Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Ученик Лоцмана"


"Ученик Лоцмана"

Сообщений 51 страница 60 из 65

51

Ромей написал(а):

и решительно распахнул дверь, пропуская меня вперёд. здесь наводило мысль о волшебстве, магии – и ощущение это стало особенно отчётливым, когда мы переступили порог одной из лавочек.

Что-то пропущено в начале второго предложения.

+1

52

Третья ночь… моя третья ночь в этом удивительном городе. Снова напоенный ароматами акации воздух вливается, минуя распахнутые настежь ставни,  снова заглядывает в окошко большой медовый месяц, и крупные, как вишни, звёзды усыпали небосклон. Я привычно развалился на постели поверх покрывала – ботинки снял, и то хорошо! – и, закинув руки за голову, предаюсь воспоминаниям. А вспомнить мне, видит бог, есть что…
Планируя уход в Зурбаган, я постоянно держал в голове возможное возвращение на Землю. То есть – исчезать просто так, бесследно, не сказав никому не слова, нельзя. То есть, можно конечно – кто мне помешает? – но подобный ход если не отрезал мне путь назад, то изрядно его затруднял. Никого больше, с кем бы я наладил здесь хоть какие отношения, у меня не было, и вряд ли, что Володя Музалёв, что «капитан Врунгель» оценили бы моё исчезновение – а вслед за этим и появление. Как минимум, будут вопросы – а что на них отвечать?
За два дня, проведённые в лагере на Бесовом Носу, я спланировал свой уход буквально по шагам. Перво-наперво, следовало дождаться, когда заработает маячный фонарь – без этого дорога на Фарватер была бы для меня закрыта.  И пока электрики возились, монтируя оборудование, в число которого входил и компактный дизель-генератор в цоколе старой башни, я поднимал паруса и выходил на открытую воду – якобы для тренировки команды, а на самом деле для того, чтобы уточнить и выставить по всем правилам лимбы астролябии. А за сутки до заветного момента, когда фонарю предстояло засветиться в полную силу,  я заглянул на огонёк к «Капитану Врунгелю» и, приняв озабоченный вид, сообщил, что вынужден на несколько дней уехать– семейные проблемы, надо как можно скорее попасть в Петрозаводск, а оттуда самолётом, в Москву. Ну, надо, так надо: «Врунгель» даже предложил сгоряча свою помощь – «у твоего «Штальзунда» ход на два узла меньше, чем у «Клевера», да и в одиночку идти через озеро – не лучшая идея…» Предложение я отверг: ничего, как-нибудь доберусь, не впервой – зато по возвращении не придётся гадать, на чём добираться назад, до лагеря экспедиции. А «Штральзунд» я пока оставлю в порту, на охраняемом пирсе - небось, много не возьмут, не теплоход чай…
На том и порешили; я заглянул к Музалёву – к счастью, он был занят и выслушал сообщении о моём отбытии вполуха, рассеянно кивнул – «что поделать, езжай, будет здорово, если успеешь вернуться до окончания экспедиции…»
И вот – заветный миг. Я вышел на «Штральзунде в одиночку и, в последний раз проверив настройки астролябии, нацелил её на маячный огонь и, затаив дыхание, нажал на бронзовую выпуклость в центре лимбов. Ничего не произошло – да я и не ожидал мгновенной реакции. Даже если мастер Валу получит мой сигнал, ему понадобится какое-то время, чтобы выйти в море и настроив свою астролябию, уйти на новый Фарватер, связывающий Маячную гавань Зурбагана с Онежским озером. Потом – сколько-то времени на преодоление пути, так что раньше, чем часов черед десять-двенадцать - и это в лучшем случае! – ждать мне нечего. Я вернулся в лагерь, долил доверху бак соляром, закинул в кокпит дополнительно четыре двадцатилитровые канистры – возиться на обратном пути с парусами я не собирался, а в Зурбагане пополнить запасы горючки негде, - распрощался в «Врунгелем» и парнями из своей временной команды, и отдал концы. И  вовремя - стоило мне отойти от берега километра на три, когда на воне свинцово-серой глади озера мелькнул долгожданный белый корпус «Клевера».
Всё прошло без сучка, без задоринки – я даже слегка забеспокоился, вспомнив знаменитое следствие из закона Мёрфи . Суда сблизились; Валуэр со шканцев дал мне сигнал становиться за ним мателотом – и повторилось то, что мне пришлось испытать… погодите-ка, выходит, уже четырежды! И ещё придётся невесть какое количество раз – если, конечно, всё обернётся именно так, как сулил мастер Валу, и меня ждёт карьера Лоцмана, проводящего суда по Фарватерам, связывающем разные миры. А уж что там будет на самом деле – стоит ли, право слово, гадать? Пустое это занятие, никчёмное, только нервные клетки себе переводить – а они, между прочим, не восстанавливаются…

Отредактировано Ромей (20-10-2023 14:21:45)

+1

53

Я встал с постели, сунул ноги в мягкие войлочные тапочки (спасибо матушке Спуль!) и уселся перед камином. Угли в нём едва тлели – экономная домохозяйка не сочла нужным разводить большой огонь, и без того тепло – и я разжёг его сам, перед тем, как лечь. Мельком пожалел, что не забрал со «Штральзунда» гитару – надо будет поскорее исправить это упущение, пусть висит на стене напротив камина, хоть кусочек знакомого мира будет со мной…
Ладно, всё это подождёт до завтра. А сейчас  - пора в постель и – «спят усталые игрушки, книжки спят…»  Силы понадобятся - есть у меня сильнейшее подозрение, что уже с утра, на борту «Клевера» меня ждёт масса сюрпризов.
…кстати, надо будет поинтересоваться – как там собака Кора? Всё же не так мало прошли мы вместе, негоже забывать…
Нет, не спится, сна – ни в одном глазу. Так что там с моими мыслями начёт маяка на Бесовом Носу? Сегодня я получил от Валуэра подтверждение – да, задумано реально, всё именно так можно и сделать. Заиметь свой собственный персональный Фарватер на Землю, да ещё такой, на конце которого меня будут ждать люди понимающие, не склонные задавать лишние вопросы – что может быть лучше? остаётся сущий пустяк6 договориться с администрацией будущего парка-заповедника, и в первую очередь, конечно, со смотрителем маяка. Или… сделать так, чтобы на этих местах оказались те, кого я выберу сам. А это почти неразрешимая задача, если вспомнить, что там, в 2023-м у меня даже знакомых толком нет – только Володя Музалёв, «капитан Врунгель» да десяток-другой реконструкторов.
Хотя – если вдуматься, это не так уж и мало. В последний вечер перед отбытием я стал свидетелем беседы, на которой обсуждались перспективы этого проекта. Насколько я помню, Володя сам выразил желание перебраться на Онегу, чтобы возглавить там филиал своего «Зюйд-Веста» - в перспективой превращения в общероссийский парусный детский лагерь. Задумка, конечно, хорошая, но когда ещё она воплотится в жизнь… да и соседство в виде сотни-другой вечно любопытных подростков – не лучшие условия для сохранения тайны… что мне, безусловно, понадобится. Но всё же, это вариант, а в плане посвящённых лиц – можно будет пока обойтись смотрителем маяка. Это уж точно понадобится, и как к этому подступиться - мысли у меня имелись.
Получается – как бы не обернулись дела здесь, в Зурбагане, а визит на Землю, причём в самое ближайшее время мне понадобится. И не просто визит – придётся провести там несколько дней, может, даже неделю, в зависимости от того, как пойдут дела. Без того, чтобы решить, наконец, вопрос с российскими мне по любому не обойтись – а такие вещи, да ещё с моим «уровнем» связей, быстро не делаются. И оборотные средства, конечно:  пачка старых долларов быстро подойдёт к концу, а дальше, хочешь-не хочешь, а надо будет конвертировать в российские деньги золото, и здесь понадобится предельная осторожность. Привлечь к себе внимание в этом мире, насквозь пронизанном электронной слежкой за каждым шагом, который делает человек – раз плюнуть; право же, я бы предпочёл иметь дело с понятными и предсказуемыми бандитами начала девяностых, от которых можно хотя бы откупиться. А как откупишься от цифрового Большого Брата, который ни на миг не выпускает тебя из поля зрения, не пропуская ни одного, даже самого мелкого действия, вроде поездки на трамвае или покупки мороженого в уличном киоске?
С этими невесёлыми мыслями я и заснул – и проснулся от бархатистого звука гонга, которым матушка Спуль напоминала разленившемуся жильцу о том, что пора вставать, приводить себя в порядок и выходить  к завтраку.

+1

54

Ромей написал(а):

Без того, чтобы решить, наконец, вопрос с российскими () мне по любому не обойтись – а такие вещи, да ещё с моим «уровнем» связей, быстро не делаются.

что то пропущено

+1

55

VI

Волна от проходящего судна мягко качнула квадрант. Расстояние было невелико – бригантину и чёрный корпус канонерки  разделяло меньше кабельтова, и с палубы «Квадранта» отлично были видны револьверные пушки на полубаке на тумбах, и тупоносые орудия главного калибра, выглядывающие из бортовых спонсонов.  На кормовом флагштоке развевался сине-белый вымпел, узкий, несуразно длинный таранный форштевень, вспарывающий воду, из тонкой, выкрашенной в жёлтый цвет трубы безостановочно валили клубы жирного угольного дыма. Хотя - куда от него деться здесь, во внутренней гавани Зурбагана, где пароходов лишь немногим меньше, чем парусников?
Кстати, о пароходах…
- Сколько, говорите, времени уйдёт на замену силовой установки «Штральзунда»?
- Дня три, не больше. – отозвался Валуэр, провожавший взглядом военное судно. – Дело-то обычное, здесь две верфи специализируются именно на таких операциях. Своего производства паровых машин в Зурбагане, правда, нет – его вообще нет у нас – зато отличные агрегаты возят из двух других миров, и не слишком дорого. А что? Торговые маршруты налажены, верфи работают с этими машинами уже давно – плати только деньги, и поставят паровик хоть на катер, хоть на большой парусник! Ну да у тебя, Серх, проблем с этим теперь нет, верно?
И он осклабился в усмешке. Я кивнул – пришлось-таки признаться «учителю» в источнике моих нетрудовых доходов. Услыхав, что я поместил клад с «пиратского» корабля в банк, Валуэр мой выбор одобрил – солидное заведение, сказал он, проверенное, -  и посоветовал переместить хотя бы часть в хранилища Банка Гильдии и, лучше всего, сразу обратить в зурбаганские талеры. Во-первых, объяснил он, надёжнее места не сыщешь, а во-вторых, подобный «персональный счёт» позволит мне рассчитывать на совсем другое к себе отношение – в частности, проворачивать некоторые деловые операции, которые иначе заняли бы куда больше времени и потребовали бы немалых хлопот. «да вот, хоть переоборудование твоей посудины – сказал он, - располагая оборотными средствами в Банке Гильдии, ты можешь рассчитывать, что на верфи за твой заказ возьмутся в первую очередь и не будут тянуть по всякому поводу – что вообще-то у них случается, а отсутствие заказов предприятие не жалуется. Вот, как раз сейчас они оборудуют паровыми машинами четыре катера-носителя шестовых мин по заказу Военного Флота, и клиентам, за которыми не стоит Гильдия, придётся смириться, что сроки выполнения работ по их заказам могут быть сдвинуты.
Сменить проверенный дизель «Штральзунда» на не вполне понятную мне паровую машину Валуэр уговаривал меня с тех пор, как я принял решение пойти к нему в ученики. Конечно, рассуждал он, твой механизм привычнее, да и пользоваться им не в пример удобнее – ни тебе возни с углём, ни потери времени на то, чтобы поднять пары… Только вот топливо для него в Зурбагане, да и в иных-прочих мирах днём с огнём не сыщешь, разве что сырую нефть, а возить соляр с Земли – долго, хлопотно, да и рискованно тоже. Запросто можно в критический момент остаться без топлива, тогда как в паровую топку можно пихать хоть дрова, хоть политое машинным маслом тряпьё – тяга упадёт, конечно, но работать-то машина будет, вращать гребной вал, толкать судно вперёд. И переделки понадобятся не такие уж и кардинальные – разобрать кормовую рубку, служившую машинным отделением, соорудить по бортам угольные ямы, удлинить кокпит так, чтобы было место для машиниста-кочегара.
При известной сноровке, говорил лоцман, ты и в одиночку сможешь управляться и с машиной и с румпелем, но лучше, конечно, подыскать помощника. Вот, кстати, и подходящий кандидат имеется – сын его старого знакомца, оставшийся недавно сиротой, после того, как отец, боцман большого торгового парусника, сгинул где-то в  лабиринте Фарватеров.  Парню всего шестнадцать,  но он отлично разбирается в морском деле, с десяти лет ходил с отцом в море, и к тому же, имеет опыт работы и машинистом и кочегаром.
Я обещал подумать – как и о перспективе установки на «Штральзунд» паровой машины. Пока же у меня имелись иные планы, откладывать которые я никак не мог – особенно, в свете того, что Валуэр сумел выяснить насчёт маяка, установленного в Мире Трёх Лун. Он изложил мне всё утром, как только я явился на «Клевер» - потратил на этот вопрос всю ночь, не сомкнув глаз, - и теперь мы оба сидели на полуюте бригантины, смотрели на проходящие корабли и обсуждали что делать дальше?
Канонерка – её название, «Гель-Гью», я прочёл на корме, настолько-то я местный алфавит уже усвоил – прошла, разведённая ею на полном ходу волна слабо покачивала стоящие на бочках шхуны, бригантины и тупоносые кургузые люгеры, занятые, по большей части, на местных каботажных рейсах, в Лисс, Дагон, тот же Гель-Гью. Надо бы обзавестись картой этго мира, подумал я, а то привык тут рассуждать о Фарватерах, далёких Маяках в иных мирах – а что творится у меня под носом, считай, не знаю. Ну, ничего, теперь, когда у меня есть доска-переводчик, дело пойдёт быстрее – навещу книжную лавку, найду что-нибудь по местной истории и географии – для начала несложное, на уровне школьного учебника. А там, глядишь, и дойдёт дело до занятий в Гильдии…

Отредактировано Ромей (23-10-2023 16:49:01)

+1

56

Канонерка миновала проход в брекватере, коротким гудком поприветствовав блокшив и удостоившись ответного приветствия. Валуэр напоследок, задумчиво посмотрел ей вслед и повернулся ко мне.
- Вернёмся, значит, к нашим баранам, Серж.
- …смотри-ка, он и присказки наши знает! Темнит что-то мастер Валу, ох, темнит…
- К солнечному маяку? - уточнил я. – Который в Мире Трёх Лун?
- К нему… - Валуэр вздохнул, и особого оптимизма я в этом вздохе не уловил. – Сам понимаешь, за ночь я многого узнать не мог. Однако – кое-что выяснил…
Я постарался продемонстрировать максимальное внимание. Особенно стараться, впрочем, не пришлось – тема была самая, что ни на есть, животрепещущая.
Валуэр откашлялся.
- Если вкратце – то всякий набор зеркал, который изготавливают для «солнечных маяков», имеет свои индивидуальные особенности». Не то, чтобы это делают специально – просто процесс изготовления и полировки зеркал достаточно сложен, с каждым мастер работает индивидуально, и каждый несёт некий свой, уникальный отпечаток. Все об этом знают, никакого секрета в этом нет – как и в том, что мастера, перед тем, как передать своё изделие заказчику, опробуют его и фиксируют эти индивидуальные различия. Опять же, без всякого заднего умысла, просто так уж повелось…
- Значит, изучив эти особенности, мы можем точно установить, кому и когда был продан данный конкретный комплект зеркал? – я сразу уловил главное.
- Именно! – Валуэр хлопнул себя ладонью по колену. – Пока мы знаем только, что изготовил их тот мастер, у которого мы были вчера – есть, знаешь ли, некоторые особенности, сразу видные опытному глазу. Но сложность в том, что таких маяков за последние лет десять было продано дюжины полторы, и из покупателей на данный момент известно только о девятерых. Остальные недоступны – кто погиб в кораблекрушении, кто умер от болезни или по какой-то другой причине, а многие просто сгинули. Оно и неудивительно – такие маяки приобретают обычно первопроходцы, а они рискуют своими головами куда больше обычных Лоцманов и вольных торговцев, перемещающихся по уже открытым Фарватерам…
- Первопроходцы? – этот термин был мне незнаком.
- Ах, да, я же тебе о них пока не рассказывал… - Валуэр покачал головой. Ну, извини, из головы вылетело, да и других тем хватало.. и до сих пор хватает. Первопроходцы – это, видишь ли, такие отчаянные головы, которые ищут новые, перспективные в плане торговли миры. Способ простой, но и крайне рискованный: они выходят в Фарватеры, но не проходят до конца, а как бы «вываливаются» из них в самых неожиданных местах - астролябии при правильной настройке показывают подходящие места, я тебе потом покажу… Никто не знает, где именно окажется такой смельчак, многие из них так и пропадают бесследно, и найти их невозможно. Но может и повезти – например, если на «той стороне» окажется новый, никому не известный, но богатых и населённый мир, с которым можно наладить взаимовыгодный обмен. В этом случае Первооткрыватель использует для возвращения один из местных маяков, а потом вносит его вместе с новооткрытым Фарватером в Реестр – и с этого момента, в течение десяти лет всякий торговец, посетивший этот мир, обязан отдать Первооткрывателю часть своей прибыли. Ну а «солнечные маяки» - это на случай, если местных не найдётся. Их ставят как временные, с том, чтобы потом, когда новый торговый маршрут наберёт силу, заменить на нормальный.
- А кто идёт в эти… Первооткрыватели?
- Разный народ. Лоцманов среди них мало, а Обычно это капитаны, вольные торговцы. Есть и бывшие Лоцмана, но таких мало, а уж действующих членов гильдии так и вовсе нет – Ложа не одобряет подобное занятие. Случается, кто-то находит в старых фолиантах, хранящихся в Реестре,  запись о каком-то особенно богатом мире, связь с которым почему-то была потеряна, выискивают указания на то, как искать ведущий туда Фарватер – и отправляются на поиски. Но это случается нечасто – чтобы найти что-нибудь подобное, придётся зарыться в книги не на один год, а в Реестр посторонних не очень-то допускают…
Я вспомнил разбитый корабль на рифах вблизи моего островка. Что ж, если это и есть таинственные Первооткрыватели – то они оказались в Мире Трёх Лун не так уж давно, раз шторма не успели разбить судно в щепки. А вот «солнечный» маяк на утёсе – дело другое, судя по толстенному слою гуано, который мне пршлось стищать с зеркал, он стоит там уже не один год. Ценная информация… но пока что лучше придержать её при себе.
- Получается, тот маяк тоже установил кто-то из Первооткрывателей?
- А больше некому. – кивнул Валуэр. – Но новый маршрут почему-то так и остался никому неизвестен. Причин к тому может быть множество, но наверняка мы знаем только одно: запись о новом маршруте он в Реестр внёс, но больше никто и никогда по нему не проходил. Собственно, это я и выяснил сегодня ночью – с помощью моего приятеля-картографа, разумеется. А потом кому-то понадобилось отправить тебя вместе с твоим «Штральзундом» такое место, где никто не стал бы вас искать – вот он и выбрал этот забытый Фарватер…
- Не «он», а «она» - уточнил я. – Дзирта, то есть.
Валуэр покачал головой.
- Не думаю, что девчонка сама всё это затеяла. Она, конечно, шальная, но не настолько же – да и зачем это ей? – Валуэр пренебрежительно отмахнулся от моей реплики. Слишком сложно, что в замысле, что в исполнении. Нет, за ней наверняка кто-то стоит – и чтобы познакомиться с этим «кем-то» нам сперва надо хорошенько изучить тот «солнечный маяк». Таким образом мы сможем выйти прямиком на покупателя, ну а дальше – уж как получится…
В плечо мне ткнулось что-то мягкое. Я обернулся – Кора, неслышно выбралась на палубу «Квадранта» и подошла здороваться. Я потрепал старую знакомую по загривку, в ответ она лизнула мою ладонь.
- Ну, раз надо – изучим. Только, мастер Валу, сперва мне надо кое-что предпринять, и в этом мне понадобится ваша помощь.

Отредактировано Ромей (23-10-2023 12:42:24)

+1

57

Ромей написал(а):

Но может и повезти – например, если на «той стороне» окажется новый, никому не известный, но богатых и населённый мир, с которым можно наладить взаимовыгодный обмен.

Близкий повтор, одно можно заменить на - однако...
опечатка - богатый...

+1

58

Валуэр задумчиво поскрёб тёмными от смолы ногтями в бороде.
- Значит, хочешь вернуться.
Я пожал плечами. Непохоже было, чтобы мои планы оказались для него неожиданностью, но и особой радости по этому поводу я не заметил.
И не надо. Лишь бы не мешал… а лучше – помог.
- Так ведь ненадолго!  Надо завершить кое-какие дела… если не хочу поиметь новые проблемы, когда надумаю снова навестить свои края.
Уточнять, что это за дела, я не стал – для этого пришлось бы объяснять, насколько изменилась жизнь в моём родном мире.
- Дело твоё, конечно. – не стал спорить он. – постарайся только уложиться в этот срок. Мой знакомец-картограф ждёт, что мы прямо сейчас и отправимся разбираться со всей этой катавасией. Месяц-полтора я смогу протянуть, придумаю что-нибудь, сделаю, к примеру, вид, что занемог – а больше уже сомнительно. Не хотелось бы, понимаешь, портить с ним отношения, ещё не раз пригодится…
- Полутора месяцев хватит, даже с лихвой. – заявил я, чувствуя в  глубине души, что вовсе не так уверен в сказанном. Только вот... может, доставите меня туда? Ну, где в прошлый раз забрали, на Онеге, у маяка Бесов Нос? Ну и обратно, конечно, забрать придётся. А на «Штральзунд» пусть пока ставят паровик – убедили, без этого не обойтись.
Согласие оснастить дорку паровой машиной стало своего рода жестом в сторону моего наставника – «вот видите, я же слушаю ваши советы!» Сам я далеко не был уверен в целесообразности подобного поступка – после удобного в эксплуатации, надёжного и насквозь знакомого дизеля переходить на подобный раритет не слишком-то улыбалось. Да и иных проблем здесь хватало – например, я никак не мог понять, как судоремонтники сумеют впихнуть на небольшое судёнышко ещё и угольные ямы, достаточные для сколько-нибудь длительного перехода?
Но достоинства, которые обещала такая «обратная модернизация», всё же с лихвой перевешивали все возможные неудобства, включая и ограниченный «срок автономности» будущего «парохода»., и недаром многие вольные торговцы-мореплаватели из числа путешествующих по Фарватерам, выбирают именно сочетание парусов и вспомогательной паровой установки. Оно и понятно: при необходимости, топливо для котла, те же дрова, можно раздобыть в любой дыре, где бы ты не оказался, даже там, где местное население с луками и топорами бегает. Ну и максимальная неприхотливость в эксплуатации и ремонтопригодность – почти любые запчасти к котлу и машине  можно изготовить (или хотя бы починить)  на деревенской кузнице, если таковая, конечно, найдётся.
Но полностью отказываться от привычного и такого удобного соляра всё же не стоит. Как альтернатива – можно попробовать поискать на Земле, что-то типа съёмной форсунки под жидкое топливо  - такими, насколько мне было известно, иногда оснащают отопительные котлы для загородных домов. Возможно, если слегка её доработать, то получится  и судовой котёл перевести на жидкое топливо – при необходимости, разумеется? А что? Склепать из оцинковки или листовой меди баки, которые при необходимости можно будет размещать в угольных ямах, поставить топливный насос, а дальше – повернул пару рычагов и всё, готово, заливай в топки хоть соляр, хоть отработку, хоть разбавленную керосином нефти. При хорошей регулировке горелка всё схавает, хотя и не без некоторого ущерба для эффективности. Ах да, придётся ещё и генератор переводить на привод от паровика, и аккумуляторы дополнительные поставить не помешает – где их потом брать, случись что?
И ещё: для того, чтобы решить вопросы, связанные с переделкой «Штральзунда, мне пришлось рассказать Валуэру о своих «подкожных запасах». Среагировал наставник вполне предсказуемо: «Ну ты и жук Серж! Нет, вообще-то всё верно сделал, незачем афишировать своё богатство. Но послушай моего совета -лучше хотя бы часть изъять из банковского сейфа, и поместить в хранилище в Гильдии. Самое надёжное место в Зурбагане!
Я обещал подумать. А куда деться? Назвался груздем…
Ну ладно, с переделками и усовершенствованиями верной дорки будем возиться потом. А в этот визит на Землю у меня хватит и других дел – примерный список, занимавший не один десяток строк, я уже составил, и на первом месте там значились документы. Они понадобятся мне в любом случае – если, конечно, я собираюсь посещать родной мир не украдкой, где-нибудь подальше от цивилизации и чужих глаз – а иметь возможность жить в нём полноценной жизнью хотя бы какое-то время. Да и с деньгами вопрос предстоит решить, без этого вообще никуда…
Кое-какие планы на этот счёт у меня имелись, но чтобы воплотить их в жизнь требовалось, кровь из носу, оказаться в лагере экспедиции до того, как «Капитан Врунгель» и его «Клевер», Володя Музалёв со своими охламонами» и прочие реконструкторы снимутся с места и расползутся кто куда до следующего лета.  А значит – в распоряжении у меня дня два-три, никак не больше.
Кора снова ткнулась носом мне в ладонь, требуя ласки. Я запустил пальцы в густую шерсть на холке, и собака заурчала от удовольствия, перекатываясь на спину и подставляя моим пальцам брюхо.
- Когда отправимся разбираться с «солнечным» маяком – отпустите собаку со мной на Штральзунд? Мы с ней, вроде как, вдвоём это островок обследовали, вот и продолжим…
- Отдам, куда ж от тебя денешься! - хмыкнул Валуэр. Только, думается мне, обследованием одного острова дело не ограничится. Но ты прав – оборудовать там постоянную базу будет полезно.
Я кивнул. На этот счёт у меня были свои мысли, возникшие, как только я услышал о грядущем возвращении на остров Скелета. Валуэр прав, база нужна, как и новый маяк взамен прежнего, «солнечного» - а раз будет маяк, то понадобится и смотритель, верно?  И пусть это будет человек, которому я смогу доверять целиком, и лучше – из моих земляков. Нет, поймите меня правильно – я не имею, вроде, поводов, не доверять мастеру Валу и его коллегам-Лоцманам, но… так спокойнее. Что-то – интуиция, чуйка, шестое чувство – упорно нашёптывало мне, что устраиваться на новом месте придётся  основательно, надолго.
…И, кстати, не забыть сделать соответствующую запись в судовом журнале «Штральзунда». Открыл остров – имеешь право дать ему название всё честь-по-чести.
Хотя – кто сказал, что это именно я его открыл?..

Отредактировано Ромей (23-10-2023 17:08:46)

+1

59

VII

До сих пор я был в Петрозаводске лишь однажды – году, помнится, в восемьдесят девятом, когда отправился вместе со своими друзьями-студентами и их подопечными подростками в Карелию, раскапывать заброшенные финские укрепления. Нет, не многоэтажные бункеры линии Маннергейма, возведённые их из камня и железобетона. Обычные блиндажи и дзоты из земли и брёвен, в которых воины страны Суоми сидели на всём протяжении Карельского фронта до 44-го года, когда началось наше наступление, выбившее Финляндию из войны. Но и здесь было немало интересного – помнится, мы провели там почти месяц, а на обратном пути я, вместе того чтобы отправиться с остальными в Питер, решил задержаться на пару дней в столице бывшей Карельской ССР – когда ещё представится такой случай?
На этот раз я не торопился навестить своих друзей-реконструкторов, обосновавшихся в лагере на Бесовом Носу. «Квадрант», выйдя с Фарватера на траверзе маяка (к моей радости он исправно действовал), развернулся на вест и через всё озеро пошёл к Петрозаводску. Если кто в лагере экспедиции нас и заметил – то виду не подал; идти тут было около пятидесяти кэмэ по прямой, ветер был попутный, и бригантина, распустив все паруса, резво бежала через озеро, не обращая внимания на низкие, острые волны, бившие в корму.
В порт мы заходить не стали; высадили меня южнее города, на большом мысу, вдающемся в озеро на несколько километров. Я помахал рукой шлюпке, проводил взглядом «Клевер» - мы с Валуэром условились, что ровно через полтора месяца, час в час, он подберёт меня там же, где и в прошлый раз, на траверзе Бесова Носа – и я направился в ближайшую деревушку искать транспорт до города. Документов у меня по-прежнему не было (да и откуда им взяться?) – но, прежде чем приняться за исполнение моего плана, следовало сделать пару звонков в Москву. Конечно, я мог бы одолжить для этого смартфон у кого-нибудь из реконструкторов - но, здраво обдумав ситуацию, решил обойтись собственными силами. Кое-какие деньги, полученные от обменных операций с «Капитаном Врунгелем» у меня ещё оставались – позвоню в Москву, поброжу по городу, осмотрюсь без спешки. Сегодня среда, а значит, «Клевер» совершает свой обычный рейс за продуктами через озеро – «Врунгель» обычно заканчивает погрузку часам к пяти-шести вечера и сразу покидает порт. Смеркается здесь поздно, в это время года ночи такие светлые, что вполне можно читать - так что поспеть до темноты он не торопится, вполне может прийти на «базу» и за полночь.
Пока же – у меня около трёх часов свободного времени; можно осмотреть, наконец, город, выпить кофе в одном из многочисленных кафешек и, главное – хорошенько продумать предстоящий разговор. Затея, честно говоря, отдавала некоторым безумием – но что поделать, если в этом мире у меня не слишком много людей, к которым я мог бы обратиться по такому необычному делу?
Я остановился возле здания почтамта. Интересно, есть здесь ещё междугородние телефоны, или вездесущая сотовая связь с междугородним роумингом уже успела с ними покончить? Я постоял немного, потом поднялся по плоским бетонным ступеням и потянул на себя массивную, словно из середины прошлого века, дубовую, с латунными ручками, дверь.

+2

60

- Было дело. - подтвердил «Врунгель». – Ждёт, дело-то небыстрое. Пока ему в старом, латвийском паспорте штамп какой-то поставили, для временной регистрации. Вроде, не цепляются, хотя, конечно неудобно. У нас по любому поводу бумажками человека обвешают, как барбоску блохами – а ещё твердят о возвращении соотечественников!
Я слушал и кивал. В прошлый раз мы с беглым латышом (хотя, какой он латыш – наш, русский, и родители русские) успели кое о чём условиться – и вот, пришло время узнать, не забыл ли он  о наших договоренностях. Дело в том, после недавно принятого в Латвии закона, по которому многим русскоязычным, а, следовательно, неблагонадёжным жителям республики было предложено всерьёз озаботиться сменой места жительства, многие из тех, на кого этот закон распространялся, потянулись на историческую родину. Из документов у этих людей были, как правило, только латышские паспорта да водительские права, утверждённого в Евросоюзе образца. По словам Валдиса, на российской стороне границы их принимали, считай, на веру – натянутые до последней крайности отношения между двумя странами, и без того натянутые, исключали любые запросы на предмет проверки подлинности документов, или установления подробностей биографии их владельца. Это меня и привлекло – если удастся обзавестись комплектом настоящих латышских документов, то можно попробовать легализоваться: подать, по примеру Валдиса, бумаги на получение гражданства, оформить временный вид на жительство – а дальше просто ждать, мирясь с неизбежными неудобствами, вроде невозможности оформить кредит и проблем с медицинским обслуживанием. Ну, это интересовало меня меньше всего – а вот тог, что латвийский паспорт с подобной отметкой позволял, к примеру, открыть счёт в российском банке, оформить кредитные карты, приобрести сим-карту для смартфона, без чего здесь, похоже, не обойтись – это было дело другое. А ещё – можно было попробовать сбыть в ломбарде пару-тройку побрякушек из «пиратского» слада. Я специально захватил несколько с собой – конечно, в ломбарде нипочём не дадут настоящей цены, но тут уж ничего не поделать, придётся смириться.
С Валдисом я побеседовал ещё до прихода на Бесов Нос. Моему появлению он совершенно не удивился – кивнул, протянул ладонь для рукопожатия и тихо, так, чтобы не слышал никто из команды буксира, сказал: «Помню, всё помню, Серёга. Придётся, правда, немного подождать – один мой рижский кореш дней через пять будет в Петрозаводске по своим делам –он и привезёт, так что готовь рыжьё…» Блатные словечки, которые он вворачивал в свою речь, звучали довольно забавно в  сочетании с явственно прибалтийским акцентом, к тому же, насколько я мог припомнить, «Врунгель» ни словом не обмолвился о тёмном прошлом своего механика – может, криминальных сериалов насмотрелся? Впрочем, это не моё дело – главное, что Валдис готов был принять в уплату за левые документы золото, а уж что делать дальше – я как-нибудь соображу, тем более, что в паспорте, как сообщил мне Валдис, уже стоит отметка о пересечении границы с Финляндией – как он уверял, самая настоящая, что, несомненно, обойдётся мне ещё в какую-нибудь «пиратскую» бранзулетку. Но дело того стоит – без такой отметки сочинить убедительную сказку для Миграционной службы, куда мне ещё предстоит обратиться, не получится, даже и пытаться не стоит…
В общем, будущее приобретало некоторые очертания – во всяком случае, что-то конкретное уже проступало из тумана, а уж как оно пойдёт дальше, это, как говорят в одном южном приморском городе, будем посмотреть.
«Клевер» успокоительно тарахтел дизелем. Ветер стих совершенно, поверхность озера превратилась в зеркало, по которому разбегались из-под форштевня буксира длинные усы. Небо оставалось светлым, несмотря на то, что стрелки часов (моих прежних, «командирских», с положенным количеством рисок на циферблате) показывали половину двенадцатого. На ост, у самого горизонта, на воде лежало плоское– по опыту прежних плаваний по Онеге я знал, что за ним-то и скрывается узкая полоска суши, на самой оконечности которой, в окружении чахлых сосенок высится белая башенка маяка Бесов Нос.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » "Ученик Лоцмана"