В середине 60-х годов разведка НАТО получила сведения о разработке в СССР танка нового поколения, которым планировалось заменить Т-54/55 и Т-62. По данным разведки танк должен был получить новое бронирование, мощную пушку, автомат заряжания и более мощный двигатель, позволяющий развивать скорость более 60 км/час. По всем расчетам существующие машины М-60 и «Леопард-1» не могли на равных бороться с новым советским танком.
М-60, при хорошей защищенности и вооружении (105 мм английская пушка) имел слишком высокий вес и малую подвижность. К тому же танк был слишком высоким, что затрудняло маскировку и облегчало противнику его обнаружение и поражение.
«Леопард-1», созданный на основе единой франко-германской танковой программы, при мощном вооружении (та же 105 мм пушка) и хорошей подвижности, имел слишком слабую бронезащиту. А опыт арабо-израильских войн показал, что легкие и подвижные, но слабозащищенные AMX-13 на поле боя передвигаются с меньшей скоростью, чем более тяжелые и малоподвижные, но хорошо защищенные «Центурионы».
В результате было решено создать новый перспективный основной боевой танк, способный стать основой машиной танковых войск западных стран. Проект стал совместным, но всего лишь американо-германским. Великобритания к этому времени уже выбрала в качестве основного танк «Чифтен». А французы с 1966 г. вышли из военной структуры, оставаясь участниками политической организации Североатлантического договора.
Проект оказалось весьма сложно реализовать, так как каждая сторона пыталась заставить принять решения, более привычные ей и удобные для ее промышленности. Пушка, двигатель, конструкция – каждую деталь пришлось согласовывать в продолжительных спорах.
Стоит отметить, что даже единицы измерения стали предметом торга: немецкие метрические, или американские фунт и дюймы? В результате было решено строить машину, создавая документацию в двух системах, что сразу значительно увеличило стоимость проекта, получившего наименование "Основной боевой танк 70-х" (Main Battle Tank MBT70, а в ФРГ- KPz.70)
Стремясь добиться безоговорочного превосходства над перспективными русскими танками, в проект заложили сразу большое количество радикально новых конструкторских решений.
Танк оснастили гидропневматической подвеской, которая позволяла менять клиренс в диапазоне от 10 до 70 сантиметров. Бронирование сделали комбинированным. Внутренний слой состоял из мягкой стали, которая минимизировала количество осколков, а наружный – из более крепкой холоднокатаной стали. Между ними оставили воздушный слой, уменьшающий пробивное действие кумулятивной струи (по другим сведениям – место воздуха занимал специальный наполнитель). Ниша для хранения снарядов получила вышибные панели, которые спасали экипаж от взрывной волны в случае детонации боекомплекта.
Одним из основных требований к танку было снижение высоты, для уменьшения поражаемого силуэта. Конструкторам удалось достичь высоты MBT70 до верхней точки башни в 2,2 метра, что было лишь на 10 сантиметров больше, чем у безбашенного шведского танка Strv 103. Но в столь низком корпусе не осталось места для механика-водителя и его поместили в башню. Он сидел в отдельном куполе, который сохранял направление, вращаясь вне зависимости от положения башни.
Получилась вот такая машина:
При этом и вооружение, и двигатель каждая из стран планировала устанавливать собственной разработки.
Американцы использовали новейший мотор Continental AVCR мощностью в 1470 л.с. с воздушным охлаждением. Немецкая сторона предложила танковый дизель MTU 1500 (1496 л.с.). Зато моторно-трансмиссионный блок сконструировали весьма компактным и легкосъемным. В результате замена силовой установки должна была производиться всего за 15 минут.
Оба силовых агрегата позволяли танку развивать скорость в 69 км/ч (по др. данным 65 км/ч), что было отличным показателем для машины весом в 51,7 тонны.
При установке дизеля дальность хода машины достигала 640 км.
Немцы решили применить на танке новейшую танковую пушку фирмы «Рейнметалл» калибром в 120 миллиметров, с автоматом заряжания.
Американцы пошли иным путем, установив 152-мм пушку - пусковую установку XM150, также с автоматом заряжания. Для ближнего боя с бронетехникой и пехотой противника предполагалось использование обычных фугасных и бронебойных снарядов. А для поражения противников на значительном удалении через ствол можно было запустить противотанковую управляемую ракету «Shillelagh (Шиллейла)», которая одновременно состояла на вооружении легкого танка «Шеридан». Боекомплект составлял 26 выстрелов в автомате заряжания, включая ПТУРы, плюс еще 16 снарядов были размещены в боевом отделении.
В спарке с основным орудием стоял пулемет калибра 7,62 мм, с боекомплектом в 6000 патронов.
В качестве зенитного и вспомогательного оружия установили дистанционно управляемую 20 мм немецкую автоматическую пушку «Рейнметалл» Rh.202, которая в походном положении убиралась в башню. Это орудие оснащалось двумя лентами: с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, что позволяло вести борьбу с легкой бронетехникой, пехотой и низколетящими объектами (всего- 750 снарядов).
Применение автомата заряжания и дистанционно управляемого вспомогательного оружия позволило сократить экипаж до трех человек.
В 1968 приступили к испытанию всех систем готовых прототипов, которых было построено по 7 от каждого участника проекта. Сразу же выяснилось, что при повороте башни водитель теряет ориентировку. Естественно, нечто подобное предполагалось. Но разработчики наивно посчитали, что расположение места водителя ближе к центру башни минимизирует этот эффект.
Еще одним камнем преткновения для американской версии оказалась пушка. Немецкая пушка работала без замечаний, а вот испытания XM150 выявили ряд проблем. Во-первых, ПТУР «Шилейла» требовал сопровождения наводчиком полета до цели, заставляя стрелять только на прямой видимости цели. При этом подвергая машину риску поражения ответным огнем. Кроме того, XM150 имела отдачу, которая была заметна даже для пятидесятитонного танка. При этом системы управления огнем противотанковой ракеты были чрезмерно капризными и ненадежными.
В целом, однако, испытания выявили соответствие танка заданным параметрам. Готовый прототип значительно превосходил имеющийся у США M60. Его максимальная скорость была выше, а разгон - в три раза быстрее, чем у предшественника. Более совершенная подвеска позволяла двигаться на высокой скорости по пересеченной местности, не вызывая дискомфорта у экипажа, что для М60 было невозможным. Проблемы с вооружением казались вполне решаемыми... Но к моменту испытаний первых образцов, стоимость проекта в пять раз превысила изначальный, достигнув 1 200 000 долларов (по курсу 2022 года это около 8, 9млн.) на одну машину. Даже в эпоху холодной войны правительства США и ФРГ не решились пойти на столь высокие расходы по перевооружению танковых войск. Проект был закрыт, соглашение расторгнуто.
Однако работа над упрощенным и более дешевым вариантом машины привела к появлению в США опытной модели XM815. Машины, позднее превратившейся в XM1 - будущий «Абрамс» (стоивший в первых сериях примерно в 2 раза меньше MBT70).
В ФРГ, используя наработки по KPz.70, создали новый танк «Леопард-2».
Источники:
1. Hunnicutt, R. P. «Abrams: A History of the American Main Battle Tank» 1990
2. В. Черников «Опередивший время» Танкомастер, №1 1997
3. Е. Стриж «Печальная история танка "американской мечты"» military.pravda.ru 2020