Так, например, мещовский воевода Михайла Дурной в своем донесении в Разряд в ноябре 1650 г. яркими красками описывал пьянство среди мещовских казаков. «Многие, государь, казаки», писал Дурной, «на ка¬баке ружье и платья пропивают и зернью играют». Пытался вое¬вода оказать давление на откупщика — «мещовскаго казака атаманова сына Ивашка Самойлова», усиленно спаивавшаго, «для своей бездельной корысти», казаков. «Почал тому Ивашке», пишет Дурной, «говорить для чего у казаков ружье и платья на пропой емились». Но Ивашка Самойлов чувствовал себя в своем праве, «ставился силен» и, приходя в город «со мно¬гими казаки», воеводу «лаел». Снимая с себя ответственность, воевода в конце отписки писал: «тех, государь, казаков, [111] которые пропили ружье свое и платья на кабаке в твою государеву службу не будет и в том бы от тебя, государя, мне, холопу, твоему, в опале не быть и в конец не пагинуть». В высшей степени характерна также челобитная ливенцев детей боярских, бивших челом всем городом в 1651 г. о возстановлении их старинной привилегии: «вино курить и пиво варить без явочно и безпошлино» 8). Любопытна особенно мотивировка их просьбы; «а мы холопи твои», писали ливенцы «люди адинакия (siс.), а места наши украянныя и безпрестанна мы бываем на твоих государевых службах и воды пьем из розных степных рек и от розных вод нам, холопем твоим, чинятца скорьби и без питья нам холопем твоим быть нельзя». Заканчивая свою челобитную они писали: «вели, государь, нам вино курить и к Господским празником хто Богу должан пивка сварить безъявочно и безпошлино, чтоб нам от скорбей в конец не погинуть».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Проясняться данная тема для меня стала только в книге Николая Краснова "Незабываемое". Горькое, запойное пьянство, попытка забыться в этом пьянстве и уйти от реальности - удел красных казаков, которые сперва приняли "народную" власть, а потом от нее же и получили "по заслугам", когда даже слово "казак" было под запретом. Плюс к этому добавили советские газетные статьи периода расказачивания, в которых писали о том, что казачество не имеет заслуг перед Родиной, а сам казак ленив, труслив и вечно пьян.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Веру казаки исповедуют греческую, называя ее русскою. Быв уверены, что от соблюдения праздников и постов зависит блаженство будущей жизни, они строго наблюдают их, воздерживаясь во время поста, т. е. около 8 или 9 месяцев в году, от употребления мяса. Но за это постничество они вознаграждают себя вдоволь напитками, и я уверен, что нет в свете народа, который мог бы сравниться с казаками в пьянстве: не успеют проспаться, и вновь уже напиваются.
текст – Боплан, Гильом Левассер де. Описание Украйны / Перевод с французского Ф. У[стрялова ?]. — СПб.: В тип. Карла Крайя, 1832;
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Минус за незнание предмета
Отредактировано Холера-Хам (17-06-2010 22:19:23)