Вот такое мне сегодня наснилось... Мдя...
И это только начало сна, потом дорисую рассказ.
1
В тот выходной я пошла тратить неожиданно свалившийся на голову заработок. Ничего необычного, криминального или просто неприятного. Позвонили знакомые, сказали, что дали мой телефон другим знакомым, у которых полетела винда на компе. Они, дескать, перезвонят. Перезвонили. Я приехала к этим "знакомым знакомых", осмотрела, собственно, предмет - глючный комп - и выяснилось, что проблема там не в системе. Скорее, в пользователях, но о том я скромненько умолчала. Составила список, хозяева скатались со мной на радиобазар, потом я полдня провозилась, изображая непосильный труд по превращению кучи железа в компьютер, хотя, там делов-то было на часок - полтора. Итог - полностью рабочий комп и триста гривен на карманные расходы, которые я и побежала тратить... Думаете, на тряпки и краски? Ха! Наивные. Компьютеры - мой хлеб, но антиквариат и цветные камешки - моя страсть.
Этот кристалл я сразу выделила из общей кучи, и не из-за его необычной формы. Он был больше своих соседей – в основном продукции института ФИАН и свердловского завода ювелирных изделий, но по большей части просто разноцветного стекла. С синтетическими кристаллами его роднила окраска – типично "александритовая", с переходом цвета – но по размерам он далеко обставил даже стеклянные "бриллианты", вынутые из поломанных латунных брошек. Большой, размером чуть не с мою мобилку, прямоугольник с боковыми гранями, обработанными в стиле изумрудной огранки. Эдакая старомодная "табличка", но выполненная весьма и весьма "на уровне". В оправу не вставишь – слишком уж большой получился бы перстенёк или кулончик. Разве что на полочку, в дизайнерских целях. Вот на полочке, кстати, кристалл смотрелся бы весьма неплохо. А его цветовые переходы – сине-зелёный днём, аметистово-пурпурный вечером – позабавили бы и меня, и гостей. Барахольщик, правда, просил за "стекляшку" две сотни, но я, возмущённая до глубины души, торговалась до предела. То есть, сбила цену вдвое, прекрасно зная, что торгуюсь вовсе не за кусок крашеного стекла. Уж что, что, а отличить синтетический кристалл от банального оксида кремния я ещё способна. И если продавец не знает истинной цены товару, то это уже его проблемы.
Рассматривать покупку во всех подробностях мне пришлось уже дома. Что ж, неплохо. Ни единой царапинки, ни единой трещинки. Верхняя грань очень гладкая. Ничего удивительного, это ведь машинное гранение и хорошая шлифовка. На боковых гранях, преломлявших свет с заранее рассчитанным эффектом и заставлявших кристалл переливаться восхитительными оттенками, виднелись едва заметные неровности. Словно от шлифовального круга. Да так оно, наверняка, и было. Тщательно отполировали верхнюю грань, пройдясь по остальным лишь по минимуму, чтобы заблестели. Впрочем, точно так же были огранены и другие мои экспонаты, как украшавшие полку, так и дожидавшиеся в шкатулке очередной перестановки. Задуматься заставлял лишь размер моего нового приобретения. Действительно, в кольцо не вставишь. Неужели советские гранильщики расходовали синтетические кристаллы на дизайн помещений, где вполне можно было обойтись красивым стеклом? Ой, вряд ли…
Необычное я заметила через две недели, когда поехала в Яремчу, навестить деда с бабушкой. Когда-то давно, ещё молодыми людьми, они приехали работать в курортно-туристическом карпатском местечке, да так там и остались. Дети – моя мама и тётушка – выросли, уехали учиться в большие города, и тоже пустили корни в новом месте, лишь изредка навещая родителей. Теперь к старикам ездили уже взрослые внуки. Мой киевский двоюродный брат, Славик, явился с женой и годовалой дочкой. В прошлый раз я приезжала с Андреем, но наши отношения за год расклеились окончательно. Спрашивается, если ему так нравилась Лидка с юридического, то какого он прицепился ко мне?.. Ладно, что было, то прошло. Сейчас я в свободном поиске, что вовсе не означает "сплю с первым попавшимся". Кстати, хотите поделюсь вернейшим способом отшить приставучего соседа по купе? Нужно всего-то навсего перевести разговор на мобилки и компьютеры, и вывалить на голову оторопевшего мужика гору технических подробностей. Метод безотказный. Даже если "чувак въезжает в тему", то охота "клеить" девушку с такими увлечениями пропадает напрочь. Сильно умная, мол, а это большой недостаток.
Кристалл, кстати, я прихватила с собой. Сейчас объясню, почему.
Нет, я не собиралась дарить его деду с бабкой или братцу. Просто, что называется, прикипела душой к красивой вещичке. За мной такое редко замечалось, но если что-то понравилось, буду таскать за собой даже на лекции. Потому-то на моих руках постоянно болтаются два-три антикварных кольца с крупными камушками и какой-нибудь браслетик. Золота не ношу, хотя заработок родителей позволяет. Холодное оно какое-то, когда в руках держу. А вот серебро, особенно старое, "отогретое" прежними владельцами – самое то. Попадаются, правда, исключения. Хотите верьте, хотите нет, но вещь, принадлежавшую плохому человеку, я опознаю сразу. Прикасаешься – и словно укол ледяной иглой в палец. Такое не беру, даже если оно необыкновенной красоты и его отдают за копейки. Оно мне надо – своими руками беду в дом притащить? Бабское суеверие? Увы, суровая реальность. Мама, помнится, лет шесть назад купила на барахолке красивую серебряную цепочку. А от неё – ух! – как из морозильной камеры веяло. Ну, я и пристала – выбрось, продай, подари соседке (крайне неприятной особе, надо сказать). Мама сочла моё нытьё фантазией девочки-подростка, перечитавшей фэнтези. А зря… В общем, месяца через три мама угодила в больницу с гипертоническим кризом (в её-то неполные сорок и при её-то непыльной работе!), а я под шумок стащила злополучную цепочку и выбросила. В Днепр. С моста. Самое интересное, что мама, давно забывшая о повышенном давлении, и по сей день цепочки не хватилась. Будто забыла… Это я к чему, собственно, веду? К тому, что от кристалла веяло теплом. Каким-то необычным, как тропический ветерок в зимних Карпатах. Я не чувствовала ничего плохого. Более того – мне не хотелось расставаться с ним даже на две недели. И вот результат – кристалл, прислонённый к книжным корешкам, весело бликует, отражая пламя свечи. Нет, электричество тут есть, просто мне показалось это забавным – почитать книжку при свечах, как в старину. А заодно полюбоваться на своё сокровище при таком освещении.
Да, и кто меня только надоумил, какой чёрт нашептал поставить свечи по обе стороны от кристалла?..
Изображение, проявившееся на идеально гладкой, винно-розовой верхней грани, я сперва приняла за отражение происходящего за моей спиной, и невольно оглянулась. Ничего подобного. Всё те же деревянные стены, увешанные вышитыми рушниками, и дрожащие тени от свечей. "Может, у меня глюки?" Вспомнились старинные гадания с зеркалом, там всё как раз было завязано на гладкую отражающую поверхность, две свечи с их колеблющимся пламенем и воображение человека. Я внимательно всмотрелась в верхнюю грань кристалла… Нет, не глюки. У меня с воображением всё в порядке, но напридумывать такое – фантазии не хватит стопроцентно. Зато сразу вспомнился Герберт Уэллс. Его "Хрустальное яйцо".
2