Из записок
Алексея Монахова.
Для меня загадка, как в достаточно скромное помещение одной из двух рекреационных зон «Лагранжа» смогло набиться столько народу. Здесь были все население самой станции, весь экипаж «Тихо Браге с научниками Гарнье. И, разумеется, мы втроём – автор этих строк, Юрка-Кащей и скрипачка Мира. Пожалуй, единственным живым (поправка – белковым, кто его знает, что там скрывается в глубинах подлёдного океана Энцелада и азотно-метановой атмосферы Титана?) существом, там не присутствовавшим, был кот Дася, оставшийся в каюте. Да ещё, пожалуй, тараканы, которых можно найти чуть ли не на любом крупном объекте Внеземелья…
Но – к делу. Суть докладов Гарнье и Леонова я излагать не буду – первый сводился к повторению гипотезы о спонтанном срабатывании «звёздного обруча», второй же был целиком посвящён хронологически точному изложению событий, имевших место на «Лагранже» - с детальным перечислением всех несчастных случаев и их причин. Всё же Алексей Архипович – достойный представитель «старой школы» космонавтики, ставящий дисциплину на первое, второе и третье места в списке приоритетов. И, правильно, так и надо – иначе неизвестно сколько ещё фотографий прибавилось бы на мемориальной доске в кают-компании… и было бы кому те фотографии вешать.
А так – ничего по настоящему нового на совещании сказано не было – разве что, кое-какие моменты, безусловно важные, безусловно, интересные но… представляющие, скорее, историческую ценность. Была, разумеется, озвучена программа действий на обозримое время, но и тут всё оказалось вполне предсказуемо. Требовалось в кратчайший срок обеспечить жизнеспособность связки «Лагранж» - «Тихо Браге», произвести ревизию съестных припасов с учётом доставленного с Земли и, конечно, возобновить вылазки на Энцелад за водой. Последнее касалось меня напрямую, однако в деталях на совещании не обсуждалось. Гарнье, правда, потребовал вернуть сотрудник его группы, привлечённого для пилотирования второго «омара»; Леонов с этим требованием согласился, выдвинув на замену – кого бы вы думали? Диму, разумеется, которого и назначили старшим «десантной» (как солидно обозвал её Леонов) группы. Я только обрадовался такому выбору начальства. А что? Опыта работы на буксировщиках у Димы поболе моего, на Энцеладе он бывал неоднократно, попадал там в переделки, до тонкостей знает специфику работы на планетоиде – так что ему и карты в руки, пусть командует. А я наконец-то приобщусь к профессии космодесантника, которая, между прочим, значится у меня в личной книжке, и которой я обучался (и, надеюсь, ещё буду обучаться) на нашей маленькой зелёной планете…
После совещания мы направились в столовую. Бутерброды и кофе, которые раздобыл для нас Дима – это конечно, хорошо, но хотелось подзаправиться поосновательнее. И не успели поставить на столик подносы с тарелками и кружками, как к нам подсел астрофизик Леднёв.
Раньше мы с ним не встречались, знали друг друга только заочно, по рассказам Димы. Мне он писал о напарнике-учёном по работе со «звёздным обручем», (Да-да, тем самым, что отправил «Лагранж» к Сатурну), Леднёву же рассказывал об Артеке, о своем кураторстве «юниорской» группы – надо было как-то занять свободное время, которого у «космических робинзонов» было куда больше, чем нужно?
Мы поздоровались, и Леднёв стал расспрашивать меня о Юльке – он, конечно, называл её Лидой Травкиной. Астрофизик сообщил (а то я этого не знаю!) что она сообщила ему на «Лагранж» о событиях вокруг лунного «обруча», о появлении олгой-хорхоев и о своих подозрениях, что спонтанное срабатывание артефакта вызвано активностью «батута» на «Звезде КЭЦ». Посетовал, что не воспринял это предупреждение всерьёз, а под конец выразил сожаление, что её здесь нет, потому как на Энцеладе много для неё интересного. Я упокоил его, сказав, что не всё ещё потеряно – скоро придёт «Заря», а с ней, надеюсь, и Юлька.
Леднёв принялся с энтузиазмом расписывать, какую программу исследований он подготовил с расчётом на два наших «омара», и как надеется получить разрешение на спуск на поверхность Энцелада. Я насторожился – он ведь астрофизик, что ему делать на планетоиде, пусть и таком необычном? И, кстати – с чего он взял, что это будет интересно Юльке? То есть она, конечно, не откажется от прогулки на спутник Сатурна, но с профессиональной точки зрения он ей вряд ли интересен – она, как и сам Леднёв, занимается физикой «тахионных зеркал», а это, как ни крути, весьма далёкая от науки планетологии область знаний.
Ответ астрофизика оказался для нас полной неожиданностью. В момент, когда «Тихо Браге» возник ниоткуда на орбите Энцелада, аппаратура, установленная на «Лагранже», засекла где-то на поверхности планетоида мощнейший всплеск тахионного поля. Леднёв изучил записи приборов, и определил, что координаты аномалии в точности совпадают с таинственным кругляшом, который я видел с борта «Тихо Браге» - и в котором, между прочим, заметил загадочный лиловый блеск. Леднёв об этом моём наблюдении, разумеется, ничего не знал – зато он уже давно выдвинул гипотезу, что в глубине пятна скрывается ещё один «звёздный обруч», огромный. Через него-то станция и попала в систему Статурна; что до странного колодца во льду, который я принял за пятно - не что иное, как дыра, пробитая во льду энергетическим выбросом при возникновении «тахионного поля». Нечто подобное, припомнил я, было в одном из выпусков сериала «Звёздные Врата» - там точно так же вмороженное в антарктический ледяной панцирь кольцо-портал производит энергетический выброс-всплеск, проделавший в толще льда изрядных размеров каверну. Ещё одно совпадение с «той, прошлой» жизнью - и это, признаюсь, начинает меня напрягать. Может, я был таки прав, когда в шутку написал в дневнике, что всё произошедшее – и продолжающее происходить, - со мной не более, чем продукт моего собственного неуёмного воображения?..
"Этот большой мир - 4". "Врата в Сатурн".
Сообщений 41 страница 50 из 71
Поделиться4115-07-2024 07:38:02
Поделиться4215-07-2024 19:57:16
Ромей
Я аж прям про Ледовую Плешь спрашивать боюсь
Поделиться4316-07-2024 11:05:30
Там весь Энцелад - сплошная Ледовая Плешь...
Поделиться4417-07-2024 19:03:58
IV
- Второй – Первому. Отстрел! – прозвучало в наушниках. Я скосил взгляд на экранчик дальномера – порядок, шестнадцать с половиной метров! – и надавил на кнопку. Два хлопка, слившихся в один, несильный толчок – и «омар» неторопливо поплыл вверх. Отдача, реактивный эффект от двух вышибных зарядов не такая уж и слабая, и если якоря не возьмут лёд, придётся гасить скорость маневровыми движками и снова снижаться до предписанных пятнадцати плюс-минус три метра. На раме «омара» установлено три пары метателей и две я уже израсходовал.
Пискнул сигнал, загорелись зелёные лампочки – сигнал, что якорные гарпуны раскрылись штатно. И тут же отреагировали наушники:
- Второй - Первому. Визуально подтверждаю: гарпуны вошли глубоко, как нужно.
Первый - это я, мой буксировщик. Вообще-то ему полагается быть «вторым», но большая чёрная единичка нанесена на белый бок кокона чрезвычайно стойкой краской – не перекрашивать же его из-за такой ерунды?
- Первый – Второму. – отозвался я. - Оба индикатора зелёные.
- Второй – Первому. – прошуршал голос моего бывшего вожатого. - Подтягивайся, Лёшка, я следом.
«Омар» снова дрогнул, на этот раз из-за размотавшихся до конца гарпунных линей. Я снова покосился на приборную панель - ровно семьдесят метров до поверхности, оба якоря держат хорошо, если не врёт датчик натяжения…
- Первый - Второму. Порядок, врубаю лебёдку.
И надавил кнопку слева от подлокотника. Под ногами зажужжал электромотор, «омар» дёрнулся и поплыл вниз, увлекаемый натяжением двух стальных тросиков, наматывающихся на барабан. Очень хотелось вывернуть шею, заглянуть вниз и посмотреть на приближающуюся поверхность. Но я удержался - верно оценить расстояние на глаз не выйдет, лучше уж полагаться на показания приборов. Толчок при прилунении (а как его назвать, не «приэнцеладивание» же?) может быть весьма чувствительным – пара «лыж», изогнутых труб, заменяющих шасси, амортизаторов не имеет, а лебёдка разогнала буксировщик до приличной скорости. Так что метров за пятнадцать до контакта с поверхностью нужно её остановить и дать короткий тормозной импульс маневровыми движками – тогда «лыжи» коснутся льда мягко. А потом снова врубить лебёдку, чтобы та натянула тросики, ставя буксировщик на якоря. Вроде, просто - но я проделывал эту процедуру впервые, не то, что Дима, на счету которого не меньше двух десятков успешных посадок на Энцелад. Перед вылетом он заставил затвердить всю последовательность действий назубок и погонял бы ещё на тренажёре-симуляторе, вроде тех, на которых мы в «Артеке» учились управлять «крабами» - но, увы, подобного оборудования на «Лагранже» не было.
Всё прошло штатно, без происшествий – «омар» не опрокинулся, не застрял «лыжей» в трещине, не провалился в «обманку» - так Дима назвал коварную полость под тонким слоем льда, обычную для коварного планетоида ловушку. Я перевёл дух – лиха беда начало! – отрапортовал «Второму» об успешной посадке (он и сам всё видит, но порядок есть порядок!) и щёлкнул тумблером, переходя на другой канал.
- Второй – Всаднику. Валер, ты как, в порядке?
- Всё хоккей. – раздалось в наушниках. – Порядок то есть.
Позывной «Всадник» принадлежал Леднёву. Вообще-то, я вполне мог обойтись и без радиозапроса – достаточно повернуть голову и увидеть облачённого в «Кондор» астрофизика, надёжно принайтовленного сбоку от капсулы, к грузовой решётке «омара».
- Так я отцепляюсь? – спросил астрофизик.
- Всадник, отставить спешку! – зазвучал в наушниках голос Димы. – Сиди, где сидишь, и жди команды. Как понял, приём?
- Всадник - Второму. – недовольно отозвался Леднёв, уже предвкушавший, как ступит на Энцелад. - Вас понял, «Второй», жду.
- Вот и хорошо. – На этот раз Дима обошёлся без позывных. – Лёш, как полагаешь - лёд лучше прямо сейчас напилить, или сперва расставим датчики?
Пополнение запасов льда было нашей главной задачей в этой вылазке. На станции ещё оставался некоторый запас драгоценных брусков, но Леонов, получив в своё распоряжение пару новеньких буксировщиков, распорядился загрузить бункера по максимуму – люди на «Лагранже» устали от режима экономии воды, да и охладители не стоило слишком долго держать на голодном «ледяном» пайке. Но и астрофизик не был праздным пассажиром – он собирался установить округ загадочного пятна-колодца («Дыры», как мы, не сговариваясь, стали его называть) универсальные блоки датчиков. Шесть таких устройств были навьючены грузовые решётки второго «омара», и ждали своего часа.
Казавшийся с орбиты совсем белым, вблизи лёд смотрелся иначе. Неровный, ноздреватый, местами он был покрыт тёмной неопрятной коркой, напоминающий старый, скверно уложенный асфальт – видимо, из-за метеоритной пыли, которой в системе Сатурна полным-полно. Что-то мне это напоминало – ну, конечно, Павловские «Мягкие зеркала», фантаста Сергея Павлова! Дело там тоже происходит в системе Сатурна, только не на Энцеладе, а на другом спутнике, Япете. Он тоже покрыт толстенным слоем льда, который в книге именуется… кажется, «ледорит»? Или нет, ледорит – это смерзшаяся смесь льда, затвердевших газов и пыли, из которой и состоит этот слой, именуемый, в свою очередь, «ледорадо». Необычные эти термины изобрёл автор романа – он вообще увлекался подобным словотворчеством, которое, как по мне, и составляло одну из главных приманок романа. Кстати, словечки получились удачные, яркие, запоминающиеся; надо бы подкинуть их планетологам «Лагранжа», подумал я - вряд ли те успели прочесть павловскую дилогию, тем более, что вторая её часть ещё даже не вышла из печати...
Обычно водители «омаров» садятся в свои буксировщики без скафандров – герметичная обитаемая капсула, снабжённая полноценной системой обеспечения позволяет обходиться гермокостюмом типа «Скворец». Но сегодня нам с Димой возможно понадобиться выйти на поверхность – поэтому мы облачились в «Кондоры–Б2». Эта модель специально разработана для «омаров», но всё равно громоздкий скафандр доставляет запечатанному в тесную капсулу пилоту немало неудобств. Например – нет привычной тангенты ларингофона на шее, приходится пользоваться пультом ближней связи на правом подлокотнике ложемента.
- Первый – Второму. – сказал я, отжав клавишу. - Как по мне, то заготовку льда лучше отложить на потом. Прикинь, сколько мы топлива сожжём, таская его туда-сюда-обратно сотню без малого кэмэ? Опять же – ты, помнится, говорил, что маневрировать с полной загрузкой брусками довольно сложно - а кто знает, какие кренделя придётся там выписывать?
Пауза длилась секунды три.
- Второй - Первому. Насчёт кренделей – это Леднёв тебя уговаривал в Дыру нырнуть?
Я немедленно представил себе ироническую ухмылку моего бывшего вожатого – такая появлялась, когда кто-то из мальчишек нашего отряда пытался доказать, что ему крайне, вот прямо жизненно необходимо отсутствовать в спальне во время тихого часа.
- Так передай, пусть даже и не мечтает! Как он, кстати, не сбежал еще?
- На месте. – я покосился вправо, где за прозрачным колпаком маялся пристёгнутый к грузовой решётке астрофизик. Физиономия за забралом «Кондора» была невесёлой – переговаривались мы на общей частоте, и он прекрасно всё слышал.
- Вот и хорошо. – снова зашуршало в наушниках. - А насчёт льда – может, сейчас напилим, заскладируем тут, а заберём уже на обратном пути?
- Заскладируем, говоришь? – я критически обозрел металлические сетки, видимо, для этого и предназначавшиеся? Да ну их, возня – сначала складывать, потом на омары перегружать. … давай лучше всё потом и сделаем?
Пауза длилась секунд пять – Дима обдумывал это предложение, явственно подсказанное самой банальной ленью.
- «Второй – Первому. – Согласен, лёд может подождать, сначала слетаем к Дыре, расставим аппаратуру. Так, Лёша, я стартую первым, ты за мной. Высота сто метров, выше не подниматься. Готов?
- Как юный пионер!
- Тогда – поехали!
Всё же это гагаринское словечко – «поехали!» - пользуется у работников Внеземелья, от «портеров»-буксировщиков до пилотов больших кораблей особой любовью. Правда, по нынешним временам оно не сопровождалось эффектными огненными шоу, подобно стартам первых «Востоков» и «Атласов» - при стартах с Земли давно уже пользовались батутами и гидравлическими толкателями; те же, кто отходит от орбитальных станций, ограничиваются тонкими белёсыми струйками из маневровых дюз. Остатки былого великолепия можно увидеть, разве что, во время взлёта с Луны корабля вроде нашего «Тихо Браге». Они поднимаются со спутника нашей планеты на колонне огня (куда скромнее, конечно, тех, что забрасывали на орбиту ракеты-носителя Королёва и Фон Вернера фон Брауна), вздымая густые тучи «лунной пыли». Эти тучи потом не рассеиваются по многу часов - частички реголита, из которой они состоят, заряжены статическим электричеством и подолгу не оседают на поверхность.
Нечто подобное происходило и сейчас, только, как говорится, «труба пониже, да дым пожиже». Эффект, производимый дюзами буксировщиков более походил на праздничный файер, чем на стартовый факел, пусть и малого, но всё же космического транспортного средства. Пылевые же вообще выбросы ограничились легким серебристым облачком – вода, в которую превратился лёд, растаявший под действием выхлопа, в вакууме мгновенно замерзала и оседала на поверхность планетоида инеем.
До Дыры по прямой лететь было ровно сорок два километра – около четверти часа полёта, считая взлёт и посадку. Конечно, можно сразу сесть где-нибудь поближе – но в том месте Дима с напарником уже много раз брали лёд; там были установлены приводные маяки, до сих пор исправно передававшие приводной сигнал, а при вриближении буксировщиков включавшие яркие фонари-мигалки. Кроме того, на месте выработки образовался своего рода небольшой карьер, оборудованный для удобства «шахтёров» тросами и металлическими сетками – работать там было гораздо удобнее и, главное, безопаснее, чем на нетронутой поверхности. образовался небольшой карьер, где работать было куда удобнее, чем на нетронутой поверхности…
К финишу нашего недолгого перелёта мы подходили на высоте восемьдесят метров. Контур Дыры выползал из-за близкого горизонта постепенно, и почти сразу я понял, что с орбиты я недооценил её реальные размеры. Дыра была огромна – не меньше трёхсот метров в поперечнике; её края, очень ровно очерченные, уходили вглубь гладкими, словно отполированными вогнутыми стенами. Ну да, конечно – если Леднёв прав, и этот колодец действительно образован энергетическим выбросом скрывающегося в толще льда (ледорадо, привыкаем пользоваться новыми терминами!) «звёздного обруча» - то они примерно такими и должны быть…
Атмосфера на Энцеладе отсутствует от слова совсем - тени здесь лежат особенно чётко и резко – граница между светом и тьмой не размыта, как на земле, а словно прочерчена чёрной тушью по белому листу бумаги. Из-за этого и мрак в глубине Дыры казался непроницаемым для взгляда, как я не вытягивал шею, стараясь туда заглянуть. Меня, разумеется, интересовал тот лилово-зеркальный блеск, который я успел заметить с орбиты – если верить Леднёву, это не что иное, как действующее на дне колодца «тахионное зеркало». Астрофизик целиком и полностью разделял моё нетерпение; он даже потребовал зависнуть над Дырой, чтобы получше разглядеть, что в ней творится, но Дима решительно эти поползновения пресёк. «Садимся в пятидесяти метрах от края, - скомандовал он, - а там осмотримся и решим, что делать дальше…»
Я уже приспособился работать с гарпунными якорями, и «прилунился» синхронно с Димой. Он опустился метрах в десяти от меня, и из-под прозрачного колпака своего «омара» выполненный манёвр, продемонстрировал мне оттопыренный вверх большой палец.
- Второй, я Первый. Выхожу, встречай…
Ну что, пора? Я опустил забрало гермошлема – справа и слева, под подбородком заперемигивались красные огоньки. Они стали жёлтыми, потом зелёными – контроль герметичности пройден, системы жизнеобеспечения «кондора» в порядке, аккумуляторы заряжены до упора. Я нашарил сбоку от ложемента рычаг разгерметизации и рванул его на себя. «Омар» вздрогнул, прозрачный колпак капсулы откинулся вверх и назад, заполняющий её воздух мгновенно рассеялся в окружающем пространстве.
Так, теперь следующая процедура... Переносная лебёдка со страховочным фалом упрятана под кресло, и чтобы извлечь её оттуда, пришлось согнуться, преодолевая натяжение ремней, пристегнуть лёгкую дюралевую раму к поясу скафандра, а карабин на кончике стального троса – к скобе на наружной поверхности капсулы… готово! Я отстегнул привязные ремни – теперь достаточно несильного толчка, чтобы вылететь из ложемента и воспарить над буксировщиком.
Леднёв, всё ещё пристёгнутый к грузовой решётке, наблюдал за моими действиями с нескрываемым нетерпением. Вообще-то его можно понять. Дима не раз спускался на Энцелад, я немало погулял по Луне и на своих двоих, и на «лунном багги», и даже поохотился там на инопланетных электрических тварей; астрофизик же, единственный из нас троих, ни разу ещё не бывал на поверхности другого небесного тела – а тут вся эта раздражающая возня! Ничего, потерпит, злорадно подумал я: в конце концов, это он, Валерка вынудил нас подписаться на вылазку к Дыре, вот пусть теперь висит на багажнике «омара» и не терпит…
Я осторожно, рассчитывая каждое движение, выбрался наружу. Ужасно хотелось добраться до Димкиного буксировщика одним прыжком – но я, разумеется, не стал этого делать. Прикинул расстояние, изготовился, несильно оттолкнулся – и поплыл над самой ледяной поверхностью со скоростью, вряд ли быстрее обычного прогулочного шага. Три метра… пять… семь… есть контакт! Дима уже ждал меня снаружи; он принял из моих рук тросик, пропустил её через раму буксировщика и защёлкнул карабин. Теперь наши «омары» были связаны накрепко, и мне осталось только пристегнуть к соединяющей их стальной «пуповине» страховочный фал, и вызвать Леднёва.
- Всадник, я первый. Цепляй страховку, отстёгивайся и двигай к нам. Осторожно, перебирай руками по тросу, и не вздумай торопиться. Если перевернёшься вниз головой – замри, досчитай до десяти и осторожно – осторожно, понял? – продолжай движение. Всё ясно?
- Да ясно мне, ясно… - буркнул в ответ астрофизик. – Сейчас, минуту - тут какая-то хренотень с замком, заело…
- Всадник, отставить пачкотню в эфире! – по-капральски гаркнул Дима. – Отвечайте, как положено!
В наушниках раздался невнятный звук – Леднёв вовремя проглотил ответную реплику, явно не подпадающую под упомянутые правила.
- Всадник – Второму. Вас понял, готовлюсь произвести перемещение в вашем направлении согласно полученным от Первого инструкциям.
Голос астрофизика сочился ядом. Ещё и ёрничает, ухмыльнулся я - будет ему от Димы, когда вернёмся на «Лагранж»… Одно дело дружеские шуточки и подколки на станции или корабле – и совсем другое они же, но здесь, на Энцеладе. Внеземелье легкомысленности не прощает ни в каком виде и всегда заставляет платить за него по самым высоким ставкам…
Леднёв, вопреки сказанному, инструкциям следовать не стал. Вместо того, чтобы перемещаться по тросу в висячем положении, как не раз делал это в переходном тамбуре «Гагарина», он предпринял попытку передвигаться по поверхности пешком, держась за трос рукой. Получалось это не то, чтобы очень – при каждом шаге он взлетал вверх и разок даже упустил «пуповину», повис на страховочном фале – и болтался бы там, медленно опускаясь на поверхность, если бы я не сжалился и не посоветовал включить лебёдку. Дима наблюдал за незадачливым астрофизиком с мстительным удовлетворением, но советов не давал. И правильно: люди, обычно учатся только на своих ошибках, да ещё, пожалуй, на инструкциях, которые суть выжимки из ошибок чужих - но это, увы, помогает далеко не всем...
Поделиться4517-07-2024 19:05:22
V
- Работать будем на поводках. – заявил Дима. – Лёша, Валера – прикинь, где будем ставить датчики и вместе с Лёшей тяните туда троса. А я пока их распакую наш багаж.
«Работа на поводках» - это особый приём, предназначенный для работы на таких вот малых планетоидах, с крайне слабым тяготением. Ничего особо сложного и замысловатого в нём нет, технологии на уровне если не каменного, то уж точно позапрошлого, восемнадцатого века. Видели когда-нибудь, как деревенский Полкан бегает по двору, прицепленный поводком к натянутой поперёк двора верёвке? Нам предстояло проделать нечто подобное: сначала вбить в ледорит (ну, нравится мне это слово!) несколько стальных шкворней с кольцом на верхнем конце, потом пропустить через эти кольца стальной тросик. Прицепившись к нему коротким отрезком страховочного фала, можно передвигаться с места на место и работать, не рискуя при любом резком движении улететь вверх. Единственный момент: тросик надо натягивать достаточно туго, а для этого. Установкой таких перил мы с Леднёвым и занялись – для чего, разумеется, пришлось покинуть гостеприимную раму «омара» и своими ногами встать на ледяную поверхность Энцелада.
Передвигаться оказалось непросто – башмаки «Кондора» практически не обеспечивали сцепления с ледяным «грунтом», и делая шаг, я всякий раз хватался за перила. Не раз мне пришлось пожалеть, что подошвы не снабжены «геккорингами» - так, по аналогии с бегающими по стенами и потолку ящерками-гекконами, автор «Лунной радуги» называл покрытие из мелких крючков, «цепляющихся» за любую поверхность. Полезная, между прочим, штука - когда вернёмся на Землю надо будет озадачить инженеров «Звезды», подмосковного опытно-конструкторского предприятия, где разрабатывают и изготавливают космические скафандры.
Кстати, о «грунте». В здешнем ледорите нет метана и других летучих углеводородов - так что мне не грозит, подобно герою «мягких зеркал», нанести в «омар» всякой смрадной дряни. Хотя – Дима рассказывал, что после каждой вылазки за водой, когда приходилось работать на поверхности Энцелада в скафандрах, «Кондоры», как и внутренности капсул, подвергались процедурам дезактивации, дегазации и дезинфекции. И это правильно - мало ли что можно притащить с собой на станцию со слабо в общем-то изученного планетоида?
На то, чтобы заколотить полдюжины шкворней и пропустить через них два тросика, лучами расходящиеся от «омаров», ушло около получаса – не меньше пяти раз то я, то Леднёв взмывали вверх и повисали на кончиках своих поводков. Возвращаться обратно на поверхность естественным образом, под действием практически отсутствующей здесь силы тяжести, пришлось бы слишком долго (кто захочет, может сам подсчитать; ускорение свободного падения на Энцеладе известно и равняется ста одиннадцати тысячных земного), так что мы включали закреплённые на поясах лебёдки и подтягивались к перилам под язвительные комментарии Димы. Он уже извлёк блоки датчиков из контейнеров, но не спешил прийти к нам на помощь. «Приобретайте опыт, парни, - заявил он, - в жизни всё пригодится…» Я и приобретал - заодно, воображая себя персонажем из романа Сергея Павлова. Конечно, литературные ассоциации, да ещё и почерпнутые из фантастики – штука ненадёжная, сомнительная даже но… уж очень похоже! Так и тянет представить себя на месте персонажа «Мягких зеркал», высадившегося на «Ледяной Плеши» Япета, благо тот где-то неподалёку - по космическим меркам, разумеется… И даже загадочный ледовый феномен тут имеется – та самая Дыра, вот только без гурма, катастрофического феномена, погубившего в книге половину космодесантной группы рейдера «Лунная радуга», лучше всё же обойтись.
Кроме обычных радиостанций с множеством каналов, «Кондоры» оснащены «ближней связью», для переговоров в непосредственной близости, до десяти-пятнадцати метров. Устройства эти действуют по инфракрасному принципу и, кроме ограничений по дальности, требуют от обоих переговаривающихся повернуться друг к другу. Именно это и проделал Леднёв, когда мы отдалились от «омаров» метров на сорок – дальше не позволяли натянутые «перила». Прежде, чем начать разговор, он постучал согнутым пальцем по левой стороне гермошлема – на повсеместно принятом у работников Внеземелья языке жестов это означало просьбу отключить радиосвязь. Я так и сделал, не особенно даже удивившись – наоборот, я даже ожидал чего-то подобного, особенно после отповеди Димы насчёт перспективы спуска в Дыру. Дело в том, что астрофизик буквально бредил этой идеей, и по крайней мере за сутки до нашей вылазки принялся досаждать мне уговорами. Я каждый раз отвечал категорическим отказом, предлагая обратиться за разрешением к Диме. А лучше – непосредственно к Леонову, чтобы уж сразу снять все вопросы…
Леднёв, конечно, ни к кому обращаться не стал, и я решил, было, что он смирился с неизбежностью. Как бы не так – оказывается, он просто решил отложить решающую попытку на самый последний момент. Который, как раз сейчас и наступил.
- Валер, если ты о Дыре, то не старайся понапрасну. Начальство скомандует – полезу и тебя с собой возьму. А нет – извини, ничего не получится.
Тяжкий вздох астрофизика прорвался даже через инфракрасный канал связи.
- Лёш, ты просто не понимаешь! Мне необходимо хоть краешком глаза туда заглянуть – и убедиться, что «зеркало» нам не привиделось. Сам ведь знаешь, орбита «Лагранжа» имеет такой наклон, что сверху туда не заглянешь. А знать необходимо, на этом вся моя программа исследований построена!
Кто бы сомневался, хмыкнул я - про себя, конечно. разумеется, Леднёву, астрофизику по специальности, увлечённому тахионной физикой нет никакого дела до ледорита, подлёдного океана и прочих планетологических загадок Энцелада. А вот вмороженный в толщу льда «звёздный обруч», да ещё и с постоянно действующим «тахионным зеркалом» - это как раз его тема, тут он в лепёшку готов расшибиться…
- Это же не последний полёт за водой. – рассудительно ответил я. – В графике следующая вылазка стоит через три дня - Поговори с Гарнье, если он поддержит твою идею, Архипыч не станет возражать. А я со своей стороны готов, пусть только дадут добро!
- Я же говорю: ничего ты не понимаешь! – в голосе собеседника прорезались нотки отчаяния. – Сейчас-то гарнье даже мысли не допускает, что во льду может быть действующий «обруч», но стоит только заикнуться об этом – он тут же подгребёт тему под себя, а мне, в лучшем случае, позволит постоять сбоку. А то и вовсе отстранит он исследований, полномочия у него есть… Усадит за регулярные наблюдения – и что тогда делать?
Я пожал плечами – впрочем, жёсткий панцырь «Кондора» свёл эффект от этого жеста на нет.
- Опасаешься за свой приоритет?
- Нет… то есть, не совсем. Видишь ли, ваша Лида писала… я сам толком не понял, но у неё были какие-то сомнения насчёт Гарнье, сомнения…
Эк его припекло, подумал я. Вообще-то понять можно - ещё на Луне, на станции «Ловелл» за Гарнье замечалось что-то такое… не могу толком сформулировать, но, помниться, уже тогда я предупреждал Юльку не делиться своей гипотезой с французом, который, как я искренне тогда полагал, может присвоить её себе. Юлька, между прочим, меня послушала и передала информацию на «Лагранж», Леднёву. И вот – «эта песня хороша, начинай сначала…»
- Лёш, ну помоги! - не сдавался Леднёв. - Димка тебя послушает. Всего-то нужно – заглянуть на несколько минут в Дыру, может, спуститься немного, чтобы поставить датчики не здесь, на краю, а прямо на стены колодца! А я по их показаниям разберусь, что тут к чему, и уж тогда доложим!
Теперь голос астрофизика звучал просительно, даже заискивающе. Как бы не наделал глупостей, забеспокоился я. До края Дыры метров тридцать – долго ли отстегнуть карабин поводка и оттолкнуться посильнее, чтобы взлететь над отверстым жерлом гигантского колодца? С него, пожалуй, станется…
- Ладно, убедил. – ответил я. – Попробуем уговорить Диму. Но учти: если он таки откажет – чтобы больше никакой самодеятельности. Лады?
- Лады! – весело отозвался астрофизик. – Вот увидишь, он согласится!
Это был неравный спор. Дима искренне полагал, что в оппонентах у него дымящийся от энтузиазма молодой учёный, настоящий «полупрозрачный изобретатель» (спасибо братьям Стругацким за ёмкий образ!) и восемнадцатилетний «юный космонавт», дорвавшийся до настоящих подвигов. На самом деле вчерашнему выпускнику московского ВУЗа (тоже не чуждого научному энтузиазму) противостоял шестидесятилетний дядька, набравшийся цинизма, жизненного опыта и умения вести любые споры в девяностые годы «той, другой» реальности, с их нравами, предельно далёкими от любой романтики, кроме, разве что, тюремно-бандитской.
К тому же, здесь ещё не окончательно изжит романтический взгляд на допустимость риска ради науки – не то что в оставленном мной двадцать первом веке, где любое мероприятие, связанное хотя бы с малейшей опасностью обкладывается таким количеством ограничений и требований, что либо теряет смысл, либо становится настолько затратным, что проще от него отказаться, заменив реальные, «живые» действия компьютерным моделированием. Тут пока в почёте «Девять дней одного года», а физики, полярники и акванавты, готовые рисковать собой и другими ради научного прогресса и светлого будущего всего человечества. И, конечно, работники Внеземелья – и в их числе мы трое, - располагаются в этом списке на почётной первой строчке.
Так что предсказать результаты дискуссии было нетрудно. Однако, к чести нашего артековского вожатого стоит отметить – сдался он далеко не сразу...
- Ты хоть осознаёшь, что предлагаешь? Леонов, как узнает, что мы сунулись в Дыру – оторвёт головы всем троим, начиная с меня, как старшего. А потом добьётся, чтобы нам навсегда запретили работать во Внеземелье!
Тёмный светофильтр, защищающий Димино лицо от отражённого ледоритом света надёжно скрывал его и от наших взоров. Возможно, подумал я, он нарочно его опустил, предвидя эмоциональную дискуссию - ведь реальной необходимости в такой мере предосторожности здесь, в скольких-то там миллиардах километров от Солнца нет. Что ж, даже ели и так – толку от этого немного, воображение у меня достаточно богатое, чтобы дорисовать картину во всех подробностях.
Леднёв, в отличие от Димы, опускать светофильтр не стал.
- Не трусь, с Алексеем Архиповичем я сам поговорю, ничего он нам не сделает! А дело по любому полезное – представляешь, какие ценные данные можно получить от датчиков, установленных ближе к «обручу»? Хотя бы метров на сто спуститься – уже будет огромная польза для дела, а оно у нас, между прочим, общее…
Ага, ты договоришься! – отпарировал Дима, явно задетый походя брошенным обвинением в трусости. - Так же, как договаривался насчёт этого полёта?
Тут он был прав. Астрофизик потратил уйму времени и нервов, уговаривая начальника станции позволить ему принять участие в вылазке за льдом. Леонов не соглашался ни в какую, обозвал просителя безответственным авантюристом, пригрозил отстранить от работы и упечь в каюту под домашний арест. И уступил только когда я предъявил инструкцию по эксплуатации новых буксировщиков – конкретно тот её пункт, что прямо разрешал транспортировку пассажира в скафандре на внешнем подвесе и в условиях слабого тяготения. А на Энцеладе оно как раз такое и есть – всего сто одиннадцать десятитысячных «же», недаром пришлось подтягиваться к его поверхности лебёдками и крепить буксировщики загнанными глубоко в лёд якорями.
- А откуда Леонов вообще узнает, что мы туда спускались? – вкрадчиво осведомился Леднёв. - Связь мы отключим, радары Лагранжа» этот край Дыры едва-едва цепляют. А чтобы уж наверняка – дождёмся, когда станция на очередном витке уйдёт за горизонт, тогда и начнём…
- Собираешься ему врать? – спросил Дима.
- Не врать, а умолчать! Я просмотрел ваши отчёты о спусках на Энцелад – составлено формально, в самых общих деталях, без подробностей. Вот и мы так же поступим. Конечно, если он прямо спросит – придётся всё рассказать, но с чего бы он стал спрашивать?
- Соглашайся, Дим, чего уж там… - заговорил я. – Валерка прав: если поставить датчики поближе к «зеркалу», в глубине колодца, на стенках, то они наверняка дадут больше данных. А то и засекут что-то, чего с поверхности вообще не обнаружить.
- Точно! – подхватил Леднёв, воодушевлённый поддержкой. - Хотя бы метров на сто спуститься – уже польза для дела, а оно у нас, между прочим, общее!
Дима помолчал, видимо, подыскивая аргументы.
- Вот вы говорите – данные будут другими, верно? Но ведь Гарнье наверняка это заметит, что показания датчиков разнятся и заподозрит неладное!
- Не заподозрит. Я настрою «внутренние» датчики на отдельный радиоканал, а Гарнье скажу, что мы их разбили в процессе установки.
- Авантюра это всё. - проворчал Дима. – Вот увидите, мы об этом ещё крепко пожалеем!
…Сдался? Что ж, будем ковать железо, пока горячо…
- Да ладно тебе! - я похлопал его по плечу «Кондора» - Вспомни, как отмазывал Юрку с американцами в Пушкинском Гроте! Тогда тоже ведь мог нарваться на неприятности, да ещё какие…
- Ну, ты и сравнил! – Дима аж поперхнулся. - То Артек, а то спутник Сатурна…
- Те же уши, только в профиль. И потом – вот печёнкой чую, неспроста Валерка не доверяет Гарнье. Он и мне сразу не понравился, ещё на «Ловелле».
О том, что неприязнь к французу была вызвана, в том числе, банальной ревностью (тогда мне сдуру примерещилось, что за Юлькиным отношением к французу кроется нечто большее, нежели восхищение им, как учёным) – я, разумеется, умолчал.
- Ладно, чёрт с вами! – Дима махнул рукой. Только три условия: во-первых, отключаем связь, даже в ИК-диапазоне, переговариваться будем фонарями, морзянкой. Второе - ближе, чем на тридцать… нет, даже на пятьдесят метров к «зеркалу» не приближаемся. И третье: «омары будут связаны тросом. Если почую что-то неладное – дам полную тягу, и гори ваши датчики синим пламенем!
Поделиться4617-07-2024 19:53:25
высадившегося на «Ледяной Плеши» Япета,
Оберона
Я тут завозмущался за отсутствие гекорингов, но успел прочитать следующее предложение
ИМХО в снаряжение должны входить альпенштоки - в местной мехмастерской изготовленные )))
ЗЫ поговорить "без связи" можно придав шлемы друг к другу - зеркало шлемов прекрасно проводит звук.
Поделиться4717-07-2024 23:28:00
ЗЫ поговорить "без связи" можно придав шлемы друг к другу - зеркало шлемов прекрасно проводит звук.
была такая мысль. Но решил всё же - пусть будут ИК передатчики.
А от альпенштоков один вред. Если на него опереться - как раз вверх и улетишь...
Поделиться4817-07-2024 23:28:59
С поверхности Энцелада «Лагранж» был виден, как довольно крупное, ярко светящееся пятно. При некотором напряжении зрения рядом с ним можно было разглядеть пятнышко поменьше – «Тихо Браге». Орбита, по которой они вращаются вокруг Энцелада имеет форму слабо вытянутого эллипса с высотой в апогее не более пятидесяти километров и периодом обращения около восемнадцати минут. Даже в несильную оптику и станцию, и корабль можно разглядеть в деталях, но это нам сейчас не требовалось. Я следил, как светящееся пятнышко сползает к горизонту, но всё равно упустил момент соприкосновения – отражённый свет далёкого Солнца растаял в снежном блеске поверхности планетоида. Вот, сейчас, ещё несколько секунд, когда «Лагранж», как и планировал Леднёв, окончательно уйдёт из зоны прямой видимости… На Димином «омаре» трижды мигнул прожектор – пора! Я дважды толкнул джойстик тягового движка, каждый раз задерживая его в переднем положении секунды на две. Тяговые импульсы подбросили буксировщик метров на пятьдесят; я погасил вертикальную скорость одиночным импульсом тормозных дюз, предупреждающе мигнул прожектором и врубил маневровые.
В предложенном астрофизиком плане на первый взгляд не было ничего сложного – «омары» зависают над центром Дыры, после чего синхронно начинают снижение до глубины примерно в сотню метров, если считать от верхней кромки. Одновременно Леднёв, по-прежнему висящий на грузовой решётке моего «омара», пытается при помощи ручного дальномера определить дистанцию до «тахионного зеркала» на дне колодца – нам с Димой будет не до того, пилотирование сцепленных друг с другом буксировщиков поглотит внимание без остатка. Да и насчёт измерения дистанции имелись некоторые сомнения - дальномер у астрофизика был новейшей системы, лазерный – и кто знает, как отразит поверхность «зеркала» его луч? На всякий случай, мы контролировали глубину погружения с помощью ещё одного троса, прицепленного к лыже Диминого «омара» - в длину трос имел сто тридцать метров, верхний конец мы закрепили на вбитом возле самого края Дыры стальном шкворне. Вместе с двадцатиметровым отрезком фала, соединяющего буксировщики, это давало полтораста метров, примерно половину предполагаемой глубины колодца.
Весь манёвр предстояло уложить в десять минут – по расчётам Леднёва на глубине в сто метров мы окажемся вне зоны видимости локаторов станции и сможем провести внизу столько времени, сколько потребуется. Хотя, слишком уж задерживаться там никто не собирался. Не обнаружив в течение трёх витков подряд наши «омары», наблюдатели на «Лагранже» могли забить тревогу – а оно нам надо? Конечно, на помощь «пропавшим» никто не кинется, потому как на чем – но вопросов по возвращении будет много…
Это всё были расчёты, математические и логические выкладки, сделанные нами троими перед тем, как кинуться в эту авантюру с головой – в прямом и переносном смысле. Я несколько раз прокрутил в голове всю последовательность действий, но стоило только увидеть сияющее в глубине колодца лилово-серебристое пятно, как все расчёты разом вылетели у меня из головы. На глаз до сияющей поверхности было не меньше полукилометра (хотя – кто верит глазомеру в таких вот условиях?), и оно действительно было огромно – казалось, колодец книзу расширяется, образуя своего рода пустотелый усечённый конус. Но это, конечно, был обман зрения, в отличие от концентрических кругов, разбегавшихся по зеркальной поверхности – заметив их я поспешно опустил нашлемный светофильтр. Ещё на Земле, на лекции по теории «тахионных зеркал» нам говорили, что долго смотреть на эту рябь опасно – какие-то там частоты, способные при определённых условиях воздействовать на альфа-ритм головного мозга… Рисковать без особой нужды не хотелось; я с усилием отвёл взгляд от сияния внизу и поднял голову. И вовремя – на втором «омаре» замигал морзянкой прожектор, Дима запрашивал готовность к снижению. И почти сразу раздался стук по колпаку - Леднёв условленным заранее кодом сообщал результаты измерений. Семь одиночных интервалов… пауза… восемь двойных. Потом пауза побольше – и снова семь одиночных, восемь двойных. Семьсот восемьдесят метров – ты смотри, глазомер-то не подвёл! Так… спустились мы метров на сорок, оба «омара» висят рядом, на расстоянии максимум, десять метров – порядок, порядок! Я кивнул астрофизику – принял! – трижды мигнул прожектором Диме в знак готовности к спуску и положил руки, неуклюжие, из-за массивных перчаток «Кондора», на джойстики.
Поделиться4918-07-2024 09:45:06
прилунении (а как его назвать, не «приэнцеладивание» же?)
Припланечивание, кстати - вполне официально
подошвы не снабжены «геккорингами» - так, по аналогии с бегающими по стенами и потолку ящерками-гекконами,
Лапа геккона
Поделиться5019-07-2024 18:49:01
Припланечивание, кстати - вполне официально
так Энцелад - не планета
да и слово больно неуклюжее
Похожие темы
"Этот большой мир" | Произведения Бориса Батыршина | 16-04-2023 |
Библиография и планы | Произведения Бориса Батыршина | 16-08-2024 |