Глава десятая
ПРОЕКТ НАКРЫЛСЯ
Нолик с Двоечкой и Полимером обсуждали путешествие. Сапоги сохли у теплой стенки. Летом отопление не работало, поэтому пришлось воспользоваться локальной тепловой формулой, которую Нолик позаимствовал у Кванта.
В комнату заглянул Великий Арифметический волшебник.
Пес поднялся с пола и завилял хвостом. Уроки были давно сделаны, его буквально распирало чувства исполненного долга.
- Не буду мешать беседе, а для тебя я пожарил бифштекс из уравнения с пятью неизвестными, - волшебник посмотрел на пса. Тот стремглав выскочил из комнаты. Больше всего на свете он обожал эти уравнения. Все остальное, в том числе конфеты, он поглощал, как говорится, из спортивного интереса. Ради новизны вкуса и запаха.
- Подведем итог, - сказал Нолик. - Мы получили кучу отснятого материала, некое устройство, которое называется плеер и книгу. Что со всем этим делать, какие будут предложения?
- Я прочитаю книгу и приведу в порядок видеосюжеты, - сказала Двоечка, - а вы займитесь плеером.
- Давайте просмотрим сюжеты прямо сейчас, - предложил Полимер, которого грызло любопытство. Кроме того, ему было обидно, что вместо него в путешествие отправилась девчонка.
Нолик достал «рогатку» и произнес формулу. В углу комнаты сгустилось туманное облако, в котором замелькали движущиеся картины. Появился давешний Кот в Сапогах, Русалка, затем старый знакомый Паша. Последовала сцена драки и, наконец, бегство через пруд.
- Классно! – выразил свой восторг Полимер. - Этот парень, Рома, так и останется навсегда свиньей?
Об этом Нолик не подумал и вопросительно посмотрел на Двоечку.
- Так ему и надо, - сказала она, - драчунам наука.
- А что такое САМБО? – спросил Полимер. Нолик пожал плечами.
- Какое-то сильное волшебство. Признаться, я не успел глазом моргнуть, как был сбит с ног. Может, САМБО, это формула драки?
- И все же, - повторил Полимер, - разве можно оставлять мальчика в свином образе? Если я правильно понял, там никто понятия не имеет, как его расколдовать.
- Успокойся, - сказала Двоечка, брезгливо поморщившись, - я не закрепила формулу, так что красоваться ему свиным пятачком не больше месяца. Потом маска исчезнет.
Просмотрели сюжет, который отсняла Двоечка. Все было точно так же, только в ином ракурсе.
- Кое-что надо убрать, что-то добавить, я над этим как следует, подумаю, - сказала она. – Не помешает дополнить сюжет комментариями из книг по географии, о других царствах. Но чего-то здесь все равно не хватает.
- Слишком много волшебства, пусть и бутафорского, - сказал Нолик. - Мы угодили прямиком на спектакль, где все нарядились волшебными персонажами.
- Это прекрасное начало проекта, - возразил Полимер, - просто понадобится еще одно, два или даже три путешествия.
- Выучи формулу возвращения. Без этого нечего даже думать о путешествиях. Кроме того, остается открытым вопрос одежды. Хорошо, что Двоечку на этот раз приняли за Золушку. А если бы не маскарад? Можно ли там появляться в таком виде?
- Собственно, в чем проблема? – удивился Полимер.
- Представь, по Лукоморску разгуливает мальчик в синих штанах и желтой куртке. В странных зашнурованных лаптях. Без эмблемы, да еще с плеером, который распевает песню «Колечко». Как бы на него посмотрели окружающие?
- Скорее всего, поинтересовались бы, кто он такой и где его родители.
- Вот именно. Мы не должны привлекать внимания.
В комнату вновь заглянул Великий Арифметический волшебник. Затем в образовавшуюся щель проскочил пес и, облизываясь, улегся на пол.
- Что случилось с холодильником? – обратился волшебник к сыну.
Тот понурил голову. Отец отсутствовал два дня, уезжал на слет волшебников, а Нолик забыл прочитать ежемесячную формулу холода. Деревянный ящик, играющий роль холодильника, оттаял, часть продуктов испортилась.
- Возможно, мне скоро снова придется ненадолго отлучиться, поэтому я велел псу в ближайшие две-три недели как следует за тобой присматривать. Пусть проследит, чтобы ты вовремя покупал продукты и, кроме уроков, занимался иногда холодильником. И вообще не забывал о домашних делах.
- Но…
- Никаких но! Возражения не принимаются.
С этими словами волшебник удалился.
- Строгий у тебя папочка, - заметила Двоечка.
- Строгий, но справедливый, - рыкнул пес.
- Тебя не спрашивают, говорящая авоська, - расстроено произнес Нолик. До него только сейчас дошло, что проект может оказаться под угрозой, потому что пес ни в какую не отвяжется. Придется, видно, его брать с собой. Нолик тяжело вздохнул.
- Попробуем включить плеер? – предложил он.
- Может, получится с помощью химических заклинаний? – предположил Полимер.
Он начал произносить подряд все формулы, которые знал. Плеер из белого превратился в пятнисто-серый, затем покрылся грязными разводами.
Когда запас его формул истощился, заговорила Двоечка. На формулы географии аппарат также никак не отреагировал.
- Не занимайтесь глупостями, - сказал Нолик, - в коробке есть инструкция. Ее нужно прочитать.
Он достал из прозрачного пакета лист бумаги.
- Следует нажать кнопку «PWR», - прочитал он, - затем кнопку «PLAY».
- При чем здесь кнопки? – удивилась Двоечка.
- Вы понимаете, что это не волшебная вещь?
- «Колечко, колечко, кольцо!», - запел плеер, как только кнопка была нажата. Ребята слушали, как зачарованные. Полимер догадался достать запоминалку и зафиксировать историческое событие. Наконец, песня закончилась.
- Давайте еще послушаем! – попросила Двоечка.
- Нельзя, отец может войти. Ты поработай над сюжетом и прочитай книгу. А мы с Полимером попробуем продумать дальнейшую стратегию путешествий.
- То есть, будете болтать и бездельничать?
- Если хочешь, займись стратегией, а мы сюжетом.
- Ну, уж нет, сюжетом буду заниматься я, а ты на всякий случай оставь себе копию книги, посмотришь на досуге.
Нолик удвоил книгу и убрал один экземпляр на полку.
- С чего начнем? – поинтересовался приятель, когда Двоечка отправилась домой.
- Как это, с чего? Будем играть в солдатиков!
Это занятие друзья обожали. Иногда проводили даже морские баталии, соорудив посреди комнаты небольшой бассейн и запустив туда парусные корабли.
На сей раз устроили сухопутную битву. Достали коробку с оловянными пехотинцами, кавалеристами, артиллеристами и солдатами прочих родов войск. Нолик умножил солдатиков на двадцать. Получившуюся кучу разделили пополам, затем ребята принялись строить игрушечные укрепления.
Нолик возвел на диване, на большой подушке, крепость с картонными стенами, и посадил там своего царя. Полимер спрятал царя на полу, под табуреткой. Были произнесены формулы оживления, и началась потеха. Армия шла на армию, пушки палили, лошади ржали. Лязгали сабли, падали убитые. Вскоре армия Полимера принялась теснить противника. У химика обнаружился незаурядный полководческий талант. Неприятельские войска подошли вплотную к картонному городу. Город постоянно подвергался обстрелу и должен был вот-вот пасть. Нолик незаметно умножил свои войска на одну целую, две десятых единицы. Вновь появившееся подкрепление отбросило противника от стен города.
- Ты жульничаешь! - заявил приятель. - У тебя армия увеличилась.
- Давай пересчитаем солдат, - предложил Нолик. Они отменили оживление и принялись за подсчет. Наш герой потихоньку разделил свое войско на одну целую, две десятых единицы. Но как плохо давалось ему деление! В результате армия его сократилась почти в три раза.
- Вот видишь, - не моргнув глазом, заявил Нолик, - воюют не числом, а умением!
- У тебя должно быть солдат поровну! Дело здесь не чисто.
- Давай сыграем снова.
Предложение было принято, после чего победоносные войска Полимера наголову разбили противника, захватив город и царя.
Довольный победой, приятель отправился домой.
Нолик достал книгу и раскрыл на первой странице. Начало его поразило. Речь там шла о Лукоморье! Вспомнилось предостережение Али-Аль-Мардука. Не означало ли это, что мир вокруг всего лишь сказочная выдумка гениального поэта?
Наш герой решил не забивать себе голову и не «смущать умы». Лукоморск вот он, рядом, по его улицам можно гулять. Какая разница, кем все это создано, или придумано?
Как пошутил недавно Полимер: «Я получил двойку, значит, я существую».
На следующий день в классе арифметики писали контрольную на вольную тему. Задание было простое: вывести новую формулу. Эти контрольные Нолик обожал. Прошлый раз он придумал формулу чистоты. Точнее, подслушал формулу у старика Веника и слегка доработал ее применительно к классным нуждам. Все парты в классе стали идеально чистыми, без единого пятнышка. Заодно, правда, очистились и тетради, и дневники. И даже память компьютера с оценками за месяц. Учитель Минус потом долго восстанавливал программы и данные.
Сумма на первой парте задумчиво грызла кончик карандаша. Девочка считалась отличницей, однако за контрольные на вольную тему выше четырех баллов никогда не получала.
- Что бы такое изобразить? – подумал Нолик. Вспомнилась неправильная арифметика. Если придумать формулу, которая искажала бы любые действия? Скажем, собирается человек умножить, а выходит сложение. Хочет запомнить, а результат стирается. То-то потеха будет!
Сказано, сделано. Полчаса спустя формула была готова. Для наглядности Нолик облек ее в образ трехглавого зеленого Змея. И в этот момент неожиданно понял, что справиться с формулой не так-то просто. Змей зашипел, выполз из-под парты, разинул три зубастые пасти.
Девочки завизжали, кинулись вон из класса. Кто-то наступил змею на хвост, тот полыхнул огнем.
Учитель Минус безуспешно пытался навести порядок, его никто не слушал. Класс мгновенно опустел. Остались Числитель со Знаменателем, и Нолик.
Учитель посмотрел на Змея и произнес формулу умножения на ноль. Вместо этого произошло удвоение, два Змея с разных сторон поползли к учителю.
- Что это значит? – удивился тот. – Почему он умножился?
- Потому что он неправильный, - заметил Числитель, с интересом наблюдая за пресмыкающимися.
- Это ваша работа, Нолик, вот и разбирайтесь с ними, - сердито заявил Минус.
Он отодвинулся к двери, подальше от зубастых тварей. - Вам известно, что образ Змея является для города символом угрозы, зачем было создавать чудище?
- Ради смеха, я же не знал, что он такой злой!
Учитель с Ноликом перепробовали самые разные формулы. Даже Знаменатель, и тот вспомнил формулу извлечения кубического корня. При этом головы у Змеев стали огромными, туловище и хвост, наоборот, уменьшились до микроскопических размеров. И стало их уже пять. Уродливые твари расползлись по классу. Затем Числитель попробовал вычесть их самих из себя, получив создание, у которого почему-то, в отличие от собратьев, было по две головы.
Учитель Минус применил убийственную формулу мнимых чисел. После этого все чудища стали полупрозрачными.
- Придется послать за директором, - вздохнул учитель. Директор Гугол был способен справиться с любой проблемой. И тут Нолик вспомнив, каким образом отменяются экзотические уравнения, прочитал придуманную формулу, наоборот, от конца к началу. В тот же миг пресмыкающиеся бесследно исчезли.
Учитель опасливо оглядел класс.
- Заставил ты нас повеселиться, Нолик.
Тот в ответ пожал плечами.
В класс постепенно возвращались ученики. Здоровяк Сомножитель исподтишка показал Нолику кулак. Контрольная была сорвана.
- Ничего страшного, - сказал Минус, - проведем контрольную работу в следующий раз. Ваш одноклассник меня сегодня удивил. Создавать объекты, которые практически невозможно загнать обратно в небытие, это, знаете ли…, - он развел руками.
Надо отметить, что подобное случалось не впервые. Как-то раз учитель Минус написал на доске уравнение и обратился к классу:
- Перед вами знаменитое общее уравнение волшебства, которое учитель истории Былина обнаружил среди старинных архивных свитков. Над решением этого уравнения третий год бьется Великий Пятиугольник.
Учитель написал на доске несколько формул.
- Как видите, здесь мы имеем два волшебных неизвестных, задача не решается.
- Для чего тогда ее записывать? – недовольно пробурчал с последней парты Числитель.
- Потому что это классика волшебства, - ответил учитель, стер записи и отправился вдоль парт проверять, насколько добросовестно ученики переписали формулы.
Нолик в это время смотрел в окно. Там сидела на ветке ворона, она косилась на него одним глазом и словно бы подмигивала. Он спохватился только тогда, когда учитель приблизился к соседней парте. Кроме исходного уравнения, в его тетрадке не было ни одной формулы. Нолик представил, что скажет отец по поводу двойки. И как ему придется сидеть дома и зубрить арифметику, вместо того, чтобы гулять по улицам с друзьями. Мысли эти были невыносимы.
Он принялся считать с бешеной скоростью и неожиданно для себя получил ответ. Он справился с уравнением, над которым безуспешно бились лучшие умы Лукоморска! Учитель забрал его тетрадь, и долго рассматривал, то, поднося близко к глазам, то, держа в отдалении. Брови его изумленно полезли на лоб.
- Нолик, что вы наделали! – воскликнул он.
- Я где-то ошибся? – в тревоге спросил тот.
- Вы не ошиблись, вы посрамили Великий Пятиугольник!
Однако волшебники в тот раз не поверили учителю. Они решили, что решение отыскал сам Минус.
Это было год назад, вернемся же к дню сегодняшнему.
- Он сам не ведает, что творит, - подала голос Сумма. – Пусть лучше расскажет, что успел сделать по проекту?
- Можно поговорить и о проекте, - согласился учитель, - кто хочет высказаться?
Первой вызвалась полненькая Сумма.
- Ушаны, такие нежные, такие пушистые, - с воодушевлением сказала она. – Я начала делать сюжет с того, что выпустила их из клетки на поляну. Эти негодники съели всю морковь на моем огороде.
В классе раздались смешки.
- Тихо, тихо, - сказал учитель, - что было дальше?
- Потом я загнала их обратно в клетку.
- Маловато для сюжета, - подал голос с последней парты Знаменатель.
- Пусть этот выскочка, непризнанный гений Нолик расскажет, как он отснял великий сюжет о выдуманных странах, - сердито огрызнулась Сумма и вернулась за парту.
- Нолик спит и видит, когда его портрет окажется среди других великих, - подал голос Числитель. Сомножитель снова показал нашему герою кулак.
- Не стоит пререкаться, - прервал их учитель, - может быть, он нам сам обо всем расскажет?
- Пожалуйста, - Нолик вышел к доске, - никаких секретов. Не далее, как позавчера мы с товарищем, пока не называю конкретных имен, отправились в не волшебную страну. Мы взяли с собой запоминалки и рассчитывали отснять неплохой сюжет.
- Врет и не краснеет, - заметил Сомножитель.
- Интересно рассказывает, не мешайте, - сказал Знаменатель.
- Но сюжета, конечно, не получилось, - подала язвительную реплику Сумма, - что-нибудь, да пошло не так.
- Ты почти угадала. Мы попали на маскарад, где школьники нарядились волшебными персонажами.
- Конечно же, там была Русалка, Кот Ученый и волшебник Черномор, - не унималась Сумма.
- Русалка была, и Кот в Сапогах. Черномора не встречал, зато видел Бармалея.
Видно было, что учитель не верил ни единому слову. Впрочем, Нолик не рассчитывал, что кто-нибудь поверит. Пусть думают, что болтает впустую. По крайней мере, не станут мешать. Отец пса навязал, не хватало, чтобы еще и школа взяла над ним шефство.
- Хорошо, достаточно, - сказал учитель, - рад, что у тебя работа продвигается столь успешно.
Однако тон его был отнюдь не радостный. Нолик подозревал, что учитель расхвалил его в редакции как перспективного ученика. А теперь жалеет, подозревая, что тот может поставить его в неловкое положение.
После школы к нашему герою подошел Сомножитель.
- Дать бы тебе по носу! – с чувством сказал он.
- За что? – Нолик округлил глаза.
- Чтоб не зазнавался.
Сомножитель отошел, но видно было, что в следующий раз непременно выполнит угрозу.
Нолик с Двоечкой отправились домой к нашему герою.
- Вечером я уезжаю, - такими словами встретил сына Арифметический волшебник, - постарайся вести себя серьезно и ответственно.
- Я всегда серьезен.
- Это похвально, значит, пес не будет для тебя помехой.
Нолик сразу погрустнел, зная с каким рвением арифметическое создание, относится к своим обязанностям.
В комнате Нолика ждала еще одна неприятность. Сапоги должны были давно высохнуть, но на месте их не оказалось.
- Я их обнулил, - ответил на вопрос сына Волшебник.
- Но зачем?
- Нарочный принес записку от некоего Кручины, служащего обувной фабрики. С требованием уничтожить экспериментальные образцы. Что я и сделал, имея ввиду опасность, которую они могут представлять.
- Накернился наш проект, - употребив жаргон Кощеева царства, в сердцах сказал Нолик, когда отец вышел за дверь. Двоечка тяжело вздохнула. Она так мечтала попутешествовать по не волшебным землям. Сколько удивительных открытий можно было там сделать! Сколько приключений пережить!
- Я прочитала книгу, - сказала она, - получается, нас придумал поэт? Кто же мы тогда на самом деле?
- Какая разница! – Нолик махнул рукой, но Двоечка не успокоилась.
- Мы что, выдуманная сказка?
- Хочешь знать мое мнение? Мне кажется, поэт давным-давно побывал у нас, в Лукоморье. И впечатления свои записал в виде сказок.
- Но каким образом он сюда добрался?
- Понятия не имею. Может быть, ему помог какой-нибудь волшебник. Известно, например, что злодей Черномор и витязь Руслан, реально существовавшие исторические персонажи. Причем Черномор, судя по легендам, был очень сильным волшебником. Формула, при помощи которой он летал, считается навсегда утерянной.
- Мы тоже умеем летать.
- Ну да, на ковре-самолете. Черномор обходился без ковра.
- Я считала это выдумкой.
- Существует музей Черномора, где хранится его борода, которую отсек Руслан.
- Удивительно! Надо будет как-нибудь туда сходить. Теперь о проекте. Сапог мы лишились, что будем делать?