики. Дело в том, что гелий-3, крайне востребованный в некоторых узкоспециальных областях вроде получения сверхнизких температур или наполнения газовых детекторов нейтронов (это если не упоминать о надеждах, которые возлагают на это изотоп физики-термоядерщики) на Земле не добывается из природных источников, а получается в результате крайне сложного и затратного процесса распада трития. Который, в свою очередь, нарабатывают с рамках сворачиваемых великими державами военных программ по  получению компонентов для термоядерного оружия.
На Луне же этот ценный элемент лежит буквально под ногами. Гелий-3, побочный продукт протекающих на солнце реакций, является компонентом так называемого «солнечного ветра». С ним он попадает и в атмосферу нашей планеты но там он не задерживается – снова рассеивается в космическом пространстве в процессе потери газов в верхних слоях атмосферы, так называемой диссипации. Луна же, вовсе лишённая газовой оболочки, миллионами лет подвергалась прямому воздействию солнечного ветра, и слой реголита, каменного крошева, покрывающего её поверхность, словно одеялом («реголит» -и происходит от древнегреческих слов «одеяло» и камень») накопила колоссальные объёмы гелия-3. Конечно, концентрация его в реголите крайне низка – но всё же достаточна для того, чтобы всерьёз задуматься о добыче в промышленных масштабах. В «той, другой» реальности эту возможность изучали специалисты НАСА, и даже создавали эскизные проекты установок для получения драгоценного изотопа. Не отставал от американцев и наш отечественный «Роскосмос» - в 2006-м, кажется, году тогдашний глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов объявил о планах создания постоянной базы на Луне, где будут отработаны методики добычи и транспортировки гелия-3. Лет через десять уже недоброй памяти Дмитрий Рогозин снова поднял тему возможного использования изотопа – на этот раз в качестве  основы для ракетного топлива, но тема так и заглохла – и так и оставалась в тени на момент моего «попаданства» весной 2023-го.
Здесь же дело решили не откладывать в долгий ящик. На основе уже упомянутых работ, ведущихся на «Ловелле», НАСА совместно с «Энергией» разработала проект установки для получения Гелия-3 из реголита. Изюминка проекта заключалась в том, что монтировать ей компоненты планируется в трёх многоразовых грузовых кораблях постройки американской фирмы «Боинг» - они сейчас вовсю используются для доставки грузов и людей на «Ловелл» с Земли на Луну и обратно, транзитом через «космический батут» на Гагарине. В настоящий момент в эксплуатации находится два таких кораблика; под «реголитовый» проект достраивают ещё сразу три новых, под названием «Мун харвестер». Они опустятся на поверхность Луны в заранее выбранном месте и все вместе составят обогатительную фабрику; сырьё для неё будут доставлять автоматические и телеуправляемые тележки-сборщики, созданные на основе «лунных багги». А по исчерпании запасов реголита вблизи фабрики (даже если предположить, что такой момент настанет в обозримом будущем) все три «Мун харвестера» просто поднимутся и перелетят на новое место, где всё начнётся сначала.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t163276.jpg

+2

39

Ромей написал(а):

Первый по-настоящему самоокупаемый в плане экономики проект!

Самый крупный известный металлический астероид Психея содержит 1,7⋅1019 кг железо-никелевой руды (что в 100 тысяч раз превышает запасы этой руды в земной коре).

0

40

Пост 36

Ромей написал(а):

Мена вынужденная, поскольку при такой всеобщей любви,

Мера...

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Этот большой мир - 4. "Звёзды примут нас"