Москва,
Кремль,
рабочий кабинет Сталина,
- Значит, вы утверждаете, что положение с нашими железными дорогами в Западной Белоруссии и Прибалтике критическое? - Сталин отложил в сторону докладную записку Ковалёва.
- Товарищ Сталин, я хотел сказать, что - начальник Центрального военного отдела Наркомата путей сообщения Ковалёв бросил быстрый взгляд на сидевшего напротив него наркома путей сообщения Лазаря Кaгановича.
- Да вы не смотрите в сторону товарища Кaгановича, говорите по существу. У нас неприкасаемых людей нет, - произнёс Сталин недовольным тоном.
- Товарищ Сталин, я и говорю как есть, - срывающимся от волнения голосом сказал Ковалёв, - Даже на основных дорогах колея перешита не полностью. Работы по постройке и удлинению путей и высоких воинских платформ, улучшению системы водоснабжения локомотивов, установкe дополнительных линий связи, можно сказать - стоят на месте. Выгрузочная способность районов Прибалтики, западных областей Белоруссии и Украины, а также Молдавии очень мала - в три с половиной раза меньше необходимой для быстрого развёртывания первого эшелона.
Я докладывал об этом на партийной конференции в Смоленске, около года назад. Там были товарищи Каганович и Мехлис.
- У товарищей Мехлиса и Кагановича много забот различного рода и они, видимо, не поспевают за всем, - Сталин начал раздражаться всё больше, - Мне только что звонил нарком обороны Тимошенко. Они не могут отыскать вагоны с боеприпасами и топливо отправленные в адрес Западного и Киевского военных округов. Управление тыла Наркомата обороны утверждает, что всё давно отправлено, но в округа грузы не дошли. Потерялись по дороге.
Сталин вышел из-за стола и пошёл по красной ковровой дорожке кремлёвского кабинета.
- Товарищ Сталин, - поднялся со своего места Каганович, - мне было приказано, как можно скорее перевезти воинские грузы, начальником Управления военных сообщений было предложено для ускорения доставки, не терять время на формирование отдельных эшелонов, а сразу включать загруженные вагоны в уже готовые к отправке "товарняки" с невоенными грузами.
- Так, где же делись ваши загруженные вагоны? - Сталин остановился напротив наркома путей сообщения.
- Мы примем все меры к розыску, товарищ Сталин, видимо что-то напутали в Наркомате обороны, - твёрдым тоном сказал Каганович.
Сталин подошёл к столику с телефонами. Молча, снял трубку телефона, набрал номер.
- Товарищ Гусев, - обратился он к заместителю наркома путей сообщения, - расскажите мне, что вам необходимо для розыска и скорейшей доставки военных грузов, потерянных Наркоматом и сколько времени это займёт?
Выслушав ответ Сталин, в чрезвычайном раздражении, буквально бросил телефонную трубку
- Вы примeте меры? Каким образом товарищ Каганович собирается разыскивать грузы, если вагоны не имеют шифров, включаются в один или другой попутный поезд, простаивают в тупиках? Тебя Каганович - расстрелять мало!
Лицо наркома путей сообщения Лазаря Кагановича покрылось смертельной бледностью.
- Товарищ Сталин, разрешите? - поднялся начальник Центрального военного отдела Наркомата путей сообщения Ковалёв.
Сталин молча кивнул головой.
- Необходимо учинить всесоюзную перепись всех вагонов на всех железнодорожных станциях. Со вскрытием вагонов. Брать воинские грузы на учёт и немедленно отправлять их в военные округа. Дело, товарищ Сталин, хлопотное, но иного пути нет.
Сталин вернулся обратно за стол, сел в кресло и взял из пепельницы лежавшую там трубку.
- Сколько вам нужно времени, товарищ Ковалёв, для наведения порядка на железной дороге? - спросил Сталин уже более спокойным тоном.
- Думаю, что около недели, товарищ Сталин, - ответил Ковалёв.
Сталин разломал две "Герцеговины Флор" и заправил табаком трубку.
- Вы садитесь, товарищ Каганович, - произнёс Сталин в адрес продолжавшего стоять побледневшего наркома путей сообщения.
- Товарищ Ковалёв, какая вам необходима помощь для того что бы дело пошло быстрее? - Сталин взял коробок со спичками.
- Вот если бы, - начальник Центрального военного отдела глянул в сторону молчавшего до сих пор наркома внутренних дел Лаврентия Берии, - товарищ Берия помог немного. На каждой станции есть представители НКВД, которые могли бы помочь с переписью вагонов.
Берия показал Ковалёву исподтишка кулак.
-Товарищ Сталин, не могу я ещё и вагонами заниматься, - запротестовал нарком НКВД.
Сталин коротким взмахом руки остановил протест Берии.
- Есть мнение, - Сталин зажёг спичку, - освободить товарища Кагановича от должности наркома путей сообщения и назначить на этот пост, - Сталин раскурил трубку, - товарища Ковалёва. Кто за это предложение, прошу голосовать. Единогласно.
- Товарищ Сталин, - запротестовал Ковалёв, - я не смогу, у меня нет такого авторитета как у товарища Кагановича.
- Вы, не волнуйтесь, приступайте к работе, а авторитет мы вам обеспечим, - усмехнулся Сталин.
Ковалёв стоял ошарашенный внезапным назначением.
- Наведите порядок на железной дороге с военными грузами, товарищ Ковалёв, и внимательно следитe за поставками в Германию всего, что предусмотрено договором. Поезда должны поступать к ним минута в минуту, чтобы не было к нам никаких претензий. И поставьте под тщательный контроль возврат немцами вагонного парка и паровозов. В случае каких либо задержек с их стороны , об этом немедленно должны быть поставлены в известность товарищ Вышинский, товарищ Молотов и, - Сталин секунду помолчал и продолжил, - товарищ Сталин.
Выдохнув табачный дым, Сталин добавил.
- И подготовьте, ваши предложения по тому, что возможно сделать в западных областях страны по улучшению сложившегося там тяжёлого положения. За товарища Кагановича не волнуйтесь, партия отправит его на другую работу. На сегодня все свободы.
Новоиспечённый нарком путей сообщения выходил из кабинета Сталина сразу за наркомом внутренних дел.
- Ты не сильно обольщайся, - обернулся вдруг к нему Берия, - сегодня ты нарком, а завтра загремишь на кладбище, если не справишься со своими обязанностями.
Ковалёв заметно вздрогнул. Заметив это, Берия усмехнулся.
- А ты как думал?
Москва,
площадь Дзержинского
Здание НКВД,
кабинет начальника 1-го управления НКВД комиссара госбезопасности 3-го ранга
Фитина
- Так говорит, Берлинская радиошкола? - Фитин оторвался от чтения протокола допроса Стахова, - Очень интересно. А что с немецким агентом?
- Вот с этим, Павел Михайлович, - загвоздка. Не знает он агента. Стахов, согласно его задания, должен был, добравшись до Москвы, стать резервным каналом связи. Немецкий агент сам в нужный момент выйдет на патефонную мастерскую. Стахов отдал нам пароль и отзыв, - ответил Вакулов.
- Пароль и отзыв, - задумчиво сказал Фитин, - Слушай , а не дурит ли он нам голову? При таком раскладе нужно его держать под присмотром на воле , и ловить на него немецкого шпиона как ловят на червяка пескаря. А вот будет ли успешна эта рыбная ловля - никому не известно. А время идёт. И момент очень и очень для нас неудобный, - Фитин откинулся на спинку стула.- Знать бы ещё где эта сволочь сидит. Чёрт, придётся выпустить временно этого Стахова под наш надзор. Что с контрольной "шифровкой" абверу?
- Всё готово, Павел Михайлович, жду только вашей санкции.
- Ну так считай, что ты её получил, - Фитин задумчиво покрутил в руке карандаш, - И вот что, покажи-ка Стахову несколько альбомов с фотографиями служащих наркомата обороны, вдруг кого узнает? Всякое может быть.
Берлин,
Зальцбург,
Штаб оперативного командования Вермахта,
строение 4,
- Таким образом, главной задачей группы армий "Север" под командованием фельдмаршала фон Лееба является нанесение удара вдоль побережья Балтийского моря с общим направлением на Петербург, - начальник оперативного отдела ОКВ генерал-полковник Йодль бросил короткий взгляд на начальника Генерального Штаба Финляндии генерала Хейнрикса и стоявшего рядом с ним начальника оперативного отдела финского Генштаба полковника Тапола, - после выхода на рубеж Петербург - Ладога, предполагаются совместные действия по дальнейшему наступлению против русских армий. Группа армий "Север" состоит из: шестнадцатой полевой армии - командир фельдмаршал Эрнст фон Буш, восемнадцатой полевой армии - командир генерал-полковник Георг фон Кюхлер, основной ударной силой является четвертая танковая группа генерал-полковника Гёпнера, воздушное прикрытие будет обеспечено первым воздушным флотом генерал-полковник Келлера. Вместе с дивизиями резерва наша северная группировка включает в себя двадцать пять пехотных дивизий, шесть танковых и моторизованных дивизий и около тысячи боевых самолётов. Здесь, кстати, возникает вопрос базирования нашей авиации. Нам необходимы аэродромы на вашей территории, господин генерал. Речь идёт о шести аэродромах Утти, Хельсинки, Луонетярви, Рованиеми, Кемиярви и Петсамо. Кроме того, нам необходимо использовать финские средства ПВО для обеспечения перевозок в Ботническом заливе и по железным дорогам Лапландии.
Переброска немецких войск из Северной Норвегии в район Рованиеми начнется седьмого июня, куда с юга подойдут части двух новых дивизий. Силы военно-морского флота выдвигаются в исходные районы через десять дней. Люфтваффе перебазируется перед самым началом вторжения. Первым подразделением, перебрасываемым в Финляндию, является рота связи, задачей которой будет обеспечение работы германских штабов, поддержания связи с Германией и с военно-морскими силами в Финском заливе.
- Мы готовы предоставить все средства нашего ПВО, но их, увы, недостаточно для полного выполнения тех задач, о которых вы только что нам сообщили, - сказал начальник финского генерального штаба. - Мы неоднократно обращались в высшие инстанции Германии с просьбой о поставке зенитных орудий, боеприпасов и самолётов, но наши просьбы не нашли положительного решения. Без пополнения вооружением финским ПВО и авиации будет практически невозможно надёжно прикрыть и железные дороги, и Ботнический залив.
- Я поговорю с министром вооружений Рейха о скорейшей поставке зенитных орудий и боеприпасов, - фельдмаршал Кейтель сделал небольшую пометку в рабочем блокноте.
- Кроме того, - Кейтель обратился к стоявшему справа полковнику Бушенхагену, - завтра на совещании в Министерстве авиации, проследите, пожалуйста, чтобы этот вопрос нашёл своё положительное решение у фельдмаршала Геринга.
- Что же касается использования аэродромов, то я думаю , что с нашей стороны никаких препятствий не будет, хотя для этого необходимо получить формальное согласие в парламенте, - заверил генерал Хейнрикс.
- В парламенте? - Кейтель сверкнул моноклем.
- Да, - Хенрикс пожал плечами, - фельдмаршал Маннергейм пока ещё играет в демократию.
- Означает ли это , что размещение немецких войск и авиации, также требует одобрение вашего парламента? - вступил в разговор молчавший до этого начальник разведывательного управления генерального штаба сухопутных сил генерал-лейтенант Типпельскирх.
- Формально - да, но реально - нет. Мы можем начать переброску немецких дивизий через наши порты и без ненужной шумихи в парламенте. У меня есть прямые указания фельдмаршала Маннергейма на этот счёт. Первые немецкие подразделения мы готовы разместить на финской территории уже в начале июня. Единственная просьба, это снять знаки различия с униформы и номера с машин, - ответил начальник финского Генерального Штаба.
- Хорошо, - Кейтель подвинул разложенную на столе оперативную карту, поближе к финским военным, - каковы ваши планы относительно Аланских островов и совместного немецко-финского наступления в районе Ладожского озера?
Начальник оперативного отдела финского Генштаба полковник Тапола извлёк из папки лист бумаги.
- Мы предполагаем осуществить высадку на Аланских островах силами двух пехотных полков. Если, конечно, немецкая сторона окончательно отказалась от каких-либо своих планов в отношении островов.
- Да, мы предоставляем вам полное право на проведение собственной военной операции по оккупации этого стратегически важного пункта, - произнёс Кейтель.
- Для уничтожения советской военной базы на полуострове Ханко, предполагается задействовать до двух пехотных дивизий усиленных артиллерией, - продолжил полковник Тапола.
- Для этого было бы неплохо одолжить у Вермахта две-три крупнокалиберные артиллерийские батареи, - вклинился в разговор генерал Хейнрикс.
Кейтель сделал пометку в рабочем блокноте.
- В районе Ладожского озера предполагается наступать силами четырёх пехотных дивизий, - Тапола указал место на карте, - Наступление может происходить как по правому , так и по левому берегу озера, в зависимости от складывающейся на момент наступления обстановки. Наши дивизии перейдут в наступление на четырнадцатый день, после начала войны. Мы готовы, передать под совместное командование наш Третий армейский корпус располагающийся в Лапландии и установить, что граница между зонами ответственности финской армии и Вермахта будет проходить по реке Оулунйоки. Это вот здесь.
Полковник очертил указкой на карте небольшой овал.
- Я понимаю ваше желание о совместном штабе, но как показывает практика, наибольших успехов добиваются там, где всё командование сосредоточено в одних руках, - заметил фельдмаршал Кейтель, - Немецкая сторона предлагает: подчинить все финские части находящиеся в немецком секторе ответственности немецкой стороне, и соответственно , все немецкие части базирующиеся в финской зоне - финскому Генеральному штабу.
- Я поставлю в известность о вашем предложении фельдмаршала Маннергейма. Думаю, что возражений не будет, - быстро произнёс начальник Генштаба Финляндии.
- Каковы планы немецкой стороны относительно Петербурга? - внезапно спросил Тапола.
- Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта, - ответил начальник оперативного отдела ОКВ генерал-полковник Йодль.
Минск,
Штаб Белорусского Особого Округа,
Кабинет Командующего ЗапОВО генерала армии Жукова
Командующий Западным особым округом генерал армии Жуков, внимательно читал только что доставленное спецсообщение разведуправления штаба ЗапОВО, периодически поглядывая на расстеленную перед ним на столе оперативную карту.
"...На основании ряда проверенных агентурных данных, военная подготовка Германии против СССР за последнее время, проводится более интенсивно и характеризуется следующими данными:
В течении второй половины мая немцы увеличили свою главную группировку войск на две-три пехотные дивизии, две бронетанковые дивизии "СС", главным образом в районах Остроленко, Пранслыш, Млава, Цеханов. Дивизии "СС" - в Сувалки. Две танковые дивизии - в районе железнодорожной станции Эльк...”
Жуков поставил красным карандашом на полях разведсводки жирный вопросительный знак возле станции Эльк и снял трубку телефона внутренней связи.
- Дежурный? Вызовите ко мне немедленно начальника разведотдела штаба округа полковника Блохина.
Командующий ЗапОВО продолжил чтение разведсводки.
"... Отмечается прибытие средств ПВО и ПТО. Так, например, в район Варшава - сто тридцать орудий ПТО, пятьдесят первый зенитный полк; Млава - зенитный полк и дивизион ПТО.
В направлении Остров (к линии госграницы) проследовало сто шестьдесят пять орудий ПТО калибра тридцать семь миллиметров.
Зенитные противотанковые средства отмечены рядом источников непосредственно на линии госграницы, на огневых позициях в районах: Сувалки, Ольшанка, Малкиня, Соколов и в глубине - Варшава, Лодзь, Гродиск, Демблин.
Завоз боеприпасов: на аэродроме "Окенце" (Варшава) выгружено шестьдесят три вагона авиабомб. На аэродром Сохачев доставлено пятнадцать вагонов авиабомб предположительно по тысяче килограмм каждая.
В Варшаву прибыло пятьдесят девять вагонов пороха, в Рембертов - шестнадцать, в Радом - двенадцать.
На варшавском аэродроме замечено скопление более двухсот самолётов, половина из которых пикирующие бомбардировщики."
Жуков поставил на полях красный восклицательный знак.
"... В районах Данциг, Пилау замечено проведение учений с привлечением ПВО, самолётов и кораблей.
На всех железнодорожных станциях по перронам проведены белые полосы, железные столбы на которых держатся навесы к входам в железнодорожные здания, на один-два метра от основания окрашены белой краской. Все ступеньки в вагоны также окрашены в белый цвет..."
Жуков подчеркнул последнее предложение жирной красной чертой.
- Разрешите, - в дверях кабинета появился начальник разведотдела полковник Блохин.
Командующий округом отложил в сторону разведсводку.
- Насчёт двух танковых дивизий, возле железнодорожной станции Эльк, врёте: я доподлинно знаю, что там одна пехотная дивизия резерва и части восемьдесят седьмой лёгкой дивизии. Другого там нет и по практическим и по тактическим соображениям. Врёте для поднятия вашего престижа. Хлеб себе зарабатываете, - Жуков сердито посмотрел на начальника разведотдела округа.
Наступило тягостное молчание.
- То, что покраску перронов и вагонов в белый цвет заметили - молодцы. Понятно, что это сделано для облегчения высадки и посадки войск в условиях затемнения. За это спасибо. Но запомните, полковник Блохин, я, вранья не терплю, и преувеличений тоже. Преувеличение - ложь честного человека, - Жуков, обождав секунду, добавил, - Равно как и преуменьшение. И того и другого, постарайтесь избегать.
- Передайте там у себя, чтобы не фантазировали. Если есть у вас белые пятна, пусть честно так и остаются белыми пятнами, и не суйте мне на их место несуществующие германские танковые дивизии, - Жуков повернул оперативную карту западных областей Белоруссии в сторону Блохина.
- Подойдите к карте, - велел он полковнику.
- Какие у вас сведения относительно сосредоточения немецких войск напротив вот этих участков нашей границы? - командующий ЗапОВО нарисовал красным карандашом на оперативной карте две стрелы севернее и южнее Бреста.
Отредактировано kommandor (26-05-2010 21:01:02)