Информация про государства Средиземья
Нуменор
Пять полуостровов Нуменора названы по сторонам света.
Остров Нуменор, а с ним и одноименное государство, просуществовал около 3300 лет (почти всю вторую эпоху). В то время как оставшиеся в Средиземье племена познавали все прелести доисторического существования, сражались с орочьими бандами и медленно подпадали под власть Врага, нуменорцы развивали науки и искусства, воздвигали прекрасные здания, плавали по морям и общались с эльфами. Неофициальной столицей Нуменора был город королей — Арменелос, расположенный в центральной части острова.
Нуменор был абсолютной монархией, власть передавалась по наследству от отца к сыну или ближайшему родственнику мужского пола. Первым правителем был брат Элронда Элрос Эльфинит, также известный как Тар-Миниатар. Приставка “Тар-” присутствует во всех именах нуменорских королей и дословно означает “высший”. Если у короля не было родственников-мужчин, престол занимала его дочь (например, Тар-Алдариону наследовала королева Тар-Анкалимэ).
Падение Нуменора.
Религии в виде оформленного культа в Нуменоре, как и в Средиземье, не было. Имена Валар употреблялись в устных пожеланиях (и, возможно, проклятьях), а три раза в год правитель возносил молитву отцу всему сущего Илуватару на священной горе Менелтарма (“небесный столп”). Здесь же располагалась усыпальница королей. Из других священных регалий стоит отметить эльфийские дары: Белое Древо Нимлот и семь Видящих камней палантиров.
Особое место в жизни дунэдайн занимало море — раз увидев его во время переселения, они уже не могли его забыть. Нуменорцы проводили состязания по плаванию, гребле, ходьбе под парусом. Приблизительно в 600 году второй эпохи, при четвертом короле Тар-Элендиле, корабли нуменорцев вернулись к берегам Средиземья. Если сначала они привозили с материка дерево и металлы, то позже стали основывать колонии. Так появились Умбар, Осгилиат, Ортханк.
В Средиземье же нуменорцы повстречали Саурона, который после изгнания Моргота стал главным негодяем Арды. Саурон прикинулся раскаявшимся и начал сеять в сердцах дунэдайн зависть к эльфам и Валар. Возжелав бессмертия и абсолютной власти, двадцать пятый правитель Ар-Фаразон Золотоликий привел огромный флот к берегам благословенного, но запретного для людей Валинора — море поглотило и его корабли, и сам Нуменор, и почти всех нуменорцев. Спасти удалось лишь небольшой группе “верных”.
Звезда Севера...
Во время Войны Кольца Арнор долгие столетия лежал в руинах.
Во главе “верных” стояли друг эльфов Элендил и его сыновья Исилдур и Анарион. Из-за бури их корабли, бежавшие в Средиземье, долго не могли пристать к берегам, а когда пристали, то оказались разделены многими лигами. Корабли Элендила вынесло на побережье Линдона (“поющей земли”), где во вторую эпоху жили остатки эльфов нолдор.
Не без их помощи Элендил основал к востоку от Эред Луин (“голубых гор”) государство Арнор (“земля королей”), власть которого в период расцвета распространялась на весь Эриадор. Столицей Арнора был город Аннуминас на берегах озера Нэнуиаль (“сумеречного”); много позже столица была перенесена в город Форност по причине разрушения Аннуминаса.
Крылатый шлем и знамя — непременные регалии королевской власти Гондора (работа Грега и Тима Хильдебрандтов).
В Арноре Элендил стремился восстановить нуменорский уклад жизни. Символами королевской власти были диадема Элендилмир (“алмаз Элендила”) и скипетр, оставшиеся еще со времен Нуменора.
Арнор просуществовал до конца второго тысячелетия третьей эпохи. Первое время величие и могущество Северного княжества росли, но после правления восьмого короля Эарендура между его сыновьями начались распри, и государство распалось на три княжества: Артедайн, Рудаур и Кардолан. Начались кровопролитные междоусобные войны, которые сделали страну легкой добычей для армий молодого северного государства Ангмар. Последний князь Артедайна Арведуи погиб в кораблекрушении далеко на севере. После этого скипетр, диадему и древнее кольцо Барахира отдали на хранение Элронду в Имладрис (Ривенделл). Там же нашли приют наследники северного престола и остатки их народа. Они собирали отряды следопытов и защищали земли Севера от слуг Саурона.
...И крылатый шлем Юга
Пять кораблей сыновей Элендила отнесло далеко на юг Средиземья. Поднявшись по течению великой реки Андуин, братья привели корабли к Осгилиату (“звездная цитадель”). В то время как другая нуменорская колония на Юге, Умбар, попала в руки темных нуменорцев и впоследствии пиратов, в Осгилиате жили верные Западу. Здесь, в живописных краях Итилиене и Лебеннине, братья решили основать государство.
Минас Тирит, западный из городов-близнецов...
...И его падший брат, Минас Моргул.
Жители этих земель называли себя народом камня, поскольку местность была по преимуществу горная. Некоторые считают, что именно отсюда происходит название Гондор — “каменная земля”.
Западней и восточнее столичного Осгилиата были основаны два города-брата, в каждом из которых княжил один из сыновей Элендила.
Уделом Анариона стал Минас Анор (“крепость заходящего солнца”) у подножья горы Миндоллуин. Минас Итиль (“крепость восходящей луны”) на отрогах Этель Дуата (“Хмурых Гор”) отошел к Исилдуру. Впрочем, куда известнее другие имена этих городов. Минас Итиль, захваченный назгулами, станет Минас Моргулом (“крепость черных чар”); Минас Анор в противовес будет провозглашен Минас Тиритом (“крепость-страж”). После разрушения Осгилиата сюда перенесут столицу Гондора.
Гондор делился на провинции: Анфалас, Лебеннин, Бельфалас, Анориэн, Северный и Южный Итилиэн... В каждой правил собственный князь. Князья подчинялись королю, который обладал единоличной властью, был главнокомандующим и имел право лично выбирать приближенных (капитанов армии, наместников). Если монарх был в отъезде, его замещал наместник — арандур. Кроме того, при короле или наместнике действовал Великий совет, состоявший из представителей каждой провинции.
Символами власти служили высокий крылатый шлем, Белое Древо (потомок нуменорского Нимлота) и знамя. Многие традиции жителей Нуменора перекочевали и в Гондор, в том числе — почитание священного Белого Древа. Осталась и традиция захоронения королей — фамильный склеп был вырублен в горе Миндоллуин.
Еще одно наследие Нуменора — палантиры — были поделены между Северным и Южным княжеством. Они не только были реликвиями, но и использовались для связи.
Всадники Марки
Суровые и отважные рохиррим (“владыки быстрых коней”) относятся к так называемым “средним людям” (“middle men”) — тем, кто сохранил свою независимость как от Валар, так и от Мелькора, и остался кочевать во мраке Средиземья.
Атака рохиррим преломила ход битвы на Пеленнорских полях.
Изначально они населяли северные земли, долины в верхнем течении Андуина, однако в конце третьей эпохи вождь Эорл привел их на юг, чтобы помочь Гондору в крупной битве с орками и людьми Саурона. Наместник Гондора Кирион даровал рохиррим земли к северу от своей страны — Келенардон (“великий зеленый край”), который стал зваться Роханом или Маркой. Одним из условий дара стала Клятва Эорла: получив из Гондора Красную стрелу — символ крайней военной опасности — рохиррим должны были без промедления выступить на помощь союзнику.
В отличие от гондорцев, рохиррим не строили огромных и неприступных каменных городов-крепостей. Немногочисленные укрепления в отрогах Белых гор (в том числе Хельмова Крепь, сыгравшая ключевую роль в войне с Саруманом) остались со времен гондорского владычества.
Уже из самоназвания рохиррим понятно, что их основной конек — коневодство. Роханские кони отличаются умом и сообразительностью, не боятся огня и высоты, а также очень не любят орков, троллей и других слуг Врага. Поэтому каждый такой конь в бою — не меньшая сила, чем сам всадник. Венцом роханской конепромышленности по праву считается скакун Гэндальфа Тенегрив — невероятно быстрое и умное животное.
Рохиррим, как и всякий молодой народ, сильно милитаризированы. Каждого мужчину обучают владению оружием и конному бою, поэтому при надобности он сразу же встанет в строй. Благодаря этому во время Войны Кольца рохиррим выдержали одну за другой две тяжелых битвы — осаду Хельмовой Крепи и сражение на Пеленнорских полях.
Дэйл
Смог сжигает Эсгарот.
Это государство средних людей обязано своим существованием гномам Одинокой горы или Эребора. Город Дэйл был основан сразу после прихода гномов в Эребор, и благополучие двух рас во многом зависело от их сотрудничества. Одной из особенностей жителей Дэйла было то, что они понимали язык птиц и часто использовали пернатых для передачи сообщений. В паре дней пути от Дэйла, на берегах Долгого озера, располагалось еще одно поселение людей — Озерный город Эсгарот.
В 2770 году третьей эпохи один из последних драконов Смог разоряет Эребор и разрушает Дэйл. Спасшиеся жители во главе с правителем Гирионом переселяются в Эсгарот, который в целях безопасности был перенесен с берегов озера непосредственно в воду. Приблизительно через двести лет потомок Гириона Бард Лучник убивает Смога и отстраивает Дэйл. Во время Войны Кольца люди Дэйла и Эсгарота вместе с гномами не поддались на посулы Саурона и сдерживали его удар на Севере.
Ангмар
Это небольшое государство было создано главой назгулов ради одной цели — уничтожить Арнор. В число его жителей входили и люди — так называемые дикие (“wild men”), предавшиеся Злу. Это могли быть и потомки родов, служивших еще Морготу, и коренное население Севера. Ангмар просуществовал чуть больше полувека и пал под ударами сил Гондора и Линдона, мстивших за уничтожение Арнора.
Столица Ангмара Карн Дум в представлении создателей “Middle-Earth Online”.
Харад
Мумак — основа боевой мощи Юга.
В своих плаваниях нуменорцы забирались далеко на юг вдоль побережья Средиземья. Все земли, лежащие южнее от устья Андуина, они называли Харадом (“южная земля” на синдарине). После падения Нуменора крепости дунэдайн на харадском побережье фактически перешли в руки Саурона и стали оплотом темных нуменорцев. Самая северная из них, Умбар, превратилась в логово пиратов, которые стали еще одной угрозой Гондору. Некоторые предания говорят, что именно черные нуменорцы каким-то образом поработили харадрим и заставили их принять сторону Саурона.
Южане были очень смуглы кожей, некоторые — и вовсе черные, высокие, с резкими чертами лица. Они воевали на огромных животных — мумаках, которые, судя по описаниям, похожи скорее на мамонтов, нежели на наших слонов. На знамени харадрим была изображена черная змея на алом фоне.
Языки и наречия
Не представляет сомнения, что первые люди говорили на своем языке, однако больше ничего о нем не известно. Дунэдайн, придя на Запад, восприняли два основных эльфийских наречия — синдарин и квенья. Они стали официальными в Нуменоре. На первом разговаривали во времена первых королей, второй служил письменным — в том числе, в Арноре и Гондоре.
Собственно человеческим языком стал адунаик, постепенно вытеснивший среди нуменорцев синдарин. На основе адунаика появился вестрон — Всеобщий язык, на котором общалось большинство людей в Средиземье. У средних людей также были свои диалекты, например, большинство роханских имен не имеет никакого отношения к вестрону. Дикие люди, как и прочие слуги Саурона, разговаривали в основном на Темном наречии. Впрочем, у харадрим был и свой язык, о котором практически ничего неизвестно.