Dylan написал(а):Андрей79 написал(а):
В общем, что-то они там награбили, но вряд ли очень много, поскольку награбить мало - надо это еще как-то вывезти.
До 40 тысяч вагонов одного продовольствия. И это только официально и то, что доехало. И не считая реквизированных лошадей для армии, того, что непосредственно на месте сожрала немецко-австрийская группировка и то, что уехало частным образом (фельмаршал Эйхгорн, емнип с мая, официально разрешил всем своим подчиненным отправлять продовольственные посылки в фатерлянд).
Конечно рассчитывали немцы на большее, на сильно большее, раз так примерно в 9-10, договоры с Радой и потом со Скоропадским оценивались примерно в 300 тыс вагонов... Но тем не менее подспорье вышло не малое.
Дело в том, что основной тогдашний вагон двухосный имел грузоподъемность 16 тонн. То есть это, если считать, что все это было зерно и зерновые грузы - 640 тыс. тонн. Не сказать, что сильно густо... Сколько немцы получили от незалежных хохлов в условиях перманентной гражданской войны и огромного количества "батек", которые тоже паслись вокруг железной дороги - вопрос открытый.
Плюс еще надо учитывать фактор пропускной способности железных дорог. В тех краях до ПМВ основными, современными на то время, типами паровозов, были Ов, Щ и им подобные - 600 индикаторных лошадиных сил (современная "маневрушка" ТЭМ-2УМ, ТЭМ-18 - 1200). То есть один состав мог весить тонн 300-400 от силы, а перевозить нетто - примерно 2/3 от этого веса. Плюс перевалка на польской границе на колею 1435 мм, с перманентным разворовыванием всего, что можно.
Так, что поставки с Украины особого влияния на продовольственный баланс страны с, емнип, 65 миллионным населением оказать не могли. Если рассчитывать по современным нормативам, то на прокорм одного человека надо минимум полтонны зерна в год, это с учетом фуража. Это без учета того, что в те времена потребность в фураже была много выше. Но пусть даже так - на прокорм Германии надо 32 млн. тонн зерна в год. 640 тыс тонн - это 2%. Ну, ладно предположим (ну, вдруг мы решим исторический анекдот написать ), что Скоропадский был идеально честным и выполнил все свои обязательства, это еще 4,8 млн тонн в теории. То есть максимально возможный теоретически объем не превышает 15% от годовой потребности. Вообще первая цифра выглядит более правдоподобно - вероятно, это то, что немцы смогли физически вывезти.
Что касается скоропорта, то в те времена его возили в вагонах-ледниках, через непродолжительное время пополняя лед на станциях. Вряд ли эта инфраструктура уцелела во время войны. Но, в любом случае объемы будут весьма незначительные.