СЕМЕЙСТВО ИМРАНА
Похоже на то, что эта проповедь была произнесена сразу после жаркой битвы, или во время краткого затишья между боями.
"Было для вас знамение в двух отрядах, которые встретились:
Один отряд сражается на пути Аллаха, а другой - неверный.
И увидели они их вдвойне большими, чем они были.
Ведь Аллах подкрепляет своей помощью, кого пожелает..."
Да, схватка была жаркой и "наши" победили - с помощью Аллаха. Вражеский отряд Мухаммад относит к неверным. Это показательно, ибо с христианами или иудеями в это время он воевать не мог. Так что если вам скажут, что в Коране написано "убей неверного" и "убей христианина" и что это одно и то же - наплюйте ему в лицо. Нету там ни первого, ни второго.
После краткого анализа боевых действий пророк рассказывает историю возникновения христианства. В своей интерпретации, понятное дело.
Начинает он издалека.
"Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана пред мирами, как потомство одно от других..."
Нух это Ной, Ибрахим - Авраам, Имран - Аарон (это имя в названии суры).
"Сказала жена Имрана: Господи! Я обетовала тебе то, что у меня в утробе...
И когда она сложила ее, то сказала: Господи! Вот я сложила ее - женского пола...
Аллах лучше знал, что она сложила, - ведь мужской пол не то, что женский...
И я назвала ее Мариам и отдаю тебе ее и ее потомство под защиту от сатаны...
И Господь хорошо ее принял и хорошо вырастил, и поручил ее Захарии..."
Да, Иоанн Креститель родился в семье Захарии, женатого на Елисавете из рода Аарона. Странно, что Мухаммад называет ее Мариам. Ошибка ли это? Ведь пророк хорошо знал Писания и евангелия. Или в то время эту историю рассказывали иначе?
"Всякий раз, как Захария входил к ней в михраб, он находил у нее пропитание.
Он сказал: О Мариам! Откуда тебе это?
Она сказала: Это от Аллаха..."
А что если это Мария, которая мать Иисуса? Она тоже из рода Аарона, ведь они сестры с Елисаветой. Получается, что Мария и Елисавета воспитывались в одном доме. И детей родили почти в одно время.
Хм. Две женщины из рода Аарона (брата Моисея, если помните, все потомки которого считались высшей жреческой кастой) живут в доме священника Захарии (низкородного - "из Авиевой среды"), который время от времени несет вахту в иерусалимском Храме. Обе рождают сыновей, которые потом организуют секту, стремящуюся к захвату власти в синедрионе. Но почему никто не говорит, что Иисус, как и Иоанн - потомки Аарона по материнской линии, а замыливают нам глаза фальшивой родословной по мужской линии, не имеющей к Иисусу никакого отношения? Уж это родство несомненно. Тем более, что у передача по материнской линии практиковалась в то время. Оба брата могли смело претендовать на должности первосвященников. Не зря Павел, который сам был фарисеем, упорно называл Иисуса первосвященником - уж он-то знал, что к чему, и считал себя истинным правопреемником.
Свадьба в Капернауме теперь понятна - Мария была высокопоставленной женщиной. Возникает вопрос: мог ли Ирод безнаказанно убить потомка Аарона? Еще вопрос: мог ли синедрион просто так взять и распять еще одного потомка Аарона? Вот зачем им нужен был Понтий Пилат - этот истинный козел отпущения. В таком ракурсе история выглядит совершенно иначе. Интрига - пальчики оближешь. Мухаммад знал об этом больше нас - не зря он столько лет гонял для иудеев караваны через пески Аравии.
Но мы отвлеклись.
"Там воззвал Захария к своему Господу и сказал: Господи! Дай мне от тебя потомство благое...
И возгласил ему ангел, когда он молился в михрабе:
Аллах радует тебя вестью о Иахие, подтверждающем истинность слов от Аллаха..."
Захарии объявили о грядущем рождении Иоанна, который понесет слово божье.
"Он сказал: Господи! Как будет у меня мальчик, когда до меня дошла уже старость, а жена моя бесплодна?
Он сказал: Так! Аллах творит, что пожелает..."
Захария кривит душой. Только что просил ребенка, а теперь сомневается. В евангельской истории он даже не просил.
"Он сказал: Господи! Сделай мне знамение.
Он сказал: Знамение твое, что ты не будешь говорить с людьми три дня, кроме как знаками..."
История вроде бы такая же, но все немного иначе, не так ли? Так родился Иоанн Креститель.
Дошел черед и до Иисуса.
"Сказали ангелы: О Мариам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него,
Имя которого Мессия Иса, сын Мариам, славном в ближнем и последнем мире...
И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников.
Сказала она: Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?
Сказал он: Так! Аллах творит, что желает..."
Стандартный ответ.
"И научит Он его писанию и мудрости, и Торе, и Евангелию,
И сделает посланником к сынам Исраила..."
Деятельность Иисуса Мухаммад описывает тоже несколько иначе.
"Я пришел к вам со знамением от вашего Господа.
Я сотворю вам из глины подобие птицы и подую в него и станет это птицей с разрешения Аллаха.
Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха.
Я сообщу вам, что вы едите и что охраняете в ваших домах.
Поистине в этом - знамение для вас..."
Да. Глинянные птички и психологические опыты - в евангелиях нам об этом не рассказывают. Просто говорят о "прочих чудесах". Мало того, что евангелий много больше четырех, но и эти четыре могли сильно "урезать". Ведь Ватикан - солидная организация.
"Когда Иса почувствовал в них неверие, то сказал: Кто мои помощники Аллаху?
Сказали апостолы: Мы - помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Засвидетельствуй, что мы - предавшиеся.
Господи наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за Твоим посланником.
Запиши же нас вместе с исповедующими!
И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах - лучший из хитрецов!.."
Я не одинок. Мухаммад тоже не верил в истинность обращения апостолов.
"И сказал Аллах: О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне
И очищу тебя от тех, кто не веровал,
И поставлю тех, кто пошел за тобой, выше тех, кто не уверовал, - до дня воскресения.
Потом вы вернетесь ко Мне и Я рассужу между вами в том, о чем вы разногласили..."
Да, Он лучший из хитрецов.
Закончив историю Иисуса, которого он признавал Мессией (но не сыном божьим), Мухаммад переходит к полемике с иудеями и христианами.
"О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас,
Чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха,
И ничего не придавать Ему в сотоварищи,
И чтобы одним из нас не превращать других в господ, помимо Аллаха..."
Возможен ли общий знаменатель? Вряд ли, но Мухаммад попробовал.
"Обладатели писания! Почему вы препираетесь об Ибрахиме?
Тора и Евангелие были ниспосланы только после него - разве вы не понимаете?
Вот вы, препирающиеся о том, о чем у вас есть знание -
Почему вы препираетесь о том, о чем у вас нет знания?
Воистину Аллах знает, а вы не знаете!
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином,
А был ханифом предавшимся и не был многобожником..."
Получается так: у иудеев и христиан писание было, а у Мухаммада не было (он не был священником), хотя писание пророк знал. Не было еще ничего, даже Коран передавался устно. Иудеи не считали Мухаммада правомочным основателем религии - ведь у него не было писания. Они считали, что монополия на религию у них, ибо они потомки Авраама. Мухаммад возражал им, что Авраам не имеет никакого отношения ни к иудаизму, ни к христианству, а значит, и он, Мухаммад, может считаться его духовным наследником и проповедовать поклонение единому богу - творцу (в отличие от христиан). Если помните, Авраам изгнал из дома рабыню с сыном - предком всех арабов. Более того, поскольку пророк имел откровения и общался с богом напрямую, он считал свою религию не ниже, а даже выше иудаизма и христианства, которые лишь пересказывали чужое. А тут - прямая речь.
Что ж, он еще очень терпим.
"Обладатели писания! Почему вы не веруете в знамения Аллаха, раз вы их свидетели?
Почему вы облекаете истину ложью, и скрываете истину, в то время как вы знаете?.."
Сколько сарказма!
"Среди обладателей писания есть такие, что если ты доверишь им кинтар, они вернут тебе,
Но среди них есть и такие, что, если доверишь им динар, то они не вернут его тебе,
Если ты не будешь все время стоять над ними.
Это - потому, что они говорят: Нет на нас в простецах никакого пути.
И говорят на Аллаха ложь и знают это..."
Ай, молодец! Мы, оказывается, создали себе репутацию еще в те времена. Да, мы двуличны и лживы.
"А среди них есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием,
Хотя оно и не писание, и говорят: "Это - от Аллаха", а это - не от Аллаха,
И говорят они на Аллаха ложь, зная это..."
Мда. А знаете, когда сегодня христианские страны поступают подло с мусульманскими, то... Мы их ничем не удивляем, они не узнают о нас ничего нового. Ни на йоту.
"Не годится человеку, чтобы ему Аллах даровал писание и мудрость, и пророчество,
А потом он сказал бы людям: Будьте рабами мне, вместо Аллаха..."
Мухаммад не верил в то, что Иисус действительно так говорил, но апостолы, по его мнению, занялись недостойным делом. И их последователи.
"Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку,
И Иакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их.
Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся..."
Бог един - для всех. Моисей так не говорил. Иисус тоже так не говорил. А Мухаммад сказал.
"Никогда вы не достигнете благочестия,
Пока не будете расходовать то, что любите..."
Проще говоря, жлобом быть нехорошо.
"А если бы уверовали обладатели писания, было бы лучше для них.
Среди них есть верующие, но большая часть - распутники.
Они не навредят вам, разве только страданием;
И если они станут сражаться с вами, то повернутся к вам тылом..."
Распутники. К тому же, трусы. Состояние духа определяется верой. Что делать?
"Не берите себе из них близких друзей. Они будут вам вредить.
Они хотят, чтобы вы попали в беду. Обнаружилась ненависть из их уст,
А в их груди скрыто еще больше...
Вы их любите, а они вас не любят.
Вы веруете в писание, и они при встрече говорят вам: Мы уверовали!
А когда останутся наедине, то кусают свои пальцы от злобы к вам.
Скажи им: Умирайте от вашего гнева!
Аллах знает, что у них в груди.
Если вас коснется хорошее - это их огорчает.
Если вас постигнет дурное - они радуются этому.
Но если вы будете терпеливы и богобоязненны - не повредят вам их козни..."
Характеристика убийственная. Думаю, что заслуженная - не мог пророк все это выдумать.
И опять о делах военных.
"И вот утром ты ушел от семьи своей
И строишь верующих в ряды перед сражением...
Вот задумали два отряда из вас оробеть, а Аллах - их помощник:
На Аллаха пусть полагаются верующие!
Уже помог вам Аллах при Бадре, когда вы были унижены.
Побойтесь же Аллаха!.."
Точно, проповедь была после битвы при Бадре (исторический факт).
"Не слабейте и не печальтесь, ведь вы стоите выше, если веруете!
Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа...
Вы желали смерти прежде, чем встретили ее.
Вы уже увидели ее в то время, когда смотрели!
И Мухаммад - только посланник, до которого были и другие посланники.
Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?
Кто обращается вспять, тот ни в чем не навредит Аллаху...
Если вы поддадитесь тем, которые не веровали, они обратят вас в бегство
И вы вернетесь с поражением..."
Воистину эта книга для воинов.
"Вот вы поднимались и не поворачивались ни к кому,
А посланник звал вас в ваших последних отрядах.
И Он воздал вам огорчением за огорчение, что бы вы не печалились
О том, что вас миновало и что вас постигло..."
Речь идет о реальных стычках. И еще - Мухаммад лично участвовал в боях.
Итак, он говорит о боевом духе своих войск после сражения. Часть воинов уснула, утомленная боем, а другая часть размышляла о том, стоит ли продолжать участие в этом предприятии.
"Они говорят: Если бы у нас было что-нибудь из этого дела, то нас бы тут не убили.
Скажи: Если бы вы были в своих домах, то те, кому предписано убиение,
Вышли бы к местам своего падения... Чтобы Аллах испытал то, что в вашей груди и очистил ваши сердца...
Те, которые из вас отвернулись в день, когда встретились два отряда, -
Их заставил споткнуться сатана... Аллах уже простил их...
И если вы умрете или будете убиты, то, конечно, к Аллаху будете собраны..."
Видимо, какая-то часть воинов обратилась в бегство с поля боя. Мухаммад пожурил их и простил.
"Ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, жестокосердным, то они бы рассеялись от тебя.
Извини же их и попроси им прощения и советуйся с ними о деле.
А когда ты решился, то положись на Аллаха - Аллах любит полагающихся!"
Сидишь - сиди, идешь - иди, начал - не останавливайся; но не суетись попусту. Это из бушидо - кодекса японских воинов.
Воин - он и в Африке воин.
Иногда Мухаммаду оказывали поддержку на словах, но когда доходило до дела - прятались по кустам.
"И было сказано им: Приходите и сражайтесь на пути Аллаха или отгоните!
Они сказали: Если бы мы знали сражение, то последовали бы за вами.
Они в тот день ближе к неверию, чем к вере! Они говорят то, чего нет у них в сердце...
Те, которые сказали о своих братьях, - а сами остались:
Если бы они послушались нас, не были бы убиты...
Скажи им: Отдалите от себя свою смерть, если вы говорите правду!.."
Тут не клятвы, а фатализм. Никто не может избежать смерти - хоть дома, хоть на поле боя.
"И никак не считай тех, кто убит на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые!..
Тем, которым говорили люди: Вот, люди собрались против вас, бойтесь их! -
Но это лишь увеличило их веру и они говорили: Достаточно нам Аллаха!.."
Заканчивается сура оптимистично.
"О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки
И бойтесь Аллаха - может быть, вы будете счастливы!"
Еще раз - будьте терпимы.