Надо ТАК : " Истребители Григоровича вместо ЛАГГ , ЛА и ЯК "
Григорович не умирает в 1938 году проболев лейкозом с 1936 года и строит свой ИП-2 с мотором М-100 ,его постройка была прекращена из-за того ,что решили что он будет уступать предполагавшемуся И-16бис ( который не дал того ,что от него ожидали ).
Смерть Григоровича была ещё одной причиной прекращения работ по постройке этого истребителя .
ИП-2 проходит испытания в 1937г. и даёт скорость на высоте 4000м --460 км\ч имея вооружение из 2 пушек ШВАК .
В апреле 1938 появляется мотор М-103 и М-103А , соответственно в мае появляется ИП-3 .
Он имеет скорость уже в 530 км\ч на той-же высоте .
В январе 1939 года появляется мотор М-105С и М-105П, соответственно в марте появляется ИП-4 .
Он имеет скорость у земли 480 км\ч , на высоте 4000м -570 км\ч ,вооружение из 2 ШВАК и 2 ШКАС. ИП-3 малая серия на заводе №135 в Харькове с октября 1938 года , построено всего 340 штук до июля 1939 года ,подготовка серии на заводе №21 .
В мае 1939 года принят на вооружение ИП-4 . ИП-3 модернизируются до уровня ИП-4 . Массовый выпуск ИП-4 на заводах №137 ,№21 ,№31 , к началу войны в ВВС РККА имеется около 2000 истребителей ИП-4 и ИП-3.
Возможность установки более мощных моторов привела к тому ,что доработка проектов шла быстро .
В результате ЯК-1-7 и ЛАГГ-1-3 так и не появились в серии . Все моторы серии М-10х пошли на истребители Григоровича .
В конце 1940 появился истребитель ИП-5 с мотором М-105ПФ , и с вооружением из 2 ШВАК и 2 УБ , скорость у земли 530 км\ч ,на высоте 4000м -595 км\ч . В серии с лета 1941 года под названием Г-5 .
Нехватка моторов М-105П и М-105ПФ и задержка с мотором М-107П приводит Григоровича к поиску путей установки на ИП-4 мотора М-82 и его вариантов ,в результате в октябре 1941 года появился ИП-6 имевший такие данные :вооружение 2 ШВАК , 2 УБ ,скорость у земли 540 км\ч ,на высоте 3500м- 590км\ч , в серии с января 1942 года под названием Г-7 .
-В декабре 1941 г появляется Г-5 бис с мотором М- 105П с вооружением из 1 ШВАК ( мотор-пушка и 2 синхронных УБ ,скорость у земли достигла 550км\ч ,на высоте 3500 -615 км\ч .Серия с февраля 1942г. , истребитель имеет новое крыло , строится параллельно с Г-5 .
В мае 1942 года появляется Г- 5 бис37 С мотор-пушкой Ш-37 и кроме неё имеет 2 синхронных ШВАК --это уже самолет -штурмовик построен серией из 500 самолётов ,но его скорость меньше на 15 км\ч .
Серия Г-5 развивается далее так : ставится мотор ВК-105ПФ -2 -появляется Г-5 Ф и Г-5 бисФ март 1943г . С апреля 1943 серия только Г-5 бис Ф скорость у земли 560км\ч на высоте 3500 -630км\ч . Строится до конца войны .
"Лавка" появилась и здесь , это истребитель Григоровича ИП-4 с мотором М-82 (вместо М-105 )в серии с января 1942г. как Г-7 . Имеет вооружение из синхронные 2 ШВАК и 2 УБ . Крыло с этого истребителя установлено на Г-5 бис . В серии идут два почти похожих истребителя ,один с мотором водяного охлаждения М-10х серии , второй с мотором воздушного охлаждения М-82 серии . Фюзеляж и крыло почти идентичные .
Увеличение мощности моторов серии М-82 приводит к появлению в апреле 1942 года двигателя М-82Ф , с конца мая в серии Г-7 бис , он имеет такие данные : скорость у земли 560км\ч , на высоте 4000 -610 км\ч . В январе 1943г. появляется двигатель М-82ФН , в марте серия истребителей Г-7 бисФ , они имеют такие характеристики : скорость у земли 565 км\ч , на высоте 5000 -635 км\ч , скороподъёмность выросла на 12% .Построено Г-7 ,Г-7бис и Г-7бисФ 15000 штук .
С января 1944 принят на вооружение ИП-8 в серии как Г-9 , это радикально переработанный Г-7 бисФ , а фактически новый истребитель с мотором АШ-82ФН , скорость у земли 580 км\ч на высоте 5000 -650 км\ч время набора высоты 5000- 4,5 мин. Вооружение 4 синхронных ШВАК .Построено 9000 штук . Одновременно принят на вооружение ИП-9 -это ИП-8 с двигателем ВК- 105ПФ-2 в серии как Г-11 , с данными : скорость у земли 570 км\ч , на высоте 4000- 640 км\ч , время набора высоты 5000-4,5мин , вооружение 1 ШВАК и 2 УБС . Построено 3500 штук ( Г-5 всех типов построили 28000 штук ).
В начале 1944 года Григорович обращается с письмом к И.В. Сталину о необходимости начала работ по реактивной авиации и о скорейшем начале работ по созданию отечественных реактивных двигателей . В апреле 1944 года принято решение о выделении средств на работы по реактивной авиации и двигателей для неё .
Август 1944 года создание КБ Архипа Люльки . Март 1945 в Москву доставлены немецкие двигатели БМВ-003 и ЮМО-004 с документацией к ним .Принято решение о немедленном запуске их в серийное производство .
С сентября 1944 года КБ Григоровича начало разработку истребителя ИП-11 с мотором ВК-107А или АМ-37 .В апреле 1945 первый образец ИП-11 совершил первый полёт .
Это был истребитель с толкающим винтом и оперением по двухбалочной схеме , имеющий шасси с носовой стойкой , с мотором ВК-107А он имел скорость у земли 580 км\ч ,на высоте 4000- 680км\ч . Вооружение из 5 пушек НС-23 .Ввиду отсутствия катапультных кресел пришлось поставить дублированную систему отстрела винта .С октября 1945 года малая серия как Г-13 , построено 430 штук .Этот самолёт был прототипом реактивного ИП-12 с двумя двигателями ЮМО-004 общей тягой в 1800 кг , который и совершил первый полёт в сентябре 1945 .
ИП-12( в серии как Г-15) имел короткий фюзеляж и двухбалочное оперение , двигатели размещены параллельно с броневой перегородкой между ними , за кабиной пилота .Воздухозаборники по бокам фюзеляжа .При испытании скорость у земли 800 км\ч , на высоте 6000м -920 км\ч . Вооружение 4 НС-23 . На винтовом прототипе Григорович устранил почти все обнаруженные дефекты . Но первые реактивные Г-15 пошли в массовую серию только в ноябре 1946 года с началом производства двигателей РД-10 . Первые 150 Г-15 установочной партии построенные на заводе №21 имели трофейные двигатели .