Минувшим вечером отсмотрел сразу две картины в жанре martial arts - одну свежую, а вторую долго не дававшуюся мне в руки.
«Шаолинь» - абсолютно свежий гонконгско-китайский проект с бюджетом в $29,000,000, аляповатость и безумная фантазия которого определенно родом из Гонконга, а эпичность и назидательность - из материкового Китая.
Вообще, «Шаолинь» гораздо больше напоминает костюмные экранизации Шекспира от Кеннета Бранага, чем боевик с мордобоем. События глобальны, характеры значительны, методы разрешения конфликтов радикальны. Псевдоисторический контекст сбивает с толку критиков. Первая треть картины, явно тяготеющая к эстетике гангстерской драмы, снят как будто специально для поклонников Энди Лау, который не слишком хорошо смориться в роли шаолиньского монаха. Финал картины, где смертельно раненные антагонисты примиряются под перекрестным огнем артиллерии «белых дьяволов», наглядно свидетельствует - Китай до такой степени уверен в ликвидности своей кинопродукции, что ему, в общем-то, наплевать, что подумают о такой вопиющей неполиткорректности англичане/американцы.
Бои в фильме несколько синтетические, но мастерство спецэффектами не задавишь (хотя, увы, тросы используются в фильме повсеместно). Постановщик действия Кори Юань, а также его ассистенты Юань Так и Чеунг Чи Ли сняли драки и трюки на любой вкус и выбор - здесь шаолинские монахи успешно противостоят огнестрельному оружию, наемные убийцы сражаются гигантскими секирами, камера сопровождает вылетевшего из окна персонажа от точки старта до момента падения, а сцена конной погони всерьез покушается на лавры «Бен Гура» с его гонками на колесницах. Монтаж виртуозен настолько, что Энди Лау, несведущий в боевых искусствах, смотрится натуральным «тигром каратэ». Но самым запоминающимся бойцом фильма остается демонический Ксинг Ксин Ксин (подручный главного отрицательного героя), более похожий на апача, чем на китайца. И его финальная драка с персонажем Ю Ксинга (в реале - бывшего шаолиньского монаха).
Еще о приятном: Джеки Чен появляется в картине отнюдь не в эпизоде, а в полноценной роли второго плана и имеет одну забавную, сугубо фирменную боевую сцену, наглядно демонстрирующую, что китайская кухня может быть пострашнее шаолиньцюаня.
В общем, интересно разыгранный и богато снятый фильм с обилием экшена и двусмысленными политическими реминисценциями.
Второй фильм, отсмотренный мною вчера, куда как более одноплановый - вполне себе ниггеровский боевик (негры - почти все, за исключением нескольких латиносов и группы негодяйских белых) «Кровь и кость» с Майклом Джеем Уайтом в главной роли.
Сюжет традиционен - крутой до невозможности Исайя Боун (М.Дж. Уайт) выходит из тюрьмы, крутит роман с хозяйкой съемной квартиры с весьма сомнительными внешними данными, играет в шахматы со стариком соседом, выступает на подпольных боях без правил и по непонятным поначалу причинам нарывается на конфликт с местным уголовным авторитетом.
Ниггеровский боевик - явление почти такое же сомнительное, как пресловутая ниггеровская комедия, но «Кровь и кость» относится к числу приятных исключений. Блатная романтика остается за кадром, причина, по которой нарывается на конфликт главный герой, не самая затасканная, к шахматам и разведенкам авторы проявляют похвальную терпимость, ну а драки весьма высокого качества. Кастинг же - просто песня.
Помимо самого Майкла Джея Уайта, бойца весьма и весьма подготовленного, в роли его противников выступает дикое количество мастеров мордобоя и каскадеров в диапазоне от племянника Дуэйна «Скалы» Джонсона Тоноаи Рида до 180-кг громилы Боба Саппа. Финальный бой Уайта с Мэттом Маллинсом, редким гостем в кино (выходеы из японского годзю-рю, 5-кратный чемпион мира по кикбоксингу, многократный чемпион в разряде формальных упражнений), в кои-то веки, внятно снят и смонтирован (хотя и не блещет особым драйвом). В мелких боевых эпизодах можно разглядеть Цуоши Абе, Ларнелла Стовелла, Мориса Смита, Эрнеста Миллера, а в небольших ролях - легендарную чемпионку по женскому кик-боксингу и муай-тай Джинну Карано, Роберта Уолла (О’Хара из «Острова дракона») и знаменитого дзюдоиста Джина Де Белла. До классики не дотягивает, но на фоне убогой продукции от мастеров ММА, возомнивших себя кинематографистами (это я Хектора Эчеверриа имею в виду), - почти шедевр.