Бежать в тайге - гарантированно сдохнуть, особенно зимой.
Однако бежали каторжане, в том числе с оплачиваемых работ.
Наконец нашёл статью о строительстве жд на своём жёстком диске.
Никакая материальная заинтересованность не могла удержать свободного человека на работе в болоте, в вязкой глине. 1912 г. стал фактически последним годом работ вольных строителей, привезенных из Европейской России, массовое бегство которых началось с началом сезона дождей.
Подвижная арестантская команда, со всей ее приспособленностью ко всяким условиям работы, походным обмундированием и экипировкой, движимая целью не заработать, а выжить, больше всего подходила в этот момент для решения, казалось бы, невыполнимых задач строительства. Только арестантские команды выдержали необычайно тяжелые условия работы на болоте во время
непрерывных дождей в июле—августе 1912 г. Подвоз всех видов припасов был на время полностью прекращен. Во избежание беспорядков был даже составлен план отступления арестантских партий к главным складам и более сухим местам дислокации...
...Как ни пыталась администрация области в своих обзорах и всеподданнейших записках завуалировать тяжелое положение арестантов-строителей железнодорожных путей, факт остается фактом — невыносимые условия труда в малообжитой, с суровыми климатическими условиями местности, внеэкономическое принуждение толкали достаточно большое число арестантов на сопротивление
режиму. В рапорте смотрителя 3й арестантской команды от 7 января 1911 г. о положении в команде, имеется сообщение, что с начала работ команды, т.е. с 12 июля 1910 г., бежали 43 арестанта, а 1 арестант убит при побеге36. В 1912 г. со строительства Амурской железной дороги бежали 123 арестанта, что в соотношении с общей численностью арестантов в дорожных командах составляло
2,11%. Из них 1,82% бежало от надзора и 0,29% — от конвоя. В 1913 г. процент бежавших от конвоя остался прежним, а процент побегов от надзора возрос до 1,92%. Побеги стали массовыми. Так, 2 июня 1913 г. около 5 часов 15 арестантов 2-й дорожной команды близ ст.Ту, перескочив ограду лагеря, бросились бежать в разные стороны. При преследовании беглецов 6 из них были убиты, 2 ранено, остальные задержаны. В 1914 г. от военного караула бежали 25 арестантов, от надзора — 50 арестантов. 17 арестантов из этого общего числа бежали из 4-й команды, возводившей Хабаровский мост в местности, загроможденной строй материалами...
...Функционирование пенитенциарной системы на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX в. было сопряжено с целым рядом трудностей.
Содержание арестантов в тюремных замках сложно было назвать даже сносным. Арестантам изза переполненности тюрем приходилось спать даже на полу и под нарами. Перевоспитание арестантов трудом хоть и практиковалось, но носило несистематический характер. Только с началом строительства Уссурийской и Амурской железной и Амурской колесной дорог большое количество арестантов было вовлечено в трудовую деятельность. Но надзор за подневольными арестантами оставлял желать много лучшего, многие арестанты сбегали, совершали новые преступления, наводя страх на мирное население. Уровень рецидива был очень высок, большинство заключенных после отбытия наказания
продолжали совершать преступления.
Евгений Вячеславович ГАМЕРМАН
ТРУД АРЕСТАНТОВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭКОНОМИКИ ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Вторая половина XIX — начало XX в.
С выводами можно не согласиться, в АИ мол конвойцы будут человечней, а условия труда и быта нормально обеспечены, но как-то мне в это не верится.
Люди на местах в ГТУ всё-те же самые.