Самые страшные ошибки авторов и читателей
Пишет AnaisPhoenix:
1) Автор и общая форма фика (язык, стиль, сюжет, оформление etc).
— Общая безграмотность, приравниваемая к неуважению к читателю.
Авторы, думающие, что художественная ценность их "шИдевра" остановит рвотные позывы, возникшие при прочтении, жестоко ошибаются.
— Отсутствие связного сюжета.
Особенно заметно в длинных историях.
Вычислить момент, когда герои начинают жить так, как им заблагорассудится, забыв о всякой логике, обычно не составляет труда.
— Пролонгация.
Именно. Пролонгированные хороши лишь таблетки, да и то не все.
Безусловно, есть люди, которым нравится читать по главам в течение длительного времени. Остальных же обычно сильно раздражает, когда макси-фики выкладываются по частям с совершенно дикими временными промежутками. Посему, лучше сразу написать всё и выложить разом, чем издеваться над читателями и удивляться, почему все ушли или погрузились в анабиоз. Все не ушли, все просто потеряли интерес.
Особый садизм – прервать повествование на самом интересном месте и "забить" на продолжение. Дикий негатив со стороны читателей обеспечен.
— Неуместное и нецелесообразное употребление иностранных слов.
Особенно актуально для анимешных фэндомов. Нет, "хакама" и "бенто" — это нормально и придаёт нужный национальный колорит, нормальны и уместны и префиксы вроде "-сама" и "-кун", но когда начинаются все эти "ксо" и "бака", имеющие нормальные аналоги и в русском, хочется забить автора учебником японского. Господа, хватит пребывать в заблуждении: излишнее употребление японизмов не создаёт атмосферы, а лишь убеждает читателя в авторской недалекости и бедности его, автора, словарного запаса.
Особенно же мерзко смотрятся персонажи, говорящие весь фик на русском (что естественно, ибо автор русскоязычен), а потом вдруг выдающие что-то в духе: "Ah, kawaii!". На расстрел. Сюда же относятся и фразы-ляпы вроде "я ж тебе русским языком сказал". Ага — японец (француз/англичанин/etc) — и русским!.. И будьте осторожны с русскими пословицами и поговорками. Согласитесь, герой-японец, выдающий что-нибудь в духе “ни Богу свечка, ни чёрту кочерга” или “хватит бить баклуши”, смотрится не вполне достоверно.
— Предупреждения типа "Эта мой первый фанфек, не ругайте сильно!"
Стопроцентная гарантия того, что критик заранее навострит уши. Так что если это действительно ваш первый фик, и вы хотите меньше тапок — никогда и никому не признавайтесь, что он первый. Запомните: этим никого не разжалобить. Читателям всё равно, пишете вы впервые или вы уже маститый литератор – читателям нужен продукт; и им плевать на оправдания.
— Многочисленные оправдания в “шапке” фика.
"Я писал это в пьяном угаре"/"Я разругался со своей бетой"/"Я не успел вычитать" и бла-бла-бла. См. пункт выше. Это опять же вас не оправдает, потому что первое впечатление запоминается, и именно от него уже пляшут. И читателя не волнует, что вы не успели, повздорили с бетой или у вас так горит, что вам лениво вычитывать. Посему, вам очень повезёт, если он не подумает: "Вот ведь ленивая зараза, не мог пару дней подождать и сделать всё нормально!", и не сделает соответствующих выводов.
2) Автор и персонажи (образы, жанровые особенности, достоверность, рейтинги etc).
— Сью-синдром и “проекции автора”.
Практически всех нормальных читателей сильно раздражают Мэри и Марти Сью и вообще некачественные новые персонажи. Угнетает, когда новый персонаж возникает лишь затем, чтобы в течение десяти глав спариваться с нравящимся автору главным героем. Так и хочется сказать: “Найди себе мужика, деточка, и прекрати писать о своих сексуальных фантазиях — они интересны только сексопатологу”.
— Примитивный подход.
Фики "йуных деффачек" — весь этот мегатонный флафф, рыдающие мужские персонажи и слэш нон-стоп – вызывают лишь негатив, особенно если читателю больше пятнадцати лет. И возраст автора вычисляется на ура, и выводы из этого делаются соответствующие и далеко идущие.
— Отсутствие Обоснуя и мотиваций.
У добрых читателей такая история вызывает просто недоверие и жалость к автору. У менее добрых же первоначальное желание подослать к автору призрак Станиславского быстро проходит, и возникает другое — этого автора забить. Учебником психологии.
— Спаривание персонажей, в каноне ни разу не видевшихся.
Верх идиотизма. Безусловно, можно свести кого угодно, но вот поверит ли в это читатель?.. А если не поверит, тогда на кой?..
Так что, авторы, не забывайте: “верю!” – важнейшая составляющая любой писанины. И важнейшее мерило качества – тоже.
— Неконтролируемый ООС.
Понятно, конечно, что восприятия характеров и образов у всех индивидуальны, но! Но есть вещи, которые данный конкретный персонаж не сделает никогда. И хотя бы ими злоупотреблять не следует.
— Индульгенция "Альтернативная вселенная".
Авторы, считающие, что лейбл "AU" избавляет от необходимости мотивировать поступки героев или выдерживать их относительную вхарактерность, сильно ошибаются.
Господа-господа, каноничный Снейп никогда не будет плясать в розовой шляпке, каноничный Улькиорра — не ляжет под Гриммджо, а каноничный Арей не станет работать жилеткой для всех страждущих. Это не просто никанон – этого не может быть просто потому, что не может. Ни в одной AU. Никогда. Как бы вам, извращенцам, этого не хотелось. Посему, такие вещи – гарантированное “не верю!” и соответствующая реакция.
— Полное незнание канона.
"Сами мы не местные, не ругайте сильно!" Будем ругать и ещё как. Не хочешь читать канон — пиши ориджинал, но персонажей не уродуй. И не надо писать, что у Гарри Поттера были голубые глаза, а Айзен был лысый. Смешно и глупо.
— Кинки, сквики и прочие бзики.
Будьте предельно осторожны: не каждому хочется видеть конкретного персонажа беременным, в наручниках и стрингах, изнасилованным или вырытым из могилы и снова изнасилованным. Удивительно, но факт.
Если же у вас всё-таки хватило садизма глумиться над персонажем, то хотя бы постарайтесь делать это достойно. Я не шучу: и в кинке можно соблюдать относительную вканонность. И не просто можно, а нужно. В противном случае автор может быть битым даже более жестоко, чем при любом другом раскладе.
— Нехарактерный язык.
Неуместные сюсюканья, высокопарно-философские монологи и общий стиль речи – будьте со всем этим предельно осторожны, дабы из драмы не сделать комедию.
— Синдром Мэри Сью.
Как "было"? А их, Сью, мало не бывает, вот в чём проблема.
Итак, запомните: никаких Мэри Сью. Если есть возможность, вообще не вводите в фик новых персонажей, потому что на фоне персонажей канонических с известными читателю чётко обрисованными характерами, они всегда будут казаться жалкими и недостаточно хорошо очерченными.
Если уж вы жить не можете без новых персонажей, не нужно писать их с себя. Постарайтесь, чтобы новые персонажи были второстепенными, а не являли свой лик миру только ради того, чтобы затащить в постель главного героя. Безусловно, каждому автору приятно лицезреть свою проекцию, лобызающую/его дрожащего/юю от страсти главного героя/героиню, но в глазах читателя это выглядит жалко.
И последнее: не забывайте о недостатках. Ваша Арабелла-Марионелла-Маргарита-Третья не должна быть божеством во плоти без единого минуса. Опишите вулканический прыщ на носу, мерзкий характер, некрасивую привычку ковыряться в носу – и никто не станет подозревать вас в “мэрисьюизме” хотя бы первое время.
— Халатное отношение к кроссоверам.
Почему-то некоторые авторы искренне считают, что кроссовер – самый лёгкий жанр. Мол, а чего такого, совместил два мира – и радуйся. И эти наивные личности обычно дико удивляются, получая самые саркастичные отзывы в адрес своей “мега-вселенной”.
А причина-то вот в чём: кроссовер на деле самый сложный жанр, потому как подводный камень в нём такой же, как и в AU – необходимость правильно вычислить возможные действия персонажа в совершенно чуждых для него условиях, исходя из его оригинального канонического характера. Да, конечно, это проблематично, но нужно же хотя бы пытаться! Посему, не беритесь за кроссоверы, серьёзно вам говорю. Напишите хотя бы несколько фиков просто без ООСа.
3) Автор и читатели.
— Пролонгация.
Да-да, и снова она. Посему, чтобы не потерять половину читателей и не удивляться, почему живость оценок пропала уже к трети повествования, постарайтесь рассчитать силы так, чтобы обновления вашего макси-фика происходили не раз в сто лет. В противном случае вы рискуете растерять читателей, ибо не каждому хочется постоянно перечитывать три десятка глав, чтобы вспомнить, с чего всё начиналось.
— Предупреждения и оправдания прямо в “шапке”.
Да, снова повтор. Если не хотите ловить помидоры в увеличенных количествах, молчите в тряпочку, даже если это действительно ваш первый фик. Понятие “предупреждён – значит, вооружён” здесь работает против вас.
— Пофигизм в духе “Бумага всё стерпит!”.
Не считайте читателя тупым дебилом, которые скушает всё, что вы ему предложите. Не забывайте о канонистах и граммар-наци, и просто нормальных читателях, которые совсем не жаждут жевать кактус и не желают видеть мучений любимых персонажей.
Не пишите ПВП только ради анатомии, слэш – только ради желания посмотреть на этих двоих в одной постели, и романтику – только ради свадьбы в финале. Предупреждайте, если в фике имеется кинк (сквик), иначе ваша авторская судьба может быть весьма плачевной.
— Призрак фидбэка.
Дабы не стать параноиком, просто не ждите его. Меньше ждёте – больше получите.
4) Читатели и авторы.
— Гробовое молчание и игра в партизана.
Не молчите. Комментарии – это действительно единственный хлеб автора. И не надо думать, что он телепатически уловил ваши флюиды и понял, что вам понравилось. Ничто не угнетает так, как молчание.
Не понравилось настолько, чтобы хотелось откомментить? Просто скажите: “Прочитал. Нормально”, — это всё же лучше, чем ничего.
Не поленитесь комментить сами – не поленятся комментить и ваши работы.
— Личная неприязнь к теме.
“Это мне не нравится только потому, что не нравится” – не довод. Держите его при себе и не читайте то, что заведомо вам не нравится. А уж если читаете – не вопите.
— Параноидная мелочность.
Не цепляйтесь к деталям. Не нужно заострять внимание на единственной пропущенной запятой, это мелко. Но: если грамотность автора такова, что Розенталь переворачивается в гробу, а герои живут по принципу “Логика? Что такое логика?”, не молчите. Лучше сразу спускать с небес на землю, чем позволять людям думать, что они велики и гениальны при полном отсутствии прецедентов.
— Оговорки и неадекватные формулировки.
Некоторые оговорки могут свести на нет весь позитив от фидбэка. Классика жанра – “Ненавижу этот пейринг, но…”. Некоторых авторов это злит.
Односложность. Помните, одинокое “Проду!” только раздражает, поэтому хотя бы объясните, почему вы хотите эту самую проду.
— Специфические сленги.
Бойтесь их. “Ня, кавай!” или “Афтар, пеши исчо!” для большинства авторов как красная тряпка для быка.
— Демонстрация равнодушия к сюжету.
За вопрос "Ну и когда уже будет секс?" действительно можно схлопотать, потому что любой нормальный автор справедливо решит, что это единственная причина, по которой вы ещё читаете его историю. Фик длинный, а вам не терпится? Позовите вторую половину, включите порно или сходите в душ. Автор, знаете ли, не обязан только ради ваших гормонов делать из приключенческого макси мини-ПВП.
* * *
Резюме:
Помните про эти пункты – и у вас будут все шансы стать любимым автором для многих читателей и любимым читателем многих авторов.