Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Классификация фантастики по Шумилу


Классификация фантастики по Шумилу

Сообщений 1 страница 10 из 22

1

Ошибки классификации фантастических произведений.

      Ошибки множества классификаций литературы врожденные. Откуда пошла необходимость классификации? От архивариусов-библиотекарей. Им надо поставить томик на полку. На НУЖНУЮ полку.
      Все так? Согласны? А что из этого вытекает?

      1. Классификация одномерна. Даже еще хуже - дискретна (перечисление полочек/жанров). Следствие - постоянные проблемы с промежуточными и переходными формами. Их к тому или иному жанру относят волевым решением библиотекаря.

      2. Классификация ориентирована на конечного пользователя - библиотекаря. И от нее никакой пользы пишущему автору.

      3. Ну и, наконец, библиотекари, конечно, люди очень аккуратные и старательные. Но культура научного мышления у них отсутствует. Они повторяют характерную ошибку врачей - попытку лечить симптомы, а не болезнь. В смысле, классификацию ведут по формальным внешним признакам, а не по сути. Есть драконы - это фэнтэзи. Есть ракеты - НФ. Есть компы и виртуальная реальность - киберпанк. Убого и примитивно.

      Недостатки такого подхода очевидны - иначе новые попытки классификации, новые жанры и поджанры не плодились бы как грибы.

      А теперь отложим в сторону старые классификации и начнем с нуля. Сколько на свете книг? Одна? Две? Тысяча? Миллион? Множество! А множествами занимается Теория множеств. Беда, что филологи - гуманитарии, и с разделами математики, как правило, не дружат.
      Дальше. Поскольку я - автор, классификация должна помогать мне, пишущему автору, создавать произведения нужного мне жанра. Проблемы библиотекарей для меня - дело десятое.

      Ну и, разумеется, по выходу новая классификация должна В ОСНОВНОМ совпадать с устоявшимися классификациями. То есть, если по ней "Открытие себя" Савченко попадет в фэнтези, а толкиеновские хоббиты, наоборот, окопаются в научной фантастике, народ нас не поймет...

      Такие исходные предпосылки.

      Чем плох библиотекарский дискретный подход? Кажется, все просто: Есть фэнтези, есть НФ. На эти два направления - как на шампуры - нанизываем томики. А какой-то нехороший человек написал космооперу. И у него появились последователи. Вводим третий шампур. Другой гнусный сволич увлекся чернухой, мокрухой и порнухой на фоне высоких компьютерных технологий - четвертый шампур, киберпанк. Уже слышен разговор о восьми румбах фантастики... Потом их будет 16, 32... Получается такой ежик из шампуров-жанров.

      Что говорит математика?

      а) Между двумя точками всегда можно поставить третью. То есть, обязательно найдется чудик, который напишет книжку, для которой еще нет жанра.

      б) К чему это приведет? Нам нужны фракталы? Мы хотим играть с бесконечным количеством жанров? Да ну его на фиг, жизни не хватит!

      Что о фракталах говорит математика? Фигура с дробным числом измерений. В нашем случае - уже не одно, но еще не два. Стремится к двум. Так возьмем два!!! Получаем плоскость - ПРОСТРАНСТВО!!! По осям отложим НФ и ФЭНТЕЗИ. Допустим, по Х - НФ, по Y - фэнтези. А между осями - богатство промежуточных и переходных форм. Как говорит теория множеств, множества могут частично пересекаться, и множества могут не иметь четких границ (нечеткие множества). Для промежуточных и переходных форм нашлось свое место.

      Красиво... Главного нет. Что же такое НФ?

      Берем бо-о-ольшую стопку книг, о которых внутренний голос, а также голоса филологов, филолухов, критиков и критикаклей говорят, что это НФ. И тупо читаем. Потом вспоминаем о культуре мышления. Абстрагируемся от сюжетов и фабул, от мельтешения героев и красивых фраз, ищем общее. "О чем кино?"

      Повторяем опыт с толстой пачкой фэнтези.

      Что получили? РЕЗУЛЬТАТ!

      ========================================

      НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - это прежде всего мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла.

      ФЭНТЕЗИ - это литература ПОСТУПКА. Исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной.

      Определения НФ и ФЭНТЕЗИ не антагонистичны. Они лежат как бы в разных плоскостях. Что дает возможность создавать промежуточные и смешанные формы.

      ========================================

      Проверяем результат на достоверность. На чем лучше? На спорных случаях. Что в НФ спорный случай? Киберпанк, например! Почему спорный? Да потому что по симптомам (компьютеры, виртуальная реальность) тянет на НФ, но основоположник жанра в компьютерных технологиях - ни в зуб ногой... (Чего и не скрывал...) Вопиющие ошибки - пачками!!! Но у нас НАУЧНАЯ фантастика. Может не знающий таблицы умножения сделать открытие в математике? Сомнительно. Очень сомнительно! Противоречие по старой классификации. По новой - никакого противоречия. Киберпанк ни в коем разе не НФ, а просто "мягкая" развлекательная фантастика. Потому что мысленным экспериментом в киберпанке и не пахнет. Обычные приключения тела в высокотехнологичном мире.

      Итак, у нас есть определение жанров НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА и ФЭНТЕЗИ, есть пространство в координатных осях НФ - Фэнтези. Дальше можно подумать о выборе третьей координатной оси (реализм, например). Трехмерная классификация может дать уйму новых возможностей. Но это будет уже игрушка для профессионалов, слишком сложная для любителей.

      Или можно поговорить о самоочищении жанра НФ. (Уникальное свойство. Не могу подобрать другого жанра, в котором оно было бы выражено так четко.)

(с) Павел Шумил

Отредактировано ВЭК (21-11-2010 00:29:29)

+2

2

Пмсм всё-таки классификации делаются прежде всего для читателей, чтобы была возможность еще до начала чтения книги получить о ней какое-то представление (из аннотация его можно получить не всегда или получить не соответствующее действительности)
Понятно, что каждый человек (в том числе автор) для себя может построить гораздо более сложную модель, включающую большее кол-во факторов
Но такую модель будет достаточно сложно объяснить кому-либо еще
Поэтому достаточно простые классификации строятся таким образом, чтобы быть понятными большому кол-ву людей

+1

3

ВЭК написал(а):

Ну и, разумеется, по выходу новая классификация должна В ОСНОВНОМ совпадать с устоявшимися классификациями.

Тем не менее, предложенные определения НФ и фэнтези очень слабо совпадают с общепринятыми:

ВЭК написал(а):

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - это прежде всего мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла.

ФЭНТЕЗИ - это литература ПОСТУПКА. Исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной.

Мысленный эксперимент без интересного для читателей действия - это вообще может быть не художественной, а научно-популярной литературой
А законы логики и здравого смысла (а от себя добавлю, что и экономики тоже) пмсм обязательны для любой качественной литературы :)

+1

4

Mif написал(а):

А законы логики и здравого смысла (а от себя добавлю, что и экономики тоже) пмсм обязательны для любой качественной литературы

Какой логики и экономики?
Из-за разночтений в этом пункте постоянно начали возникать споры в разных ветках форума. Почему-то по умолчании принимается, что наша цивилизация, со всеми её зигзагами - это единственно возможный вариант, и её модель автоматом переносится в любые новые миры, создаваемые авторами.
Согласен, что так во многом удобнее для всех, и авторов и читателей. Но это не может быть обязательным условием при создании нового мира! Просто мы не имеем другого примера, что совершенно не означает возможности других путей развития общества.
У многих авторов нет объединяющих религий, вроде христианства и мусульманства, вместо них или полное отсутствие таких факторов, или мелкие божества у каждого из народов. Но модель всё равно списывается с Земли. А почему? Так удобнее...

0

5

Zybrilka написал(а):

Какой логики и экономики?

Хотя бы и местной
А экономика является прямым следствием того факта, что некоторые из необходимых ресурсов являются редкими

0

6

Mif написал(а):

Хотя бы и местной
А экономика является прямым следствием того факта, что некоторые из необходимых ресурсов являются редкими

В Полинезии деньгами были редкие раковины. Частный случай, но ведь было. А что в новых мирах будет редким, а что не очень - так фиг его знает.
Все привыкли, что алмазы дорогие, но забывают о том, что рубины встречаются гораздо реже, чем алмазы. И что дороже? И для чего - для ювелирки или для обработки твёрдых сплавов, или как сырьё для твёрдотельных лазеров?

0

7

Zybrilka написал(а):

В Полинезии деньгами были редкие раковины. Частный случай, но ведь было. А что в новых мирах будет редким, а что не очень - так фиг его знает.

Понятно, что в другом мире (неважно, НФ он или фэнтезийный) редкость и полезность отдельных видов ресурсов может отличаться от нашего, главное, чтобы автор подумал об этом заранее, иначе может получиться много роялей :)

0

8

swalka написал(а):

Произведения с чуждой логикой читать можно - но скучно и надо ломать мозг.
А худлит читаем мы всё же больше для развлечения, нет?
А потому абсолютно естественно, что на любое придуманное общество ляжет калька нашего.

Если все описываемые в художественных произведениях общества будут лишь кальками нашего, то читать будет просто неинтересно :)
А чтобы не было отторжения из-за неправдоподобности, желательно, чтобы отличия были объяснены и обоснованы автором

0

9

Izverin Aleks написал(а):

Не есть надо судить о киберпанке по Метре-2020 и прочим... Думаю, что есть и достойные произведения.

Я вот всё думаю...
"Хоббит, который познал истину" и "Хоббит, который слишком много знал" - это киберпанк, НФ, фэнтези?
Всего понемножку и ничего из этого в целом. В "шумиловском пространстве" координаты подобрать можно.
Но вот

ВЭК написал(а):

требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума.

уже обидно. Сейчас дописываю именно что фэнтезийный опус, но что до проработки мира - это бОльшую часть сил и времени отняло, при том, что в текст как правило не попадало...

0

10

Wild Cat написал(а):

Сейчас дописываю именно что фэнтезийный опус, но что до проработки мира - это бОльшую часть сил и времени отняло, при том, что в текст как правило не попадало...

Насколько я в курсе, чтобы описание мира в произведении было цельным и логичным, его проработка должна быть на порядок больше, чем непосредственно используется при написании произведения :)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Классификация фантастики по Шумилу