Запорожское, малороссийское и слободское казачество - 2
Весной 1648 Хмельницкий был избран Запорожским низовым войском гетманом всей Малороссии и объявил поход против Польши в союзе с крымским ханом Ислам-Гиреем.
В мае 1648 Хмельницкий в битве y Жёлтых Вод наголову разбил поляков; здесь был нанесён первый удар игу Польши над Малороссией, и в 1654, после Переяславской рады, Сечь признала себя под властью Москвы, хотя подчинение это было номинальное, ограничиваясь получением жалованья и выражаясь в постоянных переговорах и пререканиях с московскими послами из-за исконных прав запорожцев.
Договорными статьями за Малороссией было сохранено почти независимое положение:
* было сохранено гетманское звание, и власть гетмана была поставлена столь широко, что ему давалось право дипломатических сношений, с сообщением лишь о них московскому правительству;
* число реестровых казаков было определено в 60 тысяч и, таким образом, большинство казаков избегло крепостной зависимости;
* подтверждены были все прежние привилегии войсковых старшин и казаков.
27 марта 1654 в русское подданство были приняты полки левой стороны Днепра:
* Киевский
* Черниговский
* Винницкий
* Нежинскский
* Переяславский
* Прилуцкий
* Крапивенский
* Чигиринский
* Миргородский
* Полтавский
Когда в 1657 гетман Выговский задумал вернуть Малороссию Польше и отторгнуться от России, Запорожская Сечь высказалась протяв него и поддержала кандидатуру в гетманы Юрия Хмельницкого, a когда и он пошёл по стопам Выговского, то Запорожская Сечь написала ему "несмачный лист" и провела на "чёрной" нежинской раде в 1663 в гетманы Брюховецкого, затем Суховиенка, опять Юрия Хмельницкого, a после него Ханенка.
В это время в Запорожье первую роль играл знаменитый кошевой атаман Иван Дмитриевич Сирко — гордость всего Запорожья и Малороссии, о котором сложилось много легенд; популярность его была громадна, авторитет — полный.
Под его предводительством запорожцы предприняли ряд удачных походов в Крым.
Между тем, в 1667, по Андрусовскому договору России с Польшей, Малороссия была разделена на правобережную (тогобочную), польскую, и левобережную (сегобочную), оставшуюся за Россией; в каждой из них было избрано по гетману, но вскоре их оказалось три: Степан Вдовиченко, Петр Суховский и Пётр Дорошенко; последний, наиболее даровитый и энергичный, составил было план об отдаче Малороссии Турции на вассальных условиях, но, убеждённый доводами кошевого Сирка, присягнул на верность московскому царю.
Дорошенко Пётр Дорофеевич — гетман Украйны в 1665—76, родился в 1627. По происхождению простой Чигиринский казак.
Дорошенко, будучи избран гетманом правобережной Украйны, при помощи татар и турок решил сделаться гетманом всей Малороссии. Первоначально дела его шли успешно: нанеся несколько поражений полякам, он распространил свое влияние и на левый, московский, берег Днепра. Здесь ему пришлось, кроме поляков и их ставленника, гетмана Ханенко, воевать также и с левобережными гетманами, Брюховецким и Многогрешным. Московское правительство, недовольное беспрерывной борьбой гетманов, разорявшей страну, прислало свои войска. Тогда Дорошенко передался туркам. Это погубило его в глазах малороссийского народа, преданного православной вере: большая часть казаков от него отхлынула.
Помощь Турции на некоторое время еще поддержала Дорошенко. Весною 1672 султан Магомет IV с громадной армией, подкрепленный крымским ханом, вторгся в пределы Польши, осадил Львов и принудил поляков заключить Бучацкий мир, по которому Польша отказывалась от Малороссии.
Население же, возмущённое вторжением татар, стало перебегать на левую сторону Днепра. Пользуясь этим, гетман Самойлович вместе с воеводой Ромодановским перешел Днепр и был провозглашен гетманом всей Украйны.
Дорошенко заперся в Чигирине и опять позвал на помощь турок. Перешедшие на сторону Самойловича города были страшно разорены. Власть Дорошенко сделалась еще более ненавистна населению.
Видя неминуемость своего падения и желая сохранить за собой гетманское достоинство, Дорошенко попытался вступить в мирные переговоры с московским правительством, но без успеха.
В 1676 Самойлович и Ромодановский вновь предприняли поход к Чигирину. На этот раз Дорошенко сдался, сложил булаву, знамя и бунчук и присягнул на верность московскому государю.
В 1677 он был отвезён в Москву и более уже на родину не возвращался. Умер в 1698 в пожалованном ему селе Ярополче, Волоколамского уезда, Московской губернии.
Долго после этого запорожцы оставались верными русскому царю:
* они помогали ему в борьбе с турками во время 2-го Чигиринского похода в 1678
* принимали участие в обоих Крымских походах 1687 и 1689 князя Голицына
* участвовали в походах Петра Великого на Азов и выказали мужество при взятии турецких крепостей Тамани и Кизыкерменя на Днепре
В 1668 из вольно-набранных казаков, не принадлежавших к территориальным казачьим малороссийским полкам, было сформировано 5 охочекомонных или компанейских полков, которые вместе с полками Полтавским, Ивана Искры, Ивана Сухого, Гадицкого, Андрея Герасимова, Данилы Перекрестова, Бахметева, Гетманским, Пашковского, Федковского, Лубенским и Переяславским участвовали в Северной войне
Москва не склонна была терпеть недоговороспособных гетманов, беспрерывной междоусобной борьбой, разорявших страну и, действуя решительно, постоянно сменяла их и войсковое начальство, пользуясь для этого их собственными раздорами из-за власти.
В 1674 в русское подданство были приняты и правобережные малороссийские казачьи полки:
* Черкасский
* Каневский
* Белоцерковский
* Корсунский
* Брацлавский
* Уманский
* Кальницкий
* Подольский
* Поволочский
* Торговицкий
И, таким образом, Малороссийские казаки объединились под властью России. Центральное управление Малороссийскими казаками постепенно сосредоточилось в Москве, в приказе Малыя России.
Хотя в конце XVII века Запорожская Сечь и поддерживала в правобережной Малороссии Палия, a в левобережной — Петричевского, или Петрика, мечтавшего о создании из Малороссии независемого княжества, но когда крымский хан Кама-салтан пришел с огромной ордой к запорожцам и предложил свои услуги для борьбы с Москвой, кошевой Иван Гусак отвёрг это предложение, назвав Петрика "Иудой и изменником".
Так продолжалось до 1708, когда малоросийский гетманом стал Мазепа, a кошевым в Запорожье — Константин Гордиенко.
Первоначально очень непопулярный за свои польские тенденции Мазепа, которого в Запорожской Сечи называли "хитрый лис и Махиавель", сумел воспользоваться раздражением запорожцев против Москвы за постройку на северной границе их земель крепостей Новобогородицкой и Новогеоргиевской, a в виду самой Сечи — города Каменный Затон, и начал склонять их стать под знамена шведского короля.
Долго колебалась Запорожская Сечь, не давая на это согласия; но наконец, искушенные Мазепой, увлеченные ненавистником России Гордиенком и обнадеженные Карлом XII, запорожцы (8 тысяч человек) соединились в марте 1709 с шведским войском.
Посланные против них московские полки, под начальством полковника Яковлева и присоединившегося к нему компанейского полковника, бывшего запорожца Галагана, взяли 14 мая Запорожскую Сечь, бывшую в ту пору при устье реки Чертомлыка, притока Днепра, на 17 вёрст ниже Микитинской Сечи.
Долго не сдавались запорожцы, но, уверенные Галаганом, что получат помилование, бросили оружие. Сечь была разорена, остатки запорожцев бежали к пределам Крыма, где с дозволения хана образовали новая Сечь в урочище Олешках, на левом берегу Днепра, против города Херсона.
26 мая 1709 Петр Великий объявил манифестом об уничтожении Запорожской Сечи. Попытки восстановить её при впадении реки Каменки в Днепр были уничтожены гетманом Скоропадским и воеводой Бутурлиным в 1716.
Бывший после Мазепы гетман Иван Скоропадский не имел уже фактически никакой самостоятельной власти; в 1721 для управления Малороссией учреждена была в городе Глухове особая Малороссийская коллегия, a для управления Малороссийским казачеством образована была войсковая канцелярия; при гетмане определено было быть бригадиру и 6 штаб-офицерам, которые, по указу и должны были ограждать "Малороссиян от обид и излишних поборов при взимании податей".
В том же 1721Скоропадский умер и на его место был назначен "наказным" гетманом полковник Полуботок, который, однако, скоро был вызван в Спб. и заточен в крепости, где и умер.
С этих пор гетманская власть фактически была уничтожена, и управление Малороссией переходит в руки генерал-губернатора.
Постепенно реформируя высшее управление Малороссийским казачеством, правительство не менее энергично стремилось подчинить себе и самое казачество, для чего, с одной стороны, располагало в Малороссии постоем значительное количество русских войск, a с другой, ослабляло численно его состав, массами отвлекая казаков под разными предлогами вглубь Империи и на Кавказ.
В 1734 был определён штатный состав Нежинского, Лубенского, Полтавского, Переяславского, Киевского, Миргородского, Прилуцкого и Гадяцкого Малороссийских казачьих полков, что ограничило дальнейший сверх этой нормы приём в эти полки казаков.
В царствование Анны Иоановны та же политика продолжалась в ещё более широком размере: Малороссийские казаки, помимо содержания нескольких регулярных полков, обязаны были укреплять украинскую линию для защиты от набегов крымских татар. От такой тяготы Малороссийские казаки стали массами выселяться на Волгу и в Оренбургский край.
Тщетно просили запорожцы из Крыма заступничествава Скоропадского перед царём и разрешения им вернуться на родину.
Только в 1733, когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верствх от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775.
Они обязались оберегать границу от татар и за это получили прежние земли, которые поделили на 5 паланок (округов), каждую под начальством полковника и его старшины; всех переселившихся из Крыма запорожцев насчитывалось 7 268 человек.
Впоследствии количество их достигло 13 тысяч;
Быт их значительно изменился: большинство уже были люди женатые; однако женатые не пользовались ни правом голоса на раде, ни правом избрания на должности и были обязаны уплачивать в сечевую казну "дымовое", то есть род налога с семьи; полноправные (холостые) запорожцы жили либо в Сечи, либо посёлками по паланкам (в зимовиках).
Паланками управляли выборные полковники и старшина (есаул и писарь).
Так как Запорожцы в мирное время занимались, главным образом, рыбным промыслом, охотой, скотоводством и торговлей, то паланки застраивались так сильно, что в них насчитывалось до 16 церквей.
До 1750 Запорожская Сечь подчинялась киевскому генерал-губернатору; в 1750 Запорожским гетманом был назначен А. К. Разумовский, a с 1764 Запорожская Сечь была подчинена малоросскому генерал-губернатору П. А. Румянцеву.
Хотя правительство и пользовалось Запорожской Сечью как военной силою, в походах Миниха и Ласси и в войнах с Турцией 1736—39 и 1769—74 генерал-губернатору, но в целях внутренней политики империи не могло терпеть на одной из окраин вполне обособленную общину, с почти независимым народоправством, тем более, что эта община принимала к себе всех искавших свободы от утеснений в империи, проявляла иногда даже непокорность и вела свою политику (например в гайдамацких движениях ).
В это время шла усиленная колонизация “Дикого поля” - Новороссийского края, и русское правительство раздало некоторые малозаселённые запорожские земли в северо-западной и северо-восточной окраинах казацких степей выходцам из Сербии, которые и построили в так называемой Новосербии и Славяносербии города Елисаветград на реке Ингуле и Бахмут на реке того же названия.
Запорожцы отнеслись враждебно к переселенцам; начались взаимные недоразумения, доходившие до вооружёных стычек.
Поселенцы, имевшие поддержку при дворе, стали приносить жалобы на обиды, чинимые им запорожцами.
Всё это вызывало недовольство правительства, которое поручило наконец генералу Текелли, возвращавшемуся с войсками в Россию после турецкой войны, занять Запорожскую Сечь, что и было исполнено им 5 июня 1775.
Через 2 месяца после этого императрицей Екатериной II был издан манифест о полном уничтожении Запорожской Сечи.
“Внедряя собственное земледелие, разрушали они тем саму основу зависимости их от престола Нашего – и мыслили, конечно, образовать из себя посреди отчизны область, полностью независимую, под собственным своим неистовым управлением”
Последние начальники запорожцев — кошевой Петр Калнишевский, судья Павел Головатый и писарь Иван Глоба, первоначально приговоренные к смертной казни, были посланы: 1-й — в Соловецкий монастырь, где много лет пробыл в заключении и умер 112 летним монахом, 2-й — в г. Тобольск, 3-й — в г. Туруханск. Запорожские земли были розданы Екатериной вельможам.
Пётр Калнышевский дважды избирался кошевым, причем в последний раз возглавлял запорожцев в течение десяти лет. За храбрость в российско-турецкий войне 1768 – 1774 Войско Запорожское было удостоено благодарности, а П. Калнышевский - ордена Андрея Первозванного и воинского чина генерал-лейтенанта.
Кошевого запорожцев намеревались казнить, однако затем, по ходатайству князя Григория Потемкина, сослали в Соловецкий монастырь.
Недавно один "удачливый исследователь", некий Даниил Кулик, обнаружил документы, свидетельствующие о том, что в XVIII веке у П. Калнышевского был брат Нечипор Ющенко, казацкий старшина из села Хоруживка, расположенного недалеко Пустовойтивки. Это дало основания В. Ющенко считать себя его прямым потомком.
Часть казаков выселилась в Турцию, в Добруджу, a из части было образовано князем Потёмкиным Черноморское казачье войско, поселённое для защиты устья Днепра от мусульман между Бугом и Днестром (в 1783), a затем переселённое на Кубань.
В 1783, когда было утверждено положение о регулярной коннице, окончательно были упразднены и малороссийские казачьи полки, причём в числе 9 легко-конных полков Екатеринославской конницы из Малороссийских казаков был сформирован Полтавский легко-конный полк, a в числе 10 легко-конных полков Малороссийской конницы из Малороссийских казаков были сформированы лёгко–конные полки:
* Стародубовский
* Глуховский
* Софийский
* Тверской
* Нежинский
* Лубенский
* Переяславский
Все эти легко-конные полки в 1784 были переименованы в карабинерные и окончательно вошли в состав регулярной кавалерии.
Впоследствии (в 1789) Лубенский и Переяславский полки были сведены в один Переяславский полк, упразднённый в 1796; в том же году был расформирован Тверской полк, a в 1800 были расформированы также Софийский и Нежинский полки; преемниками их явились 6 и 12-й драгунский, Глуховский и Стародубовские полки, существовавшие до 1917.
В 1790 из Александрийского и Херсонского легко-конных полков был сформирован Херсонский казачьий полк, a из Полтавского — Полтавский казачьий полк, переименованный в том же году в казачий Булавы Великого Гетмана полк.
Затем в 1792 этот последний и Херсонский казачьий полки были вновь переформированы в Полтавский, Александрийский и Херсонский легко-конные полки, из которых Полтавский и Херсонский были окончательно расформированы в 1796, a преемником Александрийского полка являлся славный 5-й гусарский того же имени полк.
В то же время Малороссийские казаки послужили главным ядром вновь образованных при Екатерине II казачьих войск — Черноморского, Бугского и Екатеринославского.
Наконец, Россия неоднократно пользовалась Малороссийскими казаками для усиления своей военной мощи:
1. Так, в 1790, во время 2-ой турецкой войнь, они были временно призваны в строевые казачьи части, распущенные по окончании войны
2. В 1812, на основании манифеста о созыве внутреннего ополчения для усиления действующей против французов армии, из жителей Черниговской и Полтавской губернии были сформированы 15 Малороссийских конных казачьих полков, по 5 эскадронов каждый; полки эти были расформированы в 1816
3. Затем, в 1831, по случаю польского восстания, из Малороссийских казаков тех же губерний было сформировано 8 кавалерийских полков, из которых 2 были переведены на Кавказ (в 1832), где из них впоследствии были сформированы Сунженско-Владикавказские полки Терского казачьего войска; два же полка (1832) были переведены в таможенное ведомство для несения пограничной (кордонной) службы, a остальные 4 полка были в 1832 расформированы, причём составлявшее их население было намечено к переселению на Кавказ.
4. В эпоху Крымской войны, в 1855, на основании особого манифеста, из жителей Полтавской и Черниговской губерний опять было сформировано 6 Mалороссийских конных казачьих полков 7-сотенного состава. 5 апреля 1856 полки эти были распущены по домам.
5. Наконец, в 1863, по случаю нового польского восстания, из Малороссийских казаков опять было сформировано 3 Малороссийских конных казачьих полка: 1 и 2-й Полтавские и 3-й Черниговский, которые в 1864 AD были расформированы