Моя версия биографии Джона Ву (коли о нем зашел разговор).
Говорить о Джоне Ву (родился 01.05.1946 г. в Гуанчжоу, он же Кантон, Континентальный Китай) сложно, поскольку, как ни крути, данный режиссер является живым классиком и основоположником целого направления в жанре «action».
Настоящее имя Джон Ву - Нго Ю-Сам, и в течении своей кинокарьеры режиссеру приходилось выступать под псевдонимами У Сян-Фей, У Юйшен и прочие. Ву родился в семье университетского преподавателя философии, девятого сына состоятельного землевладельца из провинции Гуангкси, который в 1949 г. вместе с семьей перебрался из Гуанчжоу в Гонконг. Первоначально дела у семьи шли настолько неважно, что впору говорить об их нищете. В 1953 г. большой пожар уничтожил их дом, и семья целый год прожила на улице, пока им не удалось перебраться в трущобы. Отец заболел туберкулезом и слег почти на 10 лет, мать вынуждена была заботиться одна о целом семействе - о самом Джоне и о его старших брате и сестре. В условиях страшной безработицы она подрабатывала на стройках, выполняя различную ручную работу. Денег на образование в семье, ясное дело, не было, но по программе милосердия они получили некоторые средства от христианских миссионеров. Это обстоятельство произ¬вело на Джона такое впечатление, что в течение какого-то времени он всерьез подумывал о карьере священника. Маленький Джон часто болел (в возрасте 3 лет подхватив какую-то инфекцию и был приговорен медиками к смерти, но отец вылечил сына, потратив значительные деньги на европейских врачей), и семья вынуждена была тратить все свои деньги на его лечение. Социальная среда, где прошли детские годы Ву, научила его непростому искусству выживания: «Место, где мы жили, было довольно ужасно, там было множество уличных банд, наркоторговцев, игроков, проституток. Я имел дело с бандами каждый день. Всякий раз, когда я сворачивал за угол, я знал, что попаду в засаду. Поэтому когда я просыпался, первым долгом брал что-нибудь в качестве оружия, что бы попытаться защитить себя - кусок кирпича или бейсбольную биту. Затем если я попадал в засаду, я мог сопротивляться. Я проливал кровь каждый раз и на моей голове до сих пор несколько шрамов». Теперь улавливаете, откуда берет истоки трогательная любовь режиссера к оружию?
Первым художественным фильмом, который юный Ву увидел на экране кинотеатра, был «Волшебник из страны Оз», и влияние данного обстоятельства на судьбу Джона переоценить невозможно (кстати, дань памяти своим детским впечатлениям режиссер отдает в «Без лица», где в кульминационной сцене за кадром можно услышать музыку из экранизации Фрэнка Баума работы Виктора Флеминга). Детство будущего режиссера прошло под знаком двух символов эскапизма - церкви и кинематографа. Джон Ву обучался в лютеранской школе «Маттео Риччи». Во время учебы он попробовал себя в любительском театре. Когда Ву было 16 лет, умер его отец.
Семья была по-прежнему очень бедна, но в те времена беден был весь Гонконг. Юношеские годы Ву прошли под знаком «латентного бунтарства» - он увлекался романами Юкио Мисимы и экзистенциализмом, «новой волной» из Франции и Италии, Джеймсом Дином, Элвисом Пресли и «Биттлз». Причем становление Ву как личности происходит на фоне многочисленных проявлений жестокости и насилия. Джон часто видит разборки местных банд, борьбу коммунистов и националистов, перед дверью в его дом полицейский убивает человека. «Когда я был молод, я видел слишком много насилия на улицах. Наша семья была бедна, и мы жили в районе с опасным соседством. Я видел слишком много войн банд и убитых людей. Я сам был побит бандой. В Гонконге мы пережили две больших революции и на протяжении борьбы между правительством и коммунистами, бомбы взрывались во всем городе. Много людей погибли, или из-за взрывов или в руках полиции».
В 19 лет, будучи членом молодежного театрального клуба, созданного редактором еженедельника «Китайский студент», Джон снял свой первый короткометражный фильм. В 1969 г. был принят на киностудию в качестве редактора сценария, в 1971 г. был уволен, но тут же поступил ассистентом режиссера на киностудию братьев Шоу, причем ассистировал ни кому-нибудь, а прославленному классику «фехтовального» кино конца 60-х - начала 70-х Ченгу Че. В 1973 г. Ву снял первую полнометражную картину «Молодые драконы». Молодость режиссера и его демонстративное нежелание соответствовать стандартам гонконгского кино начала 70-х вызвали конфликт с руководством судии, и Ву стал работать на кинокомпанию «Golden Harvest». До того, как вырулил на магистральный путь своего творчества, режиссер поработал в различных жанрах - комедия, экранизация китайской оперы, фильмы с кунг-фу, - в 1976 г. в его лентах сыграли еще молодые и мало кому известные Джеки Чен и Саммо Хунг. Фильмы того периода были вполне традиционными, но сделаны они были более профессионально, нежели гонконгский мейнстрим периода 70-х. Всего с 1973 г. по 1985 г. как режиссер Ву снял 14 картин.
Революция свершилась в 1986 г., когда гангстерский боевик Джона Ву «Лучшее завтра» собрал огромные деньги в гонконгском прокате и в одночасье восхитил эстетов во всем мире. Такие мэтры, как М. Скорсезе и О. Стоун, ни говоря уже о Тарантино, с восторгом отзывались о творчестве режиссера. Чоу Юн-Фат как «альтер эго» режиссера и коллекция фирменных приемов и образов Джона Ву - стоп-кадр, рапиды, покадровое воспроизведение, отточенная хореография боевых сцен, голуби, «второе зрение» главных героев, потоки крови - сделали имя Ву нарицательным, а его киноработы превратили в предметы культа.
Феномен Джона Ву может быть предметом отдельной монографии. На мой взгляд, следует отметить то обстоятельство, что генезис его киноязыка сформировался на перекрестке лучших образцов национального кино и новаторских европейско-американских фильмов, среди которых особое влияние на творческую манеру Ву оказали Сэмюэл Фуллер, Сэм Пекинпа, Стэнли Кубрик, Акиро Куросава и Жан-Пьер Мельвиль (1), то есть, если можно так выразиться, главные социопаты мирового кинематографа, чей радикализм оказался востребованным только в канун 90-х. Стиль Джона Ву можно назвать примитивистским с точки зрения его творческих способов и приемов, если бы не культурная и интеллектуальная насыщенность его картин, когда интересные идеи и образы прорастают на фоне ураганного действия исключительно потому, что кино снимает отменно интеллигентный человек. Все творчество Джона Ву представляется мне квинтэссенцией интеллигентской рефлексии, когда показной радикализм постоянно спотыкается о размышления нравственного и этического характера. И от того даже самые мейнстримовские работы режиссера несут в себе определенный творческий посыл, выгодно отличающий их от математически просчитанных и убийственно политкорректных блокбастеров. Ураганные перестрелки в «Наемном убийце» оборачиваются трагедией богочеловека, усомнившегося в своем праве лишать кого бы то ни было жизни. Масштабные баталии из «Пули в голове» наводят в итоге на почти что толстовские размышления о значении человеческой личности для любого исторического процесса. Даже незамутненный «экшн» в «Круто сваренных» несет в себе здравые суждения об ответственности за содеянные поступки. При этом творческие приемы Ву просты, иногда - примитивны, цитаты и реминисценции не самоцельны, словом, каждый может получить от его картин то, ради чего он привык ходить в кино: интеллектуалы - аллюзии и стиль, женщины - мелодраму, все прочие - драйв и пару-тройку здравых мыслей в придачу. Мифология классических боевиков от Ву базируется на агрессивных, но от того невероятно привлекательных архетипах - братство по оружию, святость справедливого возмездия, дружба как главный приоритет настоящего мужчины, ответственность за каждого, кто слабее тебя. В этом смысле Джон Ву успешно адаптировал для современности многие сюжеты «фехтовальных» боевиков своего учителя Ченг Че. Устойчивость и универсальность тех архетипов, на каких основано творчество Ву, делает сюжеты его картин доступными и понятными далеко не только жителям Юго-восточной Азии, хотя многие эпизоды его лент и некоторые мотивации поступков героев выглядят на взгляд европейца странными.
Заслуга Джона Ву в том, что, наряду с Ченом, он смог заинтересовать синоязычным кино западного зрителя, не сдав при этом собственных позиций. Отталкиваясь от национальных традиций и характерного «ориентального» колорита, Ву никогда не делал тайны из того, что в своем творчестве активно использовал наработки западных коллег.
Для примера разберем лучший фильм Ву «Наемный убийца». Основа сюжета и образ главного героя позаимствован из картины Ж.-П. Мельвиля «Самурай» с Аленом Делоном в главной роли (оттуда же позаимствовано и имя главного героя - Джефф (2). Рапиды в боевых сценах и потоки крови активно использовал еще Сэм Пекинпа, которого Ву признает одним из своих учителей (в отдельных сценах «Убийцы» явно просматриваются приметы «Дикой банды»). Некоторые эпизоды в фильме явно заимствованы из лучших западных образцов жанра - так, например, никто не переубедит автора в том, что в сцене одной из перестрелок присутствуют технические элементы, взятые из вышедшего годом ранее «Крепкого орешка». В саундтреке картины постоянно звучит музыка Джеймса Хорнера, хорошо знакомая вам по «48 часам», «Коммандо» и «Красной жаре». Финал ленты - явная дань уважения «Бучу Кэссиди и Санденсу Киду» Дж. Р. Хилла. А посвящен фильм мэтру Скорсезе.
Фильмы Ву по-хорошему патетичны. Возможно, причина тому - искреннее уважение режиссера к христианскому мировоззрению. В этом смысле, да простят читатели мне вольную аналогию, Джон Ву представляется мне кем-то вроде новообращенного миссионерами дикаря, который уже усвоил основы христианской морали, но и не отказался еще от старых богов и кровавых жертвоприношений. Еще один мотив, который постоянно прослеживается в работе режиссера, это классический китайский эпос с его культом не только богов, но и героев. Характерной особенностью персонажей Джона Ву всегда была «сверхчувствительность», своего рода - показанная средствами кино интуиция, которая, в общем-то, и превращает рядового человека в героя. Для режиссерской манеры Ву характерна некоторая гипертрофированность стиля - ну, например, по части количества человеческих жертв, что, однако, по моему мнению, является отражением типичного фаталистического взгляда на судьбу человека, характерного для восточного менталитета.
При этом, в отличие от большинства своих коллег по цеху, Ву удается начисто избежать натурализма в изображении насилия.
Достойно удивления то обстоятельство, что резкое, но при всем том невероятно морализаторское творчество Джона Ву, напрочь чуждое какого-либо показного цинизма, наиболее ценимо как раз-таки записными циниками от кино, вроде Тарантино.
При этом есть и еще одно обстоятельство, какое критики от чего-то обходят стороной. На мой взгляд, фильмы Джона Ву никогда не снискали бы себе такого успеха, не отличай их от прочей гонконгской кинопродукции невероятный профессионализм и качество. Сейчас с трудом вериться, что «Убийца» обошелся студии «Golden Harvest» в 2.000.000 $.
Джон Ву много внимания отдает техническим аспектом при создании картины. Он едва ли не первым стал привлекать к постановке перестрелок отменных гонконгских хореографов действия, таких, как Ченг Сиу-Тунг (кстати - сын Ченга Че). Да и времени на съемки таких сцен режиссер не жалеет - например, финальная перестрелка в «Наемном убийце» снималась в течение 36 дней и потребовала 40.000 боеприпасов, а несколько менее масштабная стрельба в пляжном доме - 28 дней и 20.000 патронов (и это при том, что всего на съемки картины ушло 92 дня). Хореографический стиль перестрелок в фильмах Ву не отметил только тот из критиков, кому незнакомы сами эти слова, и тем более парадоксален тот факт, что, на мой взгляд, именно Ву привнес в современное кино великое множество реалистических элементов, сформировав, по сути, своеобразный каталог режиссерских приемов, используемых при постановке перестрелок. Не ограничиваясь рапидами, крупными планами попадания пуль, непременной стрельбой «помакедонски» и обязательными «мексиканскими дуэлями», Ву обратил внимание коллег на такие глупости, как затворная задержка пистолетов, ограниченная емкость магазинов у огнестрельного оружия и высокая плотность огня при близком огневом контакте как непременное условие его результативности. В каком из фильмов другого режиссера вам покажут холостой ход ударного механизма в автомате АК-74? Какой другой режиссер заставит своего звукооператора сделать акцент на звук экстрактированной гильзы, катящейся по полу? И, несмотря на строгие гонконгские законы по части его хранения и ношения, Ву снимает его в своих картинах почти всегда настоящее.
Изобретательная работа оператора и виртуозный монтаж также есть заслуга режиссера, который умеет распорядиться невеликим бюджетом своих картин настолько рачительно, что при копеечных затратах технически они сделаны столь совершенно, что американским коллегам Ву впору задуматься о собственной профнепригодности.
В 1993 г. Джон Ву перебрался в Голливуд. Его первой американской работой стал боевик «Трудная мишень» с Ж.К. Ван Даммом.
Этот фильм отнюдь не самое лучшее, что сделал режиссер в своей жизни, но для Ван Дамма это определенно лучшая его киноработа. На съемках ленты Ву воочию столкнулся с продюсерским контролем за созданием фильмов, и этот негативный опыт заставил режиссера несколько смирить свои амбиции при создании своего второго голливудского фильма «Сломанная стрела» (1996).
Этот ураганный боевик с Джоном Траволтой и Кристианом Слейтером в главных ролях не пнул только ленивый и парализованный. Что касается автора настоящих строк, то он считает данную картину практически эталонным боевиком, несмотря на умеренность авторского стиля и скудомыслие сценария.
«Сломанная стрела» один из тех редких образцов полноценного экшена, которых не так уж и много выходило на экраны в канун третьего тысячелетия. Вызывает восторг уже только одно то обстоятельство, что при бюджете в 50.000.000 $, из которых 7.000.000 $ составил гонорар Траволты, режиссер смог развернуть перед нами такое масштабное действие, что поколебал тем самым экономические устои американской кинопромышленности. За сущие гроши мы имеем потрясающие сцены авиакатастроф, подземный ядерный взрыв, крушение поезда и великое множество пиротехники. Режиссер уверенно ведет по действию своих актеров, которые демонстрируют нам стиль и не совсем привычные для зрителя мотивировки своих поступков. Словом, претензии критиков к картине представляются мне надуманными.
Следующий фильм Джона Ву «Без лица» (1997) стал, очевидно, лучшей голливудской работой Ву, поскольку не только дал ему возможность вернуться к своим любимым приемам и показать успешный коммерческий результат, но и совершить настоящий режиссерский подвиг, заставив Николаса Кейджа и Джона Траволту поменяться имиджами.
Параллельно Ву работал для канадского ТВ, сняв телевизионную версию своей гонконгской работы «Жил-был вор» и знакомого вам «Блэк Джека». Много работы проделал в качестве продюсера. Завлек в Голливуд Чоу Юн-Фата. Сделал рекламный ролик для «Nike» с семью бразильскими футболистами в главных ролях. Сработал короткометражный фильм «Заложники» для компании BMW.
В 2000 г. снял свой самый коммерчески успешный до сегодняшнего дня фильм «Миссия невыполнима 2» с Томом Крузом в главной роли. И вот эта работа режиссера представляется мне не то что бы переоцененной, но абсолютно рядовой для мэтра Ву.
В 2002 г. на экраны вышел военный фильм от Джона Ву «Говорящие с ветром», который сделал скудную кассу и единогласно был признан американской критикой творческим провалом режиссера. Вновь заступлюсь за мэтра Ву: конечно, снимать натуралистичное и брутальное кино про войну мэтр пока не умеет, но, как бы то ни было, в своем творческом посыле он куда более честен и искренен, нежели Спилберг со своим спекулятивным «Спасением рядового Райана». И рецензента не покидает ощущение - ошибочное, скорее всего - что вдохновлялся мэтр Ву советским военным кино: долгие панорамы ТВД живо напоминают «Освобождение» Ю. Озерова, а финальный эпизод с батареей крупнокалиберных орудий, простреливающих горную дорогу, - «Приказ: перейти границу» Ю. Иванчука.
Американский период творчества Джона Ву окончился вместе с бесцветным «Часом расплаты». Зато первый китайский фильм нового периода - «Битва у Красной скалы», эпическая вольная экранизация классического романа «Троецарствие» («Romance Of The Three Kingdoms») Ло Гуаньчжуна, вышел просто потрясающим со всех точек зрения.
Критика относится к Джону Ву по разному, и отнюдь не всегда - пиитетно. Вклад режиссера в мировую художественную культуру, быть может, и нуждается в доказывании. Однако влияние Ву на стилистику боевика несомненно: методы, приемы и мотивы его картин растиражированы ныне в таком количестве, что жанр «action» смело можно подразделять на эпоху «до пришествия Ву» и «после его пришествия». Помимо собственно кинематографических достижений, творчество Ву вызвало волну интереса к его предтечам, и из небытия в большой мир вновь извлечены были Мельвиль, Фуллер и Пекинпа.
Разумеется, Джон Ву никогда не занимался боевыми искусствами (и вообще, на мой взгляд, постановка рукопашных боев не является его сильной стороной). Зато Ву много и серьезно занимался танцами, откуда и берет начало, как я полагаю, его потрясающее чувство ритма.
ССЫЛКИ:
1. Десять любимых кинофильмов Джона Ву: «Лоуренс Аравийский» Д. Лина, «Дикая банда» С. Пекинпа, «Семь самураев» А. Куросавы, «Крестный отец 2» Ф.Ф. Копполы, «Бешеный бык» и «Злые улицы» М. Скорсезе, «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Гражданин Кейн» О. Уэллса, «Вестсайдская история» Р. Уайза и Дж. Роббинса, «Самурай» Ж.-П. Мельвиля.
2. Хотя, скорее всего, сам Ву здесь не при чем - либо совпадение, либо переводчики постарались за режиссера. В оригинале героя Чоу Юн-Фата зовут «Ah Jong».
Отредактировано Альберт (15-06-2010 20:45:07)