Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Казаки и их роль в истории России.


Казаки и их роль в истории России.

Сообщений 71 страница 80 из 320

71

Мак написал(а):

В те времена казачьи пластунские части были примерным аналогом современных разведрот.

Да, конечно, их очень ценили, ведь так подкрадываться и брать языков не умел в мире, по-крайней мере в Европе - никто. Даже среди запорожцев периода вольностей они составляли незначительное меньшинство, уж очень нелегко освоить всё, что им необходимо было уметь.

0

72

Так, например, мещовский воевода Михайла Дурной в своем донесении в Разряд в ноябре 1650 г. яркими красками описывал пьянство среди мещовских казаков. «Многие, государь, казаки», писал Дурной, «на ка¬баке ружье и платья пропивают и зернью играют». Пытался вое¬вода оказать давление на откупщика — «мещовскаго казака атаманова сына Ивашка Самойлова», усиленно спаивавшаго, «для своей бездельной корысти», казаков. «Почал тому Ивашке», пишет Дурной, «говорить для чего у казаков ружье и платья на пропой емились». Но Ивашка Самойлов чувствовал себя в своем праве, «ставился силен» и, приходя в город «со мно¬гими казаки», воеводу «лаел». Снимая с себя ответственность, воевода в конце отписки писал: «тех, государь, казаков,   [111]  которые пропили ружье свое и платья на кабаке в твою государеву службу не будет и в том бы от тебя, государя, мне, холопу, твоему, в опале не быть и в конец не пагинуть». В высшей степени характерна также челобитная ливенцев детей боярских, бивших челом всем городом в 1651 г. о возстановлении их старинной привилегии: «вино курить и пиво варить без явочно и безпошлино» 8). Любопытна особенно мотивировка их просьбы; «а мы холопи твои», писали ливенцы «люди адинакия (siс.), а места наши украянныя и безпрестанна мы бываем на твоих государевых службах и воды пьем из розных степных рек и от розных вод нам, холопем твоим, чинятца скорьби и без питья нам холопем твоим быть нельзя». Заканчивая свою челобитную они писали: «вели, государь, нам вино курить и к Господским празником хто Богу должан пивка сварить безъявочно и безпошлино, чтоб нам от скорбей в конец не погинуть».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Проясняться данная тема для меня стала только в книге Николая Краснова "Незабываемое". Горькое, запойное пьянство, попытка забыться в этом пьянстве и уйти от реальности - удел  красных казаков, которые сперва приняли "народную" власть, а потом от нее же и получили "по заслугам", когда даже слово "казак" было под запретом. Плюс к этому добавили советские газетные статьи периода расказачивания, в которых писали о том, что казачество не имеет заслуг перед Родиной, а сам казак ленив, труслив и вечно пьян.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Веру казаки исповедуют греческую, называя ее русскою. Быв уверены, что от соблюдения праздников и постов зависит блаженство будущей жизни, они строго наблюдают их, воздерживаясь во время поста, т. е. около 8 или 9 месяцев в году, от употребления мяса. Но за это постничество они вознаграждают себя вдоволь напитками, и я уверен, что нет в свете народа, который мог бы сравниться с казаками в пьянстве: не успеют проспаться, и вновь уже напиваются.
текст – Боплан, Гильом Левассер де. Описание Украйны / Перевод с французского Ф. У[стрялова ?]. — СПб.: В тип. Карла Крайя, 1832;
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Минус за незнание предмета

Отредактировано Холера-Хам (17-06-2010 22:19:23)

+1

73

На последовавшее из оного сыскного начальства предложения с № 813м с приложением его высокопревосходительства г-на генерала от кавалерии Василия Петровича Орлова вношу повеления: о учинении протчих станиц в том числе и нашей станицы уряднике Степане Черкесове о поведении ево станищного свидетельства: сим оному начальству станица рапортует что поучиненной на станищном полном сборе о состоянии ево Черкесова выправки: оказалось, что к надлежащему одобрению ево Черкесова состояния написать свидетельства не подлежало по нижеписанным пунктам:

1-е В 1797 году причинил бывшему атаману Аксену Лапину разные дерзновений и буйство. В том же году будучи он станищным писарем при отдании ведомостей о казаках воровски похитил станищных денег 1 рубль на что есть от начальника Федора Тацына свидетельство, которая при сем арегинале прилагается;
2-е бывшаго атамана Григория Булекова причинил два раза при зборе бои;
3-е В заповеди станищной деляны казачьей порубил ольховый лес натурально у казаков Астаха Черничкина три. У казака Фомина 5 у Петра Ерузина 4. и у Федора Орлова одно станищных неделеных три деревьев.
4-е у казакаАстаха Черничкина во время свадьбы бывшей у него разгонял всех находящихся на оной людей посуду перебил и разлил до немалого количества горячего вина и произносил сквернословные ругательства и буйство, беспощадно.
5-е У казака Евсигнея Ниточкина украл в зимнее время одну гусыню которая позамечании у него Черкасова оную пометил со збора взята весной с выведенными ею детьми.
6-е Обращается всегда в пьянственном образе тем самым неотдает атаману и старикам должного почитания а делает ругательства и буйствы.
И 7-е Во время компании продолжавшейся у отставного есаула Федота Суравцева он Черкесов казака Ивана Худякова саблей намерен был срубить которую обнажа взмахнулся на него Худякова но казаком Кириллом Желтобрюховым из рук ево вырвана и на колено тут же сломлена;
Сего майя 30 числа при учиненном о нем Черкесове по вышеописанному у повелению на станищном зборе выправки при оказавшихся о нем вышеописанных озорстве пунктам причинил казаку Евсигнею Ниточкину немилосердный бой избранного станицею в помощь атаману старика Астаха Черничкина ругал а скверноматерно и называл вором и шелмою чрез что самое дабы он от пьянства прекратился атаманом и стариками посажен был в колоду чрез каковые ево Черкесова азартные поступки и воровствы станица дать свидетельства не согласна; о чем оному начальству станица почтеннейшее на его разсмотрение представляет у сего рапорту станищная печат.
1800 году ноября 29 урядник Степан Черкесов против поданной на него от Луковской станицы рапорт в дополнении отобранного от него допроса показал.
Хотя у меня с бывшим атаманом Аксеном Лапиным и происходила ссора но в оной я виноват не был и она уже прекращена поданным в верхне Хоперское сыскное начальство майору Максиму Ермилову мировым донесением.
Бывшего атамана Григория Булекова за ложный меня якобы вчинении з меной ево прелюбодеянии оговор стоявшею со мной при сборе на суде подлинно я в щеку один раз вдарил и он Булеков сознавшись в вине своей мне кланился и в о время с ним помирились за что выпили со всею станицею одно ведро горячего вина.
И денег станищных я одного рубля не воровал а дано было мне при отъезде начальства на одачу ведомостей о два раза. четыре рубля ис коих я дал начальнику Федору Тацыну два рубля писарю Сластунову один рубль писцу пятдесят копеек старшинскому сыну двадцать пять копеек и в канцелярии на меду пропить 25 копеек.
Станищной заповеди казачьего и станищного лесу кроме доставшейся на меня части и накупленные у разных казаков я нерубил;
При свадьбе в доме казака Астаха Черничкина на оной людей я не разгонял вина неразливал и посуды не бил авозля притом со мной писец Гарбузлаев и неупомню с кем то он заводился и нам там вино разлито было куда мы с ним Гарбузлаевым по позыву братом оного Астаха Яковым Черничкиным и на другой день приходили и потом ни отково ничего не слыхали.
6-е У казака Евсигнея Ниточкина одной гусыни я неворовал а выменял оную жена моя в 794 году у казака Григория Булекова у жены Аксиньи Степановой. Утки а какой оная была метная и не знаю. И вовсе от 6 пункта дело решено поданным верхне хоперское сыскное начальство начальнику майору Ермолаеву мировым доношением старика Астаха Черничкина вором и шельмою я не называл. Но когда я атаманом Степаном Свихнушиным посажен был в колоду то в то время говорил оному Черничкиному что ты должно бы в сей колоде сидеть. За что из полку сделал побег а он сказал разве я шельма но я на то ему отвечал видно ты того стоиш.
Казака Ивана Худякова срубить саблею я ненамерялся и оной неотрожал и назад тому будет лет 5 оный Худяков будучи пьяным имевшуюся на мне саблею переломил за что на другой день мне кланялся просил прощения и я его в том простил.
Во всегрешном пьянстве и буйстве я поупражнялся походя временно и несоразмерно а все сей станица навлекает на меня совсем понапрасну ибо станищной атаман Степан Свихнушин просил с меня 5 рублей денег и необнадеживал меня тем во всем намеритца и сего мая 26 дни будучи я близи станищного кабака он Свихнушин казаку Костентину Абрамову поднеся за 5 копеек вина напрашивал ево неизвестно за что меня бить в чем он Абрамов млжет сказать. А сверх тово он же Свихнушин казака Ивана Худякова присылал ко мне в дом сказать дабы я наравне с протчими казаками выезжал на сиденку в чем я показал самую сущую правду и подписуюсь.

-1

74

Холера-Хам написал(а):

Минус за незнание предмета

Ника написал(а):

Употребление горилки было строжайшим образом ограниченно во время военных действий

Ув. Холера-Хам вы написали так, что создалось впечатление, что на территории России и Украины ТОЛЬКО казаки пили, а все остальные были язвенники и трезвиниками. Если вы сами НИ РАЗУ не напивались, то я перед вами извинюсь, а пока только должна сказать, что ЗАКОНЫ регламентирующие пьянсво были у ЗАПОРОЖСКИХ КОЗАКАХ. Хотя когда не было военных действий пили, как и весь русский, украинский народ во все временна.
А пока минус за попытку подтасовки сведений.

Отредактировано Ника (17-06-2010 22:25:49)

0

75

Уважаемая Ника! Вы не согласны со мной или с де  Бопланом? Он-то вроде бы, очевидец?

-1

76

Уважаемая Ника и не менее уважаемый Холера-Хам! Прошу снизить накал дискуссии.

0

77

Холера-Хам написал(а):

Вы не согласны со мной или с де  Бопланом?

Посмотрите внимательно - Боплан описал козаков на Сечи. Пожалуйста приведите сведения, где были пьяные козаки во время БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!

На самом деле, если пару тысяч мужиков посадить на один остров без баб и без сражений, то через некоторое время (иногда хватало пару недель) у них начинается спермотаксикоз, лечение от которого - запой.
Возьми любую военную часть и оставь ее без действия и без развлечений и что - повальная пьянка. Даже в самой образцовой части.
Или вы хотите сказать, что самосознание мужиков ВСЕГДА ОБРАЗЦОВО трезво?

0

78

Холера-Хам написал(а):

Так, например, мещовский воевода Михайла Дурной в своем донесении в Разряд в ноябре 1650 г. яркими красками описывал пьянство среди мещовских казаков.

Не стоит путать городских казаков и казаков с фронтира. Первые - обычные наёмники, вроде ландскнехтов. Уровень дисплины зависел от начальника. Судя по донесению - начальник - слабак. Кстати, Вы обратили внимание на кликуху воеводы? Она наверняка точно отражает его умственные способности.
Вторые жили в месте, где неурочная пьянка - приговор к смерти или рабству. Если бы запорожцы и донцы пили без просыпу, то несколько сот лет на тех местах они не выжили бы. Однозначно. Ногаи их ненавидели, тому тьма примеров в их жалобах царю. Вырезали бы или сдали на галеры.
Кстати, это не означает, что казаки не пили. Пили, действительно, страшно, НО! Сугубо в мирное время. При минимальной опасности ногайского набега, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ ПОХОДА. Чувствуете разницу? В походе или после оного?
Так что минус скорее положен Вам. Путать городовых и донских казаков, поход и расслабуху после оного - грубейшая ошибка.

Холера-Хам написал(а):

Веру казаки исповедуют греческую, называя ее русскою. Быв уверены, что от соблюдения праздников и постов зависит блаженство будущей жизни, они строго наблюдают их, воздерживаясь во время поста, т. е. около 8 или 9 месяцев в году, от употребления мяса. Но за это постничество они вознаграждают себя вдоволь напитками, и я уверен, что нет в свете народа, который мог бы сравниться с казаками в пьянстве: не успеют проспаться, и вновь уже напиваются. текст – Боплан, Гильом Левассер де. Описание Украйны / Перевод с французского Ф. У[стрялова ?]. — СПб.: В тип. Карла Крайя, 1832;

О страшном пьянстве среди сечевиков писал и Яворницкий. Подчёркивая при этом, ПИЛИ ПОСЛЕ ПОХОДОВ. ПИЛИ, ПОКА НЕ ПРОПИВАЛИ НАГРАБЛЕННОЕ. НО НЕ В ПОХОДЕ.

+1

79

Холера-Хам написал(а):

Уважаемая Ника! Вы не согласны со мной или с де  Бопланом? Он-то вроде бы, очевидец?

Пожалуста обратите внимание на мой пост. В походе или после оного.

0

80

Ув. Холере-Хаму это безразлично. Главное всех причесать под одну гребенку.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Казаки и их роль в истории России.