Во исполнение своего давнего обещания, а также в знак признания и уважения к одному из самых известных актеров из "Телохранителей и убийц", вывешиваю краткую биографию Донни Йена.
Донни Йен (27 июля 1963 г., место рождения - Кантон, Китай).
Настоящее имя Донни - Донни Йен Джи-Дан.
Этот известнейший боец, каскадер, хореограф схваток и режиссер - единственная фигура мирового кинематографа, которая, пусть и с большой натяжкой, может быть названа приемником Чена на посту «короля боевиков». Обозначение это крайне условное, поскольку Йен и Чен работают в принципиально различных поджанрах action’а: в отличие от легкомысленного Джеки, Донни - мужик серьезный, и схватки с его участием или же схватки, им поставленные, отличаются динамикой, агрессивностью и техническим разнообразием.
Любопытно уже то, что первым учителем Донни Йена стала его мать, знаменитый мастер кунг-фу Боу Сим-Марк - а отец Донни, Клайстер Йен, был всего лишь известным скрипачом, а в период жизни в Бостоне - еще и редактором «Синг Тао», международной китайской ежедневной газеты. Помимо скрипки Клайстер Йен владеет также похожим на нее китайским музыкальны инструментом erh-wu. В итоге от матери Донни унаследовал талант к боевым искусствам, но и отцовское воспитание не осталось невостребованным - Йен отлично играет на фортепиано (предпочитая среди композиторов Шопена). Не знаю, владел ли боевыми искусствами старший Йен, но госпожа Боу Сим-Марк на семейных концертах демонстрировала очень недурное сопрано. Такая вот разносторонняя семья.
У Йена есть младшая сестра Крис Йен (или Йен Чи-Чинг), также мастер боевых искусств и - пока еще! - начинающая актриса (более всего известна по участию в занятной стилизации под хэмметовско-чандлеровский нуар «Отправь их в ад, Мэлоун!»).
Родившийся в Кантоне, в 2-летнем возрасте Донни вместе с семьей переехал в Гонконг, а в возрасте 11 лет - в Бостон, Массачусетс, США, где мадам Боу Сим-Марк открыла школу боевых искусств «Chinese Wushu Research Institute». Сам Йен начал заниматься боевыми искусствами под руководством матери едва только научившись ходить. Его первым стилем было классическое ву-шу, стиль тайдзи-цюань. Чрезвычайно любознательный и активный, Донни много тре¬нировался и страстно любил китайский «боевой кинематограф», поглощая боевики с Александром Фу Шенгом, Ти Лунгом и, разумеется, Брюсом Ли, и даже прогуливая временами уроки в пользу киносеансов. Сверстники вспоминают, что выходя с киносеанса, Йен мог в точности воспроизвести только что увиденные элементы боевой техники в исполнении мастеров. Не ограничиваясь ву-шу, экспериментировал также с таэквондо и прочими боевыми искусствами. В пубертатном возрасте Донни стал проявлять интерес к уличным дракам, и мудрая Боу Сим-Марк поскорее отправила его из Бостона в Пекин, где Донни два года тренировался в составе национальной команды по ву-шу под руководством Ву Бина, знаменитого мастера, чуть ранее тренировавшего Джета Ли. Донни стал первым членом национальной команды, не будучи при этом жителем континентального Китая.
Прозанимавшись два года, Донни снова захотел разнообразия и решил было вернуться в Бостон, по пути заехав в Гонконг. В Гонконге Йен случайно познакомился с Юанем Ву-Пином, и тот залучил его в свой новый фильм «Пьяный тайдзи» (причем решающую роль сыграл тот факт, что за Донни сказала слово сестра Ву-Пина, тренировавшаяся когда-то у матери Донни).
До начала съемок пришлось ждать более года, и Йен коротал время, работая дублером Эдди Ко, Саймона Юаня и самого Ву-Пина на съемках картины «Чудо-бойцы 2».
Дебют Донни, то есть фильм «Пьяный тайдзи», выглядит странной работой: явный клон «Пьяного мастера» с Джеки Ченом, сдобренный новациями, заимствованными из современного американского кино. Тем не менее, в прокате он прошел вполне прилично, собрав 6.937.773 $HK.
Удивительно, до какой степени ранние роли Донни не соответствовали тому амплуа, который сформировался у него к настоящему времени - вторая картина Йена, «Странная парочка», вообще была довольно дурацкой танцевальной комедией (на съемках которой, тем не менее, Йен получил самую серьезную с его кинокарьере травму плеча). А после случалось сниматься актеру и в таком махровом трэше, как «Святая дева против зловещих мертвецов»!
В дальнейшем Йен травмировался на съемках еще не раз - ломал нос, рвал сухожилие на плече, повреждал спину.
В некоторых лентах, снятых в середине 90-х на Филиппинах, актер выступает иногда под псевдонимом Майкл Райан.
Вместе с тем, на съемках своих дебютных лент определились странные взаимоотношения Йена с Юанем Ву-Пином. С одной стороны, они вместе сделали несколько фильмов. С другой, Донни негативно отозвался о методе работы режиссера и вообще объявил его абсолютным непрофессионалом.
Забегая наперед стоит сказать, что Донни Йен - вообще enfant terrible гонконгского кино, который глядит в прошлое без всякой ностальгии и запросто признается в том, что ненавидит свои ранние киноработы. Коллегам тоже раздал должное - Ву-Пина объявил дилетантом, Цуй Харка - подкаблучником, не принимающем никаких решений без совета жены, а Чинг Сиу-Тунга - помешанным на «веревочной» работе и фокусами с простынями.
До начала 90-х Донни сыграл в нескольких если и не классических, то очень крепких киноработах, даже на фоне гонконгских высоких стандартов выделявшихся отточенной постановкой схваток: «По долгу службы 4», «Клетка тигра», «Точный выстрел». Интересно, что уже тогда Донни пытался сотрудничать с Ву-Пином на своих условиях: сам пытался режессировать поединки со своим участием и подтянул из Бостона несколько друзей детства, с коими начинал занимался боевыми искусствами, - Майкла Вудса, Стивена Бер-вика, Джона Салвитти.
Следует отметить, что уже тогда Донни проявил себя как отменный профессионал, легко стилизующий свои боевые навыки под жанр и стиль очередного фильма. Например, в «Клетке тигра» или «Точном выстреле» его манера боя предельно функциональна и лишена даже намека на традиционализм. А, например, в «Железной обезьяне» он демонстрирует именно классическое кунг-фу со всеми его жанровыми условностями.
Этапным для Донни Йена стал 1992 г., когда он сыграл во второй серии эпопеи «Однажды в Китае», где в качестве генерала Лана противостоял Вонг Фей-Хунгу в исполнении Джета Ли. Схватки с их участием получились очень мощными (причем Йен ставил их самостоятельно), да к тому же за свою роль Донни был номинирован на звание лучшего второстепенного актера.
Почувствовав, что он крепко стоит на ногах, Донни ушел в свободное плаванье - неожиданно для всех подался на ТВ, где запустил производство двух хитовых сериалов: «Мастер кунг-фу» и «Кулак ярости». Первый сериал, где Донни выступал как исполнитель главной роли и постановщик боев, рассказывал о жизни и приключениях героя китайского эпоса Хунг Хей-Квана. Второй сериал продолжительностью 30 серий стал своеобразным продолжением классической одноименной ленты Брюса Ли, причем для исполнения главной роли Донни тщательно работал, копируя боевую манеру Брюса, и дополнительно изучал джит-кун-до.
Потом Донни приступил к освоению профессии режиссера. Три его гонконгские режиссерские работы - «Легенда о волке» (1997), «Шанхайская афера» и «Баллистический поцелуй» (оба - 1998) - неравны по своим достоинствам, но, независимо от этого, выделяются на общем фоне не только стилистическими изысками, но и фирменной постановкой схваток от Донни Йена.
Имея в своем распоряжении смешной бюджет 500.000 $HK, Донни добился такого успеха, что его «Баллистический поцелуй» стал единственной гонконгской лентой, попавшей в шестерку финалистов Токийского кинофестиваля. Не бог весть какое, но все-таки признание.
Примерно в это же время к напористому новичку проявила интерес американская кинокомпания «Chrome Dragon», дочернее предприятие Фрэнсиса Форда Копполы. Донни «пошел по рукам» - с ним встречался продюсер Том Лэдди, но проект не заладился. Затем Йен познакомился со Стивеном Сигелом, и оба остались замечательного друг о друге мнения. Донни до сей поры всем рассказывает, что Сигел лучший человек и боец в Голливуде, а Сигел, в свою очередь, проникся таким уважением к дебютанту, что активно взялся протежировать его в качестве постановщика в свой новый фильм «Патриот», - но продюсеры отказались доверить 40-милионный проект дебютанту.
Американская кинокарьера пошла у Донни не так чтобы очень хорошо: всего он сыграл второстепенные роли в двух картинах - «Горец 4» и «Блейд 2» (кроме того, срежессированные Йеном схватки украшают такой кинофастфуд, как «Громобой» (2006) - а также порадовал всех фанатов появлением в «Шанхайских рыцарях» вместе с Джеки Ченом, где великие мэтры в первый и в предпоследний (пока) раз имели сольные поединки. Роли у Донни, увы, маленькие, но заметные - чего стоит один только его Снежный человек с японским иероглифом «kanji 'yuki» (снег) на кирасе. Замечу, что сам Донни Йен очень уважительно отозвался о второй серии «Блейда». Среднее поколение гонконгского шоу-бизнеса, представителем которого Йен является, крайне ревностно относится к техническим вопросам кинопроизводства, и от того, быть может, в числе своих любимых фильмов Донни называет американские «Скалу» и «Армагеддон» от режиссера Майкла Бея. Однако в одном ряду с этими «технократическими» шедеврами стоит «Умница Уилл Хантинг».
Куда успешнее выступил Донни Йен в Германии, став постановщиком драк (и даже режиссером нескольких эпизодов) в сериале «Пароль: Пума», редчайшего образца martial arts по-европейски.
Одним словом, в настоящее время Донни Йен по праву является самым известным представителем «чистого» жанра гонконгского боевика, который имеет и собственные продюсерские проекты, и отменно проявляет себя как исполнитель в работах иных режиссеров - как иллюстрацию моих слов, смотрите замечательный поединок Донни с Джетом Ли в «Герое» Чжана Имоу.
В то время, когда Гонконг безнадежно американизируется и довольно анемично экспериментирует с формой и стилем, Йен остается одним из немногих островков полноценного martial arts в доминионе. Работа Донни Йена в таком сюжетном аналоге «Блейда», как «Эффект близнецов», заслуженно удостоилась тайваньской Золотой Лошади за постановку действия. Фильмы с его участием «Шо По Ланг» («Три звезды») и «Вспышка» вызывают в памяти добрые старые 80-е - эти картины от режиссера Уилсона Ипа (к ним же с некоторой натяжкой можно отнести и «Врата тигра и дракона») это, видимо, вершина не только боевой хореографии, но и исполнительского мастерства Донни Йена. Вровень с этими картинами стоит дилогия про мастера Ип Мэна.
Донни Йен продолжает активно совершенствоваться в боевых искусствах.
И только 40 лет от роду определился с личной жизнью - в Торонто, Канада, сочетался браком с Сисси Вонг Си Си, китайская мисс Торонто 2000 г. на 18 лет младше его самого. Сейчас у супругов растет дочь Жасмин (родилась в 2004 г.) и сын Джеймс (родился в 2007 г.), хотя от первого брака у Йена есть взрослый сын.
Самый последние новости о Йене таковы: издание Beijing Times подтвердило информацию о том, что он будет играть главную роль в новом фильме Питера Чена с рабочим названием «Wu Xia» (Swordsman).