Рысенок
Последняя из фотографий (колодец) как раз подтверждает теорию каменных молотков - на освещенной солнцем стене колодца видна характерная текстура из множества мелких выбоин.
Общий вид карьера впечатляет масштабами работ, но для того, чтобы судить о технологии мне лично этого недостаточно.
Круглые отверстия делаются трубчатым сверлом с подсыпанием воды и подливанием абразива. Я так в детстве стекло сверлил, когда телескоп пытался построить. Что характерно, алюминиевая трубка практически не изнашивалась - видимо, зерна абразива, скалывающие хрупкое стекло, в мягкий металл вдавливались. Известна древнеегипетская фреска, на которой мастер сверлит камень, приводя во вращение сверло при помощи лучка.
Самое непонятное для меня - дугообразная борозда на первых двух фото. Мне лично это напоминает борозды в бетонном полу, которые выгрызает осевшая железная дверь. Масштаба, к сожалению, нет и оценить размер не могу. Может, на эти камни опирался блок или ворот, край которого, задевавший за опору, и оставил такой след?
// Кто-то из историков средневековья прикинул, что за два века строительства готических соборов в Западной Европе для их (соборов) постройки обработали больше камня, чем за всю историю Древнего Египта. При том ухитрялись одновременно воевать, строить крепости и обходиться без помощи инопланетян...
Елена Горелик написал(а):Так вот: кварцевые зёрна там срезаны. Не сколоты и не вывернуты, как это было бы в случае долбёжки или примитивной распиловки, а срезаны. Ровненько, гладенько, будто пилой с алмазным напылением. Приводится ещё сравнение с колоннами в Питере. Там поверхность при ближайшем рассмотрении неровная, кварцевые зёрна вывернуты, а ведь инструменты русских мастеров были куда совершенее, чем у египетских.
Гладкий срез зерен минералов, слагающих породу (например, гранит) характерен для чистовой обработки - мелкозернистый абразив + небольшое давление/подача. Для древних строителей с ручным абразивным инструментом это получается само собой.
Елена Горелик написал(а):Медные циркулярные пилы, заглубляющиеся в гранит с шагом от 0,2 до 2 мм - на это было бы интересно посмотреть
А почему вы думаете, что это подача 0.2-2 мм/оборот? Может это рабочий, углубившись на эти самые миллиметры, устраивал перекур? Или, что более вероятно, поднимал инструмент для замены/подсыпания абразива/подливания воды. Мой опыт работы с "болгаркой" и циркулярной пилой заставляет склониться к последнему варианту.
Впрочем, повторюсь, спор о технологиях строительства египетских пирамид - это уже за гранью оффтопика. А топик - мой тезис о том, что с большой вероятностью представитель технологической цивилизации будет настаивать на том, что то-то и то-то сделали его предки, даже если он не представляет, где они этому научились, как сделали это и почему не смогли повторить. И этот тезис я уже доказал своим примером