Пора подбираться к военным событиям....
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Вечером 26 апреля 1898 года Президент Мак-Кинли известил, что хочет меня видеть в своем кабинете в 19-30. Я оперативно прибыл в Белый Дом, и застал у него Генерального Прокурора, Военного Министра генерала Вебба Хайеса (Webb Hayes) из Огайо, майора Гастингса и экс-конгрессмена Томпсона из того же Огайо. После обмена приветствиями, Президент заявил: «Генерал! Я пригласил Вас, чтобы спросить, считаете ли Вы себя способным, принять участие в военной кампании?»
Я ответил Президенту, что не смотря на то, что мне сейчас шестьдесят один год, я чувствую себя моложе и здоровее, чем когда мне было сорок лет, и даже тридцать. И я способен еще на очень многое и готов служить Родине, и использовать возможность, которую он мне предоставляет».
Президент ответил: «Вам, наверное, будет очень приятно слышать, что я выбрал Вас из пятнадцати генерал-майоров, кандидатуры которых мы обсуждали вчера.» После чего мы прошли с Президентом в отдельный кабинет, где он провел со мной небольшую личную беседу.»
Вечером 2-го мая я получил из Военного Министерства уведомление, что моя кандидатура вынесена на обсуждение в Сенате. Однако Сенат молчал 3-мая, однако 4-го сообщил, что моя кандидатура одобрена. Вечером 9-мая я получил телеграмму:
«Военное министерство. Управление Генерал-Адьютанта.
Вашингтон, округ Колумбия, 9 мая, 1898 года, 6 ч.18 м.
Генерал-майору Джозефу Уиллеру, Вашингтон;
Согласно поручению Военного Секретаря, Генерал-майор поступает в распоряжение командующего армией, как признанный необходимым для государственной службы. Вам надлежит убыть в Кэмп-Джордж, к Х.томасу, Чикамауга (Chickamauga Battlefield, Ga.) и доложить о прибытии генерал-майору Джону Р.Бруку, для назначения на действующую должность.
Х.С. Корбин
Генерал-Адъютант.»
Я немедленно упаковал свои вещи, и сел на первый поезд, информировав генерала Брука о том, что прибываю рано утром 11 мая. Встреча с Бруком произвела на меня впечатление. Большой, красивый мужчина. Впечатляет, особенно в мундире. На следующий день в 14-00 я получил следующую телеграмму:
«Военное министерство. Управление Генерал-Адьютанта.
Вашингтон, округ Колумбия, 9 мая, 1898 года, 6 ч.18 м.
Генерал-майору Джозефу Уиллеру, Чикамагуа Бэттлфилд;
Военный секретарь поручает Вам сообщить генералу Бруку , в Тампе, о назначении Вас командующим кавалерией в экспедиционных войсках. Генерал Майлз задерживается в Вашингтоне, Вы должны встретиться с ним, в кратчайшие сроки после его прибытия.
Х.С. Корбин
Генерал-Адъютант.»
Я поспешил на вокзал, с тем, чтобы успеть на поезд в 14.07, и прибыл в Тампу на следующий день, о чем известил телеграммой Вашингтон. О прибытии я доложил генералу Уэйду, но тот, сообщил, что пока не получал никаких указаний на мой счет.
Генерал Уэйд профессиональный вояка. Он сын уважаемого сенатора, Беджамина Ф. Уэйда, заместителя губернатора штата Огайо. Генерал провел всю жизнь в армии, и имел репутацию прекрасного военного. Два или три дня спустя, из Вашингтона пришел приказ о переводе генерала Уэйда к новому месту службы. Командующим был назначен генерал Шафтер. Когда я его встретил, то был поражен его влиянием. Это был человек с сильным характером. Внешне, даже своим лицом, он напоминал мне Президента Кливленда. Он сразу же включился в работу и развил бурную деятельность, проявив отличные командные способности. Вскоре пришел приказ из Вашингтона о назначении меня командующим кавалерией, и я сразу же разбил палатку в стане своих подчиненных, чтобы успеть лично познакомиться с людьми, которых мне предстоит вести в бой. Менее, чем за три дня, и познакомился со всеми людьми в своей команде. Я начал тренировки, и уже вскоре мог сказать, что мог по праву гордиться порученным мне корпусом.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
7 июня 1898 года.
Примерно в 9 часов вечера из Вашингтона пришла телеграмма, предписывающая сворачивать лагерь, и начинать движение в Тампу. Вагоны под тяжелые грузы, должны были быть поданы в 23-00. Сразу все захлестнула суета сборов. Вскоре и мы и вагоны и обоз достигли Тампы, опередив вторую телеграмму из Вашингтона, которая отменяла предыдущую, и задерживала отправку до следующего понедельника. Как выяснилось позже, первая телеграмма, была вызвана телеграммой Сэмпсона:
«Моле, Гаити. 7 июня 1898 года.
Секретарю военно-морского флота, Вашингтон:
6 июня 1898 года обстрелял форты в Сантьяго с 7.30 ч. до 10 ч. Противодействие отсутствует, хотя приближался к берегу на 2000 ярдов. Если высадить десант в 10 000 человек и город и испанский флот будут нашими в течении 48 часов. Требуется немедленная отправка десанта. Каждый час промедления на руку испанцам, которые могут усилить оборону орудиями, переданными с кораблей эскадры Серверы.
Сэмпсон.»
Мы оперативно свернули лагерь и в дневное время преодолели девять миль, отделявших нас от Тампы. Мои кавалеристы приступили к погрузке на пароходы «Аллегхани» (Alleghany), «Рио-Гранде», «Майами», и «Юкатан», чтобы тут же выйти в море. Но погрузку отменили. И мы, оставались в порту целую неделю.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Вторник, 14 июня 1898 года.
После многочисленных задержек, нам удалось выйти из Тампа Бэй. Фарватер для прохождения очень трудный - наши корабли имели осадку18 футов, а самое глубокое место на фарватере – 23 фута. Были почти пятьдесят кораблей и только четыре лоцмана, из-за чего мы выходили в море очень долго.
«Организация и численный состав кавалерийской дивизии, отправившейся на Кубу 14 июня 1898 года.
Штаб дивизии – 12 офицеров.
Первая бригада (командир Саммер)
Штаб бригады – 3 офицера.
3-й кавалерийский полк – 22 офицера и 420 рядовых.
6-й кавалерийский полк – 16 офицеров и 437 рядовых.
9-й кавалерийский полк – 21 офицер и 410 рядовых.
Вторая бригада (командир Янг)
Штаб бригады -6 офицеров.
1-й кавалерийский полк 25 офицеров и 540 рядовых.
10-й кавалерийский полк – 21 офицер и 465 рядовых.
1-й американский кавалерийский полк волонтеров – 32 офицера и 550 рядовых
Всего 158 офицеров и 2822 рядовых.»
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Среда, 15 июня 1898 года.
Вечернее небо удивительно красиво, очень яркие звезды, и более многочисленные, чем в северных широтах. На закате мы проходим мимо Тортуги, оставляя его огни справа по борту.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Четверг, 16 июня 1898 года.
В дневное время мы перестраиваемся в походный ордер, ибо приближаемся к берегу Кубы. В конвое, вместе с эскортом примерно 55 кораблей.
Суда конвоя идут тремя колоннами, колонны идут на расстоянии примерно тысяча ярдов друг от друга. Мой корабль, «Аллегхани» (Alleghany), возглавляет правую колонну, которая ближайшая к берегу Кубы. Это очень нервирует. Хотя справа от нас, на расстоянии примерно две тысячи ярдов идет «Индиана». Порядок остальных судов конвоя следующий (слева направо, с носа в корму):
Первая линия эскорта:
Слева - динамитный крейсер «Везувий», справа от него на расстоянии 1600 ярдов «Скорпион».
На расстоянии 1600 ярдов от первой линии, шла вторая линия эскорта.
«Аннаполис» - 800ярдов-«Кастин» (примерно в кильватер «Везувию» - 800 ярдов «Хелена» - 1600 ярдов – «Индиана».
На расстоянии примерно 400 ярдов от второй линии эскорта, двигались флагманы колонн транспортов первого эшелона. Расстояние между колоннами было примерно в 1000 ярдов. Примерно, потому, что левая колонна шла в кильватер «Везувию» и «Кастину», правая колонна (мой «Аллегхани») старалась держаться в кильватер «Скорпиону», а средняя колонна держалась середины. То есть примерно 800 ярдов между колоннами.
Транспорты в колоннах держали дистанцию примерно в 1600 ярдов.
Левая колонна первого эшелона: транспорты № 1, 2, 3, 4, 5.
Средняя колонна первого эшелона: транспорты № 9, 10, 11, 12, 25.
Правая колонна первого эшелона: транспорты № 17 (Аллегхани»), 18, 19, 20, 30.
Слева от концевого транспорта №5 на удалении 1600 ярдов, шел корабль эскорта «Пантера», справа от транспорта №30, на 1600 ярдов шел корабль эскорта «Йосемит».
На расстоянии примерно 800 ярдов, от линии: «Пантера», транспорты №5, 25, 30, «Йосемит», шла средняя линия эскорта - пять кораблей. Крайний левый мне был неизвестен, затем «Банкрофт», еще два неизвестных, крайний правый – «Детройт»
Затем на удалении400 ярдов шли головные транспорты колонн второго эшелона.
Левая колонна второго эшелона: транспорты № 26, 7, 8, 27, 6.
Средняя колонна второго эшелона: транспорты № 28, 15, 16, 29, 14.
Правая колонна второго эшелона: транспорты № 22, 23, 24, ?, 21.
Слева от концевого транспорта № 6, на 1600 ярдах шел корабль эскорта «Вомпаук», справа от концевого правого, в 1600 ярдах, шел корабль эскорта «Игл».
Далее, на удалении 1600 ярдов от концевых транспортов шел «Уосп».
В течение всего четверга мы плыли на восток - юго-восток, двигаясь параллельно побережью Кубы. Жарко. Но не настолько нетерпимо, как представлялось нам во Флориде. Иногда мы видим неизвестные корабли, которые, оказываются грузовыми или почтовыми судами. На мой взгляд, опасность нападения противника слишком велика, но военные моряки меня успокаивают, говоря, что у испанцев здесь нет серьезных и боеспособных кораблей.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Пятница, 17 июня 1898 года
С восходом, мы движемся в южном направлении, а к 8 часам, мы уже видим берег Кубы и ложимся на параллельный курс, примерно напротив западной оконечности Пуэрто Принсипи. Идем медленно, так как самые медленные суда едва вытягивают десять узлов. В 10 часов мы проходим мимо кубинского маяка на Парадоне Принсипи. Рядом с ним испанские казармы, некоторые из нас уверяют, что даже сумели разглядеть отдельных испанских солдат, стоящих на берегу. Около 2 часов после полудня, мы проходим маяк Лопоса, который находится слева от нас (или к северу). Он находится на самом южном из Багамских островов, принадлежащих Англии. Расстояние между ним и Кубой примерно четырнадцать миль. До него ( маяка) примерно четыре мили. В пять вечера видим очень высокие кубинские горы. Море как гладь, цвета индиго. По ночам нас развлекают сигнальные огни судов конвоя и кораблей эскорта.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Суббота, 18 июня 1898 года.
Несколько утренних часов находимся в режиме ожидания, давая возможность тихоходным судам наверстать упущенное. В 2 часа мы проходим Кэйп Лукреция (Cape Lucretia) это примерно середина нашего пути , и примерно к северу от Сантьяго-де-Куба. Мы видим гористый берег – примерно тысяча двести - тысяча пятьсот футов. Ночью мы меняем курс на английский остров Инагуа – это к северу от так называемого Наветренного Канала, который связывает Кубу, Гаити и Сан-Доминго.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Воскресенье, 19 июня1898 года.
Примерно в девять часов утра, приближается Мэтью Таун на острове Инагуа (Inagua). Мы можем ясно видеть свет в домах. Пройдя примерно пятнадцати миль вдоль острова, мы резко поворачиваем на юг в направлении Наветренного Канала. Море становится довольно бурным. В 3 часа море успокаивается, а мы находимся около Кэйп-Маиса (Cape Maisa). Берег окаймляют высокие горы примерно в полторы тысячи футов.
Мы видим, облака дыма - очень возможно, что испанцы готовятся отступать в Сантьяго. Мы в настоящее время находимся в ста двадцати милях к западу от этого города.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Понедельник, 20 июня 1898 года.
В 9 часов утра мы начинаем огибать восточную оконечность острова Куба. В дневное время, мы останавливаемся примерно в тридцати милях к востоку от Сантьяго. Мы видим, высокие, примерно в две тысячи футов горы. Они затрудняют оценку местности в точке предстоящей высадки десанта. Через бинокли мы рассматриваем Дайкири и бухту.
Место высадки имело гавань, но она была судоходна только для рудовозов. Генерал Шафтер и офицеры флота пришли к выводу, что безопасная выгрузка возможна только с шлюпок и катеров, собранных с транспортов и военных кораблей. Существующий в гавани железный пирс, выдающийся далеко в море, не может быть использован для высадки десанта. Пирс находится слишком высоко над водой – он строился для выгрузки железной руды из железнодорожных вагонов или вагонеток на рудовозы. Поэтому высаживаться можно либо на пляже, либо использовать небольшой шлюпочный причал, выдающийся на двадцать ярдов в море.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Вторник, 21 июня 1898 года.
Генерал Шафтер провел встречу с кубинским генералом Кастильо, и по результатам встречи назначил совещание на 22-е число.
Командир Четвертого корпуса генерал-майор Джозеф Уиллер (Joseph Wheeler)
Среда, 22 июня 1898 года.
Объявлено, что высадка начнется 23-го июня, после часовой артиллерийской подготовки, которую проведут корабли эскадры.