Адекватный потребностям страны сельскохозяйственный прогресс при сохранении общины был невозможен.
Не отдельные улучшения, а прогресс как некая система.
Причина этого в том ,что русская крестьянская община с экономической точки зрения это система натурального хозяйства .
И она могла существовать только при господстве на селе натурального хозяйства как системы .
Повсеместно где происходил переход от натурального хозяйства к товарному происходил распад общины .
В таких условиях введение улучшений в сельское хозяйство будет крайне затруднительно .
Хорошо известно, что в 4 тыс. великорусских общин агрономы с 1885 по 1905 году сумели ввести травосеяние.
Это примерно 400-500 тысяч человек сельского населения .
И на этом основании даже такие ученые экономисты, как А.И. Чупров, А.С. Постников, говорили, что улучшение эффективности при сохранении общины якобы возможен.
Интеллигенция (имеется в виду политически активная часть образованного класса), состоявшая из полудилетантов с немыслимой фанаберией, продолжала считать так же.
В стране были сотни тысяч общин.
При таких темпах , как раз к началу 3000 года от РХ и перешли бы все общины к травосеянию .
Вот что такое "прогресс" при сохранении общины .
Каким образом можно внедрить систему Овсинского при сохранении общинной системы ?
Дело в том ,что отсутствие крестьянской собственности на землю делало невозможным для отдельных членов общины проводить какие либо меры по качественному улучшению земледелия . Кроме того общинное земледелие --это принудительный севооборот .
Например можно и на 2-3 десятинах развернуть такое хозяйство ,что можно стать богатым крестьянином ,но но для этого нужно иметь фруктовое хозяйство, садово-ягодное, пчеловодство ,огородничество и т. д. и т.п.
А если есть община , есть принудительный севооборот , ну как тут выделишь 2-3 десятины .
Были случаи когда крестьяне пытались вести подобное эффективное хозяйство не выходя из общины и после передела земли сады и ягодники просто выкорчевывали .
К большой проблеме общинного землевладения надо отнести и безмерную чересполосицу и распылённость пахотных и луговых земель отдельных дворов-семей .
Вина здесь за системой общинно-уравнительных земельных пределов с их разбивкой земель на однокачественные клинья и выделение каждому члену общины по полосе земли из каждого клина .
В результате у большинства крестьян их земельные наделы состояли из многих десятков и даже сотен полосок . Описаны случаи , когда у некоторых крестьян их надел , например 4 десятины был разбит на более чем 200 клочков .
Но это было ещё пол-беды .
Это полоски были разбросаны по большой площади и к разбивке земли на клочки присоединялась необходимость при проведении земледельческих работ таскаться впустую на 2-6 вёрст .
В результате удалённые участки земли эксплуатировались просто хищнически .
Ни о каком применении крупномасштабном применении сельскохозяйственных машин и вообще почти всех улучшений в земледелии даже и говорить невозможно в таких условиях .
Вот теперь о сельскохозяйственных машинах .
При тех условиях , что были в начале 20 века :
простой стальной плуг был рентабелен при наделе 2-10 десятин ,
ручная веялка при наделе 10-15 десятин ,
молотилка и конные грабли при наделе 15-20 десятин ,
конная жатка при наделе 20-22 десятины ,
сеялка и зерносортировка при наделе 22-30 десятин ,
лущильник при наделе 30-50 десятин ,
одноконная молотилка и сноповязалка при наделе в 50-70 десятин ,
пароконная молотилка при наделе более 70 десятин .
Трактор и керосиновый двигатель при наделе от 200 десятин .
Локомобиль при наделе от 400 десятин .
Однако в условиях России самым обычным делом было приобретение сельскохозяйственных машин крестьянами с такими наделами ,что при поверхностном взгляде рентабельное использование там сельхозмашин было невозможно .
В чем здесь дело ?
А вот в чём , например на уборку одной десятины пшеницы при помощи косы надо 4,3 дней . Созревшая пшеница стоит не осыпаясь 10 дней , тогда крестьянская семья из отца и взрослого сына может убрать только 4,65 десятин или ей надо нанимать батраков или нести убытки от осыпания зерна . При чистом доходе с десятины 29 рублей семейный доход будет только 139 рублей .
Конная жатка позволяет сократить время уборки одной десятины до 2 дней и расширить площадь под пшеницу до 10 десятин тогда доход вырастает до 290 рублей .
Амортизация и техническое обслуживание конной жатки стоит много если 30 рублей в год .
Чистый доход вырастает до 260 рублей , при стоимости конной жатки системы Мак-Кормика или Диринга в 120 и 180 рублей . Производительность таких жаток составляла уже по 2–3 десятины в день , а работали на жатке трое -- возница и две женщины, вязавших снопы. Выигрыш был велик, поскольку при уборке вручную серпами на десятину уходило около недели . Надо учесть ещё погодные условия .
Срок окупаемости конной жатки примерно 2 года .
Еще с конца 19 века в России появились недорогие деревянные молотилки по цене 120 рублей , работавшие на конной тяге. Их основу составлял вертикальный вал высотой около 2 метров , к которому на расстоянии 70–80 см от пола крепилось дышло для запряжки трех коней, которых погоняли два человека. Такие молотилки размещались в пристроенном к гумну манеже. Копу из 60 снопов они смолачивали менее чем за час, тогда как при молотьбе ручным цепом на это требовался полный человеко-день. Но весь цикл работ при молотьбе, включая веяние и уборку зерна, требовал примерно таких же затрат времени: за день 5–6 человек, занятых на молотилке, успевали смолотить 5–6 коп. И все же выигрыш был, поскольку часть этих работ могли выполнять дети и старики, тогда как ручная молотьба требовала мужской силы. В начале 20 века деревянные молотилки начали заменять более легкими металлическими .
Если крестьяне занимались не только сельским хозяйством ,а и промыслами и вообще имели возможность приложить свои руки к другим не только сельскохозяйственным делам ,то для них приобретение сельскохозяйственных машин было вполне выгодным делом ,т.к. могли использовать свою рабочую силу более эффективно .
Были и такие крестьяне которые покупали сельскохозяйственные машины только извлечения из них доходов от их сдачи в аренду .
Так ,что русская специфика приводит к тому ,что при развёртывании кредитования сельского населения или народной кооперации крестьян рынок сельхозмашин будет не малым , а ещё больше он будет при переселении крестьян на свободные земли ,т.к. резко вырастет цена труда батраков .
Теперь о тракторостроении .
В почти каждой публикации по этой теме обыкновенно утверждают , что де царская Россия не имела своего тракторостроения, и что, мол, в 1913 году в России работало на полях лишь чуть более полутора сотен тракторов тогда как в зарубежных странах их счет шел "на тысячи".
Для неискушенного человека картина вырисовывается простая: пока английские и немецкие фермеры рассекают поля на мощных машинах , глупый русский Ванька пашет сохой.
На самом деле, это не так . Примечательно, что они почему-то не приводят конкретные цифры, сколько же тракторов работало в 1913 году во Франции, Германии, Италии, Англии или США.
Не приводят по той причине, что тракторостроение как крупная отрасль машиностроения в тогдашней мировой экономике и в индустрии самых развитых стран мира ещё толком и не появилась .
Паровые тракторы строились в Англии и Франции еще с середины 19 века, а в США – с 80-х годов того же столетия, однако их применение было крайне ограниченным .Их выпуск в США не превышал и 50 штук в год ,а для российских реалий они были мало пригодны .
Переворот произошел лишь тогда, когда тракторы стали оснащаться двигателями внутреннего сгорания.
В 1901 году мелкая американская фирма Hart-Parr выпустила первую такую машину на колесном ходу с керосиновым двигателем .
Однако первый небольшой заводик по их изготовлению открылся только в 1905 году.
Затем потребовалось еще одно десятилетие, чтобы к тракторам с двигателями внутреннего сгорания привыкли и поэтому их выпуск был в целом незначительным – ежегодно в мире до 1912 года выпускалось менее тысячи таких машин.
Причем что интересно их делали только в основном в США, тогда как в европейских странах их производство не выходило за рамки мелких фактически опытных партий в сотни или даже десятки единиц.
Ситуация несколько изменилась, когда в 1907 году английская фирма "Хорнсби" выпустила первый в мире гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, а в США фирмой Хольт были выпущены первые гусеничные тракторы близкие к современному типу .
Но однако до Первой мировой войны крупносерийное производство этих машин в большинстве индустриально развитых стран мира отсутствовало, да и в самих США оно было незначительным ,делали по 100-200 машин в год .
К концу 1913 года в США насчитывалось только около 6,5 тыс. тракторов с двигателем внутреннего сгорания.
В Германии гусеничные тракторы стали выпускаться компанией Вандерер незадолго до Первой мировой войны.
Крупносерийное конвейерное производство тракторов в США было начато только в 1917 году на предприятиях Форда. Именно тогда в мире и родилась тракторная отрасль.
Таким образом, упреки в отсутствии тракторной индустрии царской России мы можем смело записать и на адрес ряда других стран, которые по их логике «отсталыми» не были – Англии, Франции, Германии и даже США.
Я.В. Мамин в 1911 году изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор ". После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов. Дальнейшее производство было свёрнуто ввиду перевода завода на военную продукцию . Кроме Балаковского завода, незадолго до первой мировой войны несколько заводов России (в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне, Брянске и др.) начали или производство тракторов или готовились начать их производство .
Так ,что у Рукавишникова есть все возможности сделать именно Россию родиной массового производства тракторов ,как сельскохозяйственного ,так и промышленного-транспортного назначения .
Отредактировано Абрамий (16-01-2010 21:18:22)