Корабли и вооружение ВМФ.
Корабли.
Линкоры. К началу века основу сил флота составляли артиллерийские броненосные корабли, предназначенные для ведения эскадренного боя и именовавшиеся во всех странах линкорами (в России - эскадренными броненосцами). Опыт морских сражений русско-японской войны привел к появлению нового типа линкора - дредноута, имевшего превосходство перед предыдущими типами по артиллерии главного калибра и бронированию. В Германии корабли такого класса были спущены на воду уже в 1908 г.
Тип "Brandenburg" (спущены на воду, вошли в состав флота 1891-92 г). Построено 4 единицы: "Бранденбург", "Верт","Вейссенбург" , "Курфюст Фридрих Вильгельм".
Первые по-настоящему мореходные немецкие эскадренные броненосцы. К 1914 г. два последних проданы Турции. Основной особенностью было наличие шести пушек главного калибра (11 дюймов) с разной длиной стволов. Согласно существовавшим в то время в германском флоте взглядам максимально возможная скорострельность была важнее мощности единичного залпа, а дистанции открытия огня не должны быть большими и поэтому разница в баллистических качествах орудий не заметна. Модернизированы в 1902-1904 г.г. К началу войны устарели и два оставшихся использовались для охраны побережья в Балтийском море. "Бранденбург" с 1916 г.- корабль-цель. Исключены в 1919 г.
Тип "Kaiser Fridrih III" (1896-1900 г.г.) Первые "классические" эскадренные броненосцы. Построено 5: "Кайзер Фридрих III", "Кайзер Вильгельм II", " Кайзер Вильгельм дер Гроссе", "Кайзер Барбаросса", "Кайзер Карл дер Гроссе".
Проект кораблей разрабатывался с 1894 г. Продолжая считать скорострельность наиболее важной характеристикой, вместо 305 - 343 мм орудий на броненосцах других стран, на них установили 240 мм орудия главного калибра и многочисленную артиллерию среднего калибра. Последнюю расположили вдоль всего корпуса корабля и неплохо защитили броней. Несмотря на удачное размещение среднего калибра, это решение привело к ослаблению защиты корпуса. В результате главный пояс брони защищал всего 4/5 длины корпуса. Высокие незащищенные надстройки и развитые мостики увеличивали уязвимость кораблей. При модернизации в 1907-1910 г.г. на них срезали надстройки и демонтировали четыре нижних каземата 15 см орудий, благодаря чему повысилась устойчивость и главный броневой пояс поднялся над ватерлинией. Несмотря на модернизацию, корабли к 1914 г. морально устарели и практически не использовались для боевых действий, состоя до 1916 г.в пятой эскадре Флота Открытого моря. С 1916 г. их вывели из боевого состава и до 1918 г. применяли как вспомогательные. Списаны в 1919 -1921 г.г., причем корпуса кораблей "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" и "Кайзер Фридрих III" использовали для постройки Северного мола в Киле.
Тип "Wittelsbach" (1900-01 г.г.) Построено 5: "Виттельсбах", "Венин", "Церинген", "Швабен", "Мекленбург".
Развитие типа "Кайзер Фридрих III" с аналогичным вооружением, ослабленным бронированием и более низким силуэтом. Не модернизировались, в боевых действиях не применялись. До 1916 г. составляли четвертую эскадру Флота Открытого моря, в том же году переведены во вспомогательные. "Церинген" служил учебным кораблем кадетов и кораблем- целью до уничтожения авиацией в марте 1945 г.
Тип "Braunschweig" (1902 -1904 г.г.) Построено 5: "Брауншвейг", "Эльзас", "Гессен", "Пройссен", "Лотринген".
Первые броненосцы, построенные по программе 1898 г. Имели, в отличие от большинства современников, развитую систему бронирования. Другой особенностью было наличие 17 см орудий среднего калибра, четыре из которых размещались в башнях. Использование башен среднего калибра часто критиковалось, как тактически нецелесообразное. По сравнению с типом "Виттельсбах" увеличен калибр артиллерии ГК. Входили в 3-ю и 4-ю эскадры. С 1916 г. выведены в состав вспомогательных сил и резерв. "Брауншвейг" с 1917 г. - вспомогательный корабль, с 1921 г. по 1926 г. - в составе флота. "Гессен" с 1917 г.- блокшив, с 1924 по 1934 г.г. в составе действующего флота, с 1937 г. - корабль-цель (с 1946 г. - по репарациям передан СССР и переименован в "Цель".) "Пройссен" и "Лотринген" с 1916 г.- брандвахтенные корабли, с 1919 г. переоборудованы в носители торпедных катеров. Проданы на слом в 1931 г.
Тип "Deutschland" (1904-1906 г.г.). Построено 5: " Дойчланд", "Ганновер", "Поммерн", "Шлезиен", "Шлезвиг - Гольштейн".
Последние немецкие эскадренные броненосцы и последняя серия, заложенная в соответствии с первым морским законом 1898 г. Дальнейшее развитие типа "Брауншвейг". Конструктивно практически полностью, повторяли предыдущий тип, отличаясь только увеличенной на 1 дюйм толщиной брони башен и главного пояса. Главная причина "консерватизма" заключалась в том, что водоизмещение броненосцев этих серий не могло быть увеличено без изменения пропускной способности Кильского канала. При увеличении водоизмещения пришлось бы потратить огромные суммы на реконструкцию канала, либо отказаться от возможности использовать броненосцы как против Великобритании, так и против России. Тирпиц настоял на необходимости постройки уже морально устаревших линкоров. Участвовали в Ютландском бою в составе 2- й эскадры. Использование их совместно с дредноутами сковывало действия немецкого флота. Потери составили один броненосец - "Поммерн", получивший в ночном бою попадание английской торпеды и взлетевший на воздух от взрыва погреба с боеприпасами. После Первой мировой войны уцелевшие броненосцы вошли в состав ВМФ Веймарской республики. Два - "Шлезвиг-Гольштейн" и "Шлезиен" состояли на вооружении и во Второй мировой войне.
Тип "Nassau" (1908-1912). Первые дредноуты германского флота. Построены 4: "Нассау", "Вестфален", "Рейнланд", "Позен".
Отличались великолепной для своего времени подводной защитой и бронированием. Впервые в мире имели металлические гильзы для орудий главного калибра. Калибр ГК не изменился. Главным недостатком проекта считалось ромбическое размещение башен артиллерии ГК, в результате из 12 орудий в бортовом залпе могли участвовать только восемь. Кроме того была установлена и артиллерия среднего калибра наряду с противоминными 88 мм орудиями. Боевой опыт показал, что последние оказались бесполезными. После капитуляции все были интернированы, частично переданы по репарациям и все разобраны на металлолом в 1921-1924 г.г.
Тип "Ostfriesland" (1909 - 1910). Построено 4: "Гельголанд", "Остфрисланд", "Тюринген", "Ольденбург".
Корабли программы 1908 г. Отличались от типа "Нассау" увеличенным на 4000 т водоизмещением, 305 мм орудиями главного калибра и усовершенствованной конструкцией подводной защитой. Расположение ГК осталось прежним, также как наличие среднего калибра и противоминной артиллерии. Активно участвовали в боевых действиях. После подписания мира переданы по репарациям США, Великобритании, Франции и Японии.
Тип "Kaiser" (1911 - 1912 г.г.) Построено 5: "Кайзер", "Кайзерин", "Фридрих дер Гроссе", "Кёниг Альберт", "Принц - регент Луитпольд".
Первые немецкие линкоры с турбинной установкой, уменьшенным количеством башен ГК, расположенным по улучшенной схеме. Увеличенное водоизмещение при уменьшенном количестве башен позволило усилить бронирование и противоторпедную защиту. "Фридрих дер Гроссе" и "Принц- регент Луитпольд" строились как флагманские корабли флота и имели специально подготовленные боевые рубки и ходовые мостики. "Фридрих дер Гроссе" был флагманским кораблем Флота Открытого моря до 1916 г. Корабли активно участвовали в боевых действиях всю войну. Затоплены своими экипажами в Скапа- Флоу, затем подняты и сданы на слом.
Тип "Kenig" (1913 -1914 г.г.) Построено 4: "Кёниг", "Гроссер Курфюст", "Маркграф", "Кронпринц".
Корабли программы 1911 г. Первые линкоры с расположенными в диаметральной плоскости башнями главного калибра. В остальном полностью соответствовали типу "Кайзер", а увеличение водоизмещения пошло на усиление бронирования. Затоплены экипажами в Скапа-Флоу, затем подняты и сданы на слом.
Тип "Bayern" (1915-1917 г.г.) Построено 2: "Байерн", "Баден", два недостроены ("Вюртемберг", "Заксен").
Первые немецкие сверхдредноуты с 38 см артиллерией ГК. Постройка кораблей по сравнению с английскими кораблями с аналогичной артиллерией ГК запоздала из-за задержки с изготовлением башен и орудий. В результате они не участвовали в Ютландском бою. Считаются оптимальными линкорами того периода, удачно сочетавшими наступательные и оборонительные качества. Кроме мощного вертикального и горизонтального бронирования имелась продуманная и развитая подводная защита. Два последних корабля должны были иметь удлиненный корпус и дизель вместо одного из турбинных агрегатов. Практически не успели принять участия в боевых действиях, затоплены в Скапа-Флоу.
Линейные крейсера. Линкоры-дредноуты с увеличенной за счет ослабления вооружения и/или бронирования скоростью. Предназначались для разведки и выполнения задач авангарда в эскадренном бою.
Тип "Von der Tann" (1910). Построен 1: "Фон дер Танн".
Первый германский линейный крейсер. В отличие от английских линейных крейсеров имел сбалансированные боевые качества - при высокой скорости довольно надежную систему бронезащиты. Участвовал во многих сражениях первой мировой войны. В 1919 г. вместе с остальными кораблями флота, приведенными в Скапа-Флоу, был затоплен экипажем. В 1930-1934 гг. поднят и продан на слом.
Тип "Moltke" (1911-1912). Построено 2: "Мольтке", "Гебен".
Являлись увеличенным по водоизмещению крейсером "Фон дер Танн". Увеличение водоизмещение пошло в первую очередь на усиление артиллерии главного калибра и ее защиты, броневую защиту оконечностей корабля, дымовых труб и дымоходов. Крупным недостатком считалось диагональное расположение башен главного калибра. После вступления в строй "Гебен" совместно с легким крейсером "Бреслау" вошел в состав Средиземноморской эскадры. С началом войны эскадра вошла в Дарданеллы и по соглашению с турецким правительством вошли в состав турецкого флота, сохранив немецкие экипажи. "Гебен" стал флагманским кораблем флота Турции под названием "Султан Явуз Селим". В бою у мыса Сарыч 29.11.1914 г. поврежден попаданиями трех 305 мм и 11 152-203 мм снарядов русского эскадренного броненосца "Евстафий", потеряв 115 человек эктпажа убитыми и 57 ранеными. Подорвался на русских минах 26.12.1914 г. Интернирован Турцией 2.11.1918 г., в 1926-1930 г.г. отремонтирован в Сен-Назерет (Франция). С 1936 г. -"Явуз". С 1948 г.- стационер в Измире, в 1964 г. исключен из состава флота,продан на слом в 1973 г. "Мольтке" - в составе разведывательных сил Хохзеефлоте, считался кораблем - неудачником. Так,в 1915 г. в результате взрыва в котельном отделении погибло 9 кочегаров, крейсер едва не затонул. Спустя несколько месяцев во время шторма смыто за борт 4 моряков, а чуть позднее из-за пожара на кухне погибло еще 4 матроса. Во время последнего выхода Флота Открытого моря на корабле сломалась турбина и потерян один из гребных винтов. Торпедирован при буксировке в порт английской подводной лодкой Е-42, но остался на плаву. Затоплен в Скапа-Флоу, поднят в 1927 г. и в 1929 г. продан на слом.
Тип "Seydlitz" (1913). Построен 1: "Зейдлиц".
Построен по программе 1911 г. как дальнейшее развитие типа "Мольтке". Сохранив вооружение и скорость хода предшественника, за счет увеличенного водоизмещения имел улучшенную защиту ГК и увеличенный боезапас. Входил в состав 1-й разведгруппы и участвовал в Ютландском бою. Получив повреждения, самостоятельно вернулся на базу. Интернирован и затоплен в Скапа-Флоу. В 1928 г. поднят и продан на слом.
Тип "Derflinger" (1914-1917). Построено 3: "Дерфлингер", "Лютцов", "Гинденбург".
Заложены по программе 1912 г. Рассматривались , как противовес английским крейсерам "Лайон" и "Тайгер". Первые линейные крейсера Германии с диаметрально расположенными башнями ГК. Имели совершенную подводную и броневую защиту. Высокий надводный борт и пониженное расположение башен ГК повысило остойчивость. "Лютцов" и "Дерфлингер" участвовали в Ютландском бою -"Лютцов" был флагманским кораблем командующего разведсилами вице-адмирала Хиппера, а "Дерфлингер" входил в 1-ю разведгруппу. Получивший серьезные повреждения "Лютцов" был на следующий день после боя оставлен командой и затоплен торпедами эсминца G-38, став единственным погибшим в бою дредноутом Хохзеефлотте. "Дерфлингер" и "Гинденбург" затоплены в Скапа-Флоу, в 30-е г.г. подняты и проданы на слом.
Тип "Mackensen" (1917). Заложены 4, недостроены: "Макензен", "Граф Шпее", "Принц Эйтель Фридрих", "Фюрст Бисмарк".
Созданы по программе 1913 г. как развитие типа "Дерфлингер" для совместных действий с новыми линкорами типа "Байерн". Повторяя прототип по конструкции, схеме бронирования и подводной защите, за счет увеличенного водоизмещения имели большую скорость и мощное вооружение с 356 мм орудиями ГК. Сданы на слом в 1920-1922 г.
Броненосцы береговой обороны. Артиллерийские бронированные корабли, предназначенные для действия в прибрежной зоне и закрытых морских ТВД. В Германии первоначально именовались броненосцами 4 ранга и считались удачной альтернативой более мощным и дорогим эскадренным броненосцам. После изменения политики Германии их дальнейшая постройка прекращена.
Тип "Siegfried" (1889 - 1895). Построено 8: "Зигфрид", "Беовульф", "Фритьоф", "Хеймдалл", "Гильдебранд", "Хаген", "Один", "Эгир".
Отличались хорошей мореходностью и маневренностью, так как предназначались для эскадренного боя в Северном и Балтийском морях. После изменения политики дальнейшая постройка прекратилась, а построенные корабли переклассифицированы в броненосцы береговой обороны. Модернизированы в 1900-1904 г.г., к началу Первой мировой устарели. С середины 1916 г. - вспомогательные суда. Проданы на слом в 1919 г.
Крейсера. Артиллерийские корабли, предназначенные для борьбы на морских коммуникациях, ведения разведки в интересах главных сил и лидирования миноносцев в торпедных атаках.
Броненосные крейсера. Тип "Furst Bismark" (1897-1900). Построен 1: "Фюрст Бисмарк".
Первый броненосный крейсер немецкого флота, полностью отвечавший доктрине действий на океанских коммуникациях и поэтому близкий по водоизмещению современным броненосцам. Однако выяснилось, что по ряду технических причин он имеет плохие крейсерские качества. В тоже время крейсер не мог использоваться и в эскадренном бою. К 1914 г. - корабль береговой обороны на Балтике, с 1915 г. учебное судно школы механиков, в 1919 г.- штабной корабль. Исключен и сдан на слом в 1920 г.
Тип "Prinz Heinrih" (1900-1902). Построен 1: " "Принц Генрих".
Первый броненосный крейсер у которого крейсерские качества принесены в жертву эскадренным. В связи с небольшим водоизмещением главный калибр ограничен всего 2 орудиями 24 см. Средняя артиллерия сосредочена в средней части корпуса и защищена броней. В 1914 г.- на Балтике, с 1916 г. - штабной корабль. Исключен и сдан на слом в 1920 г.
Тип "Friedrich Karl" (1902-1904). Построено 2: "Фридрих Карл" и "Принц Адальберт".
Развитие предыдущего типа с усилением качеств для эскадренного боя. Но их вооружение и скорость оказались неудовлетворительны, поэтому корабли сразу после вступления в строй использовались как учебные. В 1914 г.- на Балтике. "Фридрих Карл" в Данцигской (Гданьской) бухте 17.11.1914 г. подорвался на русских минах и затонул. Погибло семь человек из экипажа. "Принц Адальберт" торпедирован действовавшей на Балтике английской подводной лодкой E-8 недалеко от Либавы (Лиепая). Погибло 672 члена экипажа и кадета.
Тип "York" (1903-1905). Построено 2: "Йорк", "Роон".
Тип "Фридрих Карл" с увеличенным водоизмещением и скоростью хода. К 1914 г.морально устарели, но, несмотря на это, вошли в состав 3 разведывательной группы Хохзеефлотте. "Йорк" 04.11.1914 г. затонул в заливе Яде, подорвавшись на двух немецких минах. Потери: 336 человек. "Роон" преведен на Балтику, с 1916 г. плавказарма. Планировалась перестройка в гидроавианосец. В 1921 г. корпус использован для постройки мола в Киле.
Тип "Scharnhorst" (1906-1908). Построено 2: "Шарнхорст", "Гнейзенау".
Дальнейшее развитие типа "Фридрих Карл", с хорошим для своего класса бронированием и системой подводной защиты. К моменту вступления в строй морально устарели вследстие низкой скорости и слабого вооружения. Составили германскую крейсерскую эскадру в восточноазиатских морях. В 1914 г. эскадра под командой адмирала фон Шпее крейсировала на английских коммуникациях в Тихом и Атлантическом океанах. В бою у мыса Коронель 01.11.1914 г. артиллерийским огнем потопили английские броненосные крейсера "Гуд Хоуп" и "Монмут" эскадры адмирала Крэдока. 08.12.1914 г. у Фолклендских островов уничтожены артиллерией английских линейных крейсеров. Погибло 860 человек экипажа и штаба эскадры на "Шарнхорсте", 598 человек экипажа на "Гнейзенау".
Тип "Bluher" (1908-1909). Построен 1: "Блюхер".
Этот крейсер появился вследствие промаха германской военно-морской разведки. Тщательно отслеживая тенденции английского кораблестроения после появления "Дредноута", она получила информацию о том, что новые эскадренные крейсера (линейные) будут иметь большую скорость хода за счет облегчения артиллерии и бронирования. Немцы решили поступить аналогично, построив облегченный вариант линкора "Нассау" с 21 см орудиями. Позднее выяснилось, что это была умелая дезинформация англичан. Поэтому данный крейсер остался единственным. Из-за слабости вооружения он не мог использоваться вместе с линейными крейсерами и с 1911 г. переведен в учебные артиллерийские корабли. С началом войны - в составе Хохзеефлотте. Участвовал в набегах германских крейсеров на побережье Британии и 24.01.1915 г., в одной из таких операций, уничтожен огнем английских линейных крейсеров. Погибло 792 человека.
Легкие и бронепалубные крейсера. Тип "Kaiserin Augusta" (1892). Построен 1: "Кайзерин Августа". Бронепалубный крейсер. Официально классифицировался, как крейсер - корвет 2-го класса. К 1914 г. устарел и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. Продан на слом в 1919 г., корпус использован для постройки Северного мола в Киле.
Тип "Freya" (1896-1898). Построено 5:"Фрейя", "Винета", "Виктория Луиза", "Герта", "Ганза".
Бронепалубные крейсера. После вступления в сторй практически сразу стали использоваться в качестве учебных. В ходе модернизации 1905-1913 гг. стали двухтрубными. "Виктория Луиза"- с 1915 г. минный заградитель, в 1920-1923 гг. грузовое судно."Герта" с 1915 г. служила блокшивом при воздушной станции в Фленсбурге. Остальные корабли находились в отстое и в 1919-1920 гг. сданы на слом.
Тип "Gazelle" (1897-1900). Построено 10: "Газелле", "Ниобе", "Нимфа", "Тетис", "Ариадна", "Амазон", "Медуза", "Фрауенлоб", "Аркона", "Ундина".
Бронепалубные крейсера. К началу войны устарели. "Аркону" переоборудовали в минный заградитель (200 мин). "Амазон", "Нимфа", "Тетис", "Ундина" -учебные корабли. Остальные использовались для охраны прибрежной зоны, преимущественно в Морских силах Балтийского моря. "Ундина" погибла у Гельголанда 7.11.1915 г. от попадания торпед английской ПЛ Е-19. "Фрауенлоб" потоплен торпедами английским крейсером "Саутгемтон" 31.5.1916 г. Погибло 323 чел. "Газелле" в 1920 продана на слом. "Ниобе" продан Югославии в 1925 г. "Медуза" использовалась как блокшив, ав 1942 переоборудована в плавучую зенитную батарею и погибла 3.5.1945 г. Остальные корабли в 1929-1931 гг. проданы на слом.
Тип "Bremen" (1902-1907). Построено 7: "Бремен", "Гамбург", "Берлин", "Любек", "Мюнхен", "Лейпциг", "Данциг".
Бронепалубные крейсера. Проект крейсера разработан в 1901-1902 гг. Имели хорошую мореходность и маневренность, отличались универсальностью применения. "Лейпциг", входивший в 1914 г. в эскадру адмирала Шпее, потоплен артиллерийским огнем английских крейсеров 8.12.1914 г. "Бремен" погиб на Балтике 17.12.1915 г. ( по одним данным - торпедирован ПЛ Е-9, по другим - на минном заграждении). Остальные корабли почти не использовались в боях, так как считалось, что их скорость и вооружение уже не соответствовали требованиям времени. После войны "Гамбург" и "Берлин" оставлены в строю, остальные крейсера в 1919 г. сданы на слом.
Тип "Konigsberg" (1905-1908). Построено 4: "Кёнигсберг", "Нюрнберг", "Штутгарт", "Штеттин".
Бронепалубные крейсера, развитие типа "Бремен". "Кёнигсберг" имел конструктивные и внешние отличия от остальных кораблей серии. На "Штеттине" были установлены паровые турбины. "Нюрнберг" входил в эскадру адмирала Шеера, потоплен 8.12.1914 г. Погибло 327 чел. "Кёнигсберг" действовал как рейдер в Индийском океане, блокирован в дельте реки Руфиджа английскими кораблями и уничтожен огнем мониторов 11.7.1915 г. «Штутгарт» до войны использовался в качестве учебного артиллерийского корабля, введен в состав действующего флота в 1914 г., исключен и продан на слом в 1919 г. "Штеттин" - с 1917 г. учебный корабль, продан на слом в 1919 г.
Тип "Dresden" (1907-1909). Построено 2: "Дрезден", "Эмден".
Бронепалубные крейсера, модификация типа "Бремен". Построены для определения наиболее оптимальной силовой установки крейсеров. "Дрезден" имел паровую турбину и четыре вала, "Эмден"- двухвальный, с паровыми машинами. В 1914 г. входили в состав эскадры адмирала Шпее. "Эмден" далее действовал самостоятельно, потопил в Пенанге русский бронепалубный крейсер "Жемчуг" и французский эсминец "Муска". Погиб в бою с английским крейсером "Сидней" у Кокосовых островов 9.11.1914 г. "Дрезден" уничтожен в Кемберлендcком заливе крейсерами "Кент" и "Глазго" 14.3.1915 г.
Тип "Mainz" (1907-1911). Построено 4: "Майнц", "Кольберг", "Кельн", "Аугсбург".
Бронепалубные крейсера, развитие типа "Дрезден". Последние бронепалубные крейсера германского флота. От предыдущего типа отличались увеличенным водоизмещением, большей скоростью хода и усиленным артиллерийским вооружением. Самый скоростной крейсер серии - "Манц" имел двухвальную силовую установку, остальные крейсера были четырехвальными. "Майнц" и "Кельн" потоплены артиллерийским огнем английских крейсеров 28.08.1914 г.,во время Гельголандского сражения."Кольберг" передан по репарациям Франции, а "Аугсбург" - Японии.
Тип "Pillau" (1913-1915). Построено 2:"Пиллау", "Эльбинг".
Бронепалубные крейсера. Строились для русской Сибирской флотилии. С началом войны конфискованы Германией и достроены с установкой германской артиллерии. Имели мощное артиллерийское вооружение, но слабое бронирование и малую автономность. Вошли в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. "Эльбинг", участвуя в Ютландском сражении, получил повреждения от артиллерийского огня, при ночном маневрировании германского флота столкнулся с линкором "Позен" и затонул 1.06.1916 г. Потери- 4 человека. "Пиллау" в счет репараций передан Италии.
Тип "Magdeburg" (1910-1912). Построено 4: "Магдебург","Бреслау", "Страсбург", "Штральзунд".
Легкие крейсера. Первые корабли этого класса в германском флоте. На этой серии кораблей внедрили и отработали удачный тип силовой установки, применявшийся позднее на всех легких крейсерах. При сравнительно слабом артиллерийском вооружении (главный калибр - 105 мм ) были хорошо бронированы, имели неплохую маневренность и мореходность, прекрасную систему подводной защиты. Во время войны довооружены 150 мм орудиями. "Бреслау" входил в состав Средиземноморской эскадры. Вооружен 2-150 мм и 10 105 мм орудиями с 1916 г., с 1917 г.- 8 150 мм. Подорвался на минах в Мраморном море 20.01.1918 г. "Магдебург" 26.08.1914 г. выскочил на камни у м. Ольденсхольм (Балтика). Подорван экипажем и добит артиллерийским огнем русских крейсеров. "Штральзунд" после войны передан Франции, а "Страсбург" - Италии.
Тип "Karlsruhe" (1911-1914). Построено 2: "Карлсруе", "Росток".
Легкие крейсера, модификация типа "Магдебург". За счет увеличения водоизмещения имели большую автономность. "Карлсруе" рейдировал в Индийском и Тихом океане, 4.11.1914 г. затонул у берегов Запдной Индии от внутреннего взрыва. "Росток" входил в состав 2-й разведгруппы Хохзеефлотте, периодически привлекался для лидирования флотилий миноносцев. В Ютландском сражении поврежден торпедами английских эсминцев. В связи с невозможностью буксировки, добит торпедами немецких миноносцев V-71 и V73.
Тип "Graudenz" (1912-1915).Построено 2: "Грауденц", "Регенсбург".
Легкие крейсера, модификация типа "Магдебург". За счет увеличения водоизмещения улучшена подводная защита и условия обитаемости экипажа. Поскольку конструктивно силовая установка по сравнению с "Магдебургом" не изменилась, их скорость практически не превышала 26,5 узлов. В строю стали лидерами флотилий эсминцев. "Регенсбург" с 1916 г. переведен в состав 2-й разведгруппы Хохзеефлотте. В 1919 г. передан Франции. "Грауденц" с 1916 г. лидер 1-й флотилии миноносцев. 1919 г. передан Италии.
Тип "Wiesbaden" (1913-1915). Построено 2: "Висбаден", "Франкфурт".
Легкие крейсера. В отличие от остальных крейсеров имели силовую паротурбинную установку с зубчатой передачей. Поскольку такая установка оказалась сложной и ненадежной в дальнейшем она не применялась. Вошли в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. "Висбаден" погиб в Ютландском бою 1.06.1916 г., при этом потеряно 589 человек экипажа. "Франкфурт" в конце войны интернирован в Скапа-Флоу. При попытке затопления экипажем спасен англичанами и передан по репарациям США.
Тип "Konigsberg" (1914-1918). Построено 6: 1-я серия: "Кёнигсберг", "Карлсруе", "Эмден", "Нюрнберг" и 2-я серия: "Кёльн","Дрезден". "Недостроено 8: 2-я серия: "Висбаден", "Магдебург", "Лейпциг", "Росток", "Фрауенлоб", "эрзац Кёльн", "эрзац Эмден", "эрзац Карлсруе".
Легкие крейсера, развитие с учетом опыта боевых действий типа "Магдебург" В отличие от прототипа сразу вооружались 150 мм орудиями ГК, имели усовершенствованные системы управления огнем и подводной защиты. Крейсера второй серии имели увеличенные по сравнению с первой серией водоизмещение и запас топлива по нефти. Вооружение также было усилено и впервые установлены торпедные аппараты 600 мм калибра. "Эмден" и "Нюрнберг" спасены англичанами при попытке затопления в Скапа-Флоу. "Карлсруе", "Кёльн", "Дрезден" интернированы и затоплены экипажами в Скапа-Флоу. "Кёнигсберг" и Эмден" переданы Франции, "Нюрнберг" использовался англичанами в качестве опытового корабля и затонул в 1922 г. после артиллерийского обстрела.
Тип "Brummer" (1915-1916). Построено 2: "Бруммер", "Бремзе".
Легкие крейсера - минные заградители. За счет ослабления артиллерийского вооружения могли принимать до 400 мин. Включены во 2-ю разведгруппу Флота Открытого моря. Интернированы в 1918 г. в Скапа-Флоу, затоплены экипажами 21.06.1919 г.
Эсминцы и миноносцы. Корабли с преимущественно торпедным вооружением. Миноносцы предназначались для торпедных атак (в первую очередь в закрытых морских акваториях), эскадренные миноносцы – для действий в открытом море, совместно с эскадрой, и борьбы с миноносцами. В немецком флоте не существовало понятия «эсминец» (Zerstorer), вместо него использовался термин миноносец (Torpedo Boot). Термин «эсминец» появился лишь после закладки в России серии эсминцев типа "Новик", когда часть механизмов для них заказали в Германии заводам "Бломм унд Фосс" и "Вулкан". Эсминцы и миноносцы не имели названий и несли обозначения из буквенно-цифровых аббревиатур. Нумерация была сквозной по мере выдачи заказа, а буквы обычно обозначали фирму – строитель:
1.V- «Вулкан»
2.S – «Шихау»
3.G – «Германиаверфт»
4.B – «Блом унд Фосс»
5.H – «Ховальдсверке».
Тип «S7» (1885) Построено 17: S7 - S23. После постройки первых миноносцев выяснилось, что лучшими показателями в эксплуатации отличаются миноносцы фирмы «Шихау». Они и стали основными в германском флоте. Силовая установка состояла из паровой машины тройного расширения и локомотивного (железнодорожного!) котла. Частично исключены из состава флота в 1905 г., а частично переоборудованы в тральщики.
Тип «S24» (1886-1887) Построено 8: S24 - S31. Развитие типа «S7». В 1910 г. переклассифицированы в тральщики. Торпедные аппараты при этом, как правило, снимались.
Тип «S32» (1886) Построено 1: S32. Отличался от предыдущих миноносцев тем, что над машинным и котельным отделением настелили более толстые листы как подобие бронирования. Погиб 17 августа 1910 года, столкнувшись в Балтийском море с S-76.
Тип «S33» (1887) Построено 9: S33 – S41. Развитие предыдущего типа. В 1910 г. переоборудованы в тральщики и вспомогательные суда.
Тип «S42» (1886-1887) Построено 24: S42 – S65. Развитие «стандартного» типа завода «Шихау». В 1910-1914 гг. переоборудованы в тральщики.
Тип «S66» (1886) Построено 1: S66. На этом корабле увеличен калибр торпедных аппаратов по сравнению с предыдущими.
Тип «S67» (1892-1897) Построено 21: S67 – S87.
Развитие предыдущих типов. Частично различались по архитектуре, вооружению и силовым установкам. К 1914 г. переклассифицированы в тральщики. Учебные и вспомогательные корабли.
Тип «G88» (1897-1898) Построено 2: G88 - G89. Эти корабли интересны своей энергетической установкой. Все началось в 1891 году, когда на верфи "Шихау" был построен "опытный миноносец" с четырехцилиндровой четырехкратного расширения паровой машиной. Испытания проводились с ноября 1891 года по февраль 1892 года. Точные их результаты не публиковались. Германский флот не купил корабль, и он стоял на заводе до 1898 года, пока не был куплен США. В ВМФ США зачислен под названием "Сомерс". Построенные по его образцу миноносцы в 1914 г. переоборудованы в во вспомогательные корабли.
Тип «D1» (1886-1889) Построено 6: D1-D6.
Дивизионные миноносцы Построены фирмой «Шихау» в Эльбинге. С 1906 г. использовались для охраны рыболовства. После начала войны на охране прибрежной зоны либо в школе подводников. В 1920 г. сданы на слом.
Тип «D7» (1891) Построено 2: D7,D8 (Шихау).
Дивизионные миноносцы. К началу войны использовались в охране побережья. D7 с 1916 г. был передан школе подводников. С 1917 г. оба корабля поставили на прикол в Гамбурге. Разобраны на металл в 1921 г.
Тип «D9 » (1894).Построен 1 (Шихау).
Дивизионный миноносец. К началу 1-й мировой войны устарел. Использовался в охране побережья. С 1915 г. в школе подводников. После войны сдан на слом.
Тип «D10» (1898). Построен 1
Дивизионный миноносец. Построен в Англии (Торникрофт) по заказу Германии как аналог английских эсминцев увеличенного «30-узлового» типа. Был приобретен для проверки возможностей по лидированию флотилий миноносцев. К началу 1-й мировой войны устарел и использовался в охране побережья. С 1915 г. — в школе подводников. В 1922 г. сдан на слом.
«Taku» (1898). Включен в состав флота 1.
Большой миноносец. Бывший китайский; захвачен в Таку во время подавления «Боксерского» восстания. Реквизирован Германией, включен в состав сил, базировавшихся на Циндао. Незадолго до начала войны был выведен из состава флота. Затоплен в Циндао.
Тип «S90» (1898-1907). Построено- 46: S90-107,115-131, G108-113,132-137.
Первые большие миноносцы германского флота, являвшиеся развитием дивизионных миноносцев типа «D». Каждый из заводов, строивший корабли, самостоятельно выбирал механизмы для них и проектировал корпус, исходя из общего тактико-технического задания. Такой подход предопределил различия в размерах и внешнем виде. С другой стороны, корабли заказывали в течение 7 лет, и в каждой серии миноносцев стремились учесть предыдущий опыт. В ходе боевых действий корабли перевооружали более мощной артиллерией.
К началу 1-й мировой войны считались устаревшими и использовались, как правило, для охраны побережья. До конца 1918 г. погибли 10 кораблей. В Балтийском море после столкновения с датским пароходом затонул S124. В бою с английским крейсером «Андаунтед» и 4 эсминцами были потоплены S115, S117, S118 и S119. В Северном море английская ПЛ Е9 торпедной атакой уничтожила S116. В Циндао японцами был потоплен S129. В Северном море на минах подорвался и затонул S122. S129 уничтожен огнем береговых батарей, a S100 пошел ко дну, столкнувшись со вспомогательным кораблем «Пройссен». Оставшиеся корабли после войны продали на слом.
Тип «S138» (1906-1911). Построено 59: S138-149, 165-168, 176-179, V150-164, 180-191, G169-175, 192-197.
«Стандартные» мореходные миноносцы германского флота, предназначенные для действий в Северном море в составе флотилий, лидируемых легкими крейсерами, что предопределило наличие мощного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Различались между собой деталями конструкции и силовыми установками. Разнообразие типов главных механизмов определялось поиском наилучшего варианта для установки на последующих сериях. Уже после начала боевых действий корабли получили более сильное артиллерийское вооружение. Миноносец G171 погиб в 1912 г. в результате столкновения. В ходе войны немцы потеряли 11 миноносцев этого типа. V150 затонул после столкновения с V157 на рейде р.Яде. На минах в Северном море подорвались и затонули В138 и V172. По той же причине погибли в Балтийском море S143, V162, S177 и V191. В ходе артиллерийских боев были уничтожены V187 и G194. Торпедирован английской ПЛ и затонул V188. После столкновения с крейсером «Йорк» затонул в Северном море S178. По условиям Версальского договора в составе германского флота были оставлены 18 кораблей. Некоторые из них прослужили до конца 2-й мировой войны и по репарациям были переданы союзникам. Остальные миноносцы сданы на слом в начале 20-х г.г.
Тип «V1» (1911-1913). Построено -24: V1-6, G7-12, S13-24.
Большие миноносцы. Несколько различались между собой конструктивно. В ходе первой мировой войны немцы потеряли 9 кораблей этого типа. S14 погиб от внутреннего взрыва в Хафене. После столкновения с крейсером «Гамбург» затонул в Северном море S21. От взрыва торпед погибли S13 и V4. На минах в Северном море подорвались S15, S16, S17 и S22. Береговой артиллерией у Фландрского побережья потоплен S20. В 1931—1933 гг. V6, S18 и S19 продали на слом, a S24 в 1920 г. разобрали на металл. Оставшиеся корабли служили в составе германского флота до середины 40-х годов. Отдельные из них после окончания 2-й мировой войны были переданы по репарациям СССР (G7, с 1946 г.- «Поражающий») и Великобритании.
Тип «V25» (1913-1915) Построено 71: V25-30,43-48, 67-79, S31-36,49-66, G37-42, 85-95.
Эсминцы «мобилизационного» типа. Строились в предвидении войны и составили основу флотилий Флота Открытого моря в ее первые годы. Различались между собой размерами и архитектурой. Летом и зимой 1916г. S60 - S66, V82 - V84, G92 -G95, G42, G85 -G89, V47 - V48, V67 - V71, V73, V74, V77 - V81, S53 - S56 были перевооружены на 105 мм орудия. На V25 в районе машинного отделения смонтирована платформа для гидросамолета.В ходе боевых действий потеряно 18 кораблей. Огнем английских линкоров и крейсеров были потоплены S35, V27 и V48, во время рейда на Дувр английские эсминцы «Свифт» и «Броук» уничтожили G42 и G85. В Рижском и Финском заливах на русских минах подорвались и затонули S31, S57, S58, S59, V72, V75, V76 и G90. Английская ПЛ L-11 торпедировала S33, эсминец «Петард» - V29, торпедный катер - G68. На минах у берегов Бельгии погибли V74 и V69,а уже после окончания войны - V30. Своими экипажами были затоплены S61, V77 и V67. G41 затонул у Брюгге по неизвестным причинам. По репарациям S63 передали Италии, a V79 - Франции. Оба корабля оставались в строю до середины 30-х гг. Остальные эсминцы были затоплены экипажами в Скапа-Флоу. Впоследствии их подняли и передали союзникам по репарациям либо продали на слом.
Тип «V105» (1914-1915).Построено 4:V105-108.
Малые миноносцы. Строились по заказу Нидерландов (соответственно Z1 —Z4). В годы войны использовались как учебные. V107 подорвался на мине у Либавы (Балтийское море). После окончания войны по репарациям перешли к союзникам. Перекуплены Великобританией и в рамках программы военной помощи переданы Польше.
Тип «G96»(1915 – 1917). Построено 19: G96, V125-130, S131 -S139, Н145-147.
Эсминцы программы 1916 года, мобилизационные. По конструкции являлись развитием кораблей V25 — G95. В отличие от прототипа имели увеличенные размеры, удлиненный полубак и усиленный корпус, что повышало их мореходность и автономность при действиях в Северном море. Различались между собой размерами и архитектурой надстроек. Кроме того, эсминцы завода «Германия» могли нести по 40 мин заграждения. Всего было заложено 46 кораблей данного типа, но в строй вступили только 19. Остальные, имевшие готовность корпусу от 2 до 60%, после войны продали на слом. Во время боевых действий был потерян G96 (подорвался на мине у Фландрского побережья). V125 — V129, S131, S132, S136, S137, S138 и Н145 затопили экипажи в Скапа-Флоу. В середине 20-х гг. их подняли и продали на слом либо (как, например, S132) передали по репарациям союзникам. Все оставшиеся корабли передали Франции, где они прослужили до конца 30-х гг.
Тип «В97» (1914 – 1915) Построено 8: В97,98; V99,100; В109-112.
Эсминцы. Построены по предложениям фирм «Блом унд Фосс» и «Вулкан», имевшими невостребованные механизмы и корпусные конструкции по русским заказам. Первоначально несли службу в Морских силах Балтийского моря. Участвовали в Ютландском сражении. По полученному в нем опыту перевооружены с 88 мм на 105 мм орудия. После окончания войны интернированы в Скапа-Флоу. Затоплены экипажами 4 - В109-112. В98 после попытки затопления продан на слом. Переданы: V100 - Франции, а В97 - Италии.
Тип «G101» (1914 – 1915) Построено 4: G101-104.
Эсминцы. Строились по заказу Аргентины, конфискованы с началом войны. Участвовали в Ютландском бою. Интернированы в Скапа-Флоу и затоплены экипажами 21.06.1919 г. Впоследствии подняты и проданы на слом.
Тип «А1» (1914 – 1915) Построено 25: А1-А25.
Малые миноносцы. Предназначались для действий у Фландрского побережья. Построены, как альтернатива большим, слишком дорогостоящим и неспособным оперировать в мелководных районах. Однако оказались слабо вооруженными, имели недостаточную автономность и мореходность. В ходе боевых действий потеряны 7 миноносцев: А2, А6, А7, А15 и А19 - в боях у Фландрского побережья с надводными кораблями противника; подорвался на минах А10; английской авиацией уничтожен А13.
Бельгийское правительство интернировало во Фландрии А4, А12, А14, А16 и А20, позднее включив их в состав своего флота. По условиям Версальского договора миноносцы были оставлены Германии. Тем не менее, к середине 20-х гг. их разобрали на металл.
Тип «А26» (1916 – 1917) Построено 30: А26-А55.
Малые миноносцы. Являлись дальнейшим развитием миноносцев А1-А25, признанных из-за своих малых размеров и слабого вооружения неудачными. В ходе боевых действий был потерян лишь А50, подорвавшийся на минах в Северном море. А32 затоплен экипажем в Поле. А30, А40, А42, А43 и А47 были интернированы во Фландрии бельгийцами и оставались в составе флота до середины 20-х гг. Остальные корабли по репарациям передали союзникам (в основном Великобритании). Их разобрали на металл, или потопили в ходе различных экспериментов.
Тип «А56» (1916 – 1918) Построено 35: А56-А66,А68-А82,А86-А93, А95; недостроено 5.
Малые миноносцы. Строились фирмами «Вулкан» и «Шихау» для борьбы с москитным флотом и торговым судоходством противника в прибрежных районах и обеспечения действий подводных лодок. Отличались хорошей маневренностью и надежностью, но имели слабое артиллерийское и торпедное вооружение. Могли перевозиться по железной дороге в разобранном виде. А83-А85 строились фирмой «Ховальдсверке», заказы на А96-А113 заводу «Вулкан» аннулированы в конце 1918 г. В ходе боевых действий было потеряно 10 миноносцев. А56, А57, А58, А60, А71, А72, А73, А77 и А79 подорвались на минах в Северном море. А82 затоплен в Поле (Австро-Венгрия) своим экипажем. А64, А68 и А80 передали Польше. Остальные миноносцы в начале 20-х годов разобраны на металл.
Тип «S113»(1916-1919) Построено 2: S113,V116, недостроено 10.
Эсминцы проекта 1916 г. Строились с усиленным артиллерийским и торпедным вооружением в ответ на появление аналогичных кораблей в русском и английском флотах. При поступлении в строй планировалось использовать их в качестве лидеров флотилий. Два построенных эсминца передали по репарациям Франции и Италии, остальные продали на слом.
Тип «V170». (1917 -..) Недостроено 46: V170 - S223.
Эсминцы проекта 1917 г. Были альтернативой более дорогим эсминцам типа S113. Предполагалось построить 46 кораблей на заводах трех фирм, однако заказы на V203-V211, S212-S223 отменили в декабре 1917 г. Для остальных были заготовлены материалы и механизмы, но лишь 4 эсминца достигли к концу войны почти восьмидесятипроцентной стадии готовности по корпусу. Два из них – Н186 и Н187 даже успели спустить на воду, а после окончания войны достроили как торговые суда. Остальные разобрали на стапелях.
Подводные лодки. Развитие науки и техники к концу XIX века позволило создать боеспособное подводное судно. Вооруженная торпедами и предназначенная для внезапного нападения на надводные суда ПЛ была включена в состав французского флота уже в 1901 г. Германский флот не спешил принимать их на вооружение, что объяснялось как недооценкой, так недостаточно изученными боевыми возможностями нового морского оружия. Только опыт русско-японской войны изменил отношение немцев к подводным лодкам и были спущены на воду первые подводные лодки.
Тип «U1». (1905-1906) Построено 2: U1, U2.
Представляли собой экспериментальные корабли. U1 являлась разновидностью русских ПЛ типа «Карп», заказанных фирме Круппа. U2 построена на государственной верфи. Силовая установка с двигателями Кертинга. К началу 1-й мировой войны устарели и использовались как учебные. После войны U1 установлена на вечную стоянку в музее. U2 еще до перемирия исключена из состава флота, позднее сдана на слом.
Тип «U3». (1907-1908).Построены 2: U3, U4.
Развитие предыдущего типа, отличались увеличенным водоизмещением при сохранении мощности главной силовой установки. К 1914 г.- учебные. Постройкой U4 закончился этап экспериментальных подводных лодок. После войны сданы на слом.
Тип «U5» (1908-1912) Построено 14: U5 – U18.
Крейсерские подводные лодки. Получили название серии «Дезидерата» (desiderata - желаемое). На кораблях этой серии продолжался поиск оптимальных конструктивных решений, поэтому они различались между собой водоизмещением, конструкцией прочного корпуса и надстроек. На U3 - U18 были установлены бензиновые двигатели Кертинга. Мощность каждого из них не превышала 300 — 350 л.с. и поэтому на одном валу устанавливалось по 2 двигателя. В целом силовая установка оказалась ненадежной и взрывоопасной. Тем не менее эти ПЛ составляли основу германского подводного флота и на их долю выпало немало боевых побед. U9, например, 22 сентября 1914 г. впервые в мире потопила 3 английских боевых корабля - броненосные крейсера «Кресси», «Абукир» и «Хог». Из 18 кораблей серии до конца боевых действий сохранились только 6. На минах в Английском Канале погибли U5, U11 и U10 (предположительно); U6 торпедирована у берегов Норвегии английской ПЛ Е16. В Северном море по ошибке своей же лодкой U22 уничтожена U7. В боевых столкновениях с английскими патрульными кораблями в Северном море и Ла-Манше потеряны U8, U12, U13 (предположительно), U14, U15 и U18. При переходе к месту передачи союзникам, предположительно по умыслу экипажей, в 1919 году затонула U16. После войны уцелевшие сданы на слом.
Тип «U19» (1908-1912) Построено 4: U19 – U22. Крейсерские подводные лодки. Первые ПЛ германского флота с дизельными двигателями и торпедными аппаратами калибра 500 мм. U20 села на мель у Ютландского побережья и была оставлена экипажем. В 1919 году при переходе к месту передачи союзникам, затонула U21.
Тип «U23» (1911-1914) Построено 18: U23 – U41.
Крейсерские подводные лодки. Двухкорпусные подводные лодки, известные в германском флоте как серия «тридцатых». В ходе боевых действий было потеряно 12 кораблей. U23 уничтожена в Северном море английской ПЛ С-27. На минах подорвались: U26 (в Балтийском море); U31 (в Северном море) и U37 (в Ла-Манше). Линкор «Дредноут» таранным ударом потопил U29. Артогнем надводных кораблей союзников в Ла-Манше уничтожены U27, U36 и U41. В этом же районе в результате взрыва торгового судна погибла U28. Эскортные корабли глубинными бомбами в Средиземном море потопили U32 и U34. U40 была торпедирована в Северном море английским патрульным кораблем (по другим данным, ПЛ С24).Остальные корабли передали по репарациям союзникам и сдали на слом в начале 20-х гг.
Тип «UA». (1912-1914) Построено 1: UA.
Крейсерская подводная лодка. Строилась по заказу Норвегии под индексом А5, с началом войны реквизирована германским правительством. С 1916 г. использовалась как учебная. После войны сдана на слом.
Тип «U43» (1913-1916) Построено 23: U43 – U65.
Крейсерские подводные лодки. Предназначались для действий в Северном море и Атлантике. По довоенной программе 1913 г. строились U43 и U44. Остальные заложены после начала войны, в результате они имели различия во внешнем виде и конструкции надстроек. В 1916 - 1917 гг. U43 - U50, U52, U53 - U60 были перевооружены на 1 — 105 мм/45 и 1 — 88 мм/30 орудия. Из 10 погибших в ходе войны ПЛ этой серии, U50 и U59 подорвались на минах в Северном море. Таранными ударами надводных кораблей потоплены U44 и U49. У побережья Великобритании глубинными бомбами уничтожены U61 и U64. U48 села на мель и была расстреляна артиллерией британских кораблей. В 1916 г. на Балтике русские корабли уничтожили U56. После начала мирных переговоров своими экипажами в Поле затоплены U47 и U65. Остальные корабли после окончания войны по репарациям передали союзникам. Из них только U46 и U55 вошли в состав японского флота и прослужили до 1922 г. U43, U52, U53, U60 и U62 затопили в Северном море. 4 ПЛ сданы на металл в 1920 г.
Тип «U66» (1913-1915) Построено 5: U66 – U70.
Крейсерские подводные лодки. Построены по программе 1912-1913 гг. Предназначались для действий в Атлантике и Северном море. U66, U68 и U69 были уничтожены английскими эсминцами и шлюпами в Северном море. Оставшиеся 2 лодки передали союзникам по репарациям. Они были разобраны в начале 20-х гг.
Тип «UC1» (1914-1915). Построено 15: UC1 – UC15.
Малые подводные минные заградители так называемого UC-I типа. Первые и единственные лодки в мире, которые не имели никакого оружия, кроме мин. 6 минных шахт проходили через прочный корпус и сообщались с внешней средой. Спроектированы и построены в очень короткий срок - 6 месяцев, в результате оказались технически несовершенны. Из всей серии уцелела лишь UC8, севшая на мель у побережья Нидерландов. Ее интернировали и включили в состав голландского флота. Лодка прослужила до 1932 г. UC12, подорвавшуюся на минах в Средиземном море, в 1916 году подняли итальянцы и в 1919 г. продали на слом. Кроме UC12 на минах погибли UC3 , UC9 , UC11 и UC14 . UC1 и UC6 потоплены английскими гидросамолетами в устье р.Темзы. UC13 затонула в Черном море во время шторма. Там же, в Черном море, предположительно на минах погибла UC15. Остальные потоплены или кораблями союзников, или береговыми батареями.
Тип «UВ1» (1914-1915). Построено 17: UВ1 – UВ17.
Малые подводные лодки прибрежного действия. Однокорпусные, предельно упрощенной конструкции. Их создание было вызвано стремлением в кратчайшие сроки получить большое число ПЛ, которые можно перебрасывать по железной дороге на любой ТВД. Главными их недостатками были - одновальная установка, малая скорость и плохая маневренность. UB1 и UB15 переданы Австро-Венгрии, UB8 - Болгарии. UB3 пропала без вести в Средиземном море в 1915 г.; UB4 потопили английские траулеры 15.8.1915 в Северном море; UB7 10.1916 уничтожена в Черном море гидросамолетом русского флота; UB10 затоплена 5.10.1918 у берегов Фландрии; UB12 подорвалась в 1918 г. на минах в Северном море. UB13 у Фландрского побережья 24.4.1916 потопил глубинными бомбами английский патрульный корабль. UB16 у Эссекса торпедирована 10.5.1918 английской ПЛ Е34, UB17 11.3.1918 у побережья Голландии потоплена английскими эсминцами. UB6 выскочила на мель 18.3.1917 у побережья Фландрии, и ее захватили французы. Остальные корабли после перемирия сданы на слом.
Тип «U71» (1915-1916) Построено 10: U71 – U80.
Подводные лодки-заградители. Строились для минирования путей атлантических конвоев. Первые подводные заградители германского флота, имевшие горизонтальные минные трубы вместо вертикальных или наклонных шахт. Топливные цистерны располагались в булях снаружи легкого корпуса. В качестве двигателей использовались дизели, заказанные русскими для ПЛ типа «Барс». В ходе боевых действий потеряно 7 кораблей. На минах в Северном море погибла U75. Артиллерией надводных кораблей были потоплены: в Северном море U74 и U77, на Балтике - U76, U72 и U73 затоплены экипажами в Средиземном море. Оставшиеся корабли передали союзникам по репарациям. Из них только U79 включена в состав французского флота.
Тип «U81» (1915-1916) Построено 40: U81 – U114, U160 – U165.
Средние крейсерские лодки. Отличались хорошими мореходностью и маневренностью в надводном положении. По проекту предусматривалось 10 запасных торпед внутри ПЛ на стеллажах, но для действий в Атлантике в герметичных контейнерах на верхней палубе разместили еще 16 торпед. В ходе боевых действий были потеряны 18 кораблей. U81 и U99 торпедированы английскими подводными лодками Е54 и J3. На минах в Северном море погибли U92, U102 и U106. Несмотря на сравнительно низкую эффективность судов-ловушек, они смогли уничтожить 4 корабля этой серии: U83 - в Атлантике и U84 - у западных берегов Великобритании, U85 - в Ла-Манше и U88 - в Бискайском заливе. В ходе боевых столкновений с различными судами погибли U93, U95, U97, U103 и U109. U87 и U110 уничтожены надводными кораблями, U104 - авиацией. U89 таранена броненосным крейсером «Роксбург» и затонула.
К концу войны не были достроены ПЛ начиная с U115 до U172, за исключением U160-U165. По репарациям Франции передали U105, U108, U162 и U166 - они состояли в составе французского флота до конца 30-х гг. Все недостроенные корабли разобрали на стапелях. По условиям Версальского договора затоплены U86, U90, U96, U100, U107 и U161. Остальные лодки разобрали в начале 20-х гг.
Тип «UВ18» (1915-1916). Построено 30: UВ18 – UВ47.
Малые подводные лодки прибрежного действия, так называемого UB-II типа. Являлись развитием лодок типа UB1. Основные улучшения заключались в увеличении скорости надводного хода, дальности плавания и в усилении вооружения. Появились две независимые друг от друга силовые установки Возможность транспортировки по железной дороге сохранилась. UB43 и UB47 передали Австро-Венгрии.
В ходе войны погибла 21 ПЛ. На минах подорвались: UB18 (Фландрия), UB22 (Северное море), UB29 (Ла-Манш), UB33 (Фландрия), UB38 (Ла-Манш), UB41 (Северное море), UB45 (Черное море), UB46 (Черное море). Артиллерией и глубинными бомбами союзников уничтожены: UB19 (Фландрия), UB27 (Фландрия), UB30 (Фландрия), UB31 (Ла-Манш), UB35 (Фландрия), UB36 (Ла-Манш), UB37 (Фландрия), UB39 (Ла-Манш), UB44 (Ионическое море). В Балтийском море после столкновения затонула UB25. Английской авиацией у Фландрского побережья потоплены UB20 и UB32. Английская ПЛ торпедировала UB26 (Фландрия). Уцелевшие корабли разобраны на металл.
Тип «UC16» (1915-1917). Построено 64: UC16 – UC79.
Подводные минные заградители UC-II типа. По сравнению с типом UCI имели усиленное вооружение, большую скорость хода и двухкорпусную конструкцию. Основным недостатком считалась малая мореходность. После окончания боевых действий в строю оставалось 23 лодки этой серии. Глубинными бомбами и артиллерией надводных кораблей уничтожены UC16, UC18, UC77, UC19, UC26, UC46, UC47, UC48, UC49, UC50, UC51, UC75, UC78; UC29, UC55; UC33, UC36, UC38, UC66, UC71 и UC72. На минах погибли UC21, UC79 и UC64, UC30, UC32, UC41, UC42; в Балтийском море UC57, в Гельголандской 'бухте UC76 и в Ирландском море UC44. Торпедами вражеских лодок были уничтожены UC24; UC43; UC61; UC62; UC63; UC65, UC67; UC68. После столкновения с крейсерской лодкой U96 в Ла-Манше затонула UC69. UC36 потоплена английским гидросамолетом в Северном море. После прекращения боевых действий экипажами в Средиземном море были затоплены UC54, UC25, UC34, UC74, UC53. В 1917 году после поломки двигателей UC56 оставлена экипажем у берегов Фландрии и захвачена французами. Оставшиеся корабли разобрали на металл в начале 20-х гг.
Тип «U117» (1916-1918). Построено 9: U117 – U120, U122 – U126, недостроено 1: U121.
Океанские подводные лодки-заградители. Развитие кораблей типа U71. Имели более мощное вооружение, большую скорость и радиус действия.. Обводы легкого корпуса обеспечивали отличную управляемость в подводном положении. Впервые в германском флоте легкий корпус был скреплен с прочным корпусом рамными шпангоутами, что повышало общую прочность конструкции. К моменту подписания перемирия большинство ПЛ проходило приемные испытания. Только U117 успела совершить боевой поход к берегам США. Лодки этой серии стали прообразом советских ПЛ типа «Л». После окончания войны были переданы союзникам по репарациям, но только U119 состояла во французком флоте до 1937 г. Остальные разобраны на металл или уничтожены в ходе боевой подготовки.
Тип «U135» (1916-1918). Построено 2: U135, U136.
Большие подводные крейсера. Имели по 2 вспомогательных дизеля для зарядки аккумуляторов. Для увеличения радиуса действия и автономности могли принимать топливо в главные балластные цистерны. Оба вступивших в строй корабля после окончания войны были интернированы союзниками, причем U135 затонула на переходе у восточного побережья Великобритании. Остальные корабли серии к концу войны имели готовность от 80% (U127 - U130) до 95% (U137, U138). Их разобрали на металл на стапелях.
Тип «U139» (1916-1918). Построено 4: U139 - U142.
Большие подводные крейсера. Имели по 1 вспомогательному дизелю для зарядки аккумуляторов. Кроме того, этот дизель позволял кораблю идти со скоростью 8 узлов. После окончания войны 4 вступивших в строй корабля этой серии были переданы по репарациям союзникам. Остальные корабли серии к концу войны имели готовность от 20% (U173-U176) до 75% (U145-U148) и разобраны на металл.
Тип «U151» (1916-1918). Построено 7: U151 - U157.
Большие крейсерские подводные лодки. Первоначально построено 8 транспортных лодок типа «Дойчланд». После вступления США в войну, было принято решение переоборудовать их в большие крейсерские лодки. Так, «Дойчланд» стал U155; «Ольденбург» - U151. 8-й корабль серии, «Бремен», погиб в конце 1916 года на минах у Оркнейских островов. Остальные лодки достраивались как чисто боевые. Для них использовались дизель-генераторы с линкора «Заксен» и линейного крейсера «Эрзац Йорк». Лодки этого типа имели малую скорость хода и слабое торпедное вооружение. В ходе боевых действий немцы потеряли 2 ПЛ. Английская ПЛ Е35 торпедой уничтожила в Атлантике U154; на минах в Северном море погибла U156. Остальные корабли затоплены в 1921 г.
Тип «UВ48» (1917-1918). Построено 110: UВ48–UВ141,UВ154– UВ169.
Малые подводные лодки прибрежного действия, так называемого UB-III типа. Сконструированы на основе проекта крейсерской ПЛ U7. Имели двухкорпусную конструкция, в результате улучшились обводы корпуса и увеличились запасы топлива. По вооружению приближались к крейсерским подводным лодкам. Всего было заложено 202 ПЛ, но в строй до подписания перемирия вошло только 85, из которых в ходе боевых действий потеряно 37. Эскортными кораблями союзников уничтожены: UB54 (Северное море), UB63 (Северное море), UB66 (Средиземное море), UB68 (Ионическое море), UB69 (Средиземное море), UB70 (Гибралтар), UB71 (Средиземное море), UB74 (Ла-Манш), UB78 (у побережья Фландрии), UB82 (у побережья Ирландии), UB83 (Оркнейские о-ва), UB85 (у побережья Ирландии), UB103 (Ла-Манш), UB107 (Северное море), UB110 (Северное море), UB115 (Северное море), UB124 (у побережья Ирландии).На минах подорвались и затонули: UB55 (22.4.1918, Ла-Манш), UB56 (Ла-Манш), UB57 (Ла-Манш), UB58 (Ла-Манш), UB61 (Северное море), UB75 (Северное море), UB81 (Ла-Манш), UB104 (барраж, Северное море), UB108 (Ла-Манш), UB109 (Ла-Манш), UB113 (Ла-Манш), UB116 (у Оркнейских о-в), UB119 (Северное море), UB123 (Северное море), UB127 (Северное море). Кроме того, на Отрантском барраже по неизвестным причинам погибла UB53, а у Фландрского побережья артиллерией береговых батарей была потоплена UB59. Подводным лодкам союзников удалось уничтожить: UB52 (Адриатика), UB65 (Атлантика) и UB72 (Средиземное море). В конце войны своими экипажами в Средиземном море были затоплены UB48 (28.10.1918) и UB129 (31.10.1918). После передачи союзникам, на переходе морем затонула UB118. В ходе боевой подготовки в Балтийском море погибли UB84, UB89 после столкновения с кораблями. Уцелевшие передали союзникам по репарациям и сданы на слом.
Тип «UC90» (1917-1918). Построено 25: UC90 – UC114.
Подводные минные заградители. Лодки так называемого UC-III типа. Отличались от типа UC-II только надстройками, например, высокий бак плавно переходил к орудийной платформе и орудие было поднято выше. Имели очень неудачные обводы, особенно для подводного плавания. В условиях усилившейся противолодочной обороны они оказались неэффективны, поэтому заказы на UC139 - UC192 аннулировали, а постройку UC80 - UC89, UC115 - UC138 остановили. Из сданных флоту в боевых действиях участвовали лишь 6. UC91 в ходе боевой подготовки затонула после столкновения с кораблем обеспечения; поднята в сентябре 1918 г., отремонтирована и вновь ввели в строй. UC91 при переходе морем в 1919 г. была затоплена экипажем. Остальные лодки по репарациям передали союзникам и сдали на слом в 1920-1921 гг.