Вот. Минковского воскурил.
Теперь думаю, как представить результаты...
Классификация литературных произведений на основании хронотопа
Сообщений 1 страница 10 из 116
Поделиться113-08-2010 21:10:27
Поделиться313-08-2010 22:25:07
Теперь - обозначения.
Вдоль осей:
F, P - будущее, прошлое
O - настоящее воспринимаемое
Пунктир - линии, обозначающие предел возможного по представлениям общества в точке О.
E, G - направления изменений к хуждему и к лучшему соответственно
Вокруг точки O и пунктирных линий - мэйнстрим с ответвлениями вроде эпоса и мифа (углы PG и PE), памфлета (FE) и еще чего-то по FG.
Выше-ниже пунктира - просто романы, B и W - намеренное искажение действительности, "чернуха" и "панегирик".
HSF - твердая НФ
SF - мягковатая, но НФ
hT - страшная сказка. Тут и хоррор, и все-все...
kT - добрая сказка. Тут тоже все.
в будущем-небываемом - спэйсоперы, в прошлом небываемом - фэнтэзютники...
Cr - крипта.
Н - исторический роман. Он, как ни странно, в этой схеме - фантастика!
AHn - альтистория, негатив
AHp - альтистория, позитив
aU - антиутопия
U - утопия.
Вот. Топтать подано...
Если публике будет интересно, рассмотрю, что просходит с книгой по мере течения времени - ибо данная классификация завязана на текущий момент и вообще весьма субьективна. Точнее, относительна, ибо вырождена из мира Минковского
Отредактировано ВЭК (13-08-2010 22:27:07)
Поделиться413-08-2010 23:00:47
Итак, вот. Первичная схема.
Браво! Отличная визуализация, но она исходит из готовой классификации, лишь формализованной в рамках внешней графической модели.
Вот. Топтать подано...
Нет. Не получится - не за что.
Извините за предыдущие шутки о сферах и лошадях.
Если публике будет интересно, рассмотрю, что просходит с книгой по мере течения времени - ибо данная классификация завязана на текущий момент и вообще весьма субьективна. Точнее, относительна, ибо вырождена из мира Минковского
Было бы очень интересно, но с учётом одного обстоятельства - со временем, в условиях смены парадигм (или "предрассудков" - если по Г.-Г. Гадамеру) общественного сознания, восприятие того или иного произведения будет меняться чуть ли не радикально. А субьективностью в каждой конкретной точке 0 можно пренебречь или принять за нечто среднее.
Поделиться513-08-2010 23:09:53
Было бы очень интересно, но с учётом одного обстоятельства - со временем, в условиях смены парадигм (или "предрассудков" - если по Г.-Г. Гадамеру) общественного сознания, восприятие того или иного произведения будет меняться чуть ли не радикально.
Да. Согласен.
И, что интересно, схема позволяет показать именно парадигмарный сдвиг.
Стоит попробовать?
Кстати, я уже могу предположить в качестве одного из эффектов - "выдержанные" жанры, невозможные без прошествия лет, и складывающиеся из суммы: "изначальный жанр"+"новый жанр".
Отредактировано ВЭК (13-08-2010 23:10:50)
Поделиться613-08-2010 23:12:29
Отличная визуализация, но она исходит из готовой классификации, лишь формализованной в рамках внешней графической модели
Да. Если б я придумывал новые названия, совсем было бы запутано. Но их можно разработать именно исходя из особенностей схемы.
Поделиться713-08-2010 23:35:44
Стоит попробовать?
Да.
К сожалению, мне не хватает знаний чтобы представить себе в схематичном виде (в рамках вашей модели) глубину сдвига восприятия (точки "О" )на основе смены парадигмы - по оси "Хор-Плох" + по временной шкале. Прежде всего знаний о частоте и векторе смены парадигм. (Имеются в виду - морально-нравственные)
Кстати, я уже могу предположить в качестве одного из эффектов - "выдержанные" жанры, невозможные без прошествия лет, и складывающиеся из суммы: "изначальный жанр"+"новый жанр".
Этот эффект виден невооружённым взглядом - откуда появился "киберпанк" и его эпигоны ("стим-" и "дизель-", а скоро может вырасти и "стоун-") вплоть до пресловутого почившего в бозе "турбореализма".
Поделиться914-08-2010 00:05:49
Обозначения.
t - изменение, ожидаемое обществом во благовремении, временная составляющая.
i - изменение, не ожидаемое обществом - временная и парадигмарная составляющие.
R - результирующее изменение общественной парадигмы
O2 - новое состояние общества
На схеме показано изменение, позитивное с т.з. предыдущей парадигмы.
Альфа, три штриха внутрь - то, что казалось сбыточным, и, не сбывшись, стало "устаревшим" - дурное.
Дурной сон человечества.
Скажем, роман-предупреждение о ядерной войне между СССР и США - война еще может быть, но СССР уже нет.
Бета, два штриха внутрь - то, что казалось невозможным - а оказалось вероятным - хорошее. "Ух, а мы не знали!"
Зона обретенного прошлого, не вполне достоверного. Скажем, нынешний "сталинский ренессанс", сметающий с могилы насранное за года и годы, вполне подходит под изображенное на схеме.
Гамма. Один штрих внутрь - то, что казалось невозможным - а оказалось вероятным - плохое. "Ужас, что было!"
Зона обретенного прошлого, не вполне достоверного.
В нашем примере с СССР - куча антисоветчины, которая была - вранье.
Неохота перечислять все помои...
Дельта, четыре штриха внутрь - то, что казалось сбыточным, и, не сбывшись, стало "устаревшим" - хорошее.
Failed Future, простите за английский - по аналогии с Failed State.
Пример - мир Алисы Кира Булычева. Ностальгия. Грусть.
Эпсилон, заливка.
Сбывшееся.
Если залезет в область фантастики - то это - множество технических предсказаний.
Лозунг при перечтении: "Помнишь, как мы мечтали?" Светлые чувства, оттененные сознанием наивности и несовершенства прежних фантазий по сравнению с реальностью...
"Выдержанный" жанр, подделка под который порождает стимпанк и все такое... Но это именно отдельный выдержанный жанр!
Далее - мэйнстрим о настоящем и даже - при сильном продвижении - прогностика, оказавшиеся на перпендикуляре из R, опущенном на ось EG станут восприниматься как исторические романы... а что для нас "Война и Мир" или "Анна Каренина", по сути? Могут приобрести ценность - точным и сочным описанием была, не вдохновлявшим современников, например.
Уфф.
Это все несовершенно, но я надеюсь, с этим можно работать
Отредактировано ВЭК (14-08-2010 00:06:23)
Поделиться1014-08-2010 00:20:22
Замечу также, что крипта и АИ - жанр благодарный, им только расти за счет сегментов гамма и бета, и никогда не выйти в отстой... но и претерпеть превращение выдержкой им тоже невозможно, если они не включают, помимо описанной развилки, качественного описания альтернативного настоящего или будущего.