МАТФЕЙ
Начинаем официальную часть христианства - Новый Завет. В чем он состоит, этот завет, кто и с кем его заключал - неизвестно. Но, может быть, в процессе чтения мы узнаем это?
Очень может быть.
Поехали.
Первый вопрос - кто такой Матфей? Это всем известно - он апостол, один из учеников Иисуса Христа. Считается, что он написал книгу о жизни своего учителя - для нас с вами. И назвал ее евангелием - благой вестью. Почитаем.
Начинает Матфей простенько.
«Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова».
Меня интересует это имя - Иисус Христос. С Иисусом понятно - это транскрипция имени Иешуа. Или Иехошуа - как у Иисуса Навина. А вот Христос… Что значит Христос? Говорят, что это слово - перевод иудейского Мессии, а Мессия означает «помазанник».
Помните, что это значит - помазанник? Это человек, которого помазали елеем на царство или на пророчество, или на судейство.
Христос - греческое слово. Матфей использует его, оговариваясь, что так называют его учителя. И он просто соглашается с таким именем. Но почему Ездра так его называет? Более того, почему так называет его бог Саваоф? Он что, с Ездрой по-гречески говорил? В годы вавилонского плена?
И эта формулировка - сын Давидов, сын Авраамов. Он им не сын, не внук и даже не правнук. Потомок - другое дело. Так и написали бы - потомок. Ведь сколько раз перевели, и везде «сын». Тем более, мы его называем сыном божьим. Так чей он сын? Сейчас разберемся - почитаем родословную.
Авраам родил Исаака, Исаак - Иакова (который первородство у брата украл), Иаков - Иуду и его братьев, Иуда - Фареса от Фамари.
Стоп. Вы помните эту историю? Иуда был женат на хананейке, которую звали Шуа. Она родила ему трех сыновей. Старшего из них Иуда женил на Фамари. Когда он умер, Иуда женил на ней среднего сына - Онана, первого мастурбатора на деревне. Онан тоже умер. Тогда Иуда приказал невестке жить в трауре, пока не вырастет младший его сынок. Но никто ничего дожидаться не стал: папаша использовал Фамарь, как проститутку. Заплатил ей деньги (вернее, пообещал заплатить) и «попользовал». В результате такой проституции и родился Фарес. И этот байстрюк включен в божественную родословную Матфеем. Смелое решение.
Продолжим родословную. Фарес родил Есрома, Есром - Арама, Арам - Аминадава, Аминадав - Наассона, Наассон - Салмона, Салмон - Вооза, Вооз - Овида от Руфи.
Еще остановка. А эту историю вы помните? Руфь была моавитянкой, которая овдовела и пошла со своей свекровью жить на чужбину - в Вифлеем. В Вифлееме она бродила за жнецами Вооза по полю и подбирала колоски. И ела. Вооз покормил ее хлебом и уксусом, разрешил собирать колоски и дальше, а она в знак благодарности приоделась, умастилась благовониями и пошла к Воозу спать на сеновал. Просто забралась к нему в постель - ничего не объясняя. Так родился Овид. Но в книге Руфи об этом ни слова!
Далее мы не будем перечислять всех. Еще заметим: Иессей родил Давида, Давид - Соломона (от чужой жены, между прочим), Соломон - Ровоама, и так далее. То есть, в роду Иисуса было три царя, а это немало. И вот дошли до плотников.
«Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос».
Все очень просто. И родословная неплохая. Подумаешь, было несколько пикантных моментов. Да у каждого из нас, если покопаться, такое в роду обнаружиться, что мама дорогая. Так что…
Да, а откуда Матфей узнал все это? Ему Христос рассказал? Вряд ли, Христос о своем происхождении говорил иное. Тогда откуда?
И еще раз, кто он такой, этот Матфей? Апостол - это понятно. А еще? Что он делал до своего ученичества? Он был мытарем, сборщиком налогов. Или проще говоря - налоговым инспектором. А эти ребята могут в архивах что угодно найти и раскопают вашу родословную до двадцатого колена - если им будет нужно. Матфею, видать, это было очень нужно.
И что Матфей рассказывает дальше? Дальше он описывает перипетии свадьбы Иосифа и Марии.
«По обручении Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго…»
Понятное дело, Иосиф был несколько удивлен. Невеста его оказалась беременной! Вот так-так. Но жених был добрый человек.
«Не желая огласить ее, он хотел тайно отпустить ее».
То есть, не хотел позорить девчушку. Но отпустить не получилось: к Иосифу заявился ангел. И сказал: Иосиф, не дури, Мария беременна от Духа Святого. Пусть выносит ребенка и родит. И тогда сбудется древнее пророчество.
Какое пророчество? А вот, какое: Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут его Еммануил, что значит: с нами бог.
Секундочку. Во-первых, зря Матфей в архивах ковырялся. Вся родословная коту под хвост, ибо Иосиф не был Иисусу отцом. Во-вторых, в пророчестве сказано Еммануил. А при чем тут Иисус?
Это типично для христианских книг. Евангелие - не благая весть. Иисус - сын Давида и Авраама, хотя он им не сын. Родословная его восходит к Аврааму, хотя Иосиф ему не отец. Пророк говорил, что мальчика назовут Еммануил, а назвали его Иисус. Все слова означают совсем не то, что означают - мы уже говорили об этом.
Ну хорошо, Иосиф был редким добряком, но куда смотрела иудейская общественность? Ведь Мария была беременной, когда выходила замуж.
И, наконец, откуда Матфею известна история со Святым Духом? Ему тоже Иисус рассказал? Иисуса тогда еще не было - он мог и не знать всех перипетий. Сомневаюсь, что родители ему поведали этот пикантный момент.
Короче говоря, мы не знаем, кто был отцом Иисуса.
Итак, Иисус родился в Вифлееме, а в Иерусалиме в это время правил царь Ирод. "Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним". Тревоги Ирода понятны - в библейском аспекте. Но с чего тревожиться всему Иерусалиму? Речь идет об Ироде Великом, как я понимаю. Этот царь сидел себе на троне, в ус не дул, и вдруг приходят к нему волхвы с Востока. Персы, надо полагать. И говорят: «Мы хотим поклониться новорожденному иудейскому царю». Ирод удивился: «Какому царю? У меня никто не рождался, уважаемые!»
Ну, и тут началось. Ирод быстренько созвал придворных колдунов и спросил: «Где должен был родиться Христос?». Прямо так и спросил. А ведь волхвы ни слова о Христе не сказали. Они хотели поклониться новому иудейскому царю. Ведь иудейский царь, он всем царям царь, даже персидские мистики ему поклоняются.
Но Ирод сразу начал искать Христа. Откуда он имя это знал? У Ездры прочитал? Придворные колдуны о Христе не сказали ни слова. Они нашли пророчество, в котором говорилось лишь о том, что в Вифлееме родится новый народный вождь. Видите, как все запутано? Волхвы ищут иудейского царя, Ирод спрашивает о Христе, а колдуны говорят о народном вожде. Речь идет о трех разных личностях.
Волхвы пошли в Вифлеем, нашли дом Иосифа и подарили новорожденному Христу золото, ладан и смирну. Золото - это хорошо. Подарили и ушли.
В ту же ночь к Иосифу опять пришел ангел и сказал: «Забирай жену, ребенка и иди в Египет». Иосиф пошел.
А почему в Египет? А так ангелу захотелось. Чтобы сбылось пророчество.
"Да сбудется реченное Господом через пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего". Вот, зачем погнали их в Египет. Матфей не говорит, как звали этого предсказателя. Хорошо, что анонимный пророк не упомянул Северный полюс.
Ирод "почувствовал себя осмеянным", весьма разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Убивали детей моложе двух лет. А ведь Ирод знал время рождения и люди его были не идиотами - могли отличить двухлетнего младенца от двухдневного. И опять эта оговорка - о сбывшемся пророчестве. Матфей так старательно пытается убедить читателя в том, что Иисус - Мессия, что сомневаешься - верит ли в это он сам!
"Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не утешится, ибо их нет".
Это и есть пророчество? Которое предсказывает избиение младенцев в Вифлееме?
Когда Ирод умер, а умер он в 4-м году нашей эры, Иосифу в Египте приснился ангел, который велел ему возвращаться с семейством в Израиль, ибо "умерли, искавшие убить" Иисуса. Иосиф выполнил этот план наполовину. Из Египта ушел, но в Израиле жить побоялся - в Иудее правил сын Ирода - Архелай. И он поселился в Галилее. Есть там городок, Назарет называется. И опять, "да сбудется реченное через пророков, что он Назореем наречется". Пророк опять анонимен.
Иоанн Креститель проповедовал в пустыне. И говорил: покайтесь. И крестил народ в Иордане.
Что значит "крестил"?
КРЕЩЕНИЕ , одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой).
Вот такое определение. Самое распространенное. Очень интересное. Получается так: существовала церковь. Христианская церковь, которая имела свои таинства - крещение, например. Иоанн был священником этой церкви - кто еще может осуществлять такие процедуры? Была христианская церковь, были священники - только Иисус еще об этом ничего не знал.
От какого корня происходит слово "крестить"? От креста оно происходит. Крестное знамение - до распятия.
Тут не пророчества сбываются, нет. Тут сочиняется доктрина, записывается программа (в виде пророчеств), а потом выполняется. Все поступки персонажей продиктованы не здравым смыслом, не божественной волей, а необходимостью выполнения "пророчеств". Если для исполнения пророчества нужно приложить усилия, то это уже не пророчество, а приказ. Приказ, исходящий от священника.
Так много противоречий, но все они исчезают, если предположить, что Евангелие от Матфея написано задним числом, лет этак через четыреста после описываемых событий. Самое то: последователи Иисуса перестали рисовать рыбу, как свой знак, и заменили ее изображением креста - символом казни, которая уже не казалась такой позорной. Они перестали быть сектой, отдельным направлением в иудаизме, из "назореев" они превратились в христиан. И христианство стало государственной религией. Императоров устраивала доктрина, провозглашающая терпение и обещающая справедливость когда-нибудь потом. Это очень удобно - для императоров.
Фарисеи и саддукеи пришли креститься к Иоанну. Кто такие? Саддукеи - жрецы, высшая каста. А фарисеи - тоже религиозные люди. Они считали, что традиция должна передаваться устным путем. Септуагинту эти ребята знали наизусть. Они стояли у истоков Талмуда. Кстати, фарисей - греческое слово. В Иудее этих мистиков называли "перушим" - отделившиеся. Отделившиеся. Раскольники. И вот, ортодоксы и раскольники объединились в порыве креститься у Иоанна. И пришли к нему в пустыню.
Но Иоанн не обрадовался неофитам, а очень даже наоборот.
- Порождения ехиднины! - так он их встретил, - кто внушил вам бежать от будущего гнева?
В самом деле. Но каков Иоанн! К нему пришли самые влиятельные священники и знатоки Писания - настоящие интеллектуалы. А он их пугает! И гонит в шею. Новой церкви не нужны знатоки Писания. Они ей и сейчас не нужны.
"Я крещу вас в воде и в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня...
Он будет святить вас Духом Святым и огнем...
Лопата в руке Его...
Он соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым...".
Сразу видно - Иоанн очень слабо представлял себе, кого он ждал.
Есть еще одно новшество - другие метафоры. Раньше говорили о точиле, винограде, овцах и пастухах. Теперь добавили пшеницу. География - великая наука.
Иоанн дождался. К нему пришел Иисус из Галилеи. Который хотел креститься - влиться в лоно новой церкви. Их препирательство напоминает спор двух сверхвежливых людей.
- Проходите, пожалуйста.
- Нет, только после вас!
Иоанн был очень удивлен. Это удивление не покидало его до конца жизни. Жить, правда, оставалось недолго, но все-таки. Креститель ждал крутого парня с мечом, еще более яростного, чем он сам. А к нему пришел мягкий парнишка - ни меча, ни даже лопаты. Может быть, рубанок. И, тем не менее - Иоанн склонил голову. Матфей объясняет это тем, что Крестителю явился Дух в виде голубя и послышался голос, говорящий: это Сын Мой возлюбленный. Но Матфей рассказывает с чужих слов, даже если он был настоящим апостолом. В те дни он еще выбивал налоги с иудеев и ни о каких Царствах Небесных не помышлял - его интересовали вполне земные вещи. Деньги, например.
Если Духа видел только Иоанн, то мы можем об этом узнать лишь по его рассказу. Думаю, сигнал он действительно получил. Сигнал, который ему подал из толпы кто-то вполне осязаемый.
Иисус наверняка был удивлен не меньше Иоанна.
"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола". (Диавол - греческое слово).
Опять эти сценарии. У парня нет выбора - его ведут в пустыню и не спрашивают, хочет ли он туда идти. Более того, ведут специально для искушения. Зачем?
Тесты устраивают выпускникам - нужно проверить их знания и умения. Проверяют тех, в ком сомневаются. Значит, в Иисусе сомневались. Поводы для сомнений были: его зовут иначе, он выглядит не так. Иоанн просто удивился, а кто-то и усомнился. И решил проверить.
На сороковой день поста Иисус "взалкал". Есть захотелось. И тут начались проверки. Сначала ему предложили превратить камни в хлеба - и покушать. Иисус отказался. Не хлебом единым... Тогда его вознесли на крышу Храма и предложили прыгнуть оттуда. Он отказался и на этот раз. Еще бы! А в чем тут искушение, я не пойму?
Ну, и третий экзамен - на сообразительность. Ему предложили все царства мира, если он поклонится сатане. Иисус и на этот раз отказался.
Ответ был засчитан - после этого в пустыню приехали ангелы и стали прислуживать Иисусу. В чем это служение заключалось, трудно сказать.
Опять - откуда об этом знает Матфей? Эту историю мог рассказать ему только Иисус.
Иоанн Креститель допрыгался. Его арестовали. И посадили в тюрьму. Примечательна реакция Иисуса.
"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею". Галилея была другим государством. Иисус бежал за границу - от репрессий. В Галилее он не захотел жить в Назарете, а поселился в приморском городке Капернауме - "да сбудется реченное через пророка Исайю". Опять сценарий.
Поселился и стал проповедовать.
"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Он слово в слово повторял лозунги Иоанна. А Иоанн заговорил о близком Царстве Небесном после пребывания в пустыне. Стандартная процедура.
Потом что-то случилось. Иисус начал набирать команду. Сначала прошелся по рыбачьим поселкам.
Первыми были два брата - рыбака. Они ловили рыбу сеткой и этим зарабатывали на жизнь.
"Симон, называемый Петр и Андрей, брат его". Вот так. У Симона была кличка "Кифа", что означает камень. В греческом варианте - Петр. Вряд ли эти ребята знали греческий. Простим Матфею такую неточность. А еще говорят, что эту кличку Симону дал именно Иисус - за твердость характера. Об этой твердости у нас еще будет повод поговорить.
Итак, они ловили рыбу, а на берегу стоял Иисус.
- Вы рыбу ловите?
- Нет, мы рыбу ловим.
- Понятно. Бросайте это гиблое дело. Пошли со мной - я научу вас людей ловить.
Братья сразу бросили это дело и пошли - ловить людей.
Что мы делаем, когда ловим кого-то? Например, бабочку... Или рыбу, или птицу, или дикую лошадь...
Мы лишаем их свободы. А потом берем бабочку на булавку (или отрываем ей крылья - просто так), рыбу съедаем или продаем, лошадь взнуздываем, ставим в стойло, закрываем ей глаза шорами и заставляем таскать плуг, или возить нас на парад.
А эти пошли ловить людей. Интересно, зачем?
Троица прогуливалась по берегу Галилейского озера и увидела еще рыбаков. Зеведей рыбачил, а его сыновья помогали ему. Сыновей звали Иаков и Иоанн. Иисус "призвал их". Призыв был убедительным - братья бросили отца и рыбалку. И тоже пошли "ловить".
Впятером они ходили по Галилее. Иисус лечил людей, проповедовал "Евангелие Царства Небесного" и учил в синагогах. Допускали его, значит, в синагоги.
"И следовало за ним множество народа" - со всего Ближнего Востока. Когда толпа собралась порядочная, Иисус взобрался на гору и произнес первую проповедь.
Сначала он перечислил тех, кто может быть блаженным. Иначе говоря, что приводит человека к блаженству?
А вот что: духовная нищета, плач (а еще лучше - рыдания), кротость, правдивость, милосердие, миротворчество (или пацифизм). Еще очень хорошо быть гонимым за правду.
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить...
Радуйтесь и веселитесь, ибо так гнали и прежних пророков...
Ибо велика ваша награда на небесах..."
Он описал идеального гражданина - с точки зрения царя. У этой религии было большое будущее. Гонения и пытки могут ублажить только мазохистов.
"Я не нарушать Закон пришел, а исполнять его". Это чтобы в синагогу пускали. Ну а дальше...
Дальше он говорил свое - собственное.
Если ваша праведность не выше праведности священников, то не видать вам Царства Божьего.
"Не убий" - этого мало. Судить надо не только за убийство, но даже за словесное оскорбление.
Кто обозвал брата идиотом - достоин гореть в аду.
Мирись с соперником, а то он тебя засудит, засадит в тюрьму, а в тюрьме тебя обдерут до нитки.
Если ты только посмотрел на женщину с желанием - ты уже прелюбодей.
Если твой глаз соблазняет тебя - вырви его.
Если рука твоя хочет украсть - отруби ее.
Кто разводится с женой - толкает ее к прелюбодеянию.
Кто женится на разведенной - прелюбодей.
Никогда не клянись - все клятвы нарушаются. Говори только "да" или "нет".
Не противься злому. Тебя ударили с правой - повернись другим боком, чтобы можно было ударить и с левой.
"И кто захочет судиться с тобой и отнять у тебя рубашку - отдай ему и верхнюю одежду".
И кто заставит тебя идти с ним одно поприще - иди с ним два.
Дай тому, кто просит у тебя.
Люби врага своего, благослови того, кто тебя проклинает. Молись за своего обидчика и гонителя.
Ведь солнце светит одинаково на грешных и праведных!
Кому это под силу? Кто может это выполнить? Пока не попробуешь - не узнаешь.
Я знаю многих людей, которые цитируют эту проповедь наизусть, но не могут выполнить ни одного из этих пунктов. И они называют себя христианами - последователями Христа. В чем же они его последователи, если не выполняют этой проповеди?
Даже папа Римский не отдаст вам рубаху и щеку не подставит, и глаз свой не вырвет - не сможет.
Никто не сможет. Если задача кажется нам невыполнимой, значит, она не для слабаков. Она для очень сильных людей, эта задача. После Христа не было никого, кто хотя бы попытался взять эту высоту. Сам Иисус мог, а еще Иоанн мог. Одному отрезали голову, а второго приколотили гвоздями к кресту и оставили умирать на солнце. На этом и кончилось христианство, едва начавшись.
Но это еще не вся проповедь. Мы продолжаем.
Если даешь милостыню, делай это так, чтобы никто не узнал.
Когда молишься, делай это не на улице, не напоказ. Это так интимно, что никто не должен тебя видеть.
Куча самодовольных остолопов крестится и бормочет молитвы в общественном транспорте, на площадях и перекрестках. О таких Иисус сказал: "Истинно говорю вам: они уже получают награду свою".
Молись в тайне, и получишь явно. Или не получишь - это не тебе решать.
В молитве не говори лишнего - бог знает, в чем ты нуждаешься.
И, конечно же, "Отче наш".
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут".
Войдите в любой христианский храм и убедитесь в этом. А еще присмотритесь ко всей нашей верхушке, представители которой шагу не ступят, чтобы не помолиться в телекамеру и даже рабочий день начинают с похода в церковь. И на их "глубоко верующих" детишек гляньте. Иисус был бы в восторге.
"Никто не может служить двум господам...
Не можете служить Богу и маммоне..."
Это точно.
"Не заботьтесь для души вашей - что вам есть и что пить, ни для тела вашего - во что одеться...
Потому что всего этого ищут язычники...
Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду в этом...
Ищите Царства Божия и правды Его, и все это приложится...
Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам позаботится о своем...
Довольно для каждого дня своей заботы".
Сегодня мы, христиане, таких людей называем тунеядцами и бездельниками. И ходим в церковь.
"Не судите, и не судимы будете...
Как судите, так и вас будут судить, как мерите, так и вас померяют..."
Иначе говоря, не суйте нос в чужие дела. И еще - суды в христианских государствах. Люди кладут руку на библию, клянутся - и начинают судить.
"Не давайте святыни псам и не мечите жемчуга перед свиньями".
А сам не удержался. Жаль.
После проповеди Иисуса обступил народ. Один прокаженный сказал:
"Если хочешь, можешь меня очистить". Так небрежно. Если хочешь - можешь начинать, я разрешаю.
Иисус захотел. И потрогал беднягу рукой. И тот очистился.
"Не рассказывай никому, но пойди и покажись священнику".
Как это - не рассказывай? Целая толпа лицезреет "сеанс", а тут "не рассказывай". Мало того - зачем идти к священнику?
После проповеди Иисус пошел в Капернаум. Там к нему обратился сотник.
Подождите. Какой сотник? Это офицерский казачий чин? Ну да ладно.
Сотник попросил Иисуса исцелить его слугу, который был "расслаблен". Иисус согласился и сказал сотнику:
- Веди меня к нему, я исцелю его.
Но сотник был непрост.
- Кхм. Не надо ходить ко мне домой. Ты просто замолви словечко - он и выздоровеет.
Иисус замолвил. Слуга выздоровел.
А потом они пошли к Петру домой. У Петра заболела теща - горе-то какое. Так Петр был женат? И бросил больную тещу и пошел ловить человеков? Ай да Петр...
Да, Иисус потрогал и ее. Теща тут же пошла на поправку, встала "и служила им".
А вечером к нему привели целую толпу больных и бесноватых. Он их всех исцелил.
"Да сбудется реченное через пророка Исайю".
Толпа прибывала.
"Увидев же Иисус вокруг себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону".
А то ведь на всех бисера не напасешься. Начали грузиться в лодочку. На пристани стоял шум. И гам.
Один книжник (в смысле - саддукей) попросился в попутчики. "Я пойду за тобой, куда бы ты ни пошел".
Иисус саддукею тоже отказал. Правда, не так резко, как Иоанн. "Сыну Человеческому негде голову преклонить". Одним словом - отказал.
"Другой же ученик" хотел сбегать на похороны - умер его родной отец. Иисус приструнил апостола:
- Пусть мертвые погребают своих мертвецов, а ты иди со Мной.
Очень жестко. Матфей даже постеснялся называть имя апостола, которого так взнуздал Иисус.
Отчалили. На море (озере) сделалась буря. Лодка грозилась утонуть - апостолы боялись. Иисус спал. Они его разбудили. "Погибаем!". Он их высмеял. Буря утихла.
Матфей говорит, что Иисус "повелел ветрам утихнуть". Только это вряд ли - он с крыши храма прыгать отказался, а тут всего лишь какая-то лодочка.
На том берегу им встретились бесноватые, "вышедшие из гробов". Они были "весьма свирепы". И закричали Иисусу: "Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий?". В самом деле, но они первые начали. Он не стал панькаться с этими зомби - изгнал бесов в стадо свиней. Свиньи сразу преисполнились, побежали на обрыв и попрыгали оттуда в море. И утонули.
Пастухи очень удивились - только что они пасли стадо свиней и вот вам здрасьте - ни свиней, ни работы. Пастухи побежали в город и рассказали все жителям. Горожане покачали головами и попросили Иисуса "удалиться от их пределов". Оно и понятно: сегодня свиньи, завтра овцы, а послезавтра лошади. Три дня - и жрать будет нечего.
Одним словом, его попросили. Он пожал плечами и сел обратно в лодку. И уехал "в Свой город". Это в какой, интересно? Наверное, в Капернаум. Пожил там два дня и уже "свой город". Только приехал, а просители тут как тут - принесли ему паралитика, прямо на постели. И сказали: вот!
Иисус подивился их вере и сказал паралитику: дерзай, юноша. Юноша дерзнул и поднялся. И взял свою кровать и пошел домой. Все как обычно.
А вот и Матфей нарисовался.
"Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И встал он и последовал за ним".
Он их не спрашивает. Говорит: пошли. И они идут. Тут другое интересно.
Все, что написано до сих пор, рассказано Матфею другими. С этого момента он был свидетелем происходящего, а до того - говорит с чужих слов. Если, конечно, предположить, что именно Матфей написал это евангелие.
А дальше было так.
"И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним".
В каком доме? У него дом был в Капернауме? С мытарями понятно - вся налоговая инспекция оставила службу и пришла "в дом", чтобы возлечь. А грешники - кто такие? И почему они вместе - мытари и грешники?
Апостолам места в доме не нашлось и они стояли во дворе. К ним подступились фарисеи и начали шпынять учеников в том смысле, что Иисус "ест и пьет" с мытарями и грешниками. Учитель обладал отменным слухом.
Он сразу парировал: а здоровым врач не нужен - только больным.
Фарисеи - это еще не все! Сюда пришли "ученики Иоанновы".
Очень интересный момент. Иоанн арестован, Иисус убежал в Галилею, а что делать ученикам Крестителя? Человек, которому их наставник "не достоин шнурки на ботинках завязать", бросил их на произвол судьбы. А им что делать? Они тоже пошли в Галилею. И вот увидели, что Иисус кушает и пьет с грешниками. И спросили: почему мы и фарисеи постимся, а твои ученики нет? "Мы и фарисеи" - очень интересно. Иоанн уже не пугает фарисеев геенной огненной. Но не будем забегать вперед.
Иисус ответил очень туманно:
- В старые меха новое вино не наливают. А невеста пусть радуется, пока жених с ней.
В смысле: шли бы вы домой, ребята. Ребята потупились.
И тут приятная трапеза была прервана - в гости заявился "большой начальник". И попросил вылечить его дочь. Как не помочь такому уважаемому человеку? Иисус прервал пьянку с мытарями и пошел в дом начальника.
Как странно изменилось поведение Иисуса после появления Матфея. Может быть, оно и не менялось - просто Матфей начал описывать то, что видел сам?
Больных хватало и было решено, что лечить теперь будут все. Не вообще "все", а все апостолы. Теперь их оказалось двенадцать. Матфей их перечисляет.
Симон (Петр), Андрей, Иаков, Иоанн - этих мы уже знаем.
Филипп и Варфоломей, Фома - об этих мы пока знаем лишь то, что одному из них Иисус запретил хоронить отца, а второй был фарисеем.
Матфей мытарь - с этим понятно.
Иаков Алфеев и Леввей по кличке Фаддей.
Симон Канаит и Иуда Искариот, "который предал Его".
Два Симона, два Иакова. Всех набрали в Капернауме, если верить Матфею.
Всех апостолов Иисус научил проповедовать и лечить людей.
И провел кратенький инструктаж на дорожку:
К язычникам не ходить. Это значит - проповедовать лишь среди иудеев.
В Самарию не ходить. Это значит - проповедовать среди иудеев и никаких израильтян.
Лечить и проповедовать - бесплатно (вас даром научили, вы даром отдавайте умения).
С собой в дорогу ничего не брать. Вообще ничего. "Всякий трудящийся достоин пропитания".
Это значит - работать за еду.
Пока что Матфей видит Иисуса - типично иудейского пророка. И мы - вслед за ним.
Инструктаж продолжался.
В любом селении заходить лишь к тем, кто достоин.
Что это значит - трудно сказать.
Заходя в гости, скажите: мир этому дому.
Если дом достоин - мир ваш на нем будет, а если не достоин - мир ваш к вам вернется.
Но в День Суда этому дому мало не покажется.
Жестковато, как для Иисуса с баптистского журнальчика.
"Остерегайтесь же людей, ибо они будут бить вас и отдавать в судилища".
Людей всегда надо остерегаться. Даже если вы апостол. А если не апостол, то тем более.
Но каков совет!
"Когда вас будут гнать в одном городе - бегите в другой".
Логично. Зачем вообще по городам ходить?
"Кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я пред Отцом Небесным".
Бедный Петр. Впрочем, до Петра дойдем. Но где всепрощающий Иисус? Я его не наблюдаю. А вы?
"Не думайте, что Я пришел принести Мир на землю...
Не мир пришел я принести, но меч...
Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью...
И враги человеку - домашние его... (это уже было сказано раньше).
Кто любит отца или мать свою более Меня - недостоин Меня..."
Как эта проповедь отличается от проповеди на горе! Она во всем отличается. А знаете, какое главное отличие?
О первой проповеди Матфею рассказали, а вторую он слышал сам.
И еще - первая проповедь была для общего пользования, а вторая - для служебного.
Инструктаж был окончен. Апостолы взяли под козырек и разбежались по местам предназначения. Иисус пошел по своему собственному маршруту. В это время Иоанн прислал к нему своих учеников с вопросом.
"Ты тот, который должен был придти, или ждать нам другого?"
Странный вопрос, не правда ли? Иоанн, который собрался завязывать шнурки на ботинках и кричал об Иисусе с лопатой, вдруг усомнился. С чего бы это? Может, выслушал рассказ своих учеников о том, что творилось в Капернауме?
(Кстати, что за тюрьма такая? - он свободно общается с учениками!)
Иисус отвечал им: скажите Иоанну, что больные выздоравливают. И отослал их обратно.
И тут же обратился к толпе зевак, которых всегда хватало:
- Вот вы все думаете - кто он такой, этот Иоанн? Пророк? Да, он пророк. Он даже больше пророка. Он нечто вроде ангела, который расчистил мне путь. Гигант! Земля еще не носила таких людей. Среди людей он великан, а среди небожителей - карлик. (Явный намек на себя самого).
Этот спич и был настоящим ответом Иоанну и тем, кто за ним стоял. Иисус дал понять, что он создал свою собственную организацию и мнение тех, кто втянул его "в дело" и проводил испытания в пустыне, больше его не интересует.
После такого "ответа Чемберлену" Иисус еще немного поукорял жителей города Капернаума за то, что они так мало ценят его присутствие, и дал им шанс исправиться.
"Придите ко Мне - и Я вас успокою...
Возьмите иго Мое на себя...
Ибо бремя Мое легко..."
Куда уж легче.
"В те дни проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же его взалкали..."
Быстро они управились с проповедями. Да, а чего по полям засеянным шастать - пшеницу топтать?
Короче говоря, апостолы начали рвать колоски и кушать. А фарисеи (от них никуда не деться, вот джеймсбонды!) начали укорять Иисуса за то, что его ученики работают в субботу. Глупый вопрос.
Ответ был под стать вопросу. "Давид ел в храме хлеба в субботу". Ну и что? И кто такой Давид? Бандюга, на котором пробы негде ставить. Который брата своего у жертвенника убил. И бог приводит этого маньяка в качестве аргумента!
Фарисеи начали совещаться - как бы убить Иисуса, но тот быстро "удалился оттуда". Бежал, одним словом.
И продолжал исцелять людей. И народ удивлялся. "Не Иисус ли это, сын Давидов?"
Матфей опять за свое. Иисус к Давиду никаким краем. Но народ мог этого не знать, ведь Иосиф поступил по-джентльменски, не сказал никому, что он Иисусу не папа.
Но все-таки, чему дивился народ? И это удивление очень разозлило Иисуса. Он опять "показал лицо".
"Кто не со Мною, тот против Меня...
Если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем...
Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?..".
Такое ощущение, что им отвечал не Иисус, а Иоанн Креститель.
Но это еще не все - о разозленном Иисусе. Во время этой пламенной речи к дому, в котором все происходило, подошла "Мать Его" и "братья Его". "И хотели говорить с ним".
Стоп, что происходит? Оказывается, Мария после Иисуса продолжала рожать - и уже не от Духа Святого. Нарожала мальчиков. Семья жила себе, никого не трогала. Иисус ушел в Иудею, потом вернулся, но не в Назарет. К матери он не наведался, братьям гостинцев не принес (хотя братья уже взрослые, как я понимаю). И тут приходят удивленные люди и говорят: пани Мария, там ваш сын такие номера в Капернауме показывает! Она взяла сыновей (на всякий случай) и пошла в Капернаум - к дому, где вещал Иисус. "Поговорить".
Звучит банально, но его просто посчитали сумасшедшим. И мать с братьями пришли взять больного "на поруки", а то фарисеи уже убить его решили.
И вот, Иисусу шепнули на ушко:
- Там твоя мать и твои братья стоят.
- Какие такие "мать и братья"? Не знаю никаких "мать и братья". Вот, - он показал на румяных апостолов, - мои "мать и братья", понятно?
Все всё поняли. Божья матерь и братья поплелись домой.
Еще раз: он сказал ЭТО в глаза родной матери - женщине, которой поклоняется большая часть христианского мира. Женщине, которую чтут даже мусульмане.
Хороший мальчик. Настоящий сын.
Но что, если это был не Иисус, а кто-то похожий на него? Тогда понятно, почему люди не могли его узнать, привели мать на опознание. Понятно, почему он ее не узнал.
Как только родственники с позором удалились, Иисус сел в лодочку и начал толкать оттуда новую речь перед народом, который собрался на берегу. Рассказал им притчу про сеятеля и зерно. Все эту байку знают. Интересна реакция апостолов. Они спросили прямо: зачем ты народ грузишь этими притчами? Они и так не понимают, когда ты говоришь даже без метафор.
Его ответ многого стоит.
- Я потому рассказываю притчи этим людям, дорогие мои ученики, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
Очень хорошо. Ответ, как говорится, на пятерку с плюсом. Если им не дано, то зачем вообще рот открывать? Тем более - притчами. После этого он рассказал еще три притчи - одна другой краше. Все притчи были на сельскохозяйственную тему и касались земледелия на Ближнем Востоке. И говорил притчами весь вечер. И спросил наконец у апостолов:
- Вам все понятно?
- Конечно! Что за вопрос.
После вечера притч Иисус пришел в Назарет. И стал проповедовать в синагоге. И началось.
- Это же Иисус, сын Иосифа плотника и Марии! Смотри-ка, вот его братья с нами, Иаков, Иосий, Симон и Иуда, а вот и его сестры. И все нормальные люди вроде бы. А этот...
"И соблазнялись о нем". Что бы это значило?
Да, теперь мы знаем, что братьев было четверо. Знаем их имена. И еще знаем, что были сестры. Иосиф был крепкий мужичок. И для себя запомним, что среди них не было брата по имени Иоанн.
Земляки с сомнением отнеслись к новой ипостаси старшего сына Марии. И поэтому Христос не смог сотворить в Назарете ни одного, даже самого завалящего чуда. Именно тогда он сказал знаменитую фразу:
- Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Мы эту фразу часто искажаем и говорим: "нет пророка в своем отечестве". Вроде бы похоже, но это совсем не то. В нашем варианте подразумевается, что если вы гений, то вас может признать весь мир, но дома все равно посчитают идиотом.
Смысл оригинальной фразы иной: пророка чтут везде, но только не дома. А ведь это не так: пророков метелили всю дорогу - и дома, и на чужбине. И старались в любом населенном пункте побыстрее пустить им кровь. Поэтому мы ее переиначили.
С Иоанном приключилась неприятная история - его убили. Нехорошо убили - отрезали голову. История эта очень романтична. Ирод "четвертовластник" запутался в любовных делах - он закрутил роман с женой своего брата Филиппа, которую звали Иродиада. Судя по имени, они и без Филиппа были не чужими друг другу. А тут еще Иоанн масла в огонь добавил: нельзя тебе, царь, любовь с ней крутить! Ирод очень переживал по этому поводу. (Но что за дело Иоанну до морального облика царя? Он же по другим делам). В дело вмешалась дочь Иродиады. Она исполнила эротический танец перед придворными - зрители были в экстазе. За это Ирод пообещал исполнить любое желание племянницы. Племянница не долго думала - заказала голову Иоанна на блюде. Ничего не поделаешь - пришлось резать Иоанну голову, водружать ее на блюдо с голубой каемкой и нести капризной племяннице. Та порадовала маму - отнесла голову в ее спальню. Мама была рада. Ох уж эти племянницы! Маленькие капризульки...
Ирод грустил по поводу этой головы. И стал неадекватен - услышав о подвигах Христа, он был уверен, что это Иоанн воскрес и творит чудеса. Голова на прикроватной тумбочке Иродиады его не убеждала.
Примечательна реакция Иисуса на смерть Иоанна. Он сразу прыгнул в лодочку и поплыл в поисках пустынного места на берегу. Нужно было все обдумать. Оказалось, что пророк не в славе - и на родине, и на чужбине. Жизнь пророка ничего не стоила - смерть "гиганта" Иоанна это доказала. Какая-то соплячка повертела тазом под музыку - и головы Крестителя как не бывало. И границы ничего не значили. Если после ареста Предтечи казалось, что можно просто убежать в Галилею, то после его убийства стало ясно, что тут ничего простого нет - все очень сложно. И эта толпа на берегу - от нее исходила опасность. Иисус постарался от нее спрятаться.
Но спрятаться не получилось - толпа пришла по берегу к уединенному месту и потребовала чудес. Христос поисцелял больных. Начало темнеть. Апостолы посоветовали отпустить людей по домам - им надо поужинать и вообще. И тут Учитель, который только что избегал этой толпы, прятался от нее, кардинально меняет политику. "Не надо им никуда ходить - мы их тут накормим". И показывает свой знаменитый фокус с пятью хлебами. И накормили пять тысяч человек! Очень ему не хотелось, чтобы кто-то ушел из этого места до того, как он сам его покинет.
Дальше - круче. Иисус заставил учеников сесть в лодку и отчалить, "пока Он отпустит народ". Христос "отпустил народ" лишь когда убедился в том, что ученики уже на середине озера. Только тогда Иисус бросил толпу и бросился догонять лодку "пешком по воде".
События начали принимать серьезный оборот. Все это напоминает боевик - с погонями и перестрелками.
Итак, Христос догонял лодку своим ходом. Апостолы напугались, когда увидели, что учитель не тонет. А вот Петр не испугался - он попросил научить его "ходить по воде". Они попробовали. Сначала у Петра получалось, а потом он начал тонуть. Иисус поукорял его за неверие. На этом урок плаванья кончился.
Конечно, плаванья. А как вы думали? Никто из апостолов не умел плавать. Помните, как они испугались шторма на озере? А все потому, что плавать не умели. Иисус не боялся - он знал, что выплывет при любой погоде. Озеро было маленьким - с берега Иисус видел его середину. Так что - речь шла о простых вещах.
Приехали на тот берег. Опять больные. Опять лечение. Опять фарисеи. Фарисеи были из Иерусалима - Матфей подчеркивает этот момент. На этот раз носители устной традиции задали убойный вопрос:
- Почему твои ученики не моют руки перед едой?
Да, почему? На Ближнем Востоке бывает жара. Гигиена там - вопрос жизни и смерти. А эти бродяги даже рук не моют, садясь за стол. Вернее - возлегая. По доброму ближневосточному обычаю Христос ответил вопросом на вопрос:
- А почему вы нарушаете Писание?
- В каком смысле? - удивились фарисеи.
- В прямом. Бог заповедовал, что злословящий отца и мать подлежит смерти. А вы говорите, что совершающий "дар Богу" может не почитать отца и мать.
Фарисеи опешили. Я тоже опешил. Уж кто бы говорил про мать-то!
Христос, не давая им опомниться, выдвинул еще более серьезное обвинение:
- Эти люди приближаются ко мне губами своими, "чтут меня языком", но сердцем они не со мной!
Вот так. И повернулся к людям:
- Знайте, что человек оскверняется не тем, что входит в его уста, а тем, что из них выходит.
Апостолы сразу шепнули ему:
- Учитель, а фарисеи-то "соблазнились" твоими словами.
Христос усмехнулся, рассказал еще притчу, а потом добавил:
- Есть грязными руками - не оскверняет человека.
Так он поимел в Иерусалиме много новых друзей. Создается впечатление, что он специально провоцировал все эти конфликты.
Потом он пошел в Финикию - края Тирские и Сидонские. По дороге ему повстречалась Хананейка. Она просила о помощи: ее дочь бесновалась. Но Христос притворился глухим - не стал даже смотреть в ее сторону. Апостолы удивились:
- Почему ты не хочешь помочь бедняге?
- А потому, что я пришел помогать только "овцам дома Израилева". Помогать ей хуже, чем взять хлеб у детей и бросить собакам.
Вот так! Это к вопросу о Христе - боге всех народов. Зачем он вообще туда поперся - гордо отказывать всем необрезанным? Или демонстрировать кому-то свою лояльность? Но женщина не унималась, ведь любящая мать - великая сила.
- Послушай, ведь и собаки едят крохи со стола. Тебе жалко, что ли?
Добрый Иисус смилостивился.
- Велика же твоя вера, женщина! Пусть будет по-твоему.
И дочь исцелилась. Иисус сразу же собрал учеников и пошел к Галилейскому озеру. Нет, в самом деле, зачем он ходил к филистимлянам?
На берегу он еще раз показал фокус с насыщением своих слушателей. Еды в этот раз было побольше, а народу поменьше - "четыре тысячи человек, не считая женщин и детей". Женщины и дети не в счет - их не надо кормить. И сел в лодку. И поехал в Магдалу.
Магдала - интересный край. Во всех отношениях. Даже фарисеи там - романтики. Они попросили Христа показать какое-нибудь небесное знамение. Он их высмеял в том смысле, что они по цвету заката не могут определить погоду на завтра, и поэтому до северного сияния еще не доросли.
В Кесарии Иисус завел странные разговоры с учениками:
- Как вы думаете, за кого меня люди держат?
- Одни считают тебя Иоанном Крестителем, другие - Илией, третьи - Иеремией, а четвертые просто говорят, что ты "один из пророков".
Тут надо сделать маленькую остановку. За 2 тысячелетия родилось много мифов по поводу Христа. И они продолжают появляться даже сегодня. Надо поговорить о нестыковках, их породивших. Сделать это надо сейчас, а то потом забудем.
Итак, в некоторых пророчествах предсказано появление Мессии, которого должны звать Эммануил. И родиться он должен в Египте. А мы видим Иисуса из Вифлеема. Дальше: человек, который пришел креститься к Иоанну, понятия не имел о том, что он сын божий. Более того, Иоанн тоже был очень удивлен. И даже в тюрьме продолжал удивляться - слал "малявы" на волю с требованием идентификации. Далее - как только Иоанна арестовали в Иудее, Иисус начал проповеди в Галилее. Одновременно они не проповедовали. Возможно, Иоанн и Христос - одно лицо. Уйдя из Иудеи в Галилею, Иоанн продолжает проповедь под другим именем. В Капернауме его не узнают и "удивляются". В Назарете его тоже не узнают и приводят Марию с сыновьями - для опознания. "Иисус" не узнает их. Апостолы не дают Марии войти внутрь, а "сын" отказывается от встречи с ней, когда понял, кто она такая и зачем пришла. И даже Ирод уверен в том, что в Галилее проповедует ни кто иной, как Иоанн. В этом случае голову никому не отрезали (это убийство вообще выглядит идиотски). Тут сразу несколько версий, но интересно не их правдоподобие (или неправдоподобие), а противоречия, породившие их.
И, наконец, вернемся к беседе. Никому из апостолов не пришло в голову сказать, что люди принимают Иисуса за Иисуса. Никому кроме Петра.
Петр был сообразительным малым - он быстро понял, какого ответа от него ждут. И сказал: ты Христос, Сын Бога Живого.
- Молодец, - похвалил его Иисус. - За это ты получаешь партийную кличку Петр (булыжник) и ключи от рая. Ты станешь опорой, фундаментом новой церкви, которую я собираюсь создать.
Бурные аплодисменты.
После этого Иисус посвятил апостолов в план дальнейших действий.
- Надо идти в Иерусалим. Там на меня должны ополчиться старейшины, священники и книжники (саддукеи). Они меня убьют, а я на третий день воскресну.
Вот такой простенький план. Теперь понятно, почему иерусалимским знатокам Писания Христос грубил больше, чем остальным. Петру не понравилась эта идея. Он попытался отговорить любимого учителя от этой гибельной затеи. Иисус, который только что так возвысил его, вдруг впал в гнев.
- Отойди от Меня, сатана! - так он ответил любимому Петру.
И привел апостолов к "нормальному бою".
- Если кто собирается и дальше быть моим попутчиком, тот должен отказаться от себя самого. Я требую полной самоотдачи. Понятно?
Всем было понятно. Выбор был сделан. Цель определена - создание новой церкви. Речь шла об очень серьезной организации.
Матфей был честным малым. Ему не удалось спрятать настоящего Христа. Ему не удалось сгладить все нестыковки. Возможно, он и не пытался это сделать.
Через шесть дней после этого разговора Иисус взял трех апостолов на экскурсию. Повел их на местную гору. В числе приглашенных оказались братья Иаков и Иоанн Богослов, а также каменный Петр. Его брат Андрей не был приглашен, хоть он и Первозванный. Матфей, понятное дело, описывает эту экскурсию с чужих слов. То есть, он не видел, что именно там происходило.
А происходили очень интересные вещи. Иисус на горе «преобразился», его одежда чудесным образом стала белоснежной. И вообще, мир вокруг засверкал красками.
Трех апостолов "повело" - они увидели Илию и Моисея, мирно беседующих с Иисусом. Петр впал в такую эйфорию, что тут же предложил соорудить три места поклонения - каждому по куще.
В этот момент с неба раздался голос, который сказал, что Иисус - его возлюбленный сын и поклоняться надо только ему. Голос так точно расставил акценты! Апостолы, услышав голос, жутко испугались, упали ничком и притворились трупами. Иисус потрепал их по спинам и успокоил: не надо бояться, все нормально. Когда они подняли головы, видение исчезло. На обратном пути учитель запретил им рассказывать об этом эпизоде до тех пор, пока его не убьют, а он потом не воскреснет.
Кто-то не удержался. Наверное, Петр.
Потом было изгнание беса из паренька, с которым апостолы потерпели неудачу. Иисус поукорял их за неверие, рассказал про горчичное зерно и провел экзорцизм. А потом они опять пришли в Капернаум.
В Капернауме к Петру подошел местный мытарь и потребовал, чтобы их учитель заплатил дидрахму. И ученики, заодно. Петр взял на себя смелость заявить, что Христос сейчас заплатит. Рисковый он был мужик, этот Петр. Иисус был в хорошем настроении - он посоветовал Петру пойти к озеру, забросить удочку, поймать первую попавшуюся рыбку, выпотрошить ее и найти в рыбьих кишках деньги, и заплатить их - за себя и за Иисуса.
Еще раз - Петр платит только за себя и за своего учителя. Как будут выпутываться из этой ситуации остальные апостолы, ни Петра, ни Иисуса не волнует.
Настоящее ближневосточное братство.
Апостолы устроили с Христом философский диспут, который больше напоминал семинар на заданную тему. Сначала они спросили, кто больше всех в Царстве Небесном. Иисус был готов к такому непростому вопросу - он тут же привел с улицы мальчика и сказал, что вот этот ребенок в небесном царстве стоит выше всех. И кто его обидит, тому мало не покажется. И чтобы попасть в царство небесное, нужно уподобиться этому мальцу. Не давая слушателям опомниться, Христос тут же сказал, что лучше отрезать себе ногу, руку и выколоть глаз, чем быть грешником. Все согласились. Иисус продолжил.
- Если твой брат согрешил против тебя, пойди и «обличи» его. Если он не согласится, возьми двух свидетелей, а лучше трех, и обличи его еще раз. Если он опять упрется, пойди в церковь и настучи на него. Если и церковь ему не указ, то твой брат тебе - хуже мытаря и грешника.
Хм. Очень интересно. Главное, церковь уже выступает в «руководящей и направляющей» роли. (Уже второй раз мы втыкаемся в этот факт - церковь к тому моменту уже существовала).
- А сколько раз можно простить своему брату? Семи раз хватит? - это отличник Петр активность показал.
- Даже не семь, а я бы сказал - семь раз по семь.
После семинара Христос повел своих учеников в Иудею. Видимо, он посчитал, что они готовы. В Иудее начались обычные споры с фарисеями. Спорили по поводу бракоразводных процессов. Один юноша все допытывался, что ему сделать для благой жизни. Христос сказал:
- Соблюдай заповеди.
- А я соблюдаю.
- Ну, тогда продай все свое имущество, а деньги отдай беднякам.
Паренек смутился. И ушел. Апостолы засвистели ему вслед.
- Видите, он не смог.
- Да никто не сможет, - ответил Христос.
В самом деле. Есть смельчаки? Здесь и сейчас, а? Христиане, кто сможет? То-то же. Про игольное ушко и верблюда - это еще мягко сказано.
- А мы вот смогли все бросить, - торжествовал Петр. - И что нам за это будет?
- Ну, за это… Вы сядете в небесном царстве на 12 престолов, и будете судить колена Израилевы. Как вам такая перспектива?
Перспектива была еще та.
«ВСЯКИЙ, КТО ОСТАВИТ ДОМЫ, ИЛИ БРАТЬЕВ, ИЛИ СЕСТЕР, ИЛИ МАТЬ, ИЛИ ЖЕНУ, ИЛИ ДЕТЕЙ, ИЛИ ЗЕМЛИ - РАДИ ИМЕНИ МОЕГО, ПОЛУЧИТ СТО КРАТ И ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ».
Петр радуется больше всех. Еще бы - кроме папы и мамы он оставил ради Христа еще и жену. И тещу! Как тут не порадоваться? И еще - про эти самые «сто крат» Петр никогда не забывал. У нас будет возможность в этом убедиться.
Итак, Христос и его команда вошли в Иерусалим. Каждый из них бросил дом и семью - ради высокой миссии. Но не все брошенные родственники остались дома. Некоторые пришли вместе со своими чадами - покорять столицу. Мать Иоанна и Иакова, например. Сразу на входе она перегородила Христу дорогу.
- Чего тебе, женщина?
- Я хочу, чтобы мои сыновья заняли места по правую и левую руку от тебя.
Смотрите-ка, уже началась грызня за место у корыта! Прямо, как сегодня. «Во сто крат получить» - это вам не семечки. Ответ Христа был уклончивым.
- Это не от меня зависит.
Тут есть, о чем подумать. А какова реакция апостолов на эту «заяву»? «Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев». Больше всех негодовал Петр, как я понимаю. Ведь его только что пытались подсидеть и лишить портфеля.
Войдя в Иерусалим, они вдруг оказались в Иерихоне. Так получилось, ничего не поделаешь. Но ведь шли-то в Иерусалим! Пришлось выходить из города, знаменитого своими духовыми инструментами. На выходе из Иерихона Христос исцелил двух слепых. И они продолжили путь.
И опять приблизились к Иерусалиму. Чтобы снова не оказаться где-то в другом месте, решили сменить тактику. Иисус послал двух апостолов в селение и попросил их украсть ослицу и молодого ослика. Они украли. Матфей не называет имен этих храбрецов. Оно и понятно. Воровство, оно и в Иерусалиме воровство.
Да. На осленка и ослицу ученики постелили свои одежды, а сверху сел Иисус. И так они въехали в столицу. Народ застилал дорогу своей одеждой, махали веточками и кричали: да здравствует Сын Давидов! Никто не стал их поправлять - пусть порадуются. Я так понимаю, что все апостолы были голыми - кроме Иисуса. Весело было.
В самом городе люди спрашивали друг у друга:
- Что за шум? И вообще, кто это такой?
- А-а, это Иисус из Назарета, пророк.
Еще раз: пророк.
Потом он вошел в храм и разогнал менял и продающих голубей. С голубями понятно (хотя и тут есть разночтения). А менялы - откуда они в храме? Что они меняли? Они меняли валюту. В Иудее ходили и римские монеты, а на них изображали императора, которого римляне приравнивали к богу. Делать пожертвования такими деньгами - богохульство. Вот и меняли. Так было до Христа, так было и после него - с небольшими вариациями.
Потом было несколько исцелений в храме, разговоры о детях. Первый выход в свет удался - в меру скандально, в меру весело. Христос был доволен. И ушел ночевать в Вифанию. Это не там они ослов украли? Ну-ка посмотрим. Нет, ослов крали в Вифагии. Ну и ладно.
Утром Иисус решил опять посетить Иерусалим. По дороге он захотел кушать, подошел к смоковнице, глядь - а на ней ни одного плода. Он так обиделся! Топнул ногой и проклял это деревцо - оно тут же и усохло.
Ученики подивились мастерству своего наставника. Он подмигнул им.
- Если будете верить, то сможете горы двигать, а смоковница - это мелочи.