Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » РАТИБОР. РАССВЕТ ЦАРСТВА


РАТИБОР. РАССВЕТ ЦАРСТВА

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Предисловие: есть у меня давнее, не то чтобы увлечение, а так занятие время скоротать - нравится мне рисовать фэнтези карты. С тех давних пор когда в руки первый раз попался сборник "Властелин колец" с картой Арды, которую нарисовал Толкин. Сперва рисовал на бумажках, потом надыбал онлайн сервис INKARNAT. Сперва он был бесплатный потом стал платным. Сперва рисовались маленькие карты, потом большие. А потом наантазировалась огромная карта некоего мира и начал приходить в голову сюжет - что то вроде славянского фэнтези.
А потом и замысел сложился - захотелось написать что то вроде "Руси изначальной", с добавлением фэнтези антуража  - орки, гномы всякие. Эльфы западные (которые есть пицензураы по своей подлой натуре, ибо с запада что может быть доброго).

В общем карта рисуется, книга пишется. Что получится в итоге и сам не знаю.

+1

2

* * *
Из летописи «Исток земли Росской» Протагора Летописца: … предания говорят что первые люди — Эдай (Эдан) и жена его Ила пробудились в земле асов, у подножия горы Эр, что в самой середине мира. Старшим сыном Эдая был Люд, и потому название всему роду - люди. Старшим сыном Люда был Чел, старшим сыном Чела был Век, который прожил сто лет. Иные предания говорят что Чел и Век оба были сынами Люда. И оттого другое название народу — человеки. Старшим сыном Чела был Мир. Старшим сыном Мира был Ассур. При Ассуре много людей стало в земле Эдая и была меж ними распря за жен, земли и соль. И стали люди биться друг с другом, и многие были побиты даже до смерти.

Тогда Ассур ушел из земли Эдая и долго скитался. И были ему видения во снах. Ассур вернулся в удел отца своего и сделал тайно доброе оружие — длинные ножи и копья с жалами из бронзы, и щиты, и пращи для метания камней. Собрал Ассур вокруг себя сынов и сыновей сынов и дал им копья, щиты и пращи.

После чего собрал Ассур всех людей, потомков Эдая, в месте, где потомки Аса потом возвели Врата Ассуровы, и поведал им что были у него видения во снах. Ассур повелел людям идти в разные пределы Эриона и там брать себе уделы и наполнять земли людским родом.Но люди не пожелали исполнять волю Ассура и хотели убить его до смерти, но встали перед ними сыны Ассуровы и сыны сынов их с добрым оружием в руках. Другие люди до сего не знали ни бронзы, ни железа, но только дерево и камень знали они. Страх объял людей и признали они волю Ассура. Ассур разделил людей на племена. Во главе каждого племени поставил сыновей своих.

Сыны Ассура — Парс, Арий, Вал, Хунн, Торк, Инд, Хань, Харм, Арав, Негор и Ас. Они бросили жребий —в какие пределы Эриона им идти. Парсу, Арию и Валу выпал жребий идти в западные пределы Эриона. Хунну, Турку, Инду и Ханю выпал жребий идти в восточные пределы. Харму, Негору и Араву выпал жребий идти в южные пределы.

Младший сын Ассура Ас не бросал жребия и остался с отцом беречь покой его. С тех пор земля Ассурова и гора Эр стала уделом асов. И пошли люди во все пределы Эриона.

В «нижние землях», в месте где сходятся реки Тигор и Ферат, людей привел старший сын Ассура — Парс. Старшие сыны Парса — Скиф, Арий и Парфян. Парс бросил жребий между Скифом и Арием — кому в какую сторону идти. Арию выпал жребий идти на закат, Скифу выпал жребий идти на полночь. Парфян, младший сын Парса остался с отцом и получил в удел Нижние земли. Старшим сыном Парфяна был Парсуд и при нем положено было начало Парсудскому царству.

Скиф, старший сын Парса, пошел по Великой реке на полночь. В месте, где в Великую реку впадает река Эбора он встретил народ гномов и был между ними торг. Люди дали гномам хлеб и скот, гномы дали людям железо и медь.

Сыны Скифа — Алан, Тавр, Невор, Киммер, Сармат. Старшим сыном Скифа был Алан, старшим сыном Алана был Тавр, старшим сыном Тавра был Сармат, старшим сыном Сармата был Словен. Словена окрестные народы признали первым среди равных. Сыновья Словена — Рос, Балт, Валх, Винет и Крив. Крив получил в удел земли на севере, меж Серединными горами и Северным (Полуночным) морем, от него произошли кривичи. Балт получил в удел земли на берегу Полуночного (или Нордского) моря. Валх получил в удел земли при южных склонах Эр-Эборовых гор.

Рос, старший сын Словена, получил в удел земли по Великой реке, и от того времени имя реки — Рось. От него произошли росские князья.

Примечание к летописи сделанные Анаксогоритом Элейским, ученым мужем, профессором Китежской Академии светлых искусств:

Как было положено начало человеческому роду в Эрионе доподлинно неизвестно. Первые люди не знали письменности и не оставили вещей, по которым можно было судить о том, что происходило в начале становления человеческого рода. Изложенная хроника представляет усредненный вариант составленный на основании устных преданий, признаваемые относительным большинством народов Эриона.

* * *

Величаво несет свои воды на закат Рось-река. В этом месте, где пращур росичей Гардар основал когда-то свое селище, река широка настолько, что молодой отрок едва видит дальний берег. Что уж говорить о старце, чьи очи давно утратили былую остроту. Князь-старейшина Велемир сидел на стене, что примыкала к угловой башне, и смотрел то на реку, то на землю перед стеной. Сторожа поставили здесь скамью, чтобы князь после ежедневного обхода мог дать роздых ногам, погреть на солнце старые кости.

Тяжкие думы одолевали князя. Нелегко, ох нелегко нынче словенам. Плохие настали времена. Хуже нынче словенам, сильно хуже чем при хуннах. На севере кривичи, младшие братья росичей, бьются с северянами-скандами и не могут одолеть. На западе потомков Балта и Валха давят германы и бретоны. По весне пришла нерадостная весть – германы разбили ополчения ободритов и никлотов и заняли левый берег Лабы. Виданое ли дело: Лаба, бывшая ранее серединой удела среднего сына*, отныне пограничная река.

А с юга, что ни год, приходит великая беда – орда орков.

Раньше росские грады стояли далеко по течению реки. Берестов, Каев, Уголич и многие селища ныне разорены и сожжены до тла. Люди ушли от берегов Роси в лесные чащи. Теперь Гардар, стольный великокняжеский город, стоит на кону между росами и орками.

Будучи великим Великим князем росским, Велемир не раз водил дружины росичей навстречу орде. Все старшие Велемировы сыновья пали в битвах. Последний, младший сын Рогволд, подняв великокняжеский стяг вместо одряхлевшего отца, повел войско против остроухих людоедов*.

Когда-то Велемир жаждал восстановить единство потомков Словена. В молодых летах, еще не будучи Великим князем, он дважды ходил с малой дружиной на берега Северного моря к ободритам, биться против германов. Посылая послов в Винетию, Валахию, к балтийским и кривеческим князьям, он надеялся, что словены объединятся и как встарь, при Ратиборе Славном, будут биться со своими врагами вместе.

Пустые были надежды. Не пришли под росские стяги ни валахи, ни балты, ни винеты, ни дальние кривичи. А на другой год уже сам Велимир принимал послов балтийских словен, что просили о помощи старшего рода. Не дал Велимир помощи балтийцам. Не от обиды не дал помощи, но от того, что шла в тот год на росские земли большая орда. Не вышло согласия между словенами. Так и бьются словены, каждый в одиночку против своих врагов…

Не только люди бьются с ордой. Гномы Эр-Эбора не раз выходили ратиться с эльфийскими последышами* - орки, наущаемые эльфами, все чаще вторгаются и в пределы гномьего царства…

Два месяца назад, с дальней заставы, что на Страж-острове прилетели голуби с повязанными черной нитью ногами, что означало — идет большая орда. Рогволд, созвав росские дружины, ушел вниз по реке, чтобы дать битву далеко от стольного города, не пустить орду в ближние земли, не дать оркам разорить и пожечь селища.

Медленно текут мысли, но быстро бегают глаза по земле. Велимир сторожит внука, Рогволдова сына Ратибора, которому этой весной исполнилось пять лет. Ратибор вместе со сверстниками скрылись где-то в кустах между стеной и молодой березовой рощей, что была оставлена для гуляний молодых парней и девок. Или как сейчас — для отроческой забавы. Если с этой стороны придет враг, рощу срубят или спалят. У каждого отрока - туесок* с крашеной луковой шелухой водой. Тот из них кто сумеет прокрасться на малое расстояние, с которого сможет метнуть туес до стены, получит право ночью быть на стене с дозорными – большая честь отрокам сторожить город наравне с полноправными ратниками. Дозорные на стене ищут мальчишек, у них заготовлены такие же туеса, если дозорный увидит мальца, то метнет туес в его сторону. Велимир знал – дозорные забились на монеты, кто больше пометит краской отроков.

В версте от городской стены начинался лес. Старый князь нашел глазами приметное место, где над лесом возвышается оскорь* – священный дуб, дар богов своим внукам. Словенин рубит деревья, посаженные предками на лесных полянах, близ погостов и славищ. Войдя в полную силу мужа, сам, набрав по осени желудей, сажает их в плетеные короба, чтобы по весне принести проросшие росткина заповедное место и продолжить дело пращуров. Дерево за двадцать пять весен достигает в высоту десять саженей, а вековой оскорь возвышается над лесом как взрослый муж над толпой отроков.

Древесина оскоря прямая, гибкая и легкая, но при этом прочная. Нижние оскоревые ветви идут на изготовление луков, топорищ. Из них делают ратовища* для сулиц, охотничьих и боевых рогатин. Из стволов оскоря, шириной не менее чем в пять мужских обхватов словены ладят струги*. И погребальный костер, на котором души словен возносятся на небесную твердь, слагают так, чтобы верхний слой дров был из оскоревых ветвей.

* * *

На западной, смотрящей на Рось, стене протяжно завыл рог. Через десяток ударов ему вторил еще один, а еще погодя — забило бронзовое било на башне. Ни на западе, ни на юге не было огней и дымов, которые обозначали тревогу.

Так что?! -неужели дружины росские возвращаются домой после похода?! Велемир пошел по стене на запад. Отроки, бросив забаву, бежали к городским воротам. Краем глаза отметил старый князь, что внук бежит среди всех первый, значит близко подкрался он к стене.

Когда Велемир дошел до середины пути, ему навстречу прибежал гонец с вестью.

По Роси, в сторону города, идут струги, уже видны росские стяги.

Через пение петуха, на городской пристани было уже не протолкнуться. На первом месте стоял князь-старейшина. Рядом стояла жена Рогволда, княгиня Млава с Ратибором, который в нетерпении носился по пристани, словно молодой жеребенок. Млава с тревогой смотрит на реку, где идут росские струги. На корабле под княжеским стягом, ищет знакомое лицо и не находит. Первый струг подошел к пристани, и сердце Млавы упало в ледяную стужу, потому что не стоял князь у борта. Упали сходни и на пристань сошли воеводы Трувор, Изяслав и племянник Велемира, удельный князь* Воедим, держащие в руках щит, меч и шелом Рогволда.

Воевода в пояс поклонился Велемиру, потом людям и произнес:

- Милостью богов росичи одолели орков, побили их бессчетно и прогнали в степи. И помедлив, продолжил:

- Великий князь Рогволд пал в битве. Прости князь-старейшина, не уберегли мы князя.

Велемиру словно палицей ударили под дых. Князь покачнулся, и если бы не посох, наверняка бы упал. Рядом в беззвучном рыдании, обняв сына, опустилась на колени Млава. Долго стоял Велимир, застыв словно истукан, в недвижимом безмолвии. Потом шумно задышал и повелел:

- Сегодня правим тризну по павшим, завтра же посылайте гонцов к князьям. Будем собирать вече*.

С натугой Велемир поднял сноху и повел ее прочь с пристани. Рядом, держась за материнскую руку, побитым щенком плелся внук.

* * *

С кораблей, приставших к берегу сходили воины. Сходили без стыда, прямо глядели в глаза встречающим — великую победу одержали росичи. В славной битве разбили орочью орду. Дорогой ценой далась победа - треть росского войска полегла на поле брани.

В поле перед городскими воротами готовились к великой тризне. Разводили костры, на речном берегу резали скот. Из городских ворот катили телеги с бочками с кваса и меда. Несли снеди - вернувший с победой воин не должен иметь нужды ни в сладких явствах, ни в хмельном питии.

В это же время наушник Велемира, успевший встретиться с преданными людьми, рассказывал князю, как погиб его последний сын.

Хорошее место для битвы выбрал Рогволд, правильное. И дружины расставил верно. Между берегом Роси и лесом встали росичи. Засадная конная дружина укрылась в лесу. Орки, сблизившись с росским строем, метнули топоры и короткие копья, бросили тяжелые камни и ударили в центр росского войска всей силой. Тяжелая была битва, но росичи выстояли, выдержали удар орды.

После того как люди выдержали первый тяжелый натиск и дружины левой руки стали одолевать, орки сделали сильный натиск вправо, где бился Воедим. Дружины правой руки вел воевода Колояр. Воедим же метал стрелы с коня позади. Князь перешел на правую сторону, и правая сторона устояла от орочьего натиска. Сзади подошла наемная скандская дружина, которую вел Мал, сын Воедима. И когда уже росичи почти одолели, и засадный полк ударил оркам в спину, князь и воевода с малым числом воинов сделали натиск, сканды же отстали и Рогволд с Колояром оказались в окружении. Пали росичи - дружинники Рогволда, пал воевода, и сам князь пал, и только потом подошли сканды и отбили тело князя.

Когда несли росичей на погребальный костер, верный Велемиру боярин Радим был среди тех, кто нес тело Колояра, и углядел на нем раны от росских стрел. Стрелы тогда из-за строя метали Воедим и его ближники.

Воедим приходился Велемиру племянником, был он сыном Ростислава, брата старшего брата Велемира, который погиб не быв в свое время Великим князем. Яромир, Великий князь росский, отец Ростслава и Велемира, отослал внука с матерью к кривичам, чтобы не допустить свары меж его потомками. Мать, перед тем как взойти на погребальный костер за мужем, закляла Велемира не искать смерти племянника и вернуть его на Рось. Велемир, уже будучи Великим князем, послал гонца к кривеческому князю Рулаву, в доме которого обретался Воедим, с наказом выслать племянника. Приехавшему Воедиму он дал в кормление хороший удел и отступного серебром, взамен же, перед лицом Богов, Воедим отказался от великого княжения за себя и потомков. Зря Велимир дал обет матери, надо было убить племянника, когда была возможность. Злом отплатил Воедим за милость, ядовитым аспидом притаился до времени и, доставшись своего часа, ужалил.

Горькая тяжесть давит на сердце Велимира, не уберег он род, не умножился он в потомках. Одна надежда — внук Ратибор. Если уцелеет и возмужает — сможет продолжить дело Велемирово. Но для этого старому князю еще надо потрудиться. Уже полетели голуби в Китеж и другие росские города. Через десять дней соберутся князья-наместники и бояре на Вече. И другие дела должен успеть Велемир, дела тайные. Не надеясь на людскую волю, сделать так чтобы сноха с внуком выжили в любом случае...

* * *

Три месяца спустя…

Тихо скользит по речной глади небольшая ладья. Ход вниз по реке не требует труда гребца, но трое гребцов с каждой стороны без устали работают веслами. На корме, закутавшись в плащ, сидит молодая женщина с малым сыном.

Млава, княгиня росская, бежит из стольного града. Семь лет назад, молодую княжну, дочь Великого князя Винетского, привезли в невесты Великому княжичу Рогволду. Когда Млава сошла с ладьи на пристань, ее с великой честью встречал весь город. А теперь она бежит в страхе за жизнь сына.

Три полных луны прошло с тех пор как, вернувшиеся из похода на орду, дружины принесли весть о гибели ее мужа. Храброй смертью пал Рогволд, но и подлая была эта смерть — верные люди донесли, что братан* Рогволдов Воедим подстроил так, что князь попал в окружение. После тризны по павшим, князь-старейшина Велимир, свекр Млавы, созвал вече. Воедим сговорился с некоторыми наместниками и боярами и его поставили князем-местоблюстителем, пока Ратибор, сын Рогволдов, не возмужает и не примет великокняжеский венец. Велемиру же тогда не хватило верных людей унять предателя.

А через месяц Воедим посватался к Млаве по обычаю ужничества*. Не в брачный терем пошла бы Млава с подлым ненавистником, а вогнала бы ему нож в черное сердце. Ломая себя, пришлось отказывать жениху с полным вежеством. А вскоре сканды, наемники Воедима, убили Велемира. Князь-старейшина на закате дня, по привычке обходил городские стены. В месте, куда Воедим поставил стражу из скандов вместо росичей, к Велемиру подошли трое. Один, со спины зажал Велемиру рот, двое других сдавили грудь старика, пока сердце не остановилось. Верный слуга издали наблюдал за князем тайно и, увидев убийство, упредил Добруна — дядьку* Ратибора. Добрун, тайным ходом вывел Млаву с сыном за городскую стену на реку, где всегда наготове была лодка с верными Велемиру воинами, делавшими вид, что тешатся рыбной ловлей.

До рассвета беглецы должны добраться до урочного места. Там ждут кони и люди, которые отведут вдовую княгиню с сыном на заставу, где держит власть верный Велемиру воевода. Оттуда, небольшим отрядом, они начнут путь в Винетию. Пойдут на лошадях, тайными тропами. Долгой и трудной будет дорога.

* * *

Десять лет спустя

Воедим сидел в княжеском тереме один. Перед ним стоял серебряный кубок тонкой работы и кувшин с ромальским вином. Князь наместник пил дорогой напиток и не чувствовал его терпкой сладости. Тяжелые мысли одолевали Воедима. Вспоминал он события пятнадцатилетней давности.

Когда винетская княжна, привезенная в невесты Рогволду, сошла с ладьи на пристань, Воедим забыл как дышать, настолько глянулась ему Млава. Словно молодой парубок, еще не познавший женской ласки, а не зрелый муж, Воедим тайно вздыхал по красивой винетке. На свадебном пиру Воедим упивался медом и был вкус меда горек как сок лопуха. Когда молодую княгину повели в свадебный чертог, Воедим отойдя за стену, в кровь разбил себе кулаки. Ненависть к Рогволду смешалась со страстью обладать его женой. Хитростью и подлостью избавился Воедим от Рогволда, хотел избавится и от Ратибора, да не вышло — Велемир приказалдядьке княжича Добруна охранять его неотлучно. Наемник Воедима, сканд Индульф устроил ссору с Добруном. На поединке Добрун зарубил Индульфа, а Велемир приставил к внуку и снохе еще двух охранителей. Сохранил Велемир Млаву и Ратибора, хорошо что сам не уберегся — верные Воедиму сканды, подкараулив старика, убили его. В тот же день Млава с сыном сбежала из города,ускользнула от него, как голубица из клети. Велемир, старый ворон, прежде чем сдохнуть, успел скрыть сноху и внука. И богатую княжескую казну, которая сильно была нужна Воедиму. Половинная доля казны должна была уйти тем наместным князьям, которые сговорившись с Воедимом поддержали его на вече, сделав его местоблюстителем княжеского венца. Когда Воедим и князья вошли в казенный терем, то нашли там одну мягкую рухлядь и немного серебра, которого даже не хватило чтобы расплатиться со скандами.

А через год из Изборска, стольного города Винетии пришли нерадостные вести. Наушники доносили, что Млава вместе с Рагдаем обретается при доме своего брата Бурислава, Великого князя винетского. Воедим посылал послов к Буриславу спрашивая - отчего князь держит у себя росскуюкнягиню с сыном. Бурислав ответил, что Млава, княгиня росская с княжичем гостит у брата. И что когда княжич возмужает, и будет готов принять великокняжеский венец у местоблюстителя, тогда он отправит внука обратно. Намек был понятен: Ратибор — сын и внук великих князей, но он и Буриславов племянник. Если он станет великим князем росским — добро будет Винетии.

Воедим дважды потерял первенство перед Ратибором. Первый раз когда его отец, будучи старше Велемира, погиб на охоте, не став великим князем. Дед Яромир отослал внука к кривичам. Другой раз сам Воедим уступил родовое первенство -возмужав и вернувшись, не дерзнул требовать княжения у дяди, но у священного столба дал клятву не претендовать на великокняжеский венец.

Год назад Воедим собрал Великое Вече, на котром На Вече подговренные Воедимом князья и бояре провозгласили Воедима Великим князем Росским. Несогласных Воедим смирял силой. Южные росские земли, отказавшиеся принять его княжение Воедим оставил без помощи и нынче они терпят от орды.

Знал Воедим — росичи посылают к винетам гонцов, справляются живы ли ныне Млава с Ратибором. Не будь орды, Воедим бы измыслил повод для войны с Винетией. Разбив винетов, отомстил бы за позор. Голову Рогволодова отродья разбил бы о стены. Млаву, поругав, задушил своими руками или отдал бы на позор своим наемникам… Но не пойдут росичи воевать восток, когда с юга, что ни год приходит орда.

Дважды уже опустел кубок. Все более черные мысли терзают Воедима.

Давние события приходят на память. Велемир, став великим князем, послал к Рулаву, в доме которого обретался Воедим, гонца с наказом вернуть племянника. Рулав, под видом сохранения дорого гостя, а на самом деле под стражей отослал Воедима на Рось. Приехавшего племянника Велемир послал на дальнюю заставу на границе со степью. Поначалу было все хорошо, Воедим показал себя умелым воином, хорошим лучником — внука великого князя учили добрые воины и на совесть. А потом случилось то что он старался забыть уже многие годы. Заставный воевода послал в степь дозор из десятка воинов, во главе которых был Воедим. На обратной дороге, Воедим ради сокращения дороги повел дозор через заросшую камышом балку. И аккурат по середине балки, дозор попал в орочью засаду. Свистнули перевязанные кожаными ремнями камни бола*, путая ноги лошадям, мелькнули копья и топоры, в метании которых орки искусны также, как росичи в стрельбе из лука. Четверых воинов орки поразили сразу же насмерть, оставшиеся семеро, потеряв лошадей стали в круг для боя. Орки не стали биться. Сверху метали тяжелые камни разбивая щиты, потом стали бросать сети.

Пятерых заставичей взяли орки живыми. Сперва, избив и лишив одежды их поставили в середине орочьего круга. Потом к ним подошли двое с закрытым лицом, похожие на орков, но не орки. Беря пленника за подбородок, подымали голову, внимательно глядели глаза, ища в глубине души нечто ем надобное. Двоих росичей, на которых они сперва указали, забили до смерти. Следующего пленника поставили перед орочьм вождем на колени. Тот спустив штаны, пустил на землю струю мочи и повелел пить ее. Дважды отказывался росич от позора и дважды его били. После третьего отказа орк размозжил росичу голову палицей. Потом перед орком поставили Воедима. Не выдержал Воедим боли. Как собака лакает блевотину, так и он стал лакать орочью нечистоту. Ему дали нож и показали на последнего пленника, по имени Млад. С презрением смотрел Млад на подошедшего к нему Воедима, кровавой слюной харкнул ему в лицо и тот не сумел увернуться. Дрожащий от страха и стыда, Воедим полоснул Млада по горлу.

Потом с ним говорил, закрывший лицо незнакомец, а второй рядом писал свиток. Спустя годы Воедим понял, что это были эльфы. Эльфы распросили Воедима обо всем — о заставе, о росских градах и дружинах, какого он рода. Узнав что он княжич, незнакомцы переглянулись, Воедим тогда не обратил внимания. Эльфы повелел оркам отпустить Воедима, вернуть ему одежду, оружие и коня. Перед тем как опозоренный Воедим тронулся в путь, незнакомец вручил ему ромальскую монету с пробитыми в ней дырочками и сказал, что к нему придут и покажут такую-же. И если Воедим не хочет чтобы о его позореузнали на Роси, пусть слушает того, у кого будет монета. Пять лет назад на Торговом острове, Воедима отозвал в сторону купец-харазец и показал ему монету...

* * *

Млава, росская княгиня, стояла у окна, и смотрела вдаль. Где то там далеко, на юге, - ее кровиночка, ее жизнь, ее сыночек — княжич Ратибор. Тяжкая выпала ей доля. Любимый муж погиб в битве с ордой. Подлый Воедим, устроивший гибель Рогволда, ныне княжит полноправно. Не будь жив тогда князь-старейшина, не жить бы ни Млаве, ни Ратибору

Мудрым и опытным владетелем был Велемир. Большую казну собранную дедом, отцом и им самим изрядно приумноженную он тайно вывез из Гардара. В казенном тереме осталась рухлядь и немного серебра. Золото, каменья, драгоценная утварь и дорогое оружие побратим Велемиров, Стемид, ныне наместный князь каничей, скрыл в одном из своих селищ близ Коростеня, в котором он княжил. Под присмотр преданного воеводы на дальнюю заставу, из оружейного терема в вывезли дорогое, откованное гномами оружие и брони.

Когда росская рать вернулась с известием о победе и гибели сына, до того как собралось Вече, Велемир отправил в Венетию ладью, якобы для торговли. На ладью погрузили ромальское вино, шкуры редких лис-чернобурок. На дно ладьи уложили увязанные пучками стрелы, оружие. Двадцать воинов из княжьей дружины во главе с боярином Гораном отправил Велемир для охраны. Горан имел тайный княжий приказ – случись беда в Гардаре, ждать пока не прибудет тайным путем Млава с сыном, по прибытии же – не возвращаться на Рось, но остаться служить. Еще вез Горан в Винетию сундучок с казной — золотыми и серебряными гривнами*, дорогими самоцветными каменьями.

Вещим оказался старый князь. Себя не уберег, а сноху и сына спас от верной смерти. Добравшись до Винетии, в ноги брату кинулась Млава, моля о защите, хоть не для себя, но для сына. Великий князь Буреслав принял сестру. В княжеском тереме Млаве выделили покои. Буреслав дал сестре в кормление малую волость. Три десятка росичей стали ее дружиной, для них Млава на посаде купила усадьбу - пригодился и сундучок с казной.

Малолетнего княжича Буреслав отправил взрослеть на дальнюю заставу к верномувоеводе. С тяжелым сердцем Млава отпустила сына. Десять дружинников-росичей попеременно жили на той заставе, сберегая молодого княжича.

* Средний сын – имеется в виду Балт, которого росичи считают вторым сыном пращура Словена, по имени которого называют свой народ. По росским преданиям у Словена было пятеро сыновей — Рос, Балт, Валх, Винет и Крив. Рос – старший сын, отсюда притязания росичей на главенство среди словенских народов.

* Людоеды — для орков человек не только враг, но и пища.

* Эльфийские последыши — ругательное прозвище орков. Орки были рабами эльфов, гребцами на эльфийских кораблях, когда те прибыли в Эрион. После изгнания гномов с Закатного острова (который сейчас принадлежит эльфам и бретонам), эльфы «отпустили» орков, на восточный берег Теплого (Медиатерранского моря), в Нижние земли. За время до начала завоевания эльфами Эриона, орки сильно размножились. Орочьи орды разгромили и уничтожили все государства Нижних земель, а затем полностью заняли Великие степи.

* Оскорь — священное дерево словен, разновидность дуба

* Туес — сосуд из бересты с деревянным дном.

* Ратовище — древко оружия

* Удельный князь — росич княжеского рода, которому Великий князь дал в кормление удел. Удел — это определенная территория (волость или несколько волостей) с которых удельный князь собирал урок (подать) в великокняжескую казну, часть урока (подати) удельный князь оставлял себе на содержание дружины. Были еще удельные бояре — росичи не княжеского рода, но начальные воины, обычно сотники.

* Вече — собрание князей и бояр, на котором принимаются важные решения, обязательные к исполнению во всем княжестве

* Братан — двоюродный брат

* Ужничество — брачный обычай среди словен, когда вдова выходит замуж за его ближайшего брата, чтобы сохранить род. Дети, рожденные в этом браке, считаются детьми покойного брата.

* Дядька — воин, приставленный к ребенку знатного рода в качестве охранника и воспитателя.

* Бола — болас, охотничье метательное оружие, состоящее из связки ремней, к концам которых привязаны обёрнутые кожей круглые камни

* Гривна — денежная единица в серебре или золоте. Эталон веса.

В основе гривны росичи, а за ними и все словены, считали вес ячменного зерна. Весовая и денежная система основаны на кратности членов человеческого тела.

10 зернышек ячменя (по числу пальцев на руках) = 1 зернь

1000 зернышек ячменя = 100 зерней = 1 малая гривна (или полугривенка)

2000 зернышек ячменя = 200 зерней = 2 малые гривны (по числу рук у человека) = 1 большая гривна (или голова или просто гривна)

1 малая гривна (или полугривенка) рубилась на 5 равных частей (рублей) по числу пальцев на одной руке

1 большая гривна (гривна) рубилась на 10 частей (рублей) по числу пальцев на обоих руках

1 рубль = 2 хороших соболя (старых и зимних)

1 соболь = 5 бобров или лис

1 бобр или лиса = 2 белки

1 серебряная гривна = 2 полугривенки = 10 рублей = 20 соболей = 100 бобров = 500 белок

Соотношение строимости серебра и золота 1 к десяти. 1 золотая гривна = 10 серебряных гривен.

+3

3

Из летописи «Исток земли Росской» Протагора Летописца:

Княжество Рось

Старшим сыном Словена был Рос. Ему в удел были даны земли по великой реке что меж Серединными и Эрборскими горами и идет до Теплого моря. С тех пор название великой реки — Рось. Старшим сыном Роса был Рус, старшим сыном Руса был Трувор, старшим сыном Трувора был Рорик. Старшими сынами Рорика были Гардар и Кит, которые родились оба сразу. Когда пришло время их, они бросили жребий — кому каким уделом владеть. Гардару выпало по жребию владеть левым берегом Роси. В месте где в Рось впадает река Эбора, он основал городище Гардарово — ныне это Гардар, западная столица Росской империи. Киту выпало по жребию владеть правым берегом Роси. В Озерном краю он основал городище Китежево, ныне — Китеж, восточная столица Росской империи. Другие сыновья Роса поселились по берегам Илвы, Каны, Кипени, Валаги и других рек поросских.

Старшим сыном Гардара был Рус, старшим сыном Руса был Коназ (Кнес или Князь). Старшим сыном Кита был Лют. Среди сыновей Люта началась распря за старшинство. Пришел Коназ с дружиной и часть сыновей Лютовых, а также много бояр китежских стали за него. Так Коназ стал главой среди старших родов Роса.

К Коназу приходили илвичи, каничи, волжане и иные росичи младших родов с дарами, и он судил их. Так Коназ стал головой всех росичей. Собрав большую дружину Коназ ходил на север, за земли потомков Балта — воевать тамошние народы за обиды, что они нанесли словенам. Ходил Коназ с дружиной воевать народы валашские и брал с них дань. И с винетами воевал коназ и брал с них дань. И князь винетский Борт, признал Коназа первым среди росских князей.

До Коназа старший из владетелей с дружиной сам с дружиной объезжал росские земли и брал оброк хлебом и мехами. Коназ разделил княжество на волости и в каждую волость поставил тиунов из бояр: окольничего — собирать княжий оброк и судить княжьим именем и воеводу — водить волостное ополчение. При Коназе росские земли распространились до того места где Торговый остров и Рось называется Великой.

Коназ — первый из великих князей росских, имя его стало титулованием властителей росских, а потом и всех словенских.

* * *

У корней могучего дуба притаился Ратибор. В руках у молодого парубка* — охотничья рогатина, за сапогом — длинный нож. Вокруг пояса в несколько рядов повязана веревка. Кроме обувки, рубахи и портов, у Ратибора на поясе висит малая сума с завязанной в узелок щепотью соли, кремнем и кресалом. Кресало — кусок ножа, остро заточенный, им Ратибор убирает с лица первую поросль. Молодым парням, пока не покажут себя достойными, запрещено носить усы и бороду — украшение мужа. Ратибор терпеливо ждет, скоро наступит его день. Завтра, перед закатом начнутся смотрины*. Ратибора, вместе со сверстниками, опытные дружинники, собравшись в круг, будут судить — считаться им отныне воинами или еще рано. Но до того времени надо вернуться с хорошей добычей.

На рассвете юноши, бросив жребий кому в какую сторону идти, разошлись на охоту. Кто принесет знатную добычу, кабана или молодого тура — удостоится похвалы, кто принесет мелкую дичину — будет терпеть насмешки.

Малым отроком привезли Ратибора на заставу. Оторванный от матери, первое время жил он словно дикий зверь в клетке. Немало горьких слез тайно пролил Ратибор на землю. Когда жив был отец, Ратибора, приставленные дядьки, начали учить воинскому делу едва он начал ходить. Тогда к малому княжичу относились любя, бережно. На заставе все было по иному. Дядька Добрун, прежде бывший ласковым, на заставе стал словно камень - суровым и холодным.

На первые смотрины, отроки приезжают когда им исполнится десять лет. Отцы с рождения учат сыновей. Из детского лука-однодревки отрок должен попасть стрелой в соломенный сноп на сорока шагах, с одного удара перерубить осокоревую ветвь толщиной в свою руку, ездить верхом. Метнуть камень размером со свою голову на тридцать шагов. Кто сего не сделает – отправят обратно доучиваться, а это – позор и отцу и роду.

Прошедших смотрины отроков дружинники забирают на заставы. Начинается трудное, и жесткое, порой жестокое ученье. Вставать приходится до рассвета, ложиться после заката. Подростков заставляют бегать, прыгать. Сперва вольно, потом с грузом на спине. Стоять неподвижно, зажав меж ног тяжелый, обшитый кожей, камень. Парня сажают на подвешенное бревно, и раскачивают, заставляя держаться коленями — сие надобно для того чтобы всадник мог править конем одними ногами, без помощи рук. Заставляют метать камни и поленья, тянуть веревкой груженую камнями бадью — готовят молодого родовича к тугому взрослому луку.

Так отроки живут год. Потом уезжают обратно в села и грады, к своим семьям.

Второй раз молодые парни приезжают на заставу когда созреют до первой бороды. И уже учатся по настоящему — биться боевым оружием, нападать и отходить дружно. Владеть конем. Колченогий наставник Вар гибкой ивовой веткой вколачивает в парубков умение стрелять пешими и конными. Другие наставники тоже не жалеют парней — лучше пусть останется на теле шрам от неосторожного касания железа при учении, нежели орочья секира рассечет в бою тело смертной раной.

Ратибора увезли от матери когда ему было семь лет. Снова увидеть мать ему довелось только через два года. Глухой осенью, перед приходом долгих дождей, Добрун повез его в дальнюю от стольного города весь, куда тайно приехала княгиня. Зиму он жил подле матери. К воинскому учению добавилось и другое — мать учила Ратибора грамоте, приехавший с ней, боярин Горан рассказывал о Росском княжестве. Был там и ромал, знатный раб, родом с дальних берегов Теплого моря. Он учил Ратибора ромальскому и харазскому языку, рассказывал ему как началась и возвеличилась Ромальская империя и как она нынче угасает.

А весной Ратибор с Добруном опять поехали на заставу. С тех пор повелось, от середины весны до середины осени княжич жил на заставе, остальное время, в той веси где его учили разному. И мать не всегда приезжала к нему.

Нынче Ратибор вспоминает трудные годы с гордостью. Тело его, прежде нежное, молочно-светлое — потемнело от солнца и ветра. Как кузнец калит меч, чтобы сделать его прочным к удару — так и Ратибор закалил себя воинскими испытаниями, болью от многочисленных падений и ударов. На руках Ратибора есть белые шрамы — молодой воин испытывал себя каленым железом. Застава стала его домом, суровые прежде наставники и дружинники — семьей.

* * *

Ратибору выпал жребий идти на запад. Хороший выпал жребий — было в той стороне приметное угодье. Дубовая роща и недалеко - небольшое болотце с поросшими камышом берегами — местами ночных кабаньих лёжек.Место для охоты на опасного зверя выбрано с умом - подножие деревьев усыпано спелыми желудями. Днем кабаны приводят самок и детенышей полакомиться вкусной едой. Два свиных стада прошло мимо Ратибора, но рогатина осталась в руке росича. Молодые свиньи с поросятами не интересуют Ратибора, он ждет вепря — матерого кабана. Добыть его с копьем — опасная охота. Взрослого вепря не страшит ни волк ни медведь. Кабан может с легкостью поменяться с охотником местами. Весу в нем как пяти взрослых людях.Если охотник пропустит удар, неверно направит рогатину — быть беде. Кабан всегда бьет в ноги. Опрокинув человека - вспарывает клыками кожу и мясо, выворачивает наружу кости и внутренности, топчет твердыми и острыми копытами.

Долго ждал Ратибор. Солнце подошло к полуденному рубежу, когда показалась желанная добыча. Сперва из кустов, по праву руку Ратибора, выбежала самка с большим выводком, за ними на поляну вышел глава стада, матерый вепрь-секач. Молодой росич, выскочив на поляну, громко свистнул. Кабаниха с поросятами бросились спасаться в кусты, кабан же резко развернулся, раздул широкие дырки-ноздри и, завизжав так, что с окрестных деревьев взлетели птицы, набирая скорость, с топотом рванулся к Ратибору. Обычно охотник старается отскочить, ударить атакующего зверя сбоку. Ратибор встал перед кабаном прямо. Твердая рука верным уклоном направила рогатину навстречу вепрю. Острое железо вошло в плоть и, упершись в твердую кость, остановило саблезубого зверя. Ноги росича уперлись в землю, вошли в нее по щиколотку. Кабан мотнул головой в стороны, силясь сбросить помеху, но Ратибор уже брал кабанов раньше и не дал себя обмануть. Еще раз дернул головой зверь, попятился. И издав предсмертный вопль, рухнул на землю. Утомленный охотник сел рядом. На тело накатила сладкая истома, расслабились и плоть и разум.

И в тот же момент сзади раздался оглушающий рев. Хозяин леса — бэр*, решил оспорить добычу у человека. Незаметно подкравшись, зверь прыгнул, поднялся на дыбы, занес когтистые лапы и сзади напал на Ратибора. Тот, вскочив, не смог дотянутся до рогатины. Выхватив из сапога нож, всадил его под медвежью лапу. Человек и зверь, обнявшись, покатились по земле. Изловчившись, Ратибор вырвался из бэровых объятий, прянул в сторону, спрятался за широким деревом. Подколотый зверь кинулся следом, тяжкая рана не дала ему достать человека. Решив, что добыча не стоит своей цены, медведь решил уйти. Это была его последняя ошибка. Ратибор, кинувшись к рогатине, поднял оружие, с сильным размахом метнул в уходящего зверя. Рогатина почти на всю длину жала впилась в медвежий бок. Подраненный зверь развернулся и кинулся в новую атаку. Поздно — охотник белкой взлетел на дерево, а у зверя, дважды уязвленного острым железом, кровь лилась в два ручья. Пошатнувшись, лесной хозяин заревел - уже не грозно, а жалостно, предсмертно. И осел на землю огромной меховой кучей…

Ратибор пожевал листьев подорожника, пожевал, приложил кашицу к глубоким царапинам, оставленными бэровыми когтями. Раны заживут, оставив на память лучшие украшения воина – боевые шрамы. Пока сдирал с бэра шкуру, пока резал ветви ивы что росла неподалеку и плел из них волокушу — солнце пошло в закат. Не стоит без нужды идти ночью через лес. Ратибор притащил к месту охоты сухого валежника, наскреб сухого мха. Кремнем и кресалом добыл огня. Нанизав на прут убоины* поджарил на огне. Не первый раз молодому воину ночевать одному в лесу. Лес для словена не враг — друг, кормилец и защитник. Утром, едва солнце осветило землю, Ратибор потащил волокушу с медвежьими окороками, шкурой и кабаньей головой в сторону заставы.

* * *

Еще при хуннах, князь Всеслав Старый придумал — там, где пути на росские земли, посадить в крепкие места малые, но надежные дружины. Для этого рода, живущие на кону-границе росских земель, князьосвободил от оброка и дани. Взамен же повелел держать заставы — слободки, где живут ратные воины, свободные от тягла земли и ремесла, готовые сражаться в любое время. Каждый росич, живущий в порубежье, должен быть обучен ратному делу. Для того рода посылали их на заставу. Первый раз — когда отроку мужеска полу, исполниться десять лет, сроком на год. Второй раз — когда парень созреет до бороды — пока не пройдет воинские испытания, и не признают его достойным. Если же парень в учении воинском слаб — позор роду. Такому не дадут жениться, а могут изгнать из рода.

Винеты переняли у росичей полезное дело. Есть заставы крепкие, огороженные рвом, валом и высоким заплотом с башнями. С пристанью для ладей. Такие стоят на открытых путях в Винетию. Есть заставы тайные - в лесных чащах.

Леса – охрана винетских земель от степи. Еще при хуннах повелось: дорога через лес к винетским селищам и градам не должна быть прямой. Шириной - не более, чем могут разъехаться две телеги. Рубить деревья вдоль дороги можно, только если идет враг. Тогда деревья секут так, чтобы они легли крест на крест, создав препятствие и конному и пешему. Если кто срубит дерево при дороге в мирное время, по своей нужде – повинен смерти.

Лес теснит степь опушками, отдельными рощами. Степь вступает в лес длинными языками открытой земли, прогалинами и полянами.

В южных харазских землях есть места, где в колодцах, вместо воды, плещется густая черная жижа — земляное масло. Оно не годится в пищу, но им хорошо смазывать тележные оси, чтобы меньше терлись и не скрипели. А еще оно жарко и долго горит. Орки, приходя к винетским землям, приносят с собой бурдюки земляного масла, войдя в лес — льют его на деревья и поджигают. Винеты отвечают тем же – выходя в степь, пускают пал.

Леса же стараются приумножить. Год за годом, каждую осень, перед тем как земля оденется снежным покровом, из дальних и ближних селений, из градов, на край леса приходят люди. Купленными за большую цену у гномов кирками и лопатами, копают длинный и извилистый ров. Рядом копают еще один и еще. На дно рва бросают спелые терновые ягоды. Меж рвов закапывают корневища осины. Протыкая стылую землю заостренной палкой, бросают в ямку дубовый желудь, березовую сережку или сосновую шишку. По весне древесное семя прорастает. Первым, напитанный обильными талыми водами, всходит терновник. За год терновые кусты вырастут в рост человека, на второй станут выше всадника и дадут первые плоды. Через три года колючие заросли, наполненные иглами, что протыкают шкуру словно шило, станут непролазными. Меж зарослей поднимутся молодые деревья. Придут заставичи, проделают в зарослях тайные проходы, накопают ямы. В центре молодого леса с великим вежеством высадят оскорь - священное древо всех словен.

Есть еще способ отодвинуть границу: по ручьям и рекам, текущим из словенских лесов в степь, заставичи, проехав несколько верст, втыкают в речные берега вымоченные в воде ивовые ветви. Если орки не заметят – через несколько лет на этом месте будет молодая роща. Заставичи выпустят в нее отловленных в лесу бобров, и те, запрудив реку, затопят берега. В степи станет меньше воды, а у орков, что не любят топи, станет меньше путей в Винетию.

Застава, которой повелевал воевода Остромир, был тайной. Всего в версте от края леса, притаилась лесная поляна шагов пятьсот в поперечнике. На южном краю поляны поднимался невысокий, но широкий холм, а на холме, как тур над травой, великаном возвышался оскорь - священный дуб словен. Найти тайное место, не зная тайных троп, было невозможно. Заставу оберегали не стены и рвы, а бесчисленные засеки, терновые плетни, волчьи ямы… и зоркие глаза опытных воинов.

На поляне, под кроной оскоря, заставичи поставили четыре избы. Одна воеводская, в ней живет воевода. В ней же хранится ратный припас — оружие, брони, немалый запас стрел. Еще две избы — для воинов. В четвертой избе хранятся запасы еды для людей и коней. На вершине оскоря, сокрытое листвой могучего дерева — место для дозора. Денно и нощно стоят там двое дозорных, смотрят по сторонам — не покажется ли где тревожный дым, не загорится ли сигнальный костер. Не горит ли где лес. Кто видел одну словенскую винетскую заставу — видел все.

На краю поляны, стоят молоди - отроки и парни, что еще не закончили ученье. С жадным любопытством они смотрят в центр поляны где горят костры. Вокруг костров разложены бревна. На них сидят ратники, на почетном месте в центре – сидит воевода Остромир. Воеводе этой весной исполнилось сорок и четыре года. У гномов это возраст взросления, когда гном может стать мастером и завести жену, у людей – полуденный рубеж жизни. Когда то молодого воина за искусство биться на мечах взяли в стольники* княжичу Буреславу. Остромир верно служил княжичу, не раз прикрывал ему спину в битвах. За храбрость его взвели в десятники, а за тем и в полусотники. И быть бы ему сотником, а затем и боярином, да споткнулся конь его судьбы* о девичью красу. Лада, дочка знатного изборского боярина Белозара, забрала сердце молодого ратника. Вот только не одному Путу глянулась боярышня. Молодой княжич Есислав, сын наместника искал внимания Лады. Соперничество кончилось поединком, в котором Остромир зарубил Есислава, Ладу же, сговорившись с ней, взял угоном. Опасаясь кровной мести, Остромир, взяв невесту, ушел на дальнюю заставу на границе со степью. Много раз он ходил биться с орками. Через десять лет заставичи избрали его своим воеводой. Буреслав, став великим князем не забывыл своего ближника. Остромирова застава не знает нужды не в припасах, ни в оружии. Ныне старшие сыновья Остромира служат в княжьей дружине, как когда то их отец. Младшего же сына воевода послал учить воинскую науку на соседнюю заставу.

Семь лет назад на заставу приехали росичи с письмом от князя. Тот велел взять приехавшего с ними отрока и учить всему, что должен знать ратник. Росичей взять в службу наравне с винетами.

Доброго корня оказался отрок…

* * *

Охотники готовят дичину для угощения ратников заставы и гостей — на смотрины приедут с других застав видоки*. Кто-то принес знатную добычу — вепря, сохатого или оленя. Кто-то стыдливо принес связку птицы — мелкую дичь у словен добывают даже дети. К костру у которого хлопочет Ратибор больше всего людей, воины подходят посмотреть на его добычу, дивятся. Никто не вспомнит случая, чтобы парень на смотрины принес такую добычу. Рядом с Ратибором весело скалит зубы Демид, сын росского боярина Горисвета. Боярин, отослал младшего сына в Винетию, будто бы к дальней родне — погостить. На самом деле — боярич привез княгине Млаве письмо в котором отец просил чести — приставить сына к молодому княжичу. Демид не любит охоты, ему милей рыбная ловля. Удачный выпал Демиду жребий, в той стороне, куда следовало ему идти, было лесное озеро с приметными омутами. Молодой боярич взялвзял с собой хитрую снасть — тонкую, но прочную цепь гномьей работы, железный крюк и вырезанную им самим деревяшку что при погружении в воду издавала особый звук*. Солнце еще не перешло полуденный рубеж, как Демид добыл речного владыку — сома, ростом больше чем он сам. Многие воины подходят к Демиду потешить зубы белым и сладким мясом, послушать веселые байки, что сыпятся из молодого росича как мука из сита.

Завтра парубки будут показывать искусство стрельбы из лука пешими и конными, натиска строем. Будут напоказ метать сулицы и арканы, показывать владение мечом и секирой. Биться против ратников в поединках. Вечером, они встанут в отдалении толпой.

В центре поляны сядет воевода, по его правую руку сядут полусотники, по левую — видоки. По одному будут кликать парней.

Вставшего перед ними парубку, воевода спросит:

- Кто ты есть?

Юноша назовет имя и имя отца своего и воевода спросит вновь:

- Какого ты роду-племени?

- Роду людского, народу словенского, роду винетова, племени свияжского, роду важичей*

- Чего пришел?

- Хочу быть воином, биться за род и землю пращуров.

Воевода, обратясь к дружинникам, спросит:

- Достоин ли сей, отныне называться воином? Дружинники застучат мечами о щиты, соглашаясь с тем, что достоин. После чего воевода, своими руками подаст меч молодому ратнику и скажет ему:

- Отныне и до конца века ты воин, страж земли винетской. Прими оружие и будь достоин воинской чести.

Гордый воин, поднимет меч над головой, затем вложит его в ножны и пойдет к дружинникам. Те будут хвалить его, угощать хмельным медом и всякой сладкой снедью. А воевода тем временем кликнет следующего парубка...

* * *

Не суждено было молодым парубкам пройти смотрины. Едва село солнце, на заставу, едва не загнав коня, прискакал гонец с дальнего дозора. В степи дозорные приметили малую орду, что тайно пробиралась к границе винетских лесов.

* Парубки — молодые неженатые парни. Кандидаты в воины, проходящие смотрины – одряд принятия молодого парня в воины.

* Смотрины — обычай среди словен. На смотринах подростки и молодые парни демонстрировали умение владеть оружием.

* Бэр — медведь

* Убоина — мясо только что убитого зверя, свежее парное мясо

* Стольник – воин ближней княжьей дружины, питающийся с одного стола с князем.

* Конь судьбы – словены сравнивали жизнь и судьбу с бегущим конем.

* Деревяшка — квок, используется для ловли сомов.

* Свое родословие словены считают из пяти колен: род — народ — род — племя — род. Первые два колена у всех словен одинаковы: роду людского, народу словенского. Если бы смотрины состоялись, то Демид сказал бы третье колено — роду росского, племени китова, роду рековичей. Ратибор сказал бы три колена: роду людского, народа словенского, рода Росова — этим бы он показал что он княжич и от пращура Роса род ведет считает поименно.

+3

4

Ратники на двойную, набитую конским волосом рубаху, вздевали железные кольчуги, ламельные и панцирные доспехи. Каждый воин имел броню, шелом, копье. Круглые щиты, покамест приторочены к седлам — слобожане, хоть и предпочитают сражаться конно, часто бьются пешими в лесу. Лук в саадаке, колчан стрел у пояса. В переметные сумы клали запас еды и овса для коней. На заставе не было недостатка в припасах. Родовичи, обделяя себя, снаряжали воина на заставу. За бесчестье почитали дать ему худой доспех, да и Великий Князь Бурислав не забывал, кто стережет кон-границу винетских земель. В градах же и селищах, хорошую бронь имели немногие зажитники. Если приходилось собирать ополчение, большинство винетов выходило на бой в кожаных бронях с нашитыми роговыми и копытными пластинами, железными бляхами. А то и вовсе в одной коже.

Парубков послали за табунами, которые пасли на дальних лесных полянах. Нынче обычай будет нарушен. Не воевода и не видоки примут смотрины. Право называться полноправными воинами юноши получат в бою. Того кто не справится с уроком - положат на погребальный костер.

Коней вели в поводу — ночью, на лесной тропе всадник который едет верхом погубит и себя и коня, нежели доедет до нужного места. На каждого ратника два коня, один — для поклажи, второй — для езды и боя. Ратибор оседлал коней себе и наставнику Вару, по прозвищу Колченогий.

Вар был из тех росичей что пришли на заставу служить и беречь княжича. Пять лет назад Вара в битве уронили с седла. Конь стоптал ему обе ноги ниже колен. Кости срослись неправильно и Вар стал калекой навсегда. Иной, не выдержав испытания, сдался бы, ушел бы жить в город или село приживалой. Или угас бы жизнью. Вар остался. Переломив себя, стал лучшим конным лучником в слободе. Не было ратника, который смог бы натянуть до конца его тугой лук. Воевода сделал его полусотником и никто не сказал слова против Вара. И был Вар хорошим наставником, добросовестно и понятно он учил отроков обращаться с боевым луком.

Раньше у словен был простой лук-однодревка из осокоревой ветви. От хуннов словены переняли лук, составленный из разного дерева, усиленный накладными пластинами из турьего рога, оклеенный жилами и берестой — сильно изогнутый и очень тугой. Лук-однодревка остался в быту и стал детским — для ученья и охоты на мелкую дичь да птицу.

Ратибор знал – когда приходят осенние дожди, ноги Вара болят так, что воин не может сдержать стонов. Зорян - побратим Вара, варит ему маковое зелье, чтобы унять боль. Зорян – десятник у росских воинов, что живут на заставе. А еще он – волхв, знающий тайные травы.

* * *

Винеты и росичи шли тайной тропой. На границе леса и степи дружина встретилась с дозорными, что следили за орочьим отрядом. Десятник дозорных Ким поведал каким числом пришли орки и где они сейчас. Орков было более двух сотен, из них не меньше полусотни — конные*. Орочья орда встала на отдых в трех полетах стрелы от края леса, в небольшой отдельно стоящей рощице, в тени редких деревьев. К ним не подкрадешься для тайного натиска. Чуткий, словно у собаки, слух, предупредит орка о том, что враг близко. Тихо шли опытные всадники, но орки насторожились.

Для битвы с орками лучшее время - полуденный час. Орки не любят биться днем, их время ночь. У людей наоборот. Остромир вывел дружину из леса, когда до полудня оставалась чуть больше одной стражи. Воевода привел на битву три полные полусотни ратников. И два десятка молодых парней, чья очередь становиться воинами еще не пришла — они не пойдут в бой, но станут подавать воинам запасные рогатины и колчаны со стрелами. Если враг одолеет — отойдут на заставу, будут издали бить врага стрелами, заманивать в засады.

Сплошная лесная стена вытолкнула из себя полторы сотни всадников. Людская дружина быстро построилась, и всадники поскакали к орочьему стану, набирая скорость. Остроухие твари образовали неровный строй, передние орки, сомкнув щиты-колоды, выставили копья, стоящие за ними приготовились метать топоры и дроты. Затрубили рога, две полусотенных дружины разошлись в стороны и лавой* пошли вдоль орочьего строя.

Молодых росичей определили в левую полусотню. Послушный ногам, жеребец нес Ратибора навстречу его первому бою. В правой руке воина — лук, с наложенной стрелой, левая слегка натягивает тетиву. Всадник, скачущий впереди, отвернул влево, уступая место, впереди открылся вражеский строй. Хорошо учил конному стрелковому бою наставник Вар — рука росича натянула тетиву до уха, правый глаз метнул взор от хвоста стрелы до трехгранного оголовья и далее - туда, где стояли ряды ненавистного врага. Хлестнула по кожаной наручи* тетива. Первый раз пущенная Рагдаем стрела полетела не в мишень – в живого врага.Четыре стрелы успел выпустить Ратибор, прежде чем пришла его очередь отворачивать в сторону, уступая место следующему за ним Демиду.

Всадники кружили вокруг сбитого орочьего строя,метали стрелы. В ответ летели дроты, иногда топоры и бола. Бывало, прилетали ответные стрелы и свинцовые пули — орки не любили дальнего боя, немногие из них использовали самострелы*. Иная стрела и или дрот долетев до словен, поражала то коня, то стрелка. Выбравмомент, орки разошлись и из середины строя, навстречу людям рванулись орочьи всадники, которых вел в бой высокий орк верхом на огромном черном жеребце эльфийской породы. За всадниками в натиск бросились пешие орки. Конные винетские лавы сразу же повернули коней проч. Пешие орки, сделав натиск, поневоле расстроилистрой, а навстречу конным воеводасам повел в бой третью полусотню. Люди и орки сшиблись. Затрещали щиты, преломились копья. Построенная клином, набравшая скорость дружина ударила в орочий строй как колун в полено.Остромир сумел ударить отрядом не в лоб, а слегка сбоку. За счет плотного строя и правильного удара, винеты пробили орков, развернулись, ударили снова уже без разбега. Началась жестокая сеча.

Конная лава, в которой был Ратибор, отошла в сторону, развернулась, собралась в плотный строй, и набрав скорость, ударила в слабое место - между конными и пешими орками. Ратибору выпала честь идти в первом ряду. Бросив лук в налучье-саадак, Ратибор потянул правой рукой рогатину из седельного чехла. Левая рука привычно вздела щит. Умело приняв на щит удар копья, сам он не промахнулся — его рогатина вошла точно в грудь орка. От силы натиска оружие вырвало из руки, и Ратибор выхватил меч. Какой то орк, не дотянувшись до всадника, ударил в коня, нанеся ему смертельную рану. Конь упал, но приученный к такому всадник умело соскочил и тут же на него посыпались удары. Здоровенный орк, с размаху ударил двуручной секирой. Едва едва успел Ратибор подставить щит. Орк размахнулся вновь… и упал — молодой воин опередил орка с ударом и всадил ему меч в подмышку. Не успел Ратибор перевести дух, как передним вновь стояло двое вражеских воинов, он еле успевал отбивать мечом и щитом удары, как вдруг из-за спины прилетела сулица и вонзилась одному из орков в шею. Второго орка Ратибор исхитрился задеть мечом по бедру, орк покачнулся и пропустил удар, который нанес ему оказавшийся рядом всадник. Демид соскочил с коня, встал рядом с другом, прикрывая ему левый бок. Справа встал дядька Добрун...

Когда солнце ушло за полуденный рубеж люди одолели орков. Ни один враг не ушел с поля боя.

Три полные полусотни привел воевода Пут на бой. Тремя десятками убитых и столькими же ранеными заплатила застава – малая цена за победу над двумя с половиной сотнями орков. Из двух дюжин парней, что вчера должны были проходить смотрины, в бою легла половина – такова была плата за воинскую науку.

Солнце уже склонилось к закату когда дружинники закончили ратное дело – собрали и оттащили в стороны трупы – своих в одну сторону. Врагов, добив раненых - в другую. Свои погибшие удостоятся почетного упокоения, их души с погребального костра вознесутся на небесную твердью. Трупы орков будут подвешены на деревья на самом краю леса - на позор. Раненых обиходили. Разожгли костры, поставив на них взятые у орков котлы, сегодня будет обилие мяса – не мало коней пало в бою или было ранено - их добили чтобы сократить страдания.

У Ратибора от пропущенного удара гудит голова, добрый шлем гномьей выделки спас жизнь росичу. На левом плече наливается синевой большое пятно. У Демида сильно оцарапана железом щека, красивая белоснежная улыбка ныне выглядит криво. В самом конце боя здоровенный орк сильно ударил огромной, под стать себе палицей в щит Демида. Щит выдержал, рука держащая его надломилась. Зорян ощупал сломанную кость, наложил лубки, замотал руку чистой тряпицей. Добрун, опытный дружинник, избежал ран.

Ратибор, по совету Добруна, обошел бывший орочий, а теперь уже словенский стан. Ратники приветствовали молодого княжича. Проходя мимо воеводы, росич удостоился похвалы.

Наставник Вар сидел на конском седле и внимательно осматривал орочий самострел. Он не был в сече (что делать там колченогому калеке), а издали метал стрелы. Не меньше десятка врагов на счету Вара за сегодняшний бой. У его ног лежала куча таких же самострелов, что он держал в руках — по его указу воины стащили к нему с поля боя все целые самострелы, которые нашли. Глазами опытного оружейника Варосматривал орочье оружие, ощупывал каждую деталь.

- Поганое оружие, - глядя что делает Вар, сказал Ратибор, - подлое.

- Поганое, - согласился с ним Вар. И чуть замешкавшись, продолжил - Чтобы снарядить выстрел, орк ставит самострел луком к земле, в кольцо вставляет ногу. Обеими руками тянет тетиву, оттого самострелы тугие, как луки наших сильных лучников. Зажимает другой конец под мышкой, накладывает стрелу и наводит самострел на врага, - и, протянув Ратибору самострел, указал, - сделай. Ратибор взял орочье оружие, сделал как указал ему старший наставник. Вар, кивнув головой назад, приказал:

- Целься в дерево и стреляй.

Сухо щелкнула тетива. В двадцати шагах позади, раздался стук от впившийся в древесный ствол стрелы.

- Не знают орки что за оружие у них, - старый наставник делился с молодым росичем своими мыслями, - если бы знали, сильно худо было бы нам. Человек если упрется ногами и спиной то сила его больше чем та, что рождается из рук. Для натяга тетивы на грудь подвесить крюк. И лук сделать сильно тугой — усилить дерево не рогом, но железом гномьей выделки. Здесь, - показал он, - сделать упор в плечо».

С трудом поднявшись на ноги, Вар встал рядом с Рагдаем, оперся на его плечо.

- Самое главное, лучника надо учить с детства, самострельщика я обучу за одну луну, неважно кто он — парень или девка.Самострельщикам дать добрый доспех и шелом, так чтобы они сами не боялись стрел. Поставить впереди войска, чтоб били врага издали, а когда враг подойдет, уходили за строй.

- Думай княжич, - сказал Вар и прежде чем поковылять к кострам где варилась снедь, закончил, - может пришло время перемен».

+2

5

*  *  *
Девятерых орков взяли винеты живыми. Орки не бросают оружия, всегда бьются до последнего - кого-то оглушили, вломив по голове дубиной или обухом секиры, кого-то заарканили, кто-то ослабел от ран. Для плененных людоедов пришло время расплаты. Но преждем чем свершится казнь орков отдадут Мраку Отшельцу для пытки.
Мрак — заплечных дел умелец. Он живет в лесной чащобе в трех верстах от заставы и приходит по зову воеводы. Бывает приходит и сам, не дожидаясь вестника, многие  считают его колдуном. Пытка — грязное, позорное, но нужное дело. Воеводе нужно знать — малый набег они отразили или где-то идет большая орда.
Перед началом пытки Мрак осмотрел каждого пленного. Одного орка смотрел особо тщательно. Подойдя к воеводе пошептал ему на ухо. Остромир приказал оттащить заинтерсовавшего Мрака пленника в сторону и крепко привязать к дереву.
Орки сильны и выносливы.  Пятеро умерли от боли, не выдав знания. И лишь когда дошло дело до молодых бойцов, каленое железо оказалось сильнее плоти.
Мрак трудился не зря - Баал, молодой вождь, жаждущий стать хараканом, захотел власти  над племенами. Убив прежнего харакана в поединке - объявил себя правителем. И первым делом позвал племя в набег. Вперед он послал три малых орды — разведать где стоят заставы, найти слабое место, выманить дружины из леса. Сам же, собрав более двух тысяч воинов из трех племен, пошел позади.  Орда идет на Туров*. Если не получится взять город, орки разграбят и сожгут всю округу, наберут полон. Люди нужны Баалу для пира, который по обычаю должен дать новый харакан вождям орочьих племен и родов. А на пиру, должно быть обилие хлеба, который можно взять только в людских поселениях, и много человечьего мяса. Воевода распорядился немедля послать голубей с черными метками. Утром, о двуконь в Туров поскакали гонцы.
Пленники со связанными позади руками они стояли на коленях. Все дружинники, включая молодых, тянули жребий. Четверым выпало нечистое дело. Среди них был и Ратмир. Ему первому Мрак подал палаческую секиру. Молодого воина мутило — одно дело убивать в пылу битвы и совсем другое — казнить пленного, хоть он и орк. Все ратники встали в круг вокруг места казни. Заныл протяжно рог, подавая сигнал. Ратмир широко открыв глаза (не зажмуриться бы от стыда и страха), взмахнул секирой…

*  *  *
Рощу, в которой был орочий стан,  вырубили почти полностью. Из леса принесли сухого валежника, лошадьми притащили сухие лесины. Сложив погребалище, устлали верх пахучим еловым лапником. Павших дружинников клали на погребалище рядом друг с другом, плечом к плечу — воины пойдут к пращурам вместе, одним строем, как бились с врагом.  Клали в полном воинском облачении, в одну руку влагали меч или секиру, в другую — веточку осокоря. Грудь покрывали щитом, рядом клали копье, лук, колчан со стрелами — павшие в бою ратники достойно взойдут на небесную твердь.
Вкруг поребального косртра встали все выжившие в бою ратники. Воевода высек новый огонь и поджег сосновую ветвь. От него полусотники Вар, Милорад и Хотин зажгли свои ветви, и с четрыех сторон они запалили погребальный костер. 
Едва высокое пламя поднялось и скрыло павших дружиннииков, Аней, самый старый из воинов, чистым голосом затянул:

Начнем, братья, песню славы
Тем, кто ныне уходит
На небесную твердь, в светлый Ирий

По обычаю, первым поддержали слова песни самые младшие из воинов.

Первая наша хвала прародителям нашим
Эдаю, Ассуру и Парсу и Скифу
Вторая хвала пращурам нашим
Словену, Росу, Винету.

Затем вплели свои голоса старшие ратники и воевода.

Радуйтесь пращуры славного нашего рода
Ныне  правнуков к вам провожаем достойных
Славу поем им, ибо отважно
Бились они с врагами словенского рода

И вот уже все воины стоявшие у костра пели древнюю песню, провожая павших ратников.

И род защитили, жизнь свою положивши
Оружие в руках их и ветвь священного дуба...

Десятник Милорад подал Остромиру окованный серебром и медью турий рог, до краев наполненный хмельным медом.
Воевода подняв рог, прокричал в небо:
- Ратнику Вторуше, сыну Говорову великая слава!
Сделав глоток, передал рог полусотнику Вару. Тот, по примеру воеводы поднял высоко рог, крикнул:
- Вуйку, сыну Полесову, великая слава!», и отхлебнув хмельного напитка, передал следующему. Рог обошел весь круг стоящих воинов, каждый прокричал славу павшим, каждый отпил из братской чаши.
Горели костры, вознося души воинов, лились слова песни. По кругу шла братина с хмельным медом. Молодых парней, что сегодня стали ратниками, поили особо обильно. Тяжело им пришлось — первая битва, первые убитые и раненые в бою товарищи, первая казнь. Некоторых  трясло от избытка чувств. Потому и поили их допьяна. Было бы рядом селище или город — безмужние бабы утешили бы молодых воинов женской лаской.
Когда костры прогорели, люди собрали не сгоревшие гости, завернули в плащи. На заставе, у корней оскоря, прах родовичей предадут земле. Не оставили и оплавленное железо — собрали в мешки, которые передадут потом кузнецам, а те накуют из железа оголовья для стрел. Оружие павших еще не раз поразит врага.

* * *
Ратники, утомленные походом и боем спали. Спал и Ратибор. Вдруг его толкнули в плечо. Вскочив, он увидел Добруна. Тот приложил пальци к гбам и поманил за собой. Пройдя пару сотен шагов ратники оказались на краю небольшой поляны. Добрун подал Ратибоу шлем с личиной и одев такой же, сказал:
- Чтобы не увидел, молчи.
Ратибор, удивляясь про себя (зачем томить голову железом если нет битвы), пошел за дядькой в середину поляны. Там, у небольшого костра, лежал последний оставшийся в живых пленник, крепко связанный. Его тщательно осматривали Мрак и Остромир.
Подошедшему Ратибору, воевода сказал:
- Слушай внимательно и смотри. Видишь, - он поднял левую руку орка, так что бы ее было хорошо видно при свете костра.
- Видишь, - повторил он и раздвинув мизинец и безымянный пальцы показал на небольшой шрам странной формы, - это знак. Этот орк, не простой, он – орочий тайнознатец.
Лежавший пленник, услышав эти слова, вздрогнул и попытался вырваться, но Мрак крепко прижал к земле.
- Орки не знают грмамоты… За малым исключением. Этот один из них. Подними его, - приказал Остромир Мраку.
Слободской палач приподнял орка и усадив его лицом к костру крепко связял ему руки не только в кистях, но и в локтях.
- Как твое имя, - спросил пленника воевода. Тот было хотел плюнуть в лицо, но Мрак был наготове. Тяжелый удар в скулу, опрокинул ока опять на землю.
- Подними, - повторил приказ воевода.
- Не хочшь говорить, тайнознатец? – спросил остромир Орка, когда тот вновь был усажен – ну тогда я поговорю.
- Мало кто знает, что орочье племя, - обратился он к молодому росичу – пришло вместе с западными эльфами из-за океана. Эти, - указал он на орка пальцем – были гребцами на эльфийских кораблях.   Когда эльфы захотели истребить народ Дурина в горах пробуждения, орки шли впереди. После изгнания гномов с Острова* элфы и орки высадились на большую землю. В первой столетней войне они разбили  хунское войска и прошлись по всем хуннским землям вырезая всех от мала до стара. Орки плодятся как зайцы, и уже через сотню лет их орда пошла по нижним землям на восход. Они бы смели людской род с лица земли, если бы не изъян – если в орочьем роду долго не приливалась эльфиская кровь, орчанки начинают рожать слабых детей. А потом и вовсе скидывают или рожают мертвых. Эльфы привозят им своих жен и те рожают от орков детей. Ублюдков мужского пола убивают сразу, едва те родятся. А девок растят, и когда те входят в пору – рожают каждый год без остановки, пока есть силы. От того орки не могут выйти из эльфийской воли. Если какое племя не подчинится – его лишают эльфийских женщин. Когда-то давно, еще до прихода орки были свободным народом. Эльфы поработили их и сотворили им изъян крови. И от того орки ненавидят эльфов больше чем людей. Эльфы не дают своим рабам грамоты. Орк, умеющий читать и складывать слава – подлежит смерти. Но среди них есть грамотеи. Правда?!
Могур слушал человека и его била крупная дрожь. Все что говорил человек - было правдой. Семь лет назад его, и еще нескольких молодых орков приметил Олун, старый, но еще сильный орк. Он не ходил в набеги, но обучал молодых воинов племени биться. Передав молодым исскуство сражаться мечом и палицей, выбрал среди них самого смышленого и любопытного – Могура.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ

* * *
И вновь идут воины по извилистой лесной тропе, ведя в поводу коней. Через восемь верст тропа сменилась узкой дорогой. Дав малый отдых коням, слобожане поскакали уже верхом. Кони шли быстрым шагом, делая не менее десяти верст в час. До заката успели пройти почти семьдесят верст. Встав на ночевку на постоянное место у чистого и звонкого ручья, обихаживали коней, обтирали пучками травы взмыленые конские бока. После того как кони остыли после долгой скачки, их выпаивали, вешали им на морды торбы с овсом. Костров не разводили, ели  припасы, взятые на заставе  — холодное мясо, лепешки. Пресную снедь сдабривали диким луком и чесноком, запивали чистой и холодной водой. Поутру дружина продолжила путь и уже к полудню вышла на другой край чащи. Там на берегу реки стоял ближний к слободе город.
Остромир  оставил на заставе десяток ратников и всех раненых. В поход он повел  три полусотни с избытком*. Вышедшую из леса дружину встречал в воротах гордской посадник* Жирята.
Остромир и Жирята крепко обнялись. Жена Жиряты - Милена поднесла воеводе корец ставленного меда. Остромир, поклонившись хозяйке в пояс принял корец. Выпив до дна, опрокинул, показав что не одна капля не упала на землю. После этого жены знатных горожан понесли встречное угощение остальным дружинникам. Воевода и посадник вместе вошли в городские ворота, за ними пошли полусотники и те ратники, что имели в городе родню. Оставшиеся дружинники разбили стан на поляне перед городской пристанью — к чему тесниться в избах - если кругом простор и нет ни дождя, ни снега?! Горожане выносили на пристань котлы, несли хлеб и мясо. Не прошло трех часов — ратники уже черпали ложками горячее и сытное варево, заедали свежими блинами, запивали квасом, а то и брагой. Меж ратников крутились стайки мальцов, в отдалении, под присмотром стариц* гуляли молодые девки, высматривая себе женихов. Им навстречу, наскоро насытившись, выходили молодые и не женатые дружинники. Брак внутри рода был у словен под строгим запретом. Кровные узы нерушимо берегут словены. За измену, снохачество и прочий блуд виновников топят в реке. Невест стараются привозить издалека. Бывало, что родители жениха с дальнего торга выкупают сыну приглянувшуюся девку. Могут привезти бабу с дитём — лишние руки в роду не помеха, а помощь.

*  *  *
Людно нынче у посадника Жиряты. В нижнем тереме вместе с хозяйкой хлопочут у печи соседки. Нынешней ночью винетские жены в городе не будут спать. Всю ночь они будут печь хлеб. Утром каждый дружинник получит в дорогу большой и пахучий каравай.
В верхнем тереме воевода с посадником и начальными людьми дружины, воздав должное сладким снедям, держат совет. Воевода рассказыват как слобожане побили ордынский набег, просит Жиряту послать в слободу ратников, чтобы следили за степью. Жирята вздыхает, не хочет отрывать от летней страды мужицкие руки. Но у воеводы есть чем убедить боярина. Хорошую добычу взяли дружинники на орках. Взяли много железного оружия — винетские кузнецы перекуют его на свой лад. Рухлядь и все деревянное в орочьем стане сожгли — словены брезгуют донашивать за  людоедами. После битвы дружинники переловили орочьих коней в лагере взяли  немало харазской соли.

*  *  *
Соль — главный предмет торга меж словенами и харазами*. Харазских купцов орки, кочующие в великих степя, не трогают и те везут в словенские земли кроме соли  - пряный перец, дивные сладости, вино, крашеные и узорчатые ткани. Самая чистая и вкусная соль – та, что рубят асы в пещерах под своими горами. В былые времена винеты посылали в Асию торговые обозы за солью. Брали для себя и для  торга с росичами. С тех пор как орки заняли нижние земли, не стало прямого пути к асам.  Теперь асийская соль попадает к винетам через большой круг – сперва соль меняют на железо и бронзу гномы из царства Эр-Мадсара что на восходе от Серединных гор, от них она попадает к гномам Эр-Эгона – уже на закатной стороне гор, и от них только – к словенам.
На берегах Холодного моря балтские словены варят соль из морской воды в больших котлах на кострах. Но та соль горькая и дымная. Лучше балтийской соли та, что привозят харазы. В харазской земле, на самом полдне Теплого моря есть большой, но мелкий залив. Вода в этом заливе солонее чем в море. Харазы черпают ту воду и наливают ее в ямы, выстланные черным камнем. Огустевшую от соли воду, наливают в широкие деревянные блюда, где она сохнет под солнцем.
Словены выставляют на торг меха, мед и воск из лесных бортей, железную и бронзовую утварь гномов и самое главное – хлеб.   Для харазов хлеб — главный предмет торга, потому что хлебом они платят дань оркам*.

Отредактировано Дачник (11-02-2024 18:33:44)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » РАТИБОР. РАССВЕТ ЦАРСТВА